На высоком, крутом берегу Я люблю наблюдать в тишине, Как закат, изгибаясь в дугу, Прячет солнце в морской глубине. Как, отмеченный первой звездой, Наступает вечерний прилив, Шумно плещет высокой водой, Хлопотлив, как всегда, и сварлив…
Так же было и вечность назад… Только берег потоком свинца Поливал обречённый десант И, казалось, не будет конца Минометному вою в ночи Да кипящей от крови воде… Так что, просто, давай помолчим… Значит, было угодно судьбе… Их тогда полегло сорок пять, Молодых, бесшабашных ребят. Их задача была – отвлекать, Вызывая огонь на себя…
…На рассвете окончился бой, Что-то в трубку кричал генерал… Добрый ангел сошёл на прибой, Души павших тихонько собрал И, не веря ни в «ян» и ни в «инь», Их любовно унёс на крыле В голубую далёкую синь… Здесь, где небо так близко к Земле…
Начало - описание прилива скучновато. Ни свежих образов, ни интересных рифм. Тишине-глубине, звездой-водой, берегу-дугу. Дальше я не поняла - откуда именно десант поливал потоком свинца берег. С воды? Морской десант? Тут точные рифмы вперемешку с неточными, что, на мой взгляд, не есть хорошо. Назад-десант, воде-судьбе, ребят-себя. Инь и ян совершенно не в тему. Прямо совсем из другой оперы. Притянуто за очень длинные уши для рифмы с синью. Картинка не впечатлила. Пожалеть бесшабашных ребят не заставила. Опять-таки из-за полного отсутствия каких-либо запоминающихся образов. Ангел, несущий души на одном (почему-то) крыле и не верящий (собственно, с чего он должен в это верить? У ангелов совсем другие функции) в инь и ян вообще рушит всё.
1. Соответствие теме - 1 2. Техника - 3 3. Художественность - 3 Итог: 7
2. Земля и небо
Я искал дорогу в небо, скалы спрашивал о ней. Но не шёл туда троллейбус, Не летел табун коней. Был настырен и настойчив, Сто сторон я истоптал, Ночевал на крыше ночью И в горах весь день плутал. Я друзей пытал вопросом: как, мол, в небо мне пройти? Оказалось - всё так просто, как - считать до десяти, И не нужно мне билета, Чемодан не нужен мне, Надо лишь дождаться лета, Чтоб расстаться с лужами. Навзничь нужно лечь на землю в тихой радужной степи, и, родному ветру внемля, облака рукой лепить, а потом бежать по небу, (оставаясь на земле), запрягать коней в омнибус, и – летать, и - лёжа млеть. И - травою луговою, и - воздушностью дышать. Можно в небе дом построить, Можно - спать у шалаша.
Начну с того, что табун коней летать не может не только "туда", но и никуда вообще лететь не может. Понимаю, что "летел" в переносном смысле, но в данном тексте - в небо. Поэтому "летел" воспринимается именно в прямом смысле. Далее: где ЛГ нашёл в горах крышу для ночёвки? Или он дома на крыше переночевал, быстренько добежал до гор и там плутал весь день? Друзья ЛГ тоже с ним в горы побежали плутать? Или он им звонил по телефону, спрашивал, как пройти в небо? Дальше, простите, какой-то бред. Кто заставляет ЛГ не расставаться с лужами осенью или весной? Омнибус откуда сюда приплетён?! Дышать воздушностью? Вот даже комментировать не хочу.
1. Соответствие теме - 1 2. Техника - 2 3. Художественность - 1 Итог: 4
3. Уснули зайцы, собачка, мишка
Уснули зайцы, собачка, мишка, в прихожей дремлют две пары лыж, притихла дочка, дослушав книжку, в кроватке сыто сопит малыш. Такая тишь.
Усну ль - не знаю. В ночное время от сказок кружится голова. А я обычная нецаревна - должна реальность осознавать: теперь - вдова.
Пока вокруг тишина лопочет, всё чаще думаю о любви, о том, как радостен голос дочкин и как приятен сыновий визг, а путь тернист,
когда шажками размеры комнат он покоряет, даря восторг... Мы говорили однажды, помнишь, что дом - начало других дорог, как осьминог.
