Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1160]
Миниатюры [1145]
Обзоры [1459]
Статьи [464]
Эссе [210]
Критика [99]
Сказки [251]
Байки [53]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [163]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [163]
Мистика [82]
Ужасы [11]
Эротическая проза [8]
Галиматья [309]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [16]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2447]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [484]
Проза пользователей [130]
Путевые заметки [20]
МКК «За подвесками королевы». 1-й этап. Галина Пиастро. Комментарии и оценки. Часть 3
Обзоры
Автор: Колизей-Архив4
Галина Пиастро
Ссылки на авторские страницы:
http://www.litkonkurs.com/index.php?dr=17&luid=24341
http://litset.ru/index/8-980
https://www.stihi.ru/avtor/fordfiesta

Образование высшее техническое. Кандидатская защищена по специальности «Техническая кибернетика» (ух-х!).))
Трудовая деятельность – преподавание в ВУЗе и разработка различных программных комплексов (всё это в очень «здоровых коллективах»).))

Понемногу писала с юности, «в стол»)). В последние годы довольно активно пополняю свою страницу на литпортале «Что хочет автор. Литературные конкурсы» (ЧХА) : стихи, циклы и поэмы, ряд критических статей.

Член Судейской коллегии портала ЧХА. Там же в соавторстве веду проект «Литературная критика “Платон мне друг…” и Поэтический турнир “Хит сезона”.
Печаталась в ряде сборников. В электронном издательстве Ridero вышла моя книга стихов «Аргументы».

Участник (капитан команды) МПК-1, МПК-2, МПК-3 и ряда других конкурсов здесь, на очень добром ко мне сайте Литсеть.

Стараюсь выполнять обращённый к себе призыв в стихотворении «Кредо»:
«Дай клятвой, присягою верности, хоть извилист путь у поэзии: не снимать слоёв явных, с поверхности, очевидностью брезгуя. Не бросаться вдогонку стилям мэтров, за их стихоструями, а без гонора, но самостийно, плыть на собственных стругах. Паруса твои гасят пусть именитых обструкции: нарушаешь устоев массу; регламент инструкций…»

 

Оригинальный файл судейства с пометками-раскрасками всех стихотворений можно скачать здесь: http://litset.ru/load/4-1-0-1628
 



Оценки
по заданию 1:     по заданию 2:

по заданию 3:     по заданию 4:

Суммарные оценки по командам:




Комментарии:

Daugava 4-1. Утром
Команда «Люди Миледи»
Оценки: Техника 4   Худ. ценность/эм. резонанс 3
Соответствие заданию 2


Связь с заданием усматривается. Есть поле, берег, своеобразно упомянутая «терра инкогнита» (невемая земля), война, клетки, крабы.
Не все авторские ассоциации мне удалось хоть как-то связать с изображённым на картине. Для чего упомянут вздыхающий лев, да и сова на ветке. Возможно, я что-то не разглядела (нет-нет, ни к какому подробному описанию я не призываю – это было бы абсурдной затеей, тем более для сюрреалистической картины.)
.
Показалось, что ЛГ несколько удручён своей однообразной жизнью:
А завтра - просыпаться в той же клетке,
На той же самой клетке, где вчера
.
Но и приснившееся или представившееся ЛГ мало его трогает: констатация фактов и всё тут. Чужое горе – не своё. Ну, идёт война, ну, догорает храм, а у меня, мол, ещё скучнее – никаких событий.
.
Технически написано достаточно ладно и складно, но всплеска эмоций у меня не случилось (как и у ЛГ))).

====================================

Елена Севрюгина 4-2. Чарли Ча
Команда «Золотой квартет»
Оценки: Техника 5   Худ. ценность/эм. резонанс 5
Соответствие заданию 2
Доп. оценка "Относительно всех": +2


«Король» немого кино ассоциирован с шахматным королём и изображённым на картине таинственным «некто» – очень интересная задумка.
Понравилась и реализация.
Мне не встречалось раньше такое сокращение имени великого артиста – Чарли Ча – потому приятно удивило: ведь понятно.
Естественно, отмечаю оригинальную аллитерацию: Ча, печальный, чёрный и др. и пр.))
.
Вот прекрасный образ:
… мир терзали криком дураки,
Не зная преимущества молчанья.

