Комментарий ведущего: судьи оценивали стихотворения по анонимному файлу, имена и названия команд добавлены мной во время подготвки обзора к публикации.
=== === === === ===
Команда «Песочница». Автор: maarv Произведение: 1. Ёжик под скатертью Задание: Петух (кто-то встаёт рано утром) Техника 2, художественная ценность 2
Ёжик под скатертью
Первый луч сквозь мороз пробивается. Тёплый сон свёрнут в спальник и в твёрдый комок. По предгорьям скалистой красавицы Мрак ночной длинной тенью, синея, протёк.
Небо ясно, и снег ослепителен, Танец искр усмирён тонировкой очков. Вниз смотрю, как пилот истребителя - Под ногами вспухает ковёр облаков.
Кошку - в лёд, и нависну над пропастью, Не позволив мне страхами сердце сковать. Вверх-вперёд равномерно протопаю, Как паук, по блестящей канве рукава.
Сарафан, бриллиантами вышитый, Шляпка мило топорщит бергшрундов поля. Не пугай ветра взмахами - тише ты: К "паучкам" будь поласковей, бурь не суля.
Высота - крепким ветром обглодана, Нет преград для обзора, куда ни гляди - Пики гор в ледниках верноподданных Прячут смерть, что осталась у нас позади..?
Стой, мгновенье! Не зря силы тратили, По утрам поднимаясь ни свет ни заря: Вот он, мир - словно ёжик под скатертью. Небо дремлет, забросив в горах якоря.
Интригующее название! И образ ежика под скатертью, несомненно, авторский, свежий. Но, честно говоря, представить горный пейзаж в виде ежика (а особенно под скатертью!) мне было трудновато.. Все-таки иглы у ежей расположены куда более компактно, чем пики горных вершин, а скатерть все эти иглы сгладила бы до ровненького холмика. Прошу прощения у автора за подобное препарирование образа, думаю, что кому-то он может и придется по душе ))
Ритмически стих тяжеловат. Анапест (полагаю, что он) с множеством сверхсхемных ударений заставляет буквально продираться сквозь текст. А на слове «бергшруды» я не только споткнулась, но и пошла в гугл за помощью. Но разобраться со смыслом строки помог он не особенно.. Что за «шляпка мило топорщит» поля трещин на поле ледника, осталось для меня загадкой. Понадобилось перечитать и следующие строки, чтобы сообразить, кто такие «паучки» и к кому ЛГ обращается с просьбой быть к этим паучкам поласковей. И финальная строка не порадовала четкостью формулировки. Все-таки якоря бросают, а не забрасывают, иначе получается такие заброшенные\покинутые\забытые якоря.
Понравились многие рифмы, особенно хороша "вышитый – тише ты". Понравилась высота, которая крепким ветром обглодана, и верноподданные ледники. К пунктуации есть вопросы.
=== === === === ===
Команда «Песочница». Автор: Маргарита Шмерлинг Произведение: 2. *** ("Ползучесть у меня в крови…") Задание: Змея (кто-то ползёт) Техника 2, художественная ценность 1
* * *
Ползучесть у меня в крови, я с детства ползаю привычно, пусть это не всегда прилично, - плевать, поскольку – с'est la vie.
Ползком встаю, ложусь ползком, и на работу, как на праздник, ползу… Пусть пялятся и дразнят, суть горести моей не в том.
Хочу туда, где тишь и сушь, жара, песок. И там я буду свободен. Стану Шаи-Хулудом. Или не стану… Там решу.
Призрак Дюны возник совершенно неожиданно и этим понравился. Правда, строку про него приходится читать, проглатывая один слог (Шай-Хулудом), чтобы ползти в заданном ритме, но ведь змеи не спотыкаются, да? )) Шуршаще-свистящая звукопись в последнем катрене тоже хорошее впечатление производит. А вот рифма "привычно-прилично", на мой вкус, в таком небольшом тексте «прилична» не очень. Еще задумалась, насколько органичны переносы (особенно резким он показался в финальном катрене). Все же при таком ЛГ настраиваешься на что-то более плавное ритмически. Впрочем, это весьма субъективно, и я не настаиваю.
