Гора бессмысленности давит. На фоне гаджетов и муз Обычный человек бесправен – Нас тянет в крепостную Русь.
Ту, где чиновникам раздолье, Как видел Салтыков-Щедрин, Где глупость правит над неволей, Где важно, чей ты внук и сын.
Взлети над ширью в поднебесье, Пари, свободная душа, И наслаждайся вольной песней, Пока Медведь не съел Чижа.
==================================== Ну, что сказать? Гора бессмысленности давит, причём, конкретно. Так и не понял, кого именно «тянет в крепостную Русь». Похоже, что страну в целом, но из текста это трудно заключить. «Где глупость правит над неволей» - «над» ритмическая втычка, причём, искажающая язык. Последний катрен сильно оторван от остальных по смыслу и напоминает штампованный призыв: «Орлёнок, орлёнок, взлети выше солнца». А венец всему – концовка: «Пока Медведь не съел Чижа». Ну, по-поводу Медведя я ещё могу предположить, но вот насчёт Чижа… это музыкальная группа? Хнык. Птичку жалко! (с) =====================================
2. Мы помним
Забыть нас не заставите – Мы помним каждый миг: Что не в архивной памяти – Расскажет фронтовик,
Как небо рвали сполохи, Как мы с боями шли, Как потом пахли, порохом, Уставшие, в пыли.
Приказ – дойти. Кровь из носу – Фашиста победить. Кричала плоть «Не вынесу!», Дух – «Мать его итить!»
Ползком – по поздней осени, В воде по шею – вброд, Чуток вздохнуть на росстани, Согреться и – вперёд.
Эй, вы! Нам не в чем каяться. На памяти у всех, Как вы гуляли в платьицах, Работали на Рейх,
Терпели власть немецкую И шли-служили злу, Пока страна советская Пупы рвала в тылу,
С работы, неизвестная, Едва ползла домой, Пока сражалась, честная, С коричневой чумой.
Для нас Победа – праздником. Напрасно льёте грязь. Мы правду вверим правнукам, Героями гордясь.
И с ними вместе снова я В сегодняшнем строю «Вставай, страна огромная» Торжественно пою.
==================================== Мда, стихотворение из советских времён. Штампованное и лозунговое, и вместе с тем банальное. Множество грамматических рифм свежести не добавляет. А чем люди-то на оккупированных территориях провинились? Они выживать пытались, как могли. Ну, «работали на Рейх», не шли же воевать против своих!? И на том спасибо. Многих, кстати, угоняли в этот самый Рейх. Можно подумать, у них выбор большой был! =====================================
3. Алое
Горькое время бежит иначе - стрелки летят обратно. Мать превратилась в старуху раньше, чем осознала правду. Плюс - с четверга не всходило солнце, небо смурным сказалось, будто кто грустный внутри завёлся - и посекундно замер.
В серые окна стучится ветер, дождь вышибает двери. Смело мечту рисовали светлым, но понесли потери. Стало труднее кричать и плакать, мысль разодрав до крови: жизнь не щадила - рвала, собака, люд начинал злословить.
Злобно ругая и тех, и этих, вынесли что в итоге? Если однажды приходит третий - не избежать дороги. Спящему миру милее драмы - так, посмотреть да бросить. Сотни Небесной седые мамы не ожидают вёсен.
Зимним Майданом ветра гоняют - выстланный лепестками, алый февраль превращает в камень душу случайной крайней.
==================================== Это стихотворение относительно. Понятно, что автор хотел сказать. За исключением вот этого: «Если однажды приходит третий – не избежать дороги». Даже предположений нет, но спишем это на мою неосведомлённость в истории Майдана и последующих событий. Остальной мир действительно следил за ними, как за футбольным матчем или популярным сериалом. Мало, кто за рубежом воспринял их во всей трагичности и ещё меньшее число посчитало нужным поддержать, или хотя бы высказаться в защиту. А матери, потерявшие детей – да, вёсен не ждут. Грустно. =====================================
4. Мышь
Я - серая мышь, бесцветная. Добавьте мне цвета, сможете? Не можете? Незаметно я Вас обесцвечу. Множество Подарочков заготовлено: Что?! Языки-то зачем учить? Пятьсот разве лет даровано? Классику призваны все любить...
Знаю - не любите, как же так? Мне всё-ё-ё тут видно с диванчика, - Молчу, а то попаду впросак. Кто такой Фромм? Иностранщина... Такое читать не хочется. Сложный товарищ на этот раз! С чего решила? Пророчица! Очень уж трудно унизить вас.
Останетесь одинокой впредь, - Общались со мной, не радуя. Зачем унизить? Подняться ведь Лень мне, да и не пыталась я.
