Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1160]
Миниатюры [1145]
Обзоры [1459]
Статьи [464]
Эссе [210]
Критика [99]
Сказки [251]
Байки [53]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [163]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [163]
Мистика [82]
Ужасы [11]
Эротическая проза [8]
Галиматья [309]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [16]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2447]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [484]
Проза пользователей [130]
Путевые заметки [20]
МКК «По следам собаки Баскервилей». 3-й этап. Евгения Ткалич. Комментарии и оценки. Часть 1
Обзоры
Автор: Колизей-Архив4
Евгения Ткалич
Ссылка на авторскую страницу:
https://stihi.ru/avtor/tkalich

Детство: Крым.
Юность и зрелость: Алтай.
Образование: высшее, техническое. (О, политехнический – поэтическая кузница России!)
Семейное положение: замужем, дети, внуки.
Творчество: бессознательное – с дошкольного возраста, сознательное – с 2007 года (лит. студии, семинары, выступления, публикации, книги). Шесть авторских поэтических сборников и две небольших книги фантастических рассказов.
Сегодня: член союза Писателей России, авторские страницы на Стихи.ру и Проза.ру, Звезда международного Фонда ВСМ и Премьер-Магистр жюри МФ ВСМ, веду две поэтические студии в г. Барнауле.
Свою задачу вижу не в том, чтобы научить писать стихи. Пытаюсь по мере сил помочь пишущим видеть и понимать поэзию.

 

Оригинальный файл судейства можно скачать здесь: http://litset.ru/load/4-1-0-2221
 



Оценки
по заданию 1:     по заданию 2:

по заданию 3, по заданию 4:

Суммарные оценки по командам:




Комментарии:

Ирина Суворова 1-1. А знаешь ты, как тишина хрупка?
Команда «Мафия Дойля»
Оценки: Техника 4   Худ. ценность/эм. резонанс: 3
Соответствие заданию 2


Ровная, пейзажная лирика, красочные образы, но в ней нет человека, нет его эмоционального взгляда/отношения на пейзаж, поэтому нет и сопереживания нарисованной картине, хоть и красивой.

====================================

Ульяна Валерьевна 1-3. Где?
Команда «Бейкерс-трио»
Оценки: Техника 3   Худ. ценность/эм. резонанс: 2
Соответствие заданию 2


Образность, как абсолютная идея-фикс этого текста, погубила смысловую составляющую ст-я. Последняя строфа – строки, несвязанные между собой и с предыдущим текстом. Ст-е оставляет ощущение неосмысленной сделанности, подгонки под задание. Аллитерация (преобладание в тексте звука «р») звучит диссонансом пейзажной лирике.

====================================

Роксана Ланд 1-4. Куда ушли люди?
Команда «Внуки миссис Хадсон»
Оценки: Техника 4   Худ. ценность/эм. резонанс: 5
Соответствие заданию 2


В этом тексте есть то, что делает пейзаж не просто картиной, а поводом для рождения поэтической мысли – в нём присутствует человек (ЛГ) и неделимая связь природного и человеческого. В тексте просты (если не банальны) большинство рифм (небо-слепо, люди-разбудит, дверь-не верь), совсем немного поэтической образности, но последние сильные строки создают основной эмоциональный фон пейзажного описания.

====================================

Наталья Матвеева 1-5. Ты забыл?
Команда «Кони в яблоках»
Оценки: Техника 3   Худ. ценность/эм. резонанс: 2
Соответствие заданию 2


Образ на образе сидит и метафорой погоняет. Явный пересол. Нет ничего общего (смысла, сюжета, метафоры), что связало бы эти, оригинальные по отдельности, строки во что-то целое и понятное. Каждая строка живёт сама по себе. А строка «хлестал его ветер вожжами, точно с самой зимы нездоров» – вообще алогична: если нездоров, то зачем хлестать вожжами?