Лишним показался один знак после «прилично». Достаточно было бы или запятой, или тире.
Да, и вставать «ползком» это почти как ползти стоя… что-то тут с сочетабельностью этих действий сложно для меня, простите )
Послевкусие от стиха сложное… скорее, неприятное. Наверное, это от стойких ассоциаций с инвалидностью ЛГ, а особенно с тем, как это обыграно. Но это тоже чисто личное.
=== === === === ===
Команда «Забытые в метро». Автор: Aleker Произведение: 3. Прыжок в небо Задание: Прыжки (кто-то прыгает) Техника 2, художественная ценность 2
Прыжок в небо
Оттолкнуться и прыгнуть, коснуться рукой потолка. Показаться себе исполином огромного роста. И смотреть как прохожих рассыпалось мелкое просо, Да машины-жуки сквозь туманы считать свысока.
Разбежаться и прыгнуть, ступив за пределы окна. Но упасть не на землю, а слиться с малиновой тучей. Оседлать/покорить/одолеть этот морок летучий, И продолжить полёт, утеплившись перинами сна.
После прыгнуть опять, и слегка потянуть за луну. Чтоб казалась уже не серпом, а наполненной чашей. И просыплется звёздная пыль над околицей нашей, И вернёт хоть на час позабытую с детства весну.
Да, название настраивает читателя на прыжок под открытым небом, не в помещении. Но. В первом катрене ЛГ прыгает и касается рукой потолка, т.е. здесь считывается прыжок в замкнутом пространстве, прыжок до потолка, не выше. И тогда не сразу понимаешь, откуда мелкое просо прохожих и тем более подсчет машин «сквозь туманы… свысока». Не сложилась картинка, к сожалению.
Исполин «огромного роста» - тавтология.
Перины сна и утепление ими в контексте столь необычных прыжков показались странными. На мой взгляд, логичнее было бы, если б ЛГ все же бодрствовал, переживая такое замечательное приключение.
Задумалась над правомерностью словосочетания «позабытую с детства весну». С детства можно что-то помнить, а вот позабыть с детства… Для финальной строки такая формулировка не слишком выигрышна. Кстати, околица у меня в общую картинку тоже не уложилась, до этого пейзаж виделся, скорее, городским (мелкое просо прохожих, машины-жуки).
И с пунктуацией немало проблем.
А вот настроение в стихе легкое, приятное (хотя сама тема прыжков в небо не нова). И фрагмент про луну понравился.
=== === === === ===
Команда «Забытые в метро». Автор: Николай Агальцов Произведение: 4. Скачки Задание: Конный спорт (кто-то скачет/едет на лошади) Оценка соответствия теме (да/нет): нет Техника 2, художественная ценность 0
Скачки
Строчки ложатся шустро - но не в роман, не в повесть: я сочиняю утро - утро в деревне то есть...
Солнце тепло копило; нынче, как Танин мячик, радуется светило - скачет по небу, скачет.
Вон в огороде кепка - дед там идёт по следу; он не сажает репку... Эх, на коня бы деду!
Навоевался, хватит... Дед рассудил иначе - и - на хромой лопате к лесу козлёнком скачет.
Внучка читает мантры на золотом крылечке; бабка готовит завтрак - хлебы сажает в печку.
Мечет на стол картошку, лук и грибы в придачу, на пол песку немножко - и по избёнке скачет.
Жучки и кошки нету, мышки - и той не стало: померли прошлым летом - видно, скакали мало.
Что-то ещё там было... Ржание - сила, - значит, конь оседлал кобылу - скачет, ретивый, скачет...
Ну, что сказать… Лично мне такой юмор не по душе. Да и с логикой действий у персонажей не все понятно. А к выбранной теме все эти действия имеют лишь косвенное отношение, во всяком случае, я не увидела, кто же здесь в прямом смысле слова скачет/едет на лошади. Единственный, на мой взгляд, плюс у текста – правильно подобранный ритм.
