Комментарий ведущего: судьи оценивали стихотворения по анонимному файлу, имена и названия команд добавлены мной во время подготвки обзора к публикации.
Приветствую команды!
Радует, что вы решили принять участие в тренинге перед вторым межпортальным, что само по себе говорит об ответственном подходе. Однако, сам факт участия в тренировке ещё ничего не гарантирует. «Галочка за посещаемость» ничего, кроме ложного самоуспокоения не даёт, а это, в свою очередь, может в итоге сыграть против команды. В общем, не расслабляйтесь! На мой взгляд, несмотря на упомянутую ответственность, есть и тревожные звоночки. Да, команды выполнили задание, в подборке есть очень неплохие стихи, но лично мне показалось, что в целом команды не выложились на 100%; старались, но не слишком. Поэтому прошу не обижаться, в комментариях буду мало-мало «свирепствовать» для поднятия боевого духа. Состав жюри на межпортальном был неоднородным: «злые» судьи, «добрые» судьи, судьи, чьи оценки вызвали много диспутов, и т.д. В идеале стихотворение должно быть таким, чтобы понравиться даже самому придирчивому судье «со странностями». В качестве личного совета (естественно, не претендующего на…) могу сказать:
1. Старайтесь избегать «неформатных» стихотворений, рассчитанных на узкую аудиторию ценителей. Желание удивить судей андеграундом и нестандартным подходом может привести к обратным последствиям. Удивить-то, может, и удастся, но вот оценки, скорее всего, будут не очень высокими.
2. Главное, чтобы средняя оценка команды держалась на уровне 5 – 6 баллов (по классической десятибалльной системе). Это почти гарантированно позволит вам дойти до финала и претендовать на победу. А значит, не стоит делать ставку только на сильных членов команды, исходя из принципа: «слабые стихи компенсируются стихами сильных авторов». Простой подсчёт показывает, что для подобной «компенсации» условно сильный автор должен выдать стихотворение на 8-9 баллов, что, учитывая разные подходы к оцениванию со стороны судей, встречается не так часто. Команда должна быть командой и работать над стихами сообща. Поэтому средняя оценка любого стихотворения меньше 5 баллов – уже повод задуматься, а меньше 4 баллов – тревожный звоночек, свидетельствующий о том, что в команде есть проблемы с управлением.
А теперь непосредственно о работах. На всякий случай напомню, что некорректно сравнивать конкурсную пятибалльную систему со школьной системой оценок.
=== === === === ===
Команда «Забытые в метро». Автор: Ирина Корнетова Произведение: 1-1. Отпустила Тема: "Не отпущу, но ты уйдешь..." Техника 2, художественная ценность 1
Отпустила
Твоя любовь – тюремная камера: толстые цепи нежности, наручники страсти и прочие прибамбасы. Ты связываешь меня преданностью, гипнотизируешь поцелуями и ревнуешь к прошлому; пускаешь в ход истерики, «а мама предупреждала…» и прочие запрещенные боеприпасы, расстреливая моё терпение, убивая желание, нивелируя верность… Расстанемся по-хорошему? Вдруг – отпустила… Вдыхаю свободу, кучу с друзьями, чувствую себя независимой личностью. Хожу по клубам, каждый день – новая девушка, ощущаю себя этаким Казановой, называю их твоим именем, бросаю, легко раздражаюсь, ищу твои качества в их количестве, задыхаюсь от одиночества, давлюсь свободой, тоскую по тесной камере… Попробуем снова?..
Стихотворение – как раз яркий пример эксперимента с формой, об этом я и говорил. Хотя, в чём «фишка» эксперимента, мне так и не удалось понять. Это и не формат А4, и не верлибр. Строки для верлибра слишком длинные, присутствуют «случайные» рифмы, да и ритм не настолько разнообразный и импровизированный. Формат А4 требует всё-таки наличие какой-никакой размерности и рифм. И сама логика разбития на строки (а разбивка явно присутствует) местами вызывает глубокие сомнения. «Вдыхаю свободу, кучу с друзьями» – поскольку ритм акцентный, в первом прочтении однозначно воспринимается как «вдыхаю свободу, кУчу с друзьями». Стиль изложения – смешанный, включающий в себя элементы литературной и разговорной речи. Поэтому и герой получается довольно-таки сомнительный. Из-под «пацанского балахона» предательски торчат уши человека с высшим образованием и солидным жизненным опытом. Сюжетно – «идеологическая» основа, увы, не блещет новизной. Парень расстаётся с девушкой-идеалисткой (и лидером), пускается во все тяжкие и понимает, что все остальные, по сравнению с ней – пустышки. В принципе, историю можно неплохо обыграть, но не таким прямым текстом. Автор даёт готовые выводы, не оставляя читателю ни малейшего шанса на собственное суждение о героях: вот она такая, а он – вот такой, и точка.
