Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1160]
Миниатюры [1147]
Обзоры [1459]
Статьи [465]
Эссе [210]
Критика [99]
Сказки [251]
Байки [53]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [163]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [163]
Мистика [82]
Ужасы [11]
Эротическая проза [8]
Галиматья [310]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [19]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2448]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [484]
Проза пользователей [130]
Путевые заметки [20]
Дуэльный клуб «Слово и дело». Восьмая дуэль. Обзор
Обзоры
Автор: Арчибальд_Лохматый
Прежде, чем высказаться о каждом рассказе, обращу внимание на две вещи, одна из которых меня порадовала, а другая – не очень.

Порадовало, что оба автора обстоятельно подошли к заданию и написали всамделишные рассказы – с сюжетом, героями, композицией, авторской идеей и выводами.

Но как-то не порадовал подход к раскрытию идеи и в первом, и во втором случае: слишком, слишком, слишком много сказано, просто чрезмерно! Рассказы полностью заполнены и тщательно разжёваны, не оставляя читателям ни малейшего шанса дать собственную оценку и сделать самостоятельные выводы, да и просто поразмыслить.

Всё сделали за них авторы. А ведь в любом произведении важно не то, что сказано, а то, что недосказано, что заставляет читателя думать, строить собственные ассоциации, примерять на себя образы героев, судить и оправдывать, сопереживать. Недаром считается, что одна из главных задач автора – указать нужное направление, подтолкнуть на правильный путь.

Даже самый очевидный и банальный намёк, касающийся авторской задумки, много лучше, чем её донесение прямым текстом.

Впрочем, героев, условия и ситуации авторы создали добросовестно, а дальше – словно растерялись «посередине спектакля», вышли из-за кулис и начали подробно втолковывать: что, к чему, зачем, и какие из этого следует сделать выводы. Но ведь читатель, если он не полный дурак, сам во всём прекрасно разберётся! Это всё равно, что загадать загадку «Зимой и летом одним цветом?», и тут же самому воскликнуть: «Да это же ёлка, ёлки-палки!», а вдобавок – подробно рассказать, почему ёлка одним цветом, чтобы, не ровен час, читатель не сделал каких-нибудь ошибочных выводов. smile

На протяжении всего конкурса я экспериментировал с разными подходами к системе оценки работ, условно упрощая её всё больше, пока не вернулся к традиционным от 1 до 10 баллов за всё в кучу. smile Даже «раздельный учёт» за технику и за художественную ценность в конечном итоге давал «достаточную погрешность» и я частенько ловил себя на мысли, что итоговая оценка – вовсе не та, которую я бы поставил, оценивая конкурсные работы в общем и целом. Слишком уж всё взаимосвязано – и техническая, и художественная часть – на уровне восприятия.

А теперь – чуть более подробно о самих рассказах.
 

«Обычное понятие».

Рассказ о том, как люди на войне постепенно привыкают к бомбёжкам и обстрелам, перейдя определённый психологический порог чувствительности, в том числе чувства страха, и начинают воспринимать ужасы боевых действий как часть повседневного быта. С той лишь разницей, что не знаешь, будешь ты жив в следующую минуту или погибнешь. А может, погибнет кто-то из близких.

Подход к теме классический, но, повторюсь, слишком много говорится прямым текстом. А ведь достаточно даже просто визуального ряда.

Вот площадь у торгового центра после обстрела, вот обезумевшая от горя мать, раскачивающаяся над своим убитым ребёнком, испуганные лица свидетелей драмы. А вот, всего какой-то час спустя, жизнь возвращается в прежнее русло: торговцы перебирают испорченный обстрелом товар, вяло ругаясь, прохожие идут по своим делам, кто-то даёт интервью репортёрам… Сама по себе эта картинка уже о многом говорит и не требует лишних комментариев.

Над названием я бы посоветовал ещё подумать. Слово «понятие» кажется в нём не слишком уместным, не отражающим смысл.

Ведь для людей происходящее вокруг – не понятие, а жизнь и смерть, обычная война, в конце концов, если подчёркивать её схожесть с другими войнами, проводить параллели.

Теперь о героях. Они – журналисты, делающие репортажи из горячих точек. Названия мест опускаются намеренно. Дело не в политкорректности; не давая чёткой топографической привязки, автор намекает, что по большому счёту никто не застрахован от войны, которая завтра может прийти в твою страну, твой город, постучаться в твой дом. Мир, кажущийся таким прочным в мирное время, всего лишь иллюзия, зыбкая и эфемерная.

