Юлия Мигита Ссылка на авторскую страницу:
http://litset.ru/index/8-18 Юлия Мигита pодилась и проживает в Казани (Татарстан), закончила университет с отличием. В реале имеет 4 профессии, одна из них связана с литературой. Увлечения разнообразные - от танцев до монтажа видеофильмов. Лауреат и призер различных литературных интернет-конкурсов. Редактор сайта Литсеть.
От ведущих: Из-за очень большого объема информации нам пришлось очень многое представить через файлы и "картинки".
Имена авторов и названия команд добавлены ведущими (жюри работало с анонимным файлом). Оригинальный файл судейства можно скачать здесь:
https://www.dropbox.com/s/8rb18zmyhhoj6nk/Yuliya_Migita.doc Все оценки судьи можно посмотреть в итоговом файле здесь: http://litset.ru/load/4-1-0-319  
Комментарии Убедительно прошу простить, если допустила опечатки, неточности. Гонка... ===
Приветствую участников конкурса и зрителей! Прежде всего - большое спасибо игрокам - и за сам факт вашего здесь присутствия, и за стихи (хороших было немало), и за соревновательный дух, и за возможность новых интересных знакомств!
Моя 10-балльная шкала «раскладывается» следующим образом:
Десятка – шедевр, достойный пережить своего автора и остаться в веках.
Девятка – мастер-класс, респект автору.
Восьмерка – на редкость удачно, хотелось бы ещё почитать этого автора.
Семёрка – стихотворение заметно выше среднего.
Шестёрка – много находок, ровный хороший уровень.
Пятерка – всё, как будто, нормально, но… «торкнуло» не очень сильно. Рядовое стихотворение. Есть небольшие замечания, возможно, местами нужна правка.
(Примечание: пятерка-шестерка – неплохие оценки по моей шкале. К примеру, большинство произведений классиков (Тютчев, Фет, Сологуб, Бальмонт, Гумилёв, Брюсов, Северянин, Г. Иванов, А. Белый и т.д.) я бы оценила именно в этих пределах. Четверка – минусов больше, чем плюсов.
Тройка – не впечатлена, слабое стихотворение.
Двойка – единичные проблески на фоне сплошных ляпов, очень «начинающий» уровень.
Кол – кошмар!
Поскольку я веду отсчет «сверху», мысленно ориентируясь на гипотетический шедевр, восьмерок-десяток в моих шорт-листах всегда мало. Надеюсь, обид по этому поводу не будет. Я меньше всего хочу испортить настроение игрокам и прошу меня простить, если что-то подобное всё же случится. Вы имеете полное право проигнорировать моё мнение.
ПС даже если за какое-то стихотворение поставлена тройка, это не значит, что оно мне не понравилось вовсе: иногда на уровне фрагментов там можно встретить много интересного (по части образов, в идейной сфере и т.д.).
======================================= Почему оценка 2-3, а не 8-9? Я читала все стихи по 2-4 раза, особенно пристально всматривалась в произведения, располагающие к низкой или высокой оценке.
Иногда баллы приходилось снимать не столько за недостатки, которые есть, сколько за достоинства, которых нет. Стихотворение – товар штучный, интересный своей индивидуальностью. Если же оно состоит из сто раз уже озвученных мыслей и заезженных образов, – весь его шарм теряется, и, несмотря на "правильность", эмоциональный отклик на него – нулевой.
Иногда мне попадались довольно техничные стихи – с выраженными рифмами, с чётким ритмом и т.п. - однако их художественная выразительность оставляла желать… Ни одного живого образа, эпитеты стёртые, тропов нет… Плоская, невыразительная рифмовка домашнего употребления. Что в ней оценивать - умение автора писать слова «складно» и в столбик?
Бывало и наоборот: стихотворение не лишено художественности, содержит интересные находки, но слабая техника гробит дело: путаный синтаксис, ритмические сбои, не оправданные контекстом перебросы, неправильная строчная разбивка, нарушение альтернанса, орфографические и пунктуационные ошибки в великом множестве (вот уж этого можно было избежать, дав текст на проверку грамотным людям). Здесь серьёзный литсайт, друзья, а не форум для малолеток-недоучек. Если пришли сюда – уважайте и себя, и читателей, держите планку.
Впечатление от некоторых стихов портила непродуманная, размытая ненужными подробностями композиция. Текст превращался в бесконечную сказку про «белого бычка», когда автор уж и сам забыл, с чего начал, а я, читатель, и подавно.
Были стихи типа «поток сознания»: мысли рваные, недооформленные, изложенные без какой-либо системы (из серии "ты сам-то понял, что сказал?"). Они создавали ощущение хаоса, подгона смысла под первую попавшуюся рифму.
Прочие мысли и возражения озвучу чуть ниже, со ссылками на конкретные примеры.
============================== О судействе Ведущие конкурса просили членов жюри публично ответить на вопрос о том,
считаем ли мы, что конкурс идёт по схеме "должны победить заранее определенные товарищи», что ведущие «подсуживают» своим и т.п.
Даже теряюсь… настолько нелепо.
Если б наши ведущие - а я их знаю не один год - только предположили, что какой-то судья (в том числе с Литсети) намерен «протащить» наверх «своих», они бы тут же дисквалифицировали его и отстранили от работы. А уж речи о том, чтобы самим способствовать кому-то в этом грязном деле – вообще быть не может. Все судьи, когда-либо участвовавшие в работе анонимных (да и любых) конкурсов Литсети, могут подтвердить, что они проводились честно: ведущие ни словом, ни намёком не давали понять, какое стихотворение кому принадлежит, не разглашали информацию о конкурсантах, не давали рекомендаций, какие оценки желательно ставить и т.п. Данный конкурс - не исключение.
Сейчас я даже не знаю, кто работает в жюри вместе со мной, так что наводить справки или консультировать(ся) мне не с кем (представим невероятное – что я бы этого захотела).
И вообще… должно же быть у людей понятие об этике и элементарная человеческая порядочность? Неужели кому-то хочется «топить» достойных авторов ради того, чтобы наверх пролезли друзья-бездари? Кому интересен конкурс, в котором места распределены заранее - между своими? Что даст эта фикция? Обрадует ли такая «искусственная» победа самих победителей? Чего будут стоить их награды?
