Как это ни странно, в подборке, среди прочего, обнаружились произведения в жанре гражданской лирики. Даже социальная лирика проскакивает, что уж совершенно удивительно! Да, странным образом, всеми правдами и неправдами (в основном - последними) удалось почти невозможное: около половины конкурсных работ более-менее соответствуют заявленным требованиям. :) Я понимаю, что начало года, после новогодних праздников размышлять о судьбах родины и страданиях граждан как-то не с руки, больше тянет на философскую и медитативную поэзию. Но уж благодатную социальную тематику можно было раскрыть и явить миру во всей красе/неприглядности (кому как больше нравится). Благо, человек - зверь общественный. Ну да ладно. Что выросло - то выросло. Придётся нацепить судейскую фуражку и спросить по всей строгости закона… жанров.
====================================
1. На фоне гаджетов и муз
Гора бессмысленности давит. На фоне гаджетов и муз Обычный человек бесправен – Нас тянет в крепостную Русь.
Ту, где чиновникам раздолье, Как видел Салтыков-Щедрин, Где глупость правит над неволей, Где важно, чей ты внук и сын.
Взлети над ширью в поднебесье, Пари, свободная душа, И наслаждайся вольной песней, Пока Медведь не съел Чижа.
Формально требования соблюдены: гражданственно, спору нет. Но хотелось бы более развёрнутого раскрытия темы, проведения знаковых и узнаваемых параллелей, едкой сатиры, в конце концов. А то, что со времён Салтыкова-Щедрина чиновничья рать принципиально не изменилась, это мы и так знаем не понаслышке. Кстати говоря, эпизод про медведя и чижа, пожалуй, не все вспомнят.
====================================
2. Мы помним
Забыть нас не заставите – Мы помним каждый миг: Что не в архивной памяти – Расскажет фронтовик,
Как небо рвали сполохи, Как мы с боями шли, Как потом пахли, порохом, Уставшие, в пыли.
Приказ – дойти. Кровь из носу – Фашиста победить. Кричала плоть «Не вынесу!», Дух – «Мать его итить!»
Ползком – по поздней осени, В воде по шею – вброд, Чуток вздохнуть на росстани, Согреться и – вперёд.
Эй, вы! Нам не в чем каяться. На памяти у всех, Как вы гуляли в платьицах, Работали на Рейх,
Терпели власть немецкую И шли-служили злу, Пока страна советская Пупы рвала в тылу,
С работы, неизвестная, Едва ползла домой, Пока сражалась, честная, С коричневой чумой.
Для нас Победа – праздником. Напрасно льёте грязь. Мы правду вверим правнукам, Героями гордясь.
И с ними вместе снова я В сегодняшнем строю «Вставай, страна огромная» Торжественно пою.
Спасибо, что затронули важную тему. Но, на мой взгляд, многовато общих фраз и вторичности: «высоких» слов, давно ставшими клише. И они заглушают собой основные посылы стихотворения; тревожные… даже не звоночки, а набаты. Это и возрождение фашизма, и назойливые попытки пересмотреть итоги Второй Мировой, поставить на одну чашу весов СССР и гитлеровскую Германию. А что у нас? А у нас вроде как патриотизм на уровне государственной политики. Но какой-то «странный». На День Победы Мавзолей стыдливо драпируется, слово «советский» старательно вымарывается из поздравительных речей, на деньги налогоплательщиков ежегодно снимаются дрянные и бездарные фильмы, «художественно переработанные» настолько, что практически уже не имеют отношения к истории. Этому направлению я и советую уделить самое пристальное внимание. И помнить, что у пословицы: «Кто старое помянет - тому глаз вон…» есть продолжение.
====================================
3. Алое
Горькое время бежит иначе - стрелки летят обратно. Мать превратилась в старуху раньше, чем осознала правду. Плюс - с четверга не всходило солнце, небо смурным сказалось, будто кто грустный внутри завёлся - и посекундно замер.
В серые окна стучится ветер, дождь вышибает двери. Смело мечту рисовали светлым, но понесли потери. Стало труднее кричать и плакать, мысль разодрав до крови: жизнь не щадила - рвала, собака, люд начинал злословить.
Злобно ругая и тех, и этих, вынесли что в итоге? Если однажды приходит третий - не избежать дороги. Спящему миру милее драмы - так, посмотреть да бросить. Сотни Небесной седые мамы не ожидают вёсен.
Зимним Майданом ветра гоняют - выстланный лепестками, алый февраль превращает в камень душу случайной крайней.
Ну что же, тема действительно болезненная, и, к сожалению, будет оставаться актуальной ещё долго. Особенно, учитывая политические спекуляции с разных сторон. С точки зрения восприятия я бы посоветовал задать тему в первом четверостишии. Иначе совершенно непонятно, о чём идёт речь, что за трагедия. Когда дочитываешь до финала, смысл вышесказанного уже теряется. Ещё было бы неплохо поработать со стилистикой, синтаксисом и отдельными образными выражениями, которые лично мне показались сомнительными.
«…небо смурным сказалось» - небо сообщило, что оно хмурое. «будто кто грустный внутри завёлся - и посекундно замер.» - небо сообщило, что оно хмурое, так, будто у него внутри завёлся кто-то грустный? И этот кто-то замер посекундно. Замереть посекундно - это как?
«…дождь вышибает двери» - если дождь вышибает двери, это уже вселенский потоп. Да и вроде как зима.
«…жизнь не щадила - рвала, собака» - есть выражение «жизнь не пощадила» (сомнительное, на мой взгляд, т.к. жизнь неразрывно связана со своим носителем, составляя с ним единое целое), но называть жизнь собакой, которая рвёт (себя же, своего носителя?), по-моему, явный перебор. «Если однажды приходит третий - не избежать дороги.» - какой дороги? Ощущение, что «дороги» просто для рифмы.
«Спящему миру милее драмы - так, посмотреть да бросить.» - милее чего? Здесь же рассогласованность образа: мир смотрит драмы во сне?
«Зимним Майданом ветра гоняют - выстланный лепестками» - не понял, что выстлано лепестками? Майдан? Тогда, наверное, «выстланным»?
«алый февраль превращает в камень душу случайной крайней.» - случайная крайняя - это кто?