=== === === === ===
Команда «Песочница». Автор: Георгий Волжанин Произведение: 5. Пугать, что не любить… Задание: Тигр (кто-то кого-то пугает) Техника 2, художественная ценность 2
Пугать, что не любить...
Не напугаешь - что поймешь? И в кризисе непостоянства Не признающие препятствий, Мы ненавидим фальшь и ложь. Кричим безумные слова - Кошмарна тяжесть обвинений. Потерянный, стою у стенки, А хочется - поцеловать.
Ты обвиняешь битый час. Не обедняй того пространства Где - словно два протуберанца Не стоит за двоих кричать.
Не отпущу, но ты уйдешь, Неслышно, тенью безутешной. Мне темнотой бродить кромешной, Губами собирая дождь, Переходящий в мокрый снег, Не тающий в сырых ботинках. Окончился наш поединок (Ушло - пропало, как во сне).
На ощупь - нахожу следы. Хватаю чувственную малость, Топчу небесные кристаллы, Бегу. Поземка словно дым... И нагоняю. Я и ты, И город, поседевший гривой Кустов, деревьев, терпеливо Встречает нас из темноты... И снова время - по черте Отсчета судеб и мгновений. Слова коленопреклонений - Святой водой на сто чертей.
Ты не уйдешь, нет - не уйдешь. Для нас, заведомо блаженных, Не нужен ливень откровений. Пугать, что не любить, грешно.
«Не отпущу, но ты уйдешь». Какая знакомая по первому туру тренировки фраза! ))
Удивила разбивка на строфы, логика в ней просматривается с трудом (этапы описанной ссоры персонажей?). "Обвинений-стенки", на мой вкус, не рифма. И финальная "уйдешь-грешно" тоже, что даже более критично, ибо финал. В ритмическом рисунке мешают сбои из-за неаккуратно расставленных пиррихиев.
По смыслу строк тоже есть вопросы. ЛГ, который стоит у стенки, и ему хочется поцеловать – что? Стенку? Никаких других персонажей к этому моменту еще не было обозначено, лишь обобщенное «мы», в котором трудно разглядеть влюбленную пару. Фраза про протуберанцы для меня полностью непонятна. Получается, что это протуберанцам не стоит кричать за двоих. Очень странно выглядит ЛГ, собирающий губами дождь, который потом переходит в снег и после этого не тает в ботинках. Что делает время «по черте отсчета судеб и мгновений», мне тоже не понятно, здесь явно не хватает какого-то глагола. И еще более непонятна следующая фраза: «Слова коленопреклонений - Святой водой на сто чертей». Разве у коленопреклонений бывают слова?
Формулировка финальной строки допускает два смысла: пугать грешно так же, как и не любить. Или: кто-то пугает, что грешно не любить. А в начале стиха заявлено, что пугать – надо, без этого и не поймешь.. Во всяком случае, в тему автор вписался.
=== === === === ===
Команда «Песочница». Автор: Татьяна Смирновская Произведение: 6. Неправильный Задание: Орёл (кто-то летит - можно на чём-то, к примеру, на самолёте) Техника 3, художественная ценность 4
Неправильный
Уже от водки почти за гранью, всех стадий боли порог пройдя, я пил за здравие этой дряни, чтоб легче было уйти к чертям. Явился чёрт, но в испуге скрылся: влетел в окно светлый ангел-князь: на спинку стула повесил крылья, и сел напротив, слегка двоясь. Ему б клеймить, жалить словом терпким и плакать горестно: «Отрекись!», а он сидел, отвернувшись к стенке, молчал, всем правилам вопреки. Лишь, провожая тяжёлым взглядом меня, ползущего на карниз, спросил с издёвкой: «А крылья надо? Могу подбросить бесплатно вниз!» А я в ответ: «Слушай, ты, хранитель, зачем хранил меня до сих пор? Теперь не надо вас, извините!» Сказал: «Адью!» - и шагнул за борт. И стёрлась разница между нами: как лист к земле я летел-кружил, а он кричал мне: «Прости, не знаю, что хуже - ад или эта жизнь...»
