Евгения Валиева Ссылка на авторскую страницу:
http://litkonkurs.com/?dr=17&luid=21796 Родилась и живу в Минске. По образованию педагог, по жизни - спортсменка, тренер, бизнесвумен, мама, жена и т. п., по ночам - поэт и прозаик. Результатом неравнодушия к литературе явилось периодическое участие в литературных конкурсах, а со временем и судейство таковых.
- Евгения, если бы Вас спросили "Какой сайт/литобъединение Вы представляете?", что бы Вы ответили? - "Что хочет автор".
 
Оригинальный файл судейства можно скачать здесь:
http://litset.ru/load/4-1-0-1804  
Оценки
по заданию 1, 2 и 3:
    по заданию 4, 5 и 6:
Суммарные оценки по командам:
Комментарии: Наринэ Карапетян 1-2. *** ("Необустроен наш привычный быт...") Команда «Воронья слободка» Оценки:
Техника 4   Худ. ценность/эм. резонанс 3 Соответствие заданию 2 Финальный терцет хорош. И безмерность нежности, и «луч, натянутый едва», и «листва в окне – приобретенье» – всё приятно удивило и доставило удовольствие.
Остальное как-то не удивило и не обрадовало.
При переходе к терцетам отчетливо наблюдается характерный эмоциональный перелом, свойственный сонетной форме.
Но чёткости сонетного замка, вывода, резюмирующего вышесказанное, всё же мне не хватило. Ощущение, вероятно, усугублено тем, что в катренах строки слегка рассыпаются, поэтому была надежда на финал таки.
Почему «рассыпаются»:
Привычный быт – это скорее тот, который обустроен, поэтому в первой фразе кроется некое лексическое противоречие, почти оксюморон. Или быт привычный, или он не обустроен. Здесь одновременно. Допустим, это попытка сказать о переменах и противоречивости ощущений ЛГ.
«Как будто бы неделя – и в дорогу» – так дальше про неизбежно предстоящую дорогу, отодвигаемый миг прощания, вроде. Почему же «как будто бы»? Эту фигуру речи изредка употребляют и в значении утверждения, типа «как будто сегодня вторник, я не ошибаюсь?» Разве что так понимать... но это последнее, что приходит здесь в голову.
«Горячность немого монолога», желание отодвинуть миг прощания, но – одновременно с этим в финальных строках угадывается явное положительное отношение к ситуации... Можно сделать вывод, что ЛГ не по своей воле кочует и смирился с обстоятельствами. Вот и главный вопрос, оставшийся за кадром: а почему и зачем ЛГ не обустраивает свой быт? Казалось бы, для поэтических строк это и не важно, ведь главное – передать чувства, создать атмосферу. Но остается значительная степень недосказанности, усугубленная указанными противоречиями, в итоге цельная картинка не выстраивается. Красивая романтичная концовка не убеждает, не поясняет, не... Если бы не сонетная форма, требующая хотя бы относительной смысловой четкости – то и ладно бы, но не здесь.
====================================
Алла Райц 1-3. Сближение Команда «Бяки-Задаваки» Оценки:
Техника 3   Худ. ценность/эм. резонанс 4 Соответствие заданию 1 Почему «1»:
  1. «Явлений неслучайных» – «станет... явленье... случайным».
    Многозначное слово «явление», тем не менее, очевидный повтор слов. И однокоренные – тоже вольность для сонета.
  2. Рифму
сомнений/Дульсинеи/Белом точной никак не назовёшь.
====================================
Злобный Мышалет 4-2. Допрос Команда «Бумажный самолетик» Оценки:
Техника 4   Худ. ценность/эм. резонанс 5 Соответствие заданию 2 Буквальное обыгрывание слов Хиггинса, допрос в участке из-за гипотетических трупов – это нечто. Вообще, смело. Без условностей временнЫх и ещё каких-то, замечательное хулиганство. Особенно развеселили вебинары и вопрос: «Сколько тебе скормили духовных практик». А это ироничное, на известном слэнге обращение «Галатея, живо давай колись»! Звонок Бернарду, конечно, тоже.
Финальная строка еще раз улыбнула. То ли дан барышне шанс и дальше себя новую искать, то ли «порезвились в стихах и будет», мол. Но оба варианта поднимают настроение.