Нет, ребята, не для того конкурс затевался, чтобы превратить его в фарс. Пусть подтасовками занимаются те, кому это не противно, а у нас на Литсети такого не было и не будет. Честные конкурсы – наш бренд. Мы «держали марку» много лет, не собираемся терять лицо и дальше.
========================== О соответствии теме Здесь я старалась не очень придираться. Если видела малейшую привязку к заданию – «принимала» стихотворение.
Порадовали авторы, которые нетривиально подошли к вопросу. Ведь надо же так суметь: не промахнуться мимо цитаты, и в то же время реализовать свою, неожиданную идею. Спасибо за удовольствие!
1-11. Монолог Русалочки
1-19. Необратимость штиля
1-31. Море синей, чем февральский снег…
1-42. Кто-то
2-20. Семейный праздник
2-34. Философское…
2-41. РУКОПИСЬ, НАЙДЕННАЯ В БУТЫЛКЕ (или Мечта, выброшенная в море)
2-43. *** (Принимая теорию шанса…)
2-44. Школа случаев
3-44. Беспредел
4-6. Мне вёсла сушить?
4-9. Паромщик
4-23. Сушите вёсла!
4-32. Три толстяка
4-37. Сказка для взрослых
4-39. *** (Всё – суета сует, но смерть всегда некстати…)
4-43. Короед
5-19. Исповедь пилота «Энолы Гэй»
5-27. Хвала нерождённым
5-35. Последняя точка И другие.
Обязательно упомянула бы стихотворение
3-15. Жизнь и Смерть у каждого своя (Акро), но это перепевка старого анекдота, так что идею автору не засчитываю.
========================= О бонусах Прочитав стихотворения каждой темы, я спрашивала себя: что мне запомнилось? - в хорошем смысле, разумеется. В памяти всплывали «зацепившие» меня произведения. Причем, это не всегда были лидеры по баллам. Им я присвоила дополнительный балл как выражение моих читательских и человеческих симпатий:
1-1. *** (Ночь…)
1-11. Монолог Русалочки
1-19. Необратимость штиля
1-21. От севера
1-25. Старик и море
2-15. Марго
2-20. Семейный праздник
2-22. Подпишите, гражданин
2-33. Шанс
2-41. РУКОПИСЬ, НАЙДЕННАЯ В БУТЫЛКЕ (или Мечта, выброшенная в море)
2-43. *** (Принимая теорию шанса…)
3-13. Обычная советская «хрущоба»
3-22. Тот день
3-27. Распутин (монолог)
3-33. Ленинградское Лихо
3-40. Шуруп.
4-26. Старик и яблоки
4-37. Сказка для взрослых
4-39. *** (Всё – суета сует, но смерть всегда некстати…)
4-43. Короед
5-15. *** (Ничего не ешь в этом городе и ничего не пей…)
5-16. Стреляй солдат
5-19. Исповедь пилота «Энолы Гэй»
5-20. Вчера
5-27. Хвала нерождённым
5-32. Через час вы будете смеяться… ========================== О моих затруднениях Иногда встречались стихи «противоречивые»: общий уровень, скажем, на 5, а отдельные места – на 10. Что ставить?
В поэзии как в спорте: сальто-мортале может выполнить только подготовленный спортсмен, и никак иначе. Вывод: автор пока «не в тонусе», он не собрался к первому туру, не смог выдержать всё стихотворение на одинаково высоком уровне, но он уже показал, что умеет, и должен продолжать игру. Таким стихам я могла поставить усреднённую «шестерку».
Да и вообще, колеблясь между двумя оценками, я старалась склоняться к большей.
================================== Стихи на конкурс были представлены очень разные по уровню – от совсем беспомощных до мастерских. Шедевра, который потряс бы меня на «десятку», я не встретила, но и 9-й вал - это шторм большой силы.
Сначала поделюсь впечатлением от трех стихотворений, давших мне (помимо эстетического удовольствия) возможность порассуждать о жизни, примерить на себя чей-то опыт… Это всегда интересно.
2-20. Семейный праздник Александр Коковихин – команда «Марина и джентльмены в придачу» (Литсеть) Инженеру по технике безопасности
Роману Олеговичу и его жене
в честь серебряной свадьбы желают приятностей
родственники, близкие и не вполне…
Роман Олегович отпивает водочки
по чуть-чуть, чтоб не кончиться раньше, чем юбилей.
Квартира, машина, жена, две дочери,
простатит – у него всё как надо, как у людей.
Он выходит на застеклённую лоджию.
Мимо баночки пепел стряхивает наугад…
Вспоминает, что Анечку свою невозможную
мог догнать и вернуть тридцать лет назад.
Был же шанс не с любящей прожить, а с любимою.
Другую – может, короткую и беспокойную жизнь…
Но вот уже музыку кто-то включил дебильную,
которая бу-бу-бухает на все этажи.
Сейчас вернётся к гостям и станцует он,
локтями взмахивая, будто смешной пингвин.
Только супруга заметит, как горько и суетно
Роману Олеговичу, лучшему из мужчин. Свободные «интонации» акцентника придают рассказу разговорную живость. Как будто кто-то в дружеской беседе поведал мне о проблемах, невидных постороннему глазу.
Хочу похвалить точный подбор лексики. Хотя бы вот тут:
Он выходит на застеклённую лоджию. Почему лоджия «застекленная», а не «открытая» или т.п.? Казалось бы, выход из тепла на мороз (без оглядки на здоровье) лучше подчеркнул бы внутреннюю растерянность Романа Олеговича? Но – нет, не лучше: лоджия - это своего рода символ, штрих к портрету ЛГ. Как и другие атрибуты его жизни (и даже профессия!), она «безопасная», изолированная от ледяных ветров. Всё у Р.О. «правильно» - не только в жизни, но и в окружающей обстановке: ни к чему не придерёшься. Но атрибуты счастья – это ещё не само счастье. И вот мы видим, как ему неуютно, как он
«мимо баночки пепел стряхивает наугад…» Ещё одно точное определение – «наугад». ЛГ озабочен своими чувствами, нахлынувшими, очевидно, под воздействием алкоголя, и наплевать ему сейчас, куда упадёт пепел: он душой не здесь, он присутствует на празднике чисто формально.