Интересное, да. Хотя подобная ситуация описывалась не раз, лично мне тема не надоедает. И нерв в тексте есть. А вот в персонажах я слегка запуталась.. За здравие какой «дряни» пил ЛГ? возлюбленной? Не хочется же думать, что речь идет о водке или о боли. С чертом все понятно (непонятно только, зачем в предложении дважды проставлено двоеточие), а вот ангел-князь вызывает вопросы. Все-таки первой ассоциацией к князю в подобном контексте возникает князь тьмы или князь мира сего, т.е. сущность дьявольского порядка. А тут вдруг ангел… Неправильный, одно слово ))) Реплики ангела тож заставили задуматься: «А крылья надо? Могу подбросить бесплатно вниз!» По-моему, точнее звучало бы: а крыльев не надо? Или: а крылья нужны? Хотя момент тонкий, ага ) И глагол «подбросить» сходу хочется отнести к крыльям ) потом только понимаешь, что здесь предлагаются «услуги таксиста».
Четкий и динамичный ритм логаэда местами портят сверхсхемные ударения, особенно некрасиво выпирает «зачем хранил мЕня до сих пор». Тяжеловаты стыки «отвернувшиСЬ К СТенке», «как лиСТ К Земле». Вроде бы мелочи, но застреваешь.
Хотела бы дать произведению дополнительный балл, но, к сожалению, нельзя.
=== === === === ===
Команда «Забытые в метро». Автор: Александр Коковихин Произведение: 7. Персонаж Задание: Стрелковый спорт (кто-то стреляет) Техника 3, художественная ценность 2
Персонаж
Из книги выпавший герой в меня стреляет из-за двери. Я прокричал ему, что свой. Но он "своим" давно не верит.
Подруга даже предаёт. Кругом враги. Покрошат в силос. Попал бедняга в переплёт, а я из переплёта вытряс.
"Кончай шуметь. Разбудишь дочь. Уже соседи всполошились..." Ну чем бойцу я мог помочь? Не автор и не Брюс Уиллис.
Пошли б на кухню. Выпить есть. Я подогрел бы макароны... Но он обратно в книгу влез, пока не кончились патроны.
Игра слов с попаданием в переплет очень понравилась. Но, пожалуй, это и все. "Макароны-патроны" в финале заставляют думать о подрифмовке, да простит меня автор. И те же мысли, когда читаешь про подругу, которая, получается, неоднократно предает. Вскользь упомянутое вытрясывание персонажа из книги как-то неубедительно. Ну, если он вдруг выпал – это да, а что его прям-таки вытрясли... злонамеренное такое действие получается )) В финальной фразе задумалась над словосочетанием «влез, пока не кончились патроны». По смыслу здесь: влез обратно в книгу, пока еще остались патроны. Но авторская формулировка заставляет думать, что персонаж лез в книгу до тех пор, пока патроны не кончились. Впрочем, в шутливом стихе допустимы разные вольности )) В целом забавно, да. И мне кажется, я знаю, кто любит рассказывать такие истории )
=== === === === ===
Команда «Песочница». Автор: Впленуиллюзий Произведение: 8. В дождливый выходной Задание: Мышь (кто-то прячется) Техника 2, художественная ценность 1
В дождливый выходной
Я прячусь в тишине своей квартиры От шума улиц, суеты, людей. Так здорово с коробочкой зефира Мечтать о лете под аллюр дождей.
Грызу как мышь любимые конфеты, С Пушком в обнимку смотрим сериал. Дождинки бьют в окошко рикошетом, От этой дроби даже кот устал!
Ты, осень, не пугай ветрами грозно, Дождусь – утихнет монотонный стон. Задышит город воздухом морозным, Зима изменит надоевший фон
Печальных, неухоженных кварталов, Украсит белоснежной тканью двор... Но капли безнадёжно и устало Ведут свой бесконечный разговор.
