Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
МКК «По следам собаки Баскервилей». 1-й этап. Евгения Валиева. Комментарии и оценки
Обзоры
Автор: Колизей
Евгения Валиева
Ссылка на авторскую страницу:
http://litkonkurs.com/?dr=17&luid=21796

Родилась в Минске, сейчас живу в Москве. По образованию педагог, по жизни - спортсменка, тренер, бизнесвумен, мама, жена и т. п., по ночам - поэт и прозаик. Результатом неравнодушия к литературе явилось периодическое участие в литературных конкурсах, а со временем и судейство таковых.
 

Оригинальный файл судейства можно скачать здесь: http://litset.ru/load/4-1-0-2103
 



Оценки
по заданию 1:     по заданию 2:

по заданию 3, по заданию 4:

Суммарные оценки по командам:




Комментарии:

Михаил Любавин 1-4. Машино счастье
Команда «Пишущие человечки»
Оценки: Техника 4   Худ.ценность/эм. резонанс 4
Соответствие заданию 2


Без всякого сомнения, речь не о заурядной замкнутой дурнушке. Сдается мне, что достоверно описана одна из форм аутизма. Все узнаваемо: «от страха едва живая», «тихоня», «пугливая и нервная», для окружающих – потерявшая рассудок. Но в своем личном мирке она счастлива, и ей «незачем возвращаться». Тема вполне представлена и раскрыта: девушка буквально живет, лишь «листая толстый блокнот», это смысл ее жизни. Очевидно, аутистка пишет, раз речь о буквах и почерке, здравых мыслях, фантазиях. Она и рисует («рисовать картины»)? Как правило, аутисты делают что-то одно. Возможно, имеются в виду картины, создаваемые воображением, сюжеты...
Если моя версия по болезнь Маши верна, то – изложено хорошо, но не... не пронзительно.Если ошибаюсь, то – еще менее пронзительно, потому что неясны причины такой асоциальности.

Жаль, что подвисла, так и не получив развития, мысль «Людей боится: с рожденья умеет читать по лицам» – по моим ощущениям, это важная, но совсем не раскрытая деталь.Что же она такое читает, что ее пугает? Это могло бы стать убедительной отправной точкой для всего остального.

«Квартиру-картины». Казалось бы, ничего особенного, а вот люблю такие рифмы, до удовольствия прямо.
Возможно-можно рядом споткнули.
А вообще, написано технично.

====================================

chajka 1-9. Лондон 1999
Команда «ЧиХАТинцы»
Оценки: Техника 3   Худ.ценность/эм. резонанс 2
Соответствие заданию 2


Как туристический блюз – да, пожалуй. Встретить новый век возле нулевого меридиана – наверно, это может быть интересно и даже здорово.Но мне проникнуться этим не удалось. Хотя задорный настрой ЛГ порадовал.

По-хорошему тронул «интеллигентный вид раззяв». Понравилась вера в «лучший век». Больше, пожалуй, ничего не отмечу.
Компиляция из известных фраз-названий-фигур речи не показалась здесь остроумной. Все какое-то натужное. Прошу простить.
Например, про лебедей – при чем тут зрелища? «Привычно просят»? Разве? Ну, и там прямая речь не оформлена.

Вообще, пунктуация неаккуратная, так совсем не годится.
«куда не глянешь (?) лиственный клондайк»
«что здесь(,) в стальной холодной полусфере,
другой и лучший век просунул в двери» – уточнение обособлено только с одной стороны.
«И(,) Гринвича романтикой обманут,
речной трамвайчик мчит» – то же.
«Биг-Бен, Гайд-парк, музей Британский тоже(,) – зачем запятая?
уже запечатлён, уже исхожен»

Но дело, конечно, не в запятых, они лишь довесок к общей технической неубедительности – ни слог, ни поэтические приемы не впечатлили. Очень надеюсь, что у коллег стихи вызовут больший энтузиазм.

