Нарратив, как известно, придумали японцы масоны французы… Ну, извращенцы, чего от них хорошего ждать? Мы с ихних верлибров-то до сих пор не отошли и нервно икаем. А ведь ещё сам Самуил Яковлевич ванговал… Хуже того, нарратив даже не придумали, а самым подлым образом скоммуниздили у почтенных историографов, которым он был не то чтобы сильно нужен для мебели, а так, чисто поюзать в историческом процессе. Да и коммуниздил не абы кто, а эта ваша насквозь гнилая постмодернистская шайка-лейка. Час от часу не легче. В общем, с самого начала ежу было понятно, что нарративно-конкурсная затея к добру не приведёт. И не привела, что характерно. Ежели в начале процесса приёма работ глубокоуважаемый и в меру почтенный (в узких кругах) Алекс Фо ещё как-то пытался скрести передними лапами лютую чухню и отбрыкиваться задними от наскакивающих со всех аккаунтов любителей хранцузовщины, то и он вскоре сдал позиции и махнул в безнадёге всеми четырьмя конечностями: делайте, мол, чо хотите, а я умываю хвост. Начало не очень обнадёживающее, я понимаю. Поэтому попрошу нервных, беременных, одержимых и впечатлительных котов отодвинуться от мониторов за пределы социальной дистанции. На самом деле поэтический нарратив не так страшен, как его малюют. Грубо говоря, это рассказ в стихах, что для многих неискушённых авторов оказалось новостью. Ну, действительно, ведь он же – НАРРАТИВ. Какие там просто сюжеты-действия? Нет, определенно, кругом засады! Поэтому лучше перестраховаться и забросить на конкурс что-нибудь этакое, сборно-соляночное и трудно классифицируемое. Авось и пронесёт нелёгкая. Но вернёмся к нашим французам. В классической лирике герою вполне дозволительно только и делать, что сидеть на попе ровно, рефлексируя о жизни тяжёлой очень. Т.е. описывать и рассуждать (вспоминаем три типа речи). В нарративе же ж на передний план выходит повествование и классическое «Что? Где? Когда?» Нет, описания и рассуждения тоже вполне допустимы, но в меру. Но увы, краёв мы зачастую не видим. Поэтому многие конкурсные работы, пожалуй, можно назвать нарративными очень условно.
1. Апокалиптическое. Разговор у костра
"Весь мир лежит в руинах. Человечество почти полностью истреблено. Радиация делает полуразрушенные города непригодными для жизни. Последние люди на планете, они живут в Московском метро — самом большом из когда-либо построенных противоатомных бомбоубежищ. В последнем убежище человечества." (с) Дмитрий Глуховский
—Отец, расскажи мне про прежнее, мирное лето! —Да что говорить, просто было светло и тепло... —Теплее, чем тут у костра? — Да, гораздо теплее! Казалось, что будто на противне жарилась плоть. Ходили мы с мамой твоей за едой в магазины, Бывали на танцах, в кафе и, конечно, в кино, Гоняли на автомобиле, линчуя резину, Короче, тогда отжигали по полной, сынок. А помню однажды купались беспечно в пруду мы, И так загорели на пляже, как черти в Аду! Так счастливы были, что даже не смели и думать, Какие кошмарные к нам перемены придут... Что чёрная сажа и дым от пожаров и взрывов Займут стратосферу и Солнце с Луною затмят, И лишь мухота, червяки, тараканы и крысы Останутся вместе с людьми на планете Земля; Что Бог, наблюдая за битвой последней из Рая, Случайно на ужин отведает ядерный гриб, И в праведном приступе гнева людей покарает, Мгновенно устроив ответный, изящный блицкриг - Призвав на подмогу отборный отряд Абаддона, Он с ним заморозил поля, города и леса... —Отец, неужели в метро мы застряли надолго? —Не знаю... Господь, я уверен, не знает и сам.
По форме почти себе нарратив. Хотя сюжетная линия довольно-таки размыта.
2. Записки слушателя
Письмо первое
Здраствуй, Деда, как твои дела? Как там город Че? Пока дымит? Кошка Машка снова родила? На погоду вновь радикулит? У меня, Дедуль, всё хорошо, Отмечал недавно юбилей. Ровно месяц, как сюды дошёл, И принЯли в "Школу Рифмачей". Правила, конечно, завалил, Универов, знаешь, не кончал. Педсовет, немного пофлудив, В класс с пометкой "разгильдяи" взял. Строгости - в церковно-приходской, Здесь же слабопишущим лафа. Студиозов выпорют порой, Нас пока ни-ни, мы детвора. Да, на днях был новый поворот - Плёл физрук зачётные слова: Мол, студентов тут невпроворот, А таких балбесов - двадцать два. Ладно,чуть попозже допишу, Нужно четче мысли выражать. Только я пока что не могу Препинаки верно расставлять. В общем, старче, ты там не хворай, Знай, что помнит о тебе внучок . "Страхи с чувством юмора встречай!" - Продиктовал цитату свыше. Бог...
Что-то из вагантов. Последняя строчка выбивается из размерной схемы.
3. И он говорит...
И он говорит: в этом нету твоей вины. И молча обратно ставит на пьедестал. Кому, говорит, королевы в слезах нужны? Давай, говорит, выдыхай, посчитай до ста.
И что из того, что там кто-то не то сказал? Такой, говорит, королевский тернистый путь. Бросай в чемодан свои платья и на вокзал, И то, васильково-синее, не забудь.