====================================

Hellin 1-6. Отчего печальна осень?
Команда «ГуДВин & Ко»
Оценки: Техника 3   Худ. ценность/эм. резонанс: 3
Соответствие заданию 2


По технике: Данная схема рифмовки предполагает другую запись:
А Б
А Б
А Б
С С,

а в данной записи это выглядит:
А-А
А-С
Б-Б
Б-С.

Согласно этой схемы некоторые бедные рифмы (очень приближённые) становится заметным рядом с другими – точными: осень-рощи-многоголосый. Некоторые строки диссонансны по звучанию: «Не скрывают грусти рощи», «Тает гвалт_многоголосый», «Неба край на кроны свален», «станцевать на бис мы просим».

А последняя строка понравилась – неожиданна и оригинальна.

====================================

xobbit 1-7. А кому легко?
Команда «ЧиХАТинцы»
Оценки: Техника 5   Худ. ценность/эм. резонанс: 5
Соответствие заданию 2


Оказывается, даже «унылую пору» можно увидеть по-Пушкински – бодро и весело: Спасибо автору за героический осенний оптимизм.

====================================

Ветровоск 1-8. Ты слышишь?
Команда «Шерлоки на шпильках»
Оценки: Техника 5   Худ. ценность/эм. резонанс: 3
Соответствие заданию 2


Если ст-е написано специально для Хэллоуина, то оно попало в «десяточку» – фантастическая жуть на уровне гоголевского «Вия». А для пейзажной лирики – кажется слишком пугающим, нездорово-чёрным, с соответствующими сильными, но неприятными эмоциями.

====================================

Елена Шилова 1-9. Ответишь ли?
Команда «Пишущие человечки»
Оценки: Техника 5   Худ. ценность/эм. резонанс: 4
Соответствие заданию 2


Неизбитые авторские рифмы (безвременья-дремлет в ней, ветошью-ответишь ли).
Но, мне кажется, что если «осиновый лён» (светлосерый цвет осиновых стволов, напоминающий неотбелённый лён) – удачная метафора, то за «ветвистым узором вытачек» (складки на изнанке платья) – образ не просматривается. Хороша концовка, заставляющая задуматься.

====================================

Марина Старчевская 1-11. Почему закрыт Клилук*?
Команда «Баскерванцы»
Оценки: Техника 5   Худ. ценность/эм. резонанс: 4
Соответствие заданию 2


Интересная информация, поданная поэтически наглядно, изящно и с авторской фантазией. Такие знания не забываются, (вот бы ещё и Википедию так же зарифмовать!)

====================================

Арчибальд Лохматый 1-12. Ничто не забыто?
Команда «Лохматые глюки»
Оценки: Техника 5   Худ. ценность/эм. резонанс: 5
Соответствие заданию 2
Доп. оценка "Относительно всех": +1


Хорошее ст-е, где память войны – это не уже привычный пафос, а человечное, эмоциональное осмысление страшной трагедии и подвига. Контраст майского цветения (и месяца победы) и до сих пор «щерящихся» окопных траншей и воронок. Редкий для сегодняшнего дня пример удачного подхода к теме Отечественной войны. Последние строки – до «мурашек».

====================================

Tortila 1-13. Сможешь ли простить нас, Улуру?
Команда «ВарвАры Конана»
Оценки: Техника 4   Худ. ценность/эм. резонанс: 4
Соответствие заданию 2


Красочно, фантастично, познавательно (вроде, как в Австралии побывала!). Хотелось бы увидеть нечто необычное и в стихотехнике, но в данном случае – смежная рифмовка и мужская рифма – и стихи зазвучали в маршевом или даже в детском ритме.

====================================

Гладких 1-15. Сколько раз?
Команда «Force-forum или Партия контрабасов»
Оценки: Техника 3   Худ. ценность/эм. резонанс: 3
Соответствие заданию 2


Надеюсь, что бессистемность рифмовки, минимум поэтической образности и банальность рифм («песок-восток», «мала-жила», «лет-нет») – это авторская задумка, а не неряшливость. С одной стороны, такой приём должен сделать текст более естественным, приближенным к разговорному, избежать монотонности классического стихосложения, а с другой стороны – получилось ли это? Вопрос спорный. Последняя строка-выстрел, по-моему, совсем не подготовлена предыдущим текстом.

