Юлия Мигита Ссылка на авторскую страницу:
http://litset.ru/index/8-18 Родилась и проживает в Казани (Татарстан), закончила университет с отличием. В реале имеет четыре профессии, одна из них связана с литературой (публикуется в реальных периодических изданиях). Увлечения разнообразные – от танцев до монтажа видеофильмов. Лауреат и призер различных литературных интернет-конкурсов. Редактор сайта Литсеть.  
Оригинальный файл судейства можно скачать здесь:
http://litset.ru/load/4-1-0-1280  
Оценки
Суммарные оценки по командам:
Комментарии: Хелена Фисои 4-1. Долгое утро Команда «Синергия (Тм Гуси-Лебеди (Стихи.ру)) Оценки:
Техника 3   Худ. ценность/эм. резонанс 2 Ритмическая организация пятистопного ямба вкупе с перекличкой первых строк напомнила:
Так долго вместе прожили, что вновь
второе января пришлось на вторник,
что удивленно поднятая бровь,
как со стекла автомобиля – дворник,
с лица сгоняла смутную печаль и проч.
Но долой лирические отступления.
Так долго длился завтрак, что и снедь,
и сны, в ресницах бывшие, остыли. Двоякочитаемые строки. Получается, что в ресницах остыли не только сны, но и снедь. ЛГ лежал лицом в салате? Извините за иронию, но как вы поймете вот это:
…и волосы, и листья, к моим ботинкам прилипшие, намочило дождем
? Метафора «оконное пенсне» понравилось своей новизной, но очень уж несопоставимы по размерам и форме сравниваемые объекты… На любителя, в общем.
Подсветка снега с тыла – тоже красивая деталь.
Ты сумрак в плен взяла волненьем птичьим. Это как ей удалось – в плен взять сумрак, бесплотную вещь, да ещё чем – волненьем?
Вспомнила: «Я тонул, но силой воли зацепился за спасательный круг»
Зачем руки человеку, когда у него цепкая воля!
В целом неплохой средний уровень, много ярких мест.
====================================
Яна Яблоко 4-2. Рассветное Команда «Четыре соло (Творческий Литературный Клуб «Голоса» (Стихи.ру)) Оценки:
Техника 5   Худ. ценность/эм. резонанс 5 Доп. оценка "Относительно всех": +2 Чтобы автору так легко и интересно жилось, как мне читалось! Всё на месте, всё в тему. Здесь и красивая образная подача, и хороший язык, и продуманная композиция, и техническая выверенность. И ещё много чего, о чем распространяться не буду: автор и сам всё знает.
Молодец, да и только!
Благодаря таким стихам, я перестаю казаться себе придирчивой занудой.
====================================
Коровёнков 4-3. В метель Команда «Радиус полёта (Творчество для всех) Оценки:
Техника 3   Худ. ценность/эм. резонанс 2 Это стихотворение стоит для меня в одном ряду со стихотворением 3-2: рассказ в стихах, и весьма милый, легко воспринимаемый, но малопоэтичный. В этом тексте больше описательного, в том (3-2) – больше повествовательного, но техника довольно схожая.
Стихотворение многим понравится, я думаю, оно неплохо легло бы на музыку. Но не могу его оценить очень высоко: для меня в нём абсолютно всё предсказуемо, описания стандартные, образы клишированные. Вьюга – ни тропок, ни дорог…кресла у камина… потрескивание дров…понимание без слов…
Это новый домик из старых кубиков.
А вот финал нешаблонный:
Сегодня, вспоминая о былом,
Мы незаметно в будущее вышли. Думали о прошлом, но сделали шаг в будущее. Это уже авторская находка, вот такое я читаю с удовольствием.
====================================
Жиль де Брюн 4-4. Tabula rasa Команда «Гордые птицы Гу (Тм Гуси-Лебеди (Стихи.ру)) Оценки:
Техника 4   Худ. ценность/эм. резонанс 4 Браво за финал. Ещё никто не употребил слово «вышли» в качестве глагола повелительного наклонения. У всех – прошедшее время, множественное число.
Да не только финал, всё стихотворение «ладно скроено». Со второго и третьего прочтения понравилось больше, чем с первого. Обычно бывает наоборот: вчитываешься, вдумываешься и видишь огрехи, пропущенные при беглом знакомстве. А сейчас не так: я открывала для себя новые смыслы, не уловленные в начале, и это было интересно.
Отдай ключи и молча уходи.
Оглядываться - поздно и наивно. «Наивно» – не самое подходящее определение для характеристики процесса оглядывания. Оно взято для приблизительной рифмы к «лифту»? У меня нет версий замены, но автору ещё стоит подумать.
Теперь не страшен ад, не сладок рай,
Тебе любые крылья - выбирай.