Напрасно запятой нет после «значит».
Вроде, и нет веских причин для высоких оценок... Но что ж такое, нравится стихотворение. Даже если всё не так поняла. Улыбаюсь, и рука тянется к пятерке.
====================================
Елена Бородина 4-3. Чеслава Команда «Воронья слободка» Оценки:
Техника 5   Худ. ценность/эм. резонанс 5 Соответствие заданию 2 Конечно, история польской девочки вызывает сильные эмоции, фотографии заставляют сердце болеть от горести – до чего же она красивая, испуганная, обречённая... Всё это не может не влиять на восприятие стихов, тематика такая. Острое, по-прежнему актуальное напоминание о тех фактах бесчеловечности и безумия. И манера, конечно, выбрана подходящая. Словно фотовспышка, выхватывающая мозаично, по очереди: снимок, короткую историю жизни, смерть несчастных, мысли о будущем.
«вместе с тобой растворяются полосы света... прерывается соло в хоре чужих голосов – перепуганных снимков» – хорошо. Во всяком случае, когда слово за словом нанизываю это на сознание, ощущаю сильные эмоции.
На строке «Будет ли завтра? Зажмурься, душа-невидимка...» нарастает напряжение. А дальше – фактически признание бессилия: «вместе придумаем что-нибудь, честное слово». Готовность взять на себя часть заботы о «завтра», но с оттенком абсолютной беспомощности придумать то, что навсегда оградило бы людей от подобных фактов, если я верно поняла посыл. Вероятно, обещания такого рода предназначены больше для сиюминутного самоутешения, и они по-своему необходимы.
====================================
Ольга Нежданова 4-6. Мост Команда «Танцующие саламандры» Оценки:
Техника 4   Худ. ценность/эм. резонанс 4 Соответствие заданию 2 Сначала было откровенно скучно: сырость, ливни, хмурые дни, пустота... Мысли уцепиться не за что, в т.ч. в поэтическом плане, потому что «располневшие тучи» совсем не новость, «отвязно хлещут» не произвело впечатления, остальное не заинтересовало ни с какой точки зрения.
К финалу стало понятно, что первый катрен – об отсутствии радуги, эдакая антитеза желаемому, которой просто не хватило своеобразия и энергетики.
А вот радуга, по мере знакомства с ней, приобретает все больше прелести. И строительство моста к ней, и сомнения/опасения, и финальная надежда – это обыграно неплохо.
Но мне кажется, в части про детство фабула сильно вильнула в сторону от «радуги между нами».
В настроеньЕ, конечно. Правда, Пушкину можно было -ньи... А нам нельзя, говорят.
====================================
Олег Юшкевичъ 4-7. Изменяя измене… Команда «Маши и медведь» Оценки:
Техника 5   Худ. ценность/эм. резонанс 5 Соответствие заданию 2 Здесь без колебаний «отлично». Тонко, эстетично, узнаваемо. Женщину, конечно, можно и одним неловким словом обратно в камень превратить, изменой подавно. Неважно, она ли почувствовала (узнала), он ли её из-за своей вины видит изменившейся... Но вот это неожиданное «обратно» – хорошая смысловая находка, замечательно раскрытая. И технично, красиво раскрытая.
Спасибо за чудесно ввёрнутый) в строку и открытый специально для меня фразеологизм «ломать шапку». Оказывается! Век живи – век учись. :)
====================================
Ирина Зяблева 4-9. *** ("Так ищут летом камешек на пляже...") Команда «Пикник на обочине» Оценки:
Техника 5   Худ. ценность/эм. резонанс 5 Соответствие заданию 2 Доп. оценка "Относительно всех": +1 Удивительно мудрый ответ на эпиграф. Воздушный какой-то, красивый и... не оторваться. Мне было жаль, что строчки закончились. )
====================================
Андрей Блинов 5-1. Постскриптум Команда «Воронья слободка» Оценки:
Техника 5   Худ. ценность/эм. резонанс 5 Соответствие заданию 2 (автоматически) «Как будто всё небо, скрошившись, упало вниз» – здорово.
Вот, вроде, все очень неплохо. Естественность слога, искренний и доверительный рассказ читателю о любви, разлуке, ожидании... замечательно вплетенные какие-то мелочи, важные только для одного или двоих, но абсолютно понятные и органичные здесь...
