Александр Семыкин Ссылки на авторские страницы: http://grafomanam.net/users/5973 http://www.stihi.ru/avtor/stmasterix Победитель третьего международного фестиваля "Славянские традиции - 2011" (первые места в номинациях "Поэзия, свободная тематика" и "Поэтри-слэм"), лауреат международной литературной премии "Славянские традиции", лауреат муниципальной литературной премии им. К. Паустовского (Одесса, 2013, первое место в номинации "Поэзия"). Член жюри четвёртого международного арт-фестиваля "Провинция у моря - 2014". Член организаций "Южнорусский Союз Писателей" и "Конгресс литераторов Украины".
От ведущих: Из-за очень большого объема информации нам пришлось многое представить через файлы и "картинки". Имена авторов и названия команд добавлены ведущими (жюри работало с анонимным файлом).
Сперва хотелось бы выразить благодарность устроителям за приглашение в жюри конкурса. Это было не скучно и познавательно. Общее впечатление: довольно высокий средний уровень работ, но всё-таки с заметным уклоном в мастеровитую версификацию, что, вероятно, обусловлено жёсткими рамками конкурса – к сожалению, не всем удалось «оживить» образы, созданные при раскрытии заданных тем к определённому сроку. Более всего порадовала тема городской лирики, менее всего – пожалуй, юмористической. Разумеется, все выставленные мною оценки это всего лишь мое частное мнение. Субъективный взгляд из системы моих собственных координат. Напомню, что по теории относительности весьма возможно существование и других систем, в которых всё будет перевёрнуто с ног на голову. Поэтому я не вижу смысла ругать стихи, получившие и без того не высокие оценки, а посему в комментариях ограничусь краткими впечатлениями об особо понравившихся стихах. Да, и ответственно заявляю, что при оценивании конкурсных произведений на меня не оказывалось никакого давления. Мамой клянусь!))
1-4. Мой город   10 баллов Татьяна Костопулу – команда «Альфа»
Мой город спит, но сон его не в счёт, Настолько он тревожен стал и чуток. Весна, врываясь в пригород, течёт В потоке нескончаемых маршруток.
И город просыпается. С трудом Встаёт, как человек с больничной койки. Но скоро защебечет каждый дом И сквозь асфальт пробьются новостройки.
Расправив плечи, город оживёт. Ему немало лет, и он простужен, Но по весне, как только сходит лёд, Спешит купаться с воробьями в луже.
Точный и выверенный стих. Немногословно о многом, и такое ощущение, что о главном.
1-9. Городу   10 баллов Solga – команда «inaya команда»
Куда мы шли? Зачем мы здесь? Несут нас каменные реки. Дрожит неоновая взвесь - И пьют рекламу человеки. Асфальтова твоя земля: Дома растут… Их посадили? Про землю помнят тополя, Но не твои автомобили. Мы предназначены с пелён Твердыне серой на потребу. Вот у деревьев нет имён – Зато они качают небо. Не затеряешься, хоть плачь, В твоих стекло-бетонных рощах. А мальчики гоняют мяч - И в небо не глядят. Так проще.
Совершенно внятная и осязаемая картина, в которой нет ни единого лишнего мазка.
1-16. Утреннее. (из позапрошлой жизни)   9 баллов Виктор Вороненко – команда «КПД» (Комитет По Дритатулям)
Первые утренние трамваи Хватаются за провода Железными пальцами. Город потягивается, Зевает, Переворачивается туда-сюда, Наконец окончательно Просыпается. Открывает глаза, Спускает ноги с дивана, Встаёт, Почёсывая зад, Идёт в ванную, Совершать утренний туалет… Выстроенные, Как для парада-алле, Дворники, с мётлами на плечах, Идут наводить марафет Во дворах и улочках. Распахиваются двери кафе И булочных, Приглашая на утренний чай (кстати, у нас – самые вкусные в мире блины). На газонах собачки Выгуливают старушек…
И ещё два месяца до войны. И город пока ещё Не разрушен.
Оригинальное очеловечивание города плюс неожиданная концовка.
1-19. В городе   9 баллов Алексей Казарновский – команда «МОССАЛИТ»
Зимнего вечера рваные полосы Хлещут наотмашь и ранят глаза. Город усталым и сорванным голосом Стонет, срываясь на гулких басах.
