Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1160]
Миниатюры [1145]
Обзоры [1459]
Статьи [464]
Эссе [210]
Критика [99]
Сказки [251]
Байки [53]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [163]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [163]
Мистика [82]
Ужасы [11]
Эротическая проза [8]
Галиматья [309]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [16]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2447]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [484]
Проза пользователей [130]
Путевые заметки [20]
Обзор произведений конкурса "ИПЛ-25 - Двустишие"
Обзоры
Автор: Ксенон
Характеризуя подборку произведений конкурса ИПЛ-25 - Двустишие я бы сказал, что в этот раз сформировалась "лёгкая конница" и никакой "тяжёлой кавалерии". smile

Были стихотворения юмористические, стихи для детей, зарисовки, а вот таких серьёзных или пронзительных, от которых "ёжики в голове бегать начинают", не было. smile

Возможно, этому способствовало и само конкурсное задание - двустишия со смежной рифмовкой в качестве формы подачи обычно используют именно для придания лёгкости, динамичности, эффекта "скольжения по поверхности".

Мой шорт-лист:

1. Произведение: "Фонарь" - второе место
5. Произведение: "Вращая землю" - третье место
11. Произведение: "На звездном озере" - третье место


1. Произведение: "Фонарь"

Неплохо, неплохо! Вполне подходит для развития у детей образного мышления. Но запишу в качестве авторской уловки, что разбивка на строфы первых восьми строк искусственная. А по сути здесь классическое построение - два четверостишия и резюмирующее двустишие (использованы элементы английского шекспировского сонета – размерность+ключ).

2. Произведение: "Рисуем красками"


Ещё одно детское стихотворение, но уже для детей младшего дошкольного возраста. В связи с этим, на мой взгляд, синтаксически стихотворение нужно строить проще, естественнее и доступнее для понимания ребетёнка. Речь должна быть живой (см. например: А. Барто, С. Маршак, К. Чуковский).

3. Произведение: "Гениальное шоу"

В целом неплохо! Интересный ракурс выбрал автор! Но вторая и третья строфа, на мой взгляд, требуют большой доработки. В погоне за образностью нарушаются смысловые конструкции (а каждый образ имеет и прямой смысл) и страдает стилистика.

«Как в огромном, промозглом, с низкой крышей бараке» - для чего здесь наречие «как»?
«Затрепали зайчонка клоны рыжей собаки.» - стилистически «клоны» - слово из другого ряда.

«Он родился зеленым, и за это над нами
Будет камнем остывшим тарахтеть желобами.»

Это вообще что-то запредельное. Ещё раз скажу по поводу прямого смысла и добавлю про необходимость соблюдать единство образной системы.
В «переводе» на язык прозы звучит примерно так: Весна и лето похожи на зелёного зайчонка, которого затрепали рыжие собаки (осень). За это он (зелёный зайчонок) превратится в остывший камень, который будет над нами тарахтеть своими желобами. (???)
Я бы вообще предложил оставить только первую и последнюю строфу – ими всё сказано и понятно из контекста.

4. Произведение: "Метаморфоза"

Силился понять смысл и авторскую задумку, но увы, так и не смог. Некий психоделический поток сознания получился.

5. Произведение: "Вращая землю"

Как зарисовка, набросок, вполне годится. Ну, или как минутное стихотворение, не претендующее на что-то большее: намурлыкалось – и написалось. Немного напомнило «Песенку о медведях», которые Землю вращали, из студенческого фольклора «Кавказской пленницы». smile

6. Произведение: "Стихо-тройка"

Шутку юмора понял. smile Но стиль изложения очень тяжёлый для понимания, а образные конструкции ещё больше осложняют понимание. Например:

«Тройка рифмой мысль вбивает в каменистость троп» - здесь образ, сочетающийся со сложной конструкцией предложения, приходится несколько раз перечитывать строчку, чтобы понять смысл.

«Рысь коренника широка, пристяжных галоп.» - образ не должен противоречить прямому смыслу, иначе получается нелепица: кони в одной упряжке двигаются с разной скоростью. Кстати говоря, именно такие нестыковки зачастую и дают пищу упомянутым пародистам. smile

7. Произведение: "Нам лучше не ведать, что гнут гусляры..."

Зловешшие такие гусляры получились. Да, нам лучше не ведать, что они там гнут и достают из височных долей: меньше знаешь – крепче спишь. smile

8. Произведение: *** (На мотылька...)

Задумка-то интересная, но отсутствует единство образной системы и смысловых конструкций. Всё очень разрозненно и несвязно.

9. Произведение: "Ожидание аутодафе"

И не дождавшись аутодафе,
Я сам спалил парижское кафе.


Извиняюсь, навеяло. smile

Честно говоря, я не совсем понял, при чём тут аутодафе. Да и вообще не совсем понял, в чём «соль». Двое сидят в кафе. Героиня на минуту задумалась, ушла в себя, а герой из-за этого себя так накрутил, что и подумать страшно: позабыла, бросила, готовит для него костёр инквизиции. smile По технике: много штампов, клише, банальностей и избитых рифм.

10. Произведение: "Детство"

Ну что же, милое атмосферное стихотворение в духе «ностальжи». Хотя многовато «воды» и про «смеющуюся невесту» не совсем понял. Почему именно невеста?

11. Произведение: "На звездном озере"

Неплохой образец пейзажной лирики, картинка яркая нарисовалась. Но воспринимается именно как зарисовка: озеро от рассвета до заката. То есть декорации есть, но нет понимания, для чего всё это затевалось?

