Гора бессмысленности давит. На фоне гаджетов и муз Обычный человек бесправен – Нас тянет в крепостную Русь.
Ту, где чиновникам раздолье, Как видел Салтыков-Щедрин, Где глупость правит над неволей, Где важно, чей ты внук и сын.
Взлети над ширью в поднебесье, Пари, свободная душа, И наслаждайся вольной песней, Пока Медведь не съел Чижа.
Посыл понятен, тем более что высказан прямым текстом, но картинка у меня не сложилась совсем, начиная с поставленных рядом гаджетов и муз, которые должны якобы создавать фон для бесправности современного человека. «Глупость правит над неволей» тоже не понравилось. В общем, гражданское-то оно явно гражданское, но именно в плане художественной формулировки мыслей совсем не зацепило.
2. Мы помним
Забыть нас не заставите – Мы помним каждый миг: Что не в архивной памяти – Расскажет фронтовик,
Как небо рвали сполохи, Как мы с боями шли, Как потом пахли, порохом, Уставшие, в пыли.
Приказ – дойти. Кровь из носу – Фашиста победить. Кричала плоть «Не вынесу!», Дух – «Мать его итить!»
Ползком – по поздней осени, В воде по шею – вброд, Чуток вздохнуть на росстани, Согреться и – вперёд.
Эй, вы! Нам не в чем каяться. На памяти у всех, Как вы гуляли в платьицах, Работали на Рейх,
Терпели власть немецкую И шли-служили злу, Пока страна советская Пупы рвала в тылу,
С работы, неизвестная, Едва ползла домой, Пока сражалась, честная, С коричневой чумой.
Для нас Победа – праздником. Напрасно льёте грязь. Мы правду вверим правнукам, Героями гордясь.
И с ними вместе снова я В сегодняшнем строю «Вставай, страна огромная» Торжественно пою.
Ритм, строфика, лексикон — всё отлично отвечает содержанию, впечатление цельности и выверенности, но вместе с тем естественности речи. Знаки препинания мне кое-где видятся иначе (я бы заменила двоеточие после второй строки на «;», а двоеточие собственно поставила после четвёртой строки; во второй строфе после третьей строки ввернула бы тире; перенесла бы тире перед «и» в «Согреться — и вперёд»), но в авторском варианте они также расставлены корректно.
3. Алое
Горькое время бежит иначе - стрелки летят обратно. Мать превратилась в старуху раньше, чем осознала правду. Плюс - с четверга не всходило солнце, небо смурным сказалось, будто кто грустный внутри завёлся - и посекундно замер.
В серые окна стучится ветер, дождь вышибает двери. Смело мечту рисовали светлым, но понесли потери. Стало труднее кричать и плакать, мысль разодрав до крови: жизнь не щадила - рвала, собака, люд начинал злословить.
Злобно ругая и тех, и этих, вынесли что в итоге? Если однажды приходит третий - не избежать дороги. Спящему миру милее драмы - так, посмотреть да бросить. Сотни Небесной седые мамы не ожидают вёсен.
Зимним Майданом ветра гоняют - выстланный лепестками, алый февраль превращает в камень душу случайной крайней.
Общее впечатление: мысли и чувства автора не вместились в заданные стихотворной формой рамки. Это вот как фотографируешь что-то большое и красивое, но подходящего ракурса нет, и в кадр целиком объект не влезает, как ни старайся — выходят какие-то фрагменты, что-то обрезано, что-то выпячено… Так и здесь: кусочки замечательных мыслей и фраз кое-как напиханы в стихотворение без связи друг с другом, и вместе с ними появляются не очень понятные фразы вроде «небо смурным сказалось», «посекундно замер», «кричать и плакать, мысль разодрав до крови». Авторские тире в первом и последнем катренах тоже не добавляют тексту ощущения целостности. Концовка замечательная по содержанию, но — это уже, возможно, мои личные заморочки — расплывшиеся в ней рифмы на фоне довольно строго выдержанных рифм в середине стихотворения сильно портит впечатление, так как ничем художественно не оправдана.
4. Мышь
Я - серая мышь, бесцветная. Добавьте мне цвета, сможете? Не можете? Незаметно я Вас обесцвечу. Множество Подарочков заготовлено: Что?! Языки-то зачем учить? Пятьсот разве лет даровано? Классику призваны все любить...
Знаю - не любите, как же так? Мне всё-ё-ё тут видно с диванчика, - Молчу, а то попаду впросак. Кто такой Фромм? Иностранщина... Такое читать не хочется. Сложный товарищ на этот раз! С чего решила? Пророчица! Очень уж трудно унизить вас.
Останетесь одинокой впредь, - Общались со мной, не радуя. Зачем унизить? Подняться ведь Лень мне, да и не пыталась я.
