Начну со стандартной присказки: мои комментарии не претендуют ни на полноту разбора, ни на истину в последней инстанции. В основном я ограничилась общими впечатлениями и замечаниями об отдельных удачах и недочётах.
Стихотворения оценивались по нескольким параметрам. Первая оценка - базовая техника и язык (по десятибалльной шкале). Вторая оценка - художественность (по десятибалльной шкале). Третья - новизна идеи, оригинальность исполнения (по пятибалльной шкале). Четвёртая - эмоциональный резонанс (по пятибалльной). Пятая - степень соответствия конкурсной теме (по пятибалльной).
Отмечу, что немалое количество конкурсных работ я отнесла бы скорее к иным тематическим разновидностям лирики: к философской, суггестивной, медитативной, гражданской, социальной, а некоторые и вовсе трудно назвать лирикой.
Мой шорт-лист:
1 место: 9. Запахи красного цвета (8+8+5+5+5=31) 17. Старый квартал (9+8+5+4+4=30)
2 место: 7. Психоделическое лето (8+7+4+4+4=27) 15. Февральское (8+8+4+4+3=27) 18. Без определённого места жительства (9+8+3+4+3=27)
3 место: 21. Фён (7+7+4+3+5=26) 25. В паутине дней престранных (8+7+4+3+3=25) ====================================
1. Я осень разлюбила (6+3+1+1+1=12)
Напрасно ум заигрывал со смертью И восхвалял увядшие цветы. В ней жизни нет. Поля её пусты, Леса унылы, ветки словно плети. Осенняя краса обречена. Сменяется протест безвольной ленью. Она устала от преодоленья. Совсем другое – буйная весна.
Всё строится, надеется и верит. Мечтой заполнен каждый уголок. Вот муравей травинку поволок, Вот соловей рассыпал трели перед Гнездом своим, любя. Весна царит! Мне каждый день в ней нов и интересен. Я осень разлюбила – тлен и плесень. Теперь весна – мой друг и фаворит.
По-моему, это не столько пейзажная, сколько философская лирика. Основной плюс стихотворения - видна опытная рука стихотворца. Рифмы точны и аккуратно подобраны, изложение достаточно связное, стилистика приближена к классике серебряного века. Основной минус - вторичность и «прямовлобность», из-за которых стихотворение быстро забывается. «Изюма» нет - ни необычной идеи, ни яркого финала, ни каких-то нестандартных образов, ни выверенной цепляющей простоты. Серьёзных недочётов тоже нет. Мелкие - попадаются.
В ней [смерти] жизни нет. Капитан Очевидность.
Она [лень] устала от преодоленья. Лень устала? Спорная формулировка.
Всё строится, надеется и верит. Кучка-несостыкучка. Смысл понятен, но мысль выражена косноязычно. Всеобъемлющее «всё», распространяющееся как на живые, так и на неживые объекты, и «строится» с веером возможных значений - неудачная комбинация.
Вот соловей рассыпал трели перед Гнездом своим, любя. Весна царит! Некрасивый, неестественный переброс с акцентом на предлог.
Мне каждый день в ней нов и интересен. Я осень разлюбила – тлен и плесень. Теперь весна – мой друг и фаворит. Разжёвано дальше некуда. И выбор слова «фаворит» неудачен. ====================================
2. Осень – услада глазу (6+5+2+2+5=20)
Осень – развязны твои манеры, восемь ветров раздувают серый, восемь дождей разболтали краски, мажут багрянец на охру сразу.
Ржавое с медным, медяным, красным льют на подлесок манером разным – брызгами, каплями, кистью тонкой. Где собрала живописцев столько!
Осень – сама не своя, в экстазе. Что сотворила – услада глазу! К черту манто, макинтоши, драпы – блёкло, не то – я снимаю шляпу!
Брошу к ногам ей червонцы с медью и самобранку накрою снедью, рыжие патлы её целую... Осень – тебя люблю я…
Осень – развязны твои манеры, восемь ветров раздувают серый, восемь дождей разболтали краски, мажут багрянец на охру сразу. Ружьё про развязность манер так и не выстрелило. «Сразу» - не ради смысла использовано.
Ржавое с медным, медяным, красным льют на подлесок манером разным – брызгами, каплями, кистью тонкой. Где собрала живописцев столько! В чём разница между «медным» и «медяным» (кроме архаичности второго)? «Льют кистью» - спорная формулировка.
К черту манто, макинтоши, драпы – блёкло, не то – я снимаю шляпу! К чёрту бузину в огороде - в Киеве дядька!
и самобранку накрою снедью Самобранку не накрывают, она делает это совершенно самостоятельно.
Про ветра, разболтавшие краски, - интересно. Остальное - внешне эмоционально-разухабисто, но сумбурно и спустя рукава писано. Рифма «с медью - снедью» по-настоящему хороша. ====================================
3. Пёстрый жираф закурит... (4+3+4+1+5=17)
Светит луна лимонно, ночь подбирает фрак, лижет жираф влюблённый сладко-кофейный мрак. Листья летят на шкуры улиц уснувших, но пёстрый жираф закурит... выбросит линзы снов. Осень - жирафоманка: время писать роман... Слева лежат туманы, справа - подмёрзший кран. Что ж ты, жираф влюблённый (Camel и кофе друг), к дому с цветным балконом счастья не бросишь круг? Ты же, жирафный, знаешь - осень колдует вас... Светит луна цветная в твой поднебесный глаз.
