Приветствую участников конкурса! "ИПЛ-26 - Трёхстишия" Скажу сразу, что задачка вам досталась не из лёгких, молодцы, что не убоялись! Дело в том, что трёхстишия (и особенно староитальянские терцины) довольно редкая форма в русской поэзии, которая обычно использовалась в качестве стилизации под западную классику. Поэтому добиться естественности подачи стихотворения довольно-таки сложно. Но многие справились.
Мой шорт-лист:
5. "Снег" – второе место. 14. "Зима грядет" – второе место.
1. "Белый парус"
Мы стали незаметны друг для друга; нас связывают только провода и общий сын...
Давно ли трели соловьёв считали, летали над кострами вихрем искр... Теперь зола...
Осталось послевкусие, конечно, - из памяти так просто не сотрёшь... Чуть-чуть горчит...
Мой алый парус спрятан в коридоре, в контейнере для грязного белья... Прости, Ассоль!
Боимся встреч, как раньше - расставаний... Стакан разбитый тени разогнал... Не склеить нас...
Боимся потому, что понимаем: весна - всего лишь первый шаг к зиме... Куда же плыть?..
Хм… довольно интересные манипуляции с разностопным ямбом, но отсутствует рифмовка. Впрочем, условия конкурса формально не нарушены, задачи написать именно и только терцины не ставилась. В целом неплохо, хотя риторический вопрос «Куда же плыть?» для финала – это слабовато. Нет ощущения завершённости.
2. "Март-инок"
Укутавшись в распушенную шаль, Смотрю, как злой мастеровой - февраль - На стеклах режет белый изразец.
И, крадучись, плетется вдалеке, Перекрестясь, с просвирой, в клобуке Март - инок-бессеребренник, чернец.
И рясой подметает у окна, И где пройдет, везде земля черна, И слышится капели бубенец.
Интересная образность, единство образной системы соблюдено. По форме есть небольшие шероховатости. Например, плохо представляю, как можно крадучись плестись?
3. "Шагни назад"
Шагни назад от точки невозврата. Вернись на перекрёсток всех дорог, Где правит бал трёхликая Геката.
Кружатся псы-охотники у ног, В руках пылают факелы кровавым, Сгоняя тьму на запад и восток.
Под заревом росой сверкают травы. И тени, покидая мрачный склеп, Выходят в мир для призрачной забавы.
Ты слишком долго оставался слеп. Бежал от прошлого, дорог не выбирая, И был твой путь извилист и нелеп.
Открой глаза: вон та дорога – к раю…
Здесь мы видим почти классический вариант терцины, и по форме подачи, и по содержанию. Но последняя строчка портит впечатление, она словно бы искусственно вмонтирована – и стилистически, и по смыслу. После весьма патетического повествования рассказчик словно прерывает себя на полуслове, устало машет рукой и говорит по-простецки: «всё, иди уже, мил человек, вон та дорога – к раю!»
4. "Один год"
Зимний день. У окна Я стою. Я одна. Тишина.
Синий сумрак и снег. Мир остыл и померк. День как век…
Ты с весною пришёл. Мне с тобой хорошо. Что ж ещё?
Мы стоим у окна. На двоих жизнь одна. Я нужна…
На щеках летний дождь. Ты однажды уйдёшь. Ну и что ж?
Всё случается вдруг. Эти линии рук Только врут…
Осень. Снова одна У того же окна. Тишина.
Тихо падает лист, Жёлт, прозрачен и чист, С ветки вниз…
Стихотворение о нелёгкой женской доле: ожидание – встреча – разлука, и так по кругу. Правда, увы, тема и способ подачи не новы, всё это уже было, было, было…
5. "Снег"
Сумерки снегом ложатся в ладонь, Слов тишиной обжигая, Тонкие ветви бросая в огонь.
Держась рукой за корень, Взбираясь на скалу, Я был, как он - проворен.
И мнилось: улизну, Изобразив этюдно Свободы глубину.
Сбегая безрассудно Потоком резвых слов По перекатам будней,
Покину цепь оков: Изящной монограммой Реки - на зелень мхов -
Я разольюсь нежданно, Отображая высь В фантазиях-туманах.
Но не остановись, Твори побег мой дальше - До моря, мысль-кисть!
Рисуй точней, без фальши Последних рифм причал На мхов намокшей замше.
Ручей, меж тем, журчал - Он в строгости воспитан Суровых крепких скал.