Небо лоскутное иссиня-черное В узких просветах меж кромками крыш. Окна ночные на свет обреченные Что это? Питер, Варшава, Париж?
Вспышки рекламные душу изрезали, Мозг обжигая, врываются в грудь. Ночь покалечена, стал ей протезами Свет фонарей ядовитый как ртуть.
Боль, отраженная плоскостью вечера, Впитана в плоть этих каменных стен. В лицах, как старая пленка, засвеченных, Серой пустыни бессмысленный тлен.
Что это? Бред, откровенье, пророчество Душу кромсает на самом краю? Неодолимая тьма одиночества Не выпускает добычу свою…
Выбранный ритм практически идеально соответствует плотности череды образов, и наоборот.
1-23. *** (В песочном городе идут дожди…)   10 баллов Паша Полозов – команда «Культовые Авторы»
*** В песочном городе идут дожди. Размыто всё: аллеи, скверы, парки... Я ощущаю, как уходит жизнь Чернильной каплей на почтовой марке
Сезон письма из хмурых, точных слов, Стеной стихов, где стерт автограф Гётте. Где много одарённых дураков, Бумажных кораблей и самолётов.
Где пляшут тени - призраки тепла Огниво вечно - бесконечно пламя. Добра не видел и не знает зла, Не мучает, не будоражит память
Песочный город. Будто золотой, Любимый мной как жителем и богом. Я сам придумал этот город свой И сам разрушил.
Вместо эпилога
В себя не верю и не верю всем. Элегия окончена. До встречи. Я зарекался не касаться тем, Подобных этой, но песочен вечер.
Стих, который хочется долго рассматривать под разными углами, а может, пересыпать из руки в руку, как горсть песка…
Мой милый друг, глаза твои – оливы, А взор бесстыжий – маслянист и нагл. Уста скользят неспешно-торопливо, Ты смел и наг.
Горячих рук касания фривольны. «Неистовый, хоть чуть меня жалей…» Твой вкус «Напареули» мне напомнил, Не «Божоле».
Мой генацвалле, ты нежней сациви. В двухкомнатной «хрущёвке» нашей жар. Ты пылок и неистов, словно Мцыри, Но не сбежал.
Тогда я – барс, тот самый: с ликом бездны, Зрачки кошачьи и оскал жесток. …Побеждена! И кружит свод небесный и потолок.
Весь мир уснул. Готовлю чахохбили. Зеленоглазый «Мцыри» мой устал. Эх, вот бы все мужья так жен любили, и лет до ста.
Я бы ещё отдал этому автору первенство в соседней юмористической теме) Отличное смешение жанров.
3-5. Волшебство на вырост   9 баллов Ирина МелNik – команда «Абыр»
Наверно, скоро ляжет снег – на каждый лист, на камень каждый, брандмауэр* окно покажет – и наяву, а не во сне нырнёт в подъезд бездомный кот – хозяин-раб своих привычек. Всё как обычно… необычно, как быть должно под Новый год: мигают лампочки гирлянд, стремясь сыграть друг с другом в салки, в каналах шепчутся русалки, кариатида и атлант – мадам и сэр (месье и леди), легко взобравшись под карниз, не думают спускаться вниз – туда, где шумный город едет на носорогах и китах, акулах, муравьях, улитках, а фонари висят на нитках легко – святая суета! И это будет сотни раз: щелчок – и куст бенгальский вырос. А волшебство – оно на вырост, и только мне сейчас как раз. Не повзрослеть бы навсегда, убрав щелкунчиков в коробку, прогнать бы грусть шампанской пробкой, всё проходяще – и беда, и призраки больших побед, и страхов полуночных тени слетят легко листвой осенней, их след морозами отпет. …Манера снега – тихо плыть; причудливо сгорают свечи, струится дым – уютный вечер... Вы открываете окно и замечаете… потом, с двенадцатым ударом пушки, в костюме чёрном, вот он – Пушкин, в подъезд спешащий за котом.
*Брандма́уэр (нем. Brandmauer, от Brand — пожар и Mauer — стена) — глухая противопожарная стена здания, выполняемая из несгораемых материалов.
