Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1162]
Миниатюры [1145]
Обзоры [1459]
Статьи [464]
Эссе [210]
Критика [99]
Сказки [251]
Байки [53]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [164]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [164]
Мистика [82]
Ужасы [11]
Эротическая проза [8]
Галиматья [309]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [17]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2444]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [484]
Проза пользователей [162]
Путевые заметки [20]
Обзор литературы по истории авиации России и СССР (ч.1)
Обзоры
Автор: Berg
Итак, у меня болит спина, поэтому мы начнем нашу серию публикаций об истории советской авиации с обзора литературы, имеющейся у меня в личном владении. А уж затем перейдем к некоторым исследованиям и подробностям. Скучно не будет, кому-то даже будет жарко. Очень жарко!

Начнем с публикаций советского периода и перейдем к современным авторам.



Одна из самых интересных лично для меня книг, определивших мое понимание всей сложности труда авиаконструктора. В наши дни, когда каждый может заплатить денюжку и осчастливить мир своим "инновационным феерическим исследованием", мы часто читаем пространные рассуждения людей без какого-либо технического образования, а часто без образования вообще, о том, как надо было проектировать и оснащать ВВС РККА. К сожалению, такие откровения имеют определенный успех. Обилие тематических "экспертных" сообществ, индивидумов "великолепно разбирающихся в вопросах истории авиации" заливает в обывательскую голову ведра ахинеи, отличающейся от фэнтези в стиле Дж.Мартина только сюжетом.
Книга И. Стражевой показывает жизненный и творческий путь человека, не обладающего волшебными башмачками и подсказывающей шляпой. Человека, который создал символы авиации СССР.



А вот эта книга - символ быстротечности жизни и переменчивости вкусов даже интересующегося историей авиации сообщества. А.Магид - один из известнейших в свое время авторов - популяризаторов истории авиации. Он пользовался определенным авторитетом в кругах любителей и моделистов. К нулевым его помнили и отдавали ему должное только такие престарелые и упертые, как я. Автор ныне отличается за то, что жил и писал в советское время. Увы. Между тем книга написана обстоятельно, с занимательными техническими выкладками и была весьма полезна в свое время. Да и сейчас, думающий человек найдет в ней ценное знание.



Гидроавиации в российской и советской историографии крупно не повезло. Пожалуй, из популярного и доступного широким массам - одно из немногих обзорных изданий по теме. Есть еще неплохие книги по творческому пути конструкторов и отдельным эпизодам в истории, но более-менее полным обзором в советские годы могла похвастаться именно эта книга. Кстати, именно после ее прочтения читатель может представить себе истинные размеры "летающих лодок" и понять все те трудности, которые были связаны с разработкой, проектированием, постройкой и применением гидроавиации.



Здесь я ничего не буду говорить. Люди, которые ДО интернетов читали научно-популярные журналы типа "Знание-сила", помнят ту безобразную волну лжи, которая обрушилась на Архипа Михайловича. От обвинений в плагиате до персональных оскорблений. В книге "Огненное сердце" можно прочесть, каким был этот выдающийся ученый-двигателист.



Очерки



История военно-транспортной авиации доступным языком нормального советского инженера.



К истории авиации, может, отношения особо и не имеет, но об авиации и человеке в авиации, психологии человека, его истинных ценностях - одна из лучших в мире книг.



Некогда хрестоматийная книга, наряду с "Целью жизни" Александра Сергеевича Яковлева зачитана мною до тряпичного состояния.



Чем отличается современный историк авиации периода Второй Мировой от историков советских лет? Историки советских лет хоть и обладали советским же пафосом, но чаще всего имели консультантов-участников или сами были участниками войны. Увы, историки, а тем паче дилетанты-писатели современности не участвовали вообще ни в каких войнах, поэтому они вполне позволяют себе сообщать, что тех или иных фактов не было на том основании, что это не укладывается в их логику и понимание событий и людей. Увы - с. Книга И.Тимоховича не хороша, и не плоха. Она позволяет посмотреть на войну глазами советского человека, понять ход событий и их оценку именно современниками и участниками. И да, не нужно думать, что в ней есть сокровенные ответы на все вопросы. Их нет даже в книгах о современных войнах XXI века, когда пишут профессионалы и кристально честные люди.