Несколько сумбурное стихотворение получилось. Разбивка на трёхстишные строфы выглядит довольно искусственно, поскольку по отдельности они не выглядят законченными. Здесь, например:
«Сбегая безрассудно Потоком резвых слов По перекатам будней,
Покину цепь оков: Изящной монограммой Реки - на зелень мхов…»
Мысль разбита на две строфы, да ещё и нелогичный строфный перенос. А по сути это – шестистишие. Да и стилистику бы ещё причесать надо. В первой же строфе:
«…Незрим, журчит ручей, Чтя камень нелюбезный.»
«Чтя камень» плохо звучит. Да и почему, собственно, ручей чтит этот камень нелюбезный? В общем, думаю, что стихотворение ещё надо дорабатывать.
7. "Плач клавы"
Я - честная клава, я - кнопки и плата. Немного стучу, залипаю местами, Да медиа-клавиш на мне маловато. . Хозяин, зараза, никак не устанет Лупить кулаками по мне от расстройства. А я так боюсь, ведь панель не из стали... . Конечно, в душе моей мало геройства, И мир на экране всегда вверх ногами, Но это - любого компьютера свойство. . Вчера мы с малышкой смотрели про Гамми - Такие смешные прыгучие мишки, - Вниз-вверх... И ещё про принцессу в вигваме... . А то - видно я слабовата умишком, Не знаю, зачем, но ведь люди всё могут, - Решили, - я переспросила у мышки! - . Что кофе - оно, что йогУрт, а не йОгурт И что-то ещё... Я совсем обалдела, Вот плата моя и замкнулась немного. . Меня отключили. Валяюсь без дела В коробке в кладовке, - невинная жертва Людского глумления и беспредела.
Улыбнуло. Бедная, бедная клава! Я и сам был безмерно потрясён и даже поклялся больше никогда в жизни не есть (или не пить?) эти страшные йогУрты, о существовании которых даже не подозревал!
8. "Монолог маркизы (терцина)"
Когда-то я увидела прелестный рисунок: коленопреклоненный кавалер перед кокетливой дамой. Подпись:" Три вещи не позволяют мне согласиться на зазорное предложение Ваше - я в верном замужестве, чужом доме и новом кринолине." (свободный пересказ, за точность не ручаюсь)))
Какие вы коварные, мужчины, Склонить стремитесь даму на позор… Но откажу, на это две причины.
Во-первых, год судачить будет двор: Так рады будут перемыть мне кости, Тут из дворца – прекраснейший обзор.
Вы посмотрите, уж слетелись гости, У них слыву я преданной женой, Что не изменит даже на погосте,
И муж за честь мою готов на бой! Теперь шепну об основной причине: Хоть видит бог, я рада быть с тобой,
Но я сегодня – в новом кринолине!
Интересный стихотворный пересказ. Новый кринолин – символ верности однако! Хотя, думаю, что предприимчивых кавалеров сие препятствие не смущало.
«Что не изменит даже на погосте» - Хм… Изменять на кладбище? О времена, о нравы! Но изобретательно, поэтому видимо погосты пользовались спросом у любовников: выбрали склеп посимпатичнее, и…
9. "Жил-был... Ну конечно!"
Жил-был... ну конечно, четвёртый Анри, В родне - короли, да кусочек земли. С любимым ругательством "чёрт побери!"
Он пил, и любил, и как все короли Соседей войной беспокоил порой. И глядя на шпаги убийственный блик,
Шептал про себя: - Ты герой, я герой... Отслужим-ка мессу, любезный сосед! Он был увлечён этой дивной игрой, -
Игрой в государя, которого нет, В стране, где наследником был наречён. А там уж - обедня иль скромный обед,
Забвенье, хула или власть и почёт, - Кто знал, что возьмёт этот странный король, Играя с судьбою на жизнь в чёт-нечёт?
Завидная роль, но провальная роль, Когда за кулисой стоит Равальяк, - И запись в финале: "кинжальная боль..."
... а он ухмыляется: - Как бы не так!
Сразу вспомнилось знаменитое:
«Жил-был Анри Четвертый, Он славный был король, Любил вино до черта, Но трезв бывал порой.»
из к/ф «Гусарская баллада». Ну что же, пусть и подражание Гладкову во многом, но всё-таки акценты расставлены несколько иначе. «Чёт – нечёт» - не слышал о таком выражении, говорят обычно «чёт – нечет».
Прохладой буддийского храма И ритмом своих площадей; Мелодией сладостно странной,
Толпой смуглолицых людей, Лучами автомагистралей Заблудшую душу согрей.
Судьбой моей духи играли, Славянкой меня воплотив. Нам встретиться вновь не пора ли?
Во мне твой восточный мотив Рождает неясные грёзы, Какой-то потерянный миф.
Как будто средь стужи и прозы, Вторгаясь в устойчивый сплин, Под сень средне-русской берёзы
Слетел азиатский павлин.
