Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1160]
Миниатюры [1147]
Обзоры [1459]
Статьи [465]
Эссе [210]
Критика [99]
Сказки [251]
Байки [53]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [163]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [163]
Мистика [82]
Ужасы [11]
Эротическая проза [8]
Галиматья [310]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [19]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2448]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [484]
Проза пользователей [130]
Путевые заметки [20]
Ночь музеев на Литсети. Часть 2 Книжное путешествие
Обзоры
Автор: Berg
В поход за редкими книгами. Редкими не потому, что очень древние или выпущенные малым тиражом. Нет, потому, что в них рассказывают только об одном, маленьком эпизоде в контексте Великой Отечественной войны. Речь идет о сражениях под городом Ростовом-на-Дону и о людях, которые так или иначе были связаны с этим городом, а проявили себя именно в годы Войны.
Переходя от книги к книге, мы увидим как менялся взгляд автора на войну не в контексте масштабных сражений, а на относительно малом ее участке.



Год 1977. В свет выходят мемуары Ивана Христофоровича Баграмяна.
"У памяти человеческой, к сожалению, много врагов" - горько сетует он, обращаясь к читателю. Иван Христофорович говорит это со знанием дела. Ведь его мемуары - занимательнейший политический калейдоскоп, в котором абсолютно достоверные сведения выстроены таким образом, что и упрекнуть маршала СССР не в чем. Внимательный читатель подчерпнет из этой книги не только свидетельство важных исторических фактов, но и узнает хитросплетения той политической и социальной борьбы, которая происходила как во время Великой Отечественной войны, так и после нее.
Читая И.Х.Баграмяна, приходишь к выводу, что нельзя однозначно, односторонне воспринимать работу советского военачальника без учета той политической и коньюктурной ситуации, в которой он оказывался. Зачастую, самое простое и очевидное решение, оказывается далеко не таким, каким казалось.
И, конечно, роль Ивана Христофоровича в первом освобождении г. Ростова - на - Дону от оккупации весьма велика. Я бы сказал, что в книге он ее описывает достаточно скромно, а вот события скрупулезно и подробно... для 1977 года.
Понимающий читатель увидит в книге наметившийся отход от масштабных описаний действий сразу же всем фронтом, которое частенько мелькает в мемуаристике предшествующего периода, к частностям, усиление внимания к тактическим операциям небольшого масштаба.





Книга весьма интересная, для 1973 года достаточно занятная. Я не случайно поместил фотографии обложки с обоих ракурсов. Она настолько же правдива, как правдив рисунок - танки Т-34-85 в 1942-43 гг.
Книга построена в виде литературно обработанного сборника воспоминаний участников событий - от маршала СССР А.А. Гречко до полковника (в войну младшего офицера) А.Ф. Корольченко. Общие события изложены верно, язык произведения живой, литературный, читается легко и занимательно. Читатель получит от этой книги масу положительных эмоций и стереотипов. "И вновь застрочил пулемет".
Книга полезна тем, что знакомит с основными фигурами операции "Малый Сатурн" и дает возможность к дальнейшему самостоятельному поиску.



Это хорошее художественное произведение, в основу которого положены документальные свидетельства. В отличие от предыдущей книги, "На Южном фронте" не заявляет об абсолютной достоверности излагаемых фактов и событий, а является их художественным переосмыслением. Характеры персонажей, их поступки, эиоции - все изложено так, что читатель вполне в состоянии почувствовать себя на батарее политрука С. Вавилова перед ее последним боем. И, в контексте сегодняшнего времени, хочется отметить, что эта книга не извращает факты, не унижает участников событий, даже немцев, он вполне исчерпывает себя в демонстрации характеров и судеб тех людей.