=== === === === ===
Команда «Песочница». Автор: maarv Произведение: 1-2. Я не терпел стихов Тема: "Не отпущу, но ты уйдешь..." Техника: 1, художественная ценность: 1
Я не терпел стихов
Не отпущу! Но ты... Мой бог! Зачем я был столь груб и резок: Как проявлений диатеза, Я не терпел твоих стихов.
А ты сорила ими всласть, И рифмы, походя, швыряла. Я чуть поморщился... О, дьявол! Вот это буря поднялась!
Ты залепила в бровь - сонет, А в глаз заехала поэмой, Анапест, ямб вводила в вену, Хореем спамя интернет.
Сжимая поцелуем рот, Не отпущу! Но гаснут силы - Вот-вот уйдёшь от ласки милой И стих прочтёшь про небосвод...
Как бы сказать… Если это ирония и стёб, то стебаться надо до конца и более замысловато! Стилистическое сочетание «ты... Мой бог!» и «проявлений диатеза…» в первой строфе ничего иного не предполагают. И здесь же начинается гендерная путаница. Мужчина обращается к собеседнику «ты… Мой бог!», что тут же вызывает определённые мысли. Впоследствии, впрочем, становится ясно, что обращение адресовано даме, которую герой почему-то называет богом, а не богиней. Здесь, же, в первой строке, мне совершенно не понятно противопоставление: «Не отпущу! Но ты... Мой бог!» Что чему противопоставляется, остаётся только гадать. В последующих двух строфах весьма драматично и метафорично описана пытка стихами. Хотя, ширяться ямбами и анапестами, попутно спамя хореями, на мой взгляд, уже перебор. «Сжимая поцелуем рот» – страшноватая картинка рисуется, такая мёртвая хватка засоса… бррр… «И стих прочтёшь про небосвод...» – честно говоря, не понял сакрального смысла упоминания стиха про небосвод в качестве завершающей мысли.
=== === === === ===
Команда «Песочница». Автор: Татьяна Смирновская Произведение: 2-1. Мой мир Тема: "Мир слабо скроен и плохо сшит..." Техника: 4, художественная ценность: 3
Мой мир
Мой мир на лету ветшает, теряет блеск, за давностью лет забыв, что такое мир. Под рёбрами слабо бьётся усталый бес, по горло обвешанный лентами аритмий. В песчаных часах краснеет, течёт песок - глаза бы закрыть на время, не видеть кровь, пусть в паузах между взрывами снится сон, в котором - лететь по орбитам других миров, одеться в кристально-белый прохладный снег, забраться щенком вселенной под тёплый бок...
Мой мир пузырится войной и кричит во сне - любовь никого не спасёт и бессилен бог.
В целом неплохо, думаю. И образно, и эмоционально, и зримо. Но! Слишком отстранённо написано, «на своей волне». Просто не за что зацепиться. Прочитаешь стихотворение, и трудно сказать, о чём оно. Просто о том, что человеку плохо. А почему плохо, что случилось, остаётся за кадром. Возвращаясь к своей преамбуле обзора, скажу, что здесь, пожалуй, типичный случай узкой целевой аудитории. Стихотворение зацепит читателя, чьи ощущения и настроения попали в резонанс с авторскими. Тогда он сможет спроецировать образы на себя, применительно к своей конкретной ситуации. Но ещё раз повторю, на мой взгляд, речь идёт о достаточно узкой целевой аудитории, а значит, велик риск, что значительная часть читателей и судей просто пройдёт мимо. Интересная фишка – «песчаные часы», а не песочные. Но не срабатывает, поскольку песчаные часы ни к чему не привязаны, по сути это – незавершённый образ.
