Родилась и живет в Кишиневе. Окончила филологический факультет Молдавского государственного университета (специальность "Русский язык и литература"), работает там же, на кафедре русской филологии. Читает курсы истории русской литературы XVIII - XIX веков и теории литературы, а также спецкурсы по сравнительному стихосложению и анализу стихотворного текста. Автор книг стихов "Серебряное зеркало" (2000), "Прикосновения" (2003), "Неловкий ангел" (2010) . Редактор-составитель альманаха "Как слово наше отзовется" (Кишинев, 2003). Печаталась в коллективном сборнике "Дельтаплан" (1989), альманахе "Ларец" (1990), а также в "Литературной газете", журналах "Кодры. Молдова литературная", "Горизонт", "Окна" и в периодической печати.
Из-за очень большого объема информации нам пришлось многое представить через файлы и "картинки". Имена авторов и названия команд добавлены ведущими (жюри работало с анонимным файлом).
И еще немного дотянуться смычком.. Совсем немного...
расскажи мне, Муся, как это - быть выше неба?
---------------------------------------- Семью Пинкензонов и других приговоренных к смерти вывели на берег Кубани, куда были согнаны жители со всей станицы Усть-Лабинской. Первыми погибли родители двенадцатилетнего Муси - медики Владимир Борисович и Феня Моисеевна. Перед расстрелом Муся заиграл на скрипке «Интернационал» .
</span>
Стихотворение очень хорошее, заслуживающее высокой оценки. И тем обиднее, что это не классический белый стих, который должен обладать чётким ритмом. Здесь же ритмика свободна и не подчиняется законам силлабо-тоники. Очень жаль.  
[color=red]1-9. Время для счастья   9 баллов Лола Ува – команда «Пираньи пера» (Литсеть)
Воскресенье приносит с собой ощущение счастья. Просыпайся неспешно и чувствуй. Чудесное утро Начинается поздно - лучом апельсиновым солнца, Что вползает в окно, игнорируя венские шторы, Привлекая внимание: "Эй, на меня посмотрите!" Утро томно продолжится запахом кофе с корицей, Полусонным вопросом: "Чего ты желаешь на завтрак?" И привычным шутливым ответом: "Тебя. И скорее". Поцелуем. Ворчаньем, что завтрак сегодня не нужен, Ведь не хлебом единым… Но стоит лишь мне согласиться, Ты ехидно добавишь, что хищникам надобно мясо. Некапризные особи, впрочем, согласны на рыбу… С исчезанием тени меняются приоритеты - Утоление низменных чувств загоняет на кухню. С зависаньем минутным у зеркала, чтоб убедиться, Что сияние глаз от любви – это круче make-up-а. А шеф-повар уже у плиты и готов к мастер-классу... Это в будние дни ты совсем не умеешь готовить, А сейчас – поразишь! Безусловно. Ты - можешь. Я знаю. Позже просто помою посуду. А может, и кухню.
Нам на счастье отпущено времени - целые сутки. На любовь и безделье, молчание и разговоры… Жаль, что счастье как отпуск, а значит - не может быть вечным, Но, когда всё закончится, пусть поскорей повторится.
</span>
В трёхсложных размерах, ещё с античных времён, когда появились «Илиада» и «Энеида», есть что-то эпическое. И здесь перед нами – маленький эпос воскресного быта, с вкусными деталями и милыми подробностями, и притом не без лёгкой иронической приправы. Поэзия быта – тоже поэзия, и, чтобы передать её, нужно подлинное мастерство.  
[color=red]1-11. На старой даче   9 баллов Светлана Моисеева – команда «Сиреновая Бригантина» (Стихи.ру, Конкурсная площадка «Светская Хроника»)
На старой даче мрак и пустота. Крадётся тишина на мягких лапах, И слышит лишь паук её шаги, Качаясь в гамаке под стулом венским.
Потухшими глазами зеркала, Поймать пытаясь капельку движенья, В который раз обводят пыльный зал И рамами с обидой пожимают.