Возьми, говорит, из июня свои духи. Забей в телефоне неправильный puk сто раз. Сову не забудь, камни с моря, ещё носки И так, чтоб в ушах духовые играли джаз.
Послушно иду. На последний беру билет. Я трон оставляла за пару недель раз пять. К чертям церемония проводов, этикет,
Смеясь, поправляю нимб и учусь считать.
Нарратива в этом произведении, на мой взгляд, всего ничего. О чём речь, тоже не вполне понятно.
4. Сказка о Хаврошечке
В далёкой стране стародавней порой девúца жила-не тужила, не так, чтоб красотка, но в глазках огонь, и свежее личико мило. Кругла, пухлощёка, но, главное - дар: чудесней, наверно, не пели. Не голос, а нежный прозрачный нектар, звучал - замолкали свирели. В глуши не развиться таланту её - отправилась девушка в город, а там худо-бедно, но каждый поёт, кто соло, кто трио, кто хором. Попала девица на главный турнир танцоров, певцов, менестрелей. Кривлялся ведущий, обличьем - сатир, неделю, другую неделю... Забыли отметить: Хавроньей (да-да!) звалась голосистая дева, к чему отрицать - грубовато. Тогда её нарекли Женевьевой. Сказали несчастной Хавронье: худей! (ах, нет, Женевьеве, конечно), оставили семьдесят фунтов костей, пошили другую одежду. ...Теперь на лицо страшновато смотреть - излишки придётся отрезать... Отрезали четверть, оттяпали треть, ну вот, поглядите - принцесса! Ой, губы пропали... Давайте пришьём, в корыте обрезков немало. Хавро... Женевьеву опять - в забытьё, там хрящики вшили, тут - сало. Очнулась певица, но голос исчез, скорее всего, от восторга. По счастью, помог одарённый певец - племянник Хаврошечкин, Жорка. Примчался, пропел за кулисами - рот синхронно Женú разевала. Мальчишку - на сцену! Убрать бы живот... И всё завертелось с начала.
Фабрика звёзд без купюр, с прологом и эпилогом. :)
5. немимолётное виденье
За виртуозами былого – красот, длиннот, словесной вязи – крадись, в надежде вызнать слово, по проходным дворам фантазий(с)
Дорога в офис… Утром рано поймав свободную минутку, к окну прижатый полной дамой, ты сочиняешь стих в маршрутке. По капле давишь вдохновенье, рулит сюжетом кардинально не мимолётное виденье, а приземлённая реальность. У дамы полтора сиденья, а у тебя 0,5 в остатке. Совсем нечудное мгновенье трагичный миг её посадки. Когда ж она, расставив локти, захочет покопаться в сумке, всё окончательно испортит – ты отречёшься от задумки… решишь, вот если б ехал в дрожках ты с тростью, как великий Гений… тогда и смог заметить может хоть что-то в дивном воплощенье. взор привлекли бы дамы-душки в парче ли, бархате, атласе… Но век другой, и ты - не Пушкин, и труд стихи писать напрасен…
Думаю, что нарратива в произведении почти нет. Действий мало, всё больше описание и рассуждение.
6. Оловянный солдатик
Всегда у дедушки на даче Я должен что-нибудь искать: Не помнит сам, куда запрячет, Спохватится лет через пять.
Вот он собрался на рыбалку — Грузило разыскать изволь. Я - со спортивною закалкой, А значит - вмиг на антресоль.
А там годами хлопья пыли Спокойно дремлют по углам, Три поколения копили Невероятно ценный хлам:
В большой консервной круглой банке Лежат старинные значки, Стекляшки, ручка от шарманки И деревянные волчки,
На дне - игрушечный солдатик Как символ векового сна... Вот он, пожалуй, очень кстати: Он и грузило, и блесна!
Прошло чуть больше полувека, Хоть он игрушка, но герой! И что теперь? Ныряй-ка в реку, Раз шанса нет вернуться в строй?
Быть может, смерть ему грозила, Мундира он не посрамил! Найду я гайку для грузила. Спи, Оловянный... Миру — мир!
Эх… Прямо беда какая-то с нарративом. :(
7. Гадкий Билли
Мы были молоды, были живы - сквозь мрак и холод мы шли вперёд, а гадкий Билли твердил слезливо, что невозможно найти проход.
Ни спичек не было, ни палаток, но каждый делал, что должен, сам - и только Билли дрожал и плакал, скуля в безмолвные небеса.
Однажды встретились мы с врагами, они скрутили нас всех, смеясь, а Билли тихо лежал за камнем, закрыв глаза и молясь - "не я..."
Нам дать задание обещали - потом домой отпустить, живых. Сказали - сбросьте, кого не жалко! И Билли, падая в пропасть, выл.
Нас не убили и нас не били, а провели под большой горой. И мы вернулись, уже без Билли, но всем сказали, что он герой.
Глаза, скорбя, опускали долу: мы б не вернулись, когда б не он. А в честь него мы назвали школу, два сквера, площадь и стадион.
Теперь мы все - должностные лица, нас уважает простой народ. Вот только Билли - он вечно снится и гадко шепчет, что всех нас ждёт...
Нарративно. Поучительно. Но не совсем понятно, ху из мистер Билли?