====================================

Елена Лерак Маркелова 1-10. Медведь
Команда «Мафия Дойля»
Оценки: Техника 5   Худ.ценность/эм. резонанс 4
Соответствие заданию 2


Красивое начало, ничего не предвещающее – на первый взгляд. Лишь потом оцениваешь несущее значение стартовых глаголов: истекает, поникла, падают. Мне понравилось, как потихоньку, осторожно нагнетается тревога: луна выплывает огненная – это все еще красиво, но уже настораживает; потом «затаилась в ужасе заболоть» и – кульминация «терзая живую плоть».
Самой замечательной показалась строка «Опадает эхом собачий вой на краю пустеющего села».

Мне всегда сложно всякую такую мистическую жуть воспринимать всерьёз, особенно, когда дите «хохочет весело, вытирая кровь», при всем понимании описываемой трагедии. К представителям лесной или прочей нечисти я ну совсем равнодушная. Так вот, несмотря на эту мою проблему)), должна констатировать: заворожило и не отпускало. Заставило подумать, найти ответ и проникнуться еще больше. Полагаю, это получилось только благодаря умелому владению словом.

До финала все было понятно и логично. И вдруг открылись принципиально новые обстоятельства. Могу ошибаться, но у меня из последних строк получилось сделать только один вывод: травник с дочкой не сгорели в деревне, а ушли в непролазную чащу. Медведь – сам травник и есть. Теперь он безумец (оборотень?) и его терзает «огненная луна», а кровь на его лице по возвращении – кровь очередной жертвы. Можно даже домыслить, что дочка стала той самой лесавкой.
Единственное, что споткнуло – ждёт и тут же вытирает. Споткнуться успеваешь быстрее, чем оценить роль многоточия, на которое не сразу и взгляд падает.

Удлиненные строки определенно уместны в этом тексте – словно дебри упомянутой непролазной чащи, они создают соответствующую атмосферу. В задании не нашла ограничений по количеству строк, поэтому придираться к формату нет повода.
К чему хочется придраться – это к рифме найти/идти, да и засилье неинтересных рифм (отца/лица, лес/бес...) заметно.
Но не те это минусы и не так их много, чтоб снижать оценку.

====================================

Жиль де Брюн 1-17. Как украсть невесту
Команда «Бейкерс-трио»
Оценки: Техника 4   Худ.ценность/эм. резонанс 4
Соответствие заданию 2


Вообще-то, симпатично и даже весело.
Среди приятной образности и сюжетной динамики споткнулась о пустоватые строки, тормознувшие эту динамику на всем ходу: «Они нас не догонят, нет, Ты не оглядывайся, милая». К тому же потом будет «погоня отстаёт», к чему дублировать? Для меня «не догонят, нет» – выпирающая втычка для рифмы (было б ради чего, а то ведь – вслед/нет).

Последняя строка-прищепка неуклюже болтается в плане строфики, но по смыслу она замечательная. Стартовый отсыл к Бродскому, конечно, говорит нам об увлечении ЛГ поэзией, так что несложно поверить в то, что для него апогеем счастья с украденной невестой станут стихи, будь то собственнорожденные или чужие в качестве общего увлечения.
Но пятистишие? Разве что в качестве рифменной реабилитации – всё-таки «вездеход/наперекор» как рифма туго заходит.

====================================

Георгий Волжанин 1-18. Любители тихих безрассудств
Команда «Идущие по кривой»
Оценки: Техника 5   Худ.ценность/эм. резонанс 5
Соответствие заданию 1
Доп. оценка "Относительно всех": +1


Просто замечательные стихи. В каждой строке по удаче, по шикарному образу. К технике претензий не имеется совсем.
Но где же тихие безрассудства? Кто – любители? Мужик, «ежата», корова? Природа со своей сезонностью? Может, автор и подобные ему, способные проникнуться октябрьской атмосферой до характерного состояния?.. Если есть в стихотворении связь названия и темы с предметом разговора, то слишком тонкая и неочевидная для меня, увы. Финальные строки что-то нащупали, вроде, но все равно слабо просматривается эта связь.

====================================

Владимир Алексеев 2-2. Осенний Питер
Команда «Force-forum или Партия контрабасов»
Оценки: Техника 3   Худ.ценность/эм. резонанс 2
Соответствие заданию 2


Вроде, и задел неплохой. И настроение понятное – осенне-питерское. Но в целостный образ не сложилось. Видимо, из-за вопросов к содержанию.
Ниже попытаюсь разобраться, но никак не придраться, если что.

