Здравствуйте. Для себя выделил следующие работы, которые прошли через Прокрустово ложе моего чувства прекрасного. Я не претендую на роль серьезного критика, но попытаюсь высказать свое мнение по поводу работ, как вдумчивого читателя. Не сказать, что было для себя просто выбрать свой топ стихотворений, но все же:
Категория 3 балла:
20. Люблю
У меня семья, работа, дети, в сумке книга, два карандаша. У него экзамены, и ветер бродит по квартире не спеша; старый комп, студенческое ложе, в чашке кофе стынут облака, сто рублей в кармане и, похоже, больше не предвидится пока. Он в любой огонь, не зная броду, сунется и выйдет из огня. У него событий за полгода, как за век, пожалуй, у меня. Плюнув на шаблоны, своды, ГОСТы, если счастье сводится к нулю, он на каждом встречном перекрестке пишет мне короткое «люблю». А потом посыльный из неробких или из стыдливых, всё равно, мне вручает трюфели в коробке, или приглашение в кино. Мы идем украдкой, боже святый– встретиться знакомым на пути. Пахнет поцелуй холодной мятой, сорванной в июльские дожди. Сладость разливается по коже, путаются мерные шаги. Он на восемь лет меня моложе. Восемь лет, зачеркнутых другим.
Поднята тема мезальянса, что добавляет стихотворению живости, оригинальности. Нашел логические несостыковки, правда. У него в кармане сто рублей, но тем не менее, посыльный присылает трюфели в коробке и приглашения в кино. И еще – поднимается протестный дух (плюнув на шаблоны, своды ГОСТы) – и тут же перечеркивается (мы идем украдкой, боже святый). Но, с другой стороны, противоречивость стиха оправдывается темой мезальянса, сложностью чувств. Понравилась ритмика, простая, но, на мой взгляд, соответствует содержанию.
8. «Любовь нечаянно нагрянет…»
«…Стоит выпить за наш удел: За свободную нелюбовь!» Андрей Бычков
«Любовь нечаянно нагрянет» - итог один в конце концов. На историческом экране Шекспир, Утёсов, Зеленцов и посетители порталов, ЛИТО, театров и бистро в своих творениях немало поддались чарам этих строк и, не считая плагиатом, их повторяли вновь и вновь, провозглашая: «Всех когда-то ждёт мир с названием «Любовь»!»
На это раз, забыв про скромность, и я, бесславный рифмоплёт, хочу ворваться в мир огромный, где ярок день, высок полёт, «где на неведомых дорожках - следы невиданных зверей…», где всем Ассолям непреложно, дан Богом персональный Грэй, где даже в пик февральской стужи весенних чувств в душе игра, где каждый скромный тихий ужин с любимой – тёплый светлый рай, где даже быт в проблемах разных любим и где – журавль в руках, где понимаешь: жизнь прекрасна, но невозможно коротка…
А ты любви пока не встретил? Смелей навстречу ей плыви… Любви для всех сполна на свете…
Но… о свободной нелюбви ты речь завёл и с вдохновеньем, как умудрённый ловелас, пропагандируешь мгновенья, где нелюбимых жизнь свела… Скажи: «Чего живёшь ты ради?» Ведь каждый день и час любой невыносимо жалко тратить… на нелюбовь.
Автор угодил длинной строкой, это моя личная слабость, внутренняя рифма помогает восприятию. Вслух очень легко читалось стихотворение, понравилось, как звучит. Задета и движущая тема любви в творчестве, и противопоставление «любовь – нелюбовь», что оставляет определенное мысленное послевкусие после прочтения «на подумать». Местами автор самоироничен, что тоже мне импонирует.
11. Разговор
— Вы улыбаетесь так чисто, как ребёнок. — А Вы разговариваете так спокойно, как будто мы никогда не умрём. — Не умрёте, — они обернулись и увидели ангела смерти, — пока будет длиться ваш разговор. "Тайны любви" (д/ф, 2009)
Растекалась ночь бузинной патокой, таял облаков медовый дым... Что казалось диким, сложным, патовым, стало разрешимым и ручным, солнечной пылинкой улетучилась глыбовая тяжесть на душе. Вместо взгляда боязно-колючего - глупая улыбка до ушей. Шёпотом сердец вливалась магия в медленный любовный разговор... Легче крыльев бабочки подрагивал голос у меня... и у него. Он такой... А впрочем, долго хвастаться - больше, чем осталось нежных дней до прихода смерти-перехватчицы... Он - всего дороже, всех родней. Мудростью детей и небожителей наделённый, он всегда готов рассказать о чём-то удивительном, тонко избегая голых слов, пафосных цитат и громких возгласов, пошлости абсурдно-цирковой...