====================================

Братислава 1-16. Ярче или горче?
Команда «Леди Hooligun»
Оценки: Техника 4   Худ. ценность/эм. резонанс: 5
Соответствие заданию 2


Напевное ст-е, с неброской, понятной, лексически выдержанной, образностью. Но строка «Пеленали усталую землю слегка несмело.» нуждается или в запятой (…слегка, несмело), или в доработке. Продуманное, неожиданное окончание, работающее на философское осмысление пейзажной лирики.

====================================

Лю 1-17. Кто же за это в ответе?
Команда «Песня Гримпенской трясины»
Оценки: Техника 3   Худ. ценность/эм. резонанс: 4
Соответствие заданию 2


Неплохое ст-е: и окончание удачное, и строфика, но инверсия в строке «Случается что же такое, скажите» – как грязное пятно на белой скатерти.

====================================

Воскресенский 1-18. Захочу ли к тебе возвратиться?
Команда «Лунохолмсы»
Оценки: Техника 4   Худ. ценность/эм. резонанс: 3
Соответствие заданию 2


Мне не хватило лексического единства (мочало-унисон-балласт-закулисье) и динамичности.

====================================

monterrey 1-19. Не правда ль, осень лучше, чем весна?
Команда «Овсянка, сэр.»
Оценки: Техника 3   Худ. ценность/эм. резонанс: 3
Соответствие заданию 2


Очень неровное ст-е: наряду с яркими, оригинальными метафорами («осенним утром — рыжим и воздушным...», «Здесь носят ёлки юбки солнце-клёш», «плывут куда-то облачные тайны»), целый ряд образов, вызывающих вопросы:
1. «Бегут по кругу медные часы, задев привычно тонкую осину» – если «медные часы» – это солнце, то почему оно «бежит по кругу»?

2. Почему «…снятся дубу призрачные сны», когда эти картины (берёзки, шишки, серёжки) вполне реалистичны?

3. Что такое «речной мелок», раскрошенный в небесах?

4. «а солнца перезрелый апельсин пуляет стрелы в твидовое детство». Как апельсин может «пулять» стрелы? Твид – дорогой материал, из него шьют даже для членов королевской семьи и аристократов. Может быть: «в ситцевое детство»?

====================================

Ирина Савинова (Glück) 2-2. Краденое счастье
Команда «Лохматые глюки»
Оценки: Техника 4   Худ. ценность/эм. резонанс: 3
Соответствие заданию 2


Понимаю, что сюжет жизненный, но уж больно истоптан, и именно в такой же тональности. «Перемен требуют наши сердца»( с), другого взгляда и необычного ракурса.

====================================

ПоэтСтихов 2-3. Силуэт
Команда «Овсянка, сэр.»
Оценки: Техника 2   Худ. ценность/эм. резонанс: 2
Соответствие заданию 2
Доп. оценка "Относительно всех": -1


Простенько и непрописанно.

А снежинки – не искры, случайно?
Я их делать тебе поручу.
(?)
И в окошко за главную тайну (будет слышаться, как «заглавная)
Ледяную поставлю свечу.(?) – Зарифмованная бессмыслица.

Остальные строфы – такой же неадекватный набор слов.

====================================

Елена Лерак Маркелова 2-4. Дети дождя
Команда «Мафия Дойля»
Оценки: Техника 5   Худ. ценность/эм. резонанс: 5
Соответствие заданию 2


Спасибо за необычную (фантастическую!) точку зрения на проблему.