=== === === === ===
Команда «Забытые в метро». Автор: Александр Коковихин Произведение: 2-2. Мир Тема: "Мир слабо скроен и плохо сшит..." Техника: 3, художественная ценность: 3
Мир
"Мир криво скроен, худо сшит,"– в сердцах сказал портной. Хирург изрёк: "Ему не жить. Неизлечим больной".
"Несправедлив, жесток, убог,"– раздался выкрик с нар. "И несъедобен ни кусок,"– добавил кулинар...
А мне съедобен. И богат. И по фигуре сшит. Сейчас дочищу автомат и можно дальше жить.
Стихотворение показалось мне интересным на уровне задумки, но сшито, по-моему, пока грубовато. Впрочем, к теме-эпиграфу тоже можно придраться. «Слабо скроен» - это как? Можно скроить сильно? «ни (один) кусок» – неудачный эллипс. «А мне съедобен» – неправильное управление местоимениями. Ключевая мысль обозначена, но не раскрыта. Сравнения кулинара кажутся мне совершенно из другого ряда. «Плохо сшитый», «неизлечимый» и «жестокий» ещё как-то можно увязать друг с другом. Но если добавить сюда «несъедобный», совершенно левые ассоциации возникают.
=== === === === ===
Команда «Песочница». Автор: Впленуиллюзий Произведение: 3-1. Он лучший… Тема: "Всем правилам как будто вопреки…" Техника: 4, художественная ценность: 2
Он лучший…
Он лучший! Ничего не говори, Не стану повторять ошибок прошлого. Придерживаться принятых мерил Смешно, хочу я счастья суматошного.
Зачем же повторяешь: «Староват…» Мне с ним легко, не думаю о возрасте. Зажёг внутри сто тысяч киловатт, Грешила я излишнею серьёзностью.
По кругу обстоятельств канитель… Несётся жизнь, сбивая наши замыслы. Но вряд ли покидая вновь постель, Мой «лучший» избежит вопросов каверзных.
В борьбе с собой, закрытая для всех, Забытая друзьями, часто думаю, Что счастье неделимо. Миг утех Иссякнет, превратившись в пыль изюмную.
Теперь осознавая - не права, Плетусь я по привычке (больше некуда) Домой и на работу, а слова Остались для того, чтоб злить и сетовать.
В целом, на мой взгляд, уровень ближе к среднему, такое… тренировочное стихотворение. В общем-то, незатейливое, без претензий, обычная женская «дневниковая» история.
=== === === === ===
Команда «Забытые в метро». Автор: Братислава Произведение: 3-2. Из жизни Д Тема: "Всем правилам как будто вопреки…" Техника: 3, художественная ценность: 3
Из жизни Д
Всему есть свои законы, Вершится по ним судьба. Мне быть суждено драконом - Огромен, силён, зубаст.
Рождён похищать царевен И грабить десятки сёл, Я жаден, злораден, вреден - Короче, дракон! И всё!
Но в чьей, подскажите, власти Мне в сердце огонь зажечь? Я хрупок в душе, как пластик, Страшны мне копьё и меч.
Да что там железо - взглядом Броню мне малыш пробил: "Смотри - динозаврик, дядя! Купи... Ну, купи!.. Купи!!!"
Начало неплохое, интригующее, а вот концовка смазанной и сумбурной показалась. Драконодинозаврик оказался игрушкой… и? Ну, несколько неожиданно, да, но слабовато для финала. «И грабить десятки сёл» – уточнение «десятки» выглядит «втычкой». А почему именно десятки, а не единицы или сотни?
=== === === === ===
Команда «Песочница». Автор: Маргарита Шмерлинг Произведение: 4-1. ...Не сегодня Тема: "Но не сегодня, не здесь, не сейчас..." Техника: 4, художественная ценность: 4
...Не сегодня
Однажды… Я смакую это слово, Как вишенку, шершавым языком, И капли сока нервным холодком Тревожат нёбо снова, снова, снова…
Однажды я… О нет, не в этот день Такой живой, так ярко ощутимый, - Когда-нибудь. Когда затянет тиной Его полудня золото и лень.
Не этот дом благословит меня На via dolorosa* тихим скрипом, И редкая в широтах наших липа Мне не помашет, листьями звеня.
