Обзор Натальи Бугаре 1е место: «Благодарность» Прочитав все работы конкурса, я могу утверждать, что в этой миниатюре самый сильный и глубокий сюжет. Вечные темы, вечная боль и непростые вопросы. Дело даже не в том, что миниатюра выжимает слезы. Нет. Она задумываться заставляет, бередит душу, простите за пафос. Работа очень сильная. Единственное к чему можно придраться, это слишком активная позиция автора, нос которого торчит почти в каждой строке. Но я понимаю эмоциональность, писавшего эту миньку. И не считаю возможным занизить за это свою оценку. Но мне кажется, если убрать авторскую оценку и привкус "мемуаризма", оставив только сюжет в виде рассказа, работа только выиграет. Пусть читатель сам делает выводы. ИМХО.
2е место: «Освобождение» Опять же за сюжет, он глубокий и интригующий. Написать миниатюру, вместив в нее целый мир - высший пилотаж. Замечания: А на поверхности дикий ночной холод и терпимый холод дневной – Выжить невозможно. По крайней мере, никто не видел Выживших, точнее, не видел переживших ночь. А вот легенда об одном Выжившем есть.
Если в начале работы повтор слова – завтра - воспринимается анафорой, то тройной повтор режет ухо и глаз) перебор.
И чтобы раствориться в огне должен поторопиться. - предложение без подлежащего выглядит коряво тут, лучше перефразировать предыдущее предложение, либо сделать из двух одно. Но я бы рекомендовала не нарушать ритмику произведения и перефразировать эти два предложения.
Что особенно понравилось, это выбор точки зрения от первого лица и повествовательный, практически разговорный стиль. Легкий юмор, на кончике ножа, некая сумбурность мыслей, делает рассказ очень реалистическим и живым. Подобный художественный прием очень усиливает драматизм финала.
«Воруют» Великолепная юмореска, написанная упоительным слогом. Лично я не вижу, к чему придраться)
«Владимир и Адольф» Я долго размышляла, первое или второе место в шорте дать этой работе. Блистательный сюжет, тончайшее переплетение сюра и реализма, прекрасный слог, все это делает работу незабываемой. Но, по старой привычке, первое место даю только одной работе. Простите, автор. Особенно хорошо удалось передать импульсивность и неповторимость, если верить старым фильмам, речи Ильича. Я уже писала в рецензии к работе, но повторюсь и тут: лично мне не хватило передачи картавости в речи. Я прочитала авторский текст с нормальной дикцией, а потом, заменив букву р на г, и текст заиграл новыми гранями. По сути готовая пьеса в одно действие. Я бы рекомендовала автору показать миниатюру какому-то режиссеру. Могут взять... Идея весьма занимательна. По технике претензий не имею.
«Справедливость» Очень тонкий сюжет - чистая психология приправленная добротой. Работа не яркая с виду, нет в ней динамики и прочих прозаических вкусностей, но трогает за душу.
Замечания: поскольку это микро-малочка, тут каждое слово должно быть взвешено с аптекарской точностью.
по лицу текли прозрачные слёзы, - так как слезы детей по определению не бывают мутными, прилагательное прозрачные считаю либо лишним, либо неудачным. Тут лучше заменить на - крупные, обильные и т.д.
Больше претензий нет)
«Чужие окна» Великолепный психологический сюр с привкусом мистики. Ассоциации сразу подбросили фразу Ницше о взгляде в бездну. Работа тонкая и интригующая... Очень рискованная анафора, ну, очень много. Но все же, тут усиление. По технике претензий нет.
«Жаворонок» Глубокая и мудрая притча. Есть в ней что-то хаямовское. По технике претензий нет.
3 место: «Старинная забава» Цепляющая сказка, точнее фэнтези. Есть в ней и глубина, и мудрость, и тонкое нравоучение. Замечания: оставив на аурах товарищей нехорошие пятнышки, - слово товарищи тут не совсем вписывается в общую стилистику, из-за определенных ассоциаций, думаю, вполне понятных. Лучше заменить синонимом.
бесполезным рикошетом отскакивали прочь. - а бывает полезный рикошет? Слово бесполезное - лишнее.
После этого случая свободные путешествия в космическом пространстве были запрещены, - лучше перефразировать чуть - После этого случая свободные путешествия в космическом пространстве запретили, - чуть коряво звучит в Вашем виде.
а на все картинки и рассказы с тех пор ложилась мрачная печать происшедшего. - царапнуло слово ложилась... Лучше перефразировать чуть и убрать это слово.