==================================== Ничего не понял. Прямо, как в финале: «Лень мне, да и не пыталась я». О чём это стихотворение? Причём тут Фромм? ====================================
5. Третий глаз
Я про карму прочитала повесть, Мол, у человека третий глаз. Можно жить, ничем не беспокоясь, Раз внутри у каждого ГЛОНАСС. Глаз такой зовётся просто совесть! Дальше жизнь зависит лишь от нас.
“Витязь на распутье” - знаем с детства, Перед каждым - жизни светофор: Видишь красный - сразу стоп! Ни с места! А зелёный - мчи во весь опор! Выбор свой - проверенное средство, Карма ведь ещё не приговор.
==================================== Йог бы поспорил насчёт третьего глаза, но я не йог, поэтому не буду. Карма – не приговор, слушайте свой «третий глаз», и будет вам счастье. Как детское стихотворение, это произведение имеет право на жизнь, для взрослых – слишком банально. ====================================
6. По теории Клёсова
По теории Клёсова Гаплогруппами игрек Шар земной исполосанный Наподобие тигра.
Чёрно-бело-полосицей Человечество пегое Так по миру и носится, Суетится да бегает.
Поползли жизни хрупкие То южней, то восточнее, Расселились то группами, То отдельными точками.
И, как мыслилось автором, ДНК изучавшим, Все когда-то из Африки Вышли в поисках счастья,
Лучшей доли, спокойствия И защиты от голода. Их истлевшие кости и Разбирают биологи:
Что за игрек заигрывал С беспощадной природой, Был ли он жизнью избранный, Или тщетная проба.
Мы пока что везучие: Наши батюшки выжили, Пусть их пробами мучили, Дожимали до ижицы.
Мы пока уцелевшие, Продолжение праотцов, По такому же лезвию Ходим, хоть и не нравится.
Ищем доли и сытости, Бьёмся-рвёмся-торопимся, А напасти всё сыплются, Разверзаются пропасти.
Но случается изредка, Что подмажет колёса нам Гаплогруппами игрека По теории Клёсова.
==================================== Пришлось посмотреть научно-популярное видео, чтобы понять, о чём идёт речь. Так вот, гаплогруппа – это некая «метка» в мужской Y-хромосоме, определяющая принадлежность «хозяина» ДНК к одной из 20 ветвей предков человеческого рода по мужской линии. Что мешало автору написать примечание, не знаю. Но без примечания не совсем понятно, о чём тут речь. Впрочем, и с примечанием концовка не становится понятнее. Таким образом, читателю предоставляется право судить о её смысле в меру своей распущенности. И как далеко в своих суждениях зайдёт читатель, боюсь предположить. А так, само по себе, стих интересный, технически без серьёзных огрехов, да ещё и познавательный. ====================================
7. Батя
Упала с неба первая звезда. Трамвай последний тащится по линии. А батя мой досадовал всегда, Что сутки тесноваты для полиции.
Рассказывал, что дел невпроворот – Шалят ночные улицы, как водится. И то, над чем потеешь целый год, Всего лишь строчка в Уголовном кодексе.
Простой сыскарь - не Пронин, не Жеглов, Он так шутил: нескладно, не по-книжному. А я стыдился этих скудных слов – Бывает юность беспощадна к ближнему.
Мы все живём на кромке бытия. Уходим в срок, кому как напророчится. Отец ушёл, оставив для меня Холодный орден в бархатной коробочке.
Теперь, как он, по улицам шальным Шагаю я вперегонки со временем. А всё, так просто сказанное им, Строкой скрижальной в мозг надёжно врезано.
==================================== Рифма «линии – полиции» на мой вкус не звучит. Остальные рифмы хорошие. Стихотворение об отце. Такие в школе на день милиции хорошо читать. Но художественная ценность под вопросом, увы. Ничего нового автор нам не сказал. ====================================
8. Сосна
Под серым дождём на вершине холма Грустила сосна исполинского роста. На месте зелёного бора дома Покрыли долину бетонной коростой.
Из плоти её сучковатых сестёр Давно смастерили скамейки и шпалы, А сёстры-подростки в зловещий костёр В конце укороченной жизни попали.
На помощь! Услышит ли кто-нибудь зов? Деревья в борьбе с топорами бессильны, Готовыми прелесть поющих лесов Свалить в кубометры немой древесины.
Сосна от бессилия хвоей дрожит, В мольбах обращаясь к бесчувственным людям, Когда на сосновых скамейках ножи В любви признаются Наташам и Людам.
