Прежде чем огласить свой шорт и комментарии, обозначу, чем я руководствовалась в отборе стихотворений. Согласно литературе на соответствующую тему, нарратив предполагает: 1 - интерпретацию событий, а не простой пересказ; 2 - наличие истории, т. е. связанности, а не просто последовательности событий; 3 - упорядочивание событий согласно собственному представлению о порядке; 4 - наличие собственных выводов, эмоций и оценок относительно излагаемого; 5 - стремление обратить внимание на некие значимые с точки зрения автора моменты. Поэтому среди поданных стихотворений найти нарративные в полном смысле этого слова мне было сложно – поскольку авторы всё-таки имели дело с художественной речью, местами те или иные элементы нарратива можно было встретить у всех, но это были именно элементы. Я попыталась отобрать такие, в которых видела как можно больше соответствия.
Итак, первое место: …не дам никому. Скупы нынче участники конкурса на яркие и чёткие субъективные мнения в стихах, и я тоже пожадничаю.
Второе место: 11. За десять дней до свадьбы
За десять дней до свадьбы он сказал: «Я не готов». И крыть мне было нечем. Рубцом белела в небе полоса – гудящий лайнер небо изувечил. Я плакала у старых тополей во дворике, в субботней дребедени, где, путаясь в развешенном белье, расхаживали люди-привиденья. Какой-то дед – поддатый старый чёрт сипел: «Не хнычь. Мы тонем там, где мелко. Беда твоя, как молодость, пройдёт, пей залпом жизнь... И дай на опохмелку». Горланила старуха: «Лысый хрен, не лезь до баб – чужая хата с краю».
Здесь не было годами перемен, поскольку перемены всех пугают. И я клялась забить на мужиков, да ну их на, от них сплошное горе. Шумели птицы, тени облаков висели, как циновки, на заборе.
...Я шла домой, глотнув такую муть, что бил озноб, до жара пробирая. И так хотелось вечер обогнуть с безлюдного нехоженого края, упасть в траву, не думать, не спешить, смотреть, как в паутине муха бьётся, ползёт паук и тащат мураши в чужую даль расколотое солнце.
3/5: есть история (контекст – ожидание свадьбы, события – её отмена и переживание этой отмены), есть эмоции и оценки по отношению к окружению начиная с увечащего небо самолёта и заканчивая расколотым солнцем, есть значимые «узлы» (плачет – зарекается – напивается). Немного портят общую картину нейтральные вставки, которые вполне можно было бы приставить и к совсем другому стихотворению: «Здесь не было годами перемен, / поскольку перемены всех пугают», «Шумели птицы, тени облаков / висели, как циновки, на заборе».
16. Новое платье
Новое платье - словно цветной зефир. Машенька в нём - принцесса. Куда надеть? Вот бы на бал, как Золушка! Танцы, пир! Мамочку взять и брата - грозу сердец. Только не папу: выпьет - и быть беде. Надо успеть вернуться домой к семи. Маше вбивают в голову каждый день: "Нет ничего на свете важней семьи".
Новые серьги к платью. Кольцо. Фата. Маша сегодня - Золушка на балу. Кончился страх! Теперь всё пойдёт не так! Принц, как мечталось, - весел, красив, неглуп. Он - идеал. Герой романтичных снов. Только один изъян - тяжела рука. "Лишь бы не пил..." А парочка синяков - К этому нашей Маше не привыкать.
Новая "Хонда"! Скорость! Как мир, стара зависть подруг. И горе внутри старо. Знает Мария цену таким дарам: вывих плеча и сломанное ребро. "Взять бы детей, умчаться на край земли!" - этих опасных мыслей как будто нет. "Нет ничего на свете важней семьи" - неоспоримый Машин приоритет.
То ли слепая кукла в чужой игре, То ли нарочно выбранная судьба... Шарфик, очки, перчатки, тональный крем... Часто ей снится Золушкин первый бал. Снятся другие жизни в других мирах. "Что-то сегодня ноет в груди. Ребро?.." ...Вместо подарка Машеньке в этот раз новые туфли, белые, купят в гроб.
3/5: есть история (от детства до смерти в, полагаю, ещё молодом возрасте), есть порядок (избранный по линии семейного становления: детство в родительской семье, замужество, появление детей), чётко прописаны значимые для этой истории детали (смена новых вещей, сравнение с Золушкой, повторение насилия), хотя «То ли слепая кукла в чужой игре, / То ли нарочно выбранная судьба» – это не по-нарративному, нужна авторская определённость.
