Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Бежевый Сетерикон (№21) - обзор конкурса
Обзоры
Автор: ПКП


Это обзор конкурса, проходившего по адресу http://litset.ru/publ/15-1-0-20937

Сергей_Черсков

Уважаемые авторы! Прошу вас учесть, что все нижеследующее является лишь моими измышлениями, а не бесспорной истиной.

1. Аэль. Тихо, тихо... http://litset.ru/publ/66-1-0-18893

Стихотворение получилось неудачное, на мой взгляд. Во-первых, слишком много глагольных рифм. Если рифма "смолится-молиться" хороша, то "сочится-случился" и "струится-стремится" - беспомощны. Некоторые выражения вызывают недоумение. Например, "суицид со мной случился" - это же не неожиданность типа диареи, чтобы случаться. Суицид, зревший много лет в герое, является его выбором, продуманным и твердым. "Катавасия теней" - тоже нечто странное. Катавасия в православном богослужении — песнопение, которое поётся на утрене в праздничные и воскресные дни в заключение канона. Сложное пение воспринималось как нечто путаное, даже если певчие не сбивались. С этим и связано современное значение слова катавасия — "путаница". Церковное словцо, примененное при описании смертного греха, выглядит чужеродным в тексте.
А Lennon жив, как мне кажется.
Лидер группы "Кино" Виктор Цой вряд ли пригласил бы мужчину в кино. "Я встретил ее, она шла в кино. И я пошел следом, я рядом купил билет..." (с)

2. Ирина_МелNik. Пиратское http://litset.ru/publ/16-1-0-16199

Загадочное для меня стихотворение. Из всех известных мне толкований слова "парусность" более всего по смыслу подходит: общая площадь всех парусов корабля. Если дать волю воображению (а в этом мы все мастаки), то можно сравнить землю с кораблем, а небеса - с парусами. Но "парусность" и "небес" вместе никак не стыкуются в моем мозгу, к сожалению. Проще говоря, этот термин, непонятен и нелогичен в данном случае - "Ты знаешь, парусность небес вчера сошла на нет...". Увы, я не знаю, как сходит на нет парусность. Небес.
"А попугай не на плече – всегда он был котом" - не совсем логичное, противопоставление, на мой взгляд. Да и само высказывание несколько витиевато - попугай не на плече, он же кот! Напоминает диалог: "Как дела?" - "Потому что!". К тому же, даже обезьяну можно научить курить, а уж мохнатого домашнего питомца натренировать сидеть на плече хозяйки - тем более. Если, конечно, делать нечего. Куклачев еще и не такое демонстрирует.
"и даже призрачность мечты и та пошла на слом." - трудно представить, как призрачность пошла. На слом. Все мы авторы, а следовательно - грешны, но надо стараться крутить текст и мять ему бока, пока из словесного теста не выйдет ладная буханка.
"Повязку чёрную на глаз надел наоборот, -
смеются жители двора..." - вот бы мне на это посмотреть, а то я не понимаю, чего они ржут. Как это - повязку на глаз надеть наоборот?
"Аптека, улица, фонарь...старо" - с этим не поспоришь.
В целом, цепь рассуждений о том, что жизнь - фрегат, а люди в ней - пираты, не убедила.

3. innaroz10. Когда умирает бездомный пес... http://litset.ru/publ/1-1-0-20940

Об этом стихотворении я мало что могу сказать, ибо почти ничего не понял. Оно начинается с философской мысли, а дальше - пошло-поехало: собачий пир, звезды, клише, дороги, ошибки, версты, лучший друг, слезы собачьей тоски...В стихотворении имеются еще несколько слов. И все. Единственное, что можно посоветовать автору: поработайте над текстом, если он Вам дорог. Хотя бы избавьтесь от сбоев ритма. Например, здесь:
Когда умирает бездомный пёс,
то с ним умирает мир
и мало толкУ, что костИ ты нёс
на главный собачий пир.

4. innaroz10. Памяти Осипа Мандельштама http://litset.ru/publ/16-1-0-20941

Лучшим в триптихе безусловно является эпиграф. Так часто бывает, когда автор предваряет стихотворение громкой цитатой - опасная вещь. Из трех частей мне показалась наиболее удачной первая. Но есть моменты, которые стоит обсудить.
Летели искры от костра
в другие дали,
Они пришли и до утра
Стихи искали…- тут надо автору определиться - летели искры или пришли. Но даже в данном случае - или летели и приходили или прилетели и пришли.
"Расплатой страшной пустоты" - громоздкая и неоднозначная конструкция - или расплатой СТРАШНОЙ ПУСТОТЫ или РАСПЛАТОЙ СТРАШНОЙ пустоты.
В стихотворении от "искр" до этой самой расплаты большое расстояние - это усложняет восприятие. Слог выспренний, конечно, но это можно принять из-за темы - посвящения.
Вторая часть триптиха - сплошные перечисления, которые, увы, банальны. По сути - штампы: здесь и "забытые звуки" и "тяжелая судьба" и "печальные даты" и "долгожданный покой" и пр. Дважды упоминается "эпитафия", видимо, чтобы читатель не расслаблялся и не забывал. Рифмы тоже не оригинальны - "тень-день" вообще лучше не применять без крайней необходимости. "Чей-то донос" - понятно, что чей-то - не сам же из воздуха донос материализовался. "Нету" - уж сколько раз твердили миру...Короче, недостатков в тексте полно, а достоинства сомнительны.
Третья часть триптиха -
"Для Руси иноверцем,
для поэзии – Бог..." - снова или-или - или иноверцем и Богом или иноверец и Бог.
"С этим раненым сердцем
жить он просто не мог…" - с каким таким "этим"? - непонятно.
"мир-ним" - рифма, конечно, но слабая.
"И небесные струны
от воздушности рифм,
как волшебные дюны,
страсть в тоску перелив,
как дыханье свободы,
Божий свет или глас
через дальние годы
так же трогают нас…" - от стольких красивостей кружится голова - тут и "небесные струны", как "волшебные дюны", которые "трогают нас", и "воздушность рифм" (кстати, как это - "небесные струны от воздушности рифм"?), "волшебные дюны, переливающие "страсть в тоску"...все - запутался окончательно - кто как кто и как что трогает. Извините, автор, но Вы жестоки к читателю.

5. Имум_Коэли. Чёрный вестник (памяти Сезарии Эвора)... http://litset.ru/publ/16-1-0-20943

Очень тяжеловесное стихотворение - я насчитал 25 прилагательных, пока не сбился. И это без кратких. Автор, если пользоваться его терминологией, буквально "шарашит" ими читателя уже с первой строки :
"Меж тревожно-несвязанных слайдов декабрьского зыбкого знобкого сна
на нелепые пазлы кварталов изрезали сумерки город." - признаюсь честно, я залип на минутку-другую, чтобы осознать смысл поведанного автором. После этого возник первый вопрос - на...кой все это? и почему "пазлы кварталов" - "нелепые"? Дальше легче не станет.
"Об стену" - в принципе, лично я ничего против не имею, так лучше передается то, что "ветер шарашится", но возможна дискуссия - "об" или "о".
"Охрип и сопат" - что-то меня здесь напрягает...может быть, это разные части речи?
"Рыдал в саксофон водосточного слива" - вот это номер - хотелось бы взглянуть на это. Да и игры на водосточной трубе - не ново, увы.
"Афро-губы топыря, в разлёт тире-точьями Морзе клаксонил слова..." - тут я залип во-второй раз. Так и не образумился до конца стихотворения, хотя пытался клаксонить (не скажу как и чем) и свои евро-губы топырить, но не помогло. Поэтому извините, автор, если что не так, но был бы я просто читателем - дальше бы читать бросил. Но это вкусовщина.
"Летальный полёт" - на мой взгляд, игра слов не работает.
"Провода, словно струны расстроенной скрипки донельзя измучив,
рассыпая над городом изморозь плачущих нот невесомых, взахлёб
упоённо смычком сквозняка ветер выскрипел «Бессаме мучо»…" - сквозь частокол образов и наворотов непросто продраться. К концу фразы забывается, с чего она началась.
"Попутав" - эта разговорная разновидность слова "перепутав" в тексте смотрится неуместно.
"Ветер бился в аккордах" - на мой взгляд, удачная находка - хорошо передает экспрессию мультиинструменталиста ветра. Да, он, как видно из стихотворения, на всем сыграет, но как он может доставить еловый букет на Родину Сезарии Эвора? Загадка.
Стихотворение посвящено певице, но о ней сказано слишком мало.
Лично я не могу назвать стихотворение удачным, исходя из всего вышесказанного.

6. Ольга_Альтовская. Отпустит золото оклада http://litset.ru/publ/16-1-0-12282

"Отпустит золото оклада -
И в синь уйду перед дождями." - непонятно - кто отпустит? золото оклада? мутноватая мысль, на мой взгляд. В принципе, это легко поправимо, если "уйду" поменять на "уйдет" - все равно дальше в стихотворении о героине говорится в третьем лице. Кроме того, "золото оклада" звучит несколько двусмысленно, так как самое распространенное толкование слова "оклад" - зарплата, а не убранство иконы. Золото зарплаты.
"ПерЕд" - сбой ударения.
"Следы засыпят листопады.
И вспомнят ли о старой даме?" - снова неоднозначность, которую нужно избегать - кто кого засыпает? и кто - следы или листопады должны вспоминать о старой даме и защищать ее? и главное - "засыпят" - нет такого слова в русском языке.
"Что понапрасну обещала" - это плохие слова для защиты, на которую надеется героиня.