Очень хаотично — и по содержанию (мысль постоянно внезапно перескакивает с одной темы на другую, так и не дав читателю понять, с кем и о чём беседует ЛГ-мышь), и по форме (размер меняется от строки к строке). Может, таким и должно быть стихотворение глазами серой мыши?.. Идея в общих чертах понятна — уж не знаю, насколько это гражданская поэзия — но не раскрыта как следует.
5. Третий глаз
Я про карму прочитала повесть, Мол, у человека третий глаз. Можно жить, ничем не беспокоясь, Раз внутри у каждого ГЛОНАСС. Глаз такой зовётся просто совесть! Дальше жизнь зависит лишь от нас.
“Витязь на распутье” - знаем с детства, Перед каждым - жизни светофор: Видишь красный - сразу стоп! Ни с места! А зелёный - мчи во весь опор! Выбор свой - проверенное средство, Карма ведь ещё не приговор.
Написано просто — в хорошем смысле. Когда простота языка хорошо выдержана на протяжении всего стихотворения и подкреплена незатейливым хореем, она превращается в безусловное достоинство. Стихотворение вполне сошло бы за детское. Что мне особенно понравилось — это композиция строф: повествовательно-размыслительное четверостишие рифмовки ABAB плюс ещё две строки AB более общего смысла, как бы «выводы»; само впечатление от «дополнительных» к классическому четверостишию строк — это всегда как закрепление, «забивание гвоздей», нечто весомое, и здесь смысловое содержание этих строк попало в точку. Вот в плане «гражданскости» этого стихотворения есть небольшие сомнения, я бы скорее к философским причислила.
6. По теории Клёсова
По теории Клёсова Гаплогруппами игрек Шар земной исполосанный Наподобие тигра.
Чёрно-бело-полосицей Человечество пегое Так по миру и носится, Суетится да бегает.
Поползли жизни хрупкие То южней, то восточнее, Расселились то группами, То отдельными точками.
И, как мыслилось автором, ДНК изучавшим, Все когда-то из Африки Вышли в поисках счастья,
Лучшей доли, спокойствия И защиты от голода. Их истлевшие кости и Разбирают биологи:
Что за игрек заигрывал С беспощадной природой, Был ли он жизнью избранный, Или тщетная проба.
Мы пока что везучие: Наши батюшки выжили, Пусть их пробами мучили, Дожимали до ижицы.
Мы пока уцелевшие, Продолжение праотцов, По такому же лезвию Ходим, хоть и не нравится.
Ищем доли и сытости, Бьёмся-рвёмся-торопимся, А напасти всё сыплются, Разверзаются пропасти.
Но случается изредка, Что подмажет колёса нам Гаплогруппами игрека По теории Клёсова.
Честно погуглила Клёсова в надежде, что стихотворение станет понятнее — не стало; напротив, вопросов прибавилось (в частности, Клёсов вроде отрицал, что все когда-то вышли из Африки). Помимо туманного смысла стихотворения, режут слух/взгляд «исполосанный» и «праотцОв», а также пролетающее полностью безударным «жизнью» в строке «Был ли он жизнью избранный». Единственное, за что в положительном смысле зацепился глаз — предпоследняя строфа, хорошо написано.
7. Батя
Упала с неба первая звезда. Трамвай последний тащится по линии. А батя мой досадовал всегда, Что сутки тесноваты для полиции.
Рассказывал, что дел невпроворот – Шалят ночные улицы, как водится. И то, над чем потеешь целый год, Всего лишь строчка в Уголовном кодексе.
Простой сыскарь - не Пронин, не Жеглов, Он так шутил: нескладно, не по-книжному. А я стыдился этих скудных слов – Бывает юность беспощадна к ближнему.
Мы все живём на кромке бытия. Уходим в срок, кому как напророчится. Отец ушёл, оставив для меня Холодный орден в бархатной коробочке.
Теперь, как он, по улицам шальным Шагаю я вперегонки со временем. А всё, так просто сказанное им, Строкой скрижальной в мозг надёжно врезано.
Гражданской темы я тут как-то не увидела. Посыл больше в повторяемости жизни отца и сына. По самому тексту смутил момент: «оставив для меня холодный орден в бархатной коробочке» - как возможно оставить для кого-то орден? В общем без особых других огрехов, но не зацепило.
8. Сосна
Под серым дождём на вершине холма Грустила сосна исполинского роста. На месте зелёного бора дома Покрыли долину бетонной коростой.
Из плоти её сучковатых сестёр Давно смастерили скамейки и шпалы, А сёстры-подростки в зловещий костёр В конце укороченной жизни попали.
На помощь! Услышит ли кто-нибудь зов? Деревья в борьбе с топорами бессильны, Готовыми прелесть поющих лесов Свалить в кубометры немой древесины.