Если даже на Серебряной свадьбе человеку не весело, то, очевидно, не веселее ему и в остальное время. Почувствовав это, мы как-то вдруг «понимаем» всю его жизнь: внешне удачную, внутренне – тоскливую. Вот он, итог четвертьвекового супружества: сквозь понимание «всё правильно сделал!» прорывается - пусть временами - душевная боль. На её фоне любая музыка кажется «дебильной». Замечательная находка «бу-бу-бухает на все этажи» делает читателя участником событий: мы вместе с Романом Олеговичем слышим однообразный навязчивый грохот, и он нам не нравится.
А что в конце? Олег Романович уже танцует под эти самые «дебильные» ритмы. Не потому, что ему весело, а потому, что так «надо». Он должен соответствовать ожиданиям. Он не имеет права портить праздник. Да и какой смысл показывать чувства – это уже ничего не изменит. Остается одно – продолжать играть роль…
ПС А жена-то, видимо, умница… Потому и вместе столько лет.
Хорошее стихотворение, жизненное.
Роман Олегович отпивает водочки
по чуть-чуть, чтоб не кончиться раньше, чем юбилей. Замечательно!
«Станцует он – суетно» – отличная разнословная перестановочная рифма.
А вот
«водочки – дочери» я бы заменила на разноударную «водочки - дочки»: ритм допускает замену.
=================================== 1-19. Необратимость штиля Базарт – команда «Летучие голодранцы» (Графская При©тань) То ли в пиво абсент подмешали,
то ли уксусом стало вино -
я кружу между двух полушарий
снулой рыбой в чужом домино.
Здесь от стёршихся детских идиллий
лишь стихов полусбывшийся бред.
Память режет фарватер извилин,
оставляя кильватерный след.
И расходится волнами ярость-
невозможность вернуться назад,
где подняв папин зонт, словно парус,
был я кладу из пуговиц рад.
Там ковром зеленилось мне море,
но штормило от ситцевых штор.
Я влипал в сотни книжных историй,
брал жизнь на абордаж и измор.
А теперь вот богат и не нужен
никому и ни там, и ни здесь.
Если что-то мне голову кружит,
это просто морская болезнь.
От этого «простецкого» стишка что-то внутри защемило… Казалось бы – с чего: почти плясовой трехстопный анапест, и ничего нет душераздирающего, высокопарного и патетического. А ведь отзывается! Может, потому, что за простотой слога стоят совсем не простые чувства? Языком «простоты» говорит детство, простота создаёт ощущение ясности и определенности мысли: герой для себя всё решил, ему известны все перспективы его жизни, он не жалуется, а почти с улыбкой рассказывает о важных и трагических (если вдуматься) вещах. (Правда, пафос слова «ярость» немного не вписывается в спокойный тон основного повествования).
В детстве радость была неотъемлемой сущностью человека, тем внутренним светом, который включался от соприкосновения с самыми незначительными вещами. Даже не сами приключения, а только мысли о них - были счастьем. Папин зонт в роли паруса, «клад» из пуговиц… – эти нехитрые игрушки «вдохновляли» ребенка больше, чем в зрелом возрасте – все богатства и достижения.
Нельзя насильно поселить в душе радость: этот цветок не растёт в искусственных условиях. Автор понял это и поделился с нами выводом, за что ему спасибо.
Умная психологическая поэзия.
По мелочам, конечно, у меня есть придирки.
Там ковром зеленилось мне море, Сразу вспоминаю «зелёное море тайги»… Или болото размером с море. Не лучше ли «голубело»? Или уж употребить привычную форму - «зеленело»?
но штормило от ситцевых штор. Зачем противительный союз «но»? Море зеленилось И штормило.
И вообще, штормит «что-то», а не «от чего-то».
брал жизнь на абордаж и измор. Cильно режет ухо: два сверхсхемных ударения подряд, да плюс ещё схемное ///--/--/
Кстати, тот же эффект в первой строке в «зеленилось мне море»: --/-//- Но там не так заметно.
где подняв папин зонт, словно парус, запятушка после «где» потерялась (дееприч. оборот).
И расходится волнами ярость- Тире срослось со словом и мутировало в дефис.
А теперь вот богат и не нужен
никому и ни там, и ни здесь. После «никому» желательно тире: оно подчеркнет интонационную и смысловую паузу.
ПС Благодаря этому стихотворению я узнала о том, что в «домино» есть фигура «рыба»)))
=================================== 1-1. *** (Ночь…) Анна Рубинштейн – команда «Русалки Ревского» (Стихи.ру, Литературно-творческая площадка «Голоса») Ночь.
Духота. Август звёзды повесил на рее.
Юнга младенцем сопит на канатах под шлюпкой.
Ломит колено. К штормам?.. Я устал. Я старею.
Жизнь обманула меня, как портовая шлюха...
Штиль.
Лунный окунь не бьётся в сетях парусины,
Тусклый пиастровый свет неподвижен и горек.
Мы, джентельмены удачи, удачи просили,
А получили тяжёлое горькое море.
Смрад.
Солонина протухла ещё в Порт-Ройяле.
Ропщет команда - нет рома и зверствует боцман.
Видно, удачу пропили. А может - продали...
Всё покупается в мире и всё продаётся -
Всё,
Кроме запаха соли и пушечной сажи,
Всё, кроме волн, закипающих бешеной пеной...
Сладко пиратскую кровь по ночам будоражит
Горькое море, прибоем текущее в венах.
Интересной показалась четырехчастная композиция, каждый фрагмент которой рассказывает о том, какая, в сущности, это паршивая штука – жизнь пирата. Картины внутреннего и внешнего дискомфорта ЛГ убеждают нас: его доля не сахар. Как на неё ни посмотри – а всё «не здорово»: болезни, ссоры, пьянки, отсутствие привязанностей… Мы как будто чувствуем нездоровый «запашок» этой жизни, и дело не только в протухшей солонине…
Прекрасная картина ночного неба - и та вызывает у ЛГ негативную ассоциацию: «август звезды повесил на рее».
Однако финал стихотворения удивляет неожиданным откровением: оказывается, пират настолько «врос» в свою бродячую жизнь, что не хочет иного жребия: он сам – часть морской стихии, для него нет альтернативы. И вот тут приходит понимание: это и есть любовь к морю – когда не благодаря удобствам и благам, а вопреки несчастьям и лишениям – человек остается верен своей путеводной звезде.
Вот так, не прибегая к прямолинейным утверждениям, с помощью одних лишь визуально-чувственных картинок, автор доносит до нас и мысль, и настроение… И удивительно метко попадает в тему.
Из замечаний: «прибой» не «течёт», всё-таки… И - зпт. после «рома».