В целом, думаю, что стихотворение пока сыровато, его нужно хорошенько «причесать».
====================================
4. Мышь
Я - серая мышь, бесцветная. Добавьте мне цвета, сможете? Не можете? Незаметно я Вас обесцвечу. Множество Подарочков заготовлено: Что?! Языки-то зачем учить? Пятьсот разве лет даровано? Классику призваны все любить...
Знаю - не любите, как же так? Мне всё-ё-ё тут видно с диванчика, - Молчу, а то попаду впросак. Кто такой Фромм? Иностранщина... Такое читать не хочется. Сложный товарищ на этот раз! С чего решила? Пророчица! Очень уж трудно унизить вас.
Останетесь одинокой впредь, - Общались со мной, не радуя. Зачем унизить? Подняться ведь Лень мне, да и не пыталась я.
Честно говоря, вообще не понял, о чём речь в стихотворении. И в чём социальность лирики? Про гражданственность уж и не спрашиваю. Но для начала неплохо было бы определиться, мышь серая или всё-таки бесцветная? А потом уже разбираться со всем остальным.
====================================
5. Третий глаз
Я про карму прочитала повесть, Мол, у человека третий глаз. Можно жить, ничем не беспокоясь, Раз внутри у каждого ГЛОНАСС. Глаз такой зовётся просто совесть! Дальше жизнь зависит лишь от нас.
“Витязь на распутье” - знаем с детства, Перед каждым - жизни светофор: Видишь красный - сразу стоп! Ни с места! А зелёный - мчи во весь опор! Выбор свой - проверенное средство, Карма ведь ещё не приговор.
Кармический ГЛОНАСС совести, светофор и витязь на распутье… Не до конца понял авторскую мысль. Но что-то подсказывает: стихотворение не вполне соответствует конкурсным требованиям.
====================================
6. По теории Клёсова
По теории Клёсова Гаплогруппами игрек Шар земной исполосанный Наподобие тигра.
Чёрно-бело-полосицей Человечество пегое Так по миру и носится, Суетится да бегает.
Поползли жизни хрупкие То южней, то восточнее, Расселились то группами, То отдельными точками.
И, как мыслилось автором, ДНК изучавшим, Все когда-то из Африки Вышли в поисках счастья,
Лучшей доли, спокойствия И защиты от голода. Их истлевшие кости и Разбирают биологи:
Что за игрек заигрывал С беспощадной природой, Был ли он жизнью избранный, Или тщетная проба.
Мы пока что везучие: Наши батюшки выжили, Пусть их пробами мучили, Дожимали до ижицы.
Мы пока уцелевшие, Продолжение праотцов, По такому же лезвию Ходим, хоть и не нравится.
Ищем доли и сытости, Бьёмся-рвёмся-торопимся, А напасти всё сыплются, Разверзаются пропасти.
Но случается изредка, Что подмажет колёса нам Гаплогруппами игрека По теории Клёсова.
С немалым удивлением узнал, что полосатое человечество с подмазанными гаплогруппами игрека колёсами носится по миру в поисках лучшей доли. И всё из-за биохимика Клёсова, будь он неладен! Вероятно, в этом и состоит лирическая социальность стихотворения?..
====================================
7. Батя
Упала с неба первая звезда. Трамвай последний тащится по линии. А батя мой досадовал всегда, Что сутки тесноваты для полиции.
Рассказывал, что дел невпроворот – Шалят ночные улицы, как водится. И то, над чем потеешь целый год, Всего лишь строчка в Уголовном кодексе.
Простой сыскарь - не Пронин, не Жеглов, Он так шутил: нескладно, не по-книжному. А я стыдился этих скудных слов – Бывает юность беспощадна к ближнему.
Мы все живём на кромке бытия. Уходим в срок, кому как напророчится. Отец ушёл, оставив для меня Холодный орден в бархатной коробочке.
Теперь, как он, по улицам шальным Шагаю я вперегонки со временем. А всё, так просто сказанное им, Строкой скрижальной в мозг надёжно врезано.
Ну вот, другое дело. В стихотворении и гражданская лирика присутствует, и социальная подоплёка имеет место быть. В целом - трогательная семейная история. Но есть небольшие вопросы. «Сутки тесноваты» - ну, можно так сказать, конечно, но слова из разных категорий. И всё-таки: для полиции или для милиции? Полиция - явление для постсоветской России недавнее (учреждена в 2011 г.) Надо полагать, что большая часть карьеры героя (если не вся) прошла в милиции.
====================================
8. Сосна
Под серым дождём на вершине холма Грустила сосна исполинского роста. На месте зелёного бора дома Покрыли долину бетонной коростой.
Из плоти её сучковатых сестёр Давно смастерили скамейки и шпалы, А сёстры-подростки в зловещий костёр В конце укороченной жизни попали.
На помощь! Услышит ли кто-нибудь зов? Деревья в борьбе с топорами бессильны, Готовыми прелесть поющих лесов Свалить в кубометры немой древесины.
Сосна от бессилия хвоей дрожит, В мольбах обращаясь к бесчувственным людям, Когда на сосновых скамейках ножи В любви признаются Наташам и Людам.
Ых, я сильно отстал от жизни. Думал, ничтоже сумняшеся, что социальная лирика - жанр, в котором автор описывает всю сложность и многогранность человеческих отношений. Но после выхода «Аватара» мир перевернулся с ног на голову… Ну ладно, «причешем лес», раз уж так вот…
«Из плоти её сучковатых сестёр…» - как матёрый лесоруб ответственно заявляю, что сосна, пожалуй, самый благодатный материал для заготовки, ибо мягкий и сучков мало (в отличие от ели). Но это так, мелочи.
«А сёстры-подростки в зловещий костёр В конце укороченной жизни попали.» - понимаю, что с точки зрения «аватарской» сосны костёр должен выглядеть зловеще. Но с точки зрения простого читателя (не «аватарского») рисуется не менее зловещая сцена шабаша: в зловещем лесу у зловещего костра зловещие сатанисты зловеще…
«В конце укороченной жизни попали.» - режет слух эта «укороченная жизнь». Ну, не говорят так.
«Готовыми прелесть поющих лесов» - поющие леса? А, ну да, они же «аватарские». Тогда вопрос снимается.