(и все картинки и рассказы с тех пор приобрели незримую печать происшедшего.)
Финал хороший, он и искупает все мелкие недочеты работы.
«О любви, форточке и топленном молоке» Чудесная юмореска, переполнена жизнью и знанием кошачьих повадок. Понравился прием очеловечивания братьев наших меньших и глубокое знание психологии) Любопытная работа, дарящая глоток настроения. По технике претензий нет.
На самом деле, мне не хватило размера шорт-листа. Это первый конкурс в сети, на котором мне понравилось большинство работ. Думала, так не бывает. Но малочки выписаны практически филигранно, сюжеты разнообразны, как и жанры. Большинство авторов умудрились как-то впихнуть в "милипиперные" объемы полноценные рассказы. Дали бы мне волю, мой шорт еще разросся бы, пусть не вдвое, но пяток миниатюр я бы еще с удовольствием отметила. Спасибо всем участникам за доставленное мне наслаждение читать хорошую прозу. Жаль, что в столь малом формате.
Обзор Аполло Меня всегда искренне озадачивали члены жюри, которые оставляли пустующими позиции в своих шорт-листах, типа такого:
1 -...
2 - ...
3 - [ну ладно, что делать] Коля Иванов
И тут вдруг я поняла, что в этом есть фишка! А как иначе мне, члену жюри, показать свой высокохудожественный вкус, широкий кругозор и глубокий интеллект? Поэтому сегодня шорт-лист будет таким:
1 - ... (Пастернак, это место всегда твоё по праву!)
2 - ... (Какие образы у Бунина, а вы...)
3 - ... (Нет, никогда вам так не выкристаллизовать соль жизни, как это делал Довлатов, жалкие мои...)
Жаль, что шорт-лист такой короткий! Не удалось поговорить об Умберто Эко, Маркесе, Кабакове, Сафоне, Рубиной и Дэне Брауне с супругой.
Вот и всё. И всё судейство. Делов-то. Как говаривал Ницше, "человек - это грязный поток", один я умный в белом пальто стою красивый.
Не? Не годится? А чо так?
Ну ладно. Тогда буду исходить из списка присланных на конкурс работ, ибо судить меня позвали именно их.
Мест по два, поскольку миниатюры абсолютно разножанровые и сравнивать их впрямую нельзя никак.
1 место - Благодарность Есть сюжет, прописаны характеры и обстоятельства, хочется дочитать (а это, на мой взгляд, самый важный критерий для читателя), рассказ находит отклик в душе.
1 место - Ляля Чёрная Отличная, смешно рассказанная байка.
2 место - На своём месте Не покидает меня ощущение, что сюжет мне знаком, но память ни к чёрту, так что это ощущение не учитываю)) А вот то, что написана миниатюра плотно, иронично, выстроенно - это безусловно)
2 место - Спиритистки Написано легко, рассказано забавно.
3 место - Владимир и Адольф Хорошая миниатюра. А вот финал я бы резала, не дожидаясь перитонита, на словах "Пойдём, Володя, дождь кончился".
3 место - Баечка про Фиму Очень симпатичная и фактурная штука, но как бы типовая, каких немало.
В конце поворчу. Чуть-чуть. Беда с пунктуацией почти во всех работах. Как будто написали, а потом кинули знаки препинания горстью - и что куда упало, там пусть и торчит. Не дело)
Обзор Татьяны Смирновской Да простят мне авторы: как и положено незнайке, я не могу обосновать свой выбор умными словами. Но, пользуясь своим положением и абсолютной безнаказанностью, я нахально выскажу своё незнайкинское мнение, чем несказанно потешу своё же незнайкинское самомнение. Потому что жюрить такой замечательный конкурс очень приятно: честно признаюсь, все миниатюры по-своему хороши. Да и - может, кому интересно, правда?
Сначала пару слов о тех, которые не попали в шорт. Они у меня разбились на такие группы:
А. Те, которые просились в шорт при первом прочтении, но на каком-либо перечитывании из четырёх оказывалось, что уже не так интересно. Например, в 4-м показалось неоправданным слово «друг» в последней фразе. При том, что эта фраза «делает» весь рассказ - она просто потрясающая. Чего-то не хватило до «друга».
1. Старинная забава. Из цикла Сказки атлантов.
4. Жаворонок
21. Баечка про Фиму
22. Фима-артист forever!
23. О чём думают мужья, сопровождая жён на вещевой рынок
Б. Сказки.
5. Антенна
6. Телевизор
Наверное, я просто их не поняла. В конце мне хотелось спросить - и что? Зачем мне была рассказана история чьей-то жизни в виде сказки о..? Я не прониклась никакими чувствами к ЛГ, что меня очень огорчило.