Первая строка красива и парадоксальна. И главный парадокс – «купола позолот». Понимаю, что речь или о буквальных куполах, церковных, или о вершинах пожелтевших деревьев на фоне неба. Но что такое – позолоты? Какой-то перевертыш вышел. Позолота куполов – да, но не наоборот, и точно не во множественном – собирательные существительные не имеют множественного числа.
А канва понравилась.
Листья-письма, которые Питер бросает с помощью ветра в Неву – это вполне интересно.«Ничейно, ненужно» – хорошо, создает настроение. Но вот дальше:

...Ведь нет адресата
У листьев, которых нетрудно касаться
Пером, но нельзя удержать на весу...


С адресатом понятно, а остальное для меня – непереводимо на внятный язык логики. Зачем и как можно касаться пером падающих в воду осенних листьев? Чтобы успеть написать на них адрес? Почему хочется, но нельзя удержать их на весу? Если бы просто удержать и написать – еще объяснимо, но на весу зачем?

Движемся далее. Продрогшая вязь решетки вопросов не вызвала. Кивающий дому ясень сам по себе тоже. Но в одной компании, через «и», эти два стиха у меня не уживаются, они же как-то из разных опер и создают разные атмосферы: вязь продрогла – это холод и неуютность, но тут же приятный и уютный по эмоциональной окраске кивок знакомому дому.

Дальше появляется бухая бомжиха. После чудесного приветливого ясеня опять перескакиваем в беспросветное уныние. Да, бомжиха – неплохой атрибут обстановки продрогшего осеннего бесприютного Питера. Но большой вопрос возник по ее злой любви. При чем тут вообще любовь, зачем в нее предлагается верить и кому? Молодому? В эпиграфе был совсем другой молодой, понятный. А этот – кто? Не улавливаю, извините.«Как в сказку, поверь» – штамп, к слову.

Почему проспект запотевший, я еще могу с натяжкой представить – вероятно, сырость, туман имеются в виду. Но почему он плоский?Там же, помимо плоских набережной и реки, что-то есть еще? Купола, как минимум? Откуда же этот плоский образ?
Финал, на мой взгляд, атмосферный, даже щемящий немного.

Странной показалась смена опоясывающей рифмовки на перекрестную в третьем катрене. Даже и по синтаксической логике лучше бы третью и четвертую строки поменять местами:

Продрогла решётки ажурная вязь.
И ясень кивает знакомому дому.
"Иди-ка сюда!» – говорит молодому
Бухая бомжиха, чему-то смеясь.

====================================

Женя (Гнедой) 2-9. Пузырьковая сага
Команда «Кони в яблоках»
Оценки: Техника 3   Худ.ценность/эм. резонанс 4
Соответствие заданию 2


Замечательный легкий юмор. Он и сам по себе хорош, но мне еще и представилось вполне определенное «гиблое место» – какая-нибудь российская зачуханная глубинка, куда приличные женихи носа не кажут. А если случайно занесет кого – сопьется от тоски и безработицы в этой «топи» и пропадет, пуская «прощальные пузыри». Если все это представить, стихотворение играет новым смыслом.) Задумано ли так, нет ли, но когда есть повод к интерпретации текста как метафоры – только плюс. И хотя явно не хватает соответствующих этой метафоре красок, она мне все равно нравится.

Сначала зацепилась о противоречие во фразе «полночной порою останемся в девках». Думаю, понятие «остаться в девках» должно охватывать значительно больший временной отрезок, чем конкретная ночная пора. То есть имеет место некоторая лексическая несочетаемость частей фразы (если только под полночной порой не подразумевается, скажем, возрастной закат). Во-вторых, грамотнее «до такой-то поры остаться». Просится или «до...», или что-то в смысле «и к нынешней полночи тоже...»

«стрел наловили на лучников» – отличная звукопись, но тут же «ввзвод» все очень испортил.

Напрягла парочка фонетических неудобств:
«топь, страстно жижей обняв» – спондей в комплекте с таким нагромождением согласных звучит плохо;
«к нам, ждущим» – то же.