«Когда на сосновых скамейках ножи В любви признаются Наташам и Людам.» - недоброе такое признание... Когда в любви признаются авторучки, смс-сообщения, клавиатуры, в конце концов, это ещё куда ни шло. Но вот если в любви признаются ножи… Горе Наташам и Людам!
====================================
9. Бумажный бог
.........И бьют часы, и стрелками секут .........Не для того, чтоб о душе напомнить, .........А фаршем человеческим наполнить .........Бездонное зияние секунд. ...........................Игорь Царёв
Орудует в лесу бензопилой бумажный бог, хлебая дни из фляги. Он гробит древесину для бумаги, сомкнув уста в ухмылке ледяной. И мастерит из каждого листа не моцартов, не рильке, не магриттов, а биомусор, выгодный для сбыта хоть на погост, хоть в злачные места.
В шуршащей массе умственных калек, надев пустую голову на плечи, бумажный бесхребетный человечек, ломается о пластиковый век. Он числится под именем «никто» среди таких же хлипких оригами. Его вперёд бумажными ногами в забвение уносит конь в пальто.
В то время как планета на спине китов своих катает неустанно, бумажный бог в бездонные карманы укладывает куши пожирней. Бегут минуты, стрелки навострив, и души липнут к пластику как жвачки. Безумный мир в хронической горячке ещё не мёртв, но будто и не жив...
Вот! Обратно социально-лесные «аватары»! И несть им числа… Ну, хорошо, тут хотя бы человечки бумажные выгодно сбываются на погост и в злачные места в качестве биомусора (что социально). Зачем?.. А вот надо, и всё тут! Потому что выгодно! Вы ещё про коня в пальто спросите, который носит этих человечков в забвение, вперёд ногами! Хорошо. Начнём с начала. В целом авторский посыл понятен: человек буржую биотопливо. А вот «лесная» аллегория (получившая буйное развитие из простого и понятного «Лес рубят - щепки летят»), на мой взгляд, слишком уж увлекла автора. Хочется и такую аналогию провести, и такую, и вот ещё этакую. Из-за чего увязать их в единую непротиворечивую образную систему оказывается делом весьма затруднительным. Приходится вводить новые производные и персонажи. Рождается бумажный бог с бензопилой, который гробит древесину для бумаги, из которой же лепит бумажных человечков. С человечками мы разобрались. А вот с чем, к примеру, ассоциируется древесина? Или биомусор (человечки), который продаётся прямиком на погост и в злачные места? Они же вроде как должны сначала слепо и бездумно послужить бумажному богу, набить его карманы жирными кушами (не самое удачное определение). А тут получается, что лесной маньяк с бензопилой валит деревья, на месте делает из них бумагу и вырезает «дурилки картонные». Их тут же услужливо подхватывает конь в пальто и растаскивает по кладбищам и кабакам (ибо выгодно). Такой вот сюрреалистичный ассоциативно-образный ряд выстраивается.
====================================
10. Оглянуться не грех...
Оглянуться не грех, грех — стоять, обернувшись назад, погружаясь в прошедшее снова, и снова, и снова, ты животной тоской, как трясиной погибельной, скован так, что рук не поднять, — только память клубится в глазах.
Жизнь идёт, как всегда, ненадёжна, сложна и рискова, а вокруг — то метель, то весенняя лупит гроза, и шагать без оглядки вперёд погоняет азарт, бросить память, забыть всё, что было, от взгляда, до слова...
Мы ушли далеко нас уже не настигнет беда, впереди всё так ново, сомнительно и бестолково... Но опять льётся кровь, плачут матери, дети и вдовы — нет, нельзя забывать. Ничего. Никому. Никогда.
Пожалуй, по жанру стихотворение ближе к медитативной лирике, чем к социальной. Ну да что поделаешь, чем богаты… На мой взгляд, в стихотворении маловато конкретики. Есть неплохо созданная оболочка, а вот с наполнением проблемы. Остаётся только гадать, о чём тоскует герой, оглядываясь назад, о чём хочет забыть, от чего бежит. Отдельно обращу внимания на чрезмерно сложные синтаксические конструкции и увлечение запятыми (хотя, после «Мы ушли далеко» явно пропущен знак препинания). Так, например, во второй строфе получается, что азарт погоняет (?) бросить память, забыть всё…
====================================
11. Я – ядерное горючее...
Я – ядерное горючее, Меня от случая к случаю Используют осмотрительно. Но где мои замедлители? Где зона моя активная? Могло бы взорваться дивно я, Мешают тупые стены: Реактор – гетерогенный...
Моделью математической Процессов теплофизических От всех катастроф космических И ужасов феерических Спасается человечество, Считает – бояться нечего. Но я огорчу вас, братцы: Не этого вам бояться –
Другого бояться надо бы... Путями замысловатыми Прогресс потихоньку движется. Писатели пишут книжицы, Учёные – моделируют, Поэты с певцами – лирами Терзают мозги и уши, А шефы готовят суши.
Но войны не остановлены, Приют не у всех под кровлями, Не делится люд кормушками И заповеди нарушены. При всех вожаках и пастырях В фаворе всегда клыкастые. И делом не стало слово... И нету пути иного...
Зачем это всё? Не думают. Игра с нулевою суммою, Законы о сохранении... Моё же такое мнение: Для быстрого и горячего Вселенная предназначена, Добавьте в меня реагент – И я всё решу в момент.
Я – ядерное горючее...
Вот, и снова что-то новенькое в жанре социальной лирики: о сложных отношениях человеков и мирного (и не очень) атома. Первым делом хотел съехидничать по поводу ядерного горючего, которое, должно быть, весело полыхает в костерке на заднем дворе (на то оно и горючее, чтобы гореть). Однако, автор оказался не так прост, подготовился основательно. Реактор-то у него, понимаешь, гетерогенный! А значит, в нём (цитирую «Вику») «ядерное горючее конструктивно отделено от замедлителя и других элементов активной зоны». Впрочем, по активной ссылке «ядерного горючего» «Вика» опрометчиво перенаправляет на статью о ядерном топливе. А ядерное топливо, как говорят физики-шмизики (ехидно жгущие ядерное горючее на заднем дворе), это уже совсем другой коленкор! Проще говоря, ядерное горючее - составная часть ядерного топлива, которое является общеупотребимым выражением (за исключением физиков-шмизиков, которые употребляют оба, но им простительно). О чём это мы?.. Да, думается, что не стоит злоупотреблять научной терминологией, если только произведение не рассчитано на узкий круг читателей.
