Дамы и господа, я так давно ничего не жюрила, что потеряла сноровку и выбрала свой шорт с большим трудом. Не потому, что поданные на конкурс стихи так уж равноценны — как раз нет. Это если отвлечься от тематики конкурса. Дальше пойдёт такое IMHO, что IMHOшнее некуда. И я прошу вас, — чтобы не повторять в дальнейшем после каждой фразы, — не забывайте ни на минутку, что всё, что я далее напишу — это исключительно моё скромное мнение, не претендующее на истину в последней инстанции. Не более. Но и не менее.:))) И теперь я позволю себе признаться, что не люблю нарративные стихи. И для объяснения я воспользуюсь словами Дм. Быкова, выдернутыми из какой-то его лекции: «Лирическое усилие исчерпывается и начинается то, что стиху вредит — повествование». Т. е. – нарратив. И теперь внимание: именно поэтому я очень старалась быть внимательной ко всему, что требуется от стиха в конкурсе нарративных стихов. Прежде всего, стихотворение должно быть нарративным, то есть оно, говоря совсем просто, должно повествовать какую-то историю, иметь сюжет, повествование должно быть завершённым. Я посчитала, что не все стихи действительно можно отнести к нарративным. Не нарративные стихи я в качестве кандидатов в шорт даже не рассматривала. Есть два или больше стихов, где начало вполне нарративненькое, а потом лирическая природа автора берёт своё, и такие «сложносочинённые» стихи я тоже отодвинула в сторонку. Среди этих не соответствующих жанру стихов есть те, что мне понравились больше других. Но, - увы! И вы извините меня, если я не буду скрывать, что некоторых авторов я узнала, но при выборе шорта я думала только о стихах, а не о том, кто их сочинил.
И далее:
1 место —
2 место 7. Гадкий Билли 24. рмагеддон
3 место 22. Баллада о братьях 20. Вот - девушка легки её шаги 19. На том мосту, где чёрная волна 17. паника пассажира титаника
Приступая к собственно обзору, я всё же напомню ещё раз: всё, что я дальше напишу, это только моё мнение. И обзор не будет содержать серьёзного разбора произведений, но скорее — обоснование моего выбора/не выбора.
1. Апокалиптическое. Разговор у костра
"Весь мир лежит в руинах. Человечество почти полностью истреблено. Радиация делает полуразрушенные города непригодными для жизни. Последние люди на планете, они живут в Московском метро — самом большом из когда-либо построенных противоатомных бомбоубежищ. В последнем убежище человечества." (с) Дмитрий Глуховский
—Отец, расскажи мне про прежнее, мирное лето! —Да что говорить, просто было светло и тепло... —Теплее, чем тут у костра? — Да, гораздо теплее! Казалось, что будто на противне жарилась плоть. Ходили мы с мамой твоей за едой в магазины, Бывали на танцах, в кафе и, конечно, в кино, Гоняли на автомобиле, линчуя резину, Короче, тогда отжигали по полной, сынок. А помню однажды купались беспечно в пруду мы, И так загорели на пляже, как черти в Аду! Так счастливы были, что даже не смели и думать, Какие кошмарные к нам перемены придут... Что чёрная сажа и дым от пожаров и взрывов Займут стратосферу и Солнце с Луною затмят, И лишь мухота, червяки, тараканы и крысы Останутся вместе с людьми на планете Земля; Что Бог, наблюдая за битвой последней из Рая, Случайно на ужин отведает ядерный гриб, И в праведном приступе гнева людей покарает, Мгновенно устроив ответный, изящный блицкриг - Призвав на подмогу отборный отряд Абаддона, Он с ним заморозил поля, города и леса... —Отец, неужели в метро мы застряли надолго? —Не знаю... Господь, я уверен, не знает и сам.
Есть немного технических придирок, но несущественных. Беда в том, что сам сюжет не оригинальный и предсказуемый…
2. Записки слушателя
Письмо первое
Здраствуй, Деда, как твои дела? Как там город Че? Пока дымит? Кошка Машка снова родила? На погоду вновь радикулит? У меня, Дедуль, всё хорошо, Отмечал недавно юбилей. Ровно месяц, как сюды дошёл, И принЯли в "Школу Рифмачей". Правила, конечно, завалил, Универов, знаешь, не кончал. Педсовет, немного пофлудив, В класс с пометкой "разгильдяи" взял. Строгости - в церковно-приходской, Здесь же слабопишущим лафа. Студиозов выпорют порой, Нас пока ни-ни, мы детвора. Да, на днях был новый поворот - Плёл физрук зачётные слова: Мол, студентов тут невпроворот, А таких балбесов - двадцать два. Ладно,чуть попозже допишу, Нужно четче мысли выражать. Только я пока что не могу Препинаки верно расставлять. В общем, старче, ты там не хворай, Знай, что помнит о тебе внучок . "Страхи с чувством юмора встречай!" - Продиктовал цитату свыше. Бог...
