Лана Горбачевская Ссылка на авторскую страницу:
http://www.litprichal.ru/users/lanagorby/ Коренная москвичка. Окончила факультет славянской филологии, а затем аспирантуру по специальности «Литература 20 века». Занималась изучением поэтики А. А. Тарковского. Имею ряд научных публикаций на эту тему, а также посвящённых изучению творчества А. А. Ахматовой.
В настоящее время от научной деятельности отошла и занимаюсь преподаванием в одной из московских школ, работаю с одарёнными детьми. Кроме того, занимаюсь разработкой методик по развитию детской одарённости на уроках гуманитарного цикла.
Сама стихи пишу ещё с юности, наверное, этим и был обусловлен изначальный выбор будущей профессии: хотелось делать это профессионально. Публиковалась в различных поэтических сборниках и альманахах. В 2014 году вышел сборник «Яблочный дождь». Впрочем, к популяризации своего творчества никогда не стремилась и не стремлюсь, так как считаю поэзию делом сугубо интимным. На литературных сайтах появлялась от случая к случаю: был период «Стихи. ру», «Литпричала». Некоторое время назад регулярно входила в состав жюри различных поэтических конкурсов на сайте «Что хочет автор».  
Оригинальный файл судейства можно скачать здесь:
http://litset.ru/load/4-1-0-1278  
Оценки
Суммарные оценки по командам:
Комментарии: Елена Севрюгина 3 1-1. За три тысячи снов Команда «Золото Стихиры (Фонд ВСМ (Стихи.ру)) Оценки:
Техника 3   Худ. ценность/эм. резонанс 3 Соответствие заданию 2 В целом стихотворение довольно неплохое. В нём автору вполне удачно удалось сопрячь три времени (настоящее, прошлое и будущее), и переход этот осуществлён за счёт грамматических средств: настоящее выражено формами прошедшего времени («отщипнула», «заглянула»), прошедшее – формами настоящего времени и будущее, как водится прошедшего. Автора следует похвалить за эти тонкие переходы, за которыми, возможно, читается его мироощущение. Здесь хорошо.
Образ Оле Лукойе, увы, не нов и вполне ожидаем в теме, хотя сточки зрения его подачи у меня вопросов к автору стихотворения нет, «закольцовка» говорит, что автор явно знал, что делал.
На мой взгляд, образная система стихотворения лишена внутренней органики: тело-моллюск, капсула времени, а потом вдруг юная девушка и юноша. Сразу скажу, что авторская мысль мне здесь понятна, но отсутствует некая тонкость в подаче образов. От этого стихотворение выглядит, если так можно выразиться, грубовато скроенным. Жаль.
====================================
Селена Ка 1-2. Обратная сторона Команда «Лунный След (Стихи.ру) Оценки:
Техника 2   Худ. ценность/эм. резонанс 2 Соответствие заданию 2 Перед нами сплошной лирический поток, что в целом, с одной стороны, вполне соответствует такому роду литературы, как лирика. Однако настоящее мастерство автора состоит в том, чтобы всё-таки научиться управлять этим потоком. Всё здесь свалено в одну большую, с трудом разгребаемую кучу: инь, янь, Бог, Эдемский сад, от этого пострадала стройность образной системы. Кроме того, используя в одном предложении инверсии, сложные синтаксические конструкции, автор ещё более затрудняет понимание своего стихотворения:
Я познала сегодня иную грань
у ветров, горизонта, зимы и сна,
одиночество инь вне сиамского янь
и реальности хмарь без тебя…без нас,
где болезненны вёсны, пусты слова,
а у солнца смолистый да жгучий бок,
где подточена жизнь и печаль черства. Да, и что это за иная грань ветров, горизонта? В переносном значении слово «грань» означает особенность, отличительную черту, своеобразие чего-либо. Оно в этом значении имеет ограниченную сферу употребления и чаще всего применяется в отношении каких-либо человеческих качеств: иная грань таланта, к примеру. В результате применительно к ветрам и горизонту выглядит неуклюже.
Выражение «с чистого листа» является фразеологизмом, любые перестановки в котором невозможны, ибо оно так и называется «устойчивое сочетание».
