Комментарий ведущего: судьи оценивали стихотворения по анонимному файлу, имена и названия команд добавлены мной во время подготовки обзора к публикации.
 
Приветствую, команды! Во втором туре я решил (для общего блага) ещё более придирчиво подойти к конкурсным работам. Произведение, которое получит хотя бы 4/4, имеет все шансы войти в десятку условно лучших условно межпортального. Шутю! Чур, не расслабляться! Внимание! Во избежание членовредительства, нервным, впечатлительным и беременным авторам комментарии к стихотворениям читать не рекомендуется! И вам обидно будет, и мне лечись потом.
=== === === === ===
Команда «Песочница». Автор: maarv Произведение: 1. Ёжик под скатертью Задание: Петух (кто-то встаёт рано утром) Техника 3, художественная ценность 3
Ёжик под скатертью
Первый луч сквозь мороз пробивается. Тёплый сон свёрнут в спальник и в твёрдый комок. По предгорьям скалистой красавицы Мрак ночной длинной тенью, синея, протёк.
Небо ясно, и снег ослепителен, Танец искр усмирён тонировкой очков. Вниз смотрю, как пилот истребителя - Под ногами вспухает ковёр облаков.
Кошку - в лёд, и нависну над пропастью, Не позволив мне страхами сердце сковать. Вверх-вперёд равномерно протопаю, Как паук, по блестящей канве рукава.
Сарафан, бриллиантами вышитый, Шляпка мило топорщит бергшрундов поля. Не пугай ветра взмахами - тише ты: К "паучкам" будь поласковей, бурь не суля.
Высота - крепким ветром обглодана, Нет преград для обзора, куда ни гляди - Пики гор в ледниках верноподданных Прячут смерть, что осталась у нас позади..?
Стой, мгновенье! Не зря силы тратили, По утрам поднимаясь ни свет ни заря: Вот он, мир - словно ёжик под скатертью. Небо дремлет, забросив в горах якоря.
Вот и первая жертва! (утробно урча и поблёскивая наточенным ядовитым зубом). Видно, что автор тёртый калач, ну, тем интереснее. Для начала можно и пару ласковых сказать для этикета. Техника неплохая, рифмы интересные, стихотворение построено на образном описании горной романтики. Но (ядовитый зуб противно цыкает) создаётся ощущение, что главной целью была именно отработка техники (см. критерии оценки): ритма, стилистики, рифмовки, образности и т.д. Впрочем, и с синтаксисом не всё так гладко, и с образностью явный перебор. Но до этого мы ещё догрызёмся. А в общем, если абстрагироваться, в чём фишка стихотворения? Мы встали утром рано и полезли в горы. А вокруг всё красиво, красиво, красиво… слишком красиво, чересчур! Ну да, такая вот буколическая зарисовочка, можно читать под крепкий чай или кофе, экономя на сахаре и конфетах. Поехали построчно.
«Тёплый сон свёрнут в спальник и в твёрдый комок.» Ага, ну про тёплый сон и спальник понятно, симпатичный образ… был бы, если бы не твёрдый комок. Шо за комок-то? Неужели речь о традиционной для альпинистов утренней забаве – лепке снеговиков? Вот так встал пораньше, потянулся, сунул сон в спальник, а спальник в твёрдый снежный ком закатал, сверху ещё один водрузил и морковку воткнул. Красивый обычай!
«Мрак ночной длинной тенью, синея, протёк.» Стилистика вопросов не вызывает, но с точки зрения фонетики – приз на конкурсе скороговорок. То, что надо для желающих развить ораторскую артикуляцию. Просто попробуйте вслух воспроизвести строчку несколько раз в быстром темпе, и поймёте, о чём я. Акромя того, затрудняет восприятие и осмысление, что всё завязано на «мрак ночной». Представьте себе мрак ночной. Представили? А теперь одновременно (за пару секунд – время чтения строчки) представьте, что ночной мрак – это тень, тень длинная, которая синеет и течёт.
«Танец искр усмирён тонировкой очков.» И не просто усмирён! А беспощадно подавлен жестокой тонировкой, ибо нефиг танцевать здесь.
«Под ногами вспухает ковёр облаков.» Да, вспухающий ковёр – это зрелище не для слабонервных! Был плоский такой, уютный и мохнатый коврик, и вдруг как вспучился прямо под ногами! И тру-ля-ляшки, был пацан – и нет пацана…
«Кошку - в лёд, и нависну над пропастью…» Да! Да!!! Восстанем, братья-альпинисты! Кошку в лёд, собаку в снег, инструктора в пропасть и концы в воду! Ладно, шучу. Но кошку я бы всё-таки посоветовал взять в кавычки, чтобы при первом прочтении не возникало ложного восприятия.
«Не позволив мне страхами сердце сковать.» Ой, пафосно-то как…
«Шляпка мило топорщит бергшрундов поля.» Хороший приём – для придания колорита использовать специфичную терминологию. Спроси любого встречного, каждый скажет, что такое бергшрунт. А кто не знает, непременно догадается по контексту. Бергшрунт – это такая горная штука, чьи поля мило топорщит шляпка! Ясно же, что речь о подгорной трещине! Правда, откуда у трещины мило топорщащиеся (с помощью шляпки) поля, пожалуй, знают только самые суровые и матёрые «снежные барсы».