Сосна от бессилия хвоей дрожит, В мольбах обращаясь к бесчувственным людям, Когда на сосновых скамейках ножи В любви признаются Наташам и Людам.
Это стихотворение убедило меня, что гражданская поэзия всё-таки остаётся поэзией. Отлично выдержано в плане образов, темы, стиля. Единственное, что смутило — прошедшее время во второй строке, больше подошло бы настоящее.
9. Бумажный бог
.........И бьют часы, и стрелками секут .........Не для того, чтоб о душе напомнить, .........А фаршем человеческим наполнить .........Бездонное зияние секунд. ...........................Игорь Царёв
Орудует в лесу бензопилой бумажный бог, хлебая дни из фляги. Он гробит древесину для бумаги, сомкнув уста в ухмылке ледяной. И мастерит из каждого листа не моцартов, не рильке, не магриттов, а биомусор, выгодный для сбыта хоть на погост, хоть в злачные места.
В шуршащей массе умственных калек, надев пустую голову на плечи, бумажный бесхребетный человечек, ломается о пластиковый век. Он числится под именем «никто» среди таких же хлипких оригами. Его вперёд бумажными ногами в забвение уносит конь в пальто.
В то время как планета на спине китов своих катает неустанно, бумажный бог в бездонные карманы укладывает куши пожирней. Бегут минуты, стрелки навострив, и души липнут к пластику как жвачки. Безумный мир в хронической горячке ещё не мёртв, но будто и не жив...
Очень ярко, образно, пронзительно. Настроение хорошо считывается. Понравилось всё: и композиция, и рифмы, и содержание, и безупречная концовка. В третьей строке второго восьмистишия запятая лишняя. А в «липнут к пластику, как жвачки» - наоборот, запятая нужна.
10. Оглянуться не грех…
Оглянуться не грех, грех — стоять, обернувшись назад, погружаясь в прошедшее снова, и снова, и снова, ты животной тоской, как трясиной погибельной, скован так, что рук не поднять, — только память клубится в глазах.
Жизнь идёт, как всегда, ненадёжна, сложна и рискова, а вокруг — то метель, то весенняя лупит гроза, и шагать без оглядки вперёд погоняет азарт, бросить память, забыть всё, что было, от взгляда, до слова...
Мы ушли далеко нас уже не настигнет беда, впереди всё так ново, сомнительно и бестолково... Но опять льётся кровь, плачут матери, дети и вдовы — нет, нельзя забывать. Ничего. Никому. Никогда.
По форме стихотворение понравилось — ритмика, рифмы, язык… Но посыл от меня ускользал долго: первая строфа вроде красноречиво говорит, что память плоха и мучительна; вторая — что жизнь и без того сложна, надо забывать прошлое; третья — что забывать всё-таки нельзя. После этого лично моё восприятие закольцовывается на образ скованного тоской и ушедшего в депрессию ЛГ… Возможно, это ощущение оттого, что первая строфа получилась сильной в плане образов и звучания и каким-то образом «перевешивает» оставшееся стихотворение. Прочитав несколько раз, стараясь вникнуть, я разделила мысленно первую строфу, вычленив «Оглянуться не грех». Тогда остальное воспринимается просто как совет не перестараться в воспоминаниях — и общая линия стихотворения прорисовывается лучше. Может, было бы полезно подчеркнуть эту отдельность первой фразы? Точкой, переводом строки, многоточием — вариантов много. Запятая слишком мало отграничивает эту мысль от последующей. Ну, и по грамматике — пропущена запятая в «Мы ушли далеко нас уже не настигнет беда», а в «от взгляда, до слова», по-моему, наоборот, лишняя.
11. Я – ядерное горючее…
Я – ядерное горючее, Меня от случая к случаю Используют осмотрительно. Но где мои замедлители? Где зона моя активная? Могло бы взорваться дивно я, Мешают тупые стены: Реактор – гетерогенный...
Моделью математической Процессов теплофизических От всех катастроф космических И ужасов феерических Спасается человечество, Считает – бояться нечего. Но я огорчу вас, братцы: Не этого вам бояться –
Другого бояться надо бы... Путями замысловатыми Прогресс потихоньку движется. Писатели пишут книжицы, Учёные – моделируют, Поэты с певцами – лирами Терзают мозги и уши, А шефы готовят суши.
Но войны не остановлены, Приют не у всех под кровлями, Не делится люд кормушками И заповеди нарушены. При всех вожаках и пастырях В фаворе всегда клыкастые. И делом не стало слово... И нету пути иного...
Зачем это всё? Не думают. Игра с нулевою суммою, Законы о сохранении... Моё же такое мнение: Для быстрого и горячего Вселенная предназначена, Добавьте в меня реагент – И я всё решу в момент.
Я – ядерное горючее...