==================================== Технически хорошо построено, в плане экологии актуально, но снова ничего выдающегося автор нам не сказал. Это единственный недостаток стихотворения, но для читателя существенный. И да, оставьте в покое хотя бы скамейки. Нехорошо мёртвые деревья кромсать ножами. ====================================
9. Бумажный бог
.........И бьют часы, и стрелками секут .........Не для того, чтоб о душе напомнить, .........А фаршем человеческим наполнить .........Бездонное зияние секунд. ...........................Игорь Царёв
Орудует в лесу бензопилой бумажный бог, хлебая дни из фляги. Он гробит древесину для бумаги, сомкнув уста в ухмылке ледяной. И мастерит из каждого листа не моцартов, не рильке, не магриттов, а биомусор, выгодный для сбыта хоть на погост, хоть в злачные места.
В шуршащей массе умственных калек, надев пустую голову на плечи, бумажный бесхребетный человечек, ломается о пластиковый век. Он числится под именем «никто» среди таких же хлипких оригами. Его вперёд бумажными ногами в забвение уносит конь в пальто.
В то время как планета на спине китов своих катает неустанно, бумажный бог в бездонные карманы укладывает куши пожирней. Бегут минуты, стрелки навострив, и души липнут к пластику как жвачки. Безумный мир в хронической горячке ещё не мёртв, но будто и не жив...
==================================== «В то время, как наши космические корабли бороздят просторы…» некоторые товарищи, которые нам больше не товарищи (а господа), набивают кушами свои бездонные карманы. Хорошее стихотворение, с интересными образами. Тут и экология задета, и общее безразличие ко всему, кроме денег, и бренность жизни человека, озабоченного только своим собственным благополучием. И предупреждение всем нам, что не надо быть такими безразличными. Ведь мир уже перевернулся с ног на голову («В то время как планета на спине китов своих катает неустанно»). Пожалуй, лучшее стихотворение в подборке. ====================================
10. Оглянуться не грех...
Оглянуться не грех, грех — стоять, обернувшись назад, погружаясь в прошедшее снова, и снова, и снова, ты животной тоской, как трясиной погибельной, скован так, что рук не поднять, — только память клубится в глазах.
Жизнь идёт, как всегда, ненадёжна, сложна и рискова, а вокруг — то метель, то весенняя лупит гроза, и шагать без оглядки вперёд погоняет азарт, бросить память, забыть всё, что было, от взгляда, до слова...
Мы ушли далеко нас уже не настигнет беда, впереди всё так ново, сомнительно и бестолково... Но опять льётся кровь, плачут матери, дети и вдовы — нет, нельзя забывать. Ничего. Никому. Никогда.
==================================== Хорошее стихотворение о том, что уроки истории нужно помнить. Только автор несколько намудрил со знаками препинания в первом катрене. Это бесконечное предложение совершенно не читается в таком виде. Непроизвольно поставил при чтении точку в конце первой строки, тогда нормально прокатило. Но в шорт оно попадает однозначно. ====================================
11. Я – ядерное горючее...
Я – ядерное горючее, Меня от случая к случаю Используют осмотрительно. Но где мои замедлители? Где зона моя активная? Могло бы взорваться дивно я, Мешают тупые стены: Реактор – гетерогенный...
Моделью математической Процессов теплофизических От всех катастроф космических И ужасов феерических Спасается человечество, Считает – бояться нечего. Но я огорчу вас, братцы: Не этого вам бояться –
Другого бояться надо бы... Путями замысловатыми Прогресс потихоньку движется. Писатели пишут книжицы, Учёные – моделируют, Поэты с певцами – лирами Терзают мозги и уши, А шефы готовят суши.
Но войны не остановлены, Приют не у всех под кровлями, Не делится люд кормушками И заповеди нарушены. При всех вожаках и пастырях В фаворе всегда клыкастые. И делом не стало слово... И нету пути иного...
Зачем это всё? Не думают. Игра с нулевою суммою, Законы о сохранении... Моё же такое мнение: Для быстрого и горячего Вселенная предназначена, Добавьте в меня реагент – И я всё решу в момент.
Я – ядерное горючее...
==================================== Пожалуй, чересчур много «воды» из-за того, что повествование ведётся от лица ядерного горючего. Отсюда и его представление читателю, описание воображаемых чувств и проблем самого горючего. Ну а когда оно, наконец, заговаривает о людях, я с ним начинаю соглашаться. Да, причины вскрыты, всё верно. Неравенство, бедность, неудовлетворённость насущных потребностей – всё это дестабилизирующие факторы. А «кормушками делиться» никто не хочет. В целом неплохо технически. ====================================
12. О простом народе
Привыкли называть народ простым Элиты и чиновники в России, Для них он безалаберный и сирый С тех самых пор, когда был крепостным.