7. Ольга_Альтовская. Нам не дано предугадать http://litset.ru/publ/11-1-0-12185

Стихотворение гладкое, но основной вопрос после прочтения - зачем? Стихи про стихи. Да и Тютчев неплохо уже высказался ранее.
"Слегка отмытую" - почему слегка? и кто отмывал?
"Запахов земли" - не совсем понятно, зачем во мн.ч. -на мой взгл... нюх, у земли один запах. Хотя это и дискуссионно, конечно.
"Причинно-следственные связи" - это пустота и проза.
"Поднявшись, будто на ходули,
Взлетев над телом..." - противоречивое перечисление или уточнение.
"ПерЕд" - сбой ударения.
" ...поняла,
Чего я стою - промелькнули
Мои поступки и дела
И что перед Горнилом солнца,
Раздутым сотнями мехов,
Мне отвечать за всё придётся:
За свет и тень моих стихов;" - надо заметить, что это не тянет на ТЗСП (Тайну За Семью Печатями) - каждому человеку об этом толкуют с детства все, кому не лень. Отвечать за все придется, и Бог с ними, со стихами.
"больно хранила" - трудно сказать, правильно ли это, но как-то коряво, на мой взгляд.
"И за порыв, и за изъян..." - всего один порыв за жизнь? один изъян? тема изъяна и порыва не раскрыта.
Весь смысл стихотворения изящно и полностью укладывается в начальные и в финальные строки - грязь, слезы, земля, жнивьё, всходы
уже посеянных семян и расплата. Остальное - вода, которая, как ни странно, на пользу всходам не пошла.

8. Ир-га_Рябина. Маша и медведь. Жмурки. http://litset.ru/publ/29-1-0-20619

Хорошее стихотворение, рассказывающее о том, что не все мишки одинаково прелестны. Миша Стихотворный далеко не Михаил Олимпийский - медвежий идеал. Автор внятно поведал о том, что противоположности отнюдь не притягиваются. К тексту почти нет вопросов, кроме:
"Глубоко сидит в земле корень,
Потревоженно пищат мыши,
Аконитовый настой чёрен,
Допивай и уходи, миша.
Следом я в дверную щель юркну
На свободу из твоей клетки." - и Маша уходит и миша - вали. А кто останется, кроме потревоженных мышей? Или "уходи" - в смысле - умирай? Ну тогда это люто! Как у Шекспира страсти!
В шорт.
Оценка: +5

9. Виктория_Дворецкая. Хамелеон http://litset.ru/publ/3-1-0-11146

О хороших стихах обычно мало чего хорошего можно сказать. Впрочем, как и плохого. Убедительное стихотворение о самопожертвовании, безграничном и больном. Потому что это путь к саморазрушению, потере собственного "я".
В шорт
Оценка: +5

10. Имум_Коэли. Грешный автобус http://litset.ru/publ/16-1-0-10963

"Для конкурса - Глаголомъ жги сердца людей (с)
то бишь, писано без употребления глаголов )))" - таков эпиграф стихотворения. Можно лишь пожать плечами. Стихотворение стеснено рамками прошедшего когда-то конкурса. По сути - упражнение. Вопрос - успешно ли оно выполнено? Ответ - да, ведь там нет глаголов. Их с переменным успехом автор заменил на прилагательные - даже считать не буду, сколько их в тексте на этот раз. Немало имеется и нелепостей, по моему мнению, например, "тягуче-струистые" деревья и камни, ватага "рюкзачно-горбатых" туристов или макет Земли под колесами. Возможно, это и забавно. Но лучше о том, что понравилось. В упражнении про "грешный последний лукавый беспутный автобус" имеются, однако, и интересные находки, а именно:
"беспутный автобус" - здесь видится интересный оксюморон,
"разгар перегара" - остроумная деталь.
В целом же - упражнение оно и есть упражнение.

11. Николай_Рогалев. Стикс http://litset.ru/publ/16-1-0-20729

Об отличных стихах мало чего можно сказать. Прочитав такое, подумаешь: "Ух!" и сидишь дурачок дурачком, прислушиваясь к себе и не находя нужных слов. Потому что отличным стихам любые слова малы. Жмут. Это стихотворение отличное. Потому что не однослойное. На поверхности - разбушевавшаяся стихия, а на глубине...Что там? Я молчу. Молчание - золото.
В шорт
Оценка: +7

12. midnight. Бабушка http://litset.ru/publ/16-1-0-20726

Это хорошее стихотворение. Младое и непосредственное. Верю. Из всего стихотворения больше всего понравилось остроумное:
"Бабушка ходит прямо, глядит косо".
А Олегу нужно быть осторожней.
В шорт
Оценка: +5

13. Аполло. Оборотень http://litset.ru/publ/11-1-0-4614

Душераздирающая история про вежливого оборотня, который сначала поздоровается с жертвой, а уж потом перегрызет ей горло. Этот оборотень вообще охоч до разговоров - и к прилетевшему ангелу пристает: "Поболтаем?". Но "святоша" не такой дурачина, чтобы с нечистью лясы точить. Он лишь думает: "Хоть бы тебя, бисова порода, кто-нибудь замочил уже наконец!". Впрочем, о том же самом мечтает и оборотень. Надеюсь, их мечта сбудется.

[b]14. Елена_Тютина. Пылинки[/b] http://litset.ru/publ/16-1-0-19627

Это стихотворение могло бы стать неплохой бытовой зарисовкой, если бы не некоторые досадные моменты:
"Рассвет спускался пересвистом птиц,
Стремглав бежал по заспанному миру..." - представьте себе картину: заспанный мир (то есть уже проснувшийся субъект), а по нему стремглав бежит рассвет. Как блошка, например? Впрочем, с насекомыми еще не все.
" И бабочками кружатся пылинки,
Качаются и шепчут мне: "Привет"" - не хотел бы я повстречаться на своем жизненном пути с качающимися, кружащимися, словно бабочки, пылинками, к тому же, говорящими.
"стекло-легко" - сомнительная рифма.

15. Ольга_Королева. Село Гостилицы http://litset.ru/publ/23-1-0-20979

Стихотворение лично меня не впечатлило. На что стоит обратить внимание в первую очередь:
"как копыта" - слово "как" очень коварно, с ним нужно осторожничать. Вместе с копытами произносится - "какопыта",
"ручьи-любви" - очень слабая рифма,
"В дни весны – без дождя или ветра,
Щелкал возле пруда соловей.
Здесь гуляла Елизавета,
Краем платья шурша по листве." - сбой из-за укороченной третьей строки.
"На охоте в поместном зверинце
Скакуна запуская в аллюр,
Подражала тому, как на принцев
Мог охотиться с неба амур." - мутно. Представим себе - вот пошел аллюром скакун. Как это похоже на амура? К тому же, "запустить в аллюр", на мой взгляд, сомнительно.

16. Елена_Бородина. Сентябрьский этюд http://litset.ru/publ/23-1-0-20986

Неплохой этюд. Там печать молчания стекает. Значит, и мне нечего воздух сотрясать. Хотя, на мой взгляд, во влажном не особо поплескаешься - воды маловато.
В шорт
Оценка: +3

17. Аполло. Жить – это просто http://litset.ru/publ/16-1-0-18730

Ого, автор буржуйствовал с младых ногтей! Няня была - как у Пушкина! Автору, несомненно, это пошло на пользу. Некий поэт однажды написал: "Да тут и критиковать-то нечего!". С этим трудно не согласиться - ювелирная щемящая работа. Вот и все. Впрочем, лично меня расстраивает рифма "ботинки-ботинки", то есть - "то-то". Но разве настоящих поэтов разберешь - что у них на уме?
В шорт
Оценка: +7

18. maarv. Летний квас http://litset.ru/publ/26-1-0-19725

Это "клокочущий верлибр авторского стихоброжения". Я профан в экспериментах. Поэтому мой череп покалывают изнутри "пузырьки тайнописи". Простите, автор, но я не смог прочувствовать всю прелесть произведения.
Кстати, возник философский вопрос: а что первично - зелень или окно? Мне кажется, что все зависит от точки обзора. В случае со стихотворением, на мой взгляд, первично окно. То есть - не "окно зелени", а зелень окна. "Вместо тепла - зелень стекла..." (с)

19. maarv. Принцесса Лето http://litset.ru/publ/16-1-0-20604

Начав читать стихотворение, я подумал, что на экран муха нахезала. Но нет - после "на запястьях" действительно стоит точка. Продолжил чтение и наткнулся на "симфонических кузнецов". Автор, похоже, пишет об известных насекомых старым методом ("и кузнечик запиликает на скрипке" (с)), но лично я не могу представить кузнеца с молотом и наковальней в консерватории. Стихотворение небольшое, поэтому плохо воспринимается резкая смена ситуации - то, как быстро поизносилась принцесса, обернувшаяся зачем-то цесаркой, чтобы замерзнуть под корнем дуба, и то, как "скрипкам" пришел "баян".