«Не пугай ветра взмахами - тише ты: К "паучкам" будь поласковей, бурь не суля.» Эээ… А к кому, собственно, обращается наш герой? Неужели к упомянутой шляпке, которая, не побоюсь этих слов, мило топорщит?
«Нет преград для обзора, куда ни гляди» Ну конечно нет. Общеизвестно, что горы прозрачные!
«Пики гор в ледниках верноподданных Прячут смерть, что осталась у нас позади..?» Верноподданные ледники – сумнительное сравнение, ну ладно. Но кто поставил здесь этот вопрос? Прячут смерть? Уверены, что прячут? Или смерть позади? И вообще-то вот так надо: «?..»
«Вот он, мир - словно ёжик под скатертью.» Смелое сравнение! Но доходит не сразу!
=== === === === ===
Команда «Песочница». Автор: Маргарита Шмерлинг Произведение: 2. *** ("Ползучесть у меня в крови…") Задание: Змея (кто-то ползёт) Техника 2, художественная ценность 0
* * *
Ползучесть у меня в крови, я с детства ползаю привычно, пусть это не всегда прилично, - плевать, поскольку – с'est la vie.
Ползком встаю, ложусь ползком, и на работу, как на праздник, ползу… Пусть пялятся и дразнят, суть горести моей не в том.
Хочу туда, где тишь и сушь, жара, песок. И там я буду свободен. Стану Шаи-Хулудом. Или не стану… Там решу.
Так, что это у нас здесь? Подползём поближе! Ну конечно, несмотря на разъяснение ведущего, автор решил подойти к теме буквально и реализовать задание на 200%, хотя достаточно было всего лишь упомянуть, что кто-то ползёт. Ну что же, оценим поползновения! Итак, герой хвастается тем, что всю жизнь ползает, причём именно буквально, а не выражаясь фигурально (ибо таковы условия задания, если кто сомневается). И стоя, и лежа, и на работу. Собственно… это всё! В этом весь, так сказать, высший смысл стихотворения! Ах, да, ещё герой мечтает стать персонажем мира Дюны – червём пустыни Шаи-Хулудом. Кто такой этот Шаи-Хулуд, читатель знает по умолчанию. И вообще, не знать (к примеру), чем прославился Пол Атридес и чем знаменит Пушкин – это примерно одно и то же!
=== === === === ===
Команда «Забытые в метро». Автор: Aleker Произведение: 3. Прыжок в небо Задание: Прыжки (кто-то прыгает) Техника 3, художественная ценность 2
Прыжок в небо
Оттолкнуться и прыгнуть, коснуться рукой потолка. Показаться себе исполином огромного роста. И смотреть как прохожих рассыпалось мелкое просо, Да машины-жуки сквозь туманы считать свысока.
Разбежаться и прыгнуть, ступив за пределы окна. Но упасть не на землю, а слиться с малиновой тучей. Оседлать/покорить/одолеть этот морок летучий, И продолжить полёт, утеплившись перинами сна.
После прыгнуть опять, и слегка потянуть за луну. Чтоб казалась уже не серпом, а наполненной чашей. И просыплется звёздная пыль над околицей нашей, И вернёт хоть на час позабытую с детства весну.
Ну, кто тут допрыгался? Ещё один пример явной перестраховки. Мало ли что там Лис говорил, мол, достаточно один раз буквально упомянуть тему из задания. А вдруг какой-нибудь слеподырый член жюри не заметит красивого прыжка героя и влепит несоответствие? Лучше перестраховаться и прыгать, прыгать, прыгать... до полной уверенности, что удалось привлечь внимание, как будто в этом весь сакральный смысл поэтического состязания. Ну честно, не понимаю, зачем загонять самого себя в узкие рамочки? Да, конечно, задание может вдохновить и стать общей темой произведения, но мне кажется, что в данном случае прыжки получились довольно-таки вымученными и навязчивыми. Суть сводится к тому, что у героя ностальжи по детству. К нему возвращаются мечты младых лет. Мечты бывают самые разные, но возникает уверенное подозрение, что детство героя было отнюдь не безоблачным. Все его мечты так или иначе связаны с прыжками; просто-таки маниакальная тяга к прыжкам! Прыгать, чтобы чтобы почувствовать себя великаном, прыгать из окна (суицидальный лейтмотив?), чтобы слиться с тучей, прыгать, чтобы дотянуться до луны. Перефразируя известного героя, можно сказать: «Я прыгаю потому, что я прыгаю!» Пойду, пожалуй, подпишу петицию о запрете мульта о мишках Гамми, ибо всё зло от них! Весь вред для формирующейся детской психики!