«Листья летят на шкуры // улиц уснувших» - хорошо. Остальное - слишком сумбурно, и с ясностью речи серьёзные проблемы. «Пёстрый жираф закурит... // выбросит линзы снов» - это, например, о чём? Подарок для пародиста... Синтаксис и фоника тоже небезупречны - но это в сравнении с вышесказанным уже мелочи. ====================================
4. Дитя дождя (6+6+4+3+0=19)
Он скакал потерянно вслед за птицами и незримым ангелам лопотал, что вокруг лоскутная бездна с лицами. Не найти знакомое. Слишком мал. Не взлететь над толпами. Вроде пробовал. Разгонялся, топая, и вопил. Кто-то рядом высился, душу трогая. Он пугался близости странных сил. Сквозь шумы и скрежеты непонятного обрести искомое сам не смог. Вдруг узнал биение. Сердце матери. Белошумье спряталось. - Я, сынок… Защипал до одури руку тёплую. Вжался нервно-истово. Горек вой. Прокусил губу свою в страхе до крови. Обняла в ответ она. Значит – свой.
В каком месте искать пейзажную лирику? «Вокруг лоскутная бездна с лицами»?
И незримым ангелам лопотал На слух как «незримым ангелом».
Сквозь шумы и скрежеты непонятного обрести искомое сам не смог «Искомое» резануло слух (математика), да и всё предложение косноязычно.
Прокусил губу свою в страхе до крови. Обняла в ответ она Неудачный синтаксис (губа обняла). ====================================
5. Прогулочное (3+2+1+1+4=11)
Сегодня небо - чисто - акварель! В лазури нежной так воздушны кроны! Они уже поддёрнуты зеленым, По ним уже пошуровал апрель.
Серёжки - на асфальте: им пора Любить, цвести, познать тоску паденья, А мне пора писать стихотворенья - Любимая весенняя игра!
Пора звенеть осколками из фраз, Bдоль череды домов одноэтажных, Где как растаял звук шагов вчерашних, И всё вокруг, как будто в первый раз!
Вчера я ныла? Не об этом речь! Чего не скажешь, в жизни изуверясь! В прогулке по весне - такая прелесть, Что ею невозможно пренебречь!
В душе такая легкость и полёт, Как будто бы назад вернулась юность. А может быть, она и впрямь вернулась? На день, на год, на сотню лет вперёд...
Весьма небрежный язык - начиная с подбора слов и заканчивая синтаксисом, пунктуацией и смешением «е» и «ё». Да ещё и штамп на штампе...
Они уже поддёрнуты зеленым Подёрнуты. У «подёрнуть» и «поддёрнуть» разные значения.
«Пошуровал» после «акварели», «нежной лазури» и «воздушных крон» сильно выбивается стилистически.
Серёжки - на асфальте: им пора Любить, цвести, познать тоску паденья Они прямо на асфальте начнут любить, цвести и т. д.?
Пора звенеть осколками из фраз, Bдоль череды домов одноэтажных, Где как растаял звук шагов вчерашних, И всё вокруг, как будто в первый раз! Самое косноязычное четверостишие. Зачем в нём предлог «из»? Зачем первое «как»? Каковы смысловые связи между частями предложения?
Чего не скажешь, в жизни изуверясь! Правильнее - «разуверясь» (или «изверясь»). ====================================
6. Променад (5+7+4+3+3=22)
Вся наша жизнь - разменная монета, Гремящая в карманах на ходу, И я, звеня копейками бюджета, Сегодня вдоль по городу пройду.
Сентябрь пьянит, и небо голубое, А девочки какие — "Друг, ты глянь!" — Мы так давно не виделись с тобою, Пошли возьмём по пиву и тарань.
В осеннем парке куролесят белки, На юг собралась пара лебедей, Да старички за столиком в беседке Под дураков заходят с козырей.
На кованых скамейках повсеместно В обнимку "поцелуйники" сидят, И захотелось, вам признаюсь честно, Мне время отмотать слегка назад.
Туда где звезды фонарём слепили, Где мы могли неделями не спать, Как сумасшедше молоды мы были В свои "безумно старых" двадцать пять.
Неплохое стихотворение: живое, не надуманное, с настроением. Но и помарки есть.
На юг собралась пара лебедей Правильное ударение - «собралáсь». Да и рифма «лебедей - козырей» далеко не самая удачная.
Туда где звезды фонарём слепили, Где мы могли неделями не спать, Как сумасшедше молоды мы были В свои "безумно старых" двадцать пять. После «туда» нужна запятая, после «спать» уместнее точка. Смутило единственное число «фонарём», лучше «фонарями». Правильно: «безумно старые» (ошибка в падеже). ====================================
7. Психоделическое лето (8+7+4+4+4=27)
не просыпайся на свет не лети куда ты псих безнадежный забывший слова и даты тает июнь и рассудок безмерно горе льды облаков и продрогший безмолвный город мысли и чувства мутируют от простуды снег одуванчиков хрупкие парашюты снег тополей заметает миры и скверы сны где никто не очнётся другим наверно сотни историй преданий чужих трагедий ветер над миром бушует и стынет ветер словно пытается нервно пробить твой панцирь… лето морозное лето… …не просыпайся
Как правило, я недолюбливаю стихи без прописных букв и знаков препинания, но здесь форма органично дополняет содержание. Разбивка удобна для чтения, в стихотворении нет воды. ====================================
8. Южное, моё (7+6+4+3+4=24)
Солнце моё – тягучий горячий мёд с запахом детства призрачным и далёким. Я не могу дышать без тебя. Метёт в северных землях. Пасмурно, одиноко. Каждое утро манкий рассветный луч тонок, порой невидим. Так мало света. Каждым бесцветным днём сквозь густую мглу в небе пустом ищу отголоски лета, лета, когда весь мир говорлив, пригож. Память уносит к морю, где жил когда-то, к полю, где вдалеке колосилась рожь. Воздух тогда был приторно-горьковатым. И защемит, заноет внутри. Унять грусть невозможно… Солнце моё живое, вызрей янтарной дыней к осенним дням, жёлтой листвой с каштановой рыжиною, чтобы зимой, лишённой твоих костров, снился мне яркий ласковый цвет медовый. В тусклом сиянье лампы и блеске льдов – вижу повсюду охровый след. И снова выстудит душу холодом ведьма-ночь – всё отболит, забудется, станет снегом. Только во тьме зимы, обнажившей дно, чудятся мне лучистые обереги. Выйдет весна безумствовать, пировать, мир оживёт и вылезет из скорлупки. Буду смотреть на синего неба гладь, чтоб любоваться светом неясным, хрупким, тёплых лучей касаться – ещё, ещё! В окна закат искристый жар-птицей бьётся. …Это не кровь по венам моим течёт – южное золотисто-хмельное солнце.