Уже неважно - падаешь, паришь ли. Я ещё ни разу не умирала, поэтому утверждать не возьмусь, но считается, что ад страшен, а рай сладок для всех душ – живущих во плоти и уже покинувших её. То же самое насчет падения и парения. Второе как-то предпочтительнее.
Выбирай? Вроде бы, это Бог выбирает, что станется с человеком за гробом, а не он сам?
====================================
У. Лис(с) 5-1. *** ("В грохоте улицы...") Команда «Всадники анапеста (Поэмбук) Оценки:
Техника 4   Худ. ценность/эм. резонанс 4 Снова интересная работа, критик доволен.
По мелочам:
Колкое крошево
звуков непрошенных
кожу дерёт со спины. Свернём метафору, уберем второстепенные члены, получим: «звуки дерут кожу со спины». Конечно, выразительно звучит, но… звуки обычно воздействуют на уши, на голову. Не?
Морок ли, знаменье –
вечности каменной
вряд ли теперь избежишь Это когда – теперь? После каких событий? Пояснений нет. Либо это слово – джокер для заполнения места в строке, либо мысль не до конца раскрыта.
====================================
Алла Райц 5-2. Не встреча Команда «Примавера (Поэтический турнир «Хит сезона» имени Татьяны Куниловой (Что Хочет Автор. Литературные конкурсы)) Оценки:
Техника 3   Худ. ценность/эм. резонанс 3 Неплохо. Особенно вторая часть удалась – чисто технически. Да и первая интересная – ностальгическая такая, живая, эмоциональная. В общем, уровень выше среднего.
В нём всё как прежде, там пращура помнится след Пращур – отдалённый предок, в лучшем случае отец прапрадеда. Не думаю, что ЛГ мог видеть его следы.
тянутся ветви, цепляют к одежде крючочки:
верные слуги меня собирают на бал. Несколько искусственными мне кажутся эти строки. Всё рассказанное в первой части погружает нас совсем не в бальную обстановку. Ну, есть танцующие тени, но этого маловато. Опять же, чьи там слуги? Если самого ЛГ – то не слишком ли это претенциозно? Мы в лесу гости, но не повелители.
Сначала меня смутил старославянизм «власы». А потом подумала – почему бы ему не быть: стихотворение немного сказочное, с налётом мистики.
Почему оценка не выше? Ну… дыхание не перехватывает, нет чего-то такого… из ряда вон, приятно шокирующего.
====================================
Богинский Михаил 5-3. Рутинная работа Команда «Аз-Арт (Литсеть) Оценки:
Техника 5   Худ. ценность/эм. резонанс 5 Доп. оценка "Относительно всех": +2 Гражданская лирика, и особенно военная, к сожалению, немногим удается. Читаешь и думаешь: ну зачем автор взялся за серьёзную тему, зачем испортил её грубым воплощением?
Сейчас другой случай. С первых строк – напор, нерв, эмоция. И никакие технические ляпы не мешают восприятию, не оттягивают внимание на себя, не заставляют сказать: «Эх, ну вот и провал, а ведь так хорошо начиналось».
Автор не уронил планку – ни в начале, ни в конце, за что ему большое спасибо от меня – судьи, имеющего приятную возможность поставить высокий балл, и от меня-читателя, получившего удовольствие и заряд эмоций.
Такое ощущение, что автор пишет по следам реальных событий, что он не просто «в теме», он – участник описываемого. Возможно, это только «кажимость»: «трёхдюймовка» даёт отсылку к прошлому – к Первой или Второй мировой войне. Сейчас актуальнее «шестидюймовка»: в Чечне, в Грозном в основном использовалось 152-мм. пушки. Но это неважно: поэтический образ внятен и уместен, а стихи – без сомнения – написаны знающим дело человеком.
Пальцы привычно и нежно легли на курки Хороший контраст: нежное прикосновение к курку – чтобы спровоцировать убийственное прикосновение пули… Да, мастерство и в деталях видно.
====================================
Русаков Григорий 5-4. В грохоте улицы Команда «Ловцы снов (Любовь по Фрейду (Стихи.ру)) Оценки:
Техника 4   Худ. ценность/эм. резонанс 4 Нравятся мне стихи последней подборки. Вот и этот – не промах.
Но есть вопросик, не без того:
Скручены в жгут, перемешаны тщетно, сплавлены,
Функционируют, словно живой организм. Эпитет «тщетно» кажется мне неуместным по отношению к глаголу «перемешан». Разве можно быть перемешанным «напрасно», «бесполезно», «безрезультатно»? «Бессмысленно» – можно, но среди значений слова «тщета» такого нет.