Пробежимся немного по строчкам. «Оттолкнуться и прыгнуть, коснуться рукой потолка. Показаться себе исполином огромного роста. И смотреть как прохожих рассыпалось мелкое просо» Пропущена зпт после «смотреть». Но суть не в этом! Давайте просто визуализируем строчки. Если герой прыгает до потолка, стало быть, находится он в помещении. Это ж какие должны быть высокие потолки, чтобы прохожие во время столь головокружительного прыжка мелким просом показались?
«Разбежаться и прыгнуть, ступив за пределы окна. Но упасть не на землю, а слиться с малиновой тучей.» Здесь ещё одна перестраховка. Чтобы читатели не заподозрили героя в попытках (а автора – в пропаганде) суицида, следует важное (читай: лишнее) уточнение «но упасть не на землю». Впрочем, положение это не спасает, и упоротый читатель сразу поймёт, что раз не на землю падает герой (а ведь он именно падает, иначе было бы написано «не упасть» вместо «упасть не на»), а на асфальт. Короче, всё равно герой суицидальный вышел, как ни прыгай. А то, что душа потом с тучей малиновой слилась (цветовая гамма – в тему, кровавая такая), это утешение слабое.
«После прыгнуть опять, и слегка потянуть за луну.» «После» и «опять», увы, не добавляют красоты в стилистику.
«И вернёт хоть на час позабытую с детства весну.» Эх, ну вот, не только детство у героя трудное было. Допрыгался, в общем, живёт на крайнем севере, среди льдов и белых медведей, поскольку весну не видел с детства и уже успел основательно позабыть, что это такое. Хотя, возможно, ему просто удалось прыгнуть выше головы и стать дедушкой Морозом! Красивая версия! А вы думали, почему дедушка везде под новый год поспевает? Да просто он перемещается гигантскими прыжками! И на фиг оленей!
=== === === === ===
Команда «Забытые в метро». Автор: Николай Агальцов Произведение: 4. Скачки Задание: Конный спорт (кто-то скачет/едет на лошади) Техника 2, художественная ценность 0
Скачки
Строчки ложатся шустро - но не в роман, не в повесть: я сочиняю утро - утро в деревне то есть...
Солнце тепло копило; нынче, как Танин мячик, радуется светило - скачет по небу, скачет.
Вон в огороде кепка - дед там идёт по следу; он не сажает репку... Эх, на коня бы деду!
Навоевался, хватит... Дед рассудил иначе - и - на хромой лопате к лесу козлёнком скачет.
Внучка читает мантры на золотом крылечке; бабка готовит завтрак - хлебы сажает в печку.
Мечет на стол картошку, лук и грибы в придачу, на пол песку немножко - и по избёнке скачет.
Жучки и кошки нету, мышки - и той не стало: померли прошлым летом - видно, скакали мало.
Что-то ещё там было... Ржание - сила, - значит, конь оседлал кобылу - скачет, ретивый, скачет...
Скачу во весь опор с шашкой наголо! Всё-таки странно, почему многие авторы восприняли задание в качестве темы стихотворения? Что это, невнимательность или осознанный выбор? Да простит меня автор, но мне кажется, что первое. Получились русские народные скачки, бессмысленные и беспощадные… Нет, ну честно, какой высший смысл в скачках героев репки? Сакральная идея какая? Ну вот честно, не понимаю… Написано довольно-таки сумбурно, похоже на экспромт по ходу дела, когда главное – что-то быстро и более-менее складно зарифмовать, не заморачиваясь особо на смысле. В общем, увы, ипподром я не оценил.
=== === === === ===
Команда «Песочница». Автор: Георгий Волжанин Произведение: 5. Пугать, что не любить… Задание: Тигр (кто-то кого-то пугает) Оценка соответствия теме (да/нет): нет Техника 1, художественная ценность 0
Пугать, что не любить...
Не напугаешь - что поймешь? И в кризисе непостоянства Не признающие препятствий, Мы ненавидим фальшь и ложь. Кричим безумные слова - Кошмарна тяжесть обвинений. Потерянный, стою у стенки, А хочется - поцеловать.
Ты обвиняешь битый час. Не обедняй того пространства Где - словно два протуберанца Не стоит за двоих кричать.
Не отпущу, но ты уйдешь, Неслышно, тенью безутешной. Мне темнотой бродить кромешной, Губами собирая дождь, Переходящий в мокрый снег, Не тающий в сырых ботинках. Окончился наш поединок (Ушло - пропало, как во сне).
На ощупь - нахожу следы. Хватаю чувственную малость, Топчу небесные кристаллы, Бегу. Поземка словно дым... И нагоняю. Я и ты, И город, поседевший гривой Кустов, деревьев, терпеливо Встречает нас из темноты... И снова время - по черте Отсчета судеб и мгновений. Слова коленопреклонений - Святой водой на сто чертей.
Ты не уйдешь, нет - не уйдешь. Для нас, заведомо блаженных, Не нужен ливень откровений. Пугать, что не любить, грешно.