На мой вкус, многовато прилагательных, и стихотворение затянуто. Но финал хорош, и дыня с жар-птицей понравились. ====================================
9. Запахи красного цвета (8+8+5+5+5=31)
Здесь не слышно ни крика, ни стона. Здесь земля тишиною согрета. Только небо над полем бездонно. Только запахи красного цвета.
Только солнце и пепельный ветер выжигают поникшие травы. Здесь земля, тишиною согрета, пропиталась кровавой отравой.
Здесь к земле не приложишь ладони, чтоб не тронуть костей человечьих. Только небо над полем бездонно – и не помнит кровавую сечу.
Здесь не слышно ни крика, ни стона. Всё забылось, всё кануло в Лету. Только маков кровавы бутоны. Только запахи красного цвета.
Просто и хорошо. Стихотворение цепляет за живое. ====================================
10. Декорации (5+4+4+2+3=18)
Вновь ненастье зарю за печные дымы Принесло на окраину ночи. В этот зябкий закат погружаемся мы, И лежит на душе ожиданье зимы И ещё много личного очень.
Диск луны, как подсолнух, склонился, зачах. Это лету ушедшему почесть. В окнах тени и свет. Поздний чай при свечах? Или просто мерцает семейный очаг И чадят очаги одиночеств?
Камертоны шагов сквозь молчания смог, Вдоль шпалер тополиного строя. Ищем рай для двоих, зря сбиваемся с ног, Створки райских ворот – декорации снов. Не стучись в тишину – не откроют.
В тишине столько дел, столько тайных забот, Столько мыслей прикрыто словами! Говори всё как есть – полуправда не в счёт. Говори, и холодное солнце взойдёт Над горящим мостом между нами.
Нет, не надо судьбу проверять на разрыв И тоску хватит мерить шагами. Посмотри, как до крыш наполняет дворы Обаяньем своим хит осенней поры – День в кленово-берёзовой гамме.
На мой вкус, многовато сумбура и воды ради образности, не всегда удачной. «Вновь ненастье зарю за печные дымы // Принесло на окраину ночи», «Камертоны шагов сквозь молчания смог, // Вдоль шпалер тополиного строя», «Створки райских ворот – декорации снов» - приходится продираться сквозь эти предложения в поисках смысла, но он оказывается кривоватым. «Камертоны шагов» - это что-то вроде «стремительного домкрата». Или ещё пример. Читаю: «Диск луны, как подсолнух, склонился, зачах» - и радуюсь интересному образу. И вдруг - бабах! - откровение: «Это лету ушедшему почесть». Зачахнуть - почесть?! М-да, иногда полезно вовремя остановиться... Или тут: «В тишине столько дел, столько тайных забот, // Столько мыслей прикрыто словами!» - слова прикрывают мысли в тишине? Это как? ====================================
Опять листва вмешалась в синь небес не без боязни одноцветных красок: Красоты красного к ветвистой голытьбе приложены. И видно не напрасно на юг спешащий клин из облаков с семейством листьев погружённых в воду Подёрнут рябью – ветра мимоходом. До дома ввысь бы! Слишком далеко…
Слишком надуманные и громоздкие вербальные конструкции. Недостаёт запятых. Лишняя стопа в третьем стихе. «Клин из облаков» - предлог не нужен. ====================================
Под искусственный климат придуманный дьяволом офис, поглотил трудный день снова – восемь, за тёмным стеклом ждёт сама не своя: шмара мокрая, верной собакой, прощальная, горькая осень; дождь-громила гремит водостоком и нищими скорбно стоят...Тени тощих деревьев в аллеях промозглого, тёмного парка, колесо обозрения мёрзнет и жмется в сырые кабинки - как дама в манто. Я и осень - горящий костер на янтарном ветру охрорыщущий, жаркий: – Эй подруга! Целуй – мокро в губы, сейчас же целуй, а не то! А не то?!..
Дождь юлил, лил без меры, виски оседлала намокшая, стыдная проседь, шустрый ветер горящий костёр листвяной точно вор уволок...Я надсадно дышал, нагоняя ушедшую, юную осень – что как шлюха шальная, шла резво по-дерзкому пьяная, голая, рыжая и без чулок...
Проблески образности присутствуют, но в целом ситуация удручающая. Автор позаботился о том, чтобы сделать текст максимально неудобоваримым для читателей. Вольный анапест в формате А4 превращает поиск рифм в почти безнадёжное занятие. На редкость сумбурное изложение, корявый синтаксис и невыносимая пунктуация довершают картину. Ну, и, наконец, рыжая шлюха - уже изрядно подзатасканный образ осени. ====================================
13. Windows-веснование (6+6+4+3+4=23)
Празднословие слухом полнится – голоса проникают из заоконницы без конца: "птичий рынок", и собеседников – пруд пруди. По-онлайну да по весеннему – вы-хо-ди потусить в колее накатанной – день сурка! – Оцифрован рассвет, закаты и облака...
...По проталинкам за деревнею – ни следа, А погодка на редкость ведрена, хоть куда! В каждой лужице послезимия густ настой – отражается небо синее... Ты постой под берёзою для веселья, испей росы, полюбуемся на весенние на красы! Растудыть её, экзистенция – не из книг: насекомое и растеньице что есть миг разжужжаются, расправляются и растут, наполняя священным празденством суету. Превращение, воскресение – сила сил! Недалече и время сева – не пропусти! Чуть растеплится – будет маятно, недосуг...