==================================
Пара реплик Некоторые авторы сумели вписать в текст шахматные, спортивные или морские термины (фор-бом-брамсели, бушприты и т.д.). Это никак не повлияло на оценку произведений (да и не всегда было уместно), но за общую эрудицию – респект.
Благодаря автору стихотворения
5-25. Как в тот день я узнала подробности о гибели «Медузы». Прогуглила, зачиталась…
================================== А сейчас я попытаюсь сделать что-то вроде «сводного обзора», в котором расскажу, какие аспекты вашего творчества меня восхитили, а какие... не очень. Думаю, после этого будет понятнее и система моего оценивания.
Авторы конкурса показали
мастер-класс по части составления образов. Поэзия ведь интересна не пересказом событий (пусть даже важных), а их художественной подачей, умением обращать внимание читателя на нюансы, которых он не замечал прежде, смотреть на обыденное явление под непривычным углом зрения. Поэзия – это оригинальность без излишеств и искусственности. Вот такая:
все мысли будто в гипсе
5-23
Количество пепла в душе возрастает
5-7
Порхали, будто бабочки, ножи
4-10
Сегодня из меня не выбить искры
3-38
Когда над усадьбой сгустится тяжелая мгла
И в сердце винила воткнется тупая игла
2-15
Людей накрывало горящей волною,
и пачкалось небо о трупы.
5-19
И под мокрой тяжестью парусов
Мирно дремлют туши рыбацких лодок.
1-12
Как Ноев ковчег не пристанет Земля к мегараю.
5-7
мой корабль дружил с девятым валом!
Потом повздорил с ним и лёг на дно.
3-30
Играет буря на молниях, как на струнах.
1-43
Скрипели зубами колёса трамвая
5-31
За окнами – дожди весёлым степом
2-11
стараниям не было сносу.
4-44
У скелетов нет в шкафах скелета
5-23
разомлевшее солнце - оранжевый скат.
1-28
В одном плохом богоугодном месте
В тяжёлых коридорных сквозняках
Болезнь и нищета гуляют вместе,
Утаптывая злого старика.
1-25 Ну здорово же, даже сложно вычленить самую значимую часть образа – он хорош в развернутом виде.
Море становится на дыбы,
Дышит огнем и клыками гложет 1-31
[b]Лучше намажу на черный хлеб
Этот подсоленный сладкий воздух.
1-31 В ладонях суши Тихий океан
Мерцает драгоценнейшим опалом.
1-35
В май ворвалась гроза. За полчаса
Открыла фронт, дав залп прямой наводкой.
5-41 А вот описание шляпы:
Как Россия - с полями без края. И лентами - цвета Невы...
5-33
Обращение к женщине:
[b]что за огнедышащий настрой,
мой маленький воинственный Шивелуч?
5-8
...Моя душа качает головой
5-8
Простыня полощется, словно бинт
(Честь невесты, дескать - снегов белей!)
1-36
…Сплюну,
Море разотрёт…
2-42
Жизнь – временная тонкая заплатка
На вечном одеяле бытия.
4-20
Где пух тополей окровавлен, как вата,
Где нету вины, но полно виноватых.
3-45
Как называть живыми тех, кто жив лишь на одну восьмую?
5-10
У цен акульи пасти
3-40
Страна бурлит как забродивший суп,
Но ломануться за флажки курилок
Мешает страх, калёный, как шуруп,
С младенчества закрученный в затылок.
3-40
смех обнажил, как кинжал
5-3
Меняли очертания предметы
И бликами крошились на ножах.
3-35
Погружались в холодную воду под нами вёсла.
Уходили минуты колонною в будь-что-будет…
4-2
И морозное солнце лежит куличом в тарелке…
4-2
Есть ведь ещё живые на взгляд извне:
Бродят прямым углом от своих теней,
5-17
Я жил стремглав
3-24.
Через час я пойму, как судьба ядовита...
5-11
Друзей генерал расстрелял глазами
4-32
Наш чемодан хоть хищен - пусторот.
3-35 Если бы не «шипящее» звучание, было бы ещё лучше.
Деревья хватали коней многоруко
5-27
И не ужалит в спину шип - костыль
5-21
Мечте вослед мы шли за горизонт,
Руками полируя ручки вёсел.
4-10.
Холодно дьявольски, кажется – ткни иголкой –
Больно не будет.
2-31
И ещё многие другие…
Спасибо! Респект!
================================== А вот здесь – посмотрите –
интересные описания. В них нет суперОбразности, слова почти везде употреблены в прямом значении. Но – какое впечатление! Сразу видишь картинку, конкретные штрихи делают её живой и яркой.
Строфа об утонувших кораблях:
Дно усеяно алмазами,
Заросли борта ракушками...
Только рыбы лупоглазые
Проплывают между пушками.
1-4
И я, готовясь к нашей встрече,
Старался из последних сил,—
Взял у соседки банку лечо,
Развёл "Трояр", полы помыл.
2-26 Прелестно! И юмор на уровне. Если уж трояр приготовлен – то – верю! – гость ожидается дорогой!
…Мы на прощанье помашем,
Сдёрнув с надушенных, в пудре, волос,
Бархатной шляпой с плюмажем.
3-32
Бывают на земле дома-подранки.
Играет ветер створками двери,
И штукатурка опадает с дранки.
3-13 Вижу картинку!
Кто вчера орал: «Нон модерато -
Ром, текила, водка с коньяком!»
Мы ужрались вусмерть, как пираты.
Колокол в башке гудит по ком?
5-32 Автологическая речь может быть очень хороша, а уж если её чуть-чуть тропами разбавить (как здесь) – то вообще полное удовольствие!
================================== Словотворчество Город мой растрёпан, вечерне-сер,
Ожерельем ламповым офонарен.
1-12
Кто-то тихий и прекрасный глянул так прозрачноглазо
1-42
Игру кривосудия – без пощад –
продажный йадус ведёт.
3-11
И чтоб потрошитель не думал, что страхом нахохлит
Под скальпель попавшую яркостиховую рать –
5-18
Взглядом кинжалить
5-17
Встречались неологизмы и не совсем удачные, созданные для подгона обычной литературной формы под нужный размер:
Я узник кабинетной тягомоты
1-16 Страх вызывали стоны в тисках симфоний.
Бились еще вчера в полымях агоний…
4-42 ===================================
Игра слов, каламбуры:
Армада, где полным-полно поэтов,
Несется, будто рыба, косяком.