Замечу, что это было огромным преимуществом великого комика, ставшее его же великой трагедией.
.
Сидел король на шахматной доске
Фантомом чёрно-белой киноленты

Действительно, очень старые чёрно-белые фильмы вполне могут ассоциативно связать с образом короля комедии.
.
Сейчас выужу «блошку»:
Слова фруктовым взрывом бон пари
От самомненья лопались в гортани..
И только он один не говорил,
….
Понятно, что речь о тех, кто не понимал его, не принимал…
Потому здесь бы лучше «в гортанях», но Автор, видимо, побоялся)) увести рифму в сторону чуть большего ассонанса.
.
Очень достойное стихотворение.

====================================

Татьяна Юрьевская 4-3. Эндшпиль
Команда «Химера»
Оценки: Техника 5   Худ. ценность/эм. резонанс 5
Соответствие заданию 2


Покаяние, даже самобичевание на фоне ностальгии и… шахматной доски)).
Сопоставление отдельных упоминаемых родных, друзей и др. с шахматными фигурами выглядит вполне органично.
Наиболее понравившиеся образы (отдельные строки):
Незаметные пешки - обычные рядовые……………..//трогательно
.
Я тебя лишь, отец, видел истинным королём
И надеюсь, что ты был доволен моей защитой
…….//отличная метафора
.
Был когда-то приятель, простой и надёжный слон,…//просто замечательно
И эти
Часто видится та, что не стала моим ферзём,
Я её разменял на одну из случайных пешек
. …………….//очень выразительно
.
Концовка, удачно завершающая текст стихотворения:
Я зову тех, кто рядом, да только доска пуста:
Из привычных фигур никого уже не осталось
.
.
Пожалуй, только здесь мне не показалось:
Жду момента, когда на разметившей мир доске
Высшей волей расставятся шахматные фигуры:

Ведь в стихотворении нет мистических «завихрений», потому что-то бы вроде того, что хотелось бы… мечтается, что… Нет-нет, советы Автору не даю – ни боже мой.)) Просто поворчала.
.
Приметное стихотворение.

====================================

Георгий Волжанин 4-4. *** ("Не миг, не век - разбросаны фигуры…")
Команда «Оксиген Д"Алекссандро»
Оценки: Техника 4   Худ. ценность/эм. резонанс 5
Соответствие заданию 2
Доп. оценка "Относительно всех": +2


На картине несколько разных объектов, из которых Автор выбрал как отправную точку – «шлюпку» (ох, странная игра слов у меня получилась, ведь речь не об отправлении, а о прибытии, «приплытии».)))
Итак, представлено, что это шлюпка с каравеллы первооткрывателя Бразилии Педро Кабрала. А потом про рабство – горе и позор страны.
Владение Автором темой, о которой пишет, выражение своей гражданской позиции относительно рабства, вообще угнетения человека – всё это мне понравилось. И написано об этом не лозунгово, а с достаточным вкусом к словам и фразам. Неравнодушно и даже с болью. Нечастое для конкурсных стихотворений, увы.
.
Вот совершенно пронзительные строки. Первая фраза, полагаю, так или иначе навеяна лежащей на переднем плане фигурой (ферзь?)
Под королеву, жабой чёрно-бурой.
Ползёт пятном, на светлые квадраты,
чужая жизнь. В ней люди, без опаски,
казнят фигуры стран и не жалеют
. …………// фигуры стран!!!
.
И вот тоже пример поэзии высокого уровня:
Там под луной рабыней юной сохнет
Бразилии измученное тело:
прибой и океан, и запах кофе;
и женский смех - как бритва золингена;
…….//только: Золингена (фирма это).
.
Мне кажется, что
Завоеватель век срывает маски – ………….//лучше, правильнее «Завоеватель-век…»
.
Заодно уж ещё одна претензия к использованию имён и названий:
С тринадцатой "счастливой" каравеллы
сходил Кабрал у Терра Вера Круза.

Жаль трогать эту выразительную, красивую фразу, но названия земель, иных зарубежных территориальных образований не склоняются. То есть здесь:
«сходил Кабрал у Терра Вера Круз» (если совсем по-русски,)) было бы так: у Земли Вера Круз.) Например: «В Федеральной Земле Бавария». «К Земле Королевы Мод»)).
Но это вполне поправимо.
.
Весьма высоко оцениваю это стихотворение как читатель. А как судья снижаю оценку за «Технику», но поставлю «Доп. оценку»: +2.