8. Дульсинея
У нашей Дуси дел всегда по горло. Спешит на поле – это наперёд! Наловит в банку гусениц-дурёх! И кормит их то листиком, то мёдом.
Ей в детстве рассказали: за колхозом звезда упала – эдакий реликт – ба-бах на мириады нимфалид. Здесь, на земле, они учились ползать... А Дуся тоже с детства инвалид.
Бывало, на завалинке вечерней всё смотрит в небо – звёзды далеки... Глаза болят, но пальцем не с руки искать дыру средь звёзд – судьбы чернее.
Чтоб легче было – вычертит квадраты, их просто называет – Раз, Два, Три... На небе столько звёзд, как сил внутри, хотя съедают силы «супостаты».
Пора кормить своих пушистых бестий. Бочком встаёт, сметая «звёздну пыль». Потом расскажет – дедушка Имиль нашёл, с горох, мельчайшее созвездье...
Назвал его красиво – Дульсинея! А Дусенька теперь, чуть свет – ползёт, показывая куколкам полёт и крылышки торчащие на клее...
Я бы сказал, что нарратив с большой натяжкой.
9. Обнуление
Однажды в студёную зимнюю пору... Николай Некрасов
Под крышей – сосулька, под носом – вторая. Помалу синею, как сказочный Кей. Огарок надежды в душе догорает, Букет хризантем леденеет в руке. Топчусь на бульваре. Мороз – минус двадцать. Ты шлёшь эсэмэску, что скоро придёшь. Как скоро? В детали не хочешь вдаваться. А я вместо куртки надел макинтош: Хотел пофорсить, но теперь замерзаю, Мутируя в снежный объёмистый ком... Приходит ещё эсэмэска от Заи: – Бегу! (И картинка со снеговиком) Она прибегает минут через тридцать: – Меня задержали клиенты. Прости! Киваю, но хочется мне материться. – Ты что так трясёшься? Неужто простыл? Купил хризантемы? Семь штучек? Не густо. Тебе говорила, что розы люблю? Молчу, но мои обнулённые чувства Сильней и сильней примерзают к нулю... Любовь переходит в режим "удалёнки". Домой шкандыбаю в седом парике, А вслед мне глядит снеговичка влюблённо, Держа хризантемы в беспалой руке.
Нарративно и жизненно. Финал улыбнул. :)
10. Пуговка
Он её до одури ненавидел! Ни дышать, ни есть, ни уснуть никак… Даже пуговку на потёртом твиде Так хотел сорвать и зажать в кулак!
Десять круглых пуговок – алых бусин – Словно капли крови легли на ткань. …Попытался выстрелить, только струсил, Вместо пули в спину – чумная брань.
Нелюбимый, жалкий… С душой пигмея, Неотвязной тенью скользящий вслед… От мечты несбыточной сатанея, Под заветной дверью встречал рассвет.
Знал, что зверю нужно скорее выйти Из подвалов тёмной больной души. …Незаметный с виду, как мелкий винтик В механизме, собранном за гроши.
Вожделел, выслеживал, караулил… Чтоб схватить за горло и пальцы сжать, Отмечая цепким зрачком горгульи: Закатилась пуговка под кровать…
По-моему, это уже совсем не нарратив. Где рассказ-то?
11. За десять дней до свадьбы
За десять дней до свадьбы он сказал: «Я не готов». И крыть мне было нечем. Рубцом белела в небе полоса – гудящий лайнер небо изувечил. Я плакала у старых тополей во дворике, в субботней дребедени, где, путаясь в развешенном белье, расхаживали люди-привиденья. Какой-то дед – поддатый старый чёрт сипел: «Не хнычь. Мы тонем там, где мелко. Беда твоя, как молодость, пройдёт, пей залпом жизнь... И дай на опохмелку». Горланила старуха: «Лысый хрен, не лезь до баб – чужая хата с краю».
Здесь не было годами перемен, поскольку перемены всех пугают. И я клялась забить на мужиков, да ну их на, от них сплошное горе. Шумели птицы, тени облаков висели, как циновки, на заборе.
...Я шла домой, глотнув такую муть, что бил озноб, до жара пробирая. И так хотелось вечер обогнуть с безлюдного нехоженого края, упасть в траву, не думать, не спешить, смотреть, как в паутине муха бьётся, ползёт паук и тащат мураши в чужую даль расколотое солнце.
Ну… Ладно, пусть будет такой нарратив, лиро-эпический.
12. Старый портфель
Андрею Яковлеву, С глубокой благодарностью за тему
Этот старый портфель мне оставил мой муж-графоман. Он ушел. Он с другой. Мне от мужа на память остались Куча старых квитанций, пустой кошелек и роман. И обрывок письма – причитанья в расчёте на жалость.
Муж добился успеха: он нынче изрядно богат, Проживает у моря в большой беломраморной вилле; Та, другая, его подновила и усыновила: И рассказы его, и романы его - нарасхват!
Я порой их читаю: в них нет романтичных пустот; Героиня прекрасна и лжива, характер из стали. А писатель – плохой ли, хороший – невольно зеркалит Обстановку, любимых, мозаику мелких забот...
Ох уж эти заботы, таких бы мне полный карман! А в моем свищет ветер, от прошлой получки - ни цента. И недавно в жилище мое постучались агенты, Обещают деньжат - автор вспомнил про старый роман.
На страницах его - еле видимый отблеск звезды И нелепая девушка, помесь меня и Ассоли. Я не помню тугих парусов. Помню только мозоли. Помню злую тоску беспросветно-унылой нужды.