А в чем косяк - поймет любой салага:
На всех, увы, не напастись наград.
1-22 Обыграны два смысла слова «косяк» - прямой и переносный.
избавить себя от билетов, вагонов и станций,
нехватки доходов и хватки нахлынувших дел.
1-28
Бульдозер раскатал свою губу
3-13 Шапка нужна? Наплевать, что под шапкою – Сенька!
Сеньку – по шапке
4-45
Вершины обойду, моря измерю,
И перекрёстки все перекрещу.
2-4
Мы божьи твари, но творим, черт знает что.
4-7
Про дятла:
на влажной коре выбивает небрежно рецепты стукач-небожитель
4-43 А вот как замечательно обыграл автор стихотворения 1-38 слово «Эльдорадо»:
Спешат на штурм чужой земли,
а мне чужой земли не надо,
ведь у меня и за рубли
прекрасно ловится дорада,
и славно пьётся пенный эль
на полубаке нашей шхуны -
зачем за тридевять земель
стремиться в поисках фортуны? сегодня зима и сегодня мы живы
В нашем городе-голоде полупустом.
2-29
Вот это – Шурик. Карточный пророк.
3-3
Маша делит людей на героев и пленных,
На сошедших с небес и сошедших с ума.
2-29. О таракане:
Недолго счастье длилось. Не по нраву
Двуногим "иностранцы". Я ж пруссак!
3-5 Сушите вёсла, сэр – карманы прохудились,
и всё, что было в них – ушло, увы, на дно,
уж вам не шиковать в районе Пикадилли,
езжайте-ка под Псков, вас ждёт деревня Дно.
4-28.
Когда-то давно настала
Тупая усталость стали:
4-13 Великолепная аллитерация!
Теперь поворчу по долгу службы.
==================================
Стилистические «провалы» Лирическое стихотворение должно быть выдержано в одной тональности, без скатывания к сниженной лексике, канцеляризмам, жаргонизмам и т.п. То есть, они могут иметь место, но в том случае, например, когда используются в качестве речевой характеристики героя (бюрократа, уголовника, представителя какой-либо профессии…), либо в стилизациях (под фольклор, под старину, в бытовых зарисовках и проч.) Когда же рассказ лексически нейтрален и ведется от имени самого автора, то чужеродные вкрапления (в виде газетных штампов, напр.) смотрятся не лучшим образом:
Между Тихим и Атлантикой
Промышляли в пору давнюю
Легендарные романтики,
Элементы криминальные.
1-4
Ты ищешь в людях ценные сокровища,
Эпохи потребления продукт.
1-17
И высказан концепт
О трюмах кораблей и блеске в них – сокровищ…
1-17
Другие, напролом, по четко выверенной схеме
Хватают хитрую Удачу за игривый хвост.
2-32
Кто мне скажет, как Судьба
Выбор свой осуществляет?
2-23
Оно, конечно: прислуга, няни,
Горячий кофе и бутерброд,
А мы на транспорт идём тараном
1-46 А вот – неуместные просторечия:
Мне все тогда, признаться, было пофигу:
Оттенок моря,
Шелест нежных волн...
1-17
Оловянному солдату
В кайф жилет от пули в сердце
3-2
Он корчился в муках, и всё-таки ржал, убийц этим смехом разя
5-3
Ну а пока мама Салли все пашет и пашет...
5-24
Не умирает радость в нас,
Она завалена под грудой
Фигни
4-18
==================================
Неуместные строчные перебросы а бак взмывает вверх до
небес,
где поразбросан сердо-
лик звезд. 1-3 Как эксперимент – интересно, но не более. Пауза должна быть обусловлена интонацией, а не искусственно создана «на ровном месте».
(Но сам образ – замечательный, зримый, осязаемый даже! )
================================== И кто его знает, на что намекает… День выдохся, часы пробили шесть,
Культ Гелиоса сходит с пьедестала,
Всё ровно... Жаль, рука писать устала,
На пузе красной пастой:"Щастье - есть!"
1-5. Помилуйте! Не статуя Гелиоса сошла с пьедестала (как века спустя - Командор), а культ его личности? Не, даже в переносном смысле – не воспринимается.
Что «всё» ровно? Чья рука «писать устала»? На чьём пузе, Гелиоса (других же героев нет)? Экое непочтение. И неужели у древних греков были шариковые ручки с «пастой»? Или паста имеется в виду томатная? Помидорами – в божество? А Вы говорите – культ!
Четыре строки, а возражений и вопросов – на целый стиш…
Громада завода
по выпуску ржавчины в окнах воды. Завод
предшествующей истории вышел. Зовёт
свобода,
с которой знакомы шаги, тишина, волна
в безлюдном кафе.
1-9 Кто мне расскажет, что такое «окна воды», какая в них бывает «ржавчина», где находится завод, выпускающий сей загадочный продукт – тому «пять». И ещё вопрос - кого и куда зовёт свобода, с которой «знакомы» чьи-то «шаги» и «тишина»? Что за «волна» в безлюдном кафе? Батарею прорвало? И нет воплей, и тишина??? Ах, да, кафе «безлюдно». А чьи тогда шаги?
Привычно и славно в стремлении к общим целям
отмеривать в грудь просоленную пустоту.
Ведь если их мало двоим, да и всем, то ту
поделим. Это конец того же стихотворения, за которым уже нет пояснений.
Кого «их» мало двоим? Какую «ту» поделим? Кому привычно «отмеривать» в грудь пустоту, что за «общие цели»? Набор слов… простите.
А вот 5-36:
По бетону шасси раскатало жука каучуком, стремящимся к заданной цели. Построение примерно такое:
Я раздавил жука ногой, идущей в магазин.
Плохая нога. А я хороший.
Оторвавшись, повис на одно лишь мгновенье... Самолет оторвался от взлетной полосы на мгновенье??? Неужели опять рухнул?
Или жук после «раскатывания» взлетел? Что ж самолёт его не додавил?
В дом тащили добычу, стараясь ступать в такт полету Земли, муравьиные цепи... На аэродроме – муравьиные цепи? Лихо) А какой у полёта Земли такт? Ать-два – рывками?
А вот здесь нет речевых ошибок, но построение текста таково, что смысл с первого раза и не поймёшь:
Тут встречаю одноклассницу, Маринку.
"О, приветствую, Светланка! Как я рада!