У каждого из этих двух стихотворений есть мелкие недостатки в стиле изложения, но их я касаться сейчас не буду – по сравнению с остальными избранными №№ 11 и 16 уровнем техники исполнения отличаются в лучшую сторону.
Третье место: 6. Оловянный солдатик
Всегда у дедушки на даче Я должен что-нибудь искать: Не помнит сам, куда запрячет, Спохватится лет через пять.
Вот он собрался на рыбалку — Грузило разыскать изволь. Я - со спортивною закалкой, А значит - вмиг на антресоль.
А там годами хлопья пыли Спокойно дремлют по углам, Три поколения копили Невероятно ценный хлам:
В большой консервной круглой банке Лежат старинные значки, Стекляшки, ручка от шарманки И деревянные волчки,
На дне - игрушечный солдатик Как символ векового сна... Вот он, пожалуй, очень кстати: Он и грузило, и блесна!
Прошло чуть больше полувека, Хоть он игрушка, но герой! И что теперь? Ныряй-ка в реку, Раз шанса нет вернуться в строй?
Быть может, смерть ему грозила, Мундира он не посрамил! Найду я гайку для грузила. Спи, Оловянный... Миру — мир!
Непонятно, что именно переключило внука с настроения на настроение, но 2/5 нарратива я нашла: есть маленькая, но полноценная (хоть социальный ролик снимай) история похода на антресоль с предисловием и трансформацией, и определённо есть авторское мнение о происходящем, изложенное с приятной ироничной лёгкостью, которая сменяется трогательной уважительностью.
9. Обнуление
Однажды в студёную зимнюю пору... Николай Некрасов
Под крышей – сосулька, под носом – вторая. Помалу синею, как сказочный Кей. Огарок надежды в душе догорает, Букет хризантем леденеет в руке. Топчусь на бульваре. Мороз – минус двадцать. Ты шлёшь эсэмэску, что скоро придёшь. Как скоро? В детали не хочешь вдаваться. А я вместо куртки надел макинтош: Хотел пофорсить, но теперь замерзаю, Мутируя в снежный объёмистый ком... Приходит ещё эсэмэска от Заи: – Бегу! (И картинка со снеговиком) Она прибегает минут через тридцать: – Меня задержали клиенты. Прости! Киваю, но хочется мне материться. – Ты что так трясёшься? Неужто простыл? Купил хризантемы? Семь штучек? Не густо. Тебе говорила, что розы люблю? Молчу, но мои обнулённые чувства Сильней и сильней примерзают к нулю... Любовь переходит в режим "удалёнки". Домой шкандыбаю в седом парике, А вслед мне глядит снеговичка влюблённо, Держа хризантемы в беспалой руке.
Маленькая полноценная трагикомическая сценка в стихах, 2/5 нарратива есть: эмоционально-оценочная составляющая выражена где-то скрыто, но где-то, как и положено, и явно от лица повествующего, также есть и значимые детали свидания, подчёркнутые (специально преувеличенные и дополненные, что для нарратива допустимо и даже желательно), так сказать, «от букета до букета» или «от рук до рук».
12. Старый портфель
Андрею Яковлеву, С глубокой благодарностью за тему
Этот старый портфель мне оставил мой муж-графоман. Он ушел. Он с другой. Мне от мужа на память остались Куча старых квитанций, пустой кошелек и роман. И обрывок письма – причитанья в расчёте на жалость.
Муж добился успеха: он нынче изрядно богат, Проживает у моря в большой беломраморной вилле; Та, другая, его подновила и усыновила: И рассказы его, и романы его - нарасхват!
Я порой их читаю: в них нет романтичных пустот; Героиня прекрасна и лжива, характер из стали. А писатель – плохой ли, хороший – невольно зеркалит Обстановку, любимых, мозаику мелких забот...
Ох уж эти заботы, таких бы мне полный карман! А в моем свищет ветер, от прошлой получки - ни цента. И недавно в жилище мое постучались агенты, Обещают деньжат - автор вспомнил про старый роман.
На страницах его - еле видимый отблеск звезды И нелепая девушка, помесь меня и Ассоли. Я не помню тугих парусов. Помню только мозоли. Помню злую тоску беспросветно-унылой нужды.
Если время пластами, то это - отвергнутый пласт. Все равно я его не отдам: пусть сулят миллионы. Неумелые строки и в жизни диктуют законы: Героиня пока что жива и роман не продаст.