Сразу как-то в Сингапур захотелось, до того красочное описание даёт автор.:) Знает, о чём говорит.
11. "Libertad o muerte"
Я первым встал, но встал не с той ноги; похоже, что надел чужие тапки: в одном - казённый дом, в другом - долги...
Кому колёса, а кому и палки... Не лучше ли под ноги посмотреть... По улицам разгуливают танки...
Почувствовать бы мне земную твердь... Из дома вышел... В спину: "Сдохни, тварь!" Припомнилось: "Свобода или смерть!"
Пока иду... Холодный, как январь... Сейчас толпа сожрёт, прогонит скуку... Собак бездомных, кошек тоже жаль...
Вергилий мне протягивает руку...
Интересное, но сумбурное какое-то стихотворение. Мысли скачут в самых разных неожиданных направлениях.
12. "Катон"
Республиканский юный Рим давал дорогу молодым удачливым плебеям.
Не смейтесь, это так и есть, за что ему хвала и честь. И Рим не стал слабее.
Один умнейший гражданин в сенате не имел родни, но выбился в герои.
Умел отстаивать права, Триумф себе завоевал, и говорил такое:
"Идёт эпоха перемен - треклятый шкурный Карфаген обязан быть разрушен.
Не забывайте о враге - сотрите подлый Карфаген! Без Карфагена лучше!"
С цепи сорвётся Сципион, и будет Карфаген сожжён, и прах его развеян.
Века промчались, день за днём, но люди помнят об одном сенаторе-плебее.
Таки да, Карфаген должен быть разрушен! Задумка интересная, но как-то уж очень однобоко показан Катон Старший, как будто разрушение Карфагена было целью и смыслом его жизни. Между тем, славных дел совершил он немало. А Карфаген – пожалуй всего лишь одна из ярких страничек биографии Катона.
13. "Змей"
Говорил Змей Горыныч одной головой: – Не бери ты меня на приём болевой, и не надо стрельбы пулевой.
А второй (забинтованной) мордой шептал: – Разве мало: мой замок разрушил, вандал, и с невестой моей переспал?
Третьим ликом дракон загрустил и курил, со слезами в глазах (как простой крокодил): – Победил ты меня, победил...
Я подумал: ну что мы за дикий народ? Отложил АКээМ и ручной пулемет. Пусть животное дальше живёт.
Посмеялся. Тема в защиту интеллигентных драконов от всякого рода варварских рыцарей пользуется всё большей популярностью.
14. "Зима грядет"
Колдует небо пятый день подряд, Зима грядет. Земля лежит в исподнем. Свершается таинственный обряд.
Вздымается из пасти преисподней Колючий пар, и падшую листву Безжалостно в безмолвии хоронит.
Стихотворение в целом понравилось, образность интересная. Только «Расставлены живому злые сети» - на мой взгляд, это уже перебор.
15. "Старые доспехи"
Доспехи. Для чего они нужны, когда хозяин стар, ослаб с годами и вовсе не пригоден для войны?
Не превозносит имя нежной дамы, бесстрашно нападая на врага, и милостиво жизнь ему не дарит.
Бессмысленно судьбу свою ругать. Всё кончено, скребётся смерть в окошко, а за окошком - лютая пурга…
Доспехи - память о заслугах прошлых - оставит поколениям иным боец, кому чрезмерной стала ноша…
Многовато конечно вторичности и стилизации, но в целом неплохо, показана преемственность. «Бойцы поминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они.»
16. "Когда-нибудь"
Когда-нибудь земля на миг замрёт, постигну я - основа всех мелодий - семь нот.
Симфония вины на месте лобном звучит. Вина перебродила в вино, попробуй.
Гармонии нет в краске ни одной, цвет белый расщепляю семицветной дугой.
Твой образ, как восьмое чудо света, приму, в ладонях это чудо храня, навеки...
Что было раньше - было без меня. Жаль, ты не смог потоки откровений понять.
Что ж, руку положи мне на колени. Тепло... Пока нас любят, мы не умрём, верь мне.
Оставь себе немного, на потом, калины в морозилке чувств остывших. Я много говорю, но не о том.
О чем хочу сказать, ты не услышишь...
Стихотворение интересное, хотя и несколько отвлечённое, авторская мысль время от времени теряется («Я много говорю, но не о том.
О чем хочу сказать, ты не услышишь...») . На этом строчном переносе основательно споткнулся:
«Симфония вины на месте лобном звучит. Вина перебродила в вино…»
А что семь нот – основа мелодии, и так понятно, вещь очевидная.