====================================
12. О простом народе
Привыкли называть народ простым Элиты и чиновники в России, Для них он безалаберный и сирый С тех самых пор, когда был крепостным.
Законы затыкают людям рот: Не оскорби чиновников и власти! Вокруг кипят нешуточные страсти, А власти любят оскорблять народ.
Мысль у элиты вычурно хитра, Кропают диссертации в ударе: Поскольку весь народ у нас бездарен, То Ломоносов – это сын Петра!
Такой вот необычный поворот, Такое неожиданное чтиво… Народ пока молчит красноречиво И в голову всё это не берёт.
Лирика гражданская, это да. Уже плюс. Впрочем, не могу согласиться с тем, что диссертации на заказ пишет сама элита. Для этого специально обученная и прикормленная классовая прослойка есть. А какая - пожалуй, не скажу. Во избежание.
====================================
13. На взятие Снежной крепости
Штурм Снежной крепости... Смогу ль я не посрамиться?.. Все, пора! На голове моей кастрюля – как символ рыцарства. Ур-ра-а!..
Семь раз бросались мы на стены, разворотили их в сугроб. И взвился стяг наш!.. Этой сцены не позабуду я по гроб.
Наш штурм аукнулся в Европе, но как – неясно до сих пор... Но дух мой бодр, и шило в жмени, и сердце – пламенный мотор!..
Надо так понимать, что стихотворение написано с претензией на гражданскую лирику? Однако…
====================================
14. Заря
Он не наступит – следующий день, В макушку не подует ветер шалый... Но если бы сумел начать сначала, То снова выбрал флаг кроваво-алый, Войну, где я и снайпер, и мишень.
Паршу сомнений втаптывая в грязь, Я находил свой ад на круге сотом. И пахла смерть не подвигом, а потом, Когда друзей косила пулемётом За вражеским лафетом затаясь.
Ждала семян весною борозда – Земля была усеяна костями. Крестилась мать дрожащими перстами, И выжигала прошлое лучами С небес пятиконечная звезда.
Но одержимость вытеснила страх, Да пусть хоть целый мир падёт в руины! Не стану трусом, спрятавшись за спины, Не поверну, дойдя до середины, Раскаявшись в ошибках и грехах…
Я не вернусь… Мне новую зарю Не отменить. И ночь перед расстрелом. Я был на свете. Красном или белом? Не верю в Бога. Только под прицелом Ему молитву тихо повторю…
В целом неплохо, на мой взгляд. Речь, надо полагать, идёт о Гражданской войне. Не вполне, правда, понятно, в каких ошибках и грехах кается герой, какими сомнениями мается. Тем более, он говорит, что снова выбрал бы тот путь, который прошёл.
====================================
15. Тина
Люди меняются. Так же, как реки. Время проходит, — другая вода. Мыслей зигзаги ведут человека Строить дома и крушить города. Думали, верили... Что изменилось? Русло реки завело нас в тупик, Стали надеяться только на милость, Не научившись надежду копить. Ложь говорить не умеем с трибуны, А говорливый чухнёй заболтал. Ждём - оправдает доверие дума, Дума надеется на капитал. Ртутная смесь ядовитая штука, Знают алхимиков власти в лицо. Тех, кто попался, берут на поруки, Так продолжается мир подлецов. Дом архаично и жёстко устроен: Семеро с ложкой сидят над котлом. Мы же — привыкли. Дожить бы в покое, В тине глубокой и мыслям тепло...
Сказано всё верно. Но вот чего мне зачастую не хватает в таких произведениях - созидательного момента, направляющего посыла. Кто виноват, мы и так знаем. Но закисать, всё глубже погружаясь в угрюмый декаданс, занятие сомнительное. Главный вопрос остаётся открытым: что делать?
====================================
16. Возраст дожития
- Лимит исчерпан. Был, возможно, мал резервный фонд, а все же сердце стынет...- Дед закряхтел: - Я знаю, доживал... Да говорят, что ветхих много ныне. "На всех, понятно, нет защитных средств, коль заболел серьезно, старый, кайся. Избави Бог детей от этих бед", - твердила мне намедни баба Ася. Ушла вчера, не встретив свой рассвет, меня обняв, как в первый брачный месяц". И, подоткнув под бок колючий плед, шепнул, вздыхая: - Скоро будем вместе...
Резервный фонд (ныне не существующий) - это из другой экономики. А вот к пенсионному обеспечению имеет прямое отношение ФНБ (фонд национального благосостояния). Да, он, увы, невелик, всего "каких-то" 7,8 триллионов. Особенно, учитывая, что пенсионный фонд тратит по триллиону в год только на собственное содержание. Ведь он занимает почётное второе место в мире по численности сотрудников (первое - за США), нам есть, чем «гордиться». Правда, в США и выплаты в разы больше, и население. Так что, вполне возможно, по эффективности работы наш ПФ давно на первом месте. С конца, правда, но это условности. Опять же, пенсионные дворцы строить надо. Для общего блага, разумеется. Чтобы пенсионеры любовались (те, которые всё-таки умудрились дожить до возраста дожития, вопреки всем стараниям). Стихотворение трогательное. Но неужели смирение и ожидание смерти как избавления - это всё, что нам осталось?
====================================
17. Безвременье
Дела нет никому до стихов в соцсетях, кроме обществ в которых им рады. Все контенты в границах, межа за межой, где есть место каждому стаду.
И не важно, что стих так хорош или плох, если вырос за дальним забором, там чужой огород, и другие стихи, назовут безграмотным вздором.