Главный герой – опытный прожжённый журналист. Героиня, очевидно, совсем молодая стажёрка, ещё и пороха не нюхавшая.

Эту разность восприятия автор начал было обыгрывать, попытался вдохнуть в персонажей жизнь, индивидуальности, но… весьма быстро начал использовать героев просто как свои глаза, уши и голос, рассказывающий по большому счёту и так понятные вещи.

Впрочем, хотя и слишком явно, проводится и другая интересная мысль: да, люди перешагнули болевой порог, смирились с неизбежным, волна насилия и горя настолько захлестнула их с головой, что больше всего хочется мирных «пасторальных» сюжетов, хоть про цветочную клумбу. Лишь бы ненадолго отвлечься и переключиться, вспомнить, какой она была, жизнь до войны, с тысячью привычными мелочами, которые по-настоящему начинаешь ценить, потеряв всё и смирившись с неизбежным.

Оценка: 6 баллов.
 

«Чайка».

Рассказ мелодраматичен, но неплохо подобраны и обыграны главные персонажи. История о девушке, которая потеряла в одночасье всё и осталась одна с ребёнком-инвалидом на руках. Её главный страх – не страх высоты, который даётся в качестве фона, а страх неизвестности и пустоты, в которую она шагнула. И только преодолев в себе этот внутренний страх, по сравнению с которым американские горки и случай на крыше дома кажутся уже такой мелочью, она обретает свободу и уверенность, а потом и личное счастье.

Немного критики.

В рассказе, во-первых, слишком много ненужных отступлений и подробностей. Не стоит заблуждаться, что, чем больше «воды», тем рассказ «глубже». smile Думаю, если его сократить процентов на тридцать (историю с котёнком – так вообще вдвое), рассказ ничего не потеряет, наоборот, только приобретёт.

Неплохо было бы поработать и над частностями. Например, даже здорового ребёнка в возрасте двух-трёх лет не пустят на американские горки из соображений техники безопасности. Типаж бывшего мужа, отказавшегося от ребёнка-инвалида, показан совершенно неубедительно. Ну не может такой замечательный человек, нежно заботившийся о жене и буквально носивший её на руках, выдвинуть такой жестокий ультиматум: «или я, или ребёнок-инвалид». Должна была быть в нём какая-то серьёзная червоточина, тревожащая видимую идиллию и проявившаяся в самый сложный момент в жизни героини.

Что же касается финала, здесь розовая «мыльнооперность» просто зашкаливает все предельно допустимые пределы.

Рассказ смело можно было закончить на фразе: «Идем, солнышко, — вздохнула та, с трудом переставив пудовые от страха ноги и мягко толкнув (инвалидную) коляску.» Или хотя бы здесь: «Теплая волна поднялась снизу и укутала Ларису в мягкий кокон никогда раньше не изведанных ощущений. Скрученный в жгут страх умер. Просто умер, растворившись в этой парной волне.»

Понятно, что все авторы переживают за своих героев и искренне желают им добра (даже если вынуждены их убивать или заставлять страдать), но преодоление главного страха, встреча со старой подругой, будущим замечательным мужем, видение радуги (куда уж красноречивей и шаблонней!), чудесное исцеление сына. И всё это – в последних строчках финала! Честно говоря, для «полноты картины», пожалуй, не хватает разве что многомиллионного наследства, свалившегося, как снег на голову, рождения тройни от любимого человека, а также бывшего мужа, пристыженно валяющегося в ногах героини и молящего о прощении. smile

Оценка: 5 баллов.
Опубликовано: 21/09/15, 04:57 | Просмотров: 1161 | Комментариев: 9
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Доброго дня, Арчи) Спасибо за труд обзора. Но я поспорю по паре мест)
В рассказе, во-первых, слишком много ненужных отступлений и подробностей. Не стоит заблуждаться, что, чем больше «воды», тем рассказ «глубже». smile Думаю, если его сократить процентов на тридцать (историю с котёнком – так вообще вдвое), рассказ ничего не потеряет, наоборот, только приобретёт.

Котенок нужен, не для мимишности, а для описания состояния страха, точнее ужаса фобии. Сократить пробовала, пока не получилось...