Я бы до последних вздохов космоса слушала и слушала его.
Есть красивые и интересные образы в стихотворении, которые соответствую его лирическому настрою. Так интересно обыграна народная мудрость «Женщина любит ушами». Я бы выбрал эту поговорку лейтмотивом стихотворения. Легкий ритм, легкое и простое для восприятия стихотворение.
Категория 5 баллов:
12. Перерождение
Жаждой иссушенный, в лаве забвения, голос твой слышится хрипом отчаянья. Все невозможности прежнего времени в новом отринуты. Блуд и раскаянье, истин лоскутности, скомканы верою без сожаления. Йога* закончена. Незачем складывать штабелем заново переживаний переживания. То, что тянуло "когда-то" в "когда-нибудь" тёплым дыханием нас отогрело, в нежных ладонях уберегло, перенесло от запруды к источнику. Имя своё не услышишь, развеялось. В бездну его. Полуматерия из полусумрака сквозь полусвет в бессознательном сне... мнились так долго друг другу, мерещились... и затерялись в инертном движении. Запах зизифуса, нами намоленый, тонкими нитями верного опыта стягивал вечности - наши пути. Помнить не надо. Вдохни, ощути. Память беснуется поздними вспышками, скрип искажения в буйстве агонии. В ней, в общей памяти, клятвы смыкаются с новой реальностью. Всё, что казалось рассудку утраченным, преждерождённым явилось теперь. Ты мне судьбою дарована ранее. Даром ответным себя приношу. Дар мой прими. Обоюдность любви.
Волна образов, захлестнуло, и унесло. Очень психоделично, что для меня скорее плюс. Сложная форма изложения, но в совокупности с содержанием создает неповторимую авторскую вязь образов и смыслов. И оставляет очень много вариантов читательского трактования мыслей автора. Стихотворение, которое просто заставляет включить мозг при прочтении (что порой очень и очень полезно!). И очень оригинальная, не похожая ни на что работа получилась.
23. Чудесное
Ползущая скалами тень - нелепа, Порою комична в туманном гриме. Гляди-ка: на тоге её из крепа - Горошки армерий. А страх мой вымер, Как мамонты - бивнями вмёрз в былое, Осколками прошлого мир усыпав: По острым краям прохожу босою - Вот мой шаолинь (что ни шаг - то выпад).
Уныло рокочет людское море: То скука, то ярость - как жест в корриде. Захочешь - утонем в безумном споре С иллюзией мрака. Но спор - обыден. Чудесно другое: внезапно целым Творением света внутри друг друга Мы стали - преграда меж нас истлела, Рассыпался морока тёмный угол.
И Кто-то хранит этот миг от фальши, В глазах растопив золотые льдинки. Мы вместе с тобою продлимся дальше На зависть скончавшимся древним инкам. Пусть песни и мысли, и даже скалы Сотрутся пестом тётки Кали в небыль, Но вечна травинок цветная малость - Затёртая в память подпорка неба...
А ветер, неся аромат и вести, Болтает игриво комки армерий, Как странно прожить эту малость вместе - От взгляда до взгляда пространство мерить...
В первую очередь отмечу для себя интересный ритм этого стихотворения. Во вторую – оригинальные образы, необычные, как мне показалось, небанальные сравнения, но тем не менее, очень понятные и современные. Отдельные строчки с очень неплохими аллитерациями. Автор образами, намеками рисует в моем читательском воображении целостную картину. Хорошая работа.