Есть в этом стихе какое-то волшебство. А концовка заставляет вернуться к началу, чтоб перечитать.
3-8. Ночное   9 баллов Вахтенный назгул, она же Татьяна Смирновская – команда «Корабль-призрак»
Лишь в редких окнах свет ещё горит - как долго добираюсь я до дома. Но впереди меня идёт старик, он, чудится, - ведущий, я - ведомый. Перед одним, перед другим крыльцом он заставлял меня остановиться - я видел неподвижное лицо и тёмные, провалами, глазницы. И гас в окошках свет: приняв беду, там в чьё-то возвращение не верят. Всё ждали... Но теперь уже не ждут. Отплакали и не откроют двери.
Не обойти. Иду за ним, след в след. Всё ближе к дому... тяжелеют ноги... И хочется кричать - старик, ты слеп! Я жив ещё, уйди с моей дороги! Там молятся, чтоб не стряслась беда, и в кулачки, на счастье, руки сжаты - я должен в эту ночь дойти туда, и мне такой не нужен провожатый!
Уже прозрачна полная луна. Фигура впереди слегка поблёкла. Бреду за ней, не в силах обогнать, и гаснут гаснут гаснут гаснут окна...
Тот случай, когда неудачная концовка могла бы испортить весь стих… Но нет, всё получилось на хорошем визуально-мистическом уровне.
3-23. Ворон   9 баллов Луна Манакури – команда «Мушкетёры без Дюма»
- Братец мой Ворон, пусти меня до реки, Ночью гадают на суженых до восхода. Девушки вьют из цветов полевых венки, Косы плетут и бросают колечки в воду. А за подарки русалочьи голоса Шепчут из мутной реки адреса любимых, Я бы русалкам взамен отдала глаза Только за то, чтобы просто услышать имя.
- Милая, слышишь, охотники у дверей, Вечер за окнами скалит собачью морду. Жители нынче бросают отраву в воду: Так веселей.
- Братец мой Ворон, пусти меня за порог! Слышишь, в окошко тревожно стучится ветер? Суженый выбрал неблизкую из дорог, Он приходил на заре, но никто не встретил. Полночь чернее пера твоего крыла, Словно закат на неё затаил обиду. Я темноте бы и лучшее отдала, Чтобы любимого снова хоть раз увидеть.
– Это не ветер, милая. Так стучат Неподалёку охотничьи барабаны. Суженый ставит кругом на тебя капканы И на волчат.
Немного напрягло «адреса любимых»: вместо русалки увиделась тётка с казённым голосом из справочного бюро) А в остальном хорошо, мистика настоящая.
3-32. Два моряка   9 баллов va_smol – команда «Банда Online»
Был старый дедушка Арон Паромщиком особым, И содержал он свой паром В порядке образцовом.
Полвека плавал без труда Проверенным маршрутом: Прохладным вечером – туда, Обратно – жарким утром…
Далёко с берега видна Седая шевелюра. Казалось, нет у жизни дна Де факто. Но де юре…
В году две тысячи втором Он путь земной окончил. И встретил дедушку Харон - Подземной лодки кормчий.
Схлестнулись взгляды стариков Меж светом тем и этим. Харон спросил «Ты кто таков?» Арон ему ответил:
«Все знают Роню-моряка Живые пассажиры. Из наших рек твоя река Вытягивает жилы!
Слезами полнится волна И пенится от боли, Спеша тебе вернуть сполна Последние оболы»
Харон вдруг сделался учтив, Хитро прищурил веки: «Выходит, тезки мы почти, И заодно коллеги?
Я эти деньги и еще Отдал бы, нет и речи, Чтоб навсегда оставить челн Но путь мой бесконечен…»
И бурный прежде водоем Покорно замер в штиле. А в лодке, каждый о своем, Паромщики грустили.
4-22. Полковник   10 баллов Альвильда, предводительница пиратов – команда «Союзники»
Настало время пошлой маеты, И умер крик внутри - птенец голодный. Февральской нитью - белою, холодной Зашиты не накормленные рты.
Падение – полет или измор Души в чужих неведомых потемках? Где рвется – было, видно, слишком тонко… Рвануло так, что слышно до сих пор.