В прихожей бродят тени. Иль пальто, Забытое хозяином на стуле, Сдув пыль седую с плеч и рукавов, Пройтись решило к коврику у двери?
За ставнями волнуется апрель, Бальзам для душ из трав весенних варит – Об этом прозвенели зеркалам Продетые сквозь щели струны солнца.
И дача ждёт весенней кутерьмы. Вздыхая старым креслом, как мехами, Тревогу прячет даже от себя Под складками гардины тёмно-синей.
Вчера приснилось ей, что экипаж, Нагруженный узлами и весельем, Не повернул к знакомому крыльцу – В клубах тумана серого растаял.
На старой даче мрак и пустота. Надолго. А быть может, и навечно. А тот, кто ей вернуться обещал, Бредёт сейчас по улочке парижской.
</span>
Привет чеховскому «Вишнёвому саду», переданный на языке предметов и ощущений. Картинка из узнаваемого времени – и одновременно стоящая вне его. Покинутое родовое гнездо, обладающее памятью вещей и событий – тема вечная и болезненная. Язык стихотворения чем-то напомнил блоковские «Вольные мысли» - но он более лёгок, воздушен, нежели злая и грустная блоковская ирония.  
=================================================
[color=purple]Форма "Акростих"
2-12. Надя   10 баллов Луна Манакури – команда «Мушкетёры без Дюма» (ЛитКульт)
Фея её быстротечного детства имеет крылья Алые – цвета красивого платья подружки Лены. Надя страшится того, кто живёт в подкроватной пыли, Тени его в полумраке зловеще ползут по стенам. Август был душным и жарким, распахнуты настежь окна, Зноем пропитаны спальни, как солью – морские волны, Иссиня-чёрные тучи плывут, грохоча, с востока. «Я не боюсь», - шепчет Надя, - «ни грома, ни туч, ни молний».
Леший из маминых сказок похож на братишку Павла И умирал так же странно, на шее стянув удавку. Шёл третий год с той поры, как второго отца не стало. Ёлок не стало, подарков, кота и соседа Славки. Небо, темнея, шкварчит, словно сало на сковородке, Наденька слушает, как за окном завывает ветер. Алые крылья от сказочной феи лежат в коробке. «Я не боюсь», - шепчет Надя, - «ни боли, ни зла, ни смерти.
Разве бывают чудовища, спящие под кроватью, А у грозы разве есть, как у зверя, клыки и когти?» Злое таращит слепые глаза из угла палаты. Утром обычно приходят сиделка в цветастой кофте, Мама с гостинцами, доктор и третий усатый отчим, А за окном небосвод бирюзовой подёрнут плёнкой,
Призраки прячутся в стенах и ждут наступленья ночи. Ровно в четыре не станет в соседней палате Ромки… Осень из Надиных дней не имеет оттенков алых, И под кроватью чудовище больше не скалит зубы. Злое таращит слепые глаза из угла устало, В лапах когтистых сжимает весы, имена и судьбы. Осень приносит с собой в заоконье промозглый холод, Дождь , нескончаемый кашель и небо в свинцовых латах. Изредка в рёбрах тревожно у Нади опять заколет, Тени из Надиных страхов закружатся по палате.
Чудо из ангельских ампул любые болезни лечит, Ужас проходит, и Надя в подушку уже не плачет. «Даже не вздумай бояться фантазий», - она прошепчет. Осень у Нади волшебные сны в одеяле спрячет. Вечер за окнами зреет и светится перламутром, И подкроватное чудище Надин покой лелеет, Щерится Злому, отчаянно верит: наступит утро, Если на небе для Нади у Бога найдётся фея. __________ Автор ключевой фразы Франсиско Гойя
</span>
Высшая похвала любому стихотворению «на заданную форму» - когда эта форма не бросается в глаза, текст воспринимается как самостоятельный и самоценный, без ссылок и оправданий. В данном случае перед нами именно такой случай – прочиталось на едином дыхании. Нигде ни одной натяжки, вымученности, ощущения авторского труда в плохом смысле этого слова. Автор – мастер, спасибо ему за виртуозную работу.  