...В огороде тень батьки Гамлета «содит» лук. Не с кем ей о делах-безделицах говорить: бедных йориков резиденция – пустыри. Мышь бытует в дому огамленном* и грибы. Знать, ответили миру гамлеты, мол, «не быть». Тень прошаркала с коромыслицем за водой...
...Посидим, пораскинем мыслями под виндой...
* огамить (диалект) – испортить
Занятная стилизация, но бросается в глаза подгонка содержания под форму. ====================================
14. Прогулка к морю (3+4+3+2+5=17)
Поверх ограды на гибких ветках, пылает жаром округлость манго и даже солнце смущенно блекнет, хотя немного и выше рангом. А на деревьях такие шали неповторимых, шальных расцветок, что от восторга прощебетали все птицы хором осанну лету. На горизонте тот самый парус, устав от бури, плывет за солнцем, и лёгким бризом меня касаясь, природа шепчет:"Всё обойдется".
С пунктуацией серьёзные проблемы. «От восторга прощебетали // все птицы хором осанну лету» - удивил единственный глагол совершенного вида в стихотворении. Коллективный щебет всех птиц - одноразовое законченное действие? Шали шальных расцветок - хорошо. ====================================
15. Февральское (8+8+4+4+3=27)
..Хранитель снов, свернувшийся на кресле Пушистым и разнеженным клубком, Мурлычет, угнездившись в перекрестье Ночных теней… И пахнет молоком
Уснувший дом. Теплынь наступит скоро, Но всюду иней – белой бахромой… И снеговик скучает у забора, Застывший в безысходности немой.
Страдальцу жить всего одну неделю – Подтаял, потерял морковный нос… И бредит он морозом и метелью, В бессмертие поверивший всерьёз.
Неведома ему кошачья нега И ни к чему домашнее тепло… Грустит мужчина, созданный из снега, Таращится в оконное стекло.
Природа в ожидании весеннем Надежды не даёт снеговикам.. А он упрямо верит во спасенье, Уже почти взлетевший к облакам.
А хорошо. И композиция чёткая, и язык точный и ясный, и рифмы попадаются интересные: «кресле - перекрестье», «неделю - метелью», «весеннем - во спасенье». Шероховатости: - из-за переброса между первым и вторым катренами вначале кажется, что молоком пахнет не дом, а кошка/кот; - «Теплынь наступит скоро, // Но всюду иней» - без «пока» или чего-то с похожим смыслом противопоставление выглядит странно; - «А он упрямо верит во спасенье» - как-то диссонирует здесь церковнославянское «во» со «спасеньем» вместо «спасения». Мне кажется, «в спасенье» или «во спасение» - более предпочтительные варианты. Первый скорее разговорный, второй - библейский, но оба годятся. Первый оправдан современным стилем изложения, второй - библейскими аллюзиями. ====================================
16. Взгляд на город (6+6+4+3+5=24)
Серым по серому пишет скучающий дождь Резкие линии крыш, вертикальные окна. Как по гризайли, без тени, растекшись, идёшь По акварельной палитре осенней намокшей. Вон, промахнулся и кистью промазал – в лицо. Зонтик не спас от дождя; и усилился ветер. Сепией, сажей, белилами (цинком, свинцом) Тенты кафешек заляпаны; хлопают двери.
По направленью к метро по Фурштадской скорей Шлёпай по лужам пузырчатым в ботиках чёрных. Жёлтые длинные пальцы литых фонарей Тянутся к спрятавшим лица, как к запертым окнам. Питер написан мазками дрожащей рукой. Не принимай ничего в одночасье на веру. Улицы, лестницы, вход в подземелье метро. Взгляд на сегодняшний вечер. Откуда-то сверху.
Настроение присутствует, и образы интересные, но обилие перечислений утомляет и рассеивает внимание. Не сразу удалось понять, кто промазал кистью: показалось, что пешеход. Строка «Не принимай ничего в одночасье на веру» угловата, «в одночасье» (в короткий промежуток времени) топорщится из неё и по смыслу, и стилистически. ====================================
17. Старый квартал (9+8+5+4+4=30)
Ещё вдыхаешь жизнь, разинув пасть, квартал, побитый плесенью и временем. И, чтоб однажды в реку не упасть, мечтаешь новостроем забеременеть. Твои дома с глазищами фантош в десятки тысяч свай упёрлись пятками. Когда-нибудь ты в небо прорастёшь, ломая тучи крышами покатыми. Над ними я, в сосновый френч одет, пойду, стуча клюкой, как бабы спицами, смотреть, как свили гнёзда на воде баркасы с человеческими лицами, как мрут велосипеды под водой, не в силах излечиться от коррозии, как я, ещё беспечно-молодой, целуюсь с фонарями нетверёзыми...
Интересное поэтическое вúдение. Только пятки домов, по-моему, перебор. ====================================
18. Без определённого места жительства (9+8+3+4+3=27)
Он бесцельно блуждает в лабиринтах аллей, Где предзимняя серость отражается в лужах, А дрожащие травы, прижимаясь к земле, Укрываются пледом из туманного плюша. Долговязые вязы у змеистой реки Расстаются с убранством из вчерашнего злата И скрипят потихоньку, как скрипят старики, Продвигаясь по жизни к рубежу невозврата. Он по статусу чей-то, а по сути ничей, Без нагретого места... Но бродяге по нраву Ночевать на скамейке, умываться в ручье И внимательно слушать не людей, а дубраву. Листопад золотые парики потрошит. Наполняется воздух едким запахом гари: «Понаехавший» дворник-трудоголик Рашид Поутру поджигает непотребный гербарий. Если выглянет солнце, то плеяда теней На ветру начинает исполнять пантомимы. Или это фрагменты спешно прожитых дней Проявляются, меркнут и проносятся мимо? Он свободен, как птица, но не может взлететь, Растворяясь в белёсой органзе небосвода... Ковыляет по лужам обездоленный дед, Поневоле познавший, что такое свобода.
