Ни для кого не секрет, что современная малая проза давно и прочно превратилась в коллективную историю психических заболеваний и фобий. Каждый, кто с пятого на десятое выучил букварь, стремится поведать миру свою кармическую философию. Чего только ни прочтешь в «откровениях» лиц, перещеголявших и Булгакова, и Довлатова в своем могучем воображении! Поэтому скачивая с Литреса сборник рассказов Ларисы Логиновой «Записки на оконном стекле», я не мог отделаться от подспудного ожидания очередных «простых и прекрасных истин, доступных не каждому». Увы, «опыт – сын ошибок трудных» учит нас, что одно дело сетература на сайте, где авторский процесс идет в непосредственном взаимодействии с читателем, а потому несет отпечаток коллективного разумного, и совсем иное – произведение, отпущенное в самостоятельную жизнь. Когда книга сдана распространителю – автор «умер» и что сказано, то сказано. Я был приятно удивлен и обрадован, когда с первых строк погрузился в столь приятный моему консервативному сердцу отголосок Акутагавы Рюноскэ. Нет-нет, стиль Ларисы Логиновой вполне самостоятелен, сформирован и достаточно выписан, чтобы быть стилем именно Логиновой, но манера уважительного общения с читателем, понимание границы личной компетенции – все в духе моей любимой прозы японского психологизма. На Востоке не принято снимать штаны и показывать читателю всю правду. Предполагается, что читатель и сам по себе в курсе тонкостей бытия, раз он как-то дожил до своего возраста. Восток не шокирует, он сообщает и приобщает, хотя кое-что, из того, к чему приобщает Восток, европейца повергает в шок. Лариса Логинова тоже умеет приобщить читателя к сторонам бытия, о которых принято умалчивать, просто, спокойно и без надрывной истерики, ставшей непременным атрибутом современной прозы . В современном мире нравственность и духовность весьма не в моде. Их успешно заменили конформизм и мракобесие. В прозе Логиновой все иначе. Лариса исследует довольно банальную, но успешно забытую ныне вещь, - что такое быть нравственным человеком? Не одиозным полудурком, готовым жечь и калечить все и вся во имя идеи, которой он одержим. А именно нравственным человеком. Человеком, который совершает подвиг уже тем, что просто живет. Человеком, который способен заглянуть в себя и найти там не кучку животных инстинктов, сдобренных газетными штампами, а нечто человеческое. Сейчас в литературе поистине звериный тренд: убей, затопчи, отними, заставь все и вся подчиняться тебе. Это, в той или иной форме, главная идея десятков произведений, выходящих из-под борзого пера прозаиков 21 столетия. На литературных тусовках частенько любили постебать издательства «Армаду» и «Эксмо» за любовь к графоманам, но мало кто задумывался о той мощи апологетики антигуманизма и невежества, что было выпущено коммерческой рукой этих успешных компаний. «Ничего личного, только бизнес». Я не буду говорить о том, что идея, воплощенная в литературную форму, воздействует на сознание гораздо сильнее, чем любая лекция или религиозная проповедь. Это факт известный и повсеместно игнорируемый. А ведь вам же, почтенные, в этом обществе жить дальше – учитесь стрельбе и ножевому бою. Пригодится. Ну, или читайте Ларису Логинову и пытайтесь отделить в себе человека от гориллы. Волосы и клыки – то отрастают быстро. ««Нужно любить чужих детей так же, как и своих»… Еще полгода назад я свято в это верила. Я спорила до хрипоты в реальной жизни и на форумах в интернете, доказывая, что именно так должен поступать настоящий человек. Особенно – женщина и мать!»(с «Последняя ампула») Жизнь оказалась сложнее идеи. Или – или. Героиня выбрала своего ребенка. Кто-то осудит, кто-то радостно потрет лапки: «что я говорил! Своя рубашка ближе к телу». Угу. Есть один нюанс, до того, как сделать выбор, врач проигнорировала одно маленькое, но заманчивое предложение: поторговать жизнью. Продать заветное лекарство и неплохо наживиться, раз есть спрос. Ничего, что в реальности любимые доктора поступают наоборот? Не все. Но изрядному большинству даже в голову не придёт комплексовать, если можно сделать деньги на чужой нужде, а уж выбор мое или чье-то не стоИт даже в теории. Реальный доктор придушит любого ребенка ради себя любимого. Даже своего