Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1160]
Миниатюры [1145]
Обзоры [1459]
Статьи [464]
Эссе [210]
Критика [99]
Сказки [251]
Байки [53]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [163]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [163]
Мистика [82]
Ужасы [11]
Эротическая проза [8]
Галиматья [309]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [16]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2447]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [484]
Проза пользователей [130]
Путевые заметки [20]
1ЛАП-20 - Обзор Эризн
Обзоры
Автор: ПКП
1. На фоне гаджетов и муз


Посыл понятен, тем более что высказан прямым текстом, но картинка у меня не сложилась совсем, начиная с поставленных рядом гаджетов и муз, которые должны якобы создавать фон для бесправности современного человека. «Глупость правит над неволей» тоже не понравилось. В общем, гражданское-то оно явно гражданское, но именно в плане художественной формулировки мыслей совсем не зацепило.

2. Мы помним


Ритм, строфика, лексикон — всё отлично отвечает содержанию, впечатление цельности и выверенности, но вместе с тем естественности речи. Знаки препинания мне кое-где видятся иначе (я бы заменила двоеточие после второй строки на «;», а двоеточие собственно поставила после четвёртой строки; во второй строфе после третьей строки ввернула бы тире; перенесла бы тире перед «и» в «Согреться — и вперёд»), но в авторском варианте они также расставлены корректно.

3. Алое

Общее впечатление: мысли и чувства автора не вместились в заданные стихотворной формой рамки. Это вот как фотографируешь что-то большое и красивое, но подходящего ракурса нет, и в кадр целиком объект не влезает, как ни старайся — выходят какие-то фрагменты, что-то обрезано, что-то выпячено… Так и здесь: кусочки замечательных мыслей и фраз кое-как напиханы в стихотворение без связи друг с другом, и вместе с ними появляются не очень понятные фразы вроде «небо смурным сказалось», «посекундно замер», «кричать и плакать, мысль разодрав до крови». Авторские тире в первом и последнем катренах тоже не добавляют тексту ощущения целостности. Концовка замечательная по содержанию, но — это уже, возможно, мои личные заморочки — расплывшиеся в ней рифмы на фоне довольно строго выдержанных рифм в середине стихотворения сильно портит впечатление, так как ничем художественно не оправдана.

4. Мышь


Очень хаотично — и по содержанию (мысль постоянно внезапно перескакивает с одной темы на другую, так и не дав читателю понять, с кем и о чём беседует ЛГ-мышь), и по форме (размер меняется от строки к строке). Может, таким и должно быть стихотворение глазами серой мыши?.. Идея в общих чертах понятна — уж не знаю, насколько это гражданская поэзия — но не раскрыта как следует.

5. Третий глаз


Написано просто — в хорошем смысле. Когда простота языка хорошо выдержана на протяжении всего стихотворения и подкреплена незатейливым хореем, она превращается в безусловное достоинство. Стихотворение вполне сошло бы за детское. Что мне особенно понравилось — это композиция строф: повествовательно-размыслительное четверостишие рифмовки ABAB плюс ещё две строки AB более общего смысла, как бы «выводы»; само впечатление от «дополнительных» к классическому четверостишию строк — это всегда как закрепление, «забивание гвоздей», нечто весомое, и здесь смысловое содержание этих строк попало в точку. Вот в плане «гражданскости» этого стихотворения есть небольшие сомнения, я бы скорее к философским причислила.

6. По теории Клёсова


Честно погуглила Клёсова в надежде, что стихотворение станет понятнее — не стало; напротив, вопросов прибавилось (в частности, Клёсов вроде отрицал, что все когда-то вышли из Африки). Помимо туманного смысла стихотворения, режут слух/взгляд «исполосанный» и «праотцОв», а также пролетающее полностью безударным «жизнью» в строке «Был ли он жизнью избранный». Единственное, за что в положительном смысле зацепился глаз — предпоследняя строфа, хорошо написано.

7. Батя


Гражданской темы я тут как-то не увидела. Посыл больше в повторяемости жизни отца и сына. По самому тексту смутил момент: «оставив для меня холодный орден в бархатной коробочке» - как возможно оставить для кого-то орден? В общем без особых других огрехов, но не зацепило.

8. Сосна


Это стихотворение убедило меня, что гражданская поэзия всё-таки остаётся поэзией. Отлично выдержано в плане образов, темы, стиля. Единственное, что смутило — прошедшее время во второй строке, больше подошло бы настоящее.

9. Бумажный бог


Очень ярко, образно, пронзительно. Настроение хорошо считывается. Понравилось всё: и композиция, и рифмы, и содержание, и безупречная концовка.
В третьей строке второго восьмистишия запятая лишняя. А в «липнут к пластику, как жвачки» - наоборот, запятая нужна.