Если время пластами, то это - отвергнутый пласт. Все равно я его не отдам: пусть сулят миллионы. Неумелые строки и в жизни диктуют законы: Героиня пока что жива и роман не продаст.
Принимается. На мой взгляд, стихотворению немного не хватает концентрированности, вполне можно было уложиться в три-четыре четверостишия.
13. Озеро девичьих слёз
(легенда Кунгурской ледяной пещеры)
– Венчаться будем под землёй, – Он ей пообещал. – Скорее солнце дождь прольёт – Не верила речам. – Не выйду замуж. Не хочу! Зарок мой крепче льда. Нет дела до твоих причуд, Сказала ж: никогда!
– Венчаться будем под землёй… Ах, если б знать могла, Что драгоценности её Окажутся из льда! – Не выйду замуж. Не хочу! Зарок мой на века. Но усмехнулся Карачун: – Пойдёшь за старика.
– Ты хвалишь молодость свою, Какой же ты старик? – О чём сейчас я говорю, Потом поговорим… «Не выйду замуж. Не хочу!», – Забыв свои слова, В пещере к мужнину плечу Склонилась голова…
Где драгоценные дары? Лишь только груды льда! Смеётся муж внутри горы – Седая борода! «Скорее солнце дождь прольёт» – Воспоминаний жгут Озёрным берегом пролёг, А слёзы землю жгут…
Нарратив. Зловещий такой нарратив. Но не зная первоисточника, сложно понять в полной мере всю трагедь бракосочетания в катакомбах.
14. Ленивая невестка
У армян живёт в народе Презабавный анекдот. Хоть в моём он переводе Не совсем такой, как тот, Да и дня не та повестка, - Расскажу его для вас. Про ленивую невестку Нынче будет мой рассказ.
Сваты резали барана, Плов готовили в котле. Свадьбу весело и пьяно Отгуляли на селе.
Хороша была невеста, А жена – сплошная лень: Вечно то у ней сиеста, То простуда, то мигрень.
Сын женился – были рады: В доме пара новых рук. Сколько дел поделать надо – Ежедневно и не вдруг!
Дом прибрать, закрыть ворота, Паутину снять в углу… Все – в делах. Её забота – В нужный час прийти к столу.
Бережёт и холит пальцы. Не буди её, не трожь! Сколько будет продолжаться? Разобраться невтерпёж.
На невестку мать кивала. Муж, как уж, метался меж. Слово свёкра-аксакала: «Не работаешь – не ешь!»
Девка день поголодала – Не зовут её к столу. И с утра из поддувала Робко выгребла золу –
Так втянулась незаметно: Сытно ест, и вся в делах. И спокойно, и не вредно, А на праздник – впопыхах.
Минул год. И вот суббота. Двор кипит от суеты. «Отворяй, жена, ворота! Едут в гости к нам сваты!»
Дочь встречает на пороге. Рядом – новая родня: «Нет причины для тревоги. Всё прекрасно у меня!»
В доме, вымытом до блеска, Папке – чуть ли не к столу – Молоток несёт невестка, Родной матери – метлу:
Заработать на застолье – На закуску и кулеш. «В этом доме с «хлебом-солью» Не работаешь – не ешь».
Нарративно и поучительно. Армянская сиеста резанула слух.
15. Дон Педро
.............. Рушится, рушится мир, как афера, .............. Вера – не та, и владыки – не те. .............. И разгорается свет Люцифера .............. Чтобы Христос не плутал в темноте. ..................Михаил Анищенко-Шелехметский
У дона Педро полувзрослые дети тусят в лондонах и парижах. Сам дон Педро, похожий на плюшевого медведя, имеет грыжу, наел диабет, нажил недвижимость где-то в Испании (по слухам – на Бали), конфетный заводик и партию, члены которой его за…долбали. Дон Педро любит удить осетров в собственном маленьком море. Сядет под вечер на берегу, закинет невод, затянет «Ой там, на горі…» Пару банок икорки выловив, ковыляет в хибарку свою о двух гектарах, валится в кресло и диктует фантасту знатному правдивые мемуары. Дон Педро дружит с рокфеллерами, но ручкается (по сценарию) со смердами… В общем, жизнь у него далеко не сахарная, а тоска смертная… *** Стучит свистящий ветер веткой тонкой в окно, где скоротечно зреет онко. А время сквозь отверстие иглы под взглядом по-ребячески пытливым перетекает в вену торопливо и пахнет, как лимонная полынь. Кривит душою док, что всё в порядке. Сентябрь рисует в призрачной тетрадке кораблик, на котором поплывёт мальчишка из палаты номер восемь в последнюю непознанную осень пока не остановит реки лёд… *** Мама ребёнка криком колотит в двери строения, размером с дворец: – Дон Педро, ответьте! Оплатите лечение ради Христа! Вы ведь поймёте, у вас тоже есть дети! В окружении мускулистых клыкастых дрессированных молодцов дон Педро выступает навстречу, натянув участие на расплывшееся лицо. – Что, слуги народа не в силах помочь? – сочувственно машет породистой головой – Ничего, Бог поможет. Завтра же в храме помолимся всей семьёй. Вера – она посильнее монеты! Он делает повелительный знак обслуге. Подносят коробку... – Вот вам конфеты.
Я бы сказал, что нарративом можно назвать в полной мере только третью часть произведения.