Где ты? Что ты? Всё - кассиршею в "Калинке"?
1-24 У меня было впечатление, что ЛГ назвала не тем именем подругу. Ну правда же, странно звучит: «Увидел я друга шахматиста. «Привет, гимнаст!»» А потом бы выяснилось, что гимнаст сам ЛГ. Но это – потом. А непонятка возникла сейчас.
Ты встречалась мне – за плечом коса, Я подумала, это про смерть.
Но дальше:
Ты катила рядом на велике...
Ты мелькала на кухне туда-сюда 2-36 Выходит, жена? Или это в данном случае синонимы?
Может, стоило сказать «за спиной», а не «за плечом» коса?
====================================
Неточности словоупотребления Скупятся люди суши на утраты 1-14 Скупиться можно на траты. Утрата – это потеря, не зависящая от воли человека, как на неё «скупиться»?
Осуществи - редчайший шанс! -
Мечтанья о пирате!
2-41 Не о пирате, а о пиратской жизни. О пирате пусть Ассоль мечтает.
(автору: а идея Вашего стихотворения великолепна, я очень повеселилась в финале, спасибо!)
Прилежно вытряхну в корявые ладони 2-46
Корявые пальцы ещё как-то можно представить, но ладонь…
Море синей, чем февральский снег,
Пена гирляндой сосулек талых.
1-31 Не видела, чтобы талые сосульки пенились. Сосульки острые, а прибрежная пена всегда имеет «мягкие» очертания. Сравнение оригинальное, но плохо работает.
Но вдруг листок осенний
Сминает магистральные ветра…
4-33 Не ветра смина
ют листок, а листок смина
ет ветра? Силён оказался. Дубовый, наверно.
Купола церквей зарастают кровью
5-22 Лучше «отливают».
набегает на берег соленого моря волна,
подмывает дворцы, теремки из песка и палатки. 4-29
Знаю, что бывают здания из стекла и бетона, но про теремки «из песка и палатки» не слышала.
Ощерившись в ножи, блестя клыками зверя,
Под град из стрел геройски шагнула злая рать.
5-39 Озверевшая рать захватчиков не геройствует, а разбойничает.
взлетела, вертясь, монета –
орлом или решкой ко мне?
3-4 Если она вертится – орлом и решкой поворачивается поочередно, нет?
В небе вспыхнут солнца астры
2-9 Если солнце одно, лучше, чтоб и астра была одна. Или у ЛГ в глазах двоится?
Как ноет тело под тёплой кожей
1-46 А кожа – не часть тела?
Всех лезвия позёмки в ноль скосили,
Лежим травой, распластанные в пыль 5-21
Если речь о позёмке (зима), то трава и пыль неуместны. Где единство образного ряда?
==================================
Корявая инверсия: Башка раскроена моя
В бою с туземцев тучей. 2-41
Но … отчего ж зов Новых приключений
Срывает голову и с места нас опять?!.
4-20 Тут не только инверсия, само построение хромает.
По возможности инверсий, особенно отдалённых, надо избегать: они делают речь неестественной, утяжеляют её. Другое дело – инверсия как стилистическая фигура - когда изменение порядка слов нужно для акцентирования какого-либо фрагмента текста. Но в наших случаях инв-я обусловлена желанием сохранить ритм, и ничем иным. Это не очень уважительная причина для синтаксической ломки.
==================================
Ритмические перебои Сверхсхемные ударения (на неправильных позициях) могут сильно портить звучание и создавать ощущение езды по кочкам. Это особенно заметно в тех случаях, когда на стыках слов находится много согласных, или подряд идут короткие слова.
С замиранием сердца жду чудо --/--/-//-
1-15
Мне много лет. Я пожил - дай бог многим
3-34 -/-/-/-///-
Жил так Ваня - поживал, думкой богатея
2-21 /(/)/-(/)-/ /-(/)-/- (/) - полуударение
A ведь стоило написать: «жил Ванюша, поживал» - и «спотыкач» ушел бы.
Иль победа, иль погибель, что-нибудь Господь Бог даст.
2-9 /-/-/-/-/-/-/// под конец - барабанная дробь – та-рам-па-пам…
Но … отчего ж зов Новых приключений 4-20
Ну, всё уже понятно, я думаю.
===================================
Неудачная разбивка Прочитав стихотворение
3-42. 13 февраля 269 года я подумала: ну надо же было так себе не удружить… Для чего писать в А4 (или почти А4) текст, который категорически не подходит для этого формата? Чтобы жюри оценило стихотворение ниже, чем оно того заслуживает?
Смотрите:
Рим вожделел начала Луперкалий, потоков женских тел, что алчут плети укус принять, как ласки от волчиц.
Матроны в кожу чувственно втирали смесь масел и игривых междометий и от зеркал не отводили лиц, И т.д.
Мне пришлось «перестраивать» стихотворение, придавая ему удобочитаемый вид – чтобы более-менее начали восприниматься рифма и ритм ямба-пятистопника:
Рим вожделел начала Луперкалий,
потоков женских тел, что алчут плети
укус принять, как ласки от волчиц.
Матроны в кожу чувственно втирали
смесь масел и игривых междометий
и от зеркал не отводили лиц
Нет-нет, он жив еще... Палач искусный ждет, как наутро выйдет из темницы венчавший тех, кому велит закон
Лишь кесарю служить, Читатель не знает, где нужно делать паузы, поэтому делает их в конце строки или там, где предложение заканчивается. Или в местах пунктуационного словораздела. Кому придет в голову, что паузу автор задумал не после «ждёт» и «тех», как требует запятая, а после «искусный» и «темницы»:
Нет-нет, он жив еще... Палач искусный
ждет как наутро выйдет из темницы
венчавший тех, кому велит закон …
В результате стихотворение сбивается в комок, читается рывками, смысл ускользает. Не лучше ли было записать его в обычном формате?
То же самое тут:
Мерно пели моторы отсчет... небеса довернули на нос – так сподручней. Раскосо
улыбался "Малыш", вверив морду Востоку – в поминутно рассчитанный ад Нагасак
сквозь кабины блестящей стеклянную осыпь...
Мерно пели моторы отсчет... небеса
довернули на нос – так сподручней. Раскосо
улыбался "Малыш", вверив морду Востоку
– в поминутно рассчитанный ад Нагасак
сквозь кабины блестящей стеклянную осыпь...