Но если честно, степень тревоги и общей драмы выглядит как-то утрированно по сравнению с причиной разлуки. Застрять в Норильске из-за нелетных погодных условий или «партнеров, долгов, обязательств» – не та трагедия, квартал – не так много, вроде... «Родная» явно переборщила со страхами и подозрениями, по моим ощущениям. Улисс так искренен, читатель ему верит, а «вернейшая из пенелоп» что же.. Как-то не убедил меня текст, что есть причина для «мучительно страшно».
Но у влюбленных, конечно, вечно всё набекрень, повод для переживаний всегда найдётся... :)
====================================
Михаил Любавин 5-2. Вьетнамская история Команда «Пираньи пера» Оценки:
Техника 5   Худ. ценность/эм. резонанс 5 Соответствие заданию 2 (автоматически) История тронула. Неважно – правда ли, выдумка ли... Важно другое: торжество человечности над вымуштрованной солдатской привычкой бездумно выполнять приказы. Понимание, что «Трибунал и тюрьма. Отреченье близких. Жизнь перечёркнута», но все-таки – выбор в пользу человечности.
В детстве я думала: как фашисты могли убивать, они ведь люди, хоть и солдаты? Если бы все, каждый, просто отказались бы убивать – то и война бы закончилась сразу? Герой стихотворения это сделал. А если бы все, каждый...
Душка-службу, ввысь-жизнь, ужас-разрушить – неточные и бедные созвучия, держатся на одной гласной.
Но в целом на фоне преобладающих богатых рифм, да и, пожалуй, благодаря высокой плотности текста – это затерялось, показалось несущественным.
====================================
Самир Аскеров 5-3. Ворон Команда «Вольные стрелки» Оценки:
Техника 4   Худ. ценность/эм. резонанс 5 Соответствие заданию 2 (автоматически) Хочется провести параллель и удивиться, как трогательно и точно рассказана история человеческой любви, спасающей от невзгод. Великолепная метафора.
Очень понравилась ритмическая организация – сокращение одной стопы дактиля в шестых строках хорошо оттеняет, акцентирует их смысл, а отказ от ожидаемой дактилической клаузулы в пятых строчках создает эффект нарастающего напряжения и одновременно делает стихи музыкальнее, на мой взгляд.
«Всем укрывает, что было при нём» – разное время глаголов ничем не оправдано, по-моему. Весь текст в настоящем, «было» вклинилось напрасно.
«Нежно [рикалавит] ...» слегка царапает. Нет, можно произнести и с акцентом на лОвит, конечно... но это же надо специально стараться. Придираюсь, наверное. :) Ничего критического, просто до этой «кочки»-спондея всё так замечательно льётся, что невольно.
«со стороны леденелой наветренной» – прилагательные, казалось бы, несут различную лексическую нагрузку, и можно бы не разделять, но семантическая однородность всё-таки присутствует, поэтому так просится запятая по ощущениям. И то, и другое здесь говорит о холодной стороне, по сути. Интонационно хочется подчеркнуть: (и) леденелой, (и) наветренной. Думаю, если бы не инверсия, то и без запятой это могло бы прозвучать естественно: с леденелой наветренной стороны... хотя, по большому счету, знак тоже просится.
«Нежно река ловит птиц
отражение,
что возвращает в заветную даль,
всё оживляя: мечты, поражения...» – на мой взгляд, здесь немного теряется внятность и легкость слога из-за скопления действий; подчинительная связь в компании с последующим оборотом весомо утяжеляет первоначальное восприятие смысла. Опять не критично, лишь в плане перфекции. )) В плохом на такие тонкости внимания уже не обращаешь, а в хорошем – обязательно споткнешься.
«Устали-пристани», «при нём-крылом» – понятно, что и такие имеют право быть, но всё же... Ливень мог и неистово стучать... хотя тогда стремнину надо менять (из-за нене)... по ущелью?.. но тогда пропадает эффект несущейся стихии, если он имелся в виду... Последнее дело – свои беспомощные судейские варианты подсовывать. «Устали-пристани» тоже интересно, если настроиться на нужную частоту. )
С искренней признательностью,
автор 5-12( Город)
с уважением, Лана Сноу (4-10 Сонетно-фонетическое)