А вот здесь, увы, нет конкретики, предусмотренной условиями задания. Кто-то кого-то должен пугать, и сказано это должно быть прямым текстом, а не в контексте. Ещё возникло стойкое ощущение, что стихотворение переделывалось второпях, в последний момент, а изначально писалось под задание первого тура («Не отпущу, но ты уйдешь»). Поэтому, увы, получилось очень сумбурно и не слишком вразумительно. Есть попытки построить неплохие образы, но, к сожалению, эти задатки образов живут сами по себе и не складываются в последовательность и единую образную систему.
=== === === === ===
Команда «Песочница». Автор: Татьяна Смирновская Произведение: 6. Неправильный Задание: Орёл (кто-то летит - можно на чём-то, к примеру, на самолёте) Техника 3, художественная ценность 2
Неправильный
Уже от водки почти за гранью, всех стадий боли порог пройдя, я пил за здравие этой дряни, чтоб легче было уйти к чертям. Явился чёрт, но в испуге скрылся: влетел в окно светлый ангел-князь: на спинку стула повесил крылья, и сел напротив, слегка двоясь. Ему б клеймить, жалить словом терпким и плакать горестно: «Отрекись!», а он сидел, отвернувшись к стенке, молчал, всем правилам вопреки. Лишь, провожая тяжёлым взглядом меня, ползущего на карниз, спросил с издёвкой: «А крылья надо? Могу подбросить бесплатно вниз!» А я в ответ: «Слушай, ты, хранитель, зачем хранил меня до сих пор? Теперь не надо вас, извините!» Сказал: «Адью!» - и шагнул за борт. И стёрлась разница между нами: как лист к земле я летел-кружил, а он кричал мне: «Прости, не знаю, что хуже - ад или эта жизнь...»
Ну шта я могу сказать? Прилетели, однако! В том смысле, что слишком много пишется постмодернистских чернушных стихов о жизни тяжёлой очень. Расчёт на психологию – вызвать эмоции, сочувствие и жалость по отношению к герою. Однако, давайте на минуту отвлечёмся от эмоциональной составляющей и посмотрим на текст более цинично. Человек из-за несчастной любви бухал по-чёрному, допился-таки до зелёных чертей и светлых ангелов и самоубился. Какова мораль сей басни? Мораль… А зачем? Ангел почему-то князь, хотя считается, что у ангелов несколько иная титулярная иерархия. А вот «князь тьмы» у всех на слуху, что какба намекаэ… Но, герой, даже в состоянии делириума безошибочно опознал в светлом пришельце белочку… тьфу! то исть князя! Хотя, возможно, тот сам отрекомендовался: «Надёжа-царь говорит, что я князь Милославский!» Ладно, полетели дальше. Князь повесил крылья на спинку стула и демонстративно отвернулся, обиженно так. Чего прилетел, спрашивается? В общем, не по-ангельски себя повёл наш аристократ. Герой психанул и пополз самоубиваться, назло ему, себе на радость. Мол, не надо мне таких, товарищ хранитель! Ага, князь, оказывается, ангел-хранитель! Видимо, герой тоже из благородных, абы к кому князя ангельского не приставят! Наверное, герой тоже простой князь, рубаха-парень, которого какая-то профурсетка довела до запоя. Кончается всё плохо: князь-алкоголик падает на землю, кружась, аки лист под порывами ветра (видимо, дистрофия на фоне алкоголизма сделала его практически невесомым), а князь-ангел летит рядом и подбадривает, мол, не боись, в аду будет, наверное, не хуже, чем здесь. Такой вот коленкор.
=== === === === ===
Команда «Забытые в метро». Автор: Александр Коковихин Произведение: 7. Персонаж Задание: Стрелковый спорт (кто-то стреляет) Техника 2, художественная ценность 1
Персонаж
Из книги выпавший герой в меня стреляет из-за двери. Я прокричал ему, что свой. Но он "своим" давно не верит.
Подруга даже предаёт. Кругом враги. Покрошат в силос. Попал бедняга в переплёт, а я из переплёта вытряс.
"Кончай шуметь. Разбудишь дочь. Уже соседи всполошились..." Ну чем бойцу я мог помочь? Не автор и не Брюс Уиллис.
Пошли б на кухню. Выпить есть. Я подогрел бы макароны... Но он обратно в книгу влез, пока не кончились патроны.
Кровавая кровавость! Читатель вытряс героя из книги, а герой на всякий случай стреляет в него из-за двери (то есть получается, что «из-за двери» – это не место, а мотив). Герой реально сидит на измене и не верит никому. Его подруга редкостная стерва, как только не измывается над ним, даже предаёт (вместо «даже подруга предаёт»). Но помочь, увы, герою нечем. А от выпивки и макарон он отказывается и лезет обратно в книгу. На этом всё. У меня тоже.
=== === === === ===
Команда «Песочница». Автор: Впленуиллюзий Произведение: 8. В дождливый выходной Задание: Мышь (кто-то прячется) Техника 4, художественная ценность 3
В дождливый выходной
Я прячусь в тишине своей квартиры От шума улиц, суеты, людей. Так здорово с коробочкой зефира Мечтать о лете под аллюр дождей.