20. Белый_Ящик. Обитаемый остров http://litset.ru/publ/24-1-0-20797

Данный текст уместно смотрелся бы на стенгазетах в роддомах. Обсуждать его особо нет смысла. Да, все так. И? Однако, кое-что все же можно отметить.
"Судьбы-добры" - не рифма.
"Реал" - это денежка?
"...кому-то стало интересно,
и этот кто-то – строит мост
на остров, словно он прогрессор.
А он прогрессор! – так и есть..." - словцо "прогрессор" выдумали братья Стругацкие. В стихотворении оно вполне в тему, однако, не уверен, что люди, далекие от научной фантастики, поймут его правильно. К тому же, кто он такой, автор не поясняет - просто "кому-то", "кто-то", "он"...Кто он? Прогрессор! Прогрессор? Он! И все. Тема прогрессора не раскрыта.

21. Белый_Ящик. Чёрный квадрат http://litset.ru/publ/29-1-0-21028

Автор бросает вызов - вызов собратьям по перу, марающим бумагу ради всеобщего одобрения. Это в корне неверно, на мой взгляд. Каждый из нас, пишущих с переменным успехом, должен бросать вызов себе, а не другим, не растрачиваясь на провокации. За пафосом текста лично я не увидел стихотворения, увы.

22. Ирина_Ашомко. Чувства танцуют танго любви и страсти http://litset.ru/publ/49-1-0-445

Снова времена года. И музыка. "Вивальдщина" какая-то. Увы, неинтересно, ибо старо. Обязательные журавли. Если листопад, то обязательно лиса. Осень - блюз. Конечно - не Камаринская же. Звезды мигают. Река журчит. Бренность бытия...

23. Наталья_Бугаре. Нелюбима http://litset.ru/publ/3-1-0-20967

"Не отрекаются, любя..." (с)
Ровное стихотворение о немодной глупышке, являющейся занозой, но не желающей гнездиться. Болью. Вот, собственно, и все. Беда в том, что автор, безусловно умеющий писать гладко, закружился в водовороте образов, и стихотворение утонуло. И глубокие личные переживания не удалось передать так, как они этого заслуживают.

24. Георгий_Волжанин. быть половодью: - "отопри плотину" http://litset.ru/publ/1-1-0-20974

Стихотворение "обласкает нескушьем" кого угодно. Заскучавший читатель, которому нечем заняться, может скоротать не один вечерок, пытаясь распутать клубок повествования. К сожалению, лично мне и так нескучно, поэтому буду краток. Это будет единственный (надеюсь) текст, попавший в мой антишорт. Автор может быть доволен собой, ведь редкостное безобразие встречается ничуть не чаще, чем редкостная прелесть.
В антишорт
Оценка: -3

25. Аэль. Дядя Коля http://litset.ru/publ/42-1-0-11765

Автор слепил в мощный ком все плохое, что могло произойти с российским мужчиной средних лет, и бросил в читателя. Лично мне здесь видится некий стеб, но это работает, как ни странно.
В шорт.
Оценка: +3

26. Апофис. Невыносимая лёгкость бытия http://litset.ru/publ/29-1-0-18369

Странная работа. Безусловно интересная. Разговор последнего человека с Господом. Но вызывает недоумение факт - автор пренебрежителен к рифме, порой до безобразия. Например, "земле-траве", язык не поворачивается обозвать рифмой. Там и других таких хватает. Но, думаю, автор и так все прекрасно понимает, незачем перечислять. В стихотворении, состоящем из двух частей, мне видится противоречие: в первой части рассказано, что человек - последний, а во второй он спрашивает Бога - зачем ты, мол, нас на землю льешь? Остальные - ушедшие - перестали быть людьми - оскотинились, то есть, "орыбились", почему он обобщает себя с ними? Может быть, по привычке...или душа у него широкая...
В шорт
Оценка: +5

27. Богинский_Михаил. Дорога в небеса http://litset.ru/publ/24-1-0-18646

Душевное стихотворение. Но...
"Можно жить-не тужить без любви, без улыбки, без хлеба,
Без воды, без морей, без полей, без цветов, без стихов..." - мне кажется, что автор, если бы требовала конструкция стихотворения, мог бы растянуть список того, без чего "можно жить-не тужить", до бесконечности. Это вода - заполнение пространства.
Снова "клин журавлиный", "сплин"...авторы видят одно и то же, к сожалению.
"Косматой гряды проходящих гуськом облаков" - даже представить страшно это картину.
"Хлеба-неба", "грозы- грезы" - рифмы, которые пора запретить на государственном уровне.
"Пролетел вертолёт по своим винтокрылым делам... " - а вот это интересно, поэтично.

28. Богинский_Михаил. Израильский август http://litset.ru/publ/1-1-0-20566

Снова душевное стихотворение. Но...
"Это, видимо, критические дни
У кого-то в лабиринтах высших сфер..." - "видимо" - слово затычка, ничего не дающее стихотворению. "Критические дни" - неудачная догадка, вызывающая, отличные от жары, ассоциации. "Высшие сферы" - употребляется обычно применительно к аристократии и власть имущим, а не к божественному. Получается - жарко, потому что у какой-то аристократки менструация. Впрочем, если менструация у Бога - тоже ничего хорошего.
"Солнце медленно сползает по спине,
По ладоням, по плечам, по животу... " - просто эротика какая-то!
"А в Европе дождь полощется в окне" - так в Европе или в окне? К тому же, "дождь полощется" - это же не флаг на ветру - как вода может полоскаться? Это в ней можно полоскаться, а не наоборот.
"Им - тепла, а нам добавить бы воды..." - при чтении вслух получится непонятная "бывода".
"Окружающая среда" - проза.
"Оглушающее безмолвие" - затертый оксюморон.
"И о чём-то очень личном, между строк.
Покороче. Он не любит суеты... " - а вот это хорошо.

29. Koterina. Сколько ляжет ещё дорог... http://litset.ru/publ/1-1-0-20521

Хорошее стихотворение. Сначала чуть не разозлился от этого бесконечного "сколько" и всяческих перечислений того, чего "сколько"...А потом понял - жизнь ведь такая же - нудная, хотя, всякого в ней намешано. Значит, все в тему. На "тверже стекла" залип немного. По шкале Мооса (набор эталонных минералов для определения относительной твёрдости методом царапания) твердость стекла равна 7 из 10 - не слишком твердая твердость - есть куда стремиться. А есть виды стекла с твердостью 6 - наверное, совсем затрапезные. Больше всего понравившееся:
"Сколько выдохнет нам тепла, бормоча, полусонный чайник..."
В шорт.
Оценка: +3

30. Марина_Лантана. Рассветное http://litset.ru/publ/23-1-0-20907

Пейзажное стихотворение. Прочел первую строку и задумался.
"Застенчиво солнце вставало, краснея по девичьи..." - во-первых, по-девичьи. Во-вторых, ничего себе девчонка, подобно которой раскраснелось светило!!! Наверное, с баньки или наоборот - с мороза. Но все равно, мне кажется, колор обычных девичьих щек будет недостаточно красен.
"А ветер, как-будто, стараясь расчистить восток,
гнал белых зверюшек кудрявых, послушных, доверчивых..." - во-первых, как будто. Во-вторых, "как будто" - слово-затычка, ничего не дающая стихотворению. Что изменится, если его убрать? В-третьих, "гнал" - куда гнал? В-четвертых, из 6-ти слов в строке - 4 прилагательных. Перебор, на мой взгляд.
"И небо светлело, снимая ночное манто..." - мне кажется, неудачная мысль. Задумался - негритянка, снимая ночное манто, светлела.
"Заботливо лодку баюкали руки волны..." - одна настырная озерная волна вцепилась в лодку и баюкает ее. А где остальные волны? И откуда у волны руки растут?
"Заботливо лодку баюкали руки волны,
что нежным котёнком потёршись о камни прибрежные,
сбежала в восход, чтобы цвет хоть на миг изменить." - Во-первых, волна баюкает или сбежала? Тут или-или. Во-вторых, "сбежала в восход" - сомнительная задумка.