Во-о-от! Пусть участвующие в конкурсе любители длинных предложений учатся на примере этого стихотворения делать их лёгкими для восприятия. Тема, конечно, не нова: легион понаехавших дворников (и все как на подбор Рашиды) уже давно кочует по стихам современных авторов. Но всё же работа принадлежит к лучшим из читанных мной. Выверенная композиция, гладкое изложение, богатая лексика, чувство меры в образности, человечность - всё это вкупе делает стихотворение живым и вызывающим сопереживание. Единственное, что показалось излишним, - прямовлобное «обездоленный» в финале. Ни к чему оно там: обездоленность уже более чем видна из контекста (и усилена «ковыляющим дедом»), поэтому возникает ощущение перебора и простовато-грубоватой манипуляции чувствами читателя. Незачем портить ей хороший финал. И ещё я предложила бы подумать над иным определением к «гербарию». У слова «непотребный» в наше время ярко выраженная отрицательная коннотация, и устаревшее значение «ненужный» не сразу приходит на ум. ====================================
19. Птичье (5+5+3+2+3=18)
Держит снег в облезлых лапах зёрен полное кашпо: Под завязку в нём – промокших, полусгнивших и проросших. Их укрыло талым настом, что свисает, как капот.
От излюбленной скамейки не отходит воробей: Бей не бей, не улетает, будто досточки считает. Тает снег и обнажает клад, чернеющий в воде.
Дерзко каркает ворона: время родичей сзывать, Ватным небом сыт не будешь, и нужна еды им груда, Удавиться в драке лучше, чем усохнуть, как дрова.
Валко голубь ковыляет, слышал что-то он про клад, Ладят сойки тропки пего, соревнуясь в хитром беге, Герцы выше, крылья шире, и толкаться каждый рад!
Ради жита всё забыто – мысли только о еде, Денег им за то не нужно, но подраться надо дружно. Носом чуют, клювом роют – ищут вкусности везде…
На мой вкус, многовато воды, и язык неаккуратный. «Удавиться в драке» - нонсенс. «Денег им за то не нужно» - тоже бессмыслица: с чего бы это едокам получать деньги за еду? «Валко голубь ковыляет» - хорошо, зримо. ====================================
20. А день - красивый (6+5+3+2+4=20)
Проснулась поздно... Солнце - в окнах. И день, наполненный лучами, не начинался одиноко: будили полдень крики чаек, балконом вился запах кофе, внизу старик звенел ключами - опять припёр домой картофель.
Сырой подъезд, визгливо вскрикнув, сомкнул железные оковы. На старой выщербленной плитке разлёгся тёмный жёсткий коврик. Дверной замок блестел латунно. Как страж стоял в тени балконной привычный взгляду ящик с туей.
И было солнце ярко-рыжим, бесстыже-рыже-апельсинным. Дождями вымытый булыжник мне с высоты казался синим. Но не дышалось в несвободе - и потому невыносимо вновь наблюдать безлюдный полдень.
А день - красивый.
«Припёр» - сниженная лексика, звучит в контексте неодобрительно и грубовато. Переход от прошедшего времени («не дышалось») к настоящему («невыносимо наблюдать») ничем, кроме невозможности втиснуть необходимое здесь «было» в размер, не оправдан. ====================================
21. Фён (7+7+4+3+5=26)
Cырой промозглый вечер в октябре Шуршит чуть слышно моросью по листьям, Кусты толпятся, ёжась, во дворе, И ветки их намокли и обвисли; В багряный свитер кутается клён, Ныряя зябко в сумрак заоконный...
И тут внезапно налетает фён - Горячее дыхание дракона; Ломая ветки, рвётся сквозь кусты И с гулким воем рыщет меж домами, Уносит тенты, листья и зонты, Стучится в окна, хлопает дверями; И можно, сбросив куртку, не простыть - Кругом тепло, как у печи нагретой, И в грустный мир осенней пустоты На полчаса опять приходит лето, И даже звёзды, кажется, видны: Шальной дракон наделал в тучах дыры...
Но вот с другой подуло стороны - И снова стало холодно и сыро; Дракон умчался, крыльями взмахнув, Покинув земли осени глухие, В какую-то волшебную страну, Где, может быть, рождаются стихии.
Первое предложение я разбила бы на три, второе - на четыре, третье - на два. В искусственном нанизывании предложений нет необходимости: текст и без этого разделён по смыслу на три абзаца. «Уносит тенты, листья и зонты» - если поменять местами «тенты» и «листья», фонетика улучшится. «Шальной дракон наделал в тучах дыры» - здесь нужен родительный падеж: «дыр» (или «дырок», чтобы попасть в рифму и размер). На мой вкус, многовато инверсий. Сами по себе они не критичны, однако в своей совокупности бросаются в глаза. Но в целом - крепкое, хорошее, зримое стихотворение. ====================================
22. осень как террариум (3+4+3+1+4=15)
Уж небо осенью дышало, …. Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. А. С Пушкин
------------------------------
осень. время земноводных, снова учимся дышать, серость стала очень модной, время жить и умирать. клён похож на саламандру – не горит в огне листвы. а листва читает мантру: «выйди, ветер, выйди, вы...». сверху туча-черепаха панцирем закрыла свет. грусть сейчас страшнее страха, страх осенний – тонкий плед. солнце лапками-лучами лишь касается земли, солнце красное прощально в книгу Красную внесли. роща – сто оттенков меди, время для «опять», опят. спят медведки, а медведи дремлют, но ещё не спят. жабки-листья, их не жалко, засыпают небо луж. небо осенью дышало, на дворе – ноябрь-уж… осень – время земноводных, пресмыкаться или жить? становитесь кем угодно,
гадами не надо быть…
Воды в стихотворении оказалось больше, чем земноводных - из всего упомянутого зоопарка это лишь саламандры и жабки. Изложение сумбурное, ни идеи, ни композиции нет - чувствуется, что стихотворение писалось по принципу «куда кривая вывезет». Начало и финал провальные, но середина местами симпатична. «Спят медведки, а медведи // дремлют, но ещё не спят» - вот тут хорошо (и «засыпают» в следующем предложении очень к месту). «Грусть сейчас страшнее страха» - тоже удача. «Дышать - умирать» и «жить - быть» - те ещё рифмы... ====================================
23. все мысли о дожде, а видишь снег (5+6+4+2+4=21)
все мысли о дожде, а видишь снег и только лишь пространство однозначно не путает, когда идёшь к сосне приходишь к ней, а не к соседской даче где хвойных нет, сплошные тополя стоят давно на гибких якорях и время их не трогает, жалеет прогуливая ветер по аллее ни ветки не ломает, ни листка зелёного ни разу не сорвало, аллея, как у Ленина рука указывает прямо в облака но направленья, как обычно мало и ты в снегу и в мыслях о дожде не знаешь ничего на самом деле куда тебя несёт, в какой воде в какую глубину, какие мели ты встретишь и проводишь может быть лишь для того, чтоб снова всё забыть вернуться в дом на пятом этаже в прихожей снять всю мокрую одежду согревшись чаем, ощутить в душе, что всё пройдёт, как проходило прежде.