Вздремнуть никак мне не даст сегодня ночное звёздное ассорти: мечтать подолгу душе угодно - так завтра видится золотым, зовёт, пестрит.
Пусть два сопящих уснувших счастья вернут покой и цветную тишь, и позабудутся все напасти - от смерти мужа не открестишь. - Грустинки, кыыыш!
Есть, на мой взгляд, несколько пафосные моменты. Тернистый путь, например. Ну и не сочетаются у меня такие вещи, как смерть мужа, кружащаяся от сказок голова и мечты о золотом завтра. Никак не складывается образ вдовы, любующейся звёздным ассорти и вся такая мечтательная. В конце не поняла - кто и кого не открестил от смерти мужа. Покорять размеры - нет. Осьминог понятен, но в картинку тоже не вписывается. Вот честно - какая-то радужная вдова получается.
1. Соответствие теме - 1 2. Техника - 3 3. Художественность - 3 Итог: 7
4. Ещё не поздно
Так странно: мы проходим сквозь него, как зомби, – ничего не замечая… А небо начинается у ног и росами поит… Нет, не случаен и утренний туман: - Остановись! Ты видишь наш рассвет? А выше, выше… И, взглядом зацепившись за карниз, ты вдруг осознаёшь, что небо дышит прерывисто, чуть хрипло, тяжело… И облако, что кажется воздушным, не лёгкая пушинка, не кило… И оторопь берёт – ты смерд тщедушный. Ты смотришь на щербатый горизонт и кажется, что небо, прислоняясь, заглядывает в окна – лёгкий стон не слышен никому. И мыслей хаос скользит по золотистым облакам, по, ввинченным шурупами, высоткам. Не ими ли разорванные в хлам, плывут они, насупившись, но кротко. И ветер… Почему он вдруг затих? И вот уже в ночи поникли звёзды. Лишь мудрый паучок в кустах сухих сплетает кружева – ещё не поздно…
Понравилось. Небо начинается у ног - отлично. Немного не хватило финала. Хотелось чего-то сильнее, чем паучок. И по фонетике: "смеРДТЩедушный" - тяжело. И в последних строчках я бы переставила знаки препинания, чтоб отделить вечер.
Типа: заглядывает в окна. Лёгкий стон не слышен никому. И мыслей хаос скользит по золотистым облакам, по, ввинченным шурупами, высоткам. Не ими ли разорванные в хлам, плывут они, насупившись, но кротко. И ветер - почему он вдруг затих?
... И вот уже в ночи поникли звёзды. Лишь мудрый паучок в кустах сухих сплетает кружева – ещё не поздно…
1. Соответствие теме - 2 2. Техника - 3 3. Художественность - 4 Итог: 9
5. Начало
А мы летали, страхи отпустив! За облаками прятались, играя, Небесных птиц приветливая стая Для песни сочиняла нам мотив.
В высокой безразличной тишине Слова упали, растворившись в нотах, И сразу стало грустно отчего-то, Как будто душу затянуло в снег.
А там, у горизонта, неба синь Уходит в тень Земли, за мной идущей, И в нами неизведанные кущи Доносится негромкое «остынь».
Здесь для двоих печально прозвучало: «В дороге вашей не было начала».
Если летали и прятались за облаками, то понятно, что в небе. Поэтому уточнение про птиц "небесные" - явно лишнее. Не пингвины же в небе. Сочинять мотив можно для стихотворения, а песня - то, у чего мотив уже как бы есть. Отчего стало сразу грустно я так и не поняла. Летали себе, песню сочиняли и, ни с того ни с сего, загрустили. Идущая за ЛГ Земля - ввела в ступор. По чему идёт ЛГ, если Земля за ним шагает? И у какого именно горизонта всё это происходит. Фраза, лишённая смысла ради красивости. Доносится (достигает) В кущи, даже неизведанные - синтаксически неверно. И кто должен остыть? Неизведанные кущи? Здесь - где? В непонятном пространстве, где идёт ЛГ, а за ним Земля или в кущах?
1. Соответствие теме - 1 2. Техника - 2 3. Художественность - 1 Итог: 4
6. Половодье
Накренился вновь небосвод, облака плывут от реки… Посмотреть бы наоборот – с неба смотрят, морщась, мальки, краснопёрые окуньки, голубой плывёт кашалот.
