Здравствуйте, друзья! Так вышло, что моя скромная персона засветилась в составе Высокого Суда, или Большого Жюри, кому как больше нравится. Каждый из нас имеет сформированные практикой сознательного чтения не своих стихов определённые критерии отбора "нравится – не нравится", "зацепило – не зацепило", "гениально – отстой полный" и т. д. К примеру, я с ума схожу от творчества И. Бродского. Считаю величайшим волшебником слова, но есть море альтернативных мнений, что стихи его – бред нездорового сознания. И пусть. Не на дуэль же вызывать. Гораздо скучнее, когда в едином порыве, плечом к плечу. Оставим в покое классиков. Сама была несколько раз в числе конкурсантов и сталкивалась с прямо противоположными оценками своих работ, причём детально обоснованными. Иногда ругали корректно, по-отечески, а бывало, что и в лоб рекомендовали завязывать с рифмостраданием. И что? Никто не умер. Отряхнулась, плешь почесала, взяла на вооружение толковые советы и пошла дальше. К чему такая многословная увертюра? Помните крылатое выражение: "Нет пророка в своём Отечестве". Несколько не по теме, но почему-то интуитивно именно оно пришло в голову. Все субъективно и не истинно ни в какой иной инстанции, кроме моей головы в конкретный временной момент. Сегодня на коне я, завтра – вы. Так что, ничего не принимайте близко к сердцу. Ямщик давно запряг лошадей. Стартуем!
Сразу поставлю точки над i. Вот так чтобы щенячий восторг и бурные, продолжительные аплодисменты от какого-либо произведения – нет. Колокольню моей души как пизанскую башню клонит к нарративам. Таких, чтобы прямо классический нарратив – не увидела, но несколько историй вошли в историю моей судейской истории, так что их то я и буду потрошить с маниакальным упорством. А "настроенческие", "чистой лирики слеза" – мимо кассы. Вина не авторов, а читателя, то есть моя. Да и не вина, если разобраться, а дело вкуса.
На первое место ставлю стихотворение под № 24. 39-й. Сильное. Отозвалось. Запомнилось. Автора не знаю, специально не смотрела, чтобы, если вдруг хороший знакомый, не сглаживать острые края и не замалчивать шероховатости. Из плюсов. Непривычная разбивка, что уместно и добавляет нерва при прочтении; практически из каждой строчки не скромно выглядывает, а прёт буром (в самом хорошем смысле) самобытный авторский почерк. Вертится на языке пресловутая "рука мастера", но как представлю эту расчлененку (руку, вертящуюся юлой во рту), становится жутковато, так что обойдёмся самобытным почерком. Хвалить профессионально хорошие (на мой взгляд) стихи у скупого на эмоции юриста знаний и опыта не хватает, отрезюмирую так – была бы рада, если бы из-под моего ржавого пера вышло нечто подобное, но с некоторыми оговорками. Минусы. Много скучных рифм. Например "листвы - травы". Что-то вообще для моего уха не рифмуется – "Димка - диска", (дымка–Димка – не в счёт), но это не мешает восприятию целостной текстовой картины. Гипноз, однако, но вернёмся к недочётам. Несколько режет слух конструкция первой строчки: "Прошит тишайшим шелестом листвы скользящий вдаль по полюшку покой, вновь повторяет по-поповски: "Упокой... ". По моему мнению легче читалось бы:" прошитый тихим/робким/лёгким шелестом листвы..." На "покое" итак достаточная глагольная нагрузка, он и повторяет, и кадит, то есть представлен как активный действующий персонаж, так что краткая форма причастия смотрится, на мой взгляд, тяжёлыми кандалами под рясой. С другой стороны, "тишайшим" сочетается с уменьшительным "полюшко", но "прошитый" в начале первой части будет здорово кольцеваться с "прошитый" в начале второй. Решать автору. Избыточность втычки-балласта "вновь". Даже единичное использование категорически упрощает безупречно технически выверенный текст, а здесь целых два. Не смертельно, конечно, у Александра Сергеевича через стих – "вновь-порой-любовь", но что позволено Юпитеру, не пользительно для быка, да и времена другие были. И, конечно, жирный минус за коду. Пируя духом, в полной уверенности, что великий и могучий, именно в этом отдельно взятом тексте, рулит, не ожидая ни с какой стороны лингвистического подвоха, я, в предвкушении убийственного по силе воздействия финала, со всего маху натыкаюсь на беспомощное "и только". Конечно, читатель не вправе диктовать или указывать поэту каким словом творить, но никто не запретит мне про себя, чтоб никто не слышал, перечитывать это стихотворение, к примеру так: Стоял январь войны на перевале И 39 мёртвых /павших/лучших/сильных/наших мужиков.
Второе место - стихотворение под № 21 Подождика. Не могу сказать, что в восторге, тема исхожена вдоль и поперёк, пахана-перепахана, но автор постарался окропить живой водой (читай – словом) каменную глыбу (или бабу) любви. На мой взгляд, уже само название ягоды является творческой находкой. Двоякий смысл – то ли про плод, то ли призыв к действию – подожди ка, придаёт шарм, казалось бы банальной истории женского одиночества. Горчит? У меня – да. Значит, стыковка с читателем прошла в штатном режиме, без сбоев и это главное. Что не понравилось. Очень все просто. На поверхности. Нечего разгадывать, без второго дня и секретных комнат. Но, может на такую тему так и надо писать? Просто о сложном. А может это просто о простом. Мне сложно судить, так как пишу с девизом (пока) – лёгких путей не ищем, а про любовь, так вообще не пишу, ибо не моя тема (22 года брачных уз наложили отпечаток). Не поняла строчек "не родила ягода совсем" и "слова ушли и без вести вернулись". По моему разумению рожает земля, или дерево плоды, или кустарник ягоды. Здесь ягода ягоду получается. Остаётся догадываться, что роды ягоды это про чувство, но я споткнулась. И про вернувшихся без вести хочу замолвить слово. Про пропавших /сгинувших без вести – наслышана, про вернувшихся, на мой взгляд, досадный ляп.