Законы затыкают людям рот: Не оскорби чиновников и власти! Вокруг кипят нешуточные страсти, А власти любят оскорблять народ.
Мысль у элиты вычурно хитра, Кропают диссертации в ударе: Поскольку весь народ у нас бездарен, То Ломоносов – это сын Петра!
Такой вот необычный поворот, Такое неожиданное чтиво… Народ пока молчит красноречиво И в голову всё это не берёт.
==================================== Вот это точно подмечено:
«Законы затыкают людям рот: Не оскорби чиновников и власти! … А власти любят оскорблять народ»
Что народ «пока молчит красноречиво и в голову всё это не берёт», пожалуй, не соглашусь. Берёт в голову. Да и не молчит. Но в общей массе голоса отдельных неравнодушных пока слабо слышатся. Большинство спасаются юмором, смеются от безысходности, только это «пока». Пожалуй, это произведение тоже войдёт в мой шорт. ====================================
13. На взятие Снежной крепости
Штурм Снежной крепости... Смогу ль я не посрамиться?.. Все, пора! На голове моей кастрюля – как символ рыцарства. Ур-ра-а!..
Семь раз бросались мы на стены, разворотили их в сугроб. И взвился стяг наш!.. Этой сцены не позабуду я по гроб.
Наш штурм аукнулся в Европе, но как – неясно до сих пор... Но дух мой бодр, и шило в жмени, и сердце – пламенный мотор!..
==================================== Нескрываемая ирония автора понравилась. Как мы любим сперва сами создавать себе трудности, а потом успешно их преодолевать! И с детства привыкли из собственной жизни устраивать «вечный бой». А потом пафосно гордиться этим и вспоминать по поводу и без! Как недостаток – ужасная фоника в «Наш штурм» ====================================
14. Заря
Он не наступит – следующий день, В макушку не подует ветер шалый... Но если бы сумел начать сначала, То снова выбрал флаг кроваво-алый, Войну, где я и снайпер, и мишень.
Паршу сомнений втаптывая в грязь, Я находил свой ад на круге сотом. И пахла смерть не подвигом, а потом, Когда друзей косила пулемётом За вражеским лафетом затаясь.
Ждала семян весною борозда – Земля была усеяна костями. Крестилась мать дрожащими перстами, И выжигала прошлое лучами С небес пятиконечная звезда.
Но одержимость вытеснила страх, Да пусть хоть целый мир падёт в руины! Не стану трусом, спрятавшись за спины, Не поверну, дойдя до середины, Раскаявшись в ошибках и грехах…
Я не вернусь… Мне новую зарю Не отменить. И ночь перед расстрелом. Я был на свете. Красном или белом? Не верю в Бога. Только под прицелом Ему молитву тихо повторю…
==================================== Почему у автора ветер дует в макушку? Наверное, потому, что «шалый». Смерть тоже, видимо, не в себе, ибо пулемёт использует не по назначению. Из него положено стрелять, а не косить им. Но простим Смерти этот пассаж, поскольку она женщина, да в добавок, говорят, «косая». Может, потому и надеется больше на рукопашный бой, но предпочитает косить из-за лафета. Далее читаем:
«Крестилась мать дрожащими перстами, И выжигала прошлое лучами С небес пятиконечная звезда»
Инверсия очень коварная. Получается, что «…мать… выжигала прошлое лучами». Только потом понимаешь, что выжигала «пятиконечная звезда», и это образ, но впечатление уже смазано. Хотя, оно ещё ветром, дующим в макушку, и смертью, орудующей пулемётом, смазано. А вот два последних пятистишия весьма неплохи. Автору бы поработать ещё над текстом с учётом высказанных замечаний. ====================================
15. Тина
Люди меняются. Так же, как реки. Время проходит, — другая вода. Мыслей зигзаги ведут человека Строить дома и крушить города. Думали, верили... Что изменилось? Русло реки завело нас в тупик, Стали надеяться только на милость, Не научившись надежду копить. Ложь говорить не умеем с трибуны, А говорливый чухнёй заболтал. Ждём - оправдает доверие дума, Дума надеется на капитал. Ртутная смесь ядовитая штука, Знают алхимиков власти в лицо. Тех, кто попался, берут на поруки, Так продолжается мир подлецов. Дом архаично и жёстко устроен: Семеро с ложкой сидят над котлом. Мы же — привыкли. Дожить бы в покое, В тине глубокой и мыслям тепло...