Неплохо было бы поработать и над частностями. Например, даже здорового ребёнка в возрасте двух-трёх лет не пустят на американские горки из соображений техники безопасности.


Выездные Луна-Парки не в состоянии настоящие горки транспортировать. Это именно топрная иммитация, они намного меньше по размеру и упрощены по конструкции. На них допускают детей от 5ти лет. Ровно столько и было сыну моей ЛГ. У детей с ДЦП замедленное развитие. далеко не все из них вообще могут говорить. Моей ЛГ еще повезло, болезнь подлежала коррекции.

Типаж бывшего мужа, отказавшегося от ребёнка-инвалида, показан совершенно неубедительно.

По статистике 90% пап отказываются от детей с ДЦП, болезнью дауна, гидроцефалов и прочих тяжелых деток... Вы уверены, что типажи этих 90% сильно отличаются? Сволочи они и есть сволочи. Стоит ли тратить время для поиска психологических травм и комплексов уродов? Я так не считаю, тем более, рассказ не о горе-папаше. Есть еще одна любопытная статистика, а именно 80% женщин остаются с мужьями алкоголиками и 80% мужей - уходят от женщин, страдающих алкоголизмом. Тема различия взглядов на вопросы болезней у мужчин и женщин - на роман, а не рассказ тянет. Мне надо было обозначить личную трагедию, но именно обозначить. Потому, как главная трагедия моей ЛГ была не в том,что муж бросил, а в болезни сына. И она боролась. Если бы не заданный объем, я бы гораздо больеш рассказала о том,как она боролась, как переоборудовала квартиру - кругом поручни и никаких порогов. Специальная стенка для упражнений и столик для массажей. Про жизнь по жесточайшему графику, где расписано все поминутно. Про то, что поставить такого ребенка на ноги можно только,если мать всю себя посвятит ему. И не просто будет любить и ухаживать за ним, а постоянно проводить серию процедур. Обретет кучу спец навыков высочайшего уровня. Вы видели мать после массажа ребенка с ДЦП? Они мокрые, буквально. Губы в кровь прокусывают так спина болит. Это сложные массажи с растяжением и разминанием. Это постоянная борьба- за то, что сел сам, держит спинку, встал, держась за что-то, сделал шаг, пошел. За каждое слово. Там читать надо много, постоянно в развивающие игры с ребенком играть. И в этой борьбе нет выходных. Нет дня и ночи. Но в ней есть праздники - маленькие победы. Моя знакомая так дерется за дочь уже 12 лет. Девочка умственно очень развита, прекрасная память. Ее мать учитель младших классов, но пока дочь не пошла в школу( обычную) не работала - боролась. Да, ребенок ходит подпрыгивая еще, но отличница, умница. У нее есть друзья. Она нормально вливалсь в социум. Даст бог, сможет выучиться и работать потом. На нгаши пенсии по инвалидности не прожить. да и есть примеры работающих с таким диагнозом. А вы о папе... Да кому он нужен? Таких папа- за каждым столбом по пачке стоит. Тут мама ГГ, а папа обычный среднестатистический г. И я не страдаю мужененавистничеством. Обычная статистика.

По финалу согласна) Обкорнаю. Но об исуелении у меня нет ни слова. Да, дети с ДЦП могут ходить и даже бегать. Я знаю таких детей и их матерей. Это не исцеление, а маленькие победы маленьких героинь. Сын моей ЛГ просто научился ходить, смешно и странно. Ходить, как все он никогда не сможет. Но для его мамы сам факт самостоятельного передвижения - уже награда.

Еще раз спасибо за обзор) за это особенно, что считали главный страх:
История о девушке, которая потеряла в одночасье всё и осталась одна с ребёнком-инвалидом на руках. Её главный страх – не страх высоты, который даётся в качестве фона, а страх неизвестности и пустоты, в которую она шагнула. И только преодолев в себе этот внутренний страх, по сравнению с которым американские горки и случай на крыше дома кажутся уже такой мелочью, она обретает свободу и уверенность, а потом и личное счастье.
Наталья_Бугаре  (21/09/15 14:39)    


Вечер добрый, Наталья! Спасибо за отклик!

Немного поясню.