Стихотворение откровенно слабое технически, рифмы… ыххх, какие рифмы... С препинаками — то ли кто-то автору помог, то ли он собрал в кулак всю волю и знания синтаксиса и «сделал это!» Но оно мне было симпатично интересной идеей, откровенным намёком автора, что слабопишущих «здесь» не гнобят, и симпатичным пинком в адрес душеписцев в финале: «"Страхи с чувством юмора встречай!" - Продиктовал цитату свыше. Бог...» И оно запоминается, что тоже не лишнее для стиха.
4. Сказка о Хаврошечке
В далёкой стране стародавней порой девúца жила-не тужила, не так, чтоб красотка, но в глазках огонь, и свежее личико мило. Кругла, пухлощёка, но, главное - дар: чудесней, наверно, не пели. Не голос, а нежный прозрачный нектар, звучал - замолкали свирели. В глуши не развиться таланту её - отправилась девушка в город, а там худо-бедно, но каждый поёт, кто соло, кто трио, кто хором. Попала девица на главный турнир танцоров, певцов, менестрелей. Кривлялся ведущий, обличьем - сатир, неделю, другую неделю... Забыли отметить: Хавроньей (да-да!) звалась голосистая дева, к чему отрицать - грубовато. Тогда её нарекли Женевьевой. Сказали несчастной Хавронье: худей! (ах, нет, Женевьеве, конечно), оставили семьдесят фунтов костей, пошили другую одежду. ...Теперь на лицо страшновато смотреть - излишки придётся отрезать... Отрезали четверть, оттяпали треть, ну вот, поглядите - принцесса! Ой, губы пропали... Давайте пришьём, в корыте обрезков немало. Хавро... Женевьеву опять - в забытьё, там хрящики вшили, тут - сало. Очнулась певица, но голос исчез, скорее всего, от восторга. По счастью, помог одарённый певец - племянник Хаврошечкин, Жорка. Примчался, пропел за кулисами - рот синхронно Женú разевала. Мальчишку - на сцену! Убрать бы живот... И всё завертелось с начала.
Автора невозможно не узнать:))) И сюжет интересный. Только — беда практичесски всех нарративов — это не стихи, а зарифмованная миниатюра. Хорошо зарифмованная, но…
7. Гадкий Билли
Мы были молоды, были живы - сквозь мрак и холод мы шли вперёд, а гадкий Билли твердил слезливо, что невозможно найти проход.
Ни спичек не было, ни палаток, но каждый делал, что должен, сам - и только Билли дрожал и плакал, скуля в безмолвные небеса.
Однажды встретились мы с врагами, они скрутили нас всех, смеясь, а Билли тихо лежал за камнем, закрыв глаза и молясь - "не я..."
Нам дать задание обещали - потом домой отпустить, живых. Сказали - сбросьте, кого не жалко! И Билли, падая в пропасть, выл.
Нас не убили и нас не били, а провели под большой горой. И мы вернулись, уже без Билли, но всем сказали, что он герой.
Глаза, скорбя, опускали долу: мы б не вернулись, когда б не он. А в честь него мы назвали школу, два сквера, площадь и стадион.
Теперь мы все - должностные лица, нас уважает простой народ. Вот только Билли - он вечно снится и гадко шепчет, что всех нас ждёт...
Второе место в моём шорте. Оригинальная история о том, как подлецы ради спасения убили труса. И — редкий случай для нарративов — это всё же стихи, К технике претензий нет.
9. Обнуление
Однажды в студёную зимнюю пору... Николай Некрасов
Под крышей – сосулька, под носом – вторая. Помалу синею, как сказочный Кей. Огарок надежды в душе догорает, Букет хризантем леденеет в руке. Топчусь на бульваре. Мороз – минус двадцать. Ты шлёшь эсэмэску, что скоро придёшь. Как скоро? В детали не хочешь вдаваться. А я вместо куртки надел макинтош: Хотел пофорсить, но теперь замерзаю, Мутируя в снежный объёмистый ком... Приходит ещё эсэмэска от Заи: – Бегу! (И картинка со снеговиком) Она прибегает минут через тридцать: – Меня задержали клиенты. Прости! Киваю, но хочется мне материться. – Ты что так трясёшься? Неужто простыл? Купил хризантемы? Семь штучек? Не густо. Тебе говорила, что розы люблю? Молчу, но мои обнулённые чувства Сильней и сильней примерзают к нулю... Любовь переходит в режим "удалёнки". Домой шкандыбаю в седом парике, А вслед мне глядит снеговичка влюблённо, Держа хризантемы в беспалой руке.
Безусловно, это нарратив, добрая, с юмором история, но — увы! — не новая. И, как почти всегда с нарративами, рифма есть, к технике придирок нет, но это не стихи.
(Вы ещё помните про IMHO, коллеги?)
11. За десять дней до свадьбы
За десять дней до свадьбы он сказал: «Я не готов». И крыть мне было нечем. Рубцом белела в небе полоса – гудящий лайнер небо изувечил. Я плакала у старых тополей во дворике, в субботней дребедени, где, путаясь в развешенном белье, расхаживали люди-привиденья. Какой-то дед – поддатый старый чёрт сипел: «Не хнычь. Мы тонем там, где мелко. Беда твоя, как молодость, пройдёт, пей залпом жизнь... И дай на опохмелку». Горланила старуха: «Лысый хрен, не лезь до баб – чужая хата с краю».