====================================

Александр Копп 4-6. Что смотришь на небо
Команда «Монпансье Бонасье»
Оценки: Техника 4   Худ. ценность/эм. резонанс 3
Соответствие заданию 2


О связи текста и изображения на картине.
Да, упавшая фигура вполне может быть королём, и «упал твой король» приму за метафору проигрыша героя в отдельных жизненных ситуациях: он потерял любовь и у него есть долги.
Как славно, как лихо: «Забудь про долги»)).
Особых сожалений о потере любви не слышно (не напевает ли он: “Если к другому уходит невеста, то неизвестно, кому повезло”. Шутка.))) Ведь он надеется, найти любовь, о которой … даже не чаял.
Да, что-то вроде причала и парома присутствуют на картине.
.
Кстати, оригинально использован омоним «партия»: есть и игровая партия, и брачная – отлично!
.
Вот и здесь … изображение близко к тексту:))
Оставь скарабеев, катающих в поле шары, –
Земля и без них будет в танце веками кружиться.

Вообще-то в египетской мифологии навозные шарики, которые скатывали скарабеи, связывали с таинством сотворения Солнца…
Но если учесть, что Земля вращается вокруг оного, то опосредованно, так сказать, Земле без Солнца не вращаться – это если местоимение «них» (без них) относится к шарам.
Если же «без них» это без скарабеев, то утверждение во второй строчке и правильно, и вполне материалистично.))
.
Не слишком понравились возгласы – скорее даже рекомендации)), даваемые ЛГ своей судьбе: «облыжное «брысь»!» и «Не шали!»
.
Понравились (слишком?))) рифмы доску – парадоксов, причала – не чаял.
.
И не слишком обрадовала, даже более того, затёртая до отверстий (раньше на писчей бумаге, ныне в компьютерных устройствах памяти и на их экранах))) тема ожидания встречи с необыкновенной любовью.

====================================

Варя 4-7. Шах и мат
Команда «Три миледи и Планше»
Оценки: Техника 4   Худ. ценность/эм. резонанс 4
Соответствие заданию 2


Можно сказать, что всё соответствует изображению. Интересно обыграна связь: шахматы и Остап (ох уж эти Новые Васюки))). Так же Остап и его «хрустальная мечта» Рио-де-Жанейро (эх, «коснулась я её своими лапами»))).
.
Есть интересные фрагменты, например, этот о непростой жизни земной, полагаю:
Ох, этот вечный шахматный турнир,
Где всё пространство чёрно-бело-криво,

.
Пятистрочные строфы это блик мастерства.
На оценку «Техника» повлияли:
- изменение рисунка третьей строфы относительно предыдущих двух (качался табурет, качался – и вот тебе))): с МЖЖЖМ на МЖММЖ,
- неудачная рифма: игра – корабля.
.
Но всему стихотворению я «мат не ставлю».))

====================================

Лионель Садорро 4-11. Молитва Ришелье
Команда «Перодактили»
Оценки: Техника 5   Худ. ценность/эм. резонанс 5
Соответствие заданию 2
Доп. оценка "Относительно всех": +2


Кающийся кардинал в траур одетый…. в ожидании горькой расплаты взывает к милости Господней. Монолог раскрывает метания души и некоторые поступки кардинала – и выполнено это в стиле ненавязчивой художественной информативности, что мне очень нравится.
Изображённого на картине мужчину можно считать (вспомнилось мне есенинское стихотворение…) «чёрным человеком» кардинала – это моя ассоциация, не утверждаю, что такова авторская задумка.
.
Отличные строчки:
Королев одинаково губят и ложе, и плаха.
.
Кто сказал, что прелат на посту милосердней солдата?
.
Королева, прости, но за словом «казнить» – запятая……//прекрасная аллюзия на известное крылатое выражение.
.
Теперь о строчке:
Я воюю с собой, а сражений без жертв не бывает.
Лежащая у его ног окровавленная фигура, это, понятно, королева, принесённая им в жертву, как отсюда следует, в войне с самим собой. То есть он, священнослужитель высшего ранга, не смог поделить свою душу между земной, пусть и не разделённой, любовью и верой. И оставил одну только веру. То есть вера победила. Только тогда бы по смыслу «воевал с собой» (мелочь, конечно).
.
Отличное стихотворение!