Тут многого не скажешь: просто нравится. И содержание, и языковые средства, и форма. Короткие строки со смежной рифмовкой звучат очень динамично, отвечая характеру стихотворения. Ярко, выразительно, пробирает до костей и запоминается.
12. О простом народе
Привыкли называть народ простым Элиты и чиновники в России, Для них он безалаберный и сирый С тех самых пор, когда был крепостным.
Законы затыкают людям рот: Не оскорби чиновников и власти! Вокруг кипят нешуточные страсти, А власти любят оскорблять народ.
Мысль у элиты вычурно хитра, Кропают диссертации в ударе: Поскольку весь народ у нас бездарен, То Ломоносов – это сын Петра!
Такой вот необычный поворот, Такое неожиданное чтиво… Народ пока молчит красноречиво И в голову всё это не берёт.
Создалось впечатление отрывочности, кусочности текста. Вроде и есть какая-то общая логическая линия, но отдельные её куски выплывают из ниоткуда и в никуда исчезают потом. Концовка - «в голову всё это не берёт» - оставляет меня как читателя с вопросом, зачем же вообще всё это было озвучено тогда. По форме нареканий нет, нигде не споткнулась, но содержание, хоть и несомненно гражданского характера, не зацепило.
13. На взятие Снежной крепости
Штурм Снежной крепости... Смогу ль я не посрамиться?.. Все, пора! На голове моей кастрюля – как символ рыцарства. Ур-ра-а!..
Семь раз бросались мы на стены, разворотили их в сугроб. И взвился стяг наш!.. Этой сцены не позабуду я по гроб.
Наш штурм аукнулся в Европе, но как – неясно до сих пор... Но дух мой бодр, и шило в жмени, и сердце – пламенный мотор!..
Тут скорее юмор, чем гражданская поэзия. Забавно, задорно, простенько — почитать весело, но не более того. На фоне других работ выглядит попыткой потроллить конкурс.
14. Заря
Он не наступит – следующий день, В макушку не подует ветер шалый... Но если бы сумел начать сначала, То снова выбрал флаг кроваво-алый, Войну, где я и снайпер, и мишень.
Паршу сомнений втаптывая в грязь, Я находил свой ад на круге сотом. И пахла смерть не подвигом, а потом, Когда друзей косила пулемётом За вражеским лафетом затаясь.
Ждала семян весною борозда – Земля была усеяна костями. Крестилась мать дрожащими перстами, И выжигала прошлое лучами С небес пятиконечная звезда.
Но одержимость вытеснила страх, Да пусть хоть целый мир падёт в руины! Не стану трусом, спрятавшись за спины, Не поверну, дойдя до середины, Раскаявшись в ошибках и грехах…
Я не вернусь… Мне новую зарю Не отменить. И ночь перед расстрелом. Я был на свете. Красном или белом? Не верю в Бога. Только под прицелом Ему молитву тихо повторю…
В целом понравилось. Строфа и рифмовка выбраны удачно, под настроение стихотворения. Немножко смутил ветер в макушку (создаётся впечатление, что дует сверху вниз, или что человек лежит — но, может, таков и замысел?), а наиболее понравились в языковом плане сочетания «смерть — косила — пулемётом» и «выжигала — лучами — (пятиконечая) звезда», где второе слово с первым и третьим образует вполне привычные уху сочетания, а все три вместе смотрятся ново и оригинально.
15. Тина
Люди меняются. Так же, как реки. Время проходит, — другая вода. Мыслей зигзаги ведут человека Строить дома и крушить города. Думали, верили... Что изменилось? Русло реки завело нас в тупик, Стали надеяться только на милость, Не научившись надежду копить. Ложь говорить не умеем с трибуны, А говорливый чухнёй заболтал. Ждём - оправдает доверие дума, Дума надеется на капитал. Ртутная смесь ядовитая штука, Знают алхимиков власти в лицо. Тех, кто попался, берут на поруки, Так продолжается мир подлецов. Дом архаично и жёстко устроен: Семеро с ложкой сидят над котлом. Мы же — привыкли. Дожить бы в покое, В тине глубокой и мыслям тепло...
Понравился очень стройный образный ряд «река->тупик->тина», проходящий через всё стихотворение. Остальная часть стихотворения на фоне его выглядит простовато и бедновато в плане выразительности. Пунктуация показалась мне довольно авторской; несколько грамотно расставленных по тексту двоеточий и тире сильно добавили бы выразительности, связности и ясности авторской мысли. Ну, и «глубокая тина» у меня не нарисовалась в голове, потому что тина — это скопление водорослей, а «глубокий» применительно скорее к тому, в чём тина наросла.