Однажды я уйду, мы знаем. Пусть Уйти сумею впляс и с прибауткой… На самом деле – да, мне будет жутко, Ведь там темно. Но я к тебе вернусь.
* via dolorosa – путь страданий, итал.
Интересная форма подачи темы, необычная и оригинальная. Правда, на мой взгляд, стилистика ощутимо «тяжеловатая» для восприятия. И ещё, пожалуй, строчка «Уйти сумею впляс и с прибауткой…» слишком уж» «вызывающе-дерзкой» на общем спокойно-философском фоне. Напомнило «В последний час в последний час пустился Макферсон».Но у Бёрнса/Маршака и сама баллада пронизана бунтарством. Впрочем, на всё воля автора.
=== === === === ===
Команда «Забытые в метро». Автор: Олег Юшкевичъ Произведение: 4-2. любовь он-лайн Тема: "Но не сегодня, не здесь, не сейчас..." Техника: 3, художественная ценность: 2
любовь он-лайн
1 можно, я подарю тебе демо-версию вечности? но не сегодня, а когда наступит расКАЯние. я сложу её из сухого льда безответности, из приставок слов, оцифрованных и отчаянных…
2 можно, я скачаю для тебя торренты одинокости? но не сейчас, а когда заблокируют небо. я проверю их на предмет приемлемой тонкости, почищу от вирусов ревности и ширпотреба…
3 можно, я на минуту остановлю для тебя время? сдвину пространство и сделаю капли острыми. всё это просто совершить, стуча по клавишам нервно - ведь ты существуешь не здесь,
а в режиме удалённого доступа…
Ещё одно стихотворение для целевой аудитории – обитателей соцсетей. Положа руку на сердце, скажу: на мой взгляд, сколько ни пытаются авторы воспеть в поэзии виртуальное пространство, увы, получается плохо. Особенно, если речь идёт о серьёзных жанрах. Дело даже не в талантах авторов. Просто сама технично-прагматичная интернет-терминология слабо вяжется с лиричностью. И для того, чтобы красочно и эмоционально передать сложные подчас отношения интернет-пользователей, совершенно не обязательно блистать специфичным сленгом. Ну, и тем более – пытаться строить метафоры: «куки верности», «жемчужины лайков» и тому подобные «скрипты судьбы».
=== === === === ===
Команда «Забытые в метро». Автор: Николай Агальцов Произведение: 5-1. Доктор Тема: "Я не мастер в починке сердец..." Техника: 2, художественная ценность: 1
Доктор
Нет повести печальнее на свете: в моём многострадальном кабинете, где глас благоразумия умолк, навек расквартирован женский полк. Валькирии - да все на ладан дышат, как устрицы - не видят и не слышат, со шваброй ли, метлой наперевес, желают, чтобы доктор в душу влез. "Души моей всегда открыты дверцы, за ними стонет треснутое сердце - к кому же мне ещё, как не к врачу?" А я те двери трогать не хочу... "Пронзила сердце мне стрела Амура! Скажите, доктор, может быть я дура?" И я, слегка забывшись, иногда диагноз вывожу: конечно да. Глаза поднять порою неохота... Будь проклята любимая работа! Поди обнюхай всех да огляди. У некоторых бабочки в груди... И каждая пьянеет от испуга: "Я ваша, доктор, верная подруга!" Не склонен я чинить сердца подруг... Ребята, я пластический хирург!
Стихотворение показалось мне чересчур путаным и сумбурным. Сравнения с устрицами, чахлыми валькириями вызывают сходу массу вопросов. Швабры и мётла вызывают стойкие ассоциации с бабушками-уборщицами, оккупировавшими кабинет врача. Обнюхивание пациенток… хм, странные методы диагностики. Что за бабочки в груди у пациенток? Не понял… «Ребята, я пластический хирург!» Стоп, стоп! Откель ребята-то взялись, если девчата были? И вообще, что от врача хотели все эти влюблённые несчастные дамочки?
=== === === === ===
Команда «Песочница». Автор: Георгий Волжанин Произведение: 5-2. Ноябрьским полднем... Тема: "Я не мастер в починке сердец..." Техника: 3, художественная ценность: 3
Ноябрьским полднем...