Итак,
шорт:

8. Маша и медведь. Жмурки. +5
9. Хамелеон +5
11. Стикс +7
12. Бабушка +5
16. Сентябрьский этюд +3
17. Жить – это просто +7
25. Дядя Коля +3
26. Невыносимая лёгкость бытия +5
29. Koterina. Сколько ляжет ещё дорог...+3

антишорт:
24. быть половодью: - "отопри плотину"


Лев_Визен

На конкурс были представлены три десятка работ. Все работы, несмотря на некоторые отмеченные (субъективно) погрешности свидетельствуют о высоком общем уровне конкурсантов и авторов сайта в целом.
*
№1 - Рассветное

Читал автора впервые и, чтобы получить верное представление об уровне его работ, зашел на страничку.
Общее впечатление - хорошее. Автор умеет находить образы, его катрены сложены ровно и прочно, рифмы не заезжены, размер работ хорошо соответствует их темам, а мелодичность стихов заслуживает отдельного упоминания.
О работе в целом:
Интересные рифмы, чистая мелодичность, образность - плюсы.
По строчкам:
Пунктуация во второй строке нелогична, неточна. Возможно, было бы правильнее не ставить зпт после "будто".
- "...Гнал белых зверюшек... и небо светлело..." - не стало БЕЛЫХ зверюшек и небо посветлело?
-"...Снимая ночное манто..." - манто из зверюшек?
-"...Туман над заливом молочные шторы развешивал..." - И перистые, и кучевые белые облака присутствуют в небе только при хорошей, ясной погоде. Утренний туман в такие ясные дни - не "молочные шторы", а тонкая и низко стелющаяся над водой дымка, кот. исчезает с восходом. Т.о., если белые зверюшки - погода хорошая и штор тумана нет.
-"Заботливо лодку баюкали руки волны,
что нежным котёнком потёршись о камни прибрежные,
сбежала в восход, чтобы цвет хоть на миг изменить."
-"Руки волны" баюкают лодку - но разве в стихе говорится о закате и отходе ко сну? На рассвете лодку нужно, наверное, не баюкать, а будить, начинается день, пора в море, рыбу ловить или людей перевозить, не так ли?
- "нежным котёнком потершись"- волны находят, накатываются на берег, плещут на него и - откатываются, никогда не оставаясь в некоем мурлыкании у береговых камней. Образ нежного котёнка мил и привлекателен (кто ж котят не любит), но натуре волн не очень-то соотвентствует.
- волна "...сбежала в восход..." т.е. к горизонту, где встает "застенчивое" солнце. Сбежала - и уже оттуда руками лодку качает. Длинные, однако, у неё руки. Аномалия какая-то на фоне идиллического рассвета. Тайны моря.
- "...чтобы цвет хоть на миг изменить..." - чей? Свой? Или рассвета?
Если свой - то зачем? Волны и так меняют цвет постоянно в течение дня, еще Айвазовский говорил,что "трудно цвет волны поймать".
А если она решила хоть на миг изменить цвет восхода - так такого просто быть не может, волна на цвет солнечных лучей повлиять не может.
Стихотворение, ИМХО, неокончено или недоредактировано. А жаль. Не сомневаюсь, что если бы автор не поторопился, мы увидели бы сверкающую морскую жемчужинку.
Два балла.

№2 - Сколько ляжет ещё дорог

Энергетика стихотворения прямо-таки зашкаливает. Но опять, как и в предыдущей работе, видны признаки авторской торопливости, недошлифовки.
По строчкам:
- "...Сколько ляжет ещё дорог – перепутанных, неслучайных?.." -
но если перепутанность - хаотична, то неслучайность - логична и предопределённа. Почему взаимоисключающие эпитеты - рядом?
-"...Сколько выдохнет нам тепла, бормоча, полусонный чайник..." - мне показалась странной эта детальность в стихе, построенном на обобщенных понятиях. Дороги, дома, ЛГ бредёт, почти летит параллельно потоку ночных теней, ложь калечит его, молва гудит, моралисты бредят. И среди этого апокалипсиса - полусонный чайник. Как стреляет это ружьё? Протест? Тоска по быту, о кот. разбивается любовная лодка?
- "...Сколько выпадет нам брести – полем, склоном, оврагом..." А разве у оврагов склонов нет? А если есть, почему в стихотворении они от оврагов отделены? Или автор имел в виду каки-то другие склоны? Зрительного повтора нет, но есть смысловой. Нихт гут.
- "...Сколько ехать, почти лететь..." - так ехать или лететь?
Если лететь - о тормозах разговор не идёт. Самолеты замедляют полёт закрылками и реверсом двигателей.
Если автор имел в виду быструю езду, кот. почти как полет, то у меня другой вопрос: как может езда стать полетом, если светофор переменчив и, т.о., не даёт зелёной волны?
- Но! Автор-то из тех, кто может (!!!) и в стихе есть сверкалочка:
"...Переменчивый светофор замигает приблудным бесом..."
Великолепная строка. В этой строке сказки-присказки - и красота, и намёк, выливающийся за ее пределы.
Если автор смог написать такую строку - торопливость и небрежность ему тем более не простительны...
- "...Сколько пыли подарит ветер..." - пыль - подарок?
- "...Сколько будет внезапных ям, фонарей..." - внезапный фонарь?
Как может быть "внезапным" предмет, свет от которого освещает пространство и виден издалека?
- "...Сколько падать в провалы дней – гулких, тёмных, чужих, реальных?"
- Почему ЛГ должен падать в провалы ЧУЖИХ дней?
И, к тому же, реальных?" У него своих дней нет? Или они у него НЕРЕАЛЬНЫЕ? Ребус, однако.
- "...Сколько верить в небрежность строк, числа, неба хмельную муть…" Т.е. верить "в небрежность строк"? И "в небрежность... числа"? И в "небрежность... неба? Почему "хмельная муть неба"? Кто перебрал - автор, ангелы или отворяющий Врата Рая апостол Петр?
Думаю, здесь видна небрежность не "строк, числа и неба", а самого автора.
- "...Сердце, бившееся птенцом, стало тверже стекла и стали..."
ОК, как видим, стекло-стальное сердце ЛГ уже не бьётся. Это, конечно, многое читателю объясняет. К тому же, хрупкое стекло - не лучший сердечный материал. И не очень-то и твёрдый - может быть поцарапан дамской булавкой.
- "...Память, выжженная, как степь, не привязана ни к чему."
А как же вся начинка стиха - чайник и больная трава, поток ночых теней и бьющие ветки? Разве они не хранились в памяти ЛГ и, т.о., послужили основой стиха?
Два балла. Sorry, my dear lady.

#3 - Израильский август

Крепко сколоченное, с мужскими интонациями (существуют, мне кажется, такие) стихотворение.
И - на серьезную общечеловеческую тему.
Помню, моя корреспондентская дорога завернула в 90-х в Израиль и однажды я привёл двух милых и наивных ООН-овцев на частную экскурсию в наше Православное Подворье в Иерусалиме. Там с нами беседовал Отец Пётр - он попросил называть его именно так.
После рассказа о Святынях пошли взаимные осторожные расспросы - мы спрашивали о Иерусалиме и Церкви, отец Пётр - о Загорской Лавре и городе Саратове. Возможно, он был из Саратова родом. Уже перед концом беседы, чёрт дернул меня за язык и я поинтересовался - а кладёт ли Отец Пётр записки в Стену?
- Да. - просто и ясно ответил он. - Это же письма НАШЕМУ БОГУ.
По строчкам:
- "...Это, видимо, критические дни
У кого-то в лабиринтах высших сфер." - улыбают эти строки. На месте и во время, как бы очеловечивая "высшие сферы".
- "...Но историю положено хранить
В постоянстве окружающей среды." - а в непостоянстве? Прошли дни-годы-столетия, ружнули империи, сместились камни и что - историю уже не храним? Впрочем, м.б. и есть что-то в этом пожелании "постоянства" - слишком уж часто люди историю переписывают.
- "...В оглушающем безмолвии камней,
В голосах тысячелетней тишины..." - По отдельности эти строки непогрешимы. Но в тесном соседстве? Не диссонируют ли голоса с безмолвием?
- "...Где руками прикоснуться можно к ней" - чисто технич. придирка: безмолвие и голоса - множественны. А "прикоснуться к НЕЙ" - нет. Еще бы пару минут потратить на эту работу...
- "...И о чём-то очень личном, между строк.
Покороче. Он не любит суеты..." - блеск.
Четыре балла.

№4 - Дорога в небеса

Небольшая по размеру работа на большую тему.
Две находки:
- "...Устремляется взгляд на пунктир журавлиного клина,
Пролетел вертолёт по своим винтокрылым делам..."
Очень к месту "пунктир", ненавязчиво, без ненужных стенаний, акцентирующий прерывистость, конечность всего земного.
А вторая строка, с её "винтокрылыми делами", свежа и вкусна.
- "...Там и дед, и отец, там сосед, одноклассник и брат...
Так прими их, Господь, и позволь до земли поклониться
Бесконечной колонне ушедших на небо солдат..." - спасибо, автор.
+5

№5 - Невыносимая лёгкость...

Ух ты! Всё самое "модное" имеет место быть: и средневековье, и кистепёрые, и бульки, и метание икры (и не как нибудь, а "зарывшись в ил", представляю, как взвоют акушеры из Родильного дома им. Грауэрмана!).
И что? И ничего. Прошу прощения, но ваш покорный слуга не понял к чему было это словометание.
А рифмы - хороши. Автор, опять-таки, из тех, кто "может".
***
На моё счастье, в стихотворении есть слова:
-"...запутал меня совсем."
И мне не надо осторожничать со словами, можно просто процитировать автора.
По строчкам:
- ЛГ выбирает слова и сказки про фей и дураков, но, не потеряв ни буквы, умираает на дне бессловесным.
- "...Сказок о добрых феях, где дураков
Нянчит какой-нибудь правильный имярек." - Сказки о феях, в кот. главные действующие лица - дураки и имяреки?
- "...
И, задохнувшись, сам выбираешь дно,
Где и замрёшь, бессловесный, без снов и чувств."
- "Грузишь в арбу"? "В арбу"? Действие происходит на востоке, в Азии? В стихе ни слова о географии и
- "...Грузишь в арбу легко непосильный груз"?
"Грузишь легко" или "легко непосильный"? "Казнить нельзя помиловать"?
- "...То вдруг пугаешь смертью, скажи, зачем..." - Бг, охраняющий, берегущий и всеппрощающий - "пугает смертью"?
- "Я понимаю, что я лишь твой мелкий дождь,
Даже не дождь, а капелька от дождя.
Так для чего ж ты нас грешных на землю льёшь
Невыносимой лёгкостью бытия?"
Опять "красивая красота раскрасивилась", уж простите меня. Переживём превращение ЛГ/автора в капельку.
Но как пережить "пролитие" нас, грешных, "невыносимой легкостью бытия"?
Опять же, рифмы хороши, ИМХО.
-5 баллов