====================================

Александра Одрина 4-15. Стезя
Команда «Гасконница»
Оценки: Техника 4   Худ. ценность/эм. резонанс 5
Соответствие заданию 2


Связь между картиной и текстом установлена.
Сюжет исполнен достаточно чётко. Сложнее оказалось разобраться с насекомыми. Так показалось, что тараканы это аборигены Земли, скарабеи – некая «гвардия»)) ЛГ. Классифицировать гостей как представителей фауны мне не удалось. Наверное, они всё же людского рода, ибо ЛГ должен их обуть-одеть, обучить поменьше думать и т. д.
Да и сам ЛГ кто: Сатана? Иблис? Люцифер? Ну, кто-то в этом роде, думаю.
Гости озабочены дуальностью бытия: ЛГ позаботился, чтобы они умели чёрно-бело на мир глядеть (видеть чёткий контраст между злом и добром – ортодоксы, однако).
.
У стихотворения быстрый темп, энергичные фразы.
Есть отличные образы:
и души выпрямить под костюмы,…………… //афористично! запомню
.
И чёрно-белая кровь — в зачёт
в тисках дозволенных траекторий
………. //ага, не совсем уж игра без правил.))
.
...а скарабеи моей стези
под плинтус катят кровавый глобус
……… //во-во: и куда это наш мир катится…
.
Не по мне глагольные рифмы (ну, вот так))): одеть – глядеть. Да и ринг – своим, жизнь – стези не ах!
.
В целом, стихотворение понравилось.

====================================

Богинский Михаил 4-16. О коронах и ролях
Команда «Интрига»
Оценки: Техника 5   Худ. ценность/эм. резонанс 4
Соответствие заданию 2
Доп. оценка "Относительно всех": +1


Соответствие картине есть.
Отмечу логическую цельность стихотворения. Фразы не перегружены излишествами)) эпитетов — хорошо.
Использование термина «квадрант» – вместо обычного для исполнителей Задания 4 геометрической фигуры «квадрат» – удачно и математически вполне оправдано.))
.
Два первых четверостишия особенно хороши. Выделю фразы, достойные стать крылатыми:
Не каждому под силу стать Фигурой
и
В них слишком много голых королей,
Годящихся от силы в адъютанты…

.
Но встречаются и несколько лобовые назидательно-лозунговые выражения, например:
…И гордо титул носишь свой по праву
Не растеряй впустую связь времён,
Не умали ни честь свою, ни славу.

.
Вторая строчка для меня осталась загадкой: что’ здесь есть связь времён, как это можно растерять, да ещё и впустую…
.
Концовка:
Король не устраняется с доски
Нигде, никак, ни под каким предлогом…

.
Если учесть, что весь текст аллегоричен и король, трон употреблены в переносном смысле (речь ведь не о правилах шахмат), то вызывает сомнение это категоричное утверждение – ну, разве что это призыв не устраивать революции или госперевороты.))

====================================

Уляна Задарма 4-17. В стране далёкой
Команда «ОТВИНТА»
Оценки: Техника 4   Худ. ценность/эм. резонанс 4
Соответствие заданию 2


Стихотворение соответствует заданию: в той или иной степени в нём отражены фрагменты картины, потому ставлю 2 балла.
Общая интонация стихотворения – печальные раздумья, но есть и юмористические вкрапления: иногда удачные, иногда не очень, на мой вкус.
.
Не понравилось это «Зачем» в вопросе "Зачем я не Каспаров?" , хотя
сам этот вопрос в конце хорошо, логично обеспечивает связь с началом.
Продолжу придирки:)).
- невкусная частица «нету», простецкое «На кой?»
- не стоило, думаю, приписывать Всевышнему слова Германа. Да и вообще: где Он и где «наша жизнь».
.
Но есть и отличные строчки.
Ветхозаветно множилась вода……… //удачный эпитет
Охрипший Ной из лодки звал: "Сюда!"
А Бог молчал.
……………………………….//вот здесь упоминание Бога вполне органично.
.
Бескровный труп мечты лежал у ног,
комок души катили скарабеи
…………..//оригинальные строки.
.
Итого, прикинув все минусы и плюсы, оценю: 4, 4.
Опубликовано: 22/10/18, 10:44 | Просмотров: 820 | Комментариев: 4
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Галина, от автора 4-16 большое спасибо за высокую оценку работы.
Богинский_Михаил  (22/10/18 21:04)    


Да я - что. Это стихотворение хорошее и даже больше того:smile:
Спасибо за добрые слова, Михаил
Галина_Пиастро  (22/10/18 22:58)    


Большое спасибо, Галина, за развёрнутый комментарий и оценку.
Лионель_Садорро  (22/10/18 17:14)    


Автор и Кардинал - это сила!! smile

Спасибо, Лионель.
Галина_Пиастро  (22/10/18 19:57)