Если вдруг с интернета стишок долетит в те края, что зовутся народом, может, кто-то прочтёт, скажет – сущая хрень, будто в поле песни удода…
Наши дни – безвременье для разных стихов и для творчества тяжкое бремя. Где-то там в облаках что зовутся «onedrivе» проплывает Пушкина время. ___________________________________
OneDrive – облачное хранилище, созданное компанией Microsoft в августе 2007
Пушкин - это конечно наше… Всё. Но что хотел сказать автор? Я уже молчу про соответствие теме. Увы, хромает грамотность (в первую очередь синтаксис и пунктуация). Рифмы выбираются случайным образом («народом - удода»), а затем под них подгоняются строчки, как придётся. Получается, что не автор управляет сочинением, а сочинение автором.
====================================
18. Зимний лоск
В белоснежный одел наматрасник Всё в округе февраль, в зимний лоск. Незаметный, но вроде как праздник - Из Афгана день вывода войск.
Да теперь никому и не важно То, что было в далёкой стране, Где лежит БМПшка без башни, Экипажу - могила в броне.
Спят афганских дорог повороты Под снежком поздравительных слов. Но никак не забыть мне, до рвоты, Дым тяжёлый горящих ЗИЛов!
И уснуть временами непросто: Свист осколков и взрывы гранат, Пулемётный обстрел перекрёстный, И тела под брезентом ребят...
Ход истории сшит поминутно, Где у памяти вечный приют. Не до праздника... Хоть помянуть бы Тех, кого нет в афганском строю.
Пробежав по пустынной дорожке, Равнодушным сугробам сплошным, Ветерок прошептал за окошком: "Не нужны, не нужны, не нужны..."
А праздник ли? Я всё-таки думаю, что предательство. И по отношению к народу, и по отношению к тем ребятам, которых потом глумливо спрашивали: «За что сражался?» Свои же спрашивали, с предателями-то всё понятно. Они уже вовсю занимались демонтажем страны. Афганская война - оболганная война. И хотя накал страстей давно утих, правда всплывает на поверхность ещё очень медленно, увы. Они сражались за Родину, за что ж ещё? На дальних рубежах. В рамках противостояние двух мировых систем, хотя советская была уже на излёте. Политика - дело грязное, это так. Но есть и другая сторона, социальная. За 10 лет войны в Афганистане безвозвратные потери составили около 15 000 человек. В современной России от наркотиков ежегодно умирает, по разным оценкам, около 90 000 человек (в основном - молодые люди). Значительная часть наркотиков идёт из Афганистана. Так что празднуем?.. Из контекста произведения не до конца понятно отношение самого автора к тем событиям (намеренное отстранение?) В то же время, вехи расставлены верно.
«В белоснежный одел наматрасник Всё в округе февраль, в зимний лоск.» - на мой взгляд, слова «наматрасник» и «лоск» плохо сочетаются.
«И тела под брезентом ребят...» - думаю, после «брезентом» нужна запятая или тире.
====================================
19. Чай
Свой путь здесь выбирают не экспрессы, Не президенты, в чьих глазах печаль, А тётя Катя передвинет рельсы И в баночке заварит крепкий чай.
Здесь время тянется подобием удава. А может и сейчас же наступить. Есть три пути – налево и направо, И, тот, который приведёт в тупик.
Летят стрелой бликующие рельсы, Стучит на стыках сталь колёсных пар. А тётя Катя говорит: «Погрейся! Да завари «стеклянный самовар»!»
Налево путь – короткий, но красивый, По южным, намозоленным местам. Направо – батраки напились пива, Тупик – всегда, находится «не там».
Но, чтобы жизнь спасти тупым и пьяным, Тёть Катя стрелку быстро повернёт, И выйдет машинист, и «Кать Иванна» В чаёк ему закинет ложкой мёд.
Тупик – изобретение что надо, Важней дороги! Главное – тупик! И, лучшая для Катеньки награда – «Пошли, живые, надо чай попить!»
Начало многообещающее, аллегории узнаваемые и понятные. Однако, к четвёртому катрену у меня начались «непонятки».
«Направо – батраки напились пива» - это такая главная характеристика пути? И, надо полагать, он длинный, в отличие от короткого южного?
«Тупик – всегда, находится «не там»» - дурацкий вопрос: а что такое «не там», и оно где?
«Но, чтобы жизнь спасти тупым и пьяным» - это батракам что ли, которые пива напились и поехали налево?
И, судя по контексту последней строфы, тётя Катя всех «тупых и пьяных» отправляет в тупик… Чтобы, дескать, живыми остались. То есть, получается, что тупик (жизни?) - это очень даже хорошо? Извините, но как-то не монтируется с привычным ассоциативно-образным рядом.
====================================
20. Молчание
Молчание - знак согласия прикормленных и тупых. Вот ты, например - при власти, нажрался уже, но… ых, чего-то внутри застряло, не лезет тебе в нутро. Не так уж всесилен дьявол и тренд этот – на воров.
Готовится Кемска волость, тревожно молчит Басе, надежда одна – на голос, который способен все
Дико извиняюсь, но при чём тут Кемска Басё? Получается, он тоже тупой, раз молчит, хотя и тревожно? На мой взгляд, стихотворение пока сырое и требуется обстоятельной шлифовки.
====================================
21. Живая мишень
На снегу кувыркаются волки, превратившись в живую мишень... В. Высоцкий
Волк с давних пор является врагом человека. Мудрость
*Погасла, Серый, твоя луна, лежишь ты тряпкой в седой траве, не надо больше дышать, линять, скулить о чём-то, во сне реветь, тобой не будут пугать детей, доярок с фермы... Такой расклад: тебя не пустят на сочный стейк, но в область точно пошлют доклад; там кто-то важный поднимет бровь, погладит папку с приказом "5" - в седые травы ударит кровь: команда будет в твоих стрелять. Такой вот, волчий, у вас билет, такой вот, волчий, у нас закон - и месяц, годы, десятки лет идёт охота, идёт загон...*
Честно говоря, я не понял ассоциативного ряда стихотворения, в чём его «соль» и социальность. У Высоцкого - аллегория. А тут… получается, просто о волках?
====================================
22. история одной деревни…
меня сожгли, мои мосты и хаты. кричали бабы, таял вешний снег. земля меняла белые бушлаты. коричневый, не чёрный, человек палил меня. соломенные крыши ¬ напоминали маковки церквей: огонь летел всё выше, выше, выше. а мартовский холодный суховей развеивал по горизонту пепел - снежинки смерти, чуточки меня. от копоти чернели курослепы, сегодня, как вчера, была война.