Грызу как мышь любимые конфеты, С Пушком в обнимку смотрим сериал. Дождинки бьют в окошко рикошетом, От этой дроби даже кот устал!
Ты, осень, не пугай ветрами грозно, Дождусь – утихнет монотонный стон. Задышит город воздухом морозным, Зима изменит надоевший фон
Печальных, неухоженных кварталов, Украсит белоснежной тканью двор... Но капли безнадёжно и устало Ведут свой бесконечный разговор.
Ну, тут даже глумиться как-то не хочется. Обычная атмосферная альбомная минутная зарисовка. Средненький уровень. Настроенческое. На межпортальном, думаю, оценка зависла бы на уровне 5-6 баллов.
=== === === === ===
Команда «Забытые в метро». Автор: Братислава Произведение: 9. Молитва слабого Задание: Бокс (кто-то кого-го ударил) Техника 2, художественная ценность 3
Молитва слабого
Сильный пытается ударить своих дальних, Но бьёт ближнего, наотмашь. Господи, если ты ещё существуешь, дай мне Знак, что ты обо мне помнишь. Я бью кулаком о косяк - вскользь и неловко, Мне не достанется нимба. Господи, если завтра начнётся бомбардировка, Ты же спасёшь за спасибо? Кому признаваться, что я никогда никому не мешаю, Не прелюбодействую, не ворую? Если ударить по одной половине земного шара, Подставит ли он вторую?
В этом что-то есть, но над стилистикой и синтаксисом ещё работать. Автору есть что сказать, но сказать понятно, ёмко и веско пока не получается. Тяжёлые конструкции получаются для аналогий и понимания. Сильный ударяет дальних, но бьёт ближнего. Разобраться можно, но если визуализировать, ерунда какая-то получается. На фоне этого герой переживает, просит знака свыше, что о нём, дескать, помнят, и бьёт кулаком о косяк (зачем-то уточнено, что именно вскользь и неловко). То есть некая сила (вероятно, государство) задумала приморить дальних врагов, но мало-мало промахнулась и врезала по соседу. А может, не сослепу, а по принципу «Бей своих, чтобы чужие боялись». Герой, непонятно какое отношение имеющий к происходящему, пардоньте, мелко истерит, неловко стуча кулачком по косяку и вопрошая у всевышнего знака, что о нём, бедном, помнят. Не «Господи, останови это безумие!», а «Господи, если ты существуешь, дай знак, что помнишь обо мне…», что, пардоньте ещё раз, не молитва и не взывание, а розовые нюни атеиста. Если существуешь, если помнишь… Ну даже если увидит герой некий знак, что его, хорошего такого, помнят, что, легче станет? Но, можно предположить, что вломили как раз по стране, где герой находится. Ну, дык, надо с самого начала увязать одно с другим и не просить у Господа о всяких странностях. «Господи, если завтра начнётся бомбардировка, Ты же спасёшь за спасибо?» Нет, тока за деньги! Ну слабенько, слабенько… К финалу ситуёвина выправляется и стихотворение, в прынцыпе, заканчивается довольно сильно. Но первую половину ещё шлифовать и шлифовать.
=== === === === ===
Команда «Забытые в метро». Автор: Ирина Корнетова Произведение: 10. О высоком Задание: Альпинизм (кто-то покоряет вершину или просто путешествует в горной местности) Техника 3, художественная ценность 2
О высоком
Банкиры, судьи, дирижеры... А мой избранник - альпинист, Который вечно лезет в горы, Но иногда снисходит вниз.
Суров, местами обморожен, Чернобород и белозуб, Он мне является в прихожей, Сжимая верный ледоруб.
Кому-то - смокинги и кейсы Коктейли, клубы, шорох шин... А мне милее эдельвейсы Его заснеженных вершин.
Вот… Собственно, основная тема какая: нафиг банкиров-дирижёров, девичьему сердцу милее «бухгалтер, милый мой бухгалтер»! Тьфу! То исть альпинист, но смысл тот же! Таким образом можно любую профессию воспеть любовно; тыкскызыть, на все случаи дел сердечных. Но стоило ли? Ещё раз: достаточно было упомянуть, что кто-то лезет в гору, а писать, о чём заблагорассудится.
=== === === === ===   Таблица оценок всех судей конкурса (вместе с командным и авторским зачётом):
Максим, спасибо за обзор! Частично с замечаниями согласна. Почему-то по прочтении Ваших обзоров мне частенько хочется объяснять. Помнится, я именно Вас когда-то учила русскую тройку правильно запрягать )) Теперь ещё и по горам лазать научу )))) Спальники туристы сворачивают как можно плотнее, чтобы в рюкзак упихать - получается твёрдый комок. Про ночной мрак: у меня перед глазами чёрный ночной мрак превращается в длинные тёмные синие утренние тени, покрывающие почти всё вокруг. В высоких горах без хороших тёмных очков ходить нельзя совсем: очень яркий искрящийся снег отражает так сильно, что смотреть невозможно и очень вредно. Я могу свою фотку накопать: смотришь со скалы вниз, а там (буквально под ногами) белый пушистый ковёр облаков - шикарный... Про кошку - да, верно. Про пафосность - тоже верно, но ведь я так чувствовала... Про топорщащиеся бергшрунды - да, несколько натянуто... Про прозрачность гор: мы же уже к вершине подходим - если она самая высокая во всей округе, то широкий обзор открыт Про смерть: подъём рискован, но спуск зачастую ещё опаснее, поэтому такой вот знак вопроса
А, ну не убили, и то ладно. Тогда рискну ответить.