==================================== Да, «русло реки завело нас в тупик», но «мы же – привыкли. Дожить бы в покое». Так и плывём по течению, пока в другой тупик не угодим. Некоторые фразы откровенно не понял:
«Стали надеяться только на милость, Не научившись надежду копить»
Так надежду надо было копить, вместо того, чтобы надеяться на милость? А зачем копить? Чтобы потом кааа-ак понадеяться, и ухх?!!
«Ртутная смесь ядовитая штука, Знают алхимиков власти в лицо»
Тут, видимо, я чего-то не знаю… Не расшифровал. ====================================
16. Возраст дожития
- Лимит исчерпан. Был, возможно, мал резервный фонд, а все же сердце стынет...- Дед закряхтел: - Я знаю, доживал... Да говорят, что ветхих много ныне. "На всех, понятно, нет защитных средств, коль заболел серьезно, старый, кайся. Избави Бог детей от этих бед", - твердила мне намедни баба Ася. Ушла вчера, не встретив свой рассвет, меня обняв, как в первый брачный месяц". И, подоткнув под бок колючий плед, шепнул, вздыхая: - Скоро будем вместе...
==================================== Грустное стихотворение. Проблема острая, много о ней пишут, но увы, она всё так же остра. «Дед закряхтел: - Я знаю, доживал...» - тут «доживал» глагол, или существительное? Мне показалось, что, если бы оно было существительным, было бы правильнее. Иначе получается, что дед уже однажды «доживал», что навевает мысли о реинкарнации, которых, на самом деле, быть тут не должно. Прямую речь бабы Аси хорошо было бы перенести после уточняющих: «твердила мне намедни баба Ася». Иначе непонятно, чьи это слова. ====================================
17. Безвременье
Дела нет никому до стихов в соцсетях, кроме обществ в которых им рады. Все контенты в границах, межа за межой, где есть место каждому стаду.
И не важно, что стих так хорош или плох, если вырос за дальним забором, там чужой огород, и другие стихи, назовут безграмотным вздором.
Если вдруг с интернета стишок долетит в те края, что зовутся народом, может, кто-то прочтёт, скажет – сущая хрень, будто в поле песни удода…
Наши дни – безвременье для разных стихов и для творчества тяжкое бремя. Где-то там в облаках что зовутся «onedrivе» проплывает Пушкина время. ___________________________________
OneDrive – облачное хранилище, созданное компанией Microsoft в августе 2007
==================================== Анапест в первой строке и логаэд, начинающийся с анапеста, во второй читаются плохо, тем более, что строка длинная, читатель разгоняется и… «каждОму стаду». Облом. В четвёртой строке абсолютно лишняя запятая после «стихи». И не «с интернета», а «из интернета». Специально послушал голос удода. Не заметил, чтобы его песня от песен других птиц отличался некой особенной хреноватостью или хреновостью. Вывод: бедный удод был притянут для рифмы и незаслуженно оскорблён. Ну и концовка рифмой «бремя-время» добила: увы! Век Александра Сергеевича, когда эта рифма звучала ещё свежо, безвозвратно канул в Лету. Причём, задолго до изобретения интернета и «OneDrive». Очень слабо. ====================================
18. Зимний лоск
В белоснежный одел наматрасник Всё в округе февраль, в зимний лоск. Незаметный, но вроде как праздник - Из Афгана день вывода войск.
Да теперь никому и не важно То, что было в далёкой стране, Где лежит БМПшка без башни, Экипажу - могила в броне.
Спят афганских дорог повороты Под снежком поздравительных слов. Но никак не забыть мне, до рвоты, Дым тяжёлый горящих ЗИЛов!
И уснуть временами непросто: Свист осколков и взрывы гранат, Пулемётный обстрел перекрёстный, И тела под брезентом ребят...
Ход истории сшит поминутно, Где у памяти вечный приют. Не до праздника... Хоть помянуть бы Тех, кого нет в афганском строю.
Пробежав по пустынной дорожке, Равнодушным сугробам сплошным, Ветерок прошептал за окошком: "Не нужны, не нужны, не нужны..."
==================================== Слабенько. Чуть лучше стихов из дембельских альбомов. Инверсии сплошные, несовпадение ритмического и грамматического ударений в словах, попадание слов в полностью безударную по ритму позицию сильно затрудняют чтение. ====================================
19. Чай
Свой путь здесь выбирают не экспрессы, Не президенты, в чьих глазах печаль, А тётя Катя передвинет рельсы И в баночке заварит крепкий чай.
Здесь время тянется подобием удава. А может и сейчас же наступить. Есть три пути – налево и направо, И, тот, который приведёт в тупик.
Летят стрелой бликующие рельсы, Стучит на стыках сталь колёсных пар. А тётя Катя говорит: «Погрейся! Да завари «стеклянный самовар»!»