№ 7 - Дядя Коля

Где-то читал, что "зарисовочные стихи" - не есть хорошо. Несогласен. Не есть хорошо нехорошие "зарисовочные стихи".
Хорош или плох стих "Дядя Коля"?
Тема - огромна. Россия спивается, мы все тому свидетели. Почему?
Мы все знаем ответ.
Говорит ли стих об этом ответе? Нет.
Поднимает ли стих больную тему? Да.
По строчкам:
- "...Что снял ему приёмный сын-банкир..." – откуда взялся. зачем он здесь и, если уж и появился, почему он такая сволочь?
- "...Окно с решёткой смотрит на Макдональдс..." - ОК. решётка - знамение времени, а как "стреляет ружьё" в виде Макдональдса?
- "...И по течению вина плывёт..." - "по течению вина"? А не по течению его грёбаной жизни?
- "...Он сам себе противен", но - "Он самых честных правил, хоть и пьянь". - так одно или другое? М.б. противен временами, когда с белочкой якшается, а когда "самых честных правил" - не противен?
- "...Когда же прихожу к нему я в гости
С бутылкой водки или коньяка..."
"...когда в бутылке так же пусто,
Как и у нас в сердцах..." - ни фига себе, ЛГ автопортретик.
А мастерский приём всё же присутствует, автор, без сомнения, "может" - НЕТ рифм.
Здесь - именно так и должно было быть. Не рифмуется такая жизнь.
Три балла.

№ 8 - Быть половодью...

Интереснейшее стихотворение, кровоточащее от авторского невнимания к силе препинаков.
Владение словом, умение выстраивать образный ряд очевидны. Ритм не пропал, не утонул в нарочитой бесконечности строк.
По строчкам:
- "Свисая шкурой - выставлен усталым..." - убивает неожиданностью и хулиганским сюром.
- "...первоцвет ковылий, кобыльим эхом у семи ветров не растеряю..." - звучит вкусно и... инопланетно. А, м.б., я просто стар для "кобыльего эха".
- "...миров домашних где школярный глобус меридиан меняет на герань..." - вау, как вопят теперь на подмостках. Меридиан - на герань. По мне - так здорово!
- "...обласканный нескушьем, под покрывалом теплых нужных слов - со старой книжкой - тихий и послушный тик-таку механических часов..." - очень и очень.
- "...обереги, - не разрешай дилеммы: коротких-циферблатов, быстрых гирь..." - мастерская игра звуками и противопоставлениями.
- "...ладонь узка, - путь не содержит линий..." - Блеск, если закрыть глаза на синтаксис.
- "...развешан на кактусе шести координат"- !!!
А теперь - про то, что, ИМХО, "не в ту степь":
- "...где желтому ребру был избран счет от площади восстаний.
копытами стучать по серебру..." - ??? Перечитайте "то", выдранное из контекста. Простучите копытами до смысла-серебра. Я - всё ещё стучу.
- "...вчерашний я - приветным словом траву что нить тянувший сквозь асфальт,
навстречу ветру, - щедро поцелован апрелем, что он братом называл..." - Что-что???
- "...отсчетом аллегорий и метафор, - кретин, влюбленный в разности полов
(по точке игрек - жалкий реформатор - гипотенуз любовник типовой)..." - ...........
- "...шмелем голодным сладостный пирог -
жрал по-сто блюд не зная перемены, копил собой зависимых рабов.
шкалой без стрелок, - словно за бесценок, - парил гадал и плакал на "любовь"..." - Ау, автор! Куда смотрел, почему "парил...шкалой без стрелок"?
- И последнее - "...в ход барабанной дроби мостовой , -
искря копытом лошади - с повинной спешу к тебе в себя "цок-цок-цок -цок".
Как подвести итог?
Стихотворение останавливает. Интереснейшие созвучия, неожиданные, неординарные образы и повороты.
И - невозвратные потери по причине забвения препинаков.
Четыре балла (один из четырёх - аванс на будущее).

№ 9 - Нелюбимая

Он ушёл, она осталась. Ничто не ново под луною.
По строчкам:
- "...На отречение тепла не выменять..." - а на что можно? На приворот? И как это - выменивать тепло любви?
-"... но коль всего превыше ценишь волю..." - в отношениях он ценит не любовь, а волю? Не понял. Старомоден я, наверное.
- "...Я не хочу в тебе гнездиться болью..." - а можно гнездиться радостью или счастьем?
- "...Увы, она (т.е.любовь ЛГ) не насморк - не проходит." - Ничего себе, сравнение. Если пойти по этой дорожке, то поцелуи - микробы?
- "...Твоим я отреченьем покалечена,
но хорошо - на жизнь, а не на вечность." - покалечена "хорошо"?
- "...заноза ни к чему - из сердца вынь меня." - А. всего-то делов,оказывается - заноза.
Остался всё тот же привкус недоделанности стихотворения и подбора "рифм ради рифмы" - волю-болью, Бимом-нелюбимой.
Искренне сочувствуя опечаленному ЛГ - два балла.

№ 10 - Чувства танцуют танго...

Во-первых - элегантность "3-1" рифм.
Во-вторых - находки, как, например, "ливней-сплинно".
В-третьих - музыкальность всего стихотворения в целом.
Приятности:
- "...Мёрзнет земной покров, превращаясь в камень."
- "...Кружится жёлтый лист, на судьбу похожий..."
- "...Жизни дорога - ребус на тему "счастье".
Спотыкалочки:
- "...Птицы летят на юг аккуратным клином, крыльями режут белые облака...", "Птицы, курлыча, тают за облаками..." - уже много раз летели, резали и таяли.
- "...Ветер - пьяный лабух..." - "лабух" - резанул. По месту ли?
- "...Мой телефон молчит... Он тебе подвластен. Так же, как сердце, что потеряла я..." - Что-то похожее попадалось. Уникальность нашего личного, часто выглядит униформой в печати.
Четыре балла.

№ 11 - Чёрный квадрат

Это уж точно - "Черный квадрат" вовсе не черный и совсем не квадратный. Вещь в себе и не для каждого.
Но всё же - три балла. За храбрость, скорее всего. Не за "жрёшь".

№ 12 - Обитаемый остров

Ещё одна "зарисовочная" работа. Подкупают и выбор темы, и авторская позиция.
Катрены неровны, какие-то написаны сильнее других, но в целом - три балла.

№ 13 - Принцесса Лето

Ритм и музыкальность - хороши.
Образность - уязвима.
Синтаксис - слаб.
- "...С изумрудами на запястьях." - Точка в конце строки? Намеренно?
- "...Танцевала под песни скрипок
Симфонических кузнецов..." - песни скрипок? Или, всё же, песни игравших на скрипках "кузнецов"? И что это за "симфонические кузнецы"? Если есть симфонические, значит, есть и вокальные, и хоровые, и танго-рок-энд-ролловые. Не так ли?
- "... Расписала узор улыбок,
Пряча в травах своё лицо." - как можно "расписать узор улыбок", если лицо спрятано?
- "...На исходе горели свечи..." - на исходе чего? В стихе об этом ни слова.
- "... Сквозь лохмотья темнели плечи..." - можно догадываться, что же хотел сказать автор, но разве это сентиментальное стихо - ребус из дамского журнала?
- "... Обернулась она цесаркой,
И замёрзла под корнем дуба..." - Стоп. Это - про "звон, неизвестно, где он". Почему вдруг "цесаркой"? Чем обусловлена такая избирательность? По тексту - ничем, кроме занятной, вроде бы, рифмы.
Дикие цесарки живут не везде, а только в определённых лесостепных территориях. Авторские дубы и берёзы вполне возможны в лесостепи, но вот замерзнуть "под корнем дуба" цесарка не может, т.к. забраться "под корень" у неё не получится. Эти птицы не только не роют ям или нор в земле, но даже свои гнезда в траве строят кое-как и, бывает, откладывают яйца в гнезда "соседок".
- "...Рвался стоном ветров баян." - Один на всех? Бедные ветры.
Два балла.

№ 14 - Летний квас

Обещающее название, необычное исполнение.
Рад был бы не заметить надуманность образов, но - был вынужден заметить.
- "...Вином /вольно изложенным ноктюрном одуванчиков/ ли
испить лето?" - скопировал строку, как она есть. И - не врубился.
Можно ли "изложить ноктюрн"? Не уверен.
- "... Разве чуть - чтобы скисли мечты..." - весь сыр-бор, как видим, был заварен, чтобы СКИСЛИ МЕЧТЫ"? Увольте меня от такого скисания.
- "...А вот и квас /клокочущий верлибр авторского стихоброжения/!".....
Спасибо. Не надо. Мне и так хорошо.
-5 баллов.
А ведь и этот автор - может!

№ 15 - Жить – это просто

И оценивать такое очень человеческое стихо просто тоже: +5

№ 16 - Сентябрьский этюд

Приятная, чисто написанная миниатюра, освежающая вечную тему.
Три балла.