собственного. Что? Не согласны? Вы еще не сталкивались. Обыватель всезнающ строго до того момента, пока его самого не коснется беда. А потом куда девается лоск цивилизации? Герой Ларисы - обыватель, способный хотя бы сделать первый шаг к тому, чтобы стать чем-то большим, чем облысевшая обезьяна. Он способен сдержать низменный соблазн и раскаяться в содеянном. Это много, дорогие литсетяне. Как показывает практический опыт, никто и никогда из тех, кто почувствовал собственное превосходство, не признает свою вину. Даже напрямую уличенный он разразится вариантом изумительной цитаты одного нашего сосайтника: «если даже я неправ, то я более прав, чем вы». Я и не говорю о раскаянии – даже извинения редкость, подобная бриллиантам. Зло, мелочное и осознанное, совершается мимоходом, как нечто само собой разумеющееся. Совесть, порядочность, честность – все инструменты, которыми можно и нужно жонглировать. Меня обидели – как вам не стыдно! Я сделал гадость – что тут такого? «Спасаю тебя» как раз подробно описывает, как резко меняется мировоззрение человека, когда лично он сталкивается со злом, обращенным в его адрес. Оказывается, содержание библейских притч вовсе не ханжество и отсталость. Оказывается, человек резко начинает мыслить и поступать в соответствии с давным-давно обретенными рецептами. Куда девается толерантность, умение постигать скрытые смыслы и быть выше простецкой обыденности? Оказывается, самый «философичнейший» из величайших жаждет божьего суда по средневековым понятиям. Лариса Логинова не боится острых вопросов, но не насилует читателя скабрезными пошлостями. В ее художественном мире все по-взрослому выверено, осознанно и глубоко. К прочтению рекомендуется.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:
Граф, вы что-то со мной такое делаете...неописуемое! Очень тонко подметили многие моменты. Прозу и стихи Ларисы уважаю безмерно. А ханжество и лицемерие не терплю с детства. Отличный обзор очень достойного автора!
Граф, поклон тебе за эту статью! Много раз натыкалась на придурков-ханжей, пытающихся высказать своё "фэ" Ларисе, совершенно не вдумываясь, пройдя по верхам, путая подачу и тему. Да бог с ними! А ты молодец!
Граф, спасибо Вам за прекрасный подарок к Новому году. Пожалуй, именно сейчас это для меня важнее, чем когда-либо, потому что реал оставляет очень мало времени и сил на творчество. И чертовски приятно узнать, что, по-вашему мнению, моя писанина все же чего-то стоит. Правда с японской прозой я пока что не подружилась и штаны с героев периодически снимаю - есть такое грех, но... Недосказанность далеко не всегда хороша, как мне кажется. Иногда просто необходимо называть вещи своими именами, чтобы не было двусмысленности. А в упомянутом Вами сборнике я просто хотела показать ситуации, в которых очень сложно остаться правильным и следовать популярному нынче гуманизму. Как говорил один из моих героев: "Легко быть честным, когда нет необходимости врать". Как-то так. На этом и стою. Еще раз спасибо Вам за рецензию.
Я бы заметил, что ваши герои снимают штаны сами и делают это уместно, что и отличает их от героев, например, г-на Мухина. Кстати, это лишь общий обзор. Я написал его довольно давно, но руки дошли только на праздниках. Потом будет еще небольшой анализ одного из рассказов. Если успею - планы генеральские, а праздники проходят быстро. Боюсь, даже выложить старое не получится все, что хотел. Реал...Такой-то реал.
Очень тонко подметили многие моменты. Прозу и стихи Ларисы уважаю безмерно.
А ханжество и лицемерие не терплю с детства.
Отличный обзор очень достойного автора!
Правда с японской прозой я пока что не подружилась и штаны с героев периодически снимаю - есть такое грех, но... Недосказанность далеко не всегда хороша, как мне кажется. Иногда просто необходимо называть вещи своими именами, чтобы не было двусмысленности. А в упомянутом Вами сборнике я просто хотела показать ситуации, в которых очень сложно остаться правильным и следовать популярному нынче гуманизму. Как говорил один из моих героев: "Легко быть честным, когда нет необходимости врать". Как-то так. На этом и стою.
Еще раз спасибо Вам за рецензию.
вкусно
сто процентов буду читать
вот какие аннотации нужно писать к книжкам))
спасибо за анонс, Берг))