Налево путь – короткий, но красивый, По южным, намозоленным местам. Направо – батраки напились пива, Тупик – всегда, находится «не там».
Но, чтобы жизнь спасти тупым и пьяным, Тёть Катя стрелку быстро повернёт, И выйдет машинист, и «Кать Иванна» В чаёк ему закинет ложкой мёд.
Тупик – изобретение что надо, Важней дороги! Главное – тупик! И, лучшая для Катеньки награда – «Пошли, живые, надо чай попить!»
==================================== Слабо. Во втором катрене первая строка не попадает в заданный размер. А с четвёртого катрена начинаются «смысловые галлюцинации»: что такое «южные намозоленные места»?! Какие батраки?! Все эти сокращения: «Тёть Катья», «Кать Иванна» - ужас нечитабельный. И концовка – ода тупику – вместе со всей описанной ситуацией кажется искусственной. Не верю! (с) ====================================
20. Молчание
Молчание - знак согласия прикормленных и тупых. Вот ты, например - при власти, нажрался уже, но… ых, чего-то внутри застряло, не лезет тебе в нутро. Не так уж всесилен дьявол и тренд этот – на воров.
Готовится Кемска волость, тревожно молчит Басе, надежда одна – на голос, который способен все
==================================== Что такое «тренд… на воров»? Т.е. дьявол «не так уж всесилен», но тренд всё равно на воров, так, что ли? Ну тогда почему там «и», а не «но»? Противопоставление же должно быть! И Басё молчит, значит, либо прикормленный, либо тупой. Одно из двух. А вот концовка – две последние строки – мне понравилась. Но общего впечатления не спасла. ====================================
21. Живая мишень
На снегу кувыркаются волки, превратившись в живую мишень... В. Высоцкий
Волк с давних пор является врагом человека. Мудрость
*Погасла, Серый, твоя луна, лежишь ты тряпкой в седой траве, не надо больше дышать, линять, скулить о чём-то, во сне реветь, тобой не будут пугать детей, доярок с фермы... Такой расклад: тебя не пустят на сочный стейк, но в область точно пошлют доклад; там кто-то важный поднимет бровь, погладит папку с приказом "5" - в седые травы ударит кровь: команда будет в твоих стрелять. Такой вот, волчий, у вас билет, такой вот, волчий, у нас закон - и месяц, годы, десятки лет идёт охота, идёт загон...*
==================================== А это точно о волке? Я что-то после слов «во сне реветь» сильно засомневался. Волки максимум рычат. А «реветь» - это больше к медведям или лосям. «Погладит папку с приказом 5» - а почему не 6 или 4? Кстати, в стихах числительные пишутся словами, а не цифрами. Слово «загон» в наше время стало более неоднозначным. Кроме всего прочего, на молодёжном сленге оно обозначает «зацикленность» на определённой мысли или событии, например: «у моего такие загоны по поводу работы», «не загоняйся по этому поводу». Так что его использование требует учитывать и это значение. И последнее: зверушек, конечно, жалко, но численность хищников лесные хозяйства вынуждены регулировать. Иначе волки начинают резать домашний скот и терроризировать жителей лесных поселений. Ну а ничего лучшего, чем отстрел, пока не придумали. ====================================
22. история одной деревни…
меня сожгли, мои мосты и хаты. кричали бабы, таял вешний снег. земля меняла белые бушлаты. коричневый, не чёрный, человек палил меня. соломенные крыши ¬ напоминали маковки церквей: огонь летел всё выше, выше, выше. а мартовский холодный суховей развеивал по горизонту пепел - снежинки смерти, чуточки меня. от копоти чернели курослепы, сегодня, как вчера, была война.
и свастикой краснел замок на клети, один сарай, но тысяча могил… кричали мужики, как дети, а дети умирали, как могли.
меня сожгли, мои мосты и крылья, исчезли бабы, боги, неба синь. звезда упала, а потом застыла. на поле зацвела полынь…
Хатынь.
==================================== Начало хорошее, сильное, берущее за душу, но… «таял вешний снег. Земля меняла белые бушлаты», «мартовский холодный суховей» и тут - оп-па! – «курослепы». Я даже засомневался, полез в словарь, но увы! Это травянистое растение, чаще всего лютик, с жёлтыми цветками. И в марте оно не цветёт и никоим образом себя на поверхности земли не обозначает. Картинка сломалась! Ну неужели нельзя было найти более подходящее слово?!