====================================

Галья Рубина-Бадьян 2-11. Бесприютное
Команда «Бюро находок Бейкер-Стритт»
Оценки: Техника 4   Худ.ценность/эм. резонанс 4
Соответствие заданию 2


Вторая строка и концовка от «И только во сне» – то, ради чего стоило писать это стихотворение. Красиво, трогательно, легко. Последняя строка особенно нравится.
Остальное показалось тяжеловато. «Штабелями» здесь выпирает чем-то просторечным, несмотря на абсолютную уместность по смыслу. Пассаж «Терзаться любовью - придёт, не придёт - уже неуместно: не этот, так тот» мне не очень симпатичен по разным причинам: и неудобоваримым синтаксисом, и блеклой лексикой, и какой-то не очень тонкой подачей тонких понятий. Возможно, проблема лишь в моем восприятии. Но не легло.

====================================

ЛанаЮрина 2-12. Бессонное
Команда «Шерлоки на шпильках»
Оценки: Техника 4   Худ.ценность/эм. резонанс 5
Соответствие заданию 2
Доп. оценка "Относительно всех": +1


Защемило. Очень хорошее! Красивое, какое-то хрустальное и одновременно невесомое. А последний катрен ударил болью и тут же успокоил, увел искать ответ.
Интересно, что «бессонное» не о бессоннице в данном случае, а о сне без снов.

Рифмы сплелись/жизнь, воды/кусты – слабоваты.
Запятую после «тридцать» можно не ставить: за окном, где (общее слово) минус тридцать и тихо.

====================================

Натико 3-2. Мой постоялец
Команда «Идущие по кривой»
Оценки: Техника 3   Худ.ценность/эм. резонанс 2
Соответствие заданию 2


Сонет-загадка?
Не представляю, о ком или о чем, таком противоречивом, речь. Увы мне. Но и сонету – увы. Если б было предупреждение, что этот ребус надо разгадывать – другое дело. А так – ждешь раскрытия интриги в финале, а ЛГ переодевается и уходит, не открыв лица и не попрощавшись.
Или открыв? Может, это все про сонет... английский). Ибо кто еще может уйти, как сонет?.. И ведь постоянство (формы) при нем, и внезапностью (замком) удивить может, и легенда он по праву... Лордом или бродягой – вполне. И он уходит таки, теряя популярность. Или просто потому, что четырнадцать строк уже случились. И уж точно постоялец он – в голове поэта на этом конкурсе. Автор так и говорит: «постоянен постоялец мой». Остальные подробности опускаю – плохо подходят по описанию. ))
Это почти шутка. Но кто бы ни был ЛГ, стройности в тексте как-то не хватает.

====================================

ВладДеми 4-1. Шотландская легенда
Команда «Кони в яблоках»
Оценки: Техника 4   Худ.ценность/эм. резонанс 4
Соответствие заданию 2


Интересная и познавательная легенда. Даже где-то жаль, что повествовательность сильно превалирует над поэтическим и чувственным аспектами. Весьма плотный текст в смысле информативности, но эмоционально не сработал.
Монорифменные строфы с холостой строкой – думаю, это вполне подходит для такого случая, легенда приобретает флер интриги и загадочности. ))
«Там(,) где каменный крест(,) это было» – не обособлено.
«пёсскалил» – по-моему, почти не произносимо в условиях анапеста.

====================================

maarv 4-6. Призрак Павла I
Команда «Force-forum или Партия контрабасов»
Оценки: Техника 4   Худ.ценность/эм. резонанс 3
Соответствие заданию 2


А вроде, пишут, призрак убитого царя имеет обыкновение блуждать в Михайловском дворце, в месте убийства, а вовсе не в парке?