№ 17 - Село Гостилицы

Непонятно, что же хотел сказать автор этой зарисовкой.
- "...На охоте в поместном зверинце
Скакуна запуская в аллюр,
Подражала тому, как на принцев
Мог охотиться с неба амур." - прошу прощения, но я не могу высоко оценить "аллюр скакуна в поместном зверинце".
-5 баллов.

№ 18 - Пылинки
Три балла.

№ 19 - Оборотень

Звёзды воскресли, все на месте - и амальгама, и волк, и кровавая месса. Рифмы - ОК. Рад бы не судить, такое - точно не моё.
Три балла. Дипломатично.

№ 20 - Бабушка

Два балла.

№21 - Стикс

Могучее, необычное стихо.
Но - откуда и зачем приблудились к окаменевшему пике коты и крыши?
Веселье - устроено Стиксом?
И в паре строк - странное пренебрежение синтаксисом.
+5

№ 22 - Грешный автобус

Даже длинные строки - на месте. Дорога-то длинна...
Три балла.

№ 23 - а пуркуа бы не па?

Милая, чисто написанная работа. И рад бы к чему-то прицепиться, но не к чему. Все ОК.
Три балла.

№ 24 - Маша и медведь. Жмурки.

Еще одна приятная и чисто написанная работа. Всё на месте, аффтар жжёт.
Три балла.

№ 25 - Нам не дано предугадать

Хорошее стихотворение, был рад прочесть.
Но - упал с "ходулей".
Четыре балла.

№ 26 - Отпустит золото оклада

- "...Отпустит золото оклада... " - где, когда, почему?
- "...Перед дождями..." - а синь после дождей не в счёт?
- "...Следы засыпят листопады." - точно точка?
- "...Что раздавала до кусочка,
Что понапрасну обещала,
Что извинялась каждой строчкой..." - дама - "что"?
Три балла.

№ 27 - Чёрный вестник

Как то, не то в 60-м, не то в 61-м Михаил Светлов, добравшийся до ресторана ЦДЛ из своего Камергерского переулка, пошутил, прочитав чьи-то подсунутые ему стихи - "закрут, накрут, ботинки жмут". Да не рассердится на меня автор за это воспоминание.
Закрут-накрут жив и здравствует. А "измучив" и "бесаме мучо" (правильно - с одним "с", от besame) - удачная рифма!
Три балла.

№ 28 - Памяти О.М.

Традиционно-памятное. Спасибо.
Три балла.

№ 29 - Когда умирает бездомный пёс...

Хорошо.
Четыре балла.

№ 30 - Пиратское

"Историческая" зарисовка. Все, вроде бы, на месте, и попугай, и Декамерон, и помойное ведро.
Но - египетскими каратами измерялся объём (и кое-когда и сейчас измеряется) а не высота.
И потому - два балла.

№ 31 - Тихо, тихо...

Ой. Суицид. Чуть не испугался.
У меня так другое motto: Surrender is not an option.
Но хозяин - барин, автору виднее, о чем писать.
По строчкам:
- "...Кровь из вен сочится,
Боль сочится вместе с ней..." - значит, с истечением крови и боль "истекает", затухает, не так ли? А в след. катренах - нагнетание боли.
- "...Суицид со мной случился..." - случился? Самоубийство - случилось?
- "... В комнате-геенне катавасия теней..." - но геена-то - огненная. Как в ней могут оказаться тени?
- "...А в груди сердце бьётся с тишиной..." - как это?
А вот последние строки - касание мастера:
- "...Боже мой,
Если б я умел молиться,
Может, вышел бы жи..."
Три балла.

----------------------------------------------------------------------

SHORT LIST:
№ 4 - Дорога в небеса +5
№ 15 - Жить - это просто +5
№ 21 - Стикс +5

---------------------------------------------

ANTI-SHORT:
- №26 - *** (Это твоя проблема...) -5
- № 14 - Летний квас -5
- № 17 - Село Гостилицы -5


Старший_сержант_Тузиков

ШОРТ

Чем больше читаю стихотворений, тем сильнее начинаю любить время, в котором мы живём. Во-первых, оторвавшись от классики, современные авторы практически перестали ставить ударения куда попало, что вкупе с ликвидацией безграмотности стало отличительной чертой окультуренного населения. Наверное, только в нашей армейской стенгазете ещё можно встретить стихи, открывающие перед читателями внутреннюю силу солдата-первогодка: -

Я вчерашний пережИтух –
появлён от двух повИтух».

Во-вторых, пропали любимые школьными учителями серебряновечные рифмы, типа, орошение-подношение, скоротечно-бессердечно и т. д. Честно говоря, наблюдать за малознакомой ротой из окон своей каптёрки доставляет некоторое неудобство, но разочаровываться пока нет никаких причин.
Третье: судя по этому конкурсу, в основном стали писать проще и короче. Длинная строка ещё встречается, но её количество уже гораздо меньше пунктов в Уставе гарнизонной службы. Как любит повторять наш ротный, говорить нужно коротко, иначе не останется времени на любовь к Родине.
Если руководствоваться конкретными военными принципами, то восьмёрку лучших, пусть и с некоторым трудом, удалось выбрать с первого раза.


9. Хамелеон

Ещё полковой замполит замечал: - Эпиграф представляет собой семантически законченную и синтаксически оформленную мысль.
Ключевое здесь – последние три слова. В данном случае взятая в качестве эпиграфа фраза и туманна, и отрывочна. Обычно так говорят люди преклонного возраста, страдающие известным нейродегенеративным заболеванием. Если отталкиваться от сути эпиграфа, стих должен быть примерно такого содержания:
Говоришь мне – чернила- короче. Чтобы я не просила – семицветик ранит. В час тридцать привоз, грелка сдулась. Секстет. Трали-вали.
Тем не менее, сам стишок мне понравился ясностью изложения, и кабы не феникс, несколько схожий со жвачкой ли, Мадридом или Бабаяном, было бы совсем замечательно.
+3 баллов

8. Маша и медведь. Жмурки.

Ещё не так давно «Маша и медведь» был мой самый любимый мультик, а «Жмурки» - самая близкая дворовая игра. И так здорово благодаря стихотворению унестись обратно на несколько лет назад!
+3

12. Бабушка

Картинка, конечно же, весьма жизненная. «Ходит прямо, глядит косо… режет на полосы» - запоминается своей афористичностью. Представляется бабуся, учитывая возраст внука, лет восьмидесяти, которая, очевидно, чтобы не забыть его имя, называет любимого гостя по взрослому, а возможную родню – Леночкой. Кому, как не ей, не знать, что именно в 24 следует начинать свою трудовую жизнь? Разве может быть иначе? Вот и я о том же.

21. Чёрный квадрат

Самое запоминающееся. И всё же рискну предположить, что для шампура поэтической речи любая красивость слишком ущербна по определению, а упоминание интернета не может являться пищевой добавкой к пожиранию поэзии.
+3

2. Пиратское

Признаться, многие военнослужащие с превеликим удовольствием любят побиться в игрушки. Но вряд ли кто-то из них (нас) способен умозаключить, что высота волны измеряется её объёмом. Это в принципе возможно, но условие простое – волна должна быть плоской.
+3

1. Тихо, тихо...
2.
И здесь местами зачётно, несмотря на нехватку пары слогов и бормочущего Леннона, чудом, видимо, попавшего в загробный переплёт. Небеса в комнате по ходу чтения стали мерещиться и мне. Некстати приблудивший Цой помог и с окурком, и с ответом на вопрос, для чего это всё написано.

+3
18. Летний квас

Хоть и не люблю я верлибры, но уже за одну первую строку можно набраться терпения и дочитать весь текст до конца, чтобы с последней фразой получить удовольствие от прочитанного.
+3

И напоследок:

17. Жить – это просто

Будто бы что-то военное. Будто бы.
+3

АНТИШОРТ

11. Стикс – вечная галиматья на вечную тему, дающая лишний повод искренне улыбнуться предполагаемой многозначительности сказанного.
-7

25. Дядя Коля.

Ну, вот не тронуло. Чего-то не хватило, чего-то как будто чрезмерно. Тема явно не повышает настроение.
-3


Лейда Цехиева

На объективность ни в коем разе не претендую, поэтому все мои комментарии – это частное мнение любителя поэзии. Если оно (мнение) кого-нибудь глубоко заденет, прошу прощения.

ШОРТ

2. Пиратское +5

Реалии современный жизни, где виртуальность перетекает в реал и наоборот. Попробуй тут установить шкалу ценностей)

«...смеются жители двора. Прищуришься хитро
и гордо бросишь их слова в помойное ведро.»

Какая здесь хорошая наводка на продуктивные поведенческие реакции! Взяла на заметку)
Интересное стихотворение. Спасибо!

8. Маша и медведь. Жмурки. +5

Стихотворение, дающее читателю, особенно женщине, простор для ассоциаций.
Близкое мироощущение.
Стройный текст, приятная мелодика.
Спасибо!