А вот здесь как раз тот случай, когда отсутствие разбивки на предложения вкупе с малограмотной пунктуацией настолько затрудняют понимание, что в конце остаётся лишь чувство досады: ну ведь есть же у автора поэтическое вúдение и умение передать настроение, ну зачем так изгаляться над текстом, делая его неудобоваримым?! ====================================
24. молния (2+3+3+1+5=14)
сверкнула молния – в испуге отпрянул мрак... и вновь как ране... но вслед так грохнуло в округе в горшках аж вздрогнули герани и всколыхнулись занавески и поползли в края гардины и вздулся ветер вдруг и резкий ударил в окна и витрины и зашатались кроны чащи вдали кромешные на черном блистали молнии все чаще и ливень лил как обреченный... пример панической атаки небес низвергшихся на город ошметки жести и бумаги несло в проулки как за ворот... прорвало мира упаковку на сколь уж миль глазам хватает...
но сам июль небес циновку к утру конечно залатает...
Стилистическая эклектика воистину зашкаливает: книжные архаизмы времён Тредиаковского перемежаются сниженной лексикой. Формулировки подчас косноязычны: «поползли в края гардины», «и вздулся ветер вдруг и резкий // ударил в окна и витрины», «на сколь уж миль глазам хватает». Техника стихосложения слаба, бросаются в глаза разнообразные подгонки под размер. Отсутствие запятых воспринимается на фоне всего этого не как художественный приём, а как неумение расставлять их. Но хочется отметить добрым словом удачный фрагмент: «сверкнула молния – в испуге // отпрянул мрак». Автор не лишён образного мышления, но ему непременно надо нарабатывать технику стихосложения и читать побольше сильных современных стихов. ====================================
25. В паутине дней престранных (8+7+4+3+3=25)
Бабье лето - эхо лета, ностальгия - солнце в лужах; Сети улиц, тачки, тучки, паутинки, паучки... Дождевое амаретто опьяняет разум лучше Алкогольного коктейля, разгоняя птиц тоски.
Пролетает счастье мимо, ветерок с листвой играет, А бродячие собаки матерят меня вовсю, И мурашки-паучишки всё бегут по мне кругами... Я шагаю по бульвару, а вокруг - осенний сюр.
В паутине дней престранных я, как муха, в ожиданье Бабьелетовой Арахны, что решит судьбу мою, А пока стихи слагаю о любви к замужней даме, Слыша, как внутри щебечет сердце птицей Гамаюн.
Симпатичное по настроению стихотворение, и выбранный размер придаёт ему лёгкость. ====================================
ну, я тебе доверяю, конечно) конечно, здесь есть замысел. я не то чтобы расстроился, прочитав твоё мнение, сколько удивился.
удивился, что замысел оказался слишком маргинальным для тебя. представление осени через биологические образы\дискурс террариума - это и есть замысел + ирония-уж как триггер)) не соглашусь, что зоопарк (с) представлен только жабками и саламандрами. мне хотелось избежать примитивной зоологической кальки, поэтому в заголовок вставлен террариум, а не земноводные) а террариум - это и земноводные, и пресмыкающиеся, и насекомые, и иные гады)) и дышать - это тожа строка про земноводных, и гады тож, и пр))
была идея начать фразой типа: осень - время земноводных, пресмыкающихся блаблабла... но тогда медведки невтему, да и многих представителей террариума вычёркивать-вставлять необходимо было. бы) не хотелось утяжелять биологическим "что где когда")
что касается композиции - тоже странное впечатление от мнения) осень - она вверху, внизу, справа, слева. вот и здесь, все образы представлены системно: есть небо-черапахи (сверху), есть лужи-жабки (снизу), есть клёны-саламандры (прямо), есть медведки-странные (где-то сзади). вполне композиционная картинка)
с другой стороны, читатель прочитал, у него не срослось. ну, пусть в данном контексте это будут проблемы автора) мой билингвизм не позволяет мне ярче рисовать картинки поэцкие)
спасибо за неравнодушное мнение на эту безделушку, лёгкую. но не пустую)
п.с. про рифмы молчу, вообще. за 10 лет участия в конкурсах не врубаюсь в претензии к этому всего лишь инструментарию))
Привет, Олег)) Прости, только добралась до написания ответа. Печально у меня сейчас обстоят дела с виртуальной жизнью.