и свастикой краснел замок на клети, один сарай, но тысяча могил… кричали мужики, как дети, а дети умирали, как могли.
меня сожгли, мои мосты и крылья, исчезли бабы, боги, неба синь. звезда упала, а потом застыла. на поле зацвела полынь…
Хатынь.
Вот здесь полное соответствие теме. Но не хватает, на мой взгляд, субъективного переживания в дополнение к описываемой картине и деталей – «маркеров». Есть фактологические преувеличения. В Хатыни погибло, по официальной версии, 149 человек (никак не тысяча). В состав карательных батальонов входили не только коллаборационисты. А командовали ими немецкие офицеры СС.
====================================
23. киноплёнка
Земное, счастливое длится недолго, — Под стареньким солнцем мы все посетители. В деревне случилось кино: восхитительны Орлова, вояж по реке (Волга-Волга). Ночной ветерок холст экрана колышет И стару и младу волнительно, сладко, Под небом потухшим стучит передвижка, — Деревня расселась в траве и на лавках. Раскрыта волшебная, нужная плоская Коробка с кино — перерыв, продолжение: Играет и пляшет, поёт кинозвёздное, Ушедшее, доброе, — курит и шепчется.
В квартире ночной монитор синим светится, Казалось бы нет в том ни проку, ни толку: Корабль и волна, по идущей вверх лестнице Бежит героиня, поёт (Волга-Волга); И вновь я — как встарь ковыряю коленки Покрытые лопнувшей, щиплющей корочкой, А рядом — деревня моя довоенная (Под стареньким небом не спится до полночи)
Ну что же, доброе и тёплое стихотворение. Думаю, что для социальной лирики подойдёт. Кое-где пропущены знаки препинания.
====================================
Шорт-лист:
7. Батя – второе место; 14. Заря – второе место; 18. Зимний лоск – второе место; 22. история одной деревни… - второе место; 23. киноплёнка – третье место.
3. Алое Спасибо за мнение) Это был, наверное, самый многослойный разбор - в том смысле, что и мне, как и вам, Ксенон, пришлось продираться сквозь чащи пониманий-непониманий. Я была и шокирована, и восхищена, но всё проглотила с интересом) Были полезны некоторые подсказки, некоторые высказывания привели в недоумение, особенно вопрос о том, кто такая случайная крайняя. Хотелось бы уточнить, что выстланный лепестками относится к февралю - тогда долгое время после весь город был в цветах, то есть весь февраль. И каждые последующие феврали. И хоть у меня сложилось впечатление, что вы мало знаете о событиях того февраля, но я прислушаюсь к вашим словам и поработаю над стихом, это да!
Здравствуйте! Спасибо! Пожалуй, разбор был не столь уж многослойным (произведений много, а времени на анализ - не очень). "некоторые высказывания привели в недоумение, особенно вопрос о том, кто такая случайная крайняя." Есть такой приём: "включить дурака". Автор знает, о чём/ком пишет. Поэтому для него всё очевидно, в голове выстроена целостная картина. Но со стороны бесхитростного неискушённого читателя могут возникнуть вопросы. "Хотелось бы уточнить, что выстланный лепестками относится к февралю" Если к февралю, тогда, пожалуй, нужно подправить пунктуацию (после "лепестками" запятая не нужна). "И хоть у меня сложилось впечатление, что вы мало знаете о событиях того февраля" Думаю, что не только я, но очень многие люди знают о тех событиях не так много достоверного. Особенно, учитывая, что параллельно шла информационная война. Независимых СМИ, как известно, не бывает. Поэтому даже общая картина выстраивается весьма противоречивая. Чего уж говорить о деталях...
От автора №11. Я – ядерное горючее… Благодарю Вас за отзыв!
Цитата
Проще говоря, ядерное горючее - составная часть ядерного топлива, которое является общеупотребимым выражением (за исключением физиков-шмизиков, которые употребляют оба, но им простительно).
Естественно, в стихотворении не углублялся в научную сторону вопроса, но раз уж Вы уделили этому внимание в отзыве : ЯДЕРНОЕ ГОРЮЧЕЕ -делящиеся нуклиды, используемые в ядерных реакторах для осуществления ядерной цепной реакции деления. http://femto.com.ua/articles/part_2/4808.html
Спасибо, Сергей! Знаете, мне показалось, что Вы, напротив, слишком увлеклись научной стороной вопроса. Ну вот представьте: читает стихотворение какой-нибудь гуманитарий, ни разу не физик-ядерщик. А на его бедную головушку сыпятся "замедлители" и "активные зоны". Ну хорошо, они контекстуально понятны. А вот "гетерогенный реактор" - это уже контрольный выстрел в ухо.
Про горючее я тоже гуглил, таки да. Во всём виноваты физики, тать их. Этимологически "горючее" - то, что горит. А топливо... /задумался/ Вероятно - то, что можно утопить.
Спасибо за разбор и комментарий. Рада, что нашёлся даже плюс. По поводу элиты: диссертаций сама не пишет, но идеи, что лишь она талантами обладает, сама и генерирует.
Пожалуйста, Надежда! Плюсы есть всегда. Другое дело, что я придирчив и свиреп. Даже первое место никому не присудил. Чтобы авторы не расслаблялись. Особенно, когда речь идёт о гражданской лирике.
Спасибо, Ксенон :) Так "что делать", это уже того, кто в тине сидеть привык, не волнует. Его больше волнует, как бы так сделать, чтобы ничего не делать. И чтоб хуже не стало. Таковы реалии
Эти гаечки уже давно стали слаженным механизмом по уравниванию голов. А ни одна революция не принесла счастья сотворившим её,да и окружающим тоже. Да и скорее всего, срабатывает упование на то, что сколько верёвочке не виться... А может просто это поколение уставших
Возможно, да. У нас, к сожалению, плохо развиты профсоюзно-общественные движения. Привыкли надеяться на государство, доброго царя-батюшку и авось. Долго запрягаем... Vive la France!