====================================

Гера Шторм 2-5. Пасмурное
Команда «Лунохолмсы»
Оценки: Техника 5   Худ. ценность/эм. резонанс: 3
Соответствие заданию 2


Сложное ст-е: и из-за неординарной рифмовки длинной строфы (А-А-Б-С ; В-В-Б-С), где далеко удалённые друг от друга рифменные пары (Б-Б и С-С) не всегда точны (вечерам-замирать, силуэт-снедь), и из-за длинных сложно, выстроенных смысловых фраз, растянутых на 3-4 и даже 6 строк («Будто лето…»). И из-за частого переноса смысловой фразы на следующую строку и даже строфу с разрывом посередине строк. С одной стороны – это работает на монотонность и «нескончаемость» дождя, придавая соответственный колорит тексту, а с другой – утомительно при чтении, заставляя всё время искать потерянную в длиннотах смысловую нить. Яркие метафоры, точный эмоциональный фон, чувствуется мастерство – но… эмоциональная отдача слабая.

====================================

Александра Одрина 2-6. ничей клад
Команда «Force-forum или Партия контрабасов»
Оценки: Техника 3   Худ. ценность/эм. резонанс: 2
Соответствие заданию 2


Слишком многое скрыто от читателя в личном, авторском, сложно прорваться сквозь нагромождение метафор к пониманию и сопереживанию.

====================================

chajka 2-7. *** («Не гадала я и не чаяла...»)
Команда «ЧиХАТинцы»
Оценки: Техника 3   Худ. ценность/эм. резонанс: 2
Соответствие заданию 2


Вначале – достаточно удачная стилизация под народную песенность. А затем её разрушает чужеродное – фристайл, абрисы, пируэты и прочие Архимеды и Бруно. Окончание слабое, с ритмикой, напоминающей детские стихи.

====================================

Михаил Любавин 2-9. Покаянное
Команда «Пишущие человечки»
Оценки: Техника 3   Худ. ценность/эм. резонанс: 2
Соответствие заданию 2


Что-то напрягли меня две последние строки. Пугает такое покаяние: «Я же оставлю в тайне, что становлюсь другим». Другим, значит, не таким хорошим, как рассказывал выше? А о чём это: «Ты дай мне / сердце иметь в груди»?
Возникли эти вопросы, потому что для меня смысл «Покаяния» оказался нерасшифрованным (чего стоит хотя бы фраза, прочитанная мной три раза для осмысления: «Голем из свежей глины станет надёжным мной»). Ребусы радуют, только когда их разгадаешь, а в данном случае эмоциональность ушла в минус.

====================================

Таня Новикова 2-11. Когда растает лунная свеча…
Команда «Туманы Лондона»
Оценки: Техника 4   Худ. ценность/эм. резонанс: 3
Соответствие заданию 2


И курсив, и скобки в последней строке, наверное, должны подчеркнуть что-то важное, но что? Для меня осталось загадкой. Интересен и удачен поэтический приём отсылок к известным стихам и образным выражениям («спросить у ясеня», «Сизиф и гора»).

====================================

Daugava 2-12. *** («Вечером страницы книг листаешь…»)
Команда «Бейкерс-трио»
Оценки: Техника 3   Худ. ценность/эм. резонанс: 3
Соответствие заданию 2


Почему свеча – последняя (у ЛГ, в городе, в целом мире)? Укороченное «зданья» коробит при заявленной начитанности ЛГ («…страницы книг листаешь»). Почему дрожит не берёзка (ну, как же обойтись русскому поэту без неё!), а её силуэт, и почему он дрожит? Эти вопросы возникли из-за смысловой непрописанности и неточности поэтических высказываний.

====================================

Самир Аскеров 2-14. Бесы
Команда «Песня Гримпенской трясины»
Оценки: Техника 4   Худ. ценность/эм. резонанс: 3
Соответствие заданию 2


Я совсем не знаток рулетки, но в каком казино играют на гульдены и обращаются к игрокам «сударь»?