По поводу мужа. Я не знаю статистики отказа пап от детей с ДЦП и аналогичными тяжёлыми заболеваниями (по моим наблюдениям значительная часть таких разрывов происходит не сразу, а спустя какое-то время жизни с больным ребёнком в семье). Но безусловно, таких матерей-одиночек много. Вообще, видел цифры (на мой взгляд, всё же сильно завышенные), что около 90% детей с тяжёлыми патологиями оставляют в роддомах (думаю, всё-таки меньше, не более 70%). И большая часть отказов приходится на группы риска, неблагополучные и социально незащищённые слои населения.
Да, разумеется, в жизни всякое бывает.
Но очень уж образ "папаши" стилизован под один из типажей классических "бульварно-сериальных" негодяев.
Хуже наверное только типаж, который выгоняет жену с больным ребёнком в ночь глухую на мороз.
А между тем, к социально неблагополучным группам эту пару не отнесёшь. Бывший муж не только обеспечен материально, но и носил жену на руках, мечтал о сыне. Т.е. забота о больном (родном) ребёнке не была бы для него тяжким бременем. Естественнее выглядело бы, скажем, если бы он предложил отдать ребёнка в специальное лечебное заведение-интернат (с глаз подальше) и оплачивать лечение и воспитание (чтобы совесть не мучила).
Или, к примеру, сделать мужа эгоистом, тоже вариант.

Что касается случая с котёнком, я же не предлагаю его вовсе убрать, просто подсократить, чтобы не забирал на себя слишком много внимания.
Арчибальд_Лохматый  (21/09/15 21:31)    


Арчи, за всю мою жизнь я не знаю ни одной матери, что отказалась от ребенка. И только одну семью могу припомнить, где не ушел отец... Уходят они по разному, конечно. Не все сразу. В том единственном случае о котором я веду речь, оба ребенка были больны ДЦП. Мальчик умер, девочка уже взрослая. И там отец не бросил детей. Остальные случаи все одинаковы - женщина отказывается сдавать малыша в интернат, муж уходит... У нас маленький городок, имею в виду мой райцентр - 8 тысяч населения всего. Там нельзя отказаться, чтобы никто не знал. Больные дети ходили и со мной в школу - олигофрены, с детским параличем, с дауна - нет. Они тяжелые очень, редко кто может вытащить такого ребенка. По соседству такая девочка была, мать хотела сдать в интернат, ребенка забрали бабушка и дед. Девочка умерла в 32 года, намного пережив прогнозированный год смерти. Я играла с ней... Сильная она была до ужаса, пугала меня. Говорить не могла - мычала. Я ее немного боялась, но бабушка ее так радовалась мне, так сияла, что с ее девочкой кто-то играет... Странные это были игры. Она ведь на кресле инвалидном была, а я здоровый ребенок. Но честно пыталась с ней играть... Да, ее папа - обеспеченный столичный мэн, маму бросил. Точнее, их бросил.
Вот пишу и пытаюсь вспомнить случай, когда именно обеспеченный мужчина не уходил от жены при таком раскладе.... Они сбегают первыми. Это не клише, а факт, что баловни судьбы пасуют перед тредностями. Как раз те, кого жизнь била, зачастую, куда более человечны, чем те, кому все дано по праву рождения, или просто везло. Больной ребенок - это добровольная каторга длиною в жизнь. Те, кто привык к хорошему, просто не способны жертвовать так много и совершенно бесплатно. Червоточинка? Да они внутри на солитеров похожи. Я после общения с богатыми всегда хочу душ принять. Более циничных существ трудно себе представить. И да, я из обсепеченной семьи, и у меня нет заведомо плохого мнения о богатых. О всех богатых людях.
Но над этим моментом я подумаю при правке. Расширю его, раз так не хватает описания солитера и его мерил ценностей. А может и нет.. Вот не считаю я его тут важным персонажем. Подлец и подлец. Подумаю... Надо было папу-одиночку срисовать, пусть большая редкость в жизни, зато никаких штампов) biggrin Правда, оказывается, заштампована уже вся) Хорошая у нас литература - правду пишем)

Да не знаю я как с котенком момент сократить...я вообще не сильна в сокращениях... буду думать. Еще раз спасибо)
Наталья_Бугаре  (21/09/15 22:11)    