Вот вы, например, можете сказать, что можно сделать с этой презумпцией согласия на донорство? Что можно сделать с узаконенным преступлением? Когда вроде бы каждый имеет право отказаться от донорства, при жизни написав отказ, а его отказ типа как-то будет фиксироваться в медицинской карте, но эту карту обычно запросто теряют, да и кто её будет искать при (не дай бог)несчастном случае? Зато информированное согласие на медицинское вмешательство подсовывают в любом мед учреждении. А знаете, зачем? А чтобы потом даже родственники не могли написать отказ. Причём согласие может быть заверено просто медработником, не нотариусом даже. Что можно сделать при таком раскладе, вооружившись таким законом в нашем глубоко правовом государстве, мне страшно представить. Да тут хоть об стену головой...
Лично я не вижу ничего плохого в презумпции согласия на посмертное донорство. Если это продлевает чьи-то жизни, что в этом плохого? А информированное согласие на медицинское вмешательство - вопрос непростой. С одной стороны, он защищает врачей от возможных исков и уголовных дел. С другой стороны - пациентов, поскольку им разъясняется, что планирует делать врач. Однако, всё красиво бывает только на бумаге. Даже если речь идёт о плановом вмешательстве. Не факт, что пациент будет в состоянии разобраться, что планируется с ним делать (с учётом состояния здоровья и базового образования), адекватно оценить риски. И не факт, что врачу не придётся переступить грань оговоренного. Вмешательство всегда сопряжено с риском и неопределённостью.
Лично я не вижу ничего плохого в самом донорстве, но никто не имеет право давать согласие за другого человека (о несовершеннолетних и невменяемых речи не ведём), а тем более - за всех граждан поголовно. Разве наши тела принадлежат государству, или министерству здравоохранения, чтобы они по умолчанию получали право распоряжаться ими по своему усмотрению? Но самое страшное ведь не в этом. Самое страшное, что врач имеет право не оказывать помощь, если он решит, что это бесперспективно. То есть, имеет право ждать смерти пациента, тем временем подыскивая покупателя на его органы. И, да! Этот закон защищает врача со всех сторон. В некоторых других странах действует принцип испрошенного согласия - то есть или у самого человека спрашивают, или у его родственников, причём, в обязательном порядке, что освобождает доктора от моральных неудобств. Ну ладно. Здесь не место, пожалуй, простите, нагорело
Ну почему же не место? Если человек задумывается, задаёт неудобные вопросы, оказывает помощь другим, оказавшимся в тяжёлой ситуации (хотя бы поддержкой и советом), он уже не совсем "в тине".
Пожалуйста, Олег! Считается, что в Великую Отечественную войну безвозвратные потери СССР составили около 27 миллионов человек. Из них примерно 6,5 миллионов - боевые потери. Соответственно, более 20 миллионов погибших - это военнопленные и жители оккупированных территорий. Всё в полном соответствии с планом Ост. Одним из таких символов геноцида и стала Хатынь. Многогранным символом... И если посмотреть с этой стороны, получается уже не тысяча могил, а больше ста тысяч Хатыней. Да, "грязную" работу обычно поручали коллаборационистам, уголовникам и прочему отребью. Но во главе процесса стояли совершенно другие люди: холёные, в белых перчатках.
Спасибо за критичеый обзор. 16- Да, старики не всегда в курсе, какие фонды есть в стране и насколько они объемны. Тем более, на какие нужды уходят. А смирение деда- это его опустошение от безысходности ситуации. И государство не помогает, записав в доживающую категорию и единственный родной человек умер.
Спасибо за достойный обзор стихотворения. Всегда отношусь с уважениям к судьям за их внимание и потраченное время. Гражданская лирика, сама по себе всегда двояка, поскольку зависит от так называемой гражданственности человека, а в нашей стране она довольно таки разношёрстная. Скажу относительно своего стихотворения. В нём нет случайных рифм и подтягивания за уши к строке. К примеру рифма народа - удода, вовсе не случайна. Сегодня стихи, к сожалению, в нашей жизни для большинства населения до лампочки. И к примеру долетело какое-то стихо, так сказать к какому-то читателю, а ему всё равно, что там написано, он даже и сравнения найти не может. Песни удода? Птица очень красивая, издаёт разные звуки, от карканья ворон и до звуков кукушки. Так вот, нужна ли ему эта красота, если он в удоде узнал ворону, а Отечественную войну, путает с Троянской... Одно слово - безвременье в поэзии сегодня, как никогда. И то что сегодняшние стихи утонут в сетях интернета, в том я нисколько не сомневаюсь.
Я думаю, что декаданс литературы (сетературы) не самая большая проблема. В конце концов, это не цель, а средство выразительности. А они могут быть самыми разными. К примеру, сейчас невероятно популярны ютюб-каналы. Тоже своего рода средство выразительности. Однако, что в большинстве своём они выражают? Коммерческие интересы? Контркультуру и дешёвую клоунаду? Цинизм и пошлятину? Это не мудрено. Проще всего скакать голышом на швабре по Красной площади, срывая минутный хайп. Для этого учиться не надо, достаточно природной дури. А вот для того, чтобы сеять разумное, доброе, вечное, требуется огромная работа, в первую очередь - над собой. Но гуманизм нынче в дефиците, а "инженеры человеческих душ" измельчали на заработках. Впрочем, наверное, и это пройдёт, как уже не раз бывало.
Спасибо за мнение)
Это был, наверное, самый многослойный разбор - в том смысле, что и мне, как и вам, Ксенон, пришлось продираться сквозь чащи пониманий-непониманий. Я была и шокирована, и восхищена, но всё проглотила с интересом)
Были полезны некоторые подсказки, некоторые высказывания привели в недоумение, особенно вопрос о том, кто такая случайная крайняя.
Хотелось бы уточнить, что выстланный лепестками относится к февралю - тогда долгое время после весь город был в цветах, то есть весь февраль. И каждые последующие феврали.
И хоть у меня сложилось впечатление, что вы мало знаете о событиях того февраля, но я прислушаюсь к вашим словам и поработаю над стихом, это да!
Пожалуй, разбор был не столь уж многослойным (произведений много, а времени на анализ - не очень).
"некоторые высказывания привели в недоумение, особенно вопрос о том, кто такая случайная крайняя."
Есть такой приём: "включить дурака". Автор знает, о чём/ком пишет. Поэтому для него всё очевидно, в голове выстроена целостная картина. Но со стороны бесхитростного неискушённого читателя могут возникнуть вопросы.