Спасибо за обзор:) Ты прав, трёхстишия - не очень-то "русский размер";) Но такая уж тема (по поряку... почти). Вот думаю, а что делать дальше (в смысле, темы).
Здравствуй, Лис.:) Я уже говорил, что обзор получился галопом по европам.:) Ну, как смог.:)
"Вот думаю, а что делать дальше (в смысле, темы)."
Я тоже уже говорил когда-то, что есть у меня давняя мечта - конкурс стихотворных переводов. Очень интересная и неоднозначная тема. Хотелось бы конечно поучаствовать, но можно и пожюрить на худой конец.
Да, Александр, это стихотворение можно записать в виде терцет (трёхстиший). Но я видел варианты записи и в одну сплошную строфу,и в две строфы (шестистишия). Мне кажется, что запись в виде шестистиший всё же естественней (по схеме: ААВССВ) но Цветаевой виднее. Стихотворение известное, да, есть несколько вариантов песен.
Задумка интересная, но как-то уж очень однобоко показан Катон Старший, как будто разрушение Карфагена было целью и смыслом его жизни
Ну, я постарался отметить множественность его заслуг, но таки да, разрушение Карфагена стало, с некоторых пор, смыслом его жизни. Но я, всё же, не о Катоне задумывал. Борьба цивилизаций, информационный, военный и политический прессинг, и, как следствие, пустырь, засыпанный солью. Коррупция, власть олигархов, мужество женщин, предательство мужчин... Слишком о многом хотелось сказать. Пока лишь о Катоне. Кстати, основательница Карфагена - Дидона, по договору с местным царем могла купить столько земли, сколько может покрыть воловья шкура. Дидона изрезала шкуру на ремни и опоясала ею целую гору (Бирсу - "шкуру"). Поэтому Карфаген - шкурный)) Данте Алигьери, Овидий и Бродский не обошли эту тему. Грех не попробовать)))
Здравствуйте, Максим. Ну какой же Вы молодец, не оставили народ без обзора. Спасибо Вам. Как всегда понравились Ваши мысли, замечания. Очень обрадована тому, что попала в Ваш шорт. Спасибо большое.
Спасибо за обзор:)
Ты прав, трёхстишия - не очень-то "русский размер";) Но такая уж тема (по поряку... почти).
Вот думаю, а что делать дальше (в смысле, темы).
Радости тебе:)
Лис
Я уже говорил, что обзор получился галопом по европам.:) Ну, как смог.:)
"Вот думаю, а что делать дальше (в смысле, темы)."
Я тоже уже говорил когда-то, что есть у меня давняя мечта - конкурс стихотворных переводов. Очень интересная и неоднозначная тема.
Хотелось бы конечно поучаствовать, но можно и пожюрить на худой конец.
Мой день беспутен и нелеп:
У нищего прошу на хлеб,
Богатому даю на бедность,
В иголку продеваю — луч,
Грабителю вручаю — ключ,
Белилами румяню бледность.
Мне нищий хлеба не дает,
Богатый денег не берет,
Луч не вдевается в иголку,
Грабитель входит без ключа,
А дура плачет в три ручья —
Над днем без славы и без толку.
27 июля 1918
М. Цветаева
Но я видел варианты записи и в одну сплошную строфу,и в две строфы (шестистишия).
Мне кажется, что запись в виде шестистиший всё же естественней (по схеме: ААВССВ) но Цветаевой виднее.
Стихотворение известное, да, есть несколько вариантов песен.
Ну, я постарался отметить множественность его заслуг, но таки да, разрушение Карфагена стало, с некоторых пор, смыслом его жизни. Но я, всё же, не о Катоне задумывал. Борьба цивилизаций, информационный, военный и политический прессинг, и, как следствие, пустырь, засыпанный солью. Коррупция, власть олигархов, мужество женщин, предательство мужчин... Слишком о многом хотелось сказать. Пока лишь о Катоне.
Кстати, основательница Карфагена - Дидона, по договору с местным царем могла купить столько земли, сколько может покрыть воловья шкура. Дидона изрезала шкуру на ремни и опоясала ею целую гору (Бирсу - "шкуру"). Поэтому Карфаген - шкурный)) Данте Алигьери, Овидий и Бродский не обошли эту тему. Грех не попробовать)))
Понимаю, что тема очень широкая и насыщенная.
Сложно впихнуть невпихаемое в несколько строчек, но на то она и поэзия.
Очень обрадована тому, что попала в Ваш шорт. Спасибо большое.
К сожалению, в этот раз очень скупо получилось с обзором, реал затянул. А может и к счастью, меньше тумаков от конкурсантов получу.
У меня в последнее время тоже полный сюр-реал.