Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1159]
Миниатюры [1138]
Обзоры [1455]
Статьи [463]
Эссе [210]
Критика [99]
Сказки [250]
Байки [53]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [161]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [164]
Мистика [82]
Ужасы [11]
Эротическая проза [8]
Галиматья [309]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [32]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [10]
Литературные игры [41]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2437]
Тесты [30]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [107]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [481]
Проза пользователей [162]
Путевые заметки [20]
БПК. 2-й тур. Обзор Сергей Жабин. Часть 2
Обзоры
Автор: Замок_с_привидениями

Комментарии:Пожалуй, одно из самых интересных и необычных из всего прочитанного здесь. Интересная завязка с как бы шизофреническим бредом героини рассказа и последующей её поездкой в далёкий зарубеж – не совсем адекватное решение для обычного, среднестатистического человека – получает неожиданную развязку и объяснение. Если бы описание событий до встречи сестёр было бы раза в 3-4 длиннее, то появилось бы ощущение затянутости и скуки, но в этом формате – миниатюры – было сказано ровно столько, сколько необходимо для поддержания интереса читателя к событиям. Да и сюжет разворачивается с постепенным усилением эмоционального фона – сначала просто беспокойство от повторяющихся снов, потом чувство безысходности и подозрение на болезнь, и, наконец, явное «требование» действий.
Обращает внимание акцент автора на невозможность вспомнить облик мужчины – мужа двойника, т.е. как будто выделено главное звено в интересах героини в снах – дети, которых в этой жизни у неё, похоже, нет («их там у меня двое»).
Я прочитал текст несколько раз, и ни разу не возникло ощущение неестественности происходящих событий, натянутости, т.е. вполне вероятная история разлучённых в детстве близнецов. Ну, может, требуется лишь чуточку напрячь фантазию.
Есть небольшое замечание, возможно, придирка, но всё-таки хотелось бы спросить: как попала в Америку одна из сестёр? Судя по тексту, обе близняшки из России, или точнее – из СССР (учитывая возраст, наличие детей), и возможность удочерения американцами ребёнка тогда была весьма проблематичной, если не сказать невозможной. Ну и упоминание о добрых русских людях излишне - уже сказано, что больной ребёнок остался в России.
И, может, автору стоит подумать над другим названием - существующее уж больно автологично.
Одно из лучших. В шорт.


Комментарии:Увы, но эффекта неожиданности, на который, по-видимому, расчитывал автор, не получилось – уже после первого абзаца стало ясно, что герой рассказа – мост. И получается, что излишне затянутое, на мой взгляд, описание его строительства, пояснение про богатую и грамотную речь и отношения с клёном - всё это ради концовки – «я мост»? Другого объяснения у меня нет.


Комментарии:Не совсем понял замысел автора: человек всю жизнь мотался по командировкам внутри страны, у него сложилось своё мнение о загранке – предубеждённое и железобетонное, картинки вполне заменяли ему живые впечатления… и вдруг одно замечание о знаменитом Алькатрасе в далёкой Америке поменяло его мировоззрение? И почему Норвегия с её тюрьмами? Концовка для меня осталась загадкой - почему вдруг Петрович решил, что в Норвегии его посадят в тюрьму? Возможно, я не уловил логики, но, думаю, автор объяснит.


Комментарии:Только один момент стал неожиданностью в размеренно-предсказуемом описании трамвайно-домовых психотипов и приложении их к сложным отношениям литгероини и её жениха – это смерть последнего. Да и та дана лишь для усиления обиды героини рассказа за невыплеснутую месть. Мне показался сомнительным эффект от сравнения людей-домов как консерваторов с людьми-трамвайчиками как прогрессивистами – т.е. сами образы вызвали у меня сомнения. Весело звенящие трамвайчики очень даже запросто можно трактовать в консервативном смысле – всю жизнь по накатанным рельсам, по одному и тому же маршруту – ни вправо, ни влево в сторону от заданного раз и навсегда маршрута. Аналогично можно подобрать примеры разнообразной архитектуры домов, совершенно непохожих и внешне, и функционально – от избушки до небоскрёба. А дальше, в собственно сюжете, где показаны основные события/чувства, все эти предварительные рассуждения вообще не играют какой-либо роли – уберите их, и ровным счётом ничего не ухудшится в восприятии остального текста, и даже скажу больше: рассказ выиграетет, т.к. исчезнут ненужные вопросы о том, что же такого трамвайно-прогрессивного в поступке главной героини, если, по сути, речь идёт о чувстве собственного достоинства, о неприятии морального и духовного насилия со стороны. Совсем не обязательно прибегать к таким аллегориям, чтобы было понятно, что есть хорошо, а что – плохо.
Ну вот как-то так, имхо.