17. Без обид
Сигарета, другая... Сгорает яд, Опадает на землю пепел. Беззаботный полёт – ни воздушных ям, Ни пугающих мёртвых петель. Мне привычней другое – тоска, надрыв, Воплощённая безответность. Ты уходишь, и я напиваюсь вдрызг Перемешанным с дымом ветром. Я не смею роптать, ты и так был добр, Позволяя с собой общаться. Для дворняги, хозяином взятой в дом, Ожидание – тоже счастье. Пересуды, насмешки – плевать на них. Я лишь тень своего кумира, Добровольно делящая на двоих Ту любовь, что одна вскормила. Множу минус на минус, чтоб вышел плюс, Проверяю итог всё реже. Не волнуйся, хороший мой, я стерплю Без обид – как терпела прежде. Я же липну, как грязь – не отмыть с подошв, Ты всегда выражался прямо... Выбегаю к тебе в темноту, под дождь, Лишь бы вновь оказаться рядом, Глажу пальцами мокрую ткань плаща – Стиль классической мелодрамы. Я смиряю гордыню, учусь прощать И зализывать молча раны, Восхищаться тобой, трепетать, робеть... Лгать с улыбкой двуличной твари.
Чем ты ближе подпустишь меня к себе, Тем больней я смогу ударить.
Стихотворение с сюжетной интригой. Так интересно и образно расписана жертвенность, действительно, тоска и надрыв, местами до самоунижения, и такой поворот в конце. Как говорится, не снимайте с людей маски, они могут оказаться намордниками. Концовка как в детективах, когда жертва оказывается хищником. И да, ритмика хорошая, не самая простая, но в меру сложная, мелодика стихотворения в балансе с содержанием.
Фавориты – категория 7 баллов:
19. Когда останавливается время
Уходит день. Часы не врут. Мигает лампочка в прихожей, тускнеет цвет диванной кожи, крадётся сумрак по ковру. Я жду – в подъезде каблуки пробьют двенадцать. Время длится, стекая воском на страницы Евангелия от Луки.
Ты здесь. Вошла, как будто тень, ко мне присела на колени. Твой взгляд - испуганный, олений - скользит по глади серых стен. Молчим, целуемся в тиши, боясь, что звук – ненужный, грубый - взорвётся, ранив наши губы, озвучит нас и оглушит.
Ворвался свет. Стоят часы. - Прости, проспали. - Ну и ладно! Наш завтрак пахнет шоколадно, хрустит батон, нарезан сыр, рассыпан жареный кунжут… Мгновенья спят - будильник сломан. Я Книгу Песней Соломона тебе сегодня расскажу.
А ты танцуй и кофе пей, рисуй. И, лёжа на диване, псалмам давай свои названья, грусти… но только будь моей.
Сложное в своей простоте стихотворение, чувственные, открытые и понятные образы, но не скатываются в банальность. Простая картина, которую, как я думаю, практически каждый мог видеть когда-то в своей жизни, испытать на своем опыте. Автор мазками фрагментов рисует целостную картину, картину простого человеческого счастья двух влюбленных. При этом остается место для читательского воображения, личностного восприятия. Много смысла в небольшом количестве слов.
13. Наденька
Платьишко – лён с горчинкою. В косах два белых бантика. С ветром играет занавесь. Зелень. Весны прибой. Дребезг сервиза в комнате. Стены с Моне. Романтика. Дети по нашей улице в гости идут гурьбой.
Щебет звучит девчоночий. Нынче твой день рождения. Торт шоколадный пробуешь, пальцем снимаешь крем. Новый мольберт и сладости. Строчка стиха отдельная, Что повторяешь походя, чтоб не забыть совсем.
Запах картин лавандовый. Как там живётся, Наденька? Всё, говоришь, наладится? Долго ль тебе одной? Смейся, моя хорошая! Ямки на щечках аленьких! Помнится, шустро бегала куколкой заводной.
Утром пойду похвастаюсь ладанке с Божьей Матерью, Что довелось увидеться мельком во сне с тобой.
Солнце на холм взбирается дымку развеять ватную И над сосной покажется свечкой за упокой.
Здорово. Легкое изложения, простые слова, ненавязчивые образы рисуют пасторальную картинку, как акварельный пейзаж. Но тем неожиданней оказывается сюжетный поворот финала, как с небес на землю, да хорошо так, с ускорением. Длинная строчка соответствует такому повествовательному стилю, но совершенно не утяжеляет стихотворение. Мне очень легло.