Наизнанку мир, с полюсов... Вверх – созвездия городов посреди обители снов, а внизу – ни слов, ни ветров, и не видно свежих следов, ни часов, весов, адресов – Ни-че-го…
Наизнанку вывернет миг – разорвётся сердца лоскут – на ветру с крестами рушник изменяет пик амплитуд. С рушника на дно упадут колосок и горсть земляник...
По весне разлив в синеве. В половодье неба – тупик...
Накренился вновь - значит до этого уже кренился? Где? Когда? Если это не важно, тогда и "вновь" тут совершенно лишнеее слово, втиснутое для размера. Мальки морщАсь - совсем никуда. Тут же и окуньки, и кашалот... в общем - понапихано. И дальше - в огороде бузина, а в Киеве дядька. И города, и обители, и ветра, и адреса. Как все эти перечисленные слова друг с другом связаны? Какой смысл? В весах, например? Лоскут - и без того уже оторванный от чего-то, но он ещё и разорвётся. Даже комментировать не хочу. Совершенно бессмысленный набор слов. Абы что, главное - в рифму.
1. Соответствие теме - 1 2. Техника - 1 3. Художественность - 1 Итог: 3
7. Взывание к Дракону
Распахни крылья, Дракон! Устремись вниз со скалы! Ты в простор неба влюблён, А внизу – горы золы!
А внизу смрад от костей – Эту гниль сбросил ты в дар! Поспеши к нам – и сумей Прекратить смертный кошмар.
Отзовись! Помнишь ли, нет, – На земле был ты рождён! Здесь не стёрт в памяти след, Как взлетел в небо своё.
Растопи сердце, Дракон! Пожалей жён и детей. Мы – внизу. Мы тебя – ждём. Пощади! Или – убей!
Жил на скале дракон. Решил у себя на скале прибраться. Сбросил вниз отходы жизнедеятельности (люди, живущие внизу, подумали, что это такой дар от дракона) и, дабы оно там не воняло - дыхнул огнём, сжёгши при этом, как минимум, город с жителями. Иначе откуда целые горы золы? Немногие уцелевшие снова зовут дракона... Смысл ускользнул. Рифмы скучноватые. Оценки не нулевые, благодаря тому, что я всё-таки почувствовала эмоции автора. 1. Соответствие теме - 1 2. Техника - 3 3. Художественность - 2 Итог: 6
8. Начало есть, конечно, у всего...
Начало есть, конечно, у всего. Соцветия не сразу тянет в небо. Течет потоком жизнь, и естество журчит себе: высокого не требуй.
Намного позже - у других начал, вдруг цепенеешь, мыслями настигнут: как вознестись в лазоревый портал? ...и только Слово в небесах возникло.
Согласно тексту "всё" делится на две части - соцветия и другие начала. Намного позже чего именно "вдруг цепенеешь"? Честно - весь текст упрямо складывается в картинку, как человек заходит в море, заходит, заходит, зашёл до... выше колен и оцепенел. Тут ещё и естество журчит. Никак и ни о чём.
1. Соответствие теме - 1 2. Техника - 2 3. Художественность - 1 Итог: 4
9. У горизонта
Мне говорят: ну представь, ну представь, как будто Здесь, на земле, начинается небо. Вот это! Я представлять на минуту такое не буду. Стану, как в детстве далёком, на табурет я
И прикоснусь к горизонту пальцами мягко. Землю и небо на нём нарисую. А что мне? Звёздочки – снизу, а сверху – большую собаку, А посредине пусть будет вчерашний вторник.
Здесь, на земле, начинается небо. Это. На небе наша земля начинается. Точно! Гордо парю меж землёю и небом. Победа. Будет ли больно проверю, упав нарочно.