5-36 В такой записи хоть рифма улавливается. Да и то не сразу: строки длинные, рифмовка усложненная.
(Эту строфу можно было цитировать и как образец неудачных перебросов)
===================================
Не ошибка, просто улыбнуло: Шли с товарами богатыми
Каравеллы караванами...
Не потоплены пиратами,
Так в пучину сами канули.
1-4 Так-таки и не доплыл никто? Да уж… «губит людей вода».
Сбираясь купно в перекатны кручи
3-8 Ну прямо Тютчев ранний… Архаика-то какая!
Греми в набат, весна! Проснись, комбат!
Пора в прорыв. Минута до атаки!
5-41 Он димедрола, что ль, напился – в таких условиях спать!
про Новый год:
Две-три рюмки: несвязная речь
5-43 Что же такое пил ЛГ? Явно не водку. И даже не спирт. Злая химия попалась, иначе б не развезло так скоро)
===================================
«Переобразность» Многие авторы думают, что чем мудрёнее они выразятся, тем лучше. Образ же! Пусть читатель чешет затылок, гадая, что здесь может подразумеваться.
А образ, между прочим, это не набор случайных слов, сцепленных между собой в случайном порядке.
Догорит неспешный вечер
И стечёт комком по горлу в нити ношенных одежд. 2-42
Что-о? Из горла что-либо может попасть только в желудок (исключая случай, когда – обратно в тарелку). А вот как глотаемый продукт оказывается в «нитях одежд»? Впрочем, версия у меня есть… но неприличная.
Попадаются образы, лишенные логики:
Русью рулетка вертится
5-4 Рулетка уподобляется Руси. А Русь что, «вертится»?
Мне кажется, в той же степени, что и Америка - вместе с земным шаром.
===================================
Слова-втычки Я не хочу чтоб вас пороли,
подолы платья вверх задрав.
3-25. А куда ещё можно задрать подол?
«Втычкой» могут быть и целые строки:
Привиделся ей сон весьма престранный,
И это был необычайный сон.
2-35 Вторая строка содержит «ноль» информации, художественность тоже нулевая. Написано, чтобы чем-то заполнить место в стихотворении.
Мы в ил, как рыбы, вкапывали брюшки,
До дна хвостами рыбьими достав. 3-35
Странно было бы, если б они до дна доставали волчьими хвостами.
попрятал он давно весь свой ненужный хлам.
4-38 Покажите мне нужный хлам! Да и слово «весь» - лишнее.
Чует чужого пришельца и зубы точит 2-31
Несчастливый страдалец мыслит ядовито
2-32 Ох, одни плеоназмы… (но про ядовитость мысли – здорово!)
Время здесь - молчаливый репей,
5-5 Есть репей болтливый?
Возврата нет за Рубикон,
Стопчи хоть все свои ботинки…
5-40 Стоптать чужие ботинки мог бы только воришка. Но стих не уголовной тематики, значит, уточнение «свои» не имеет смысла: это и так подразумевается.
==================================
Нужны ли знаки препинания? Разумеется, если вы хотите, чтобы вас правильно понимали. Правда, в последнее время нередко практикуется «беспрепинаковый» метод – для создания эффекта монотонного бормотания, заговора. Этакий поток сознания без начала, конца и остановок, как бы на одной интонационной волне. Если вы добиваетесь именно такого эффекта, то стоит придерживаться единообразия в оформлении текста: уж если нет знаков препинания и заглавных букв – так нет везде, а не местами, как, например, в стихотворении
1-34. *** (Уми. Уми…) И ещё: далеко не каждое стихотворение может быть записано в этом формате. Чаще «беспрепинаковые» стихи производят впечатление неграмотности или небрежности.
============================================
Я плакалъ!!! И вдруг по копчику со злостью
Удар раздался словно взрыв 3-26 Зад был железный, наверно…
на улице брюхатила весна
бездомных кошек.
4-1 Посредство кота, я подозреваю, всё же было необходимо?
Каждый вздох, как пуля из кювета
3-36 Настолько неожиданный? Идёт ЛГ и понятия не имеет, что в следующую секунду вздохнет.
И в желчном – семена могильных плит
4-33 Могилы семенами размножаются? Ну, допустим. Но почему они не вокруг могилы, как положено при высевании, а внутри ЛГ? Он их поднял и съел? Голодает? Бомж?
Пупок звонка никто не теребил
3-35 И груди кактуса никто не трогал… чревато.
А вообще, образ прикольный)
Полоса береговая,
Под морской волной икая
2-42 Хе, ещё не такое бывает от некипяченой воды!
На берега кисельные
с уса стекает мёд.
5-4 С одного? А второй что, был короче и в мёд не макнулся?
Дым плавал тихо, как в библиотеке,
Перевирая все, что окружал.
3-35 Неплохо сказано, но… горящую библиотеку жалко.
ковер персидский ойкнул под ногой
4-1 Вас обманули, это не персидский ковёр! Те - бесшумные!
Я крикнул в униформу гостя:
«Ах! Дядя Заза это вы!»
3-26 А ушей у дяди Зазы не было? Кстати, обращение запятыми выделяется.
среди слепой толпы,
Которая молчит и воском уши
Старательно закапывает
3-19 Ой, грязные, наверно, уши…
Ты закрываешь мысленно глаза
3-19 А потом мысленно чешешь нос.
Похожи люди на забавных хомячков,
Что щеки набивают инстинктивно,
Растут запасы в банке у проныр-зверьков,
Чем больше рот, тем дело продуктивно.
4-11 Хмм… вы полагаете, хомячки носят зёрнышки во рту? Это какая ж пасть должна быть…
«Тем дело продуктивно»? – это сейчас шутка юмора была? Или взаправду?
Хоть смерть летит навстречу пулей адской.
1-45 Раньше всё огонь да кипящая смола… Видно, и в аду реформы.
Презрев уют подушечных кроватей
1-45. Кровать из одних подушек? Хочу такую.
Я не бегу. Это было б смешно.
Скоро, должно быть, потянут
С палубы за борт невзрачный мешок
С телом, а может, с костями.
3-32. В смысле, труп предварительно обглодают пираты-людоеды?
Книги колотятся крыльями на ветру,
Прочь вырываясь из слабых провисших рук.
2-28 Сами книги? Да это целый ураган-колотун!
И ещё: если руки пРовисли, а не пОвисли, значит, в них не стало костей.
Я провожал её следы.
3-26 А сама она где?