Здесь не было годами перемен, поскольку перемены всех пугают. И я клялась забить на мужиков, да ну их на, от них сплошное горе. Шумели птицы, тени облаков висели, как циновки, на заборе.
...Я шла домой, глотнув такую муть, что бил озноб, до жара пробирая. И так хотелось вечер обогнуть с безлюдного нехоженого края, упасть в траву, не думать, не спешить, смотреть, как в паутине муха бьётся, ползёт паук и тащат мураши в чужую даль расколотое солнце.
Здесь и нарратив и стихи, но беда-то в том, что в первой половине, где отчётливый нарратив, это не слишком стихи, а во второй половине, где натура автора-лирика возобладала, это уже стихи, но — не нарратив.
12. Старый портфель
Андрею Яковлеву, С глубокой благодарностью за тему
Этот старый портфель мне оставил мой муж-графоман. Он ушел. Он с другой. Мне от мужа на память остались Куча старых квитанций, пустой кошелек и роман. И обрывок письма – причитанья в расчёте на жалость.
Муж добился успеха: он нынче изрядно богат, Проживает у моря в большой беломраморной вилле; Та, другая, его подновила и усыновила: И рассказы его, и романы его - нарасхват!
Я порой их читаю: в них нет романтичных пустот; Героиня прекрасна и лжива, характер из стали. А писатель – плохой ли, хороший – невольно зеркалит Обстановку, любимых, мозаику мелких забот...
Ох уж эти заботы, таких бы мне полный карман! А в моем свищет ветер, от прошлой получки - ни цента. И недавно в жилище мое постучались агенты, Обещают деньжат - автор вспомнил про старый роман.
На страницах его - еле видимый отблеск звезды И нелепая девушка, помесь меня и Ассоли. Я не помню тугих парусов. Помню только мозоли. Помню злую тоску беспросветно-унылой нужды.
Если время пластами, то это - отвергнутый пласт. Все равно я его не отдам: пусть сулят миллионы. Неумелые строки и в жизни диктуют законы: Героиня пока что жива и роман не продаст.
С этим стихотворением мне было сложно решить. Здесь нарратив очень умело и мягко упакован в рифмы, но всё же мне видятся «зоны» — здесь нарратив, здесь лирическое отступление (предпоследняя строфа и, частично, последняя), здесь опять нарратив — частично в последней строфе. И эти переходы от одного к другому заметны и мешают твёрдо причислить стих к нарративам.
13. Озеро девичьих слёз
(легенда Кунгурской ледяной пещеры)
– Венчаться будем под землёй, – Он ей пообещал. – Скорее солнце дождь прольёт – Не верила речам. – Не выйду замуж. Не хочу! Зарок мой крепче льда. Нет дела до твоих причуд, Сказала ж: никогда!
– Венчаться будем под землёй… Ах, если б знать могла, Что драгоценности её Окажутся из льда! – Не выйду замуж. Не хочу! Зарок мой на века. Но усмехнулся Карачун: – Пойдёшь за старика.
– Ты хвалишь молодость свою, Какой же ты старик? – О чём сейчас я говорю, Потом поговорим… «Не выйду замуж. Не хочу!», – Забыв свои слова, В пещере к мужнину плечу Склонилась голова…
Где драгоценные дары? Лишь только груды льда! Смеётся муж внутри горы – Седая борода! «Скорее солнце дождь прольёт» – Воспоминаний жгут Озёрным берегом пролёг, А слёзы землю жгут…
Легенда, да, но не могу похвастать, что я её поняла до конца. И вот эти строки: «Забыв свои слова, В пещере к мужнину плечу Склонилась голова…» — ужасно мешают моему восприятию.
14. Ленивая невестка
У армян живёт в народе Презабавный анекдот. Хоть в моём он переводе Не совсем такой, как тот, Да и дня не та повестка, - Расскажу его для вас. Про ленивую невестку Нынче будет мой рассказ.
Сваты резали барана, Плов готовили в котле. Свадьбу весело и пьяно Отгуляли на селе.
Хороша была невеста, А жена – сплошная лень: Вечно то у ней сиеста, То простуда, то мигрень.
Сын женился – были рады: В доме пара новых рук. Сколько дел поделать надо – Ежедневно и не вдруг!
Дом прибрать, закрыть ворота, Паутину снять в углу… Все – в делах. Её забота – В нужный час прийти к столу.
Бережёт и холит пальцы. Не буди её, не трожь! Сколько будет продолжаться? Разобраться невтерпёж.
На невестку мать кивала. Муж, как уж, метался меж. Слово свёкра-аксакала: «Не работаешь – не ешь!»