10. Оглянуться не грех…


По форме стихотворение понравилось — ритмика, рифмы, язык… Но посыл от меня ускользал долго: первая строфа вроде красноречиво говорит, что память плоха и мучительна; вторая — что жизнь и без того сложна, надо забывать прошлое; третья — что забывать всё-таки нельзя. После этого лично моё восприятие закольцовывается на образ скованного тоской и ушедшего в депрессию ЛГ… Возможно, это ощущение оттого, что первая строфа получилась сильной в плане образов и звучания и каким-то образом «перевешивает» оставшееся стихотворение. Прочитав несколько раз, стараясь вникнуть, я разделила мысленно первую строфу, вычленив «Оглянуться не грех». Тогда остальное воспринимается просто как совет не перестараться в воспоминаниях — и общая линия стихотворения прорисовывается лучше. Может, было бы полезно подчеркнуть эту отдельность первой фразы? Точкой, переводом строки, многоточием — вариантов много. Запятая слишком мало отграничивает эту мысль от последующей.
Ну, и по грамматике — пропущена запятая в «Мы ушли далеко нас уже не настигнет беда», а в «от взгляда, до слова», по-моему, наоборот, лишняя.

11. Я – ядерное горючее…


Тут многого не скажешь: просто нравится. И содержание, и языковые средства, и форма. Короткие строки со смежной рифмовкой звучат очень динамично, отвечая характеру стихотворения. Ярко, выразительно, пробирает до костей и запоминается.

12. О простом народе


Создалось впечатление отрывочности, кусочности текста. Вроде и есть какая-то общая логическая линия, но отдельные её куски выплывают из ниоткуда и в никуда исчезают потом. Концовка - «в голову всё это не берёт» - оставляет меня как читателя с вопросом, зачем же вообще всё это было озвучено тогда.
По форме нареканий нет, нигде не споткнулась, но содержание, хоть и несомненно гражданского характера, не зацепило.

13. На взятие Снежной крепости


Тут скорее юмор, чем гражданская поэзия. Забавно, задорно, простенько — почитать весело, но не более того. На фоне других работ выглядит попыткой потроллить конкурс.

14. Заря


В целом понравилось. Строфа и рифмовка выбраны удачно, под настроение стихотворения. Немножко смутил ветер в макушку (создаётся впечатление, что дует сверху вниз, или что человек лежит — но, может, таков и замысел?), а наиболее понравились в языковом плане сочетания «смерть — косила — пулемётом» и «выжигала — лучами — (пятиконечая) звезда», где второе слово с первым и третьим образует вполне привычные уху сочетания, а все три вместе смотрятся ново и оригинально.

15. Тина


Понравился очень стройный образный ряд «река->тупик->тина», проходящий через всё стихотворение. Остальная часть стихотворения на фоне его выглядит простовато и бедновато в плане выразительности. Пунктуация показалась мне довольно авторской; несколько грамотно расставленных по тексту двоеточий и тире сильно добавили бы выразительности, связности и ясности авторской мысли. Ну, и «глубокая тина» у меня не нарисовалась в голове, потому что тина — это скопление водорослей, а «глубокий» применительно скорее к тому, в чём тина наросла.

16. Возраст дожития


Взгляд зацепился сразу за закрывающиеся кавычки без парных открывающихся )) Надо выбрать всё-таки один стиль оформления прямой речи — или с тире, или с кавычками. Но это мелочи, а в целом стихотворение очень понравилось. Живое, настоящее, вызывает эмоциональный отклик. Особенно это вот «доживал» в прошедшем времени от первого лица — ну вот прямо в сердце. Прекрасно написано.

17. Безвременье


Ощущение, что стихотворение писалось небрежно, как попало. Для таких длинных строк речь, мне кажется, должна звучать более естественно, без инверсий и сложных конструкций, с минимумом сбоев ритма. В плане образов всё тоже довольно странно: вроде поле, но стадо, а потом и удод. На слове «безвременье» - сбой ритма, или же автор подразумевал неправильное ударение. В первом и последнем предложениях пропущены запятые, и в целом знаки препинания не очень продуманны, особенно во втором двустишии, где через лес запятых очень трудно продраться, не упустив смысл. В общем получилось впечатление бессвязного потока случайно пришедших мыслей, а не законченного произведения.

18. Зимний лоск


Категорически не понравились корявые инверсии в последних строках 1-го и 4-го катренов: прямо-таки приходится перечитывать предложение заново, чтобы понять. «Тела под брезентом ребят» вообще в первый раз мой глаз считал как «рябят», тем более что перед фразой запятая лишняя. Фраза «Ход истории сшит поминутно, где у памяти вечный приют» тоже осталась мне непонятной. В общем, шероховатостей по тексту много, к сожалению.