Комментарии:Не могу отделаться от мысли, что уже читал нечто подобное – с барменом, инопланетянами… Но тем не менее рассказ вызвал интерес прежде всего оригинальной идеей замены.
На мой взгляд, произведение выиграло бы, если убрать некоторые недочёты.
«кусок сыра увидел, не смог разгрызть — положил обратно», - если сыр уже имеет такой вид, что его даже разгрызть нельзя, то вряд ли потянет пробовать его на зуб, а если на такое всё же решиться, то первое и логичное решение после – выбросить в мусор, а не оставить в холодильнике.
«Ты что? Она ж твоя первая любовь! Вдруг ваши чувства вернутся — ты парень видный!», - т.е. жена ушла к другу. Дружба, тем не менее, осталась, но сомнения в верности жены, в её чувствах у друга есть? В таких ситуациях или друзья становятся бывшими, или не мучаются вопросами верности жён. Ну и фраза по боксёрское прошлое выглядит вставкой для перехода к конкретному предложению посетить необычный бар. После звонка другу и предложения прошвырнуться по питейным заведениям, слова о чувствах и боксе явно лишние – они просто заполняют сюжетную пустоту.
«Видимо, выдал оттенок разочарования на моём лице, и бармен поспешил отреагировать», - здесь не хватает указательного местоимения «меня» после «видимо», иначе фраза повисает в воздухе немым вопросом – кому, кем, кого?
«Не смотрите на витрину, заказать можно любой известный напиток», - здесь правильней тире вместо запятой, т.к. поясняется, почему не надо смотреть на витрину. То же касается и пояснения о детдоме.
И для меня осталась непрояснённой ситуация с дежурством Сергея - если он сутки дежурит барменом, а сутки – в роли посетителя со «шкилем», то кто в это время бармен – Серж-Серджо или кто-то третий?
Понравилась реакция главного героя на первый глоток предложенного напитка - так и представляешь гримасу изумления и невнятно-восторженное мычание от неведанного ранее вкуса. У автора есть фантазия – это видно, что называется, невооружённым глазом, но немалое количество недочётов, с моей точки зрения, явно смазывают впечатление от текста, мешают его восприятию как единого целого.


Комментарии:Здесь у меня от стиля двойственное впечатление – с одной стороны ирония, а то и хохма – «На Стивена наступила очередная тяжёлая осень. Наступила, но не раздавила», «Лишние килограммы судьба тоже забрала», с другой – трагично-драматично-серьёзные посылы – потеря семьи, друзей, дома… И одно с другим у меня как-то плохо сочетается. И почти сразу опечатка – «зимы в штате была тёплые».
Ну и логика - куда ж без неё? Начнём с зим в штате: они тёплые и переохлаждением ЛГ не грозили, и зимой можно было спокойно жить, не боясь снега… Да-да, того самого снега, которого Стивен никогда не видел, не держал в руках, не лепил снежков, т.е. имеет о нём чисто теоретическое представление, но при этом точно знает, что снега можно бояться, что он может стать белым саваном, иначе говоря – причиной смерти. Вот я уверен почему-то, что, к примеру, пигмей, даже прочитав 10 книжек о снеге, вряд ли будет всерьёз опасаться его, поскольку снег для него – чистая абстракция, а долган с Таймыра вряд ли поймёт, как можно умереть от жары в пустыне. И даже если прадед что-то и рассказал ЛГ о России, о её зимах, то эти знания – весьма отвлечённая от реальности Стивена информация. Всё это имело бы смысл, если бы бродяга-писатель знал о снеге из собственного опыта.
Строчки о поиске еды как-то провисли в сюжетной линии – появились вдруг и даже не в связи с очередным голодным днём и урчащим желудком, что было бы логично, а в связи со свободным временем, и после слова «Однажды…» как-то ожидаешь продолжения эпизода о еде, пояснений, но всё заканчивается… гитарой. Вот такие композиционные разрывы, такое броуновское движение мысли явно не способствуют цельности восприятия текста.
Ну и концовка так и не дала окончательного ответа - был ли Стивен просто одержим идеей романа и она держала его «на плаву» или у героя рассказа поехала крыша на этой почве, и уже не имеет значения – напишет он роман или нет? В общем, у меня как-то не срослось с пониманием мысли автора, точнее – способом её выражения.