Девка день поголодала – Не зовут её к столу. И с утра из поддувала Робко выгребла золу –
Так втянулась незаметно: Сытно ест, и вся в делах. И спокойно, и не вредно, А на праздник – впопыхах.
Минул год. И вот суббота. Двор кипит от суеты. «Отворяй, жена, ворота! Едут в гости к нам сваты!»
Дочь встречает на пороге. Рядом – новая родня: «Нет причины для тревоги. Всё прекрасно у меня!»
В доме, вымытом до блеска, Папке – чуть ли не к столу – Молоток несёт невестка, Родной матери – метлу:
Заработать на застолье – На закуску и кулеш. «В этом доме с «хлебом-солью» Не работаешь – не ешь».
Гладко зарифмованная дидактическая рассказка. Нового в сюжете нет, и это всё же не стихи. Забавный финал очень украшает рассказку.
15. Дон Педро
.............. Рушится, рушится мир, как афера, .............. Вера – не та, и владыки – не те. .............. И разгорается свет Люцифера .............. Чтобы Христос не плутал в темноте. ..................Михаил Анищенко-Шелехметский
У дона Педро полувзрослые дети тусят в лондонах и парижах. Сам дон Педро, похожий на плюшевого медведя, имеет грыжу, наел диабет, нажил недвижимость где-то в Испании (по слухам – на Бали), конфетный заводик и партию, члены которой его за…долбали. Дон Педро любит удить осетров в собственном маленьком море. Сядет под вечер на берегу, закинет невод, затянет «Ой там, на горі…» Пару банок икорки выловив, ковыляет в хибарку свою о двух гектарах, валится в кресло и диктует фантасту знатному правдивые мемуары. Дон Педро дружит с рокфеллерами, но ручкается (по сценарию) со смердами… В общем, жизнь у него далеко не сахарная, а тоска смертная… *** Стучит свистящий ветер веткой тонкой в окно, где скоротечно зреет онко. А время сквозь отверстие иглы под взглядом по-ребячески пытливым перетекает в вену торопливо и пахнет, как лимонная полынь. Кривит душою док, что всё в порядке. Сентябрь рисует в призрачной тетрадке кораблик, на котором поплывёт мальчишка из палаты номер восемь в последнюю непознанную осень пока не остановит реки лёд… *** Мама ребёнка криком колотит в двери строения, размером с дворец: – Дон Педро, ответьте! Оплатите лечение ради Христа! Вы ведь поймёте, у вас тоже есть дети! В окружении мускулистых клыкастых дрессированных молодцов дон Педро выступает навстречу, натянув участие на расплывшееся лицо. – Что, слуги народа не в силах помочь? – сочувственно машет породистой головой – Ничего, Бог поможет. Завтра же в храме помолимся всей семьёй. Вера – она посильнее монеты! Он делает повелительный знак обслуге. Подносят коробку... – Вот вам конфеты.
Исключительно мастеровито написано, с учётом обычных требований и даже предпочтений жюри – я имею в виду лирическую перебивку, призванную вызвать сочувствие и жалость, и финал, призванный усилить эти эмоции цинизмом дона Педро. Но это стихотворение не вызывает у меня никаких эмоций: я слишком хорошо вижу механизм воздействия. И я не вижу здесь развития сюжета, а скорее — описания: вот дон Педро, вот больной мальчик, вот плохой дон Педро отказал маме мальчика в помощи…
17. паника пассажира титаника
у меня паника паника паника а ты что лыбишься девица я пассажир пассажир титаника я знаю что с нами случится
выпустите не держите меня в каюте дайте сойти на берег и вы все умрете умрете люди не доберетесь до америки...
психа ссадили как он и просил просто спихнули с трапа титаник гудками отход пробасил торжественно отчалил... слабо
вослед шептал пассажир: бараны вы все умрете умрете... в больничке ему обработали раны позаботились об идиоте
Это один из стихов, которые я взяла в шорт на третье место. И здесь автора не узнать невозможно. Крошечная, но очень яркая миниатюра, почти буквально в двух словах рассказывающая инцидент при отплытии Титаника. Мне показалось, что – с учётом авторского стиля – это вполне и стихи, и нарратив. А может быть, она потому и яркая такая, что в ней ни одного слова, не работающего на сюжет и на эмоцию.
18. Львиное
Пиха*. Львиная скала. Новая Зеландия.
Много лет ходил в морях капитан. Ветхий дом его корнями зарос, Утонули стены в диких кустах, А на крыше свил гнездо альбатрос.
И когда моряк вернулся домой, В городок увитый сонным плющом, Горожане удивились: «Живой?», Не узнав его под рваным плащом.
Не один вернулся он, на цепи Вёл огромного лохматого льва, Прогибался подо львом старый пирс, Потекла по переулкам молва -
Мол, не лев это - заморский король, Заключённый в зверя злым колдуном, Был он, якобы, смельчак и герой, Но расспрашивать боялись о том.
Поселился капитан возле дюн, В старой хижине с окном на залив, Часовым служил у дальних лагун, Лев был смирным и старик - не болтлив.