16. Возраст дожития
- Лимит исчерпан. Был, возможно, мал резервный фонд, а все же сердце стынет...- Дед закряхтел: - Я знаю, доживал... Да говорят, что ветхих много ныне. "На всех, понятно, нет защитных средств, коль заболел серьезно, старый, кайся. Избави Бог детей от этих бед", - твердила мне намедни баба Ася. Ушла вчера, не встретив свой рассвет, меня обняв, как в первый брачный месяц". И, подоткнув под бок колючий плед, шепнул, вздыхая: - Скоро будем вместе...
Взгляд зацепился сразу за закрывающиеся кавычки без парных открывающихся )) Надо выбрать всё-таки один стиль оформления прямой речи — или с тире, или с кавычками. Но это мелочи, а в целом стихотворение очень понравилось. Живое, настоящее, вызывает эмоциональный отклик. Особенно это вот «доживал» в прошедшем времени от первого лица — ну вот прямо в сердце. Прекрасно написано.
17. Безвременье
Дела нет никому до стихов в соцсетях, кроме обществ в которых им рады. Все контенты в границах, межа за межой, где есть место каждому стаду.
И не важно, что стих так хорош или плох, если вырос за дальним забором, там чужой огород, и другие стихи, назовут безграмотным вздором.
Если вдруг с интернета стишок долетит в те края, что зовутся народом, может, кто-то прочтёт, скажет – сущая хрень, будто в поле песни удода…
Наши дни – безвременье для разных стихов и для творчества тяжкое бремя. Где-то там в облаках что зовутся «onedrivе» проплывает Пушкина время. ___________________________________
OneDrive – облачное хранилище, созданное компанией Microsoft в августе 2007
Ощущение, что стихотворение писалось небрежно, как попало. Для таких длинных строк речь, мне кажется, должна звучать более естественно, без инверсий и сложных конструкций, с минимумом сбоев ритма. В плане образов всё тоже довольно странно: вроде поле, но стадо, а потом и удод. На слове «безвременье» - сбой ритма, или же автор подразумевал неправильное ударение. В первом и последнем предложениях пропущены запятые, и в целом знаки препинания не очень продуманны, особенно во втором двустишии, где через лес запятых очень трудно продраться, не упустив смысл. В общем получилось впечатление бессвязного потока случайно пришедших мыслей, а не законченного произведения.
18. Зимний лоск
В белоснежный одел наматрасник Всё в округе февраль, в зимний лоск. Незаметный, но вроде как праздник - Из Афгана день вывода войск.
Да теперь никому и не важно То, что было в далёкой стране, Где лежит БМПшка без башни, Экипажу - могила в броне.
Спят афганских дорог повороты Под снежком поздравительных слов. Но никак не забыть мне, до рвоты, Дым тяжёлый горящих ЗИЛов!
И уснуть временами непросто: Свист осколков и взрывы гранат, Пулемётный обстрел перекрёстный, И тела под брезентом ребят...
Ход истории сшит поминутно, Где у памяти вечный приют. Не до праздника... Хоть помянуть бы Тех, кого нет в афганском строю.
Пробежав по пустынной дорожке, Равнодушным сугробам сплошным, Ветерок прошептал за окошком: "Не нужны, не нужны, не нужны..."
Категорически не понравились корявые инверсии в последних строках 1-го и 4-го катренов: прямо-таки приходится перечитывать предложение заново, чтобы понять. «Тела под брезентом ребят» вообще в первый раз мой глаз считал как «рябят», тем более что перед фразой запятая лишняя. Фраза «Ход истории сшит поминутно, где у памяти вечный приют» тоже осталась мне непонятной. В общем, шероховатостей по тексту много, к сожалению.
19. Чай
Свой путь здесь выбирают не экспрессы, Не президенты, в чьих глазах печаль, А тётя Катя передвинет рельсы И в баночке заварит крепкий чай.
Здесь время тянется подобием удава. А может и сейчас же наступить. Есть три пути – налево и направо, И, тот, который приведёт в тупик.
Летят стрелой бликующие рельсы, Стучит на стыках сталь колёсных пар. А тётя Катя говорит: «Погрейся! Да завари «стеклянный самовар»!»
Налево путь – короткий, но красивый, По южным, намозоленным местам. Направо – батраки напились пива, Тупик – всегда, находится «не там».
Но, чтобы жизнь спасти тупым и пьяным, Тёть Катя стрелку быстро повернёт, И выйдет машинист, и «Кать Иванна» В чаёк ему закинет ложкой мёд.
Тупик – изобретение что надо, Важней дороги! Главное – тупик! И, лучшая для Катеньки награда – «Пошли, живые, надо чай попить!»
Наверно, это скорее минус мне, чем автору, но я до конца содержание понять не сумела… Из технического: несколько лишних запятых («И, тот...», «всегда, находится не там», «И, лучшая...»); во втором катрене первая строка длиннее остальных на два слога, непонятно зачем — можно было обойтись без тяжеловесного «подобием», звучало бы лучше; в первом катрене после тёти Кати просится тире, без него получается несостыковка сложносочинённого предложения, у которого первая часть в настоящем времени, а вторая в будущем.