16. Новое платье
Новое платье - словно цветной зефир. Машенька в нём - принцесса. Куда надеть? Вот бы на бал, как Золушка! Танцы, пир! Мамочку взять и брата - грозу сердец. Только не папу: выпьет - и быть беде. Надо успеть вернуться домой к семи. Маше вбивают в голову каждый день: "Нет ничего на свете важней семьи".
Новые серьги к платью. Кольцо. Фата. Маша сегодня - Золушка на балу. Кончился страх! Теперь всё пойдёт не так! Принц, как мечталось, - весел, красив, неглуп. Он - идеал. Герой романтичных снов. Только один изъян - тяжела рука. "Лишь бы не пил..." А парочка синяков - К этому нашей Маше не привыкать.
Новая "Хонда"! Скорость! Как мир, стара зависть подруг. И горе внутри старо. Знает Мария цену таким дарам: вывих плеча и сломанное ребро. "Взять бы детей, умчаться на край земли!" - этих опасных мыслей как будто нет. "Нет ничего на свете важней семьи" - неоспоримый Машин приоритет.
То ли слепая кукла в чужой игре, То ли нарочно выбранная судьба... Шарфик, очки, перчатки, тональный крем... Часто ей снится Золушкин первый бал. Снятся другие жизни в других мирах. "Что-то сегодня ноет в груди. Ребро?.." ...Вместо подарка Машеньке в этот раз новые туфли, белые, купят в гроб.
Эх, сложно здесь найти этот ваш нарратив. Очень фрагментарно.
17. паника пассажира титаника
у меня паника паника паника а ты что лыбишься девица я пассажир пассажир титаника я знаю что с нами случится
выпустите не держите меня в каюте дайте сойти на берег и вы все умрете умрете люди не доберетесь до америки...
психа ссадили как он и просил просто спихнули с трапа титаник гудками отход пробасил торжественно отчалил... слабо
вослед шептал пассажир: бараны вы все умрете умрете... в больничке ему обработали раны позаботились об идиоте
Ну… нарратив присутствует, однако, маловато будет.
18. Львиное
Пиха*. Львиная скала. Новая Зеландия.
Много лет ходил в морях капитан. Ветхий дом его корнями зарос, Утонули стены в диких кустах, А на крыше свил гнездо альбатрос.
И когда моряк вернулся домой, В городок увитый сонным плющом, Горожане удивились: «Живой?», Не узнав его под рваным плащом.
Не один вернулся он, на цепи Вёл огромного лохматого льва, Прогибался подо львом старый пирс, Потекла по переулкам молва -
Мол, не лев это - заморский король, Заключённый в зверя злым колдуном, Был он, якобы, смельчак и герой, Но расспрашивать боялись о том.
Поселился капитан возле дюн, В старой хижине с окном на залив, Часовым служил у дальних лагун, Лев был смирным и старик - не болтлив.
Жизнь катилась - за волною волна. Убаюканный дремал городок. Вечерами пел варган из окна, Из трубы струился легкий дымок.
Но однажды в этот рай на земле Прилетел свирепый жуткий тайфун, Шквальный ветер выл, как сотни гиен, И дома трепал, как в поле траву.
В шуме волн, под ураганную дробь Лев метался, умудряясь спасти Где ребёнка, где взметнувшийся кров, Подбежать не мог, пытался ползти...
За неделю все разнёс ураган, Но никто, по счастью, в нем не погиб, А когда забрезжил свет в облаках, Под обломками сверкнули клыки...
Друга дед в песок на пляже зарыл Да и сам он тем же летом зачах... Только слышится с тех пор львиный рык Перед штормом, над водой, по ночам.
* Пиха - посёлок в черте города Окленд Навеяно пейзажем во время прогулки с собакой.
Стихотворение задание соответствует. Хотя, представить себе такое странное сожительство и героического льва-спасателя довольно сложно.
19. На том мосту, где чёрная волна
В мостах войны нам нет нужды Михаил Дудин
На том мосту, где чёрная волна, Алесь и Янка молча расходились... Кричала выпь - и падала ветла на берег левый, выстеленный илом. Смешливый Янка, сдержанный Алесь, один с Будённым, с белыми братушка; а в детстве рядом - в праздник и в болезнь, одни на братьев санки и подушка. На берег правый капала смола... Алесь и Ян расстреливали жалость. Луна слепая путалась в стволах, пока от хаты матушка бежала...
Думаю, вполне себе соответствует. И тема подана неплохо. Утащу в шорт.
20. Вот - девушка легки её шаги
Вот - девушка легки её шаги И неустойчив шаг - Она на каблуках, Её несет весенний, тёплый ветер, Её слепой лишь только не заметит, А если - зрячий - тотчас же погиб.
Вот это юный Гиви у метро, - Приметный здоровяк И кепи на бровях, Он продаёт мимозы, - сделал милость: Поймал девчонку, как же? Оступилась! Краснеют и молчат под Муммий Тролль.
Вот это город грязный от весны, Он пьёт безудержно капель И ждёт апрель, Он порскает из лужи воробьями, Авто - кидает под колёса - ямы, Здесь всё понятно - тут весна, ясны
Глаза девчачьи...Гиви утонул. Сердца стуча частят Он у нее в гостях: Он и она, квартира на Таганке. По мартам все немного полигамны... Мимозы - даром?! Ощущать вину
По силам ли мальчишке у метро? Тут песни продают И "утекай" поют, Уносит ветер звуки Муммий Тролля... Эй, как вас там?! Пожалуйста, не троньте!, - Красавец Гиви взялся за бедро.