На мой взгляд, одним из камней преткновения многих авторов является то, что они частенько не учитывают очень важный фактор - расчёт на целевую аудиторию. Другими словами, рассказывая в стихах о вещах, безусловно понятных автору, не всегда задумываются, а будет ли это понятно читателям? А если будет, то насколько широкому кругу? И верно ли читательский круг истолкует слова, особенно учитывая тот факт, что текст обладает гораздо более скромными возможностями выразительности, чем непосредственное живое общение (например, отсутствуют мимика, жесты, интонация, возможность переспросить или уточнить). Собственно, проблема межличностной коммуникации в литературе этим не исчерпывается. Но хочу ещё раз остановиться на такой частности, как использование специальных терминов или описание того, с чем массовый читатель, возможно, в жизни не сталкивался. А учитывая специфику межпортального, расчёт должен строиться именно на массового читателя. Вот я, к примеру, ни разу не альпинист. Но если автор скажет, что спальник свёрнут в твёрдый комок, я пойму, догадаюсь по контексту, что альпинисты именно так спальники упаковывают. Но в данном случае в твёрдый комок свёрнут сон, именно от него образ строится, а не от спальника. В общем-то, есть много примеров того, как авторы в своём творчестве чётко улавливают, на каком языке обращаться к широкой аудитории. Скажем, песни Высоцкого или Визбора. Но горы ещё более-менее можно представить и описать понятным языком. А если, скажем, автор описывает красоты какого-нибудь экзотичного острова или специфические уникальные достопримечательности? Да, он их видел, но как "показать" из читателю? Тут, в общем, только один способ - использовать известные аналогии. Вспомнил бородатый анекдот на эту тему.
Времена железного занавеса. Рабочий за трудовые заслуги получил от профсоюза путёвку в Париж. Возвращается, а мужики в курилке и говорят, рассказывай, мол, как у них там. Он репу почесал и говрит: - Залезаю я, значит, на Эйфелеву башню. Смотрю налево - ёёёё! Смотрю направо - охренеть можно!!! Мужики: - Ух ты! Красотища какая!
"Про ночной мрак: у меня перед глазами чёрный ночной мрак превращается в длинные тёмные синие утренние тени, покрывающие почти всё вокруг."
Вот, в такой форме подаче восприятие работает очень хорошо, потому что оно последовательное. Вот есть мрак. Представили. Вот он на глазах начинает превращаться в длинные тёмные синие утренние тени. Эпитетов тоже многовато, конечно, но представить можно достаточно легко, что называется, не напрягаясь. То есть информация разбита на два последовательных фрагмента. Но строчку мысленно так разбить не получится, её "приходится" воспринимать как единый информационный массив, поскольку каждое последующее слово жёстко завязано на первое: мрак ночной, мрак длинной тенью, мрак, синея, мрак потёк. "Мрак ночной длинной тенью, синея, протёк." То есть мозг начинает тратит значительные усилия на осмысление написанного, единого информационного массива. А значит, у него останется меньше "резервов" на сопоставление, визуализацию и эмоциональное восприятие, чтобы восхититься и восклинуть: "Ух ты, красотища какая!" Именно по этой причине, чем проще конструкция образа, тем он лучше сработает и "не проскочит мимо" восприятия.
"В высоких горах без хороших тёмных очков ходить нельзя совсем: очень яркий искрящийся снег отражает так сильно, что смотреть невозможно и очень вредно."
А, ну здесь проще гораздо. Я бы посоветовал другой, более точный, эпитет подыскать вместо "усмирён". Это, опять же, с точки зрения восприятия. Что такое "танец искр усмирён". Это значит, что искры (горящие) остались, но перестали двигаться или замедлили движение. А на самом деле искры-то плясать не перестали. Просто тонировка их сделала более тусклыми. Мелочь конечно, но в межпортальном мелочей не бывает.