20. Молчание
Молчание - знак согласия прикормленных и тупых. Вот ты, например - при власти, нажрался уже, но… ых, чего-то внутри застряло, не лезет тебе в нутро. Не так уж всесилен дьявол и тренд этот – на воров.
Готовится Кемска волость, тревожно молчит Басе, надежда одна – на голос, который способен все
После странной, не по-русски звучащей концовки «который способен всё»… я даже уже не знаю, что можно сказать по этому стихотворению вообще. Разве что добавить, что «чего-то внутри застряло» тоже звучит коряво.
21. Живая мишень
На снегу кувыркаются волки, превратившись в живую мишень... В. Высоцкий
Волк с давних пор является врагом человека. Мудрость
*Погасла, Серый, твоя луна, лежишь ты тряпкой в седой траве, не надо больше дышать, линять, скулить о чём-то, во сне реветь, тобой не будут пугать детей, доярок с фермы... Такой расклад: тебя не пустят на сочный стейк, но в область точно пошлют доклад; там кто-то важный поднимет бровь, погладит папку с приказом "5" - в седые травы ударит кровь: команда будет в твоих стрелять. Такой вот, волчий, у вас билет, такой вот, волчий, у нас закон - и месяц, годы, десятки лет идёт охота, идёт загон...*
Понравился живой и чётко выдержанный ритмический рисунок, цельность образа (единственное что смутило - «реветь» в отношении волка) и стиля, запоминающаяся концовка. Два эпиграфа для стихотворения такого объёма — чуточку тяжеловесно, на мой взгляд, но автору виднее. Общее впечатление от стихотворения — написано здорово.
22. история одной деревни…
меня сожгли, мои мосты и хаты. кричали бабы, таял вешний снег. земля меняла белые бушлаты. коричневый, не чёрный, человек палил меня. соломенные крыши ¬ напоминали маковки церквей: огонь летел всё выше, выше, выше. а мартовский холодный суховей развеивал по горизонту пепел - снежинки смерти, чуточки меня. от копоти чернели курослепы, сегодня, как вчера, была война.
и свастикой краснел замок на клети, один сарай, но тысяча могил… кричали мужики, как дети, а дети умирали, как могли.
меня сожгли, мои мосты и крылья, исчезли бабы, боги, неба синь. звезда упала, а потом застыла. на поле зацвела полынь…
Хатынь.
Написано сильно и ярко, до ощутимости, до живой картины перед глазами. Просто понравилось.
23. киноплёнка
Земное, счастливое длится недолго, — Под стареньким солнцем мы все посетители. В деревне случилось кино: восхитительны Орлова, вояж по реке (Волга-Волга). Ночной ветерок холст экрана колышет И стару и младу волнительно, сладко, Под небом потухшим стучит передвижка, — Деревня расселась в траве и на лавках. Раскрыта волшебная, нужная плоская Коробка с кино — перерыв, продолжение: Играет и пляшет, поёт кинозвёздное, Ушедшее, доброе, — курит и шепчется.
В квартире ночной монитор синим светится, Казалось бы нет в том ни проку, ни толку: Корабль и волна, по идущей вверх лестнице Бежит героиня, поёт (Волга-Волга); И вновь я — как встарь ковыряю коленки Покрытые лопнувшей, щиплющей корочкой, А рядом — деревня моя довоенная (Под стареньким небом не спится до полночи)
В этом стихотворении я ничего относящегося к гражданской поэзии не увидела, как ни старалась. По самому стихотворению: настроение передано хорошо, контраст «тогда» и «теперь» обрисован чётко, но концовка смазана. В «Ночной ветерок холст экрана колышет и стару и младу волнительно, сладко» либо запятая после «колышет» пропущена, либо смысл непонятен вообще. В последних двух строках первой части тоже пунктуационная неразбериха: кто поёт, кто курит и шепчется? Если «ушедшее, доброе» отдельно от «кинозвёздного», надо отделить чем-то более весомым, чем запятая. Рифмы «продолжение — шепчется» и «корочкой — полночи» мне не нравятся, но это уж вопрос личных предпочтений, наверно.
====================
1 место: 9. Бумажный бог 11. Я – ядерное горючее… 16. Возраст дожития
3. Алое Спасибо, Эризн, мне было интересно узнать ваше мнение) Странное дело, но с первым замечанием совсем не согласна - уж то, что нужно было поместить в стихи, точно поместилось. Стихотворение получилось фрагментарным, да, но мне каж, что невозможно передать всю полноту пережитого иначе. Про не очень понятные фразы вроде «небо смурным сказалось», скажу просто: небу (Богу) на самом деле было всё равно, что с нами случится, раз это случилось. Так думали многие. Господи, прости.