Жизнь катилась - за волною волна. Убаюканный дремал городок. Вечерами пел варган из окна, Из трубы струился легкий дымок.
Но однажды в этот рай на земле Прилетел свирепый жуткий тайфун, Шквальный ветер выл, как сотни гиен, И дома трепал, как в поле траву.
В шуме волн, под ураганную дробь Лев метался, умудряясь спасти Где ребёнка, где взметнувшийся кров, Подбежать не мог, пытался ползти...
За неделю все разнёс ураган, Но никто, по счастью, в нем не погиб, А когда забрезжил свет в облаках, Под обломками сверкнули клыки...
Друга дед в песок на пляже зарыл Да и сам он тем же летом зачах... Только слышится с тех пор львиный рык Перед штормом, над водой, по ночам.
* Пиха - посёлок в черте города Окленд Навеяно пейзажем во время прогулки с собакой.
Трогательная история, рассказанная просто, без надрыва и педалирования эмоций, А поскольку это, по моим ощущениям, история «от автора», она не вызывает у меня раздражения, как зарифмованный анекдот, побасенка, рассказка. Здесь есть авторское чувство и отношение. Технические шероховатости есть, но их совсем немного.
19. На том мосту, где чёрная волна
В мостах войны нам нет нужды Михаил Дудин
На том мосту, где чёрная волна, Алесь и Янка молча расходились... Кричала выпь - и падала ветла на берег левый, выстеленный илом. Смешливый Янка, сдержанный Алесь, один с Будённым, с белыми братушка; а в детстве рядом - в праздник и в болезнь, одни на братьев санки и подушка. На берег правый капала смола... Алесь и Ян расстреливали жалость. Луна слепая путалась в стволах, пока от хаты матушка бежала...
Это стихотворение – тоже из шорта, третье место. В нём стихи чуть не погубили нарратив, но он всё-таки есть, и, наконец, получился, на мой взгляд, симбиоз стиха и нарратива. Может быть, это удалось потому, что и сюжет короток и лаконичен, и стихотворение тоже «не давит массой». Всё сошлось.
20. Вот - девушка легки её шаги
Вот - девушка легки её шаги И неустойчив шаг - Она на каблуках, Её несет весенний, тёплый ветер, Её слепой лишь только не заметит, А если - зрячий - тотчас же погиб.
Вот это юный Гиви у метро, - Приметный здоровяк И кепи на бровях, Он продаёт мимозы, - сделал милость: Поймал девчонку, как же? Оступилась! Краснеют и молчат под Муммий Тролль.
Вот это город грязный от весны, Он пьёт безудержно капель И ждёт апрель, Он порскает из лужи воробьями, Авто - кидает под колёса - ямы, Здесь всё понятно - тут весна, ясны
Глаза девчачьи...Гиви утонул. Сердца стуча частят Он у нее в гостях: Он и она, квартира на Таганке. По мартам все немного полигамны... Мимозы - даром?! Ощущать вину
По силам ли мальчишке у метро? Тут песни продают И "утекай" поют, Уносит ветер звуки Муммий Тролля... Эй, как вас там?! Пожалуйста, не троньте!, - Красавец Гиви взялся за бедро.
И это – третье место в моём шорт-листе. О, вот это – интересная штука. Это ведь сценарий — вот написана раскадровка. И — тоже очень кинематографический приём — открытый финал. Какая интересная идея, она снижает давление нарратива на стих, даёт стиху бо́льший простор для дыхания. С другой стороны своеобразный, непривычный ритм стиха словно подталкивает движение действующих лиц. И если бы отполировать синтаксис, было бы не меньше, чем второе место у меня.
21. Другая жизнь
Другую жизнь я знала, чёрт возьми, но был разрушен прежний хрупкий мир чудовищем, ко мне на чай зашедшим. Как друга усадила за свой стол - такой он вызывал во мне восторг, была гостеприимной, доброй, щедрой...
Однажды он меня назвал женой. Но только оказалось - жён полно у этого нахального злодея. Когда узнала правду - след простыл. И деньги снял, и сжёг мечты-мосты. Живёт себе, а я на что надеюсь?
Счастливые мгновенья берегу. Пытаюсь боль уменьшить, гнать тоску, мечтаю излечиться поскорее. Беру судьбой подкинутый тайм-аут - меняю цели, средства и устав. Итак: одна живу, одна старею.
Когда же просыпается во мне особа, что в десятки раз сильней, особа, что научена летать, то я взмываю к белым облакам, несёт метла и цель моя близка - чудовищам никто не виноват.
Звенит будильник. Я легко встаю. А за окном разлит небесный брют. И мир другой. И я совсем не та. Напротив дом, цветные этажи, цветная, мной придуманная, жизнь. Живу, жива... Двенадцать лет спустя.
Ну вот и здесь тоже сочетаются, но не сливаются фрагменты нарратива и стиха. И есть некоторые технические шероховатости, среди которых упомяну одну, ритмический сбой в первой строфе: «Как друга усадила зА свой стол» — я всех уже достала, повторяя, что нужо читать с фразовым и ударениями, а не скандировать по стопам. И я так и делаю всегда. Но здесь я не сумела перескочить через этот спондей.