Пора остепениться нам уже, Вернуть себе потерянные лица, Не зря под солнцем снег рудой слоится: Мы станем славить блестки миражей,
Прилежно утирая пот со лбов… Метель – неистребимая проруха Дорогу устилает белым пухом Старухе с манким именем – любовь.
Ну что же! Нappy end - давно клише, Свобода – до тебя была воспета, Рисуя одиночества портреты Смотри, не наломай карандашей.
Прощаться нужно просто и легко. Траве не прорасти сквозь эти плиты. Очнись, полковник! Мы уже разбиты, А все еще стреляем – в молоко.
Стих стреляет не «в молоко», а где-то очень рядом с сердцем…
4-5. Дьявол в деталях   9 баллов Елена Шилова – команда «Пираньи пера»
Полночь мурлыкает чёрным клубком в углу, По полу, крадучись, движется лунный луч. Бал начинается: время стряхнуть золу С древних костей и торжественных одеяний. Скромная жизнь во смиренье - удел мессий, Только всё чаще несдержан в словах мессир. Разум назойлив, и, как его ни проси, Видит дурную насмешку в любом изъяне.
Роли расписаны много веков назад, Скука и горечь сменили былой азарт. Стоит из ветхой колоды достать туза, Как не уйти от нелепых сомнений - в масть ли? От пестроты декораций в глазах рябит: То ли шелка и атлас, то ли грязный бинт. Не разобрать, кто убийца, а кто убит, И бесполезно жалеть о разлитом масле.
След от удавки скрывается под жабо. Всем персонажам хватает своих забот, Только не знает пощады сюжетный бог: Гонит и гонит вперёд, как солдат на марше. Лжёт эта рукопись, даром что не горит. Воланд устал от поэтов и Маргарит. Светят глазами кошачьими фонари, Рельсы трамвайные сходятся к Патриаршим.
Свита в отставке - дешёвый бродячий цирк. Мазь не поможет, пора доставать шприцы. Яд одиночества лучше любых вакцин Лечит от прихоти просто побыть собою. Дьявол в деталях, а истина в мелочах, Только всё кажется, будто вот-вот, сейчас Бал завершится, и тенью из-за плеча Кто-то невидимый тихо шепнёт: "Свободен..."
Старая тема, но в интересной обработке. Живые образы.
4-6. Остановиться   9 баллов Леший – команда «Абыр»
Отвар январских сумерек не густ – Луна плеснула в зелье акварели и, напоив озябшие аллеи, наив теней рисует на снегу.
Стою на чистопрудном берегу. Огни вокруг – блестящей канителью. Уставшая Москва конца недели. А люди всё бегут, бегут, бегут…
Остановиться, выгадав минуту. Извечной суеты ослабить путы. И наконец-то взгляд на небо кинуть.
А там – одна на всё людское племя, притормозив движение и время, Луна богам показывает спину…
Отличный образец философской лирики в классической твёрдой форме.
5-6. Карточный долг   9 баллов Ольга Хворост – команда «Русалки Ревского»
Зима на стёклах выткала узоры, Весь день бушует снежный ураган, А мы уже четвёртый час с боксёром Играем в подкидного дурака.
Боксёр - мой друг и чемпион по фарту, Хоть иногда сомнение грызёт, Что он не передёргивает карты - Так этому счастливчику везёт.
Опять провален бой. Уже который! Ночь за окошком, спать давно пора, Но раздражает наглый взгляд боксёра - Мол, всем понятно, кто у нас дурак!
Долг нерушим - мы в это твёрдо верим, Раз проиграл, то надо отдавать... Мне снова спать на коврике у двери, А пёс привычно лезет на кровать.