Дальше про кричать и плакать, мысль разодрав до крови - и голос пропал, и слёз не осталось - лишь мысль: его нет, его нет, его нет...
Здравствуйте, Эризн! Номер 8, "Сосна"(анонимно). Вы в очередной раз порадовали меня высокой оценкой, хотя не знали, что я написал этот стих. Большое Спасибо за то, что Вы назвали мой стихотворный текст поэзией!
Желаю Вам творческих и прочих удач! С признательностью, Виктор
Спасибо большое за отзыв и даже выбор моего "Третьего глаза"! Это было написано для Замка с Привидениями на конкурс секстин. Вы правы - тоже сомневалась, считала стих скорее философским, чем гражданским, но приняли на конкурс гражданских... Ещё раз - огромное спасибо!
Я просто в тихом шоке... Это ж надо, все стихотворения получили рецензии. Это ж какой праздник нам судьи устроили! Спасибо, спасибо, спасибо!
Эризн, а я бы очень хотела увидеть, как вам видится не авторское расположение знаков препинания :)
И чуток по тексту, если вы не против...
ТИНА зелёные водоросли, а также водяные мхи и водяные ивовые растения, плавающие густой массой в стоячей и малопроточной воде и при оседании вместе с илом образующие топкое, вязкое дно. перен., разг. то, что лишает воли, свободы действий много тины =глубокая тина = глубоко в тине = глубоко в... болоте. Спасибо, что нашли за что похвалить :))
Знаки препинания в моей логической системе как-то так выглядели бы:
Люди меняются. Так же, как реки: Время проходит— другая вода. Мыслей зигзаги ведут человека Строить дома и крушить города. Думали, верили... Что изменилось? Русло реки завело нас в тупик; Стали надеяться только на милость, Не научившись надежду копить. Ложь говорить не умеем с трибуны - А говорливый чухнёй заболтал; Ждём: оправдает доверие дума - Дума надеется на капитал. Ртутная смесь - ядовитая штука: Знают алхимиков власти в лицо; Тех, кто попался, берут на поруки - Так продолжается мир подлецов. Дом архаично и жёстко устроен: Семеро с ложкой сидят над котлом. Мы же — привыкли. Дожить бы в покое: В тине глубокой и мыслям тепло...
Как бы подчёркивание смысла выходит, как цветным маркером выделение. Но это моя личная точка зрения, конечно.
Про смысл тины я поняла ещё при первом прочтении, и это мне больше всего и понравилось. Не понравилось только сочетание со словом "глубокая". "Много тины" - хорошо звучит, "густая тина" - хорошо звучит, "глубоко в тине" - отлично. А вот "глубокая тина" не звучит, по-моему. Глубокий омут с тиной, глубокая лужа с тиной и т.п. - да, но не тина сама по себе.
Спасибо! Я хорошо подумаю над этой вариацией, но вот сразу два моментика - если убрать зпт, то ведь получится, что это время и есть- другая вода, а смысл в другом. Смысл, что со временем меняется вода. Но я виду что так не очень красиво, но вот так и другое вижу :) Если поставить двоеточие после ждём, то получается утверждение, что да, мол, ждём и дождёмся. Точка с зпт мне пока не понятны, если честно, но я пока с телефона, , нужно будет внимательно прикинуть. Спасибо, Эризн :))
если убрать зпт, то ведь получится, что это время и есть- другая вода, а смысл в другом. Смысл, что со временем меняется вода.
Насколько я знаю, смыслового знака препинания ",-" нет. Запятая перед тире ставится, если оформляется прямая речь или если запятой необходимо закрыть оборот (причастный, деепричастный, сравнительный). Просто между предложениями в сложном предложении запятая с тире не ставится. А простое тире в бессоюзном сложном предложении одним из смыслов имеет как раз-таки "если(когда) A, то B" - это и есть данный случай, по-моему.
Цитата
Если поставить двоеточие после ждём, то получается утверждение, что да, мол, ждём и дождёмся.
Почему? Наоборот, тире как раз-таки воспринимается как вышенаписанный мной смысловой вариант "если ждём, то оправдает доверие дума", или же как "мы ждём - а(но) дума оправдает доверие". А двоеточие в данном случае просто заменяет союз "что", а противопоставляется в этом предложении вторая часть, потому её надо бы через тире.
Конечно, я не филолог и справочников у меня нет, всё по памяти из школьного русского и усвоенное из прочитанного... Так что моё мнение никоим образом не истина в последней инстанции
Спасибо и Вам за Ваше время и обзор стихотворений. По поводу Вашей критики относительно моего стихотворения, у меня возражений нет. Видимо я не смог чётко донести до читателя то, что я хотел сказать. Хотя мне междустрочие в тексте очень хорошо понятно...