Помните определение монографии? "Научный труд в виде книги с углублённым изучением одной темы или нескольких тесно связанных между собой тем" Вот эти книги, хотя и содержат в себе воспоминания, основаны на документальном сопровождении событий, профессиональной оценке и описанию их. Их научная ценность и правдивость ровно такая же, как научная ценность и правдивость исследований, основанных на анализе мемуаров античных времен. Это свидетельства и оценки очевидцев и участников событий, подкрепленные некоторыми документами.
Об этих книгах мы поговорим потом отдельно.



нескучные очерки



Эта книга рассказывает о летчиках, бежавших из плена на немецком самолете и благополучно добравшихся до своих. Тоже поговорим подробно отдельно



Хорошие мемуары



А вот это посредственные мемуары. тут фигура автора выпирает больше, чем люди, о которых он пишет. Хотя его же книга об авиаконструкторах - отличная.



В большей степени литературное издание, чем историческое, но почитать перед прочтение В.Горбача стоит. Чтобы не было иллюзий.



Для многих неожиданная книга. Особенно в свете современной мифологии XXI века. Не буду распространяться, читайте воспоминания реальной участницы тех событий.



Еще немного инженерно-технического стиля. Как пишут в современной рекламе: "бестселлер, полный завораживающих подробностей".



Это о Лавочкине. Семене Алексеевиче. Без срывающих покровы откровений неизвестных свидетелей, зато с подробным описанием творческого пути и трудных годах военного времени.

На этом перерыв. В следующей серии еще пучок авторов и названий.
Опубликовано: 07/12/19, 22:40 | Просмотров: 835 | Комментариев: 7
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Граф, а как вам М.Галлай "Испытано в небе. Через невидимые барьеры"? В свое время была едва ли не самая зачитанная книга в библиотеке "Кузи"...
Neihardt  (25/12/19 00:34)    


К стыду своему, не читал. Сейчас читаю книгу одного автора - Светланы Самченко (думаю, вам с ней приходилось встречаться мимоходом) "Русская Арктика. Лёд,кровь и пламя". Собираюсь обзор написать. Если окончательно не забодают - до праздников.
Berg  (25/12/19 00:45)    


А меня в приснопамятное время на изучение темы сподвигли литпричальские форумные диспуты.
В частности, обсуждалась... как бы это помягче... лживая побасенка некоего модного писателя М. Веллера "Баллада о бомбере" (по которой потом сняли ещё более дрянной сериал).
Сочиняя свой опус, г-н Веллер украл, переврал и опошлил мемуары лётчика дальней бомбардировочной авиации Николая Григорьевича Богданова "В небе - гвардейский Гатчинский"
Сами мемуары я прочёл тогда с большим интересом. Не бесспорно, конечно, но... это живой рассказ живого человека.
Ксенон  (11/12/19 13:44)    


В свое время М.Веллер заявлял, что тоько советские танкисты носили шлемофоны, поскольку советские танки - это такое ведро с гвоздями, в котором можно запросто разбить голову. Танки же стран Оси и союзников, по Веллеру, были настолько комфортабельны, что там шлемофон не требовался. На самом деле в любой железной коробке можно разбить голову. Единственные, кто из воюющих сторон не носил шлемы, были немцы и британцы. Они носили суконные кепи (немцы) и береты с подкладкой (британцы), которые от х/б шлемов отличались только покроем и материалом, но не свойствами защищать голову. А вот и фото

американский танковый шлем




итальянский


японский



французы



Это немецкий шлем, хоть он и мало применялся ибо хреново сделан был



Это их пресловутые береты начала войны


каждый может видеть армирование, защищающее голову. И т.д.

Если человек не разбирается в предмете, но любит вещать... Это печально.
Berg  (11/12/19 15:02)    


О-хо-хо... Да как же они без говорящей шапки-то? wacko

М. Веллер, как видно, не читал выдающегося британского историка Вихтура Сурововича Грызуна. Иначе бы знал, что советские танки были самыми агрессивными в мире, да ещё и жутко автострадными. А в автострадном гоночном танке без шлемофона никак нельзя. Иначе при открытых люках на скорости свыше 200 км/ч уши механика-водителя начинают с такой силой хлопать по голове, что вызывают сотрясение мозга (Грызун лично проверял).
Ксенон  (12/12/19 12:26)    


А как вы относитесь к мемуарам Арсения Ворожейко и Лавриненкова?
Neihardt  (07/12/19 23:57)    


Лавриненкова не помню. А Ворожейко у меня есть. Будут в следующем обзоре. Ну, мне они ни чем особым не запомнились. Гораздо выразительнее мне показались "скорость, маневр, огонь" Иванова, 100 дней в горах Югославии (тоже будет).
Berg  (08/12/19 00:06)