Если я снимаю очки, то вижу танец искр (они загораются и гаснут в разных местах снежного покрова), а когда одеваю обратно, то они (искры), потемнев, застывают - через очки "танец" не виден совсем - значит усмирён Это, пожалуй, единственный момент, с которым мне захотелось поспорить, а в остальном согласна: конечно, межпортальный конкурс более рассчитан на массового читателя, и это надо учитывать. За анекдот спасибо! А вопрос о массовости и элитарности искусства, на самом деле очень интересен... Но долог и не в рамках таких конкурсов, конечно, Вы правы
Я бы всё таки не стал сейчас выделять критерий элитарности. Потому что вопрос целевой аудитории с качеством самих текстов прямо не связан (по крайней мере, далеко не всегда), а у нас существует определённый стереотип, что массовый - это значит ширпотреб.Это совершенно не обязательно. К примеру, Маршак, Твардовский, Есенин, в конце концов - "массовые" поэты. Но назвать их "ширпотребовскими" язык не повернётся. А Исаковского вообще называли гениальным примитивом за простоту изложения. Мало, кто сейчас знает или помнит, что "Катюша" или, например, "Одинокая гармонь" - это его стихи. Но сами стихи признаны талантливыми людьми самого разного статуса, и "массой", и "элитой".
Максим, в плане простоты восприятия многих талантливых произведений я спорить абсолютно не могу, поскольку эти произведения мне нравятся и мной почитаются )) Меня интересует другой вопрос: 1) в наш век уже давно известен, например, абстракционизм, в разнообразных своих проявлениях, и ещё многие иные течения в искусстве, отклоняющиеся от классических основ; 2) лично к моим предпочтениям относится использование иностранных или научных, устаревших или просто неизвестных мне слов и выражений, за которыми приходится лезть в словари и гугл; 3) вопросы широты мирозоззрения, которые заставляют опять же обращаться в гугл... Качество произведения искусства при этом само по себе не снижается, но оно теряет аудиторию и высоту оценки большинства. Вот об этом мне интересно было бы поговорить и почитать. Но, ещё раз повторюсь: это, конечно, не в рамках вот такого большого командного конкурса. Максим, надеюсь, Вы поняли, что я с Вами в данном случае абсолютно не спорю ) Спокойной ночи ))
Хахххх! Получил истинное Читательское удовольствие. О своем бы сказал именно так, как сказал уважаемый т. Жураторы. В части этого спасибо. Порадовали. Я не юродствую. Одно не понравилось (единственное ). Мне помнится, что веселые пираты заходя в приличное заведение без обиняков заявляли мол слабонервным, членам королевской семьи и беременным женщинам просьба удалиться, а женщинам желающим забеременеть остаться ))). Почто преамбула этого шикарного 3 D действа ограничена? Спасибо.
Нет уж! Сказали: альпинист, хтойта лезет - нате!
Макс, не надо перлодромов, когда такие обзоры есть)
Ну зажёг, знаешь) Явно в ударе был))
Это пока второй обзор конкурса, мной прочитанный, и снова - удовольствие)
Радуете, товарищи судьи!)
Ну... заметьте, не я это предложил! Впереди обзор третьего тура!
Частично с замечаниями согласна. Почему-то по прочтении Ваших обзоров мне частенько хочется объяснять. Помнится, я именно Вас когда-то учила русскую тройку правильно запрягать )) Теперь ещё и по горам лазать научу ))))
Спальники туристы сворачивают как можно плотнее, чтобы в рюкзак упихать - получается твёрдый комок.
Про ночной мрак: у меня перед глазами чёрный ночной мрак превращается в длинные тёмные синие утренние тени, покрывающие почти всё вокруг.
В высоких горах без хороших тёмных очков ходить нельзя совсем: очень яркий искрящийся снег отражает так сильно, что смотреть невозможно и очень вредно.
Я могу свою фотку накопать: смотришь со скалы вниз, а там (буквально под ногами) белый пушистый ковёр облаков - шикарный...
Про кошку - да, верно. Про пафосность - тоже верно, но ведь я так чувствовала...
Про топорщащиеся бергшрунды - да, несколько натянуто...
Про прозрачность гор: мы же уже к вершине подходим - если она самая высокая во всей округе, то широкий обзор открыт
Про смерть: подъём рискован, но спуск зачастую ещё опаснее, поэтому такой вот знак вопроса
На мой взгляд, одним из камней преткновения многих авторов является то, что они частенько не учитывают очень важный фактор - расчёт на целевую аудиторию.
Другими словами, рассказывая в стихах о вещах, безусловно понятных автору, не всегда задумываются, а будет ли это понятно читателям? А если будет, то насколько широкому кругу? И верно ли читательский круг истолкует слова, особенно учитывая тот факт, что текст обладает гораздо более скромными возможностями выразительности, чем непосредственное живое общение (например, отсутствуют мимика, жесты, интонация, возможность переспросить или уточнить). Собственно, проблема межличностной коммуникации в литературе этим не исчерпывается. Но хочу ещё раз остановиться на такой частности, как использование специальных терминов или описание того, с чем массовый читатель, возможно, в жизни не сталкивался. А учитывая специфику межпортального, расчёт должен строиться именно на массового читателя.
Вот я, к примеру, ни разу не альпинист. Но если автор скажет, что спальник свёрнут в твёрдый комок, я пойму, догадаюсь по контексту, что альпинисты именно так спальники упаковывают. Но в данном случае в твёрдый комок свёрнут сон, именно от него образ строится, а не от спальника.
В общем-то, есть много примеров того, как авторы в своём творчестве чётко улавливают, на каком языке обращаться к широкой аудитории. Скажем, песни Высоцкого или Визбора.