[color=red]2-14. Почему я почемучка?   9 баллов Марина Старчевская – команда «Марина и джентльмены в придачу» (Литсеть)
Папа дремлет в гамаке, Остров плавает в реке... Что за жук живёт в малинке? Есть ли прыгалка в сверчке? Мама делает компоты, У кота свои заботы...
Я спросила у Маринки, знают ли еноты ноты?
Почему комар пищит? Отчего костёр трещит? Чем разглаживать морщинки, Если ветер пруд морщит? Молоко полезней сна? Уж хитрее кабана? Чем наполнены кувшинки? Как поймать в лесу слона? А ещё скажи, Маринка, где включается луна?
</span>
Прелестно, а ещё очень легко, задорно и прыгуче-побегуче-почемуче. Милое детское волшебство. Привет Маринке (смайлик).  
=================================================
[color=purple]Форма "Сонет"
3-6. Предрассветное   9 баллов Анна Рубинштейн – команда «Русалки Ревского» (Стихи.ру, Литературно-творческая площадка «Голоса»)
Спит крепко чашка с треснутым бочком, в кофейной гуще тени тихо бродят. Кружась у лампы, грезит о свободе ночная бабочка, в углу трещит сверчок, мурлычет кот, и лунный свет течёт в подставленный услужливо колодец.
Пунктиром тонким линию проводит рассвет у горизонта за плечом.
Светлеет ночь. Темнеют зеркала. Редеет тьма в древесных куполах. Невыспавшись, зевает ветер в соснах и чешет спину о крутой обрыв.
И, в первый раз сбежав из конуры, щенок рассвет встречает потрясённо.
</span>
Думала поставить «8» – колодец совершенно не к месту в интерьере, его бы туда, где начинается открытое пространство, где ветер и древесные купола. Но потрясённый щенок всё решил так, как надо.  
=================================================
[color=purple]Форма "Логаэд"
4-1. Тридцать первое   6 баллов   несоответствие Мари Порохова – команда «Мушкетёры без Дюма» (ЛитКульт)
Ровно в полночь запрыгну в озябший трамвай, Чтобы случайной кометой погаснуть в системе Координат, где не спится, не спиться не с теми, Где не сплетаются в целое мысли и тени. Врут слова, зеркала, и о большем – февраль. Прямо на выдохе ложь добивает в затылок Фразой несносной /прощание в титрах застыло/: – Ты уходишь? Ну ладно, до встречи, давай…
C каждым разом больней и сложней умирать От разговоров, пугающих скукой и драмой – До пустоты, где не будет отчаянно правых. Видишь не видишь, даётся немногое даром, Но и то, что даётся – не в радость опять. Если сорваться с привычной цепи и орбиты, Можно расслышать, как ветер целует убитых. И понять – за спиной снова белая гладь.
Время прячет в разлуках и шрамы, и плеть, Но никого не вернуть к отболевшему прежним. Сколько надежд мы искали любовь под одеждой, Сколько сомнений манила в силки неизбежность. Обернёшься – и не о чем дальше жалеть. Только иначе не станет светлее и легче: – Всё же уходишь? Печально. Ну ладно, до встречи… – Я вернусь. Тридцать первого. Может быть, в шесть.
</span>
Слишком много анапеста – с первой же строки. Те немногие стихи, где его нет, увы, логаэда не образуют.  
        Божья мельница мелет медленно, но верно.
В городе света, масонов и балерин, Мелких купцов и волшебников заграничных Люди взрываются или горят, как спички. Спи мой хороший, глаза закрывай, замри.
Слышишь, спускается ночь золотой орды, Бродят по городу лешие с топорами, Каждый за пазухой прячет точильный камень. Лешие бродят — проверено, жди беды.
Солнышко-молнышко, спрячу тебя в подвал. Голод не тётка, не дядька — упырь безродный. Толстые скушали маленьких и голодных. Спрячу тебя, чтобы кто-нибудь не сожрал.
Завтра на площади ветер придет плясать, Пепел развеет до неба, до мягких тучек. Время не лечит людей, ничему не учит, Пеплом сверкает на огненных волосах.