Сюжет есть, но довольно сумбурно изложено, на мой взгляд. Подшлифовать бы.
21. Другая жизнь
Другую жизнь я знала, чёрт возьми, но был разрушен прежний хрупкий мир чудовищем, ко мне на чай зашедшим. Как друга усадила за свой стол - такой он вызывал во мне восторг, была гостеприимной, доброй, щедрой...
Однажды он меня назвал женой. Но только оказалось - жён полно у этого нахального злодея. Когда узнала правду - след простыл. И деньги снял, и сжёг мечты-мосты. Живёт себе, а я на что надеюсь?
Счастливые мгновенья берегу. Пытаюсь боль уменьшить, гнать тоску, мечтаю излечиться поскорее. Беру судьбой подкинутый тайм-аут - меняю цели, средства и устав. Итак: одна живу, одна старею.
Когда же просыпается во мне особа, что в десятки раз сильней, особа, что научена летать, то я взмываю к белым облакам, несёт метла и цель моя близка - чудовищам никто не виноват.
Звенит будильник. Я легко встаю. А за окном разлит небесный брют. И мир другой. И я совсем не та. Напротив дом, цветные этажи, цветная, мной придуманная, жизнь. Живу, жива... Двенадцать лет спустя.
Думаю, что для полноценного нарратива слишком много рассуждений, в которых теряется сюжетная линия.
22. Баллада о братьях
В каждой легенде песней звенит тоска, В каждой легенде пленницей бьётся боль.
Жили два брата в доме у чёрных скал, Жили два брата там, где шумит прибой. Вместе они рыбачили на заре, Вместе дрались на палках, как на мечах. Младший был весел, смел и не в меру резв, Старший в ненужных спорах всегда молчал. Старший был первым в драке и ремесле, Младший смотрел на море и видел даль... В летнюю ночь ушёл за мечтой вослед, Брат же остался рыбу ловить и ждать. Солнце по небу мерно ведёт свой круг, Рифы ласкает лёгкая пелена. Видно, у рока слишком характер крут, Он, не колеблясь, плату возьмет сполна. Умным опять придётся юлить и врать, На простаков поглядывать свысока... Чу! Пробудился снова коварный враг, И к рубежам страны подошли войска. Низко склонился месяца острый серп, Словно предчуя близость кровавых жатв. Старший оставил лодку, оставил сеть, Чтоб, не жалея, кровью гасить пожар. Где-то у моря, если молва не врёт, Где беспокойный ветер всегда игрив, Выехал всадник на вороном вперёд, Ловкий и хищный, словно приморский гриф. Было тепло и пасмурно в ноябре, Так, как бывает редко в преддверье зим. - Ну же, найдётся здесь хоть один храбрец, Тот, кто сумеет в битве меня сразить? Меч мой довольно жизней успел забрать, Имя моё клянет не одна вдова... Выйдя, промолвил старший: - Сразимся, брат. Младший ему с усмешкой сказал: - Давай. Будто потоком вымыло накипь лет, Будто с рассветом тайной пройдя тропой, Братья, как прежде, замерли на скале, Снова, как в детстве, дракой решая спор. Кружат, в защите тщетно ища изьян, Не прозевать стараясь ответный ход. - Здесь твой очаг и дом, здесь твои друзья, Нам безразлична тяжесть твоих грехов, - Зло и добро с начала таятся в нас. Выбор, увы, не каждому по плечу. Если за славу вышла такой цена, Что ж, я согласен. С лёгкостью заплачу. К битве призвав, над полем взревёт труба, Чёрная птица - будто стежок на льне. Старший не воин, старший - простой рыбак, Младший теперь намного его сильней.
Чем завершилось, можно ли угадать? Сколько с тех пор эпох обратилось в прах. Песне неважно, кто победил тогда, Песни поются только о тех, кто прав. Бардам слагать легенды не привыкать, Славить в стихах героев былой поры. Память о старшем переживёт века, Мало кто вспомнит, кто был тогда вторым.
Нарратив. И опять про дерущихся братьев. Тема популярная.
23. Слушай, расскажу
Ладно, так и быть, слушай, расскажу. Вспомнить – повернуть в ране ржавый гвоздь. Дача, шашлыки, первый майский жук. Не узнать теперь в шутку ли всерьёз муж сказал друзьям: - Не могу, устал, скрыться бы куда, чтобы не найти и проспать лет сто, да ещё пол ста. Веришь или нет, дней и десяти, не прошло с тех слов, как пришла беда и погиб мой муж. Все жену винят. Не хотела жить, ходят по пятам. Выла по ночам: - Забери меня! Призраком скользнёт в полную луну, у входной двери встанет и молчит. Но с собой не брал. Знаешь почему? Время не пришло савана парчи. Как потом жила мёртвая душой? Снами наяву из последних сил. Дочку родила. Год второй пошёл. Только всё одно — белый свет не мил. На Касьянов день, ветреный и злой, на краю весны с криком воронья, я и не ждала, он пришёл за мной. - Будет жутким год, омут – полынья. Не по силам груз. Так не стоит ждать... - Рада бы уйти, если б не дитя. Руку протянул, рот упрямо сжат. - Не пойду, прости. Не могу, нельзя.