Я не боюсь. Расцарапаны в кровь коленки. Не привыкать: на земле начинается небо. Вверх или вниз, всё равно мне, считаю ступеньки… Кто-то читает (на небе ль, земле?) молебен…
По ритму читается "пальцАми". Правильно всё-таки "посередине", но это совсем легко исправить, убрав повторяющееся "а": посередине пусть будет вчерашний вторник Вчерашний вторник мне по непонятным причинам нравится ) В тексте, конечно, виден ребёнок. Наверное, поэтому "молебен" мне тут кажется не в тему. Ну не увидела я привязки, хотя мысль понятна. Как-то бы чётче эту привязку обозначить. Я бы продумала предпоследнюю строку, которая про ступеньки. Тут и ступеньки непонятны после табуретки, и привязка к молебну просится.
Я не боюсь. Расцарапаны в кровь коленки. Не привыкать: на земле начинается небо... (--------------------------------------------------------------------------) Кто-то читает (на небе ль, земле?) молебен…
1. Соответствие теме - 2 2. Техника - 3 3. Художественность - 3 Итог: 8
10. Едрёна пишется через Я, автор в курсе
— Небо начинается на земле... Если к мотору приделать крылья, Большие крылья, при определенном угле О-очень даже можно взлететь. Не ты ли
Нарисовал этот диковинный аппарат... А это что за велосипедные колёса? Чисто теоретически, был бы рад И я полетать над рекой, над плёсом. Но ты ведь забросишь всё, остановишься на чертеже. А как было бы здорово это построить! Если даже и разобьёшься, то уже Ты был бы не просто мечтателем, а героем! Сидишь тут, высчитываешь, вычерчиваешь. Я бы давно уж летал, конечно.
Наверное, тебе больше делать нечего, А иначе — чего ж ты возишься так неспешно?
Знаешь, выходишь так... раннее утро... Едва ли б тебя не забрали в участок. Может, мне рассказать кому-то?.. — Лети отсель, балабол несчастный! Едрёна вошь, все расчеты спутал!
Неразбериха во временах глаголов: "разобьёшься" и тут же "был бы". Много "был-бы". Уж - совсем никуда. Едва ли б тебя не забрали в участок - малопонятная кострукция. Наверное, тебя бы забрали в участок - имелось в виду? А при таком сочетании - то ли забрали бы, то ли нет. Не сразу понятно. И не очень понятно кому и зачем собеседник хочет сдать (в смысле - заложить) ЛГ? Ничего преступного ЛГ, на мой взгляд, не делает.
1. Соответствие теме - 1 2. Техника - 3 3. Художественность - 3 Итог: 7
11. Гора Синюха
Приятны цвет листвы для глаз И тишь - для слуха. Зовёт лесной тропою нас Гора Синюха.
Идём ватагой небольшой, Бывает - лезем. Батон вприкуску с черемшой Ах, как полезен!
Всесилен альпинистский зуд: Взберёмся, сможем! Осталась мама лишь внизу - Там, у подножья.
Не лезет с нами почему? По той причине, Что режет сыр и ветчину, А мы - к вершине.
К обеду спустимся: легко Сбежать под горку. Отсюда видно, как платком Лежит скатёрка.
Мы победили, мы смогли Взойти на гребень, И машет мама нам с земли, Пока мы в небе.
Мало того, что вредоносное "лишь" да ещё и с мамой сливается. Читается, что внизу осталась какая-то неведомая мАмалишь. Скатёрка лежит платком - неинтересный образ. Понятно, что сверху скатёрка кажется меньше, но конструкция всё равно неинтересная. Да и вряд ли синтаксически правильная. Лежит как? Платком. Лезем, скатёрка кажется платком, гребень, небо - всё это как бы говорит о том, что гора не маленькая. И вдруг - легко сбежим. Нестыковка. Если это играющие дети, которые небольшой холмик воспринимают, как гору - это нужно было более чётко обозначить. и в таком случае скатёрка вообще никак не может платком лежать, потому что она не из области фантазий получается, а вполне себе реальная.
1. Соответствие теме - 1 2. Техника - 3 3. Художественность - 2 Итог: 6
12. Давайте летать!
Давайте, давайте, давайте летать! Ведь так не бывает, мол – рано. Должно молодым тебя в небо поднять Тугое крыло дельтаплана.
Берите, берите от неба ключи! – Ведь так не бывает, мол – поздно. Пусть кто-то и смотрит на небо – ты мчи! К далёким мерцающим звёздам!