Слово «функционируют» воспринимаю как небольшой стилевой провис – оно как будто вышло из передовицы о производственных мощностях. Впрочем, тут вопрос дискуссионный. В теме о цветочках и белочках, конечно, это было бы ни в какие ворота, но здесь – в описании грохочущего города – вроде бы даже ничего…
Надо ещё подумать, ещё перечитать, но у меня уже не будет такой возможности.
====================================
Vyacheslav 5-5. Счёт не закрыт Команда «ВИСС (Стихи.ру) Оценки:
Техника 3   Худ. ценность/эм. резонанс 2 Стихи при беглом чтении вызывают желание поставить более высокий балл, нежели при медленном и вдумчивом.
Скажу о местах, недоступных моему крестьянскому разумению.
Молча сутулятся темными рамами
Окна твои. Окна выставляют по уровню, однако. Чтобы рамы (а с ними всё окно) «сутулились», нужно их перебить ударом молота или топора. Есть ещё вариант толкования: герой настолько пьян, что у него в глазах всё плывёт и наклоняется. Но в тексте эта версия не подтверждается.
Сравните:
корабли сутулятся мачтами. Правдоподобно?
Рушатся храмы, мы думали – вечные,
Ветром обид. Рушатся «от ветра» было бы правильнее. А вот если уже разрушены – то можно и «ветром».
Вот думаю: если бы «вечные храмы» снёс ураган обид или цунами отчуждения – ещё ладно. Но простой ветер…
Впрочем, разве не бывает так, что самые крепкие – казалось бы – любовные дворцы рассыпаются, как карточные домики, ни с чего – даже без ветра...
Короче, я сама с собой поспорила, сама себя опровергла, автор не при чем.
Лезвием бритвы надолго заточены
Ночи и дни. Звучит красиво. Но каков смысл этого образа? Что я должна понять, представляя «заточенный лезвием день»? Он стал короче, поскольку его конец срезан? Он стал острее (что вообще непредставимо)?
Вероятно, здесь намек на психическое состояние героев – они днём и ночью живут на нервах, идут как бы по лезвию бритвы, в любой момент могут порезаться «о жизнь». Но… это я сейчас сказала, в тексте совсем не то…
Я не отрицаю этот образ, но предупреждаю: он плохо раскрывается.
Прячет за шторами время тягучее
Прошлого тень.
Вздрогнет от шороха, болью измучено,
Сердце – мишень. Вот тут всё хорошо, никаких вопросов и недоумений.
Миг, поражающий яростью мысленной,
Не отвратишь Достаточно «поражающий яростью», зачем втычка «мысленной»? Для рифмы к «исподволь»? Увы, эта натяжка заметна.
Наша любовь возвращается исподволь –
Тихо, как мышь. Финал хороший, но какой-то нелогичный – сразу после слов о неотвратимой ярости – возврат любви.
Я понимаю, жизнь циклична и полосата, за ссорами следуют примирения. Но хотя бы крошечная пауза между враждой и любовью должна быть? А то получается как-то так:
Миг, поражающий радостью, не отвратишь.
Наша ненависть закрадывается в сердце, как мышь. Странный перескок, правда же?
Стихотворение с потенциалом. Поработать бы с ним – могла бы хорошая вещичка получиться.
====================================
Martimiann 5-6. Колыбельная для рыб Команда «Неожители (Неогранка) Оценки:
Техника 4   Худ. ценность/эм. резонанс 5 Ну, что сказать… мои поздравления, стихотворение удалось. Масса интересных фрагментов, и, что особенно приятно, они не сами по себе «болтаются», взаимно вычитаясь и противореча друг другу, а связаны общей идеей и настроением. Я лично почувствовала эту весну, а не только увидела её. Впрочем, и второго было бы уже достаточно.
А теперь – мои мысли по поводу.
Что-то не связывается у меня название стихотворения с текстом. Мне кажется, можно было придумать что-то более подходящее.
Первая строка озадачила:
В грохоте улицы он разбирается так себе. Можно разбираться в марках машин, в картах, в вопросах истории. Но что значит «разбираться в грохоте», это о чём? И кто – он?
Первую строчку не считаю удачной.
Вот он летит под разорванным облачным стакселем,
хрипло свистя о весне из трубы жестяной. Пополнила словарный запас новым техническим термином.
Строки красивые. Но кто «он» – всё равно не понятно.
Про поющих подо льдом рыб – нравится, а ещё больше вот тут:
Их удивлённые рты изрыгают созвездия,
рваными нитями тянутся вверх пузыри. Очень зрелищно, с налётом мистики.
А вот тут давайте подумаем:
Режет им глотки морозное тонкое лезвие
месяца. Эй, а слабо от звезды прикурить? Если бы не было льда, то месяц вполне мог бы отражаться в воде и «резать глотки» рыбам, проплывающим «сквозь» отражение. Образ был бы шикарный. Но, поскольку вода спит подо льдом, сей трюк невозможен. И я не понимаю, каким образом месяц осуществлял свою кровавую процедуру.