Комментарии:После прочтения было состояние некого ступора в попытке осознать… «меру, степень, глубину» авторкой мысли. Если автор добивался именно этого – ему удалось. Собственно, что я понял: мы – любой из нас, появляемся в разные времена в разных воплощениях в неком существующем виртуально «городе» - месте в пространстве, каким-то образом «вшитым» в нашу память (метка-мета). И вот картинка чудесным образом визуализировала этот мифический город, вызвав поток «воспоминаний» ЛГ. Причём, на сей раз «мы» – каждый, оказавшийся в городе в данный момент времени – в образе трамвайчиков, перевозящих дорогих нам людей. В прошлый раз ЛГ со товарищи были здесь в образе курчавых лип на обочине дороги. Ну ничего так картинка – психоделическая. Но кроме… ммм… не совсем чётко осознаваемой идеи рассказа смущает и сверхобразнось языка: «створожившийся сгусток памяти», «королевственность единоцветия-единобожия», «питая листву вневременья» и мн. др. С монохромностью и вообще с цветовой гаммой я ещё как-то разобрался, но мегазеркальность сырой амальгамы асфальта оказалась несколько шире моего воображения – без эпитета «сырой» выражение было бы ближе к пониманию, а вот «листва вневременья» в принципе не осиливается ни логически, ни образно. Вообще вопросов по тексту избыточно много, поэтому резюмирую коротко: образность языка – это хорошо, но когда она становится самоцелью или средством впихнуть максимум смысла в минимум слов – это часто ведёт к нарушению логики и фраз и повествования в целом. Возможно, кто-то и считает текст так, как задумывал автор, но я не вхожу в число этих людей.

1-е место: Сегодня-9 (Странные сны)
2-е место: Сегодня-5 (Там, на неведомых дорожках), сегодня-7 (Жёлтые розы)
3-е место: Сегодня-14 (Бармен)
Опубликовано: 19/10/20, 16:37 | Просмотров: 551 | Комментариев: 17
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Спасибо за высокую оценку моему рассказу (14) и за обнаружение авторской фантазии! Указанные недочёты постараюсь побороть. )))
Кроме того, респект за нормальный (по количеству призовых мест), а не резиновый шорт!
Сергей_Чел  (21/10/20 00:16)    


Спасибо, Сергей. Фантазию разглядеть было несложно. Думаю, продолжение следует?
СерЖ  (21/10/20 22:53)    


Когда впервые прозвучало о продолжении - ухмыльнулся... Во второй раз - думаю, наберётся (не верю!) хотя бы пять вопросов об этом, тогда и буду решать. Вы - четвёртый спросивший... smile
Сергей_Чел  (22/10/20 18:06)    


Ну, по-видимому, не я один разглядел незавершённую фабулу - рассказ выглядит как самостоятельный эпизод большего по объёму произведения, вот и напрашивается вопрос о продолжении. Мне бы было интересно почитать.
СерЖ  (22/10/20 21:06)    


Сорри, но придётся подождать - реал не даст сосредоточиться на литературе ещё несколько дней... а там, глядишь, и пятый подоспеет... и пишу я не быстро smile
Спасибо!
Сергей_Чел  (22/10/20 21:55)    


От №16
Цитата Сергей_Жабин ()
Собственно, что я понял: мы – любой из нас, появляемся в разные времена в разных воплощениях в неком существующем виртуально «городе» - месте в пространстве, каким-то образом «вшитым» в нашу память (метка-мета)
-Вы, Сергей, восприняли даже шире, чем задумано...
Там - всего о двоих.