«кричали мужики, как дети, а дети умирали, как могли»
- я бы тут добавил трагизма. Это кульминация, а впечатление такое, что автор постеснялся дать волю чувствам. И получилось слабо, недотянуто. P.S. не жгли в Хатыни мосты. Не было их там. Поэтому лучше было не конкретизировать название деревни. Тем более, что таких деревень было сожжено гитлеровцами около 600. ====================================
23. киноплёнка
Земное, счастливое длится недолго, — Под стареньким солнцем мы все посетители. В деревне случилось кино: восхитительны Орлова, вояж по реке (Волга-Волга). Ночной ветерок холст экрана колышет И стару и младу волнительно, сладко, Под небом потухшим стучит передвижка, — Деревня расселась в траве и на лавках. Раскрыта волшебная, нужная плоская Коробка с кино — перерыв, продолжение: Играет и пляшет, поёт кинозвёздное, Ушедшее, доброе, — курит и шепчется.
В квартире ночной монитор синим светится, Казалось бы нет в том ни проку, ни толку: Корабль и волна, по идущей вверх лестнице Бежит героиня, поёт (Волга-Волга); И вновь я — как встарь ковыряю коленки Покрытые лопнувшей, щиплющей корочкой, А рядом — деревня моя довоенная (Под стареньким небом не спится до полночи)
==================================== Задумка хорошая, картинка выпуклая, но техническая сторона стихотворения подкачала. Автору стоит обратить внимание на необходимость совпадения грамматических и ритмических ударений в стихотворении. В данном случае получается эффект «слияния» слов, которые попали в полностью безударную по ритму позицию, с соседними: «сОлнцеммы», «холстэкрАна», «синимсвЕтится», «идУщейвверх», «каквстАрь». Ну и закольцовка «старенького солнца» со «стареньким небом» меня несколько смутила. Да и само слово «стареньким» тут не совсем годится. Мы же не говорим «старенькое (старое) небо»! Оно вечное, скорее, или неизменное. В общем, надо подумать.
====================================
Шорт-лист:
Первое место: 3. Алое, 9. Бумажный бог Второе место: 6. По теории Клёсова, 10. Оглянуться не грех... Третье место: 8. Сосна, 11. Я – ядерное горючее..., 12. О простом народе, 13. На взятие Снежной крепости
3. Алое Спасибо большое за понимание стиха - очень радуюсь этому) Тема потерь очень хрупкая и больная, и в такой ситуации, которая была на Майдане, больше всего пострадали те мамы, которым пришлось хоронить своих детей. И это действительно страшно.
Пожалуй, чересчур много «воды» из-за того, что повествование ведётся от лица ядерного горючего. Отсюда и его представление читателю, описание воображаемых чувств и проблем самого горючего.
Спасибо, Николай :) Неожиданным и очень приятным сюрпризом стали для меня обзоры судей по всему списку работ. Хотя, возможно, это я чего-то не знала раньше. По тексту, не знаю, смогу ли объяснить, но попробую...
«Стали надеяться только на милость, Не научившись надежду копить»
Из всех надежд осталась одна - только на милость. Все остальные надежды пропали, мы не смогли их сберечь, скопить про запас :) Тут я задумывалась - единственное число надежду или мн. надежды, пока не определилась.
С алхимиками власти сложнее. Ну, тут про фальшивое золото из ртути, про алчность власти, которая травит всё вокруг ради наживы, забирает богатства, а взамен раздаёт пустышки. Про незаконное обогащение. Про заразность этого. Про ртуть, которая сжирает золото.
Но это не очень внятно получилось, согласна Ещё раз спасибо за то, что нашли время и желание для наших скоропостижных работ :))
Мне кажется, тут множественное число напрашивается, поскольку надежда "на милость", как бы, уже есть, дальше речь идёт о других надеждах, или надеждах на другое) Но можно ещё варианты поискать.
Да, хорошее получилось стихотворение. Что есть, то есть. И в него нужно вчитываться, с первого раза оно кажется запутанным слегка. А потом только всплывает смысл.
Спасибо за обзор стихотворений. Мне очень приятно, что не смотря на косяки в моём стихо, всё же судей заинтересовали строки с рифмой народа - удода. Именно в неё я и вкладывал основной смысл. Вы даже посмотрели, кто такой удод. Но видимо я не смог выразить понятно для читателя что хотел сказать. А смысл простой. Удод красивая птица, как и стишок долетевший в края народа, но народу сегодня эта красота не нужна. Общий смысл этого стихотворения заключается в том, что Вы пишите замечательные стихи, я пишу плохие стихи, но вне того или иного сайта, наша поэзия нафиг никому не нужна. Я прочту в компании, какое-нибудь весёлое стихо типа анекдота, и эта компания одобрит и похвалит, в другой же компании про это стихо скажут хрень, и наоборот.