Не жалей меня ни сейчас, ни впредь. Что мои слова, что собачий лай. Если суждено боли не стерпеть, Об одном прошу: дочку не бросай.
Нарратив. Ну, почти.
24. рмагеддон
…электрик, как и Господь, предпочитает творить с утра пораньше, на свежую голову. Терри Пратчетт, Нил Гейман, ещё там кто-то…
--------------
Понедельник.
Рабочий первый день. Пришёл пораньше, безлико было, тихо и черно. В начале слово было, слово «страшно», всё было темнотой поглощено… Хотелось спать, достали мраки-нервы, отгородил потёмки от сует, забыл про водку: день рабочий, первый, проводку починил: да будет свет!
Вторник.
Второй рабочий день, пришёл попозже. причина – дождь, похмелье. Отмечал вчерашний день, а что, я, боже, тоже – отвёрток чёрт, шурупов идеал. Налаживал полдня сегодня «небо» (у шефа обвалился потолок, натянутый сумбурно и нелепо): совсем не ветхий, новый свод потёк...
Среда.
Рабочий третий день, пришёл, как надо, впервые в жизни суши заказал, взглянул на техзадание в наряде. Вкрутил плафоны, заземлил VIP-зал. Домой приехал поздно. И впервинку полил цветы, одетые в кашпо, а за окном муравились травинки. Был вечер, выпил виски. Хорошо.
Четверг.
Рабочий день четвёртый, создал «солнце»! (в отделе кадров люстру заменил), купил светодиоды у японцев, немного торговался… заКурил. Домой приехал рано, на рассвете (открыли новый ресторан «Луна»). пытаясь спать, разgooglивали дети, пытаясь не дремать, спала жена.
Пятница.
Рабочий пятый день. Пришёл, чтоб выпить, – устал до лампочки от невезух. Я постепенно превращаюсь в птицу – с утра сова, а к вечеру – петух. Кивая клювом, фазы переправил, Перепаял, я ж канифольный бог. Орёл степной… без правил и скрижалей… Был вечер, было утро, Было плохо…
Суббота.
Рабочий день шестой. Проспал, короче. Включил вполоборота дурака – Босс озверел, но я чернорабоче Исправил этот свет, и тот – слегка… А к вечеру достало пресмыкаться, К соседке напросился на ночлег, Подвыпили, а после на матраце Под Глинку сотворяли человека…
Воскресение.
Обычный выходной, поспать бы дольше… Но будят дрели, дети и дела. На улице пресёк гоморр дебошный, Содом в курилке молча разогнал. Соседи сверху затопили, твари. Не ноя, заказал гидробетон… Два ролла, хлебцев пять – отдал кошаре.
Перегорела лампочка-неон на вывеске кафешки
«..рмагеддон».
Героя повествования даже стало по-человечески жалко. Пожалуй, электрик заслуживает шорта. :)
====================================
Шорт-лист: 9. Обнуление – второе место; 7. Гадкий Билли – третье место; 19. На том мосту, где чёрная волна – первое место; 24. рмагеддон – второе место.
Вот уж никак не соглашусь! )) Завершенность тут есть: сама история, дальнейшая судьба Титаника и есть завершенность. Лишние слова ни к чему, только интригу испортят.
Зачем лишние слова? Они ни к чему. Лучше поработать с имеющимися. И преподнести картину с неожиданной стороны. Всё-таки "городской сумасшедший" на "Титанике" - слишком уж предсказуемо. В чём интрига для читателей, заведомо знающих, чем дело кончится? Соли не хватает. Или перца, под хвост.
Чувствую, это как анекдот объяснять. Он не городской сумасшедший, просто он знает, что случится. И Титаник тут ни при чем, эта история каждый день происходит.
А я бы сказала, что нарративом можно назвать все стихотворение целиком, Макс) Странно, что после предисловия к оценкам, возникли такие сомнения. И ваще жюри в этот раз позабавило, типа "мощно", "мастеровито", но не зашло))) Оценивание по типу "нравицца-не нравицца"))) Впрочем, это не к сюдыть)))
Назватить нарративом можно и всё стихотворение. Ведь сейчас я добрый. А когда писал обзор - чинил телегу, поэтому был злым капризным и придирчивым. К тому же она чиниться не хотела.
Но смотри: в первых двух частях у тебя доминирует описание, а действие, собственно, разворачивается в финале.
Макс, нарратив это прежде всего повествование, а не действие. Я рассказываю читателю о том, о сём. Если бы я писала сюжетную лирику, которая тоже нарратив по сути, я бы выстраивала стихотворение по законам жанра. А задание было - нарратив. То есть просто рассказать о чём либо. Какая разница описываю я или диалог воспроизвожу, тем более, если это все взаимосвязано? Я слегка офигела, конечно, от ремарок жюристов))) Но хорошо, что в этой жизни меня перестало что-либо удивлять))
Дык! Повествование же ж, в первую очередь (как мне тут правильно врут) предполагает изображение событий, в отличие от описания.
"Как ныне сбирается вещий Олег Щиты прибивать на ворота..."
А вообще, скажу по большому секрету: никто толком не знает, что такое нарратив. Ну, кроме историков. Но историки обиделись на французов, поэтому ничего не расскажут. Такая вот печалька-бедулька.