====================================

Натико 2-15. Гадание Татьяны
Команда «Идущие по кривой»
Оценки: Техника 4   Худ. ценность/эм. резонанс: 5
Соответствие заданию 2


Остроумно. Но далеко от поэтических высот.

====================================

Вячеслав Дворников 2-16. О чём горит свеча
Команда «Внуки миссис Хадсон»
Оценки: Техника 2   Худ. ценность/эм. резонанс: 2
Соответствие заданию 2
Доп. оценка "Относительно всех": -1


1. С первой строки – смысловая неадекватность: «о чём горит свеча», (не почему, не как, не зачем, не какая, а о чём) – сильнейший нокаут по читательским мозгам.

2. Далее: что за «круг бесконечный», где «танцуют частицы света»? Если это о световом пятне от свечи, то почему оно – бесконечное?

3. Почему, и главное – кто «на разговоры наложили вето»? На какие вопросы может ответить «…под пламенем неясный силуэт»?

4. «Огонь – хранитель сокровенных тайн»: очень спорно, скорее – огонь пожиратель/стиратель тайн.

5. Что за «слоистый полог», под которым живут тайны?

6. И наконец: зачем нужно открывать «чужих секретов кокон»? Это ещё никого не доводило до добра.
Просто полное собрание неадекватностей.

====================================

Яна Яблоко 2-17. Ты всё умеешь, только позабыл
Команда «Кони в яблоках»
Оценки: Техника 4   Худ. ценность/эм. резонанс: 5
Соответствие заданию 2


Большие сомнения (не «сомненья, не желанья», кстати!) в рифменной паре: «.. по воде» - «шаг – иди», особенно рядом с точными: «река»-«слегка». А замысел ст-я интересен и удачно оформлен сюжетом.

====================================

Впленуиллюзий 2-18. Снова тишина…
Команда «ВарвАры Конана»
Оценки: Техника 3   Худ. ценность/эм. резонанс: 2
Соответствие заданию 2


Банальность темы и банальность её подачи – банальность в квадрате.
Опубликовано: 16/11/19, 04:05 | Просмотров: 731 | Комментариев: 1
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

monterrey1-19. Не правда ль, осень лучше, чем весна?

Спасибо за разбор, Евгения)
Думаю, что мне надо ответить на поставленные вопросы.
Цитата Евгения Ткалич ()
1. «Бегут по кругу медные часы, задев привычно тонкую осину» – если «медные часы» – это солнце, то почему оно «бежит по кругу»?

Да, это солнце (после внесённых изменений так точно!)), катящееся по небосводу с востока на запад. И таки оно ходит по кругу для людей, смотрящих на небо.

Цитата Евгения Ткалич ()
2. Почему «…снятся дубу призрачные сны», когда эти картины (берёзки, шишки, серёжки) вполне реалистичны?

Неудачно подобранный эпитет. Согласна)

Цитата Евгения Ткалич ()
3. Что такое «речной мелок», раскрошенный в небесах?

Небо отражается в реке. По мне, так может быть и наоборот - цвет реки, как мелок, раскрошенный в небесах)) Но плохая рифма не дала оставить мелок на месте, увы и ах.

Цитата Евгения Ткалич ()
4. «а солнца перезрелый апельсин пуляет стрелы в твидовое детство». Как апельсин может «пулять» стрелы? Твид – дорогой материал, из него шьют даже для членов королевской семьи и аристократов. Может быть: «в ситцевое детство»?

Перезрелый апельсин чуть светлеет и для меня очень похож на осеннее солнце. Стрелы - лучи.
Твид - грубая шерстяная ткань, из которой шьют верхнюю одежду Я хотела бы купить пальто из твида​. Это ткань моего детства - у самой было такое пальто и полупальто. Не помню, чтобы родители упоминали о дороговизне.

Ещё раз спасибо. Правки, если будет интересно, можно найти здесь: http://litset.ru/publ/23-1-0-54463 .
Любым советам тоже очень рада)))
monterrey  (22/11/19 05:55)