12. Произведение: "Ассорти из двустиший"

Я думаю, подборка не соответствует условиям конкурса, поскольку двустишия между собой никак не связаны: ни темой, ни сюжетами, ни героями. По сути это девять самостоятельных двустиший.
Опубликовано: 26/05/15, 03:45 | Просмотров: 1329 | Комментариев: 16
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Ксенон, спасибо!
Юлия_Миланес  (28/05/15 20:10)    


Не за что, Illa! smile
Ксенон  (28/05/15 21:12)    


спасибо за обзор, Макс:)
Алексей_Лис  (28/05/15 16:39)    


Пожалуйста, Лис. smile
Вот видишь, меня пока даже ни разу не убили. smile
(наверное других обзорщиков пока убивают smile )
Ксенон  (28/05/15 17:33)    


Максим, спасибо за обзор и за определенную благосклонность к моему Озеру )) Ты совершенно прав, чистейшая пейзажка, ни на какую глыбину́ особо не претендующая )) Писала исключительно ради игры с рифмами, и как оказалось, не всем эта игра еще и понравилась biggrin А мне (как первый опыт) так вполне! )))
Люся_Мокко  (26/05/15 19:23)    


Люся, опыт опытом, но пусть стихотворение ещё полежит, из него получится неплохая основа для чего-нибудь большего. dry
Ксенон  (26/05/15 20:19)    


Ой, Максим.. оно такооое старое у меня, что уже отлежало себе все, что могло )))
Но приятно, что ты в него веришь )) или в меня )
Пасиб! biggrin
Люся_Мокко  (26/05/15 20:22)    


Спасибо большое за обзор и замечания! Прочитала с интересом. Один момент поясню по поводу:

«Рысь коренника широка, пристяжных галоп.» - образ не должен противоречить прямому смыслу, иначе получается нелепица: кони в одной упряжке двигаются с разной скоростью.

В том то и дело, что тройка так скачет: коренник рысью, а пристяжные галопом, как бы немного несут его на себе - оттого и скорость получается хорошая. Я этого тоже раньше не знала - прочла в википедии и поверила ей на слово smile
maarv  (26/05/15 13:49)    


Цитата

В том то и дело, что тройка так скачет: коренник рысью, а пристяжные галопом, как бы немного несут его на себе - оттого и скорость получается хорошая. Я этого тоже раньше не знала - прочла в википедии и поверила ей на слово


Ваша правда, прогуглил, действительно есть такое. Автор, получается, халявщик, плетётся еле-еле, а бедные критик и пародист прыгают вокруг него, из сил выбиваются. biggrin
Ксенон  (26/05/15 14:34)    


))) Дык, автор-то сани тянет (они же к нему пристёгнуты), а критик с пародистом вокруг налегке прыгают biggrin
maarv  (26/05/15 14:39)    


плюс стопицот)))
Аполло  (26/05/15 15:29)    


Всё от автора зависит. Есть авторы, которые "профессионально" пишут исключительно для критиков и пародистов. Дают, так сказать, писчу для ума. biggrin
Ксенон  (26/05/15 17:34)    


И такое бывает biggrin
maarv  (26/05/15 19:32)    


Ксенон, простите заранее, если нарушил этикет, влезая в Ваш обзор не в качестве участника конкурса. Я относительно произведения 9 "Ожидание аутодафе". С банальностями и штампами в последнее время ведётся усиленная борьба, но я не хочу здесь об этом... Вот Вы пишите: "...героиня на минутку ушла в себя, а герой так себя накрутил!" Люди все разные (эмоции и т.п.), отсутствующий взгляд женщины или то, что она уходит в себя в романтической обстановке - уже говорит о многом. Мы ведь не знаем историю их любви... А как раньше мужчина вызывал другого на дуэль из-за румянца на лице своей спутницы?..
АлексейИрреальный  (26/05/15 11:09)    


Здравствуйте, Алексей!
Хороший вопрос!
В том-то и дело, что мы, читатели, не знаем историю отношений героев, поэтому исходим из того, что рассказывает сам автор, а на основании этого строим наиболее вероятные версии "того, что осталось за кадром".

Например, совершенно однозначно по контексту стихотворения можно исключить, что действие происходит в 17-18 вв. и герой ждёт аутодафе в прямом смысле слова, поскольку "проштрафился" перед своей пассией, которая "служит в инквизиции". biggrin

Сам язык изложения говорит о том, что речь идёт о кафе современном и аутодафе используется в качестве сравнения внутреннего состояния героя (хотя, аналогия, на мой взгляд, тоже не слишком удачная, ну ладно).

Так вот, это известная проблема, с которой, пожалуй, сталкивался каждый автор: для него, автора, всё может быть предельно ясно, он "держит в голове всю картину", а читатель видит лишь то, что написано. Именно поэтому довольно часто авторская задумка и читательское восприятие существенно расходятся, сам сталкивался. smile
Ксенон  (26/05/15 12:01)    


Что касается банальностей и штампов, выскажу своё мнение: это медаль о двух сторонах. С одной стороны они - устойчивые речевые конструкции, вызывающие однозначный ассоциативно-образный ряд (это уместно, например, если автор хочет выразить мысль предельно ясно и рассчитывает при этом на понимание широкой аудитории). С другой стороны банальности и штампы создают стойкое ощущение искусственности и наигранности, ощущение фальши, неискренности и вторичности. Это похоже на списанное в чужой тетрадке домашнее задание. smile
Поэтому я считаю, что применяя клише, штампы и шаблоны, нужно в первую очередь руководствоваться соображениями необходимости и здравого смысла, а также естественности и умеренности их употребления.
Ксенон  (26/05/15 12:10)