На мой взгляд, стихотворение перенасыщено средствами речевой выразительности. Это не облегчает, а опять же затрудняет чтение стихотворения. В результате текст начинает напоминать знаменитую пародию на символистов: «И не дразни гиену подозренья, мышей тоски…» Разгрести бы всё это, и получится хорошее стихотворение.
====================================
Ира Сон 1-3. Первородная Команда «Физики и лирики (Клуб Поэзии) Оценки:
Техника 2   Худ. ценность/эм. резонанс 3 Соответствие заданию 2 В этом стихотворении, на мой взгляд, весьма удачна концовка. Есть попытка использовать внутренние рифмы, другое дело, что это использование спонтанно. Как связаны сансара и Кальдерон в эпиграфе я не поняла. Эпиграф следует выбирать тщательнее, так как он должен соответствовать произведению полностью, ибо вызывает целый шлейф ассоциаций, которые при правильном использовании начинают «работать» на стихотворение за счёт подтекста. Это один из способов углубить своё произведение.
Использовано довольно много штампов («истинный рай», «паучьей сетью»…).
Опять не могу отделаться от ощущения всего сваленного в кучу. Как ни странно, даже в стихотворении, рассказывающем о хаосе, должен быть свой, сугубо лирический порядок. Здесь же я увидела нагромождение разрозненных образов, которые мешают друг другу развернуться, заиграть в полную силу.
====================================
Блинов Андрей В. 1-4. Метеоролог Команда «#ПитерМельбурнКрасноярск (Литературная мастерская «Облик» (Что Хочет Автор. Литературные конкурсы)) Оценки:
Техника 4   Худ. ценность/эм. резонанс 4 Соответствие заданию 2 Вот здесь уже иная картина. Автор очень хорошо выстроил образный ряд стихотворения, здесь нет, на мой взгляд, ничего случайного: и «snow», и «weather», и толстый плед, и мёртвая прозрачная льдинка. Единственное, что смущает меня в раскрытии темы, так это «недоработанность» образа гостьи. От этого создаётся ощущение некоторой незавершённости стихотворения, хотя оно явно завершено. Возможно, это сугубо моё, личное, восприятие.
И ещё есть одно замечание по грамматике. Внимательно прочитаем первую строфу:
Аляска. Полярный круг. Вековечный снег
И — «snow», как всегда, заполняет колонку «weather».
К обеду является Вильям, а после — Джек,
До позднего вечера врут о судьбе и вере.
С утра — ни того, ни другого, лишь муть в глазах. Журнал разомлел от груды ненужных данных...
В предпоследней строке автор использует местоимение «того», которое в равной степени может быть отнесено к Вильяму и Джеку, а также к судьбе и вере. Не знаю, сознательно ли автор использовал в стихотворении аллитерацию, но хочется верить, что сознательно.
Получилось хорошо.
====================================
Дамира 1-5. Три тысячи снов назад Команда «МуХа (Дом у дороги) Оценки:
Техника 5   Худ. ценность/эм. резонанс 5 Соответствие заданию 2 Очень хорошо! Автор прекрасно владеет мастерством создания образов, чем-то бунинским повеяло от его строк. Задействованы зрительные, обонятельные, осязательные ассоциации, что создаёт иллюзию присутствия, полностью погружает в мир стихотворения. Тлеющий шарик из пергаментной бумаги очень удачен, весьма атмосферен. Пожалуй, несколько покоробили меня луна-невеста и горчащая полынь, впрочем, восприятие этих образов сугубо субъективно, ибо стоят они на своём месте. Очень понравились «подкроватное затишье» и концовка стихотворения. Спасибо автору.
====================================
Диана 1-6. *** ("Вдоль центра моих желаний, вдоль центра моих надежд...") Команда «Поющие в терновнике (Для писателей) Оценки:
Техника 2   Худ. ценность/эм. резонанс 2 Соответствие заданию 2 Очень сильно ощущение чего-то вычурного, искусственно созданного после прочтения стихотворения. Не могу отделаться от мысли, что автор не столько старался донести эмоциональное ощущение своего лирического героя, сколько стремился к оригинальности. Не знаю.