Но горы ещё более-менее можно представить и описать понятным языком.
А если, скажем, автор описывает красоты какого-нибудь экзотичного острова или специфические уникальные достопримечательности? Да, он их видел, но как "показать" из читателю? Тут, в общем, только один способ - использовать известные аналогии.
Вспомнил бородатый анекдот на эту тему.
Времена железного занавеса. Рабочий за трудовые заслуги получил от профсоюза путёвку в Париж.
Возвращается, а мужики в курилке и говорят, рассказывай, мол, как у них там. Он репу почесал и говрит:
- Залезаю я, значит, на Эйфелеву башню. Смотрю налево - ёёёё! Смотрю направо - охренеть можно!!!
Мужики:
- Ух ты! Красотища какая!
"Про ночной мрак: у меня перед глазами чёрный ночной мрак превращается в длинные тёмные синие утренние тени, покрывающие почти всё вокруг."
Вот, в такой форме подаче восприятие работает очень хорошо, потому что оно последовательное. Вот есть мрак. Представили. Вот он на глазах начинает превращаться в длинные тёмные синие утренние тени. Эпитетов тоже многовато, конечно, но представить можно достаточно легко, что называется, не напрягаясь. То есть информация разбита на два последовательных фрагмента.
Но строчку мысленно так разбить не получится, её "приходится" воспринимать как единый информационный массив, поскольку каждое последующее слово жёстко завязано на первое: мрак ночной, мрак длинной тенью, мрак, синея, мрак потёк.
"Мрак ночной длинной тенью, синея, протёк."
То есть мозг начинает тратит значительные усилия на осмысление написанного, единого информационного массива. А значит, у него останется меньше "резервов" на сопоставление, визуализацию и эмоциональное восприятие, чтобы восхититься и восклинуть: "Ух ты, красотища какая!" Именно по этой причине, чем проще конструкция образа, тем он лучше сработает и "не проскочит мимо" восприятия.
"В высоких горах без хороших тёмных очков ходить нельзя совсем: очень яркий искрящийся снег отражает так сильно, что смотреть невозможно и очень вредно."
А, ну здесь проще гораздо. Я бы посоветовал другой, более точный, эпитет подыскать вместо "усмирён".
Это, опять же, с точки зрения восприятия. Что такое "танец искр усмирён". Это значит, что искры (горящие) остались, но перестали двигаться или замедлили движение. А на самом деле искры-то плясать не перестали. Просто тонировка их сделала более тусклыми. Мелочь конечно, но в межпортальном мелочей не бывает.
Это, пожалуй, единственный момент, с которым мне захотелось поспорить, а в остальном согласна: конечно, межпортальный конкурс более рассчитан на массового читателя, и это надо учитывать.
За анекдот спасибо!
А вопрос о массовости и элитарности искусства, на самом деле очень интересен... Но долог и не в рамках таких конкурсов, конечно, Вы правы
Потому что вопрос целевой аудитории с качеством самих текстов прямо не связан (по крайней мере, далеко не всегда), а у нас существует определённый стереотип, что массовый - это значит ширпотреб.Это совершенно не обязательно. К примеру, Маршак, Твардовский, Есенин, в конце концов - "массовые" поэты. Но назвать их "ширпотребовскими" язык не повернётся. А Исаковского вообще называли гениальным примитивом за простоту изложения. Мало, кто сейчас знает или помнит, что "Катюша" или, например, "Одинокая гармонь" - это его стихи. Но сами стихи признаны талантливыми людьми самого разного статуса, и "массой", и "элитой".
Меня интересует другой вопрос: 1) в наш век уже давно известен, например, абстракционизм, в разнообразных своих проявлениях, и ещё многие иные течения в искусстве, отклоняющиеся от классических основ; 2) лично к моим предпочтениям относится использование иностранных или научных, устаревших или просто неизвестных мне слов и выражений, за которыми приходится лезть в словари и гугл; 3) вопросы широты мирозоззрения, которые заставляют опять же обращаться в гугл... Качество произведения искусства при этом само по себе не снижается, но оно теряет аудиторию и высоту оценки большинства. Вот об этом мне интересно было бы поговорить и почитать. Но, ещё раз повторюсь: это, конечно, не в рамках вот такого большого командного конкурса. Максим, надеюсь, Вы поняли, что я с Вами в данном случае абсолютно не спорю ) Спокойной ночи ))
Я тоже не спорю, просто тема интересная.
Одно не понравилось (единственное ). Мне помнится, что веселые пираты заходя в приличное
заведение без обиняков заявляли мол слабонервным, членам королевской семьи и беременным женщинам просьба удалиться, а женщинам желающим забеременеть остаться ))).
Почто преамбула этого шикарного 3 D действа ограничена? Спасибо.
Забеременеть, говорите? Да куды там! Я уже ушёл из большого секаса на тренерскую работу. Учу авторов доставлять читателям литературный оргазм.
Но читать обзоры в таком ключе интересно всем, за исключением участников:))