Ну что сказать? Имеющий уши - да услышит! (с) Поэзия сейчас не в тренде, это верно. Но давайте относиться с уважением к читателям и быть требовательнее к себе. Мы же не только удовлетворяем потребности, но и формируем вкусы. А это ответственность. Да и сделанная работа должна приносить радость тем, что сделана хорошо)
Спасибо за остроту восприятия строк. 16 - дед доживал, потому что в момент события он уже не мыслит своей жизни без жены и понимает, что помочь никто не в силах...
Ага, недостающую запятую я уже нашла, прочитав обзор Светланы:)))
А за нескончаемые предложения меня ещё в школе учитель русского и литературы бранила, а однажды даже заставила переписывать сочинение: "Сочинение отличное, но пока ты не Лев Толстой, пиши нормальными предложениями.":))) Но в стихах, мне кажется, эти длинные периоды придают стихам ощущение более тесной связанности... вот не знаю, как объяснить... В общем, это у меня приём такой. Возможно, ошибочный, конечно.:)
Вы единственный из жюри, кто увидел иронию стишка. Ну, Эризн еще была близка к разгадке. Спасибо огромное! Насчет фоники. Все это спорные заморочки: в жизни мы говорим «наш штурм», и никого это не смущает. Над некоторыми «конструкциями» посмеемся, да, но не более того. Мне лично разговорная речь милее литературной (от последней бывает тошнит). Трудно с самим собой бороться.
По поводу фоники: это всё не просто так. Пока автор сам не начинает вслух читать собственные стихи со сцены, он этого не понимает. А когда автору ещё и мост протезисты во рту соорудят, фоника начинает играть очень важную роль))) .
Насчет чтения вслух трудно не согласиться, но ведь и песни пишутся не на всякий текст. А часто и текст меняют, корректируют под песню. Высоцкого читать не сильно увлекательно, а слушать – одно удовольствие. Как и Жванецкого, кстати. И БГ. Так что, хотя текст и декламация и находятся на одной планете, но все же это разные полюса.
Спасибо большое за понимание стиха - очень радуюсь этому)
Тема потерь очень хрупкая и больная, и в такой ситуации, которая была на Майдане, больше всего пострадали те мамы, которым пришлось хоронить своих детей. И это действительно страшно.
Тогда это было бы другое стихотворение.
Концовку немного изменила.
По тексту, не знаю, смогу ли объяснить, но попробую...
«Стали надеяться только на милость,
Не научившись надежду копить»
Из всех надежд осталась одна - только на милость. Все остальные надежды пропали, мы не смогли их сберечь, скопить про запас :) Тут я задумывалась - единственное число надежду или мн. надежды, пока не определилась.
С алхимиками власти сложнее. Ну, тут про фальшивое золото из ртути, про алчность власти, которая травит всё вокруг ради наживы, забирает богатства, а взамен раздаёт пустышки. Про незаконное обогащение. Про заразность этого. Про ртуть, которая сжирает золото.
Но это не очень внятно получилось, согласна
Ещё раз спасибо за то, что нашли время и желание для наших скоропостижных работ :))
Мне очень приятно, что не смотря на косяки в моём стихо, всё же судей заинтересовали строки с рифмой народа - удода. Именно в неё я и вкладывал основной смысл. Вы даже посмотрели, кто такой удод. Но видимо я не смог выразить понятно для читателя что хотел сказать. А смысл простой. Удод красивая птица, как и стишок долетевший в края народа, но народу сегодня эта красота не нужна. Общий смысл этого стихотворения заключается в том, что Вы пишите замечательные стихи, я пишу плохие стихи, но вне того или иного сайта, наша поэзия нафиг никому не нужна.
Я прочту в компании, какое-нибудь весёлое стихо типа анекдота, и эта компания одобрит и похвалит, в другой же компании про это стихо скажут хрень, и наоборот.
Ага, недостающую запятую я уже нашла, прочитав обзор Светланы:)))
А за нескончаемые предложения меня ещё в школе учитель русского и литературы бранила, а однажды даже заставила переписывать сочинение: "Сочинение отличное, но пока ты не Лев Толстой, пиши нормальными предложениями.":)))
Но в стихах, мне кажется, эти длинные периоды придают стихам ощущение более тесной связанности... вот не знаю, как объяснить... В общем, это у меня приём такой. Возможно, ошибочный, конечно.:)
Насчет фоники. Все это спорные заморочки: в жизни мы говорим «наш штурм», и никого это не смущает. Над некоторыми «конструкциями» посмеемся, да, но не более того.
Мне лично разговорная речь милее литературной (от последней бывает тошнит). Трудно с самим собой бороться.