Георгий Волжанин:
Что такое любовь? Точный ответ на этот вопрос я знал в 16 , имел мнение в 30, а сейчас мне - сложно, как никогда.
Полагать любовью одномоментную физиологию - наивно, а заменять - благодарностью, привычкой к определенному образу жизни, долгом, жалостью - близоруко и убого на мой взгляд. Если мы желаем выгоды: в жизни, в друзьях, во встречах, в отношениях - мы потребители и - требуем постоянной подпитки. Улучшения своего положения. Не отдавая – берем, оцениваем отношения, с точки зрения что это\этот\эта даст\может дать и, если благ не предвидется мы прерываем несостоятельные, как нам кажется, поступки, надежды, планы.
Эта модель поведения\выбора\позиционирования - навязанна журналами, исследованиями ученых (и не очень) людей, а также культивируется в нашем сознании, как - думается, лицами полагающими себя успешными. Они покупают врачей, судей, машины, отношения и...В итоге они бесконечно одиноки ибо все что они имеют это всего лишь монетизация горизонтали товарной линейки. А что имеем мы? Высшую вертикаль? Кто бы знал, кто бы знал!
Наша любовь - любовь особенная. Кто - мы?
Мы это мы - пожиратели историй с героями\инями Анной Карениной, Пьером Безуховым, двумя сестрами, скитающимися по мукам гражданской войны, Аксиньей, Григорием Мелеховым и мн. др..
Русская литература последовательно готовит нас к тому, что любовь это напасть или — как стихия. Нет запретов, удержу и анестезии. А в и итоге - больно, горько и...Самоотверженно.
Недавно - прочитал, в переводе, аналитическую статью американской журналистки. Неглупо, как думается, пишет о любви. О том, как выбирают себе партнеров - не любимых. Просто и сложно. Практично и холодно расчетливо: что у тебя есть? Парень. Что он дает тебе? Что может дать в последующем? Что для тебя важно? Он может тебе это дать? Если хотя бы один из ответов "нет". Отношения подлежат прекращению. Объект сознательно приискивает субъекта. Для секса. Для жизни и пр.. Это , по сути, покупка Товара.
А что мы? Нам нравится отдавать себя.
В моем видении отдавать себя не значит то, что мой\нащ герой отказывается от всех благ в пользу объекта\субъекта вожделения. Слишком примитивно как-то и ходульно.
Нас интересует возлюбленная\ый и - не все равно - что случится с ним. Мы готовы на многое для своего Человека и делаем, порой, это столь самоотверженно и неблагоразумно.
Мы не продумываем наши отношения и не ведем отношения к - выгоде. Зачем? Если они случились? Зачем обеднять себя? Вам смешно?
В любви мне близка позиция высказываемая Б.Ахмадуллиной но никак не Есениным, который подобно Маяковскому любит скорее себя, ненавидя - объект ( «любимая — меня Вы не любили...») - отказывает, тем самым, объекту любви в праве на счастье. Позиция Бродского мне кажется взглядом на любовь со стороны. А что Ахмадуллина? Сколько прощения, самоотречения и нежности!?
НЕЖНОСТЬ
Так ощутима эта нежность, вещественных полна примет. И нежность обретает внешность и воплощается в предмет.
Старинной вазою зеленой вдруг станет на краю стола, и ты склонишься удивленный над чистым омутом стекла.
Встревожится квартира ваша, и будут все поражены. - Откуда появилась ваза?- ты строго спросишь у жены.-
И антиквар какую плату спросил?- О, не кори жену - то просто я смеюсь и плачу и в отдалении живу.
И слезы мои так стеклянны, так их паденья тяжелы, они звенят, как бы стаканы, разбитые средь тишины.
За то, что мне тебя не видно, а видно - так на полчаса, я безобидно и невинно свершаю эти чудеса.
Вдруг облаком тебя покроет, как в горних высях повелось. Ты закричишь: - Мне нет покою! Откуда облако взялось?
Но суеверно, как крестьянин, не бойся, "чур" не говори - то нежности моей кристаллы осели на плечи твои.
Я так немудрено и нежно наколдовала в стороне, и вот образовалось нечто, напоминая обо мне.
Но по привычке добрых бестий, опять играя в эту власть, я сохраню тебя от бедствий и тем себя утешу всласть.