Сначала подумала, что для раскрытия темы маловато единственного упоминания, что ЛГ прячется в квартире. Это стихотворение, скорее, про ожидание (зимы, иного настроения и т.д.). Ну да ладно ))
Пятистопный ямб, опорные стопы – нечетные, пиррихии на них считываются как ритмические сбои. Самые из них некрасивые: «От шума улиц, сУеты, людей» и «Зима изменит нАдоевший фон». И еще ударная клитика здесь: Мечтать о лете пОд аллюр дождей. Аллюр дождей – весьма спорный образ, тем более, что в следующей строке с дождем будет ассоциироваться уже стрелковая тематика (рикошет, дробью который). А в первых двух строках получается, что ЛГ прячется не только от шума улиц, но и от шума суеты, а если на слух, то и от суеты людей. Появление в тексте сначала клички животного, без пояснений, что это кот, вызывает недоумение. Было бы правильнее сначала упомянуть про кота, а уже потом сказать, что это Пушок.
Неудачным показался строфный перенос перед финальным катреном. Ну, и штампы мешают получить удовольствие от стиха. А в целом милый, весь такой женский или девичий стих... но, к сожалению, забывается сразу после прочтения, простите, автор! Сама грешу такими же вещами ))
=== === === === ===
Команда «Забытые в метро». Автор: Братислава Произведение: 9. Молитва слабого Задание: Бокс (кто-то кого-го ударил) Техника 4, художественная ценность 4 Доп. оценка "Относительно всех": +2
Молитва слабого
Сильный пытается ударить своих дальних, Но бьёт ближнего, наотмашь. Господи, если ты ещё существуешь, дай мне Знак, что ты обо мне помнишь. Я бью кулаком о косяк - вскользь и неловко, Мне не достанется нимба. Господи, если завтра начнётся бомбардировка, Ты же спасёшь за спасибо? Кому признаваться, что я никогда никому не мешаю, Не прелюбодействую, не ворую? Если ударить по одной половине земного шара, Подставит ли он вторую?
Шикарный финал! Из таких, что уже не забываются. Необычная ритмика, интересные рифмы. Фонетически и по смыслу тяжеловата строка: «Я бью кулаком о косяк - вскользь и неловко». А в этой строке: «Кому признаваться, что я никогда никому не мешаю» - глаз зацепился за «кому… никому…». Мелочи, конечно. Дополнительных два балла от меня )
=== === === === ===
Команда «Забытые в метро». Автор: Ирина Корнетова Произведение: 10. О высоком Задание: Альпинизм (кто-то покоряет вершину или просто путешествует в горной местности) Техника 4, художественная ценность 4 Доп. оценка "Относительно всех": +1
О высоком
Банкиры, судьи, дирижеры... А мой избранник - альпинист, Который вечно лезет в горы, Но иногда снисходит вниз.
Суров, местами обморожен, Чернобород и белозуб, Он мне является в прихожей, Сжимая верный ледоруб.
Кому-то - смокинги и кейсы Коктейли, клубы, шорох шин... А мне милее эдельвейсы Его заснеженных вершин.
Тот самый случай, когда просто и хорошо. И тема на месте, и техника не отвлекает от приятного чтения. И тоже подозреваю авторство ) Мой дополнительный балл.
=== === === === ===   Таблица оценок всех судей конкурса (вместе с командным и авторским зачётом):
Люся, пасип За князя и мЕня я знала, что отвечу... вот всем и отвечаю %))) Дрянь, тако же многими отмеченную, не отдам Потому что это неважно Это фишка такая - хочешь, водка, хочешь ещё что Стыки - да, не красят... Но, наверное, уже оставлю: привыкла я к ним
Таня, да понимаю, что ты многое и сама прекрасно видела )) в любом случае, интересный вышел стих, а значит, тренировались-то не зря! к межпорталу будете в полной боевой, такскзать ))
а я поняла, что дрянь это как раз тот... ну, который "князь"))) Плохо к нему ЛГ относится, потому что и он, очевидно, не слишком ради него утруждался. Все поняли по-разному))
и ответственности меньше )))
мне кажется, всё зависит от качества того и другого.
можно выложиться на обоих фронтах)
а вообще, у кого под что мозг заточен)
Дрянь, тако же многими отмеченную, не отдам Потому что это неважно Это фишка такая - хочешь, водка, хочешь ещё что Стыки - да, не красят... Но, наверное, уже оставлю: привыкла я к ним
Все поняли по-разному))