Террариум в названии не играет роли, если строкой ниже - "время земноводных" с последующим перечислением увиденных животных. Т. е. в завязке ты сообщил читателю, что сейчас будет рассказ про земноводных. А сам обманул)) Может, просто убрать это упоминание земноводных, а? И ниже по тексту тоже. Тогда весь зверинец нормально будет считываться, и не возникнет недоумения типа: "Но это же вовсе не земноводные!"
Про отсутствие идеи и композиции я написала потому, что у тебя финал, по сути, болтается отдельно от всего прочего. Ничто не предвещало морализаторства.
А чем плох билингвизм? Мне он, вроде, не мешает.
Юстас, отношением к рифмам ты меня удивил)) Начать стихотворение рифмой "дышать - умирать" и закончить его рифмой "жить - быть" - как-то совсем не по-твоему. Не пугай меня так))
Буду благодарна за помощь с препинаками) А глагол "прощебетали" сто раз меняла на "защебетали" и обратно - потому, что ор был громким , но не долгим. Спасибо за конструктивный разбор (14)
Вера, простите за задержку с ответом. Предложения по пунктуации (строки, в которые внесены изменения, помечены звёздочкой):
*Поверх ограды на гибких ветках *пылает жаром округлость манго - и даже солнце смущенно блекнет, хотя немного и выше рангом. А на деревьях такие шали неповторимых, шальных расцветок, что от восторга прощебетали все птицы хором осанну лету. На горизонте тот самый парус, устав от бури, плывет за солнцем, *и, лёгким бризом меня касаясь, *природа шепчет: "Всё обойдется".
И ещё бы е/ё причесать...
"Защебетали" тоже будет выбиваться из грамматического ряда. Все остальные глаголы у Вас несовершенного вида: "пылает", "блекнет", "плывёт", "шепчет". Поэтому само собой напрашивается "щебечет".
огромное спасибо и за препинаки и за глагол несовершенного вида, а я никак не могла понять, почему мне не нравится и сто раз меняла шило на мыло)))))))))))
20. А день - красивый Спасибо за мнение, Анна) Да, неодобрительно - люди болеют, умирают, а соседу всё картоха на уме - возит, нет, не возит - тащит, прёт и прёт, бедолага... Мне каж, что там всё норм с временами.
ну ведь есть же у автора поэтическое вúдение и умение передать настроение, ну зачем так изгаляться над текстом, делая его неудобоваримым?! Да не я это над текстом изгаляюсь, это он надо мной. И вообще, как я понял, у меня. наверное, дислексия)
Здравствуйте, Аня! №18. Спасибо за монументальный судейский труд и за высокие оценку моим поэтическим стараниям! С замечаниями согласен. "обездоленный" поменяю на "неухоженный", чтобы не "манипулировать чувствами читателя":) А над остальными словами подумаю.
Нет, "неухоженный" - не самая лучшая альтернатива. Стилистическая окраска этого слова - оценочная, неодобрительная. Неодобрение здесь ещё более неуместно. У Вас очень сильная финальная строка. В предпоследней важно не переусердствовать ни в чём, чтобы не ослабить финал.
Между "птица" и "но" я поставила бы тире, но это не принципиально.
Вам тоже удачи во всех начинаниях, продолжениях и окончаниях))
"мысли только о еде, Денег им за то не нужно, но подраться надо дружно" но имелось ввиду, что денег за то (за еду) им не нужно платить, но нужно за неё подраться. Но нужно бы поправить, да Про "удавиться в драке" - по мне, тут всё нормально. Толпа ещё как удавить может. А язык мож и не аккуратный, так это использованный приём в рамки загонял, тут уж вряд ли поправишь :)
Гулим, но написали-то Вы совсем не то, что подразумевали.
Если кому-то за что-то не нужно денег, то он отдаёт это даром. Если кому-то за что-то не нужно платить денег, то он получает это даром. У Вас первый вариант.
"Удавиться" означает "повеситься". Толпа может не удавить, а задавить.
Про приём - не поняла. Если можно, объясните, пожалуйста.
Анна, да, я с первым не спорю, вы здесь абсолютно правы, имелось ввиду, что не нужно иметь денег, но нужно чётче сформулировать. Например, так и сказать: "Денег им платить не нужно", хотя вот опять вопрос возникнет - ИМ платить в каком смысле? :))))) Про "удавиться" - я понимаю, что привычней воспринимается, как самоповешение, то фактически это любая смерть от удушья. Например вот:
умереть от удушья 1) Agriculture: smother (о цыплятах и овцах, в испуге карабкающихся друг на друга)
удушье — я; ср. 1) а) Состояние, при котором человек испытывает недостаток воздуха для дыхания.
"Причины асфиксии
Причины сводят к двум группам. Для первой характерно расстройство внешнего дыхания, для второй – внутритканевого. Удушение может произойти при абсолютном отсутствии кислорода во время нахождения в закрытом пространстве. К распространенным причинам удушья относят: механическое сдавление шеи, груди, живота; повреждение дыхательных путей;"
Предвижу, что вы опять предъявите подмену понятий, но для меня "удавиться" и "удушиться" - равнозначно. А добровольно влезть в кучу-малу, зная, что сдохнешь там от удушья, разнозначно самоудавливанию.
Гулим, поскольку значение слова "удавиться" лично для Вас отличается от общепринятого, предлагаю открыть любой толковый словарь именно на этом слове. "Асфикция" - более общее понятие. В стихотворении Вы не про неё писали, а про "удавиться".
Хорошо, что амфиболию "платить им не нужно" Вы и сами видите.
конечно, здесь есть замысел. я не то чтобы расстроился, прочитав твоё мнение, сколько удивился.