Дык в том и дело, шо я события-то изобразила, а не описала))) Агась, никто не знает. Да шо тут знать!))) Это проза в стихах, имеющая ритмический рисунок, сдобренная метафорами и заключенная в рифмы. Кароч, у меня нарратив целиком и полностью, а ты не прав.
Спасибо Вам Ксенон не в бровь а в глаз) ваганты ведь насколько я помню из истории со временем переквалифицировались в вечных слушателей переходя из одного университета в другой?)))
В прошлом веке вагантов переквалифицировали было в нормальных студентов. Но постепенно всё возвращается на круги своя. Поют по электричкам, бражничают, не вылезают из "академов", и вообще, всячески безобразие нарушают. Как в старые времена... На картошку уже никого не загонишь...
Да нет загнали бы, только сейчас все деньги считают... дешевле трактор содержать чем толпу прожорливых студентов))) а бражничали они во все времена и на картошке тоже и влюблялись и песни в электричках пели не денег ради для души (так что разница в нюансах суть неизменна) и ещё раз спасибо за чёткое определение вот знал же а вспомнил только после вашего напоминания...
Чот ржу, представляя рассогласованную работу лапами... А, не дай бог, блохи, тут и две головы не помогут :)))) Да фиг знает, кто этот Билли, просто хотелось реальный нарратив принести, а то, правда, беда с ним. Не будем тыкать пальцем, но почему прогуляли спецы, ИС и ЕЛМ, например, а?
А у ПГ иначе и не получается. Обычное дело: одной лапой ноут терзает, другой - провинившегося кота, третьей - колбасу, а четвёртая (которая с кувалдой) - в засаде сидит, под столом.
Спецы, вероятно, тоже что-то где-то терзают. Сорняки на грядках, например. Утверждать не берусь.
Братья - это которые не приглянулись? Их тута минимум четверо.
Да, я о нём подумывал... Возможно, я слишком зажратый поэзией человек, именно поэтому... Мне кажется, что в "Балладе о братьях" Татьяна слишком увлеклась: настолько всё подробно разжевала и в рот положила, что читателю уже и думать ни о чём не надо. А в поэзии важно не то, что сказано, а то, что не сказано. В том-то и фокус, чтобы автор так аккуратно и ненавязчиво подвёл читателя к своим мыслям и чувствам, чтобы читатель воспринимал их как свои собственные. Чтобы оставалось поле и для дальнейших размышлений, создания собственного ассоциативно-образного ряда. Чтобы, в конце концов, ёжики под черепушкой забегали. А как прикажешь им бегать и шуршать, ежели они, "перекормленные", в кустиках валяются и "мяу" сказать не могут? В общем, я бы (традиционно) предложил сократить текст раза в три, убрать всё лишнее, сделать концентрат с шипами и колючками.
Спасибо! ) Маленький человек в маленьком тексте – это нормально.
Мне представляется (дыкдум), что в Вашем стихотворении не хватает завершённости. Есть набросок, каркас.
Спасибо, оказалось, что не так и легко писать такие стихи)
И ваще жюри в этот раз позабавило, типа "мощно", "мастеровито", но не зашло))) Оценивание по типу "нравицца-не нравицца"))) Впрочем, это не к сюдыть)))
Но смотри: в первых двух частях у тебя доминирует описание, а действие, собственно, разворачивается в финале.
Я слегка офигела, конечно, от ремарок жюристов))) Но хорошо, что в этой жизни меня перестало что-либо удивлять))
"Как ныне сбирается вещий Олег
Щиты прибивать на ворота..."
А вообще, скажу по большому секрету: никто толком не знает, что такое нарратив. Ну, кроме историков. Но историки обиделись на французов, поэтому ничего не расскажут. Такая вот печалька-бедулька.
Агась, никто не знает. Да шо тут знать!))) Это проза в стихах, имеющая ритмический рисунок, сдобренная метафорами и заключенная в рифмы.
Кароч, у меня нарратив целиком и полностью, а ты не прав.
Неужели так сложно?
Как ныне сбирается вещий Педро...
Нифига не сложно. Просто не нужно один нарратив заменять другим.
А тема вечная, я думаю...
Да фиг знает, кто этот Билли, просто хотелось реальный нарратив принести, а то, правда, беда с ним. Не будем тыкать пальцем, но почему прогуляли спецы, ИС и ЕЛМ, например, а?
А чем тебе братья не приглянулись, только темой?
Спецы, вероятно, тоже что-то где-то терзают. Сорняки на грядках, например. Утверждать не берусь.
Братья - это которые не приглянулись? Их тута минимум четверо.
Возможно, я слишком зажратый поэзией человек, именно поэтому...
Мне кажется, что в "Балладе о братьях" Татьяна слишком увлеклась: настолько всё подробно разжевала и в рот положила, что читателю уже и думать ни о чём не надо. А в поэзии важно не то, что сказано, а то, что не сказано. В том-то и фокус, чтобы автор так аккуратно и ненавязчиво подвёл читателя к своим мыслям и чувствам, чтобы читатель воспринимал их как свои собственные. Чтобы оставалось поле и для дальнейших размышлений, создания собственного ассоциативно-образного ряда. Чтобы, в конце концов, ёжики под черепушкой забегали. А как прикажешь им бегать и шуршать, ежели они, "перекормленные", в кустиках валяются и "мяу" сказать не могут?
В общем, я бы (традиционно) предложил сократить текст раза в три, убрать всё лишнее, сделать концентрат с шипами и колючками.