В городе славы, «ганьбы» — тошнотворный дым, Тени погибших считают морские волны. Завтра тебя и меня здесь никто не вспомнит. Спи, мой хороший, приснись мне опять живым.
</span>
Рука уже тянулась к оценке «9» - и всё испортила «ганьба» и то, что после неё. Очень в лоб, а потому – не страшно. Хотелось чего-то тихого и пронзительного, до оторопи. Кстати, четвёртая строфа тоже слабее начала.  
[color=red]4-13. Баба Мира   8 баллов Елена Тютина – команда «Три плюс два» (Литсеть)
[color=blue]         Баба Мира была незаметной, но интереснейшей фигурой         хрущевского дворика, в котором прошло моё детство.
В тени на скамейке в хрущевском дворе Не первый десяток лет, Укутавшись в шубу, в тоске замерев, Старуха блюдет рассвет.
Дымком беломорины вяжет узор, Ругается: «Чёрт дери». А в старой груди заржавелый мотор Сбивается с цифры «три».
Хирургом работала, штопала жизнь, Чинила другим сердца. Теперь обнимает глазами в тиши Уснувший вишнёвый сад.
Прикрикнет на ветер, поправит платок. К чертям эти «кабы» да «эх». Подымется к небу прокуренный вздох, А с неба повалит снег.
</span>
Долго колебалась между «8» и «9». С одной стороны, история и характер очень выразительны и колоритны – кусочек настоящей жизни. Но всё-таки «8» перевесила – из-за некомфортного «замерев», из-за неполной логаэдности (всё-таки логаэд не дольник, он требует чёткого повторяющегося ритма), «обнимать глазами в тиши» тоже как-то не легло. Но в общем и целом – достойно.  
К Вашему каменту о стише 4-1. Извините, но от Вашей фразы «Слишком много анапеста – с первой же строки. Те немногие стихи, где его нет, увы, логаэда не образуют.» - я просто онемела. Но всё же хочется как-то до Вас донести тот факт, что строфный логаэд существует, а потому просто процитирую здесь же краткий разбор ритмики стихотворения другого члена жюри – Bor G.
"Сразу попадаем на строфный логаэд (это когда в разных строках имеет место различный ритмический рисунок, однако он повторяется в рамках строфы в целом из строфы в строфу). Здесь имеет место восьмистрочная строфа с такой схемой: --!--!--!--! !--!--!--!--!- !--!--!--!--!- !--!--!--!--!- --!--!--!--! !--!--!--!--!- !--!--!--!--!- --!--!--!--! В первой, пятой и восьмой строках каждой строфы – четырёхстопный анапест с мужской рифмовкой, который в остальных строках переходит в четырёхстопный же дактиль с оконечной хорейной стопой и, соответственно, рифмовкой женской. Не совсем понятна обоснованность таких излишних вычурностей (кроме соответствия условиям конкурса)..."
Извините, но от Вашей фразы «Слишком много анапеста – с первой же строки. Те немногие стихи, где его нет, увы, логаэда не образуют.» - я просто онемела. Но всё же хочется как-то до Вас донести тот факт, что строфный логаэд существует, а потому просто процитирую здесь же краткий разбор ритмики стихотворения другого члена жюри – Bor G.
"Сразу попадаем на строфный логаэд (это когда в разных строках имеет место различный ритмический рисунок, однако он повторяется в рамках строфы в целом из строфы в строфу). Здесь имеет место восьмистрочная строфа с такой схемой:
--!--!--!--!
!--!--!--!--!-
!--!--!--!--!-
!--!--!--!--!-
--!--!--!--!
!--!--!--!--!-
!--!--!--!--!-
--!--!--!--!
В первой, пятой и восьмой строках каждой строфы – четырёхстопный анапест с мужской рифмовкой, который в остальных строках переходит в четырёхстопный же дактиль с оконечной хорейной стопой и, соответственно, рифмовкой женской. Не совсем понятна обоснованность таких излишних вычурностей (кроме соответствия условиям конкурса)..."