22. Баллада о братьях
В каждой легенде песней звенит тоска, В каждой легенде пленницей бьётся боль.
Жили два брата в доме у чёрных скал, Жили два брата там, где шумит прибой. Вместе они рыбачили на заре, Вместе дрались на палках, как на мечах. Младший был весел, смел и не в меру резв, Старший в ненужных спорах всегда молчал. Старший был первым в драке и ремесле, Младший смотрел на море и видел даль... В летнюю ночь ушёл за мечтой вослед, Брат же остался рыбу ловить и ждать. Солнце по небу мерно ведёт свой круг, Рифы ласкает лёгкая пелена. Видно, у рока слишком характер крут, Он, не колеблясь, плату возьмет сполна. Умным опять придётся юлить и врать, На простаков поглядывать свысока... Чу! Пробудился снова коварный враг, И к рубежам страны подошли войска. Низко склонился месяца острый серп, Словно предчуя близость кровавых жатв. Старший оставил лодку, оставил сеть, Чтоб, не жалея, кровью гасить пожар. Где-то у моря, если молва не врёт, Где беспокойный ветер всегда игрив, Выехал всадник на вороном вперёд, Ловкий и хищный, словно приморский гриф. Было тепло и пасмурно в ноябре, Так, как бывает редко в преддверье зим. - Ну же, найдётся здесь хоть один храбрец, Тот, кто сумеет в битве меня сразить? Меч мой довольно жизней успел забрать, Имя моё клянет не одна вдова... Выйдя, промолвил старший: - Сразимся, брат. Младший ему с усмешкой сказал: - Давай. Будто потоком вымыло накипь лет, Будто с рассветом тайной пройдя тропой, Братья, как прежде, замерли на скале, Снова, как в детстве, дракой решая спор. Кружат, в защите тщетно ища изьян, Не прозевать стараясь ответный ход. - Здесь твой очаг и дом, здесь твои друзья, Нам безразлична тяжесть твоих грехов, - Зло и добро с начала таятся в нас. Выбор, увы, не каждому по плечу. Если за славу вышла такой цена, Что ж, я согласен. С лёгкостью заплачу. К битве призвав, над полем взревёт труба, Чёрная птица - будто стежок на льне. Старший не воин, старший - простой рыбак, Младший теперь намного его сильней.
Чем завершилось, можно ли угадать? Сколько с тех пор эпох обратилось в прах. Песне неважно, кто победил тогда, Песни поются только о тех, кто прав. Бардам слагать легенды не привыкать, Славить в стихах героев былой поры. Память о старшем переживёт века, Мало кто вспомнит, кто был тогда вторым.
Тоже третье место в моём шорте, и это меня саму ошеломило и огорчило. Это единственный автор из всех, кого я знаю, кто пишет именно нарративные стихи. И это тоже — не рифмованная легенда, а именно стихотворение, повествующее о… И вот здесь — огорчение. Сюжет стар, как мир, он многажды рассказан и написан. И, к сожалению, в стихотворении нет ничего, что бы оправдало очередной пересказ. Но написано-то здорово!
23. Слушай, расскажу
Ладно, так и быть, слушай, расскажу. Вспомнить – повернуть в ране ржавый гвоздь. Дача, шашлыки, первый майский жук. Не узнать теперь в шутку ли всерьёз муж сказал друзьям: - Не могу, устал, скрыться бы куда, чтобы не найти и проспать лет сто, да ещё пол ста. Веришь или нет, дней и десяти, не прошло с тех слов, как пришла беда и погиб мой муж. Все жену винят. Не хотела жить, ходят по пятам. Выла по ночам: - Забери меня! Призраком скользнёт в полную луну, у входной двери встанет и молчит. Но с собой не брал. Знаешь почему? Время не пришло савана парчи. Как потом жила мёртвая душой? Снами наяву из последних сил. Дочку родила. Год второй пошёл. Только всё одно — белый свет не мил. На Касьянов день, ветреный и злой, на краю весны с криком воронья, я и не ждала, он пришёл за мной. - Будет жутким год, омут – полынья. Не по силам груз. Так не стоит ждать... - Рада бы уйти, если б не дитя. Руку протянул, рот упрямо сжат. - Не пойду, прости. Не могу, нельзя.
Не жалей меня ни сейчас, ни впредь. Что мои слова, что собачий лай. Если суждено боли не стерпеть, Об одном прошу: дочку не бросай.
И вот этот нарратив тоже уложен в стихотворение, и история не затрёпанная, по крайней мере, для меня. Но в нём многовато огрехов по мелочам. Очень неудобная инверсия в строке «Время не пришло савана парчи…», препинаки не все и не везде , где нужны, не «пол ста», а «полста» нужно… Это мешает восприятию.
24. рмагеддон
…электрик, как и Господь, предпочитает творить с утра пораньше, на свежую голову. Терри Пратчетт, Нил Гейман, ещё там кто-то…
--------------
Понедельник.