9. Хамелеон +7

Остроумная и неожиданная развязка. Наткнёшься иногда на подобное стихотворение, и потом полдня загадочно улыбаешься, а люди смотрят и, наверное, думают: «Вот больная!» Ага, больная от таких поэтических вывертов. Спасибо автору)

13. Оборотень +3

Сложно сказать что-то новое в теме об оборотнях и вампирах, но вот эта квинтэссенция делает работу оригинальной и вызывающей эмоциональный отклик:
Если б кто-нибудь пулю
Мне в сердце вогнал,
Я бы сердцем разорванным
Пулю ту нежил…

На этом можно было поставить точку. Без последующих строк она была бы весьма весомой.

Из недостатков, на мой взгляд:

«Жил как и не жил» – фонетически неудачная конструкция.
«Не-птица и не-человек» – не понятны дефисы здесь.
«Видишь? Ангел на бреющем
Мчится на помощь» – потерянный «полёт» похож на стилистическую небрежность.

14. Пылинки +5

Автор поработал словом, словно камерой. Очень зримое стихотворение. Вроде ничего особенного, но эстетическое удовольствие налицо. Спасибо.

29. Сколько ляжет ещё дорог... +5

Приходят моменты, когда накопившиеся вопросы прорывают пелену недоумения и страха и превращаются в этакую черту, подводящую итог определённого жизненного периода. Так, наверное, опыт трансформируется в мудрость, и дело только в цене, она иногда бывает завышенной. Спасибо за вызов сопереживания.
Количество перечислений чуть напрягает)

АНТИШОРТ

20. Обитаемый остров -5

Излишний пафос и морализаторство, как правило, чужды хорошей поэзии. К тому же, когда автор высказывается от имени всего человечества, не каждый читатель с этим согласится. И поскольку я тоже хомо сапиенс, позволю заметить, что при всех своих недостатках и грехах, я себя не стыжусь. Более того, никогда бы себе не позволила назвать больного человека идиотом, учитывая, что из медицинского термина это слово превратилось в оскорбительный ярлык. Это по содержанию.

По форме:

«Снобизм наш – их не миновал.
А вышки – были им в реале…
их – в крематориях сжигали…
их – в пропасти с высоких скал…»

Незаконченные предложения в прозе, как правило, задумка автора. В поэзии незаконченность часто выдаёт неспособность автора уложиться в размер.

«А он прогрессор! – так и есть:
он учит, с острова выводит…
Но здесь толпа стоит на входе:
мы ждём их – не с цветами! – здесь.»

Какая толпа? Зачем толпа? У людей других забот нет?

Аборты, каждый наш отказ,
отсутствие любви, заботы –
всё помним и, себя стыдясь,
им адресуем: "идиоты".

Отказ от кого, от чего? В одном ряду с абортами, отсутствием любви и заботы, «отказ» без расшифровки можно отнести к амфиболии. Очень двусмысленно.

Вот такое впечатление. Увы.

21. Чёрный квадрат -3

Первая ассоциация: плакат «Ты записался в добровольцы?» Плакатная патетика в поэзии – дело вкуса, наверное. Для меня эта работа похожа на неудачный стёб.

25. Дядя Коля -3

Стихотворение отталкивает голой реальностью и нехудожественностью. Сюжет горький, но банальный. В стихотворении не хватает характерности главного героя (кроме честных правил). Известны только анкетные данные. Но должно же быть что-то ярко индивидуальное, такое, что придаст дяде Коле особый статус. Тогда читателю образ не только запомнится, но, кроме мимолётного сочувствия, вызовет ещё и восхищение, достойное каждого человека за свою неповторимость.
Опубликовано: 23/09/15, 19:05 | Просмотров: 2093 | Комментариев: 28
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Сергею_Черскову
Грамота.ру
засыпать, -плю, -плет, -плют и -пет, -пят, сов.
Ольга_Альтовская  (25/09/15 16:05)    


Мы просто читаем разные словари.)
Сергей_Черсков  (25/09/15 23:33)    


Спасибо жюри за проделанную работу.
Лейда, огромное спасибо за шорт.
Сергей, пылинки, которые превращаются в бабочек - это волшебство, увиденное ребенком, а не алкогольный глюк. Вот если бы был глюк, то я бы, как и ты, испугалась.
Елена_Тютина  (24/09/15 21:31)    


Что за намеки, я не алкаш.)
Сергей_Черсков  (24/09/15 23:47)    


Вам спасибо, Лена, за хорошие стихи) Удачи!
Лейда_Цехиева  (25/09/15 10:50)    


Добрый день, уважаемые члены жюри!
Прочла обзоры по своему стиху, могу сказать, что иного и не ждала)
Спасибо за вашу работу)
Знаю, что образы, практически всегда, спорны, и вы это еще раз подтвердили)
Не ради спора, а дабы показать несостоятельность некоторых утверждений, выборочно коснусь их.

Сергею Черскову

1. « ничего себе девчонка, подобно которой раскраснелось светило!!! Наверное, с баньки или наоборот - с мороза. Но все равно, мне кажется, колор обычных девичьих щек будет недостаточно красен.»

Уверяю вас, что рассвет, как и закат, неодинаковы ежедневно. Он может иметь разную цветовую гамму и насыщенность – от бледно розового, практически - до бордо)

2. «"гнал" - куда гнал?»

Когда ветер дует, вы всегда пишите – куда он дует (к примеру: на юг, на запад)?

3. «"И небо светлело, снимая ночное манто..." - мне кажется, неудачная мысль. Задумался - негритянка, снимая ночное манто, светлела.»

Я даже не поняла, что вы имели в виду… Рассвет. Восходит солнце, уходит темнота, небо светлеет – все ясно! Какая негритянка?)))))))

4. «И откуда у волны руки растут?»

Это всего лишь образ, а откуда у солнца глаза, когда пишут, что оно смотрит ( тут массу примеров можно привести)

Льву Визену

1. "...Гнал белых зверюшек... и небо светлело..." - не стало БЕЛЫХ зверюшек и небо посветлело?-"...Снимая ночное манто..." - манто из зверюшек?

Как видите, это два разных предложения, поэтому небо светлело, поскольку вставало солнце и уходила темнота ночи, а зверюшки тут ни при чем))))

2. "...Туман над заливом молочные шторы развешивал..." - И перистые, и кучевые белые облака присутствуют в небе только при хорошей, ясной погоде. Утренний туман в такие ясные дни - не "молочные шторы", а тонкая и низко стелющаяся над водой дымка, кот. исчезает с восходом. Т.о., если белые зверюшки - погода хорошая и штор тумана нет.»

Я не знаток всего того, о чем вы так интересно рассказали, писала с натуры, как было, так и написала)))наверно и у природы бывают исключения из правил...)))

3. "Руки волны" баюкают лодку - но разве в стихе говорится о закате и отходе ко сну? На рассвете лодку нужно, наверное, не баюкать, а будить, начинается день, пора в море, рыбу ловить или людей перевозить, не так ли?»

А когда слишком рано просыпается ребенок, мать разве не пытается его убаюкать, чтобы он еще поспал? И вообще, я бы не соотносила этот образ со временем суток, баюкать можно в любое время, это лишь образ)))

Могла бы поболтать тут ещё, но нет времени, спасибо)
smile
Марина_Лантана  (24/09/15 16:54)    


Марина, ну раз у Вас нет времени, то я не буду Вас отвлекать.)
Сергей_Черсков  (24/09/15 19:52)    


Ага, руки волны меня тоже в ступор вогнали. Образ не совсем удачный)
Лейда_Цехиева  (25/09/15 10:54)    


Не, я не буду спорить тоже) но, выскажусь!) А то у нас и так повелось...проходит конкурс...призёры поздравят друг друг друга, да и то не всегда ...и тишина, хотя раньше это считалось моветоном.
Этот конкурс мне интересен тем, что в последующих разборах, можно иногда услышать мнение человека который тебя заинтересовал или интересен)
да, на этом конкурсе был такой товарищ, подопытный - Черсков С) Стихи у него интересные были, читал)
Не, ну как бы всё нормально, но меня немного удивил настойчивый поиск рифм, типа: ""мир-ним" - рифма, конечно, но слабая. " так и хочется спросить: а что, слабая рифма обязательно должна дискредитировать стишок? Да не дай бог стишки все будут состоять из сильных рифм) Да и вообще не думаю, что рифма должна подлежать критики, если только это обсуждение не в рамках ученической работы. Имхо.)
По победителям, "Стикс" - отменный стих. А вот стих Полины, простите Полина, но он один из худших ваших, у вас няня какая-то странная, то она молча глядит куда-то, то глядит она в этот сорок второй, и до сих пор она не знает где же этот Севастополь - не верю, если бы хотела знать кто-нибудь давно показал бы. Магия простых строчек на больную тему, нее, слабый стих, имхо конечно сто раз.
По моему стишку. Сергей, здесь немного не так, это типа два взгляда, первый стишок, просто взгляд на последнего человека на Земле, второй это разговор уже из глубины этой невыносимой лёгкости)
вот как-то так, никого не хотел обидеть, так как прекрасно понимаю, что моё мнение это далеко не истина, а просто мнение и ничего кроме мнения) - чес. слово.
Апофис  (24/09/15 16:15)    


Апофис, дело не в какой-то одной конкретной рифме, а в пренебрежительном отношении к ним вообще. Это не дискредитирует стишок, иначе бы я там не распинался бы), а просто делает его уязвимым. Врага нельзя недооценивать.)

