Итак, у меня болит спина, поэтому мы начнем нашу серию публикаций об истории советской авиации с обзора литературы, имеющейся у меня в личном владении. А уж затем перейдем к некоторым исследованиям и подробностям. Скучно не будет, кому-то даже будет жарко. Очень жарко!
Начнем с публикаций советского периода и перейдем к современным авторам.
Одна из самых интересных лично для меня книг, определивших мое понимание всей сложности труда авиаконструктора. В наши дни, когда каждый может заплатить денюжку и осчастливить мир своим "инновационным феерическим исследованием", мы часто читаем пространные рассуждения людей без какого-либо технического образования, а часто без образования вообще, о том, как надо было проектировать и оснащать ВВС РККА. К сожалению, такие откровения имеют определенный успех. Обилие тематических "экспертных" сообществ, индивидумов "великолепно разбирающихся в вопросах истории авиации" заливает в обывательскую голову ведра ахинеи, отличающейся от фэнтези в стиле Дж.Мартина только сюжетом.
Книга И. Стражевой показывает жизненный и творческий путь человека, не обладающего волшебными башмачками и подсказывающей шляпой. Человека, который создал символы авиации СССР.
А вот эта книга - символ быстротечности жизни и переменчивости вкусов даже интересующегося историей авиации сообщества. А.Магид - один из известнейших в свое время авторов - популяризаторов истории авиации. Он пользовался определенным авторитетом в кругах любителей и моделистов. К нулевым его помнили и отдавали ему должное только такие престарелые и упертые, как я. Автор ныне отличается за то, что жил и писал в советское время. Увы. Между тем книга написана обстоятельно, с занимательными техническими выкладками и была весьма полезна в свое время. Да и сейчас, думающий человек найдет в ней ценное знание.
Гидроавиации в российской и советской историографии крупно не повезло. Пожалуй, из популярного и доступного широким массам - одно из немногих обзорных изданий по теме. Есть еще неплохие книги по творческому пути конструкторов и отдельным эпизодам в истории, но более-менее полным обзором в советские годы могла похвастаться именно эта книга. Кстати, именно после ее прочтения читатель может представить себе истинные размеры "летающих лодок" и понять все те трудности, которые были связаны с разработкой, проектированием, постройкой и применением гидроавиации.
Здесь я ничего не буду говорить. Люди, которые ДО интернетов читали научно-популярные журналы типа "Знание-сила", помнят ту безобразную волну лжи, которая обрушилась на Архипа Михайловича. От обвинений в плагиате до персональных оскорблений. В книге "Огненное сердце" можно прочесть, каким был этот выдающийся ученый-двигателист.
Очерки
История военно-транспортной авиации доступным языком нормального советского инженера.
К истории авиации, может, отношения особо и не имеет, но об авиации и человеке в авиации, психологии человека, его истинных ценностях - одна из лучших в мире книг.
Некогда хрестоматийная книга, наряду с "Целью жизни" Александра Сергеевича Яковлева зачитана мною до тряпичного состояния.
Чем отличается современный историк авиации периода Второй Мировой от историков советских лет? Историки советских лет хоть и обладали советским же пафосом, но чаще всего имели консультантов-участников или сами были участниками войны. Увы, историки, а тем паче дилетанты-писатели современности не участвовали вообще ни в каких войнах, поэтому они вполне позволяют себе сообщать, что тех или иных фактов не было на том основании, что это не укладывается в их логику и понимание событий и людей. Увы - с. Книга И.Тимоховича не хороша, и не плоха. Она позволяет посмотреть на войну глазами советского человека, понять ход событий и их оценку именно современниками и участниками. И да, не нужно думать, что в ней есть сокровенные ответы на все вопросы. Их нет даже в книгах о современных войнах XXI века, когда пишут профессионалы и кристально честные люди.
Помните определение монографии? "Научный труд в виде книги с углублённым изучением одной темы или нескольких тесно связанных между собой тем" Вот эти книги, хотя и содержат в себе воспоминания, основаны на документальном сопровождении событий, профессиональной оценке и описанию их. Их научная ценность и правдивость ровно такая же, как научная ценность и правдивость исследований, основанных на анализе мемуаров античных времен. Это свидетельства и оценки очевидцев и участников событий, подкрепленные некоторыми документами.
Об этих книгах мы поговорим потом отдельно.
нескучные очерки
Эта книга рассказывает о летчиках, бежавших из плена на немецком самолете и благополучно добравшихся до своих. Тоже поговорим подробно отдельно
Хорошие мемуары
А вот это посредственные мемуары. тут фигура автора выпирает больше, чем люди, о которых он пишет. Хотя его же книга об авиаконструкторах - отличная.
В большей степени литературное издание, чем историческое, но почитать перед прочтение В.Горбача стоит. Чтобы не было иллюзий.
Для многих неожиданная книга. Особенно в свете современной мифологии XXI века. Не буду распространяться, читайте воспоминания реальной участницы тех событий.
Еще немного инженерно-технического стиля. Как пишут в современной рекламе: "бестселлер, полный завораживающих подробностей".
Это о Лавочкине. Семене Алексеевиче. Без срывающих покровы откровений неизвестных свидетелей, зато с подробным описанием творческого пути и трудных годах военного времени.
На этом перерыв. В следующей серии еще пучок авторов и названий.
В частности, обсуждалась... как бы это помягче... лживая побасенка некоего модного писателя М. Веллера "Баллада о бомбере" (по которой потом сняли ещё более дрянной сериал).
Сочиняя свой опус, г-н Веллер украл, переврал и опошлил мемуары лётчика дальней бомбардировочной авиации Николая Григорьевича Богданова "В небе - гвардейский Гатчинский"
Сами мемуары я прочёл тогда с большим интересом. Не бесспорно, конечно, но... это живой рассказ живого человека.
американский танковый шлем
итальянский
японский
французы
Это немецкий шлем, хоть он и мало применялся ибо хреново сделан был
Это их пресловутые береты начала войны
каждый может видеть армирование, защищающее голову. И т.д.
Если человек не разбирается в предмете, но любит вещать... Это печально.
М. Веллер, как видно, не читал выдающегося британского историка Вихтура Сурововича Грызуна. Иначе бы знал, что советские танки были самыми агрессивными в мире, да ещё и жутко автострадными. А в автострадном гоночном танке без шлемофона никак нельзя. Иначе при открытых люках на скорости свыше 200 км/ч уши механика-водителя начинают с такой силой хлопать по голове, что вызывают сотрясение мозга (Грызун лично проверял).