Композиционно выстроено, и в целом образный ряд стихотворения не разваливается. Проблема в том, что, используя довольно сильные образы в таком количестве, нанизывая их друг на друга, автор лишает их значимости, силы воздействия. Порой образные ассоциации доходят до алогичности:
которые пережуют всё. И меня, в конце концов, тоже, если
ещё не. Не знаю. Могила гладит свои складки на брюках,
могила старается что-то сказать, ненавидя слова, ненави -
дя всё вокруг/обожая до боли в сердце, которого тоже нет,
как и брюк. Моя могила, мой дом, карточный домик — по -
граничный пункт. Он/она/оно, к чему церберы прибиты це - Как можно гладить то, чего нет? Возможно, брюки истлели, но ведь эту же мысль, это же восприятие действительности можно было выразить не столь сомнительным образом. Также очень сомнителен синтаксис в предложении
«Смерть укачивает не доживших до семи на карусели». Смерть укачивает на карусели? Или они не дожили до семи на карусели?
Разбор этого стихотворения потребовал бы значительного времени, по этой причине остановлюсь на коротких замечаниях.
====================================
Glück 1-7. Певичка кабаре Команда «Глюконат кватрия (Литсеть) Оценки:
Техника 3   Худ. ценность/эм. резонанс 4 Соответствие заданию 1 Стихотворение задумано очень хорошо, но, как водится, идея и исполнение – вещи разные. Лирический монолог очень эмоционален, образен, за ним сразу же угадывается биография, жизнь. Образный строй стихотворения в целом органичен. Сильно бросаются в глаза грамматические огрехи. Вот, к примеру, одна из них:
Застыв от боли в мерзостной ночи, душа чернеет выжженной куртиной,
Растлённой угольками бранных слов, окутанной тяжёлым перегаром... Причастный оборот, который следовало бы привязать к слову «душа», относится в этом предложении к слову «куртина», проблема в том, что куртину нельзя растлить. Опять же окутана перегаром душа, а не картина.
К предложению
«Игрушка для утех и откровений?» сразу несколько замечаний. Во-первых, выстроено оно грамматически неверно: здесь неуместно употреблены однородные члены (игрушка для откровений?), во-вторых, вызывает вопросы само слово «откровение». Откровение – духовное видение, внезапное прозрение. Автор, наверное, имел в виду откровенность. Едва ли к подобным женщинам ходят за откровением.
Не могу не сказать о
«фантоме ванильной сдобы». Здесь явно нарушена лексическая сочетаемость слов. Слово «фантом», призрак явно книжное, то есть имеющее оттенок возвышенности. Именно этот оттенок не позволяет использовать его со словом «сдоба».
Очень жаль указывать автору на эти огрехи, так как стихотворение в целом понравилось. Не буду утверждать, тут надо бы обратиться к знатокам, но мне кажется, слово «пречистая» в отношении Богородицы употребляется в православии, не уверена, что оно есть у католиков. Тут, может, кто подскажет.
====================================
aequans 1-8. Пророчество Команда «Поющие павлины (Форум Начинающих Писателей) Оценки:
Техника 2   Худ. ценность/эм. резонанс 2 Соответствие заданию 1 Для начала огонь на ресницах горчить не может. Что имел в виду автор, используя слово «фаэтон»? Фаэтон – колесница, карета? Это небо что ли сравнивается с колесницей? Неуместная, на мой взгляд, метафора. «Жаждет покорно» – на мой взгляд, нонсенс, ибо «жаждать» означает сильно хотеть, так что покорно жаждать не получится (нарушение лексической сочетаемости). Сбоит ритм, автор использует слова различной стилистики, которые не способствуют единству образной системы в стихотворении («втуне» рядом с пятнами цветов, Левиафан и враньё). Хотелось бы, чтобы автор внимательнее относился к стилистической окраске слова.
«Душу за чашку кофе» («полцарства за коня») .
====================================
Светлана Ткаченко 2-1. Слово, звучащее в час Быка Команда «ОТВИНТА (Сборная (Стихи.ру + Клуб Поэзии (Украина))) Оценки:
Техника 2   Худ. ценность/эм. резонанс 2 Соответствие заданию 2 На мой взгляд, автор неоправданно использует инверсию. Этот приём используется в случае, если нужно выделить нужную мысль, образ или слово. Всё здесь понамешано, понапутано. И Люция вдруг оказалась Люцифером. Прямо как в старом фильме: «Джексон оказался женщиной».