Замечания приняты.
Подумаю, как их можно применить.
Спасибо!
Вика_Смага  (20/10/20 12:11)    


Ага, воспринял - натура такая...широкая biggrin
Вообще на многолюдие наводит фраза о липах вдоль дороги - там деревья не высаживают поштучно.
СерЖ  (21/10/20 22:55)    


там деревья - разные, и вообще-сумерки, трудно их распознать. На первом плане - вроде как дуб.
Но лирические ЛГ - не дубы же!
Такая вот персонифицированная ботаника )
Вика_Смага  (22/10/20 09:06)    


Хорошо, пусть будет персонифицированная. Я ж не по картинке судил, а по тексту.
СерЖ  (22/10/20 21:07)    


От №9. Пелагея. "Странные сны".
Большое спасибо за высокую оценку рассказа! Я на самом деле так сжилась с ЛГ, что её переживания ощущала чуть ли не как свои собственные)
А насчёт времени, когда удочеряли девочек, то я предполагала начало девяностых. Тогда уже можно было иностранцам участвовать в усыновлении-удочерении. Наверное, чуть-чуть промахнулась с возрастом подростка). Тут Вы правы.
И насчёт названия, пожалуй, соглашусь.
Пелагея  (19/10/20 17:41)    


Да, "мелочи" в художественном произведении вовсе не мелочи - всё играет на замысел автора...или против него.
СерЖ  (19/10/20 23:12)    


Спасибо, Сергей.
От номера 11.
Не было цели тянуть интригу с мостом до конца миниатюры, по-моему, в первом абзаце уже понятно, о чем речь. Хотелось красивой истории, рассказанной о себе самом старым мостом.
Милана_С  (19/10/20 17:31)    


Я убеждён, что в любом произведении что-то должно быть сильным - завязка, кульминация, финал. В идеале - всё, но это уже шедевр. Если повествование начинается в спокойном тоне, далее так же развивается и сюжет, то финал обязан быть сильным, ярким, неожиданным. Часто неординарныая концовка спасает не слишком яркое остальное.
СерЖ  (19/10/20 23:17)    


Сергей, спасибо.
Я уважаю Ваши убеждения.
Сильный (яркий, неожиданный) и спокойный - для меня не противопоставление.
Для подобной миниатюры, по-моему, возможно ровное развитие. Хотя если бы я могла пустить в конце по мосту какого-нибудь особо несчастного котика... Но я не могу wink
Милана_С  (20/10/20 10:34)    


Объясню, Сергей.
У героя не сложилось никакого предубеждения, тем более "железобетонного". Ему просто не нужна заграница - он чувствует себя дома, на даче, вполне счастливым. И те красоты, которыми его искушал сын, вполне заменимы фотографиями... фильмами ещё, наверное... ещё чем-то "инетным"... в общем личного присутствия "на достопримечательных местах" ему (Петровичу) не нужно.
Далее: Дело не собственно в Алькатрасе. Дело во фразе сына "в каждой сказке есть свой островок несвободы". А сказкой для Петровича был его мир... ограждённый забором с калиткой, за которой лес... мир, над которым небо, простирающееся и дальше, до горизонта. Петрович сумел посмотреть и соотнести этот свой мир с услышанными словами. Для Петровича его мир - показался островом, и, следуя логике - тюрьмой. В которой вроде бы как и нет заключённых, но тюрьмой она быть не перестала. Петрович решил покинуть свой островок.
И выбрал Норвегию. Потому как "там даже тюрьмы - сказочные"... то есть сказки в Норвегии больше, чем где-то, коль уж если и тюрьмы там такие... И, конечно, никто его в тюрьму в Норвегии не посадит. )))
Ну вот, не знаю, объяснил ли, и стоило ли это делать? (
Андрей_Яковлев  (19/10/20 17:18)    


Андрей, да мысль-то была понятна про счастливое дачное существование, и про намёк сына. Я против логики внезапного озарения в пенсионном возрасте, когда у человека всё настолько устоялось в мировоззрении, что просто замечанием мимоходом сдвинуть его консерватизм мне представляется маловероятным. Ну а финальная мысль про нежелание попасть в норвежскую тюрьму мне показалась как-то слабо связанной с "садово-огородной тюрьмой" устоявшегося мирка Петровича.
СерЖ  (19/10/20 23:27)    


Даже в пенсионном возрасте, когда, казалось бы, всё устоялось - есть место "озарениям". )) Уверяю! )
Андрей_Яковлев  (19/10/20 23:33)