Рабочий первый день. Пришёл пораньше, безлико было, тихо и черно. В начале слово было, слово «страшно», всё было темнотой поглощено… Хотелось спать, достали мраки-нервы, отгородил потёмки от сует, забыл про водку: день рабочий, первый, проводку починил: да будет свет!
Вторник.
Второй рабочий день, пришёл попозже. причина – дождь, похмелье. Отмечал вчерашний день, а что, я, боже, тоже – отвёрток чёрт, шурупов идеал. Налаживал полдня сегодня «небо» (у шефа обвалился потолок, натянутый сумбурно и нелепо): совсем не ветхий, новый свод потёк...
Среда.
Рабочий третий день, пришёл, как надо, впервые в жизни суши заказал, взглянул на техзадание в наряде. Вкрутил плафоны, заземлил VIP-зал. Домой приехал поздно. И впервинку полил цветы, одетые в кашпо, а за окном муравились травинки. Был вечер, выпил виски. Хорошо.
Четверг.
Рабочий день четвёртый, создал «солнце»! (в отделе кадров люстру заменил), купил светодиоды у японцев, немного торговался… заКурил. Домой приехал рано, на рассвете (открыли новый ресторан «Луна»). пытаясь спать, разgooglивали дети, пытаясь не дремать, спала жена.
Пятница.
Рабочий пятый день. Пришёл, чтоб выпить, – устал до лампочки от невезух. Я постепенно превращаюсь в птицу – с утра сова, а к вечеру – петух. Кивая клювом, фазы переправил, Перепаял, я ж канифольный бог. Орёл степной… без правил и скрижалей… Был вечер, было утро, Было плохо…
Суббота.
Рабочий день шестой. Проспал, короче. Включил вполоборота дурака – Босс озверел, но я чернорабоче Исправил этот свет, и тот – слегка… А к вечеру достало пресмыкаться, К соседке напросился на ночлег, Подвыпили, а после на матраце Под Глинку сотворяли человека…
Воскресение.
Обычный выходной, поспать бы дольше… Но будят дрели, дети и дела. На улице пресёк гоморр дебошный, Содом в курилке молча разогнал. Соседи сверху затопили, твари. Не ноя, заказал гидробетон… Два ролла, хлебцев пять – отдал кошаре.
Перегорела лампочка-неон на вывеске кафешки
«..рмагеддон».
Второе место в моём шорт-листе. Интересно, нарративно, написано мастерски. Много приятных изюминок, рифмы хорошие, интересные. С пунктуацией тяжеловато местами. Я отчётливо понимаю, что это то, что называют «авторской пунктуацией», но всё же, всё же… Ну не стоило в одном предложении нанизывать одно двоеточие на другое… Ыххх
Вот и всё. И я искренне надеюсь, что, памятуя об IMHO, в тех местах, где вы думаете иначе, вы вспоминали, что каждый человек имеет право на своё собственное мнение. И желаю всем-всем пишущим на Литсети успехов и удачи во всём:)))
Мурр, спасибо большое за обзор. Если я правильно поняла, у Вас возникли сомнения в нарративности всего стихотворение из-за вкрапления не нарративных элементов. Скорее всего, Вы правы: я впервые узнала это слово благодаря теме конкурса.
От автора 21 Мурр, спасибо за мнение. Про нарратив даже не знаю, что и сказать - на этом конкурсе слово услышала чуть ли не впервые, мне каж, но не берусь утверждать. Писать спецом на заданную тему оказалось сложно. Про ритмический сбой - ой! - главное, что опорные не пострадали) Про другие шероховатости можно вслух? Я буду ждать)
Таня, так ведь ничего плохого нет? Всё-таки, на мой взгляд, нарратив в поэзии - такая очень левая, очень побочная и достаточно хилая и корявая ветвь. Я вот так и не поняла, есть ли у меня самой нарративы. Ладно, чуть только отдышусь:)))))
Михаил, пожалуйста не обижайтесь! Я ведь не ставила целью кого-то обидеть, поцарапать... Там, с этой головой, действительно неловко получилось. Если бы я его читала не в качестве члена жюри, обязательно написала бы.
Ну, что вы, Murrgarita! Ни каких обид, даже в мыслях не было, наоборот я всегда благодарен за замечания. Просто, когда занят, я бываю краток в высказываниях.
Приветствую Вас Рита! Конечно, Вы очень рисковали, запустив в адрес анонимного автора вот это высказывание "...рифма есть, к технике придирок нет, но это не стихи". Но Вам повезло, что Вы попали в меня:) Не впервые слышу в свой адрес, что пишу не стихи, а зарифмованные рассказики. Короче, включаю Вас в галерею судей, которые высказались подобным образом в адрес моего высоко-поэтического нарратива:)
Ну, Виктор, я всегда готова ответить за свои слова. Если считать, что стихи - это непременно поэзия, а не любые рифмованные столбики... Собственно, именно это я имела в виду. Очень милая история, рассказанная в рифму. Вы знаете, что я ценитель Вашего юмора - потому что он юмор, а не грубое нечто. Но всё же больше мне нравятся другие Ваши стихи. Если нужно, завтра я пороюсь и найду стихи, которые мне очень понравились у Вас, но это были не шуточные стихи.