====================================
Георгий_Волжанин 2-2. Сон у реки Команда «На грани куба (Литсеть) Оценки:
Техника 4   Худ. ценность/эм. резонанс 4 Соответствие заданию 2 Есть, на мой взгляд, некоторые логические нестыковки. Автор пишет, что человек рассказывал о военном братстве, но далее именно о братстве ни слова, речь о шаге, о победе над самим собой.
====================================
Ирина В. Архипова 2-3. Час первый Команда «Танцующие саламандры (Творческий Литературный Клуб «Голоса» (Стихи.ру)) Оценки:
Техника 3   Худ. ценность/эм. резонанс 3 Соответствие заданию 2 Мне представляется, что стихотворение сильно выиграло бы, оставь автор только первую и вторую строфу. Вся история с силуэтом, похожим на Notre Dame, мне оказалась не по силам. Силуэт – плоскостное начертанное изображение, тень. Вода повторит силуэт – начнёт обтекать его. Это значит, уже пойдёт в обход. Ещё не понимаю, как силуэт может осыпаться. Он может растаять, исчезнуть. Осыпаться может то, что стоит вертикально. Напомню, силуэт у нас на песке.
Короче, зачем вообще этот силуэт был нужен.
====================================
Ирина Кулакова Лосева 2-4. За час до Команда «Полтора графомана (Сборная (Стихи.ру + Мой Мир @ mail.ru)) Оценки:
Техника 1   Худ. ценность/эм. резонанс 2 Соответствие заданию 2 У меня ощущение, что автор просто хоть как-то пытался выполнить задание. Мысли здесь логически сопрягаются весьма слабо. К примеру, в первом катрене, начав о запахах, автор продолжает о тишине, увязывая эти мысли в одно сложносочинённое предложение, в котором должна быть видимая связь между частями. Как можно разглядеть за жаждой? Жажда – желание, потребность, нечто нематериальное.
Мысль, образ, конечно, проглядывают в этом стихотворении, но выражено всё корявенько.
====================================
Юлия Миланес 2-5. За час до смерти Команда «Дети Посейдона (Графоманам.НЕТ) Оценки:
Техника 0   Худ. ценность/эм. резонанс 0 Соответствие заданию 0 Что это было и для чего это писал автор? Я не вижу здесь ни смысловой, ни поэтической значимости. Автор начинает своё стихотворение с тезиса, который по логике нужно будет доказывать в последующих строчках, однако ничего подобного не происходит. Стихотворение не получает своего развития. Как связаны в смысловом отношении тезис и вывод, я тоже не понимаю. Зачем был нужен этот стакан с «всплеснувшейся» крещенской водой? И каким образом она всплёскивается кругом на межи, ведь межа –нераспаханная узкая полоска земли.
Не соблюдён изначально заданный стихотворный размер (ямб). Что происходит с рифмами: они то есть, то их нет.
====================================
Александр Копп 3-1. в ночь на Рождество Команда «Голосистый квартет (Творческий Литературный Клуб «Голоса» (Стихи.ру)) Оценки:
Техника 4   Худ. ценность/эм. резонанс 4 Соответствие заданию 2 Речевая ошибка во второй строфе: отрешённый – в трансе. Транс – это состояние отрешённости, так что плеоназм получается. Есть неточные рифмы.
====================================
Роксана Ланд 3-2. Музыка примирения Команда «Серебряный век (Литсеть) Оценки:
Техника 3   Худ. ценность/эм. резонанс 4 Соответствие заданию 2 Мне представляется, что слово «прогнать» вполне самодостаточно, именно поэтому «прогнать вдаль» смотрится несколько неуклюже, прогнать можно прочь, прогнать откуда-то. Есть неточные рифмы.
И ещё я не очень поняла, какие именно звенья должны развеять «тонкие звуки». Развеять можно что-то сыпучее, лёгкое, но уж никак не звенья. Кстати, звенья чего? Автор в предыдущих строках никакого ответа по этому поводу не даёт. Мне представляется, слово было выбрано для рифмы (ради Прощёного Воскресенья).
====================================
Олег Сешко 3-3. Города Команда «Аквилон (Стихи.ру) Оценки:
Техника 4   Худ. ценность/эм. резонанс 4 Соответствие заданию 2 Стихотворение подкупает искренностью интонации, но ровно до того момента, пока не появляется смычок.