Это художественная работа, написанная участником событий, непосредственным очевидцем. Язык этой повести - язык того, кто действительно летал, воевал, побеждал в Донском небе. Современному читателю повесть покажется странной - удавалось как-то в прежние времена писать интересно и содержательно без мата и пошлостей. Не нужно им было заменять недостающий, по бедности, словарный запас удобными идиомами.
Книга правдива, насколько это возможно, с учетом неизбежного авторского субъективизма и художественной формы, осмысленна и позволяет, после прочтения, перейти к изучению документов, чтобы составить собственное мнение о фактах и событиях.



Это книга - событие. Беспристрастный обзор деятельности СКЖД в предвоенные и военные годы. Автор книги добросовестно и честно излагает события, делает грамотный документальный анализ, без подтасовок аргументирует свою точку зрения, не стесняется признавать неприятные факты. Среди огромного количества постперестроечных книг, где единственным аргументом авторов являлось и является их собственное эго, книга Михаила Алексеевича оказывается монументальным трудом, где все построено на уважении к прошлому, к читателю и автора к самому себе. Любое утверждение доказывается и подтверждается документально. А заодно, это одно из самых серьезных исследований роли железных дорог, в частности Северо-Кавказской, в Великой Отечественной войне.



Еще одна книга-событие. Скучная для любителей простых и поверхностных выводов - за пивом не прочтешь, но весьма занимательная для тех, кто интересуется историей по-настоящему. Книга представляет собою конгломерат документов, свидетельств и справок, грамотно обработаных и представленных читателю в виде целостного труда. Это никоим образом не пустопорожняя компиляция, это именно документальное исследование в полном смысле этого слова.
После прочтения этой книги уже не хочется отечески похлопывать по плечу Тимошенко и давать ценные указания Ремезову. Более того, не только частные действия 56-й армии, но вся война предстает совсем в ином свете.

Переходя от издания к изданию, от книги к книге мы видим разных людей, узнаем разные вещи, но объединяет все это одно - мы познаем самих себя и мир вокруг самих себя. Мы начинаем понимать, что любая, даже незначительная в масштабах чего-то большего вещь, может стать сосредоточием всех сил, всех стремлений, жизни и смерти.

Книги листал, Azazello, подавал их - Berg.
Опубликовано: 17/05/15, 00:05 | Просмотров: 1328 | Комментариев: 4
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Вот это вы даете.... Такую работу проделали...

А почему в обоих темах именно Ростов? Вы оттуда?)
Виктория_Дворецкая  (18/05/15 00:01)    


Ростовские оборонительные операции и контрудары занимают второстепенное место в истории войны. Мы хотели подчеркнуть драматизм и важность тех событий. Миус-фронт был не менее кровопролитным, чем Ржев, а Ростов вполне тянет на Сталинград, хотя немцы оба раза его все же взяли. Тем не менее, по оценкам наших западных коллег, Ростов входил в десятку самых пострадавших от войны городов - более 70% жилого, промышленного и общественного фонда зданий было разрушено или повреждено столь значительно, что более не эксплуатировалось.
Berg  (18/05/15 13:19)    


Спасибо, хорошая подборка! Согласен, что тема боёв за Ростов-на-Дону пока мало освещена исследователями.

Взял книги на заметку.

Сссылки на электронные ресурсы (то, что удалось найти):

"Так начиналась война" (И.Х. Баграмян)
"Операция "Малый Сатурн"
"А внизу была земля" (,А.Анфиногенов)
"56-я армия в боях за Ростов." (В. Афанасенко)
Ксенон  (17/05/15 12:49)    


Собственно. оба раза за Ростов с командования летели шапки. Поэтому об этой теме говорить не любили. Выше я ответил Виктории, почему эта тема так интересна. Там если начать копать, действительно можно написать докторскую. А сколько мифов! Взять оборону Зеленого острава. Ведь бредятину же несут "историки". "Немцы хотели захватить переправу на левый берег". Зачем? В их распоряжении были два неповрежденных моста - аксайский автомобильный и разводной ЖД. Переправляйся не хочу. Нет, они специально штурмовали Зеленый... А что там была опытовая площадка авиазавода и полноценный плацдарм, так это их не интересовал, ага.
Berg  (18/05/15 13:25)