В. Притча.
2. История о вирусах. Из цикла Сказки атлантов.
Просто очень сложный жанр. Сюжет хорош, мораль ясна. Не хватило «вкусности» подачи: тяготеет к идущим дальше «устным рассказам».
Г. Фантастика.
20. Освобождение
Я думаю, тут неправильно выбрана форма: это сюжет для более длинного произведения. Ощущение - пересказ чего-то очень интересного. Всё - на уровне конспекта, в том числе идея освобождения.
Д. Устные истории
3. Традиция по кругу каждый год
11. Справедливость
12. Мама лучше всех
13. Ежиная история
14. Ляля Чёрная
19. Спиритистки
Опять безумно сложный жанр. Если бы это было подано в устном виде, да с мимикой, с интонацией, с жестами, эмоционально - чудесные получились бы истории. Когда я читала, ничто мне этого не возместило.
Е. Рассказ
18. Сто друзей
Есть у меня маленький (или большой) бзик: я не переношу, когда автор заставляет болеть или умирать ребёнка. Да, бывает, что ребёнок болеет или умирает, как автор ни пытается этого избежать: рассказ живёт своей жизнью и надо либо соврать, либо подчинится. Но здесь я не почувствовала борьбы автора с Франкенштейном. Стоило ли - ради довольно очевидного вывода равнодушно перечислить чьи-то этапы жизни? Простите, автор.
Шорт В шорт попало всё, что нравилось перечитывать и к чему оказалось минимум претензий.
1 место 9. Чужие окна
2 место 10. На своём месте
15. Владимир и Адольф
25. Крымский дневник поэтического эмигранта
Сюда попали вещи, которые доставили мне безумное удовольствие от чтения все четыре раза. А номера 9 и 15 - пять раз, потому что я их читала раньше. Первое место отдала девятому: после него такое стойкое ощущение тоски и потерянности... Но понимаю, что это, может быть, и несправедливо: просто очень разные жанры, это уже вкусовщина, наверное.
3 место Сюда попали вещи, которые прочитались у меня «чужими» голосами. То есть энергетика такая, что я вижу и слышу ЛГ. При этом мне не очень нравится начало 7-го. А в 8-м, на мой взгляд, можно пожертвовать некоторыми фразами: они не несут никакой нагрузки и размазывают, как мне кажется, чудесный рассказ. (Навскидку: «Ведь жизнь прекрасна, жизнь удивительна. В ней столько интересного.»). В 16-м огорчила концовка (эх... всего-то...). В 17-м очень уж предсказуемо, хотя написано здорово. А про 24-й я случайно написала уже много. Мне по-прежнему не нравится концовка (я считаю её идеологически ошибочной =) ), но не это причина снижения оценки. Проблема с идентификацией времени - это серьёзно, на мой взгляд.
7. Я родился
8. О любви, форточке и топлёном молоке
16. Испепеляющий словом (или ложка не гнется)
17. Воруют...
24. Благодарность
Участие в таком конкурсе - это очень интересный опыт.
Понимаете, если в соревновании участвует 20 легкоатлетов, трое из них займут три ступени пьедестала, вне зависимости от мирового рекорда по этому виду спорта)
Если уровень работ, поданных на конкурс, настолько низок, что нечего поставить на первое место, это опять-таки говорит о низком уровне портала вообще, а на Литсети мало кто с этим согласится, я первая буду против такого утверждения.
И возвращаюсь к точке отсчета: при прочих равных, кому-то нравится арбуз, кому-то свиной хрящик. Поэтому по гамбургскому счету в литературе и творчестве в принципе ничего нельзя мерить "местами". Так, на Букеровской премии выбирается шорт-лист - лучшие шесть романов (например). Тот, за кого было отдано наибольшее число голосов, и становится лауреатом. Ни первых, ни вторых мест нет, существует шорт-лист и победитель. Такая же система на Большой книге и на Национальном бестселлере.
Но если предлагается именно такая система оценки (с "местами"), игнорировать ее требования не корректно.
Что касается арбуза и хрящика, то это устоявшийся шаблон, который не имеет смысла обсуждать как и систему оценок ибо у каждого она своя, и к общей системе вряд ли когда-нибудь придут. Увы.
Арбуз и хрящик я тоже не обсуждала, а просто констатировала факт с его помощью.
Ну, думаю, мы всё с Вами обсудили) рада была пообщаться, спасибо)
Спасибо, Ольга)