Второе место - стихотворение под № 12 Дачное Практически нет претензий. Симпатичное. Финал замечательный, я бы сказала – мощный. Но здесь весь текст на крепком техническом уровне, так что сказать, как это часто происходит, что кода вытащила, либо спасла стихотворение не могу. Каких-либо открытий для меня нет, чтобы полчаса охать и ахать, но, в целом, впечатление на твёрдое второе место. Из минусов. Немного смущает первая строчка: "... пёс в шесть скулит и прыгает как мяч". На мой взгляд, слабоватая, можно поинтересней, но, со стороны всё можно, и всё легко. А попробуй сам. А не буду. Просто сказала автору про некоторый дискомфорт при прочтении. А финал – замечательный. Я вот круглый год в города играю. Отдохнуть вам надо, Юрий Венедиктович. Но это уже совсем другая история.
Третье место стихотворение под № 31 Вода, вода... Короткое, но ёмкое стихотворение. Понравилось. Наверное, каждый из нас испытывал чувство подвешенности на крючке над самым тёмным дном. Казалось бы, ниже некуда, "шеф, усё пропало" – к/ф Бриллиантовая рука, но откуда ни возьмись, из жуткой мрачной расщелины вдруг пробивается живительный ручеек и толкает, несёт на поверхность, на свет – к воздуху, к солнцу. Хорошо, когда так. С ручейком. Есть надежда, есть мотивация жить дальше. Что смущает. В строчке: "Пока у бездны будешь на крючке...", крайне бесцветно смотрится глагол "будешь". Никакой и ни о чём. Я бы поменяла на, к примеру: "Пока висишь над бездной на крючке", но, дело автора. И эпитет к ручью мне кажется, не вполне удачным. В тексте море – таинственное, ручей – ласковый. То есть просится противопоставление. Было бы море бурным, грозным и т. д. – "ласковость" ручья была бы понятна и оправдана. В данном случае, на мой взгляд, нейтральный эпитет "маленький" звучал бы уместнее. И, к сожалению, слабая концовка, но не все коту масленица, а читателю нирвана).
Третье место - стихотворение под № 20 Киношное. Тема не свежа, но подана с чувством, с толком, с расстановкой. Все на месте. Переживания героини прописаны детально и мысли о Волге от несовпадения яркого желаемого с унылой реальностью кажутся закономерными. Не очень звучит последняя строчка первого четверостишия – И она размечталась, хотя далеко не фея. Слабовата, на мой взгляд. Причём, паразит "хотя" влез парно и рядышком. Подпортил впечатление, потому и третье место.
Третье место - стихотворение под № 17 Если бы я был богом. Прочитала с интересом. Отметила некий фатализм. Но, воспринимается текст легко. Сначала решила, что белый стих, потом нашла рифмы и обрадовалась. Потому что есть незатертые, к примеру "тотализатор - завтра". Ровное стихотворение.
Спасибо, Ирина. Я пралюбофф тоже не пишу. )) Это - редкое исключение, которое само собой как-то вылезло. Про замечания спорить не буду. Читатель имеет полное право не соглашаться с автором.
31. Ира (из Высокого Суда), пишущая такие яркие стихи, наверняка поняла, что стихотворение - настроенческое, а под конец вода, возможно, обиделась - и ушла, финал смазан... Все советы учту... Спасибо огромное за место, за труд, за понимание. Всего тебе доброго.))
Алексей, я могу обидеться только на себя))) Автор уже молодец, что пишет и участвует. А я вот полгода психоанализом занимаюсь. Добралась таки до Татьяны Черниговской, лекции запоем слушаю. Может поможет отделить в мозгах плевел от зерен)))
Мозги мне чаще мешают, настроение - то в плюс, то в минус, но бывает "и вдруг..." Пусть тебя чаще посещает "и вдруг...", пусть приходит чудо.) Желаю от души, но с ноткой эгоизма... Удачи!)
Спасибо, Ирина. Собственно 39-ый не год, хотя и год, как могло показаться в начале, 39-й выживший (по фильму, но не в реальности). Это притча в долине Леты, там в конце, как ступеньки: Польша на кануне сентября, Цхинвали накануне известных событий, и 39 бойцов 9-ой роты в январе, так что их действительно "и только" без всяких пафосных и прочих...
Ирина, ещё напишите и лучше напишите! А я всё вот не решаюсь публиковать, всё-таки есть провалы, оно как бы горная страна и снежные пики, как достоинства и глубокие ущелья, как упущения. Вот и мучаюсь...
Большое спасибо, Ирина!)
Все советы учту... Спасибо огромное за место, за труд, за понимание. Всего тебе доброго.))
Автор уже молодец, что пишет и участвует. А я вот полгода психоанализом занимаюсь. Добралась таки до Татьяны Черниговской, лекции запоем слушаю. Может поможет отделить в мозгах плевел от зерен)))
Повторяю - душит жаба, что не я автор.