Но над этим моментом я подумаю при правке. Расширю его, раз так не хватает описания солитера и его мерил ценностей.
Наташ, мне кажется, это не будет лишним. Хотя бы в двух предложениях. Согласна с твоими рассуждениями о том, как бывает в жизни. Но согласна и с Арчи - в том, что по рассказу не понятно, что муж именно из породы "солитёров". Кажется, что он "настоящий": отзывчивый, заботливый, верный. Каменная стена. Образ не тот складывается, понимаешь? И вдруг поступок, который противоречит всему, что мы о нём до сих пор прочитали. И возникает сомнение: может ли ангел вдруг стать демоном? Ну не бывает таких резких мутаций.
Как я поняла, Арчи об этом говорил. Не о том, что ситуация не жизненная, а о том, что читателя надо как-то подготовить. Хоть чуть-чуть.
Юлия_Мигита  (22/09/15 00:25)    


Ох, Юль, можно ли подготовиться к предательству? Конечно, опосля мы уже анализируем и видим,что звоночки были. Но в юности, да в такой момент... Я-то расширю, раз несколько читателей в унисон просят. Но, по сути, это уже сюжет на целый рассказ. "Несчастливые семьи все несчастны по-разному," - цитата по памяти. В моей жизни подлость и предательства сыпались без подготовки... cry
Наталья_Бугаре  (22/09/15 01:16)    


Всё верно говоришь. Но попытаюсь ещё свою мыслю пояснить.
Когда рассказ идет от имени героини, то возможна и идеализация мужа. Человек ведь может ошибаться. Ну видит он своего партнера белым и пушистым, а хвост и рога не углядел. Тут всё нормально. Но о муже рассказывает автор. Автору (он ведь всё знает о своих героях!) мы по умолчанию верим. Если говорит, что муж "хороший" - значит, так и есть. И когда говорится об ужасном предательстве этого "хорошего" мужа, появляется недоверие: зачем автор с самого начала нам приврал"? Не совершают хорошие люди подлостей.

Нет, отдельный рассказ не нужен, это отвлечёт от основного сюжета. Просто пара фраз. Может, про то, что героиня, ослеплённая любовью, не видела проявлений эгоизма своего суженого, и для неё его ультиматум стал полной неожиданностью. (это лишь мысль, сформулировать надо иначе)
Или что-то в этом направлении...
Юлия_Мигита  (22/09/15 08:18)    


Привет, Юль! biggrin
Да, именно об этом я и толкую, слишком разительная и резкая демонизация произошла.
Замечу, что в малых формах автор сильно ограничен объёмом, но подробных описалок и вправду не нужно, достаточно правильно расставить акценты одной-двумя фразами.
Ещё раз приведу фрагмент рассказа и отмечу акценты, задающие читательское восприятие:

"Лариса считала себя везучей — первая любовь оказалась ответной и закончилась браком. Вовка ее обожал и буквально носил на руках. Единственный сын не бедных родителей смог и семью обеспечить на должном уровне. И беременности жены обрадовался ужасно.

— Ларисок! Спасибище тебе за сына!

— А если дочка? — дурашливо поддразнивала мужа девушка, прижимаясь к его плечу.

— Сын. Я узнавал, — белозубо смеялся в ответ любимый.

— Ты у меня самый лучший!

Муж, в жидании первенца, всячески баловал Лару, пытался даже неумело помогать по дому. Потому все произошедшее после родов стало для нее полной неожиданностью.

Дэцэпэшный нам не нужен. Молодые еще — родим нормального.

— Вов, ты что такое говоришь? Он же наш, понимаешь? Он наш ребенок. Он ни в чем не виноват...

Или он, или я, — категорически рубанул новоиспеченный отец, вмиг потеряв и жену и сына. "

Именно эта жесткая категоричность и не вписывается в психологический портрет (читатель действительно видит лишь то, что показывает автор). Достаточно было бы сказать, что муж уговаривал жену отдать ребёнка в интернат, и таких вопросов не возникло бы - обычная житейская история, к сожалению.
Арчибальд_Лохматый  (22/09/15 09:04)    


ну, скажем, зимой и летом одним цветом не только ёлка, это тоже читатель может понимать (специально убираю острые углы, чтобы рецензент не воспринял всё на свой счёт), остальное от нехватки времени. Спасибо.
Олег_Велесов  (21/09/15 07:50)    


Да, не только ёлка, но и сосна. dry
Вообще, уровень владения техникой прозы мне показался высоким. Но, видимо действительно времени на шлифовку не хватило.
Арчибальд_Лохматый  (21/09/15 21:36)