Из понравившегося: «дожди штампуют лужи».
«Сквозь сотни лет мундир легенд влачить» – неплохо сказано в противовес военному мундиру. Если не считать тяжеловатой фонетики этой фразы.
Из непонравившегося/непонятого:
Простуженность парков, городов, природы и пр. воспринимается мной как поднадоевший шаблон. Правда, в этом конкурсе встретился только один простуженый похожий.
Мне не очень понятно, зачем, о чем в данном контексте строки «Зависли капли в воздухе легко, / А липа машет веткой, как рукой». Малоговоряще. Почему капли зависли? Почему легко? Это «легко» у меня не вяжется по эмоциональной окраске с предыдущей строкой. Ну, и в такой предположительно жуткой ситуации – вдруг еще и липа приветливо помахала веткой, как рукой (фраза вызвала именно эти ассоциации). От мрака и ужаса ничего не осталось.
Остановлюсь на интересной однокоренной паре «Зависшие осенние дожди» – «зависли капли». Первый образ мне, полагаю, понятен: затяжные, непроходящие дожди, опор на слэнговое «зависнуть». Во втором же случае слово с этим корнем имеет явно иное значение – вроде как прямое. Меня, собственно, смущают сразу два момента: невнятность второго образа и неудачность использования этих довольно ярких однокоренных слов в различном лексическом контексте.
Ну, а финальное «приходил не зря» как-то ни о чем мне не намекнуло даже. Да, выше речь шла о некой смуте героя, мы узнали про «сумрачную ноту в попытке глубже спрятаться в работу от помыслов, сковавших ум в огне». Здесь, пожалуй, тот случай, когда не хватает конкретики в части терзаний ЛГ. Особенно интересно про помыслы, «сковавшие ум в огне» – при такой патетике полная неизвестность, о чем речь.Так какая мотивация у призрака?)) Если же призрак – лишь плод неспокойного воображения ЛГ, то тем более неубедительны причины его появления.

====================================

Ирина Суворова 4-7. О селекции пород
Команда «Мафия Дойля»
Оценки: Техника 5   Худ.ценность/эм. резонанс 5
Соответствие заданию 2


Удалось ли показать именно легенду? Или перед нами лишь веселая шутка вокруг девонширской истории? Сомнения есть, но пусть они будут в пользу автора – в задании ведь нет запрета на выдумку собственной веселой легенды.
И, пожалуй, это лучшая из представленных выдумок. Несмотря на явную авантюру.
«Баскервильевский бультерьер» определенно хорош.
«быстро суть поймал ДНК-колец» – фраза тяжеловата.
Интересно, зачем в третьей строфе столько тире? Первое необходимо, второе сомнительно, третье точно лишнее.
Обращает на себя внимание необособленная вводная конструкция «как на грех».
А в целом – спасибо за качественный юмор под занавес.
Опубликовано: 21/10/19, 14:31 | Свидетельство о публикации № 203-21/10/19-53832 | Просмотров: 173 | Комментариев: 6
Загрузка...
Все комментарии:

Евгения, спасибо за оценки)) Вы на одной волне со всей нашей командой biggrin
Ольга_Нежданова  (23/10/19 22:30)    



Читала бы и читала. И перечитывала )))
Евгения, спасибо большое )
Елена_Лерак_Маркелова  (23/10/19 21:31)    



Спасибо большое за время, за труд и за высокие оценки моему стишу. Отдельное спасибо за душевные обзоры smile
Talya_Na  (23/10/19 14:50)    



Спасибо за верную оценку Копейкина! smile
Гладких  (22/10/19 18:47)    



Спасибо за труд :)
Hellin  (22/10/19 10:58)    



Лохматый благодарит добрую девушку за нелёгкий жюрейский труд. Желаю выспаться после ночных чтений. happy
Арчибальд_Лохматый  (22/10/19 08:06)    


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Рассказы [964]
Миниатюры [612]
Обзоры [1112]
Статьи [293]
Эссе [145]
Критика [40]
Сказки [127]
Байки [40]
Сатира [42]
Фельетоны [12]
Юмористическая проза [239]
Мемуары [116]
Документальная проза [43]
Эпистолы [12]
Новеллы [37]
Подражания [12]
Афоризмы [31]
Фантастика [116]
Мистика [17]
Ужасы [3]
Эротическая проза [4]
Галиматья [264]
Повести [262]
Романы [54]
Пьесы [19]
Прозаические переводы [2]
Проза на иностранных языках [0]
Конкурсы [22]
Литературные игры [12]
Тренинги [6]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [1298]
Тесты [5]
Диспуты и опросы [71]
Анонсы и новости [102]
Объявления [60]
Литературные манифесты [205]
Проза без рубрики [374]
Проза пользователей [165]
Критика 2 [49]