"Хотелось бы уточнить, что выстланный лепестками относится к февралю"
Если к февралю, тогда, пожалуй, нужно подправить пунктуацию (после "лепестками" запятая не нужна).
"И хоть у меня сложилось впечатление, что вы мало знаете о событиях того февраля"
Думаю, что не только я, но очень многие люди знают о тех событиях не так много достоверного. Особенно, учитывая, что параллельно шла информационная война. Независимых СМИ, как известно, не бывает. Поэтому даже общая картина выстраивается весьма противоречивая. Чего уж говорить о деталях...
Благодарю Вас за отзыв!
Естественно, в стихотворении не углублялся в научную сторону вопроса, но раз уж Вы уделили этому внимание в отзыве :
ЯДЕРНОЕ ГОРЮЧЕЕ -делящиеся нуклиды, используемые в ядерных реакторах для осуществления ядерной цепной реакции деления.
http://femto.com.ua/articles/part_2/4808.html
Знаете, мне показалось, что Вы, напротив, слишком увлеклись научной стороной вопроса. Ну вот представьте: читает стихотворение какой-нибудь гуманитарий, ни разу не физик-ядерщик. А на его бедную головушку сыпятся "замедлители" и "активные зоны". Ну хорошо, они контекстуально понятны. А вот "гетерогенный реактор" - это уже контрольный выстрел в ухо.
Про горючее я тоже гуглил, таки да. Во всём виноваты физики, тать их. Этимологически "горючее" - то, что горит. А топливо... /задумался/ Вероятно - то, что можно утопить.
По поводу элиты: диссертаций сама не пишет, но идеи, что лишь она талантами обладает, сама и генерирует.
Плюсы есть всегда. Другое дело, что я придирчив и свиреп. Даже первое место никому не присудил. Чтобы авторы не расслаблялись. Особенно, когда речь идёт о гражданской лирике.
Так "что делать", это уже того, кто в тине сидеть привык, не волнует. Его больше волнует, как бы так сделать, чтобы ничего не делать. И чтоб хуже не стало. Таковы реалии
Vive la France!
"Счастьем наполнить каждого и самого себя, не дать никому погибнуть, не погубить и себя: вот в чём благо"©
Вот вы, например, можете сказать, что можно сделать с этой презумпцией согласия на донорство? Что можно сделать с узаконенным преступлением? Когда вроде бы каждый имеет право отказаться от донорства, при жизни написав отказ, а его отказ типа как-то будет фиксироваться в медицинской карте, но эту карту обычно запросто теряют, да и кто её будет искать при (не дай бог)несчастном случае? Зато информированное согласие на медицинское вмешательство подсовывают в любом мед учреждении. А знаете, зачем? А чтобы потом даже родственники не могли написать отказ. Причём согласие может быть заверено просто медработником, не нотариусом даже. Что можно сделать при таком раскладе, вооружившись таким законом в нашем глубоко правовом государстве, мне страшно представить.
Да тут хоть об стену головой...
А информированное согласие на медицинское вмешательство - вопрос непростой. С одной стороны, он защищает врачей от возможных исков и уголовных дел. С другой стороны - пациентов, поскольку им разъясняется, что планирует делать врач. Однако, всё красиво бывает только на бумаге. Даже если речь идёт о плановом вмешательстве. Не факт, что пациент будет в состоянии разобраться, что планируется с ним делать (с учётом состояния здоровья и базового образования), адекватно оценить риски. И не факт, что врачу не придётся переступить грань оговоренного. Вмешательство всегда сопряжено с риском и неопределённостью.
"Счастьем наполнить каждого и самого себя, не дать никому погибнуть, не погубить и себя: вот в чём благо"©
Сказано хорошо и правильно. Но ведь это идеализм. Вряд ли это возможно. Да и нужно ли?
В некоторых других странах действует принцип испрошенного согласия - то есть или у самого человека спрашивают, или у его родственников, причём, в обязательном порядке, что освобождает доктора от моральных неудобств.
Ну ладно. Здесь не место, пожалуй, простите, нагорело
Всё равно ведь потом озверевшие добрые люди обратно притащат. Да ещё и гадостей наговорят.
тысяча могил, гипербола, конечно же... но я задумался.
Считается, что в Великую Отечественную войну безвозвратные потери СССР составили около 27 миллионов человек. Из них примерно 6,5 миллионов - боевые потери. Соответственно, более 20 миллионов погибших - это военнопленные и жители оккупированных территорий. Всё в полном соответствии с планом Ост.
Одним из таких символов геноцида и стала Хатынь. Многогранным символом... И если посмотреть с этой стороны, получается уже не тысяча могил, а больше ста тысяч Хатыней.
Да, "грязную" работу обычно поручали коллаборационистам, уголовникам и прочему отребью. Но во главе процесса стояли совершенно другие люди: холёные, в белых перчатках.
Надо так понимать, что стихотворение написано с претензией на гражданскую лирику? Однако…
Нет тут никаких претензий. Это гражданская поэзия, в чистом виде. Жаль, что вы этого не увидели.
"На голове моей кастрюля –
как символ рыцарства. Ур-ра-а!.."
Эх, что поделать, судейская близорукость...
Гражданская лирика, сама по себе всегда двояка, поскольку зависит от так называемой гражданственности человека, а в нашей стране она довольно таки разношёрстная.
Скажу относительно своего стихотворения. В нём нет случайных рифм и подтягивания за уши к строке.
К примеру рифма народа - удода, вовсе не случайна.
Сегодня стихи, к сожалению, в нашей жизни для большинства населения до лампочки. И к примеру долетело какое-то стихо, так сказать к какому-то читателю, а ему всё равно, что там написано, он даже и сравнения найти не может. Песни удода? Птица очень красивая, издаёт разные звуки, от карканья ворон и до звуков кукушки. Так вот, нужна ли ему эта красота, если он в удоде узнал ворону, а Отечественную войну, путает с Троянской...
Одно слово - безвременье в поэзии сегодня, как никогда. И то что сегодняшние стихи утонут в сетях интернета, в том я нисколько не сомневаюсь.
Спасибо за Ваш отклик, он для меня без противоречий.