удивился, что замысел оказался слишком маргинальным для тебя. представление осени через биологические образы\дискурс террариума - это и есть замысел + ирония-уж как триггер)) не соглашусь, что зоопарк (с) представлен только жабками и саламандрами. мне хотелось избежать примитивной зоологической кальки, поэтому в заголовок вставлен террариум, а не земноводные) а террариум - это и земноводные, и пресмыкающиеся, и насекомые, и иные гады)) и дышать - это тожа строка про земноводных, и гады тож, и пр))
была идея начать фразой типа: осень - время земноводных, пресмыкающихся блаблабла... но тогда медведки невтему, да и многих представителей террариума вычёркивать-вставлять необходимо было. бы)
не хотелось утяжелять биологическим "что где когда")
что касается композиции - тоже странное впечатление от мнения) осень - она вверху, внизу, справа, слева. вот и здесь, все образы представлены системно: есть небо-черапахи (сверху), есть лужи-жабки (снизу), есть клёны-саламандры (прямо), есть медведки-странные (где-то сзади). вполне композиционная картинка)
с другой стороны, читатель прочитал, у него не срослось. ну, пусть в данном контексте это будут проблемы автора) мой билингвизм не позволяет мне ярче рисовать картинки поэцкие)
спасибо за неравнодушное мнение на эту безделушку, лёгкую. но не пустую)
п.с. про рифмы молчу, вообще. за 10 лет участия в конкурсах не врубаюсь в претензии к этому всего лишь инструментарию))
благодарю)
Террариум в названии не играет роли, если строкой ниже - "время земноводных" с последующим перечислением увиденных животных. Т. е. в завязке ты сообщил читателю, что сейчас будет рассказ про земноводных. А сам обманул)) Может, просто убрать это упоминание земноводных, а? И ниже по тексту тоже. Тогда весь зверинец нормально будет считываться, и не возникнет недоумения типа: "Но это же вовсе не земноводные!"
Про отсутствие идеи и композиции я написала потому, что у тебя финал, по сути, болтается отдельно от всего прочего. Ничто не предвещало морализаторства.
А чем плох билингвизм? Мне он, вроде, не мешает.
Юстас, отношением к рифмам ты меня удивил)) Начать стихотворение рифмой "дышать - умирать" и закончить его рифмой "жить - быть" - как-то совсем не по-твоему. Не пугай меня так))
А глагол "прощебетали" сто раз меняла на "защебетали" и обратно - потому, что ор был громким , но не долгим.
Спасибо за конструктивный разбор (14)
*Поверх ограды на гибких ветках
*пылает жаром округлость манго -
и даже солнце смущенно блекнет,
хотя немного и выше рангом.
А на деревьях такие шали
неповторимых, шальных расцветок,
что от восторга прощебетали
все птицы хором осанну лету.
На горизонте тот самый парус,
устав от бури, плывет за солнцем,
*и, лёгким бризом меня касаясь,
*природа шепчет: "Всё обойдется".
И ещё бы е/ё причесать...
"Защебетали" тоже будет выбиваться из грамматического ряда. Все остальные глаголы у Вас несовершенного вида: "пылает", "блекнет", "плывёт", "шепчет". Поэтому само собой напрашивается "щебечет".
Спасибо за мнение, Анна)
Да, неодобрительно - люди болеют, умирают, а соседу всё картоха на уме - возит, нет, не возит - тащит, прёт и прёт, бедолага...
Мне каж, что там всё норм с временами.
Спасибо за обратную связь)
Да не я это над текстом изгаляюсь, это он надо мной. И вообще, как я понял, у меня. наверное, дислексия)
Удачи Вам во всех начинаниях!
Так вот чей это Рашид, оказывается!))
Нет, "неухоженный" - не самая лучшая альтернатива. Стилистическая окраска этого слова - оценочная, неодобрительная. Неодобрение здесь ещё более неуместно. У Вас очень сильная финальная строка. В предпоследней важно не переусердствовать ни в чём, чтобы не ослабить финал.
Между "птица" и "но" я поставила бы тире, но это не принципиально.
Вам тоже удачи во всех начинаниях, продолжениях и окончаниях))
Да, что-то там не так в №19.
"мысли только о еде,
Денег им за то не нужно, но подраться надо дружно" но имелось ввиду, что денег за то (за еду) им не нужно платить, но нужно за неё подраться. Но нужно бы поправить, да
Про "удавиться в драке" - по мне, тут всё нормально. Толпа ещё как удавить может.
А язык мож и не аккуратный, так это использованный приём в рамки загонял, тут уж вряд ли поправишь :)
Если кому-то за что-то не нужно денег, то он отдаёт это даром. Если кому-то за что-то не нужно платить денег, то он получает это даром. У Вас первый вариант.
"Удавиться" означает "повеситься". Толпа может не удавить, а задавить.
Про приём - не поняла. Если можно, объясните, пожалуйста.
"Денег им платить не нужно",
хотя вот опять вопрос возникнет - ИМ платить в каком смысле? :)))))
Про "удавиться" - я понимаю, что привычней воспринимается, как самоповешение, то фактически это любая смерть от удушья. Например вот:
умереть от удушья
1) Agriculture: smother (о цыплятах и овцах, в испуге карабкающихся друг на друга)
удушье — я; ср. 1) а) Состояние, при котором человек испытывает недостаток воздуха для дыхания.
"Причины асфиксии
Причины сводят к двум группам. Для первой характерно расстройство внешнего дыхания, для второй – внутритканевого. Удушение может произойти при абсолютном отсутствии кислорода во время нахождения в закрытом пространстве. К распространенным причинам удушья относят:
механическое сдавление шеи, груди, живота;
повреждение дыхательных путей;"
Предвижу, что вы опять предъявите подмену понятий, но для меня "удавиться" и "удушиться" - равнозначно.
А добровольно влезть в кучу-малу, зная, что сдохнешь там от удушья, разнозначно самоудавливанию.
Использованный приём, кажется, акромонограмма называется.
ВороБЕЙ БЕЙ и проч. звуковые повторы.
Спасибо :)
Хорошо, что амфиболию "платить им не нужно" Вы и сами видите.
Спасибо за пояснения))