А Вы уже мастер что ль, что нельзя с Вами про рифмы заикнуться?
Сергей_Черсков  (24/09/15 18:32)    


А, вы?) Нет, я думаю просто, что у каждого из пишущих через определённый промежуток времени начинает вызывать удивление направленное обострённое внимание к рифмам. Уверен, что вы это тоже испытали. Рифма всё-таки инструмент индивидуальный и в немалой степени зависит от личностного рифменного ожидания. Для начинающего отклонение от точных рифм вызывает отторжение сразу, но чем больше он знакомится со стишками других и видит точнее начинает слышать, что точные рифмы это ещё не всё, и тогда у него круг рифменного ожидание(готовности искать созвучия) расширяется, ну...или не расширяется.)
Я не настаиваю на своих мыслях, но вот как-то так они у меня сформировались и кажутся правильными.)
А со мной, Сергей, можно про рифму заикаться) хотя, ну я выше вроде бы попытался объяснить, что думаю про это)
Апофис  (24/09/15 18:47)    


Что Вы от меня хотите?)) Я написал о пренебрежении к рифмам, как о подмеченном мной явлении в Вашей работе, как о сознательном шаге. Причем, понимая уровень автора, отметил - "Там и других таких хватает. Но, думаю, автор и так все прекрасно понимает, незачем перечислять."

Но самое главное - я сразу вверху написал, что все мною написанное - лишь мои измышления. Я могу и ошибаться. Но что поделать, если после прочтения Вашего стихотворения так мне показалось. Переписать что ль обзор?))
Сергей_Черсков  (24/09/15 19:02)    


Сергей, да ладно вам) Я абсолютно без претензий, поверьте. И конечно же я понял вас. Просто этот вопрос как бы меня в последнее время беспокоил..раза два!)) Вот и немного вас зацепил, чтобы послушать мнение неглупого человека и сравнить со своим.
Апофис  (24/09/15 19:25)    


Рискну назвать Вас Валерием, ибо других пишущих Апофисов не знаю.) Валерий, меня этот вопрос тоже беспокоит. Когда критик цепляется к какой-нибудь рифме, а про стихи забывает, не пытаясь понять, о чем они. Есть такое дело.)
Сергей_Черсков  (24/09/15 19:29)    


Прально рискнули)
Я знал, что и с вами происходили такие казусы)
Просто, как мне кажется, нельзя зацикливаться на любых позициях, вот у меня одна знакомая говорила - никогда не буду голосовать за стихи в формате А 4, а сейчас сама иногда в нём пишет)
Единственно, что я до сих пор не приемлю, это белый стих, так и хочется сказать автору как один ЛГ - не говори красиво) но я понимаю, что это мои заморочки, но почему то кажется, что я так и останусь неучем в понимании этих... так сказать стихов)
Ладно, спасибо за разговор и...хороших стишков)
Апофис  (24/09/15 19:39)    


Взаимно, Валерий! А Вы приходите сюда, когда будет Межпортальный конкурс, и Вас заставят написать белый...стих.))
Сергей_Черсков  (24/09/15 19:48)    


нее, я кажется исписался уже, старые черновики переделываю, блицы прочёсываю, иногда начинаю что-то новенькое, но, так и ничего не закончил больше года вот такое безобразие длится. Я не жалуюсь, наверное так надо. Но, чес.говоря очень хочется вернуться в ваш мир) Не, токо не надо говорить, что всё вернётся, я сам такое уже пару человекам говорил, я как бы не переживаю,понимаю, что всё возможно, надо как бы заслужить))
Апофис  (24/09/15 19:57)    


У меня было то же самое. Но потом Николай Рогалев и Полина позвали меня в свою команду на Межпортальный. И тут включается дополнительный стимул - нельзя команду подводить. Это жескач, конечно, но из анабиоза выводит, проверено.)
Сергей_Черсков  (24/09/15 20:04)    


Члены жюри превзошли камикадзе)
Кажется, харакири сделать проще, чем так подробно обозреть столько стихосотворений)
Всем поклон благодарственный)

Сергей Черсков, с большим интересом читала Ваше мнение) Поучительно, чесслово. Спасибо.

Радует, что мнения жюри разные и полярные)
Стало быть, мы дальше пишем! ) А жюри - дальше читают! )
Но согласитесь, жюристы, всё-таки уровень медленно, но верно растёт)
Хочется надеяться, что мне это не кажется))

Всем спасибо и удачи!
Имум_Коэли  (24/09/15 14:55)    


Рад, что Вам понравилось. И тоже спасибо.)
Сергей_Черсков  (24/09/15 18:36)    


Спасибо критикам за интересные разборы! Сергей_Черсков, спасибо за мнение, Лев_Визен, спасибо за разбор, Старший_сержант_Тузиков, спасибо за положительный отзыв!
Из всего написанного некоторые утверждения показались спорными или слегка натянутыми:

Принцесса Лето
"лично я не могу представить кузнеца с молотом и наковальней в консерватории" - А зачем так представлять, ведь Вы же поняли, что разговор о кузнечиках (кстати, слово "кузнечик" произошло от слова "кузнец")?
""...С изумрудами на запястьях." - Точка в конце строки? Намеренно?" - Да, намеренно. Предложение в усечённой форме, но правилам русского языка не противоречит, на мой взгляд.
Чем плохи "песни скрипок"? Говорят же: "звуки скрипок", говорят: "скрипка поёт"...
"Симфонические" - значит те, которые исполняют симфонию, поэтому хоры с рок-энд-роллами тут не при чём.
"как можно "расписать узор улыбок", если лицо спрятано?" - "Узор улыбок" лето рисовало на людских лицах, а лицо лета (какое оно?) - это, например, цветы где-то в травах: человек видит цветы и улыбается.
""...На исходе горели свечи..." - на исходе чего?" - на исходе лета, конечно - ведь мы о лете говорим
"... Сквозь лохмотья темнели плечи..." - Сквозь оставшуюся на деревьях листву видны тёмные ветви - мне показалось, что вполне представимый образ...
"Почему вдруг "цесаркой"?" - Потому что цесарка - серенькая, монохромная по цвету курочка, похожа на позднюю ноябрьскую осень.
"замерзнуть "под корнем дуба" цесарка не может, т.к. забраться "под корень" у неё не получится" - Цесарка не совсем обычная - это последний образ прошедшего летнего тепла: она может просто уменьшиться размером, как любая волшебная птичка.
"но разве это сентиментальное стихо - ребус из дамского журнала?" - А почему стихотворение не имеет право на некоторую (умеренную) ассоциативность образов, о которых читатель догадывается?

Летний квас
"Можно ли "изложить ноктюрн"?" - Думаю, если сыграть вариации на тему ноктюрна, то это и получится его вольное изложение...
"весь сыр-бор, как видим, был заварен, чтобы СКИСЛИ МЕЧТЫ" - Когда я мечтаю (грежу), стихи не пишутся, зато когда мечтания закисают - я становлюсь способной к творчеству...)

Эти объяснения не ради бурных споров, но ради взаимопонимания...)
maarv  (24/09/15 13:11)    


"А зачем так представлять, ведь Вы же поняли, что разговор о кузнечиках (кстати, слово "кузнечик" произошло от слова "кузнец")?"

Да. Благодаря Пляцковскому. Это-то и плохо.
Сергей_Черсков  (24/09/15 14:07)    


Не то, чтобы полностью согласна, но мысль поняла. Спасибо, Сергей! )
maarv  (24/09/15 15:04)    


Спасибо всем))) спорить не стану)))
Виктория_Дворецкая  (24/09/15 12:05)    


Добрый день Вика! Очень рад тому обстоятельству, что состоится Ваш творческий вечер. Буду безмерно благодарен, если Вы расскажете каким образом я могу в записи ознакомиться с действом . Спасибо! На память помню, как Вы обыграли тему бабочки в экспе на знаменитое А. И еще несколько Ваших работ cool
Георгий_Волжанин  (24/09/15 12:37)    


1. Добрый вечер уважаемый критик Сергей Черсков. Я надеюсь, что не найду себя в др. антишортах. Я горд тем, что оказался в нем именно у Вас. Спасибо за обстоятельность детальность и доброжелательность. Добра Вам! Спасибо!
Георгий_Волжанин  (23/09/15 22:29)    


Георгий, если бы не обязаловка - включать кого-нибудь в антишорт, я бы ни одной работы туда не отправлял. Мое мнение - авторы не заслуживают того, чтобы их тексты минусовали. Достаточно и того, что их не плюсуют.
Сергей_Черсков  (24/09/15 14:12)    


Это очевидно Сергей! Большое спасибо! cool
Георгий_Волжанин  (24/09/15 14:42)    

Рубрики
Рассказы [1132]
Миниатюры [1144]
Обзоры [1450]
Статьи [457]
Эссе [210]
Критика [97]
Сказки [246]
Байки [54]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [156]
Мемуары [54]
Документальная проза [84]
Эпистолы [25]
Новеллы [65]
Подражания [10]
Афоризмы [25]
Фантастика [162]
Мистика [77]
Ужасы [11]
Эротическая проза [5]
Галиматья [299]
Повести [233]
Романы [75]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [17]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2359]
Тесты [22]
Диспуты и опросы [113]
Анонсы и новости [109]
Объявления [105]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [487]
Проза пользователей [194]