Мысли, «спрятанные под шапкой» – очередная удача.
Сленговое выражение «розовые щи» сначала смутило меня, а потом ничего, «проглотилось». В паре с «человеками» оно не так уж плохо звучит. Разговорная стилистика, лёгкий оттенок юмора.
Он понимает в полётах вороньих и галочьих.
Возится ночью за стенами тихо, как мышь. Он – это март, как я наконец поняла? Но, мне кажется, способность разбираться в вороньих полётах не может являться его отличительным признаком, поскольку вороны одинаково летают и зимой, и летом. Вот если б они «оживали», как бабочки, с наступлением весеннего тепла – тогда да.
И ещё: как «возится» март за стенами – я тоже не очень понимаю. Глобальное потепление в природе едва ли можно сравнить с мышиной возней – масштабы не те. Мышь мне кажется притянутой к тексту только в силу необходимости.
Но в целом – я довольна работой.
ПС. Раздавала бонусные баллы – этому стихотворению не хватило. Оно было шестым по счету. Но лежит у меня к нему душа, и всё тут. Есть в нём, несмотря на неидеальность формы, что-то «цепляющее». Поэтому прибавляю балл за художественность – я в своем праве.
====================================
Марина Старчевская 5-7. Урок чтения Команда «Цивилизация Ы (Литсеть) Оценки:
Техника 5   Худ. ценность/эм. резонанс 5 Стихотворение можно считать в равной мере и детским, и взрослым. Детским – потому что написано о ребенке, да ещё таким хорошим и лёгким языком. Взрослым – потому что ни для кого из нас не будет лишним вспомнить время, когда сказка для нас сливалась с реальностью, когда и сама жизнь была сказкой. Вспомнить – и не пытаться вытащить своего ребенка «за уши» из детства. Пусть будет у него время и на учёбу, и на игры. Не наиграется в детстве – не наиграется никогда.
В грохоте улицы, взрослой и страшной Прочитав о «взрослой улице» я сразу подумала – ух-ты, похоже, будут хорошие стихи. Почему? Потому что «по когтю льва узнаЮт». Не может неподготовленный человек вдруг взять да сделать сальто: для этого нужна тренировка. Но если сальто сделано, значит, перед нами спортивный человек, который может чем-то удивить и дальше.
Вы слышали, чтобы улицу называли «взрослой»? Я тоже нет. Но даже не в новизне дело: эпитет очень точный и выразительный, сразу дающий отсылку к миру ребёнка. Помните, как в раннем детстве мы ходили с мамой по городу, горящему огнями витрин, пугающему звуками, среди огромных строений и толп народа? И всё это казалось частью взрослого мира, совершенно недоступного пониманию.
«Взрослая улица» – так не думают, но так чувствуют дети.
Вот она, простота, до которой сложно дорасти: ни одного лишнего слова, ни одного натужно-вымученного образа, ни одной случайной детали, все – рабочие. И главное – никаких композиционных деформаций: это меня всегда радует особо.
… если кому-то кажется, что детские стихи писать просто – а вы попробуйте!
Заключительное слово: Прошу простить, если я была к кому-то слишком строга или (на ваш взгляд) несправедлива. Очень надеюсь, что мои коллеги компенсируют своими оценками мои просчеты, если таковые имеют место.
Ошибаться могут не только авторы, но и критики. Нам в каком-то смысле ещё сложнее: автор обдумывает со всех сторон одно стихотворение, а мы – множество. До рези в глазах, до ряби в мозгах, до ломоты в спине.
Если что-то непонятно, если возникли вопросы или возражения – пожалуйста, не молчите, я постараюсь всем ответить в ближайшее время.
Спасибо всем за участие, с вами было интересно.
А еще мне всегда было интересно узнать, как можно оценить худ.выразительность/резонанс, если не понял не только о чем стихи, но и кто в них ЛГ)
Вы полагаете, и я полагаю...
Если ЛГ ветер - то это именно мартовский ветер, а не какой-то ещё. И в свете этого мало что меняется в прочтении стихотворения. Речь о приходе весны.
Можно рассматривать ЛГ в более широком смысле (месяц март на улице "колобродит") или в более узком (мартовский ветер) - но это нюанс, ничуть не мешающий воспринимать произведение. И, следовательно, оценивать его.
За мнение спасибо)
Всего вам наилучшего!
Яна, если бы Ваше стихотворение было в пять раз длиннее, я бы не устала его читать)
Спасибо и Вам!)
Вы правы по поводу отсылки к прошлому: по многократно слышанному отцовскому рассказу описан Будапешт... Именно "трехдюймовки" и были...
Спасибо за творчество, Михаил)
Марина_Старчевская (02/03/18 20:36) •