Спасибо, Эризн, мне было интересно узнать ваше мнение)
Странное дело, но с первым замечанием совсем не согласна - уж то, что нужно было поместить в стихи, точно поместилось.
Стихотворение получилось фрагментарным, да, но мне каж, что невозможно передать всю полноту пережитого иначе.
Про не очень понятные фразы вроде «небо смурным сказалось», скажу просто: небу (Богу) на самом деле было всё равно, что с нами случится, раз это случилось. Так думали многие.
Господи, прости.
Дальше про кричать и плакать, мысль разодрав до крови - и голос пропал, и слёз не осталось - лишь мысль: его нет, его нет, его нет...
Благодарю за отзыв и за теплые слова, дорогая Эризн
Концовку немного изменила.
хотя не знали, что я написал этот стих. Большое Спасибо за то, что Вы назвали мой стихотворный текст поэзией!
Желаю Вам творческих и прочих удач! С признательностью, Виктор
Это было написано для Замка с Привидениями на конкурс секстин. Вы правы - тоже сомневалась, считала стих скорее философским, чем гражданским, но приняли на конкурс гражданских...
Ещё раз - огромное спасибо!
Эризн, а я бы очень хотела увидеть, как вам видится не авторское расположение знаков препинания :)
И чуток по тексту, если вы не против...
ТИНА зелёные водоросли, а также водяные мхи и водяные ивовые растения, плавающие густой массой в стоячей и малопроточной воде и при оседании вместе с илом образующие топкое, вязкое дно.
перен., разг. то, что лишает воли, свободы действий много тины =глубокая тина = глубоко в тине = глубоко в... болоте.
Спасибо, что нашли за что похвалить :))
Люди меняются. Так же, как реки:
Время проходит— другая вода.
Мыслей зигзаги ведут человека
Строить дома и крушить города.
Думали, верили... Что изменилось?
Русло реки завело нас в тупик;
Стали надеяться только на милость,
Не научившись надежду копить.
Ложь говорить не умеем с трибуны -
А говорливый чухнёй заболтал;
Ждём: оправдает доверие дума -
Дума надеется на капитал.
Ртутная смесь - ядовитая штука:
Знают алхимиков власти в лицо;
Тех, кто попался, берут на поруки -
Так продолжается мир подлецов.
Дом архаично и жёстко устроен:
Семеро с ложкой сидят над котлом.
Мы же — привыкли. Дожить бы в покое:
В тине глубокой и мыслям тепло...
Как бы подчёркивание смысла выходит, как цветным маркером выделение. Но это моя личная точка зрения, конечно.
Про смысл тины я поняла ещё при первом прочтении, и это мне больше всего и понравилось. Не понравилось только сочетание со словом "глубокая". "Много тины" - хорошо звучит, "густая тина" - хорошо звучит, "глубоко в тине" - отлично. А вот "глубокая тина" не звучит, по-моему. Глубокий омут с тиной, глубокая лужа с тиной и т.п. - да, но не тина сама по себе.
Я хорошо подумаю над этой вариацией, но вот сразу два моментика - если убрать зпт, то ведь получится, что это время и есть- другая вода, а смысл в другом. Смысл, что со временем меняется вода. Но я виду что так не очень красиво, но вот так и другое вижу :)
Если поставить двоеточие после ждём, то получается утверждение, что да, мол, ждём и дождёмся.
Точка с зпт мне пока не понятны, если честно, но я пока с телефона, , нужно будет внимательно прикинуть. Спасибо, Эризн :))
Насколько я знаю, смыслового знака препинания ",-" нет. Запятая перед тире ставится, если оформляется прямая речь или если запятой необходимо закрыть оборот (причастный, деепричастный, сравнительный). Просто между предложениями в сложном предложении запятая с тире не ставится. А простое тире в бессоюзном сложном предложении одним из смыслов имеет как раз-таки "если(когда) A, то B" - это и есть данный случай, по-моему.
Почему? Наоборот, тире как раз-таки воспринимается как вышенаписанный мной смысловой вариант "если ждём, то оправдает доверие дума", или же как "мы ждём - а(но) дума оправдает доверие". А двоеточие в данном случае просто заменяет союз "что", а противопоставляется в этом предложении вторая часть, потому её надо бы через тире.
Конечно, я не филолог и справочников у меня нет, всё по памяти из школьного русского и усвоенное из прочитанного... Так что моё мнение никоим образом не истина в последней инстанции
Да, запятушки - эт мое больное место))
Эризн (10/02/20 22:27) •
По поводу Вашей критики относительно моего стихотворения, у меня возражений нет. Видимо я не смог чётко донести до читателя то, что я хотел сказать.
Хотя мне междустрочие в тексте очень хорошо понятно...