Прощай! И занимайся делом! Забудется игра моя. Но сказки твоим малым детям останутся после меня.
- 1959 Белла Ахмадулина. Всемирная библиотека поэзии. Ростов-на-Дону, "Феникс", 1998. Опубликована на сайте Русская поэзия см. по ссылке http://rupoem.ru/axmadulina/tak-oschutima-eta.aspx
Мне бесконечно интересно читать работы про любовь. Если стихотворение по ритму и смыслу не имеет явных сбоев и несуразиц - если работа полна чувства я не беру в расчет технические мелочные огрехи.
Читая любовную лирику я, представляю себе лица, чувства наших современников - Поэтов и Поэтесс. Дай Вам Бог быть любимыми, а если это не случилось Вы богаты любя. Не правда ли ?
П.С. Совершенно неожиданно мне выпала честь поучаствовать в конкурсе 2ЛАП_2017-Любовная лирика http://litset.ru/publ/15-1-0-35468
Что конкурс?
Все его работы, так или иначе, показались мне интересными. В особенности следующие:
2. Бредовые ночи и дни мои + 3
4. Ожидание +3 ( не слишком понравилась концовка. Простовато как- то прочлось ((( )
5. Иван-да-Марья +5
13. Наденька + 3 ( мне показалось что своей работой Автор причинил мне немалую психологическую травму. Я очень переживал. Работа сильна но оценить ее выше + 3 я не решился, ибо свято считаю - что на такие темы писать или вовсе не надо, а если - написано - не выставлять на конкурс)
17. Без обид +3 ( простите, но работа какая-то темная на мой взгляд. Не добрая и не злая, а двуличная. На протяжении всего-всего нас убеждают в том, что объект это всЕ литгероини. И что имеем на выходе? Оказывается ЛГ с камнем за пазухой?)
9. Когда останавливается время + 3 ( местами показалось - не слишком точно. Так меня сомневает возможность наличия у девочки "оленьего взгляда". Может быть взгляд газели? ))) )
20. Люблю + 5 ( Плохо. Адьюльер? Это ли хорошо? Но...Очень хорошо. Верю. Читая - переживал)
25 Фома. + 3 ( с пояснением Автора мне становится понятно о каком библейском персонаже идет речь. Но почему от лица девочки? Тем паче именно Фома не верил там и все такое сопутствующее. В итоге - по ремеслу\творчеству очень хорошо. При досадных несоответствиях + 3)
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:
Euphorious, c интересом прочла ваш обзор. Вдумчивая, честная работа. А не могли бы вы выделить ещё немного времени и разобрать стихотворение, которое не понравилось? Буду очень признательна, если не обойдёте вниманием "Признание не слушай Шнитке". Перефразирую Толстого - "счастливые семьи счастливы одинаково, а несчастливые - каждая по-своему". В нашем варианте - "все хорошие стихи хороши одинаково, а вот плохие - каждое по-своему" Крайне важно и полезно будет услышать объективное и честное мнение очень хорошего (я читала) автора. Одна просьба - будьте прямолинейны и предельно честны, так как лишь в этом случае ваше слово будет веским и ценным.
Георгий, тема как тема. Нет таких тем, на которые писать не стоит, ибо пишут обо всем, что может волновать. Если Вы были взволнованы, значит, стих написан качественно. И не сомневайтесь, он написан именно под конкурс, а не в связи с состоянием души. Другое дело, что автор знает, о чем пишет, и дает себе отчет в том, что отправляет на конкурс.И спасибо, конечно, за то, что отметили стих.
Дорогое жюри. Спасибо Вам за обзор! Очень их люблю и всегда жду. Очень рада была попасть в Ваш шорт. В моем стихе есть логические несостыковки, согласна, но так уж вышло ).
И в целом весь Ваш обзор с прочитала с интересом. Спасибо!
Георгий, тема как тема. Нет таких тем, на которые писать не стоит, ибо пишут обо всем, что может волновать. Если Вы были взволнованы, значит, стих написан качественно. И не сомневайтесь, он написан именно под конкурс, а не в связи с состоянием души. Другое дело, что автор знает, о чем пишет, и дает себе отчет в том, что отправляет на конкурс.И спасибо, конечно, за то, что отметили стих.