Очень порадовало, что в этом стихотворении пусть время от времени, но просматривается такая дефицитная в нарративном ЛАПе интерпретация событий: «И обрывок письма – причитанья в расчёте на жалость», «Муж добился успеха: [и далее по тексту перечисление, что означает это «добился успеха»]», «Та, другая, его подновила и усыновила», «Я не помню тугих парусов. Помню только мозоли. / Помню злую тоску беспросветно-унылой нужды». Также в наличии выводы, эмоции и оценки в ироническом и идеалистическом духе – в общем, 2/5 нарратива найдено.
22. Баллада о братьях
В каждой легенде песней звенит тоска, В каждой легенде пленницей бьётся боль.
Жили два брата в доме у чёрных скал, Жили два брата там, где шумит прибой. Вместе они рыбачили на заре, Вместе дрались на палках, как на мечах. Младший был весел, смел и не в меру резв, Старший в ненужных спорах всегда молчал. Старший был первым в драке и ремесле, Младший смотрел на море и видел даль... В летнюю ночь ушёл за мечтой вослед, Брат же остался рыбу ловить и ждать. Солнце по небу мерно ведёт свой круг, Рифы ласкает лёгкая пелена. Видно, у рока слишком характер крут, Он, не колеблясь, плату возьмет сполна. Умным опять придётся юлить и врать, На простаков поглядывать свысока... Чу! Пробудился снова коварный враг, И к рубежам страны подошли войска. Низко склонился месяца острый серп, Словно предчуя близость кровавых жатв. Старший оставил лодку, оставил сеть, Чтоб, не жалея, кровью гасить пожар. Где-то у моря, если молва не врёт, Где беспокойный ветер всегда игрив, Выехал всадник на вороном вперёд, Ловкий и хищный, словно приморский гриф. Было тепло и пасмурно в ноябре, Так, как бывает редко в преддверье зим. - Ну же, найдётся здесь хоть один храбрец, Тот, кто сумеет в битве меня сразить? Меч мой довольно жизней успел забрать, Имя моё клянет не одна вдова... Выйдя, промолвил старший: - Сразимся, брат. Младший ему с усмешкой сказал: - Давай. Будто потоком вымыло накипь лет, Будто с рассветом тайной пройдя тропой, Братья, как прежде, замерли на скале, Снова, как в детстве, дракой решая спор. Кружат, в защите тщетно ища изьян, Не прозевать стараясь ответный ход. - Здесь твой очаг и дом, здесь твои друзья, Нам безразлична тяжесть твоих грехов, - Зло и добро с начала таятся в нас. Выбор, увы, не каждому по плечу. Если за славу вышла такой цена, Что ж, я согласен. С лёгкостью заплачу. К битве призвав, над полем взревёт труба, Чёрная птица - будто стежок на льне. Старший не воин, старший - простой рыбак, Младший теперь намного его сильней.
Чем завершилось, можно ли угадать? Сколько с тех пор эпох обратилось в прах. Песне неважно, кто победил тогда, Песни поются только о тех, кто прав. Бардам слагать легенды не привыкать, Славить в стихах героев былой поры. Память о старшем переживёт века, Мало кто вспомнит, кто был тогда вторым.
Взяла с натяжкой – за то, что начало и финал нарративны наличием выводов (хотя я запуталась в соотношениях легенды, песни и тоски), а середина – наличием приукрашенной в нужную сторону истории с резкой переменой ролей.
В каждом из упомянутых на третьем месте стихотворений тоже присутствуют шероховатости (смешение стилей, противоречия, смысловые повторы и т.д.), но останавливаться на них со всей тщательностью у меня сейчас нет возможности – надеюсь, со временем они поймутся авторами и уйдут. Или буду отвечать об этом в индивидуальном режиме.
Анна, большое спасибо! Очень интересный и подробный комментарий о моем стихотворении! Я Вам очень благодарна за внимательное прочтение стихотворение и внимание ко всем мелким деталям, которые мне в нем удались. Можно ли перенести Ваши слова о портфеле под стихотворение, как комментарий?
Марара, не за что. Я оценивала с т.з. соответствия нарративу, а что удалось / не удалось в целом - это отдельный разговор. Но стихотворение определённо запомнилось. Если хотите, переносите, конечно. :)
Очень интересный и подробный комментарий о моем стихотворении!
Я Вам очень благодарна за внимательное прочтение стихотворение и внимание ко всем мелким деталям, которые мне в нем удались. Можно ли перенести Ваши слова о портфеле под стихотворение, как комментарий?