Рита, я Вас вовсе не призываю отвечать за свои слова. Тем более, что Вы правы: "Очень милая история, рассказанная в рифму". А поэзией принято считать нечто иное. Буду рад, если Вы в моих загашниках откопаете пару-тройку поэтических образцов:)
Ну бросьте, Виктор, пожалуйста! Их есть у Вас, и немало:) Да вот хоть "В другом измерении" - но честное слово, так жаль, что горестный конец... Сама пишу бесконечный депресняк,(получаю за это по макушке), но почему-то хочется в стихах коллег встречать светлое - радостное или печальное - но без мракушности. Вот такая я эгоистка:)))
Да вот хотя бы и "Сахарная женщина", или "Хоть бы хны"
И обязательно - "Без определённого места жительства". Грустное, совсем грустное, но как без него?
Так что - зря Вы кокетничаете, всё у Вас имеется:)))
Удивила ты меня, на самом деле :) Во-первых, не новое, потому что прежде был Дюрренматт :))) И по технике - сёжтаке "ни" ударное, как минимум, никаким фразовым ударением не оправдать :))) Но приятно... Что неожиданно не ругала :))) Пасип те:)
Раз - Дюрренмат... Но честно говоря, я о нём не вспомнила, когда обзор писала. А дальше - ты много насчитаешь буквально таких же историй? Про "ни" - даже не начинай снова, я буду тупо повторять - а ты не скандируй и - ла! - фразовые ударения.
Ой-ой, можно подумать, я всё подряд ругаю... Ты мне имиждь-то не порть:)))))
Да это сюжет любой гражданской войны, чего там... Но у Вас всё хорошо сошлось - стихи с сюжетом, сюжет со стихами:))) А что меня за место благодарить - за третье-то? Но в любом случае - хорошее оно у Вас, понравилось мне.:)
Спасибо Мурр) с препинаками права))) помогли:) рифмы и техника ну легка беда начало) главное что запомнилось и ты уделила ему немало внимания а дальше будем поглядеть -:))
Зато какой...
Маргарита, спасибо! )))
Оно мне понравилось:)
Гладких (14/08/20 23:14) •
Но на мой вкус, оно от этого только выиграло, хотя и не в этом конкурсе:))
Мурр, спасибо за мнение. Про нарратив даже не знаю, что и сказать - на этом конкурсе слово услышала чуть ли не впервые, мне каж, но не берусь утверждать. Писать спецом на заданную тему оказалось сложно.
Про ритмический сбой - ой! - главное, что опорные не пострадали)
Про другие шероховатости можно вслух?
Я буду ждать)
Я вот так и не поняла, есть ли у меня самой нарративы.
Ладно, чуть только отдышусь:)))))
Я ведь не ставила целью кого-то обидеть, поцарапать...
Там, с этой головой, действительно неловко получилось. Если бы я его читала не в качестве члена жюри, обязательно написала бы.
Приветствую Вас Рита! Конечно, Вы очень рисковали, запустив в адрес анонимного автора вот это высказывание "...рифма есть, к технике придирок нет, но это не стихи". Но Вам повезло, что Вы попали в меня:) Не впервые слышу в свой адрес, что пишу не стихи, а зарифмованные рассказики. Короче, включаю Вас в галерею судей, которые высказались подобным образом в адрес моего высоко-поэтического нарратива:)
Спасибо за обзор! Удачи!
Собственно, именно это я имела в виду.
Очень милая история, рассказанная в рифму.
Вы знаете, что я ценитель Вашего юмора - потому что он юмор, а не грубое нечто. Но всё же больше мне нравятся другие Ваши стихи. Если нужно, завтра я пороюсь и найду стихи, которые мне очень понравились у Вас, но это были не шуточные стихи.
Их есть у Вас, и немало:)
Да вот хоть "В другом измерении" - но честное слово, так жаль, что горестный конец... Сама пишу бесконечный депресняк,(получаю за это по макушке), но почему-то хочется в стихах коллег встречать светлое - радостное или печальное - но без мракушности. Вот такая я эгоистка:)))
Да вот хотя бы и "Сахарная женщина", или "Хоть бы хны"
И обязательно - "Без определённого места жительства". Грустное, совсем грустное, но как без него?
Так что - зря Вы кокетничаете, всё у Вас имеется:)))
Удачи!
Но приятно... Что неожиданно не ругала :))) Пасип те:)
Про "ни" - даже не начинай снова, я буду тупо повторять - а ты не скандируй и - ла! - фразовые ударения.
Ой-ой, можно подумать, я всё подряд ругаю... Ты мне имиждь-то не порть:)))))
А сюжет - почти из нашей теперешней... жизни.
А что меня за место благодарить - за третье-то? Но в любом случае - хорошее оно у Вас, понравилось мне.:)