=================================== Это всё, что я успела сделать на данный момент.
Всем ещё раз спасибо!
Удачи и побед!
Участвовать в конкурсе от своего сайта - пожалуйста, но общаться на литсети - только через ведущих или других авторов.
Я понятия не имела, чьё стихо, так что - о каком недоверии речь?)
не море зеленилось и штормило, а именно меня штормило от ситцевых штор как признака мещанства.
Вон как... Но это не очевидно, надо доработать.
Сожалею о создавшейся ситуации. Могло быть по-другому...
Интересно читать было)
Даже нашла себя в одной из категорий))
Слушай, неужто совсем уныло, на пятак всего?
1.12 мое
Ну, мой пятак - это разве уныло?)) Это вполне техничное произведение, которое можно печатать в периодике)
Просто я жадная на оценки )))
Понимаешь, это стихо для меня хорошее, легко читаемое, с интересными образами, но без той уникальности, которая вознесла бы его над остальными. Ну, бывает ведь так: прочтешь - и придраться, вроде, не к чему, а "торкает" не сильно. Возможно, это моё субъективное.
Ну и разные мелочи зацепили:
Но когда вдруг валится все из рук,
Угадаешь вряд ли, что ждет в финале.
Вдруг - втычка, да и звучание портит. Лучше (имхо) " но когда повалится всё из рук". Вдруг может свалиться, но не валиться (протяженное действие).
Бесполезно просто сидеть и ныть,
"Просто" тоже избыточное слово.
Манят звезды нитью жемчужных бус.
"Нитями бус" было бы правильнее, а то получается, что все звезды по линейке стоят, этакий парад планет.
Что отдашь, воротится во сто крат,
Ведь таким бродягам ценней, чем клад,
Чудеса неведомых дальних лоций.
Что-то тут с логикой не то... Получается, если бы бродяге не были так дороги "чудеса дальних лоций", то всё отданное к нему бы не воротилось? Вроде бы, правило "возврата" действует для всех, нет?
Короче, всякие мелочи, которые без лупы и не видны, так что не заморачивайся)
Нормально написано)
===
Не, твои строки были в 2-х категориях (образ про "туши лодок" и неологизм "офонарен")
Повалится - тогда на совершенный вид меняется, что нехорошо, да и внезапность события теряется.
А вот нитку я не заметила.
По последним надо поосновательнее подумать))
А туши лодок я прозевала. Внимательный читатель, называется(
Повалится - тогда на совершенный вид меняется, что нехорошо, да и внезапность события теряется.
Совершенный вид - "Свалится", а "ПОвалится" - просто будущее время всё того же глаг. "валиться". Но твою мысль поняла, тебе нужна была внезапность (я правда, не вижу, в чем преимущество этого варианта, но - бог с ним).
Удачи в следующих турах!)
В другой форме я бы просто не успела) А так хоть что-то)
Классный обзор! Я вот, ни в один раздел не попала (ни в плохие, ни в хорошие). Юль, тебе совсем не понравилось?
Сонц, возможно, я была не права: видишь, остальные судьи оценили иначе) Все мы со своими понятиями (читай: тараканами))
Знаешь, для меня оно неформатное, что ли... Такое домашнее) Не то, чтобы плохо написано (ты плохо-то и не умеешь), но - игровое, сиюминутное, на фоне иных серьёзных стихов воспринимающееся (мной) как беглая зарисовка, а не высокая паэзь) Я тут, понимаешь, сидела в настрое на что-то глобальное, а у тебя - чисто для улыбки стиш, очень простой по технике, без уникальности (в веках не останется, короче).
Но я рада, что ты набрала высокий балл, и на меня, привереду, не обиделась))))))
Кстати, меня всегда смущают вот такие вещи:
Отбрасывая тапочки, сорочку и гамаши,
Вопит, как стая страусов, и скачет нагишом.
Одного ребенка сравнивают со стаей. Ну с одним бы старусом - хорошо. (Идея понятна, ребенок уж слишком громкий, но всё же...)
Смотри: он бежал, как несколько бизонов, подпрыгивал, как два спортсмена. Как ты себе это представляешь - в исполнении одного ч-ка?
ПС Марин, я многим нашим троек наставила. Не доказывает ли это, что судейство было честное, без подыгрывания? А ведь болтовни по этому поводу хватает, увы... Обидно.
Ну - дальнейших удач тебе!)
Я всегда принимаю решение судьи целиком, т.к. сама частенько выступаю в этой ипостаси. Так что всё путём. Чмакс!
Твои 7 баллов меня очень порадовали.
Автор стиха 2-28.
Оценка одного жюриста ещё не делает погоду)
Ты ж знаешь, я люблю твои стихи, но вот в этот раз что-то не срослось у нас))) Хотя... моя тройка выше, чем у многих шестёрка)
Я, правда, рада! Ты ж по косточкам разбираешь, знаю!
Я думала, ты так прикалываешься, насчет семерки)
Ну, что сказать... очень рада)
а он ррраз – и переплюнул все твои законные предвкушения)))
Вот, развлекаем друг друга)))
Рифма "водочки-дочери", конечно, рискованная и неточная, но с учётом "...ет водочки - две дочери" - довольно богатая, вроде бы))
Твой стиш в меня прям сразу засел) Ты такой разный... и всегда здоровский)))
Да оба варианта, в принципе, равноценны... Пожалуй, не стоит огород городить) И дактилическая клаузула всё ж лучше, чем женская (в "дочки").
Спа)
И спасибо за высокую оценку!
А подскажите, пож-та, какое у Вас стихотворение?
Монолог Русалочки.
Есть там только одна небольшая нестыковка. Вначале говорится, что она боится его ухода. А в конце - что море, которое смоет его следы, кажется ей прекрасным. То есть, уж не так сильно и жалеет о нем?
(Ничего, что я здесь факультативно говорю о Вашем стихотворении?)
И моя героиня - не исключение (хвост любви не помеха)
Она и в самом деле боится его ухода. Но знает, что это неизбежно. Он сухопутный товарисч...
А она не может жить без моря. И будет любить ещё больше, когда оно смоет все следы ушедшего за горизонт.
а за факультатив - мерси!
Больные ведь любят поговорить о своих болячках, а поэты - о стихах. Так что, только рада конструктивному диалогу.
Ваш стиш совсем даже не болен) Но ничего, о здоровых не менее интересно говорить)
Удачи)