19. Чай


Наверно, это скорее минус мне, чем автору, но я до конца содержание понять не сумела…
Из технического: несколько лишних запятых («И, тот...», «всегда, находится не там», «И, лучшая...»); во втором катрене первая строка длиннее остальных на два слога, непонятно зачем — можно было обойтись без тяжеловесного «подобием», звучало бы лучше; в первом катрене после тёти Кати просится тире, без него получается несостыковка сложносочинённого предложения, у которого первая часть в настоящем времени, а вторая в будущем.

20. Молчание


После странной, не по-русски звучащей концовки «который способен всё»… я даже уже не знаю, что можно сказать по этому стихотворению вообще. Разве что добавить, что «чего-то внутри застряло» тоже звучит коряво.

21. Живая мишень


Понравился живой и чётко выдержанный ритмический рисунок, цельность образа (единственное что смутило - «реветь» в отношении волка) и стиля, запоминающаяся концовка. Два эпиграфа для стихотворения такого объёма — чуточку тяжеловесно, на мой взгляд, но автору виднее. Общее впечатление от стихотворения — написано здорово.

22. история одной деревни…


Написано сильно и ярко, до ощутимости, до живой картины перед глазами. Просто понравилось.

23. киноплёнка


В этом стихотворении я ничего относящегося к гражданской поэзии не увидела, как ни старалась. По самому стихотворению: настроение передано хорошо, контраст «тогда» и «теперь» обрисован чётко, но концовка смазана. В «Ночной ветерок холст экрана колышет
и стару и младу волнительно, сладко» либо запятая после «колышет» пропущена, либо смысл непонятен вообще. В последних двух строках первой части тоже пунктуационная неразбериха: кто поёт, кто курит и шепчется? Если «ушедшее, доброе» отдельно от «кинозвёздного», надо отделить чем-то более весомым, чем запятая. Рифмы «продолжение — шепчется» и «корочкой — полночи» мне не нравятся, но это уж вопрос личных предпочтений, наверно.

====================

1 место:
9. Бумажный бог
11. Я – ядерное горючее…
16. Возраст дожития

2 место:
8. Сосна
22. история одной деревни…

3 место:
5. Третий глаз
21. Живая мишень
Опубликовано: 10/02/20, 08:55 | Просмотров: 1293 | Комментариев: 29
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии: 1 2 »

3. Алое
Спасибо, Эризн, мне было интересно узнать ваше мнение)
Странное дело, но с первым замечанием совсем не согласна - уж то, что нужно было поместить в стихи, точно поместилось.
Стихотворение получилось фрагментарным, да, но мне каж, что невозможно передать всю полноту пережитого иначе.
Про не очень понятные фразы вроде «небо смурным сказалось», скажу просто: небу (Богу) на самом деле было всё равно, что с нами случится, раз это случилось. Так думали многие.
Господи, прости.

Дальше про кричать и плакать, мысль разодрав до крови - и голос пропал, и слёз не осталось - лишь мысль: его нет, его нет, его нет...
monterrey  (03/03/20 18:09)    


От автора №11. Я – ядерное горючее…
Благодарю за отзыв и за теплые слова, дорогая Эризн
Сергей_Кодес  (23/02/20 07:28)    


Спасибо за разбор стихотворения. Приятно узнать, что "нигде не споткнулись")))
Концовку немного изменила.
Надежда_Урбанская  (21/02/20 00:37)    


Здравствуйте, Эризн! Номер 8, "Сосна"(анонимно). Вы в очередной раз порадовали меня высокой оценкой,
хотя не знали, что я написал этот стих. Большое Спасибо за то, что Вы назвали мой стихотворный текст поэзией!

Желаю Вам творческих и прочих удач! С признательностью, Виктор
Воскресенский  (12/02/20 21:25)    


Вам спасибо за стихотворение, которое было по-настоящему приятно читать, обдумывать и оценивать happy
Эризн  (12/02/20 22:27)    


Спасибо большое за отзыв и даже выбор моего "Третьего глаза"!
Это было написано для Замка с Привидениями на конкурс секстин. Вы правы - тоже сомневалась, считала стих скорее философским, чем гражданским, но приняли на конкурс гражданских...
Ещё раз - огромное спасибо!
Галка_Сороко-Вороно  (11/02/20 23:58)    


Философское ли, гражданское ли - а стихотворение прекрасное happy
Эризн  (12/02/20 00:17)    


С п а с и б о !!!
Галка_Сороко-Вороно  (12/02/20 00:34)    


Я просто в тихом шоке... Это ж надо, все стихотворения получили рецензии. Это ж какой праздник нам судьи устроили! Спасибо, спасибо, спасибо! cool smile

Эризн, а я бы очень хотела увидеть, как вам видится не авторское расположение знаков препинания :)

И чуток по тексту, если вы не против...