Ноябрьским полднем, (убежав от всех: шальные ты и я, что оставалось дурнушке осени? ) мы часто целовались. Она дождем мешала нам. Музей: крыльцо из трех ступеней, царь зверей - почётным стражем входа. Сдвинув скобы, мы все втроем, что важные особы. ступаем в темный зал под залп дверей. Сданы пальто и шапки в гардероб, по мрамору, пригнувшись, вверх сигаем. Картины - рыцари и дамы - вслед кивают, а осень, словно зряшный номерок: и бросить жалко - не забрать одежд, и некуда засунуть. Непоседа хрустит коленом, нить пустой беседы в ушко иголки - меж святых невежд бессильно тянет... Где бы ей поспеть вслед за сплетеньем рук, смешками, фразой, дурашливым легчайшим реверансом... Часов раскрылись дверцы: било шесть.
Когда от нас ушла, зажав в горсти копилку предсказаний и сомнений, хромая осень? Враз оцепенели часы - не починить, не завести...
Я думаю, у стихотворения есть хороший потенциал, но требуется существенная доработка и шлифовка текста. Специфика конкурса такова, что следует очень рационально распределять время, отведённое команде. Мне кажется (и не только в этом случае), что стихотворение либо было предъявлено команде на обсуждение в последний момент, либо вовсе не обсуждалось. Либо обсуждалось очень поверхностно, формально. Вводная часть стихотворения (одна из самых важных) сложна по синтаксису, изобилует неоправданными строчными переносами. Отчасти это выправляется графически, но фонетически ситуацию не спасает.
«мы все втроем, что важные особы. ступаем в темный зал под залп дверей.» – странный сюр. Втроём – это значит с каменным львом? Или с осенью? Ну хорошо. А залп дверей что такое? Это когда множество дверей хлопают одновременно. Чисто логически, для этого герой, героиня и лев (осень) должны были войти в зал с разных сторон.
«по мрамору, пригнувшись, вверх сигаем. Картины - рыцари и дамы - вслед кивают» – сюр продолжается. Так неспешно и чинно всё начиналось, и тут вдруг сигают они, пригнувшись, аки штурмовой отряд (в музее), а нарисованные рыцари и дамы кивают этому (видимо, на нервной почве судорожно так).
«а осень, словно зряшный номерок: и бросить жалко - не забрать одежд, и некуда засунуть.» – ага, всё-таки третим был не лев, а осень! Ну, хоть ближе к финалу загадка разрешилась. Но в целом фраза выглядит сумбурно и совершенно нелогично, туманная красивость. Почему номерок зряшный, т.е. ненужный? Ну раз по нему можно забрать одежду, стало быть, уже не зряшный. Номерок некуда засунуть? Ой! Да что же это за номерок такой «неформатный», что его нельзя убрать в карман или сумочку, а то и просто нести в руке?
«Непоседа хрустит коленом, нить пустой беседы в ушко иголки - меж святых невежд бессильно тянет...» – ещё один маловразумительный образ. Есть некие святые невежды (малограмотные… Кто эти люди?), а осень между ними стоит, противно так хрустит коленом (крык, крык) и тянет нить беседы (т.е. выступает в роли передатчика между святыми невеждами). Ноу комментс.
«Где бы ей поспеть вслед за сплетеньем рук, смешками, фразой, дурашливым легчайшим реверансом...» – ага, молодняк резвится в музее, а осень, и хотела бы с ними потусить, да не поспевает в силу хромоногости.
«Когда от нас ушла, зажав в горсти копилку предсказаний и сомнений, хромая осень?» – хм, когда ушла… Зимой?
«Враз оцепенели часы - не починить, не завести...» – вроде бы и сильный финал напрашивался, но каким-то он оторванным получился, сам по себе.
=== === === === ===  
Подводя небольшие итоги.
Ещё раз, но что хочется обратить внимание игроков.
1. Мотивация пока слабая, авторы не выкладываются. 2. Не увидел командного духа, создаётся ощущение, что командам пока не удалось самоорганизоваться и эффективно распределить роли. 3. Отсюда вывод: нужно учиться сыгрываться, работать сообща! Слишком много баллов потеряно буквально ровном месте! Конечно, пока это тренировка, но в условиях, приближенных к боевым.