Мне показалось, что смычок, приведённый в восторг скрипкой, не слишком удачный образ, я ощущаю в нём нечто надуманное, искусственное, а это разрушает возникшее ощущение искренности.
Сама идея с городами – отдельными мирами очень понравилась, автору удалось весьма удачно реализовать её в образном строе стихотворения.
Концовка хороша и бьёт точно в сердце.
====================================
Якушев Павел 3-4. Играет альт Команда «7Д (Творческий Литературный Клуб «Голоса» (Стихи.ру)) Оценки:
Техника 3   Худ. ценность/эм. резонанс 3 Соответствие заданию 1 «Промеж» – разговорное слово, явно сниженное. Третье предложение первого катрена содержит неоправданную, на мой взгляд, инверсию, которая весьма неочевидна и сначала вообще ощущается как грамматическая ошибка:
Весна. Играет альт. В необжитой квартире
средь сумеречных стен, где окна ждут одежд,
круги от слабых ламп границы очертили
промеж неверной мглой и светом без надежд. Второй катрен весьма неуклюж:
Играет альт, и в силу музыка вступает.
Живёт альтист, живёт смычок, живёшь и ты.
И нежный первоцвет, и первотьма слепая
освящены и спасены от глухоты. Первоцвет, спасённый от глухоты, – образ натянутый. А вот «меж кухней и весной» сказано хорошо. Осталось загадкой, что имел в виду автор, говоря о крошащемся на паркет луче. Луч – полоска света,
единая, цельная.
====================================
maarv 3-5. Мелодия апреля Команда «МИМО-ЗА (Парад Иллюзий (Стихи.ру)) Оценки:
Техника 2   Худ. ценность/эм. резонанс 2 Соответствие заданию 1 На мой взгляд, ритмический рисунок стихотворения выбран неудачно. Это и ещё целый ряд огрехов затрудняет понимание смысла. Что, к примеру, хотел сказать автор в первой строфе?
Нырнувший в сумерки окоём
Залил "далеко" рекой
Сиреневой темноты. Окоём (пространство, горизонт) залил какое-то «далеко» да ещё и рекой (творительный сравнения? «как река»). Грамматически неудачное построение фразы, неудачно подобранные образы и слова. Это разрушает пространство стихотворения, не даёт сосредоточиться на авторском замысле.
Концовка второй строфы меня озадачила: лирический герой приглашает апрель, обречённый музыкой играть и страдать (кстати, что сие означает?), пройти в прохладу комнаты. А потом видит в брезжащем свете будущего его черты, то есть черты апреля. Кто бы мне объяснил, что это за черты. Черта – линия, создающая облик, очертания лица. Возможно ли такое у света, равно как и у апреля? Едва ли.
Далее вообще начинается полная невнятица. Такое бывает, когда автор вымучивает из себя стихотворение, не зная, о чём именно ему писать. Музыка отчего-то обрекла апрель на игру (какую?) и страдание от тяги былых времён. Возможно, по мнению автора, всё это как-то связано, но мне, рядовому читателю, авторская мысль, увы, не ясна.
Пишет вам автор стихотворения 1-3. Благодарю за высказанные мысли, а также за полезные советы по теме применения эпиграфов. Расскажу, как и почему я
дошла до жизни такойиспользовала свой.Заданная тема - "три тысячи снов назад". Немного подумав, я поняла, что ничего интересного о трёх тысячах снов я не напишу. А вот если представить, что сон - это жизнь, а смерть - пробуждение от сна
(на самом деле оно примерно так и есть, но никто не верит), становится гораздо интереснее.Я нашла подходящую цитату (Жизнь есть сон), которая, как по мне, исчерпывающе объясняет идею стихотворения. Одна жизнь - один сон. Две жизни - два сна. Три тысячи жизней - три тысячи снов.
Ну, интерпретация темы у меня такая. Имею ведь право? ;)
з.ы. Забыла добавить о внутренних рифмах. Я их не делала. Это не я. Все совпадения прошу считать случайными :)
Одно из значений слова "откровение" в толковом словаре Ожегова:
Откровение - то, что неожиданно открывает истину, вносит ясность, понимание. Эта новость полное откровение для всех.
Так что, совсем необязательно вкладывать в это высокий смысл.