Давайте, давайте, давайте летать! Икары рождались на свете Уже для того, чтоб однажды не стать Букашкой, прилипшей к планете.
У меня сразу возникает вопрос: почему автор так безапелляционно утверждает, что крыло дельтаплана прямо-таки должно меня поднять? И непременно молодым? Кому оно задолжало? К звёздам на дельтаплане? Это даже не фантастика. Почему Икары рождались "уже"? С одной стороны - бодрый, даже пафосный призыв летать, а с другой - отчётливое пренебрежение к базису. Ну к тем людям, которым некогда о звёздах мечтать, потому что они всех хлебом кормят (это не моё. Это - Виктории Токаревой). Понятно, что это призыв мечтать и расти. Но исполнено так, что лишний пафос и пренебрежение к нелетающим слишком видны. Дельтаплан обязан поднять именно молодых, но поздно не бывает. Несоответствие. Или "поздно" - время суток? По технике - много глагольных рифм на три катрена.
1. Соответствие теме - 1 2. Техника - 2 3. Художественность - 2
Итого: 5
13. Небо начинается на земле
Говорил старик: "За сохой идущий много выше тех, кто сидит в седле. От земли питаются наши души. Небо начинается на земле."
Говорили в старых церквах иконы праздником Рождественским по зиме: "Небо для молящихся не бездонно - небо начинается на земле".
Говорил осанистый авиатор, в "бочке" отличившийся и в "петле": "Сразу о высоком мечтать не надо! Небо начинается на земле!"
Говорю и я в письменах стиховных: в городе огромном и на селе, у сохи, у лайнера, у иконы - небо начинается на земле.
Первый катрен - восторг. Дальше на спад. Причём лесенкой. Каждый последующий хуже предыдущего. Обидно, потому что первый очень понравился. Настроил. А остальные расстроили. Иконы говорили праздником - непонятная конструкция. Почему нельзя мечтать о высоком? Мечтать же. Стиховные стихиры - понимаю. А вот стиховные письмена... Стиховна - стихи, поющиеся во время вечерни. При чём тут письмена? Возможно, я чего-то не знаю. Или автор имел в виду стихотворные письмена? Дальше просто перечисления. Лайнер... икона... Очень обидно за первый катрен. За первый катрен - все пятёрки. А за всё:
1. Соответствие теме - 2 2. Техника - 3 3. Художественность - 3 Итог: 8
14. Странствующий альбатрос
Одинокий и гордый с рожденья, чувство стаи ему не дано. Только неба простор – наслажденье, и свобода по жизни – клеймо.
Вся надежда на мощные крылья и гнездо на родном берегу. Пролетая над водною пылью, даст отпор, если нужно, врагу.
Презирает он штиль, любит ветер, и циклонов всесильный поток. В них парит, белоснежен и светел – дальних странствий великий знаток
Альбатрос – птица редкой породы, с трёхметровым размахом крыла. Яркий символ любви и свободы, в вечных спорах добра против зла.
Насколько пафосно, настолько же и неумело. Рожденья-наслажденье, крылья-пылью, берегу-врагу. Птицаред кой породы какой-то. Очень беспомощно. Пролетая над водной пылью (!) отпор даст, а пролетая не даст? С чего альбатрос знаток (да ещё великий) дальних странствий? Пафосно ни о чём.
1. Соответствие теме - 1 2. Техника - 1 3. Художественность - 1 Итог: 3
4. Ещё не поздно... Вы очень добры, Лена. Сама я сомневалась не только здесь и уже переписала, изменив и финал. http://litset.ru/publ/10-1-0-57288 Надеюсь, что так лучше - по тексту, во всяком случае, подходит больше. И спасибо Вам огромное!
Мне интересно было читать ваш анализ стихотворений.
http://litset.ru/publ/10-1-0-57288
Надеюсь, что так лучше - по тексту, во всяком случае, подходит больше. И спасибо Вам огромное!
Николь, я там ещё навредничала.
Мальки морщАсь - совсем никуда. - вот, согласна, совсем никуда!)))
Спасибо)
Будем все здоровы! :)))
Но я обещаю исправить все огрехи и отмолить некоторые грехи :))
Спасибо, Елена :)
Знаю, что... Уже.