ТИНА зелёные водоросли, а также водяные мхи и водяные ивовые растения, плавающие густой массой в стоячей и малопроточной воде и при оседании вместе с илом образующие топкое, вязкое дно.
перен., разг. то, что лишает воли, свободы действий
много тины =глубокая тина = глубоко в тине = глубоко в... болоте.
Спасибо, что нашли за что похвалить :))
Hellin  (11/02/20 15:14)    


Знаки препинания в моей логической системе как-то так выглядели бы:

Люди меняются. Так же, как реки:
Время проходит другая вода.
Мыслей зигзаги ведут человека
Строить дома и крушить города.
Думали, верили... Что изменилось?
Русло реки завело нас в тупик;
Стали надеяться только на милость,
Не научившись надежду копить.
Ложь говорить не умеем с трибуны -
А говорливый чухнёй заболтал;
Ждём: оправдает доверие дума -
Дума надеется на капитал.
Ртутная смесь - ядовитая штука:
Знают алхимиков власти в лицо;
Тех, кто попался, берут на поруки -
Так продолжается мир подлецов.
Дом архаично и жёстко устроен:
Семеро с ложкой сидят над котлом.
Мы же — привыкли. Дожить бы в покое:
В тине глубокой и мыслям тепло...

Как бы подчёркивание смысла выходит, как цветным маркером выделение. Но это моя личная точка зрения, конечно.

Про смысл тины я поняла ещё при первом прочтении, и это мне больше всего и понравилось. Не понравилось только сочетание со словом "глубокая". "Много тины" - хорошо звучит, "густая тина" - хорошо звучит, "глубоко в тине" - отлично. А вот "глубокая тина" не звучит, по-моему. Глубокий омут с тиной, глубокая лужа с тиной и т.п. - да, но не тина сама по себе.
Эризн  (11/02/20 18:14)    


Спасибо!
Я хорошо подумаю над этой вариацией, но вот сразу два моментика - если убрать зпт, то ведь получится, что это время и есть- другая вода, а смысл в другом. Смысл, что со временем меняется вода. Но я виду что так не очень красиво, но вот так и другое вижу :)
Если поставить двоеточие после ждём, то получается утверждение, что да, мол, ждём и дождёмся.
Точка с зпт мне пока не понятны, если честно, но я пока с телефона, , нужно будет внимательно прикинуть. Спасибо, Эризн :))
Hellin  (11/02/20 19:13)    


Цитата
если убрать зпт, то ведь получится, что это время и есть- другая вода, а смысл в другом. Смысл, что со временем меняется вода.

Насколько я знаю, смыслового знака препинания ",-" нет. Запятая перед тире ставится, если оформляется прямая речь или если запятой необходимо закрыть оборот (причастный, деепричастный, сравнительный). Просто между предложениями в сложном предложении запятая с тире не ставится. А простое тире в бессоюзном сложном предложении одним из смыслов имеет как раз-таки "если(когда) A, то B" - это и есть данный случай, по-моему.

Цитата
Если поставить двоеточие после ждём, то получается утверждение, что да, мол, ждём и дождёмся.

Почему? Наоборот, тире как раз-таки воспринимается как вышенаписанный мной смысловой вариант "если ждём, то оправдает доверие дума", или же как "мы ждём - а(но) дума оправдает доверие". А двоеточие в данном случае просто заменяет союз "что", а противопоставляется в этом предложении вторая часть, потому её надо бы через тире.

Конечно, я не филолог и справочников у меня нет, всё по памяти из школьного русского и усвоенное из прочитанного... Так что моё мнение никоим образом не истина в последней инстанции biggrin
Эризн  (11/02/20 21:24)    


Спасибо, Эризн!))
Да, запятушки - эт мое больное место))
Тень_Ветра  (10/02/20 22:08)    


smile Легкоисправимые вещи стихотворению не помеха.
Эризн  (10/02/20 22:27)    


Спасибо, Эризн, за Ваше мнение. Вы поняли именно то, что я хотела сказать.
Ольга_Альтовская  (10/02/20 17:01)    


happy
Эризн  (10/02/20 22:27)    


Интересно написано, и мнения во многом совпали)))
Koterina  (10/02/20 14:52)    


Спасибо happy Приятно совпадать во вкусах, а то я других жюри почитала и уже усомнилась в своей читательской адекватности...
Эризн  (10/02/20 22:28)    


Спасибо и Вам за Ваше время и обзор стихотворений.
По поводу Вашей критики относительно моего стихотворения, у меня возражений нет. Видимо я не смог чётко донести до читателя то, что я хотел сказать.
Хотя мне междустрочие в тексте очень хорошо понятно...
Косолаповский  (10/02/20 13:17)    


По-видимому, да: не совсем ясно вышло, а может, просто мне такой образный ряд не близок.
Эризн  (10/02/20 22:30)    

Продолжение списка комментариев: 1-10 11-14