Славное и очень улыбательное. Ждёшь мордобоя, а получаешь слюнявую мордочку и куцый хвост)
5-12. Конец света (Апокалипсис местного значения)   9 баллов Андрей Тенигин – команда «Пираньи пера»
В одном театре пару лет назад Апокалипчик вышел, так сказать. И всё, как предсказали майя эти. Декабрь, двадцать первое число. Электрика зачем-то понесло Наладить электрические сети. Электросеть та самая вполне Была исправной, а электрик нет: Синдром известной утренней болезни. Однако, чья-то добрая рука Плеснула пролетарию в стакан, Он в благодарность хочет быть полезным. В благом порыве позабыв про то, Что и фортуна как электроток Бывает, к сожаленью, переменной, Он перепутал «фазу» и «нейтраль». Вот потому так сумрачно с утра В провинциальном храме Мельпомены. Тотчас же в этом сумраке возник Клубок наветов, сплетен и интриг. Запахло водкой. Нравственность хромает. В гримёрках и на сцене правит тьма. Все, спотыкаясь, поминают мать Электрика, а также этих майя. А что электрик? Как шекспиров Лир, Покрывши матом этот грешный мир, То плачет он, то кается, то злится. Бессвязна речь его, безумен взор. Он голосит: «Увы мне! О, позор!» Его, скрутив, уводят за кулисы…
С утра электрик вымыт и побрит. Он ходит твёрдо, внятно говорит И с лёгкостью решил проблему света. Тьма уползла в подсобки, сгинул дым, И шабаша вчерашнего следы Смывают со старинного паркета. Никто не пьёт ни водки, ни вина. Бьёт рампы свет - премьера спасена, Но слово "майя" строго под запретом.
В общем-то, старая тема многозначности выражения «конец света», но в отличных декорациях)
5-26. С портретом Иосифа   9 баллов simon – команда «Мушкетёры без Дюма»
Дорогой Иосиф Виссарионович! У меня идёт пыль… У меня висит ночь. Сегодня прошла пять кругов ада: Французский в пятом, французский в шестом, Французский в седьмом и так дальше. Не надо, Иосиф, мне говорить о том, Насколько юным революционерам Французские революционеры служат примером И как велика Роль языка. Я намедни случайно зашла в интернет – Революции нет. Поползли кое-где границы на картах. Мир молчит, как Семён за последней партой, Говорит ерунду, как Кирилл за первой… А история, Боже, такая стерва! Врёт, коварно грассируя, теша слух: Больше не братья Ниф-Ниф и Нуф-Нуф. Потом снова братья. И вновь не братья. Устала, Иосиф… Купила платье. Не себе, конечно. Себе – не стоит. Внучке. Как раньше, платье простое. Главное – внучка не пьёт, не курит. Среди пираний растёт акулой: Здесь демократия, страшно, Дарвин. Я даже в церковь зашла недавно. Прости. Не смотри так. У них проблемы На наши похожи: верят всё время В то, чего нет… И ещё признаюсь: Читала Бродского. Каюсь. Каюсь… С ним не согласна: ведь тьма снаружи Хуже, чем тьма внутри комнаты. Хуже. Знаешь, Иосиф, нам лучше расстаться. Сколько сейчас навалилось проблем… Меня перекинут на младшие классы: Забываю французский. C` est ne tres bien. Значит - старею. А ты - вечно молод. Чувствуешь, как задрожала рука? Серп и молот уходят. Приходит холод. Я выключаю скайп.
Хорошая ирония. Думаю, что и в философской теме это стихотворение было бы на высоте.
Александр, спасибо за высокую оценку моей работы 2.24. тем более,что Вы единственный судья, так высоко оценивший ее. Сыграла на разрыв шаблона, попыталась сработать на стыке жанров. Зря. Но два сборника любовной лирики и состояние невлюбленности, переела я уже романтики, хотелось описать любовь на фоне бытовых декораций, где только фантазия вносит романтику и пикантность. Не влюбленность описать, а именно любовь длиною в жизнь: семейную. Где страсть давно стала почти рутиной, а полет вдвоем называют супружеским долгом. И чисто наши женские примочки: подключение фантазии и полная смена декораций вокруг одним смыканием ресниц. И, конечно, иронии чуть. Все, как в жизни: кастрюли, редкие возможности побыть вдвоем, бутылка вина - единственный атрибут романтики. Зато ЛГ умеет облачать своего возлюбленного хоть в латы, хоть в шкуры и заново влюбляться каждый раз. Наверно, Вам как раз не надо было объяснять замысел) Но единственная девятка в туре, на фоне троек и одной восьмерки, вдохновила на попытку..даже не знаю.. выразить благодарность? В общем, спасибо огромное)
Автор 2.20
ПС. Рада встрече))
В общем, спасибо огромное)