=== === === === ===   Таблица оценок всех судей конкурса (вместе с командным и авторским зачётом):
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:
Люблю я твои обзоры, ты ж знаешь))) И в этот раз получила удовольствие, особенно от разбора последнего стихотворения. Кое-где даже в голос хохотнула (вот тут, например: противно так хрустит коленом (крык, крык)). И вообще, всё в целом забавно)) Советы дельные дал, на мой взгляд) Наверное, кому-то пригодятся)
Макс, спасибо! Мож я конечно что-то перемудрила с драконо-динозавтрами, но почему их дети любят?) Не видишь ли ты за этим всемирного заговора?) Про десятки сёл сама видела, но не заморочилась. Теперь заморочусь)
Ладно, ладно, Коль! Время ещё есть, тренируйся! Ну, там, кроссы, физкультурка по утрам, моржевание в проруби. Зимы, правда, уже не те. Все проруби тиной поросли.
Максим, спасиба за плюс по отношению к "песчаным" часам - но это банальная ошибка... Хотя теперь буду думать, а может, оставить? Да, ты прав совершенно. Так что (без разрешения) подписываюсь под каждым словом
Твоя любовь – тюремная камера: толстые цепи нежности, наручники страсти и прочие прибамбасы. Ты связываешь меня преданностью, гипнотизируешь поцелуями и ревнуешь к прошлому; пускаешь в ход истерики, «а мама предупреждала…» и прочие запрещенные боеприпасы, расстреливая моё терпение, убивая желание, нивелируя верность… Расстанемся по-хорошему? Вдруг – отпустила… Вдыхаю свободу, кучу с друзьями, чувствую себя независимой личностью. Хожу по клубам, каждый день – новая девушка, ощущаю себя этаким Казановой, называю их твоим именем, бросаю, легко раздражаюсь, ищу твои качества в их количестве, задыхаюсь от одиночества, давлюсь свободой, тоскую по тесной камере… Попробуем снова?..
И в этот раз получила удовольствие, особенно от разбора последнего стихотворения. Кое-где даже в голос хохотнула (вот тут, например: противно так хрустит коленом (крык, крык)). И вообще, всё в целом забавно))
Советы дельные дал, на мой взгляд) Наверное, кому-то пригодятся)
Я так, галопом по европам. Твои обзоры гораздо круче.
Про десятки сёл сама видела, но не заморочилась. Теперь заморочусь)
Кстати, а почему "Дядя, купи!", а не папа или мама. Ну, так как-то более привычно.
Я бы посоветовал попробовать сыграть на контрастах.
Начало сделать пафосно-готичным, вроде лермонтовского:
"Печальный
Демонящер, дух изгнанья,Летал над грешною землей,
И лучших дней воспоминанья
Пред ним теснилися толпой..."
И вот он летит себе в мечтах, наслаждается собственной крутостью и величием. Но тут внезапно раздаётся голосок Ванечки Кайфоломова:
"Смотри - динозаврик, дядя!
Купи... Ну, купи!.. Купи!!!"
Насчёт 100% - угу, есть такой момент... Ну, у меня точно был...)
Да, ты прав совершенно. Так что (без разрешения) подписываюсь под каждым словом
Твоя любовь – тюремная камера: толстые цепи нежности, наручники страсти и прочие прибамбасы.
Ты связываешь меня преданностью, гипнотизируешь поцелуями и ревнуешь к прошлому;
пускаешь в ход истерики, «а мама предупреждала…» и прочие запрещенные боеприпасы,
расстреливая моё терпение, убивая желание, нивелируя верность… Расстанемся по-хорошему?
Вдруг – отпустила… Вдыхаю свободу, кучу с друзьями, чувствую себя независимой личностью.
Хожу по клубам, каждый день – новая девушка, ощущаю себя этаким Казановой,
называю их твоим именем, бросаю, легко раздражаюсь, ищу твои качества в их количестве,
задыхаюсь от одиночества, давлюсь свободой, тоскую по тесной камере… Попробуем снова?..
так легче?
Хорошо, Ир, в Ростове с тебя намыливание шеи, а с меня волшебный пендель!
Я числа 15-го поеду в Ростов как раз.
Хочешь, я для тебя всего Макса намылю?