Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
12ЛАП-20 - Осень-лучшее - обзор Сергея Жабина
Обзоры
Автор: ПКП
В этом ЛАП как-то странно сошлись произведения не то чтобы об осенней хандре, но с мрачными философствованиями о смерти – чуть ли не через раз. Это флюиды covid-19 так действуют?
Увы, среди множества произведений – лучших за осень – не оказалось такого, чтобы прям – Ах! – и на первое место не думая. Поэтому я подумал и решил обойтись без этого места, но вторые-третьи есть. Ну и моё мнение, конечно же, не истина в последней инстанции (можно обжаловать в вышестоящую инстанцию), а чистейшие имхо, субъективизм и вкусовщина, хотя я и пытался обосновать все свои претензии и замечания.
Итоговая расстановка такая:

1-е место: нет;
2-е место: 12(Грань), 19(Предчувствие);
3-е место: 5(Пусть Тяк), 8(Сова), 26(вчера у друга…)

--------------

1. Предзимье



Сразу прочиталось «последней осени привет», – неудачная, на мой взгляд, инверсия – автоматически тянет ошибку в прочтении, и только со второго раза понимаешь – что и к чему, и сразу же, во второй строке «не присевши на дорожку» считывается буквально: журавли так спешили, что не сели на дорожку. Да и вообще соседство двух слов действия в разных формах – деепричастия и причастия – относящихся к одному слову (журавлей), делает предложение неудобочитаемым. И почему – «кавид»? Пусть и разговорная форма, но хотя бы через «о». «горькое слеза» – опечатка.
Высокостилевое – «сыщется ль», «иль» – явно диссонирует со сниженным «не околей».
Вообще претензий к тексту масса – смешение иностилевых элементов, попытки «по-простому» выразить тоскливые мысли о холоде, голоде и отсутствии пенсии и работы, попытка всё это выдержать в лирическом тоне с вкраплением образных элементов («А иней землю смертью оторочил») явно привели к нежелаемому результату – впечатлению небрежности в работе с текстом.

====================================

2. Осень



Пришлось дважды прочитать первое предложение, чтобы понять, что к чему относится. Обращение «Подружка моя, шальная немножко, Осень» хорошо сочетается с первой и средней частями предложения по отдельности, а вот в едином куске как-то воспринимаются с трудом: разные формы глаголов «коснуться» и «окунуться», относящиеся к разным персонажам - к осени и обращающейся к ней ЛГ, делают неудобоваримым первое предложение. Озадачил вопрос о будущем, который не получил ни пояснения своего появления, ни ответа в дальнейшем – идея повисла в воздухе. «В горестных, непонятно кому, молитвах» звучит как минимум странно, – вот что-то мне подсказывает, что когда человек молится, он определённо знает – кому и о чём. Понравился свежий мёд наряда берёз, но ясень-цыган как образ очень сомнителен только лишь из-за наличия серёжек у обоих – так и видится ясень, увешанный золотыми/серебряными кольцами, ну или ясень голый, облетевший, с парой серёжек на ветвях-ушах.
Вопрос в сторону осени в самом конце – это о чём? Вроде бы ранее говорилось о танце с водопадом листвы, да и проказливого(?) солнечного луча было достаточно усталому сердцу, – аппетит приходит во время еды?
В общем, сумбурно как-то – видимо, у ЛГ сильно устало всё, а не только сердце.

====================================

4. Собирайся



На тему смерти писали все известные поэты, и, наверное, это такая же вечная, или, говоря каламбуром, бессмертная тема, как и любовь. Как говорится, всё написано до нас, но… в таких случаях важно не повториться – ни в сюжете, ни в образах, ни в героях – дабы избежать вторичности.
Главное в этом произведении – сюжет, развитие событий, данное через монолог смерти в… диалоге с душой. Сначала явно прослеживается общехристианская канва: душа покидает тело, потом ей предстоит суд, но Судья хоть и строг - справедлив и милосерден. Ну а дальше – по идее – должно быть два пути: в рай – если душа безгрешна, или в чистилище – смывать грехи. Здесь же: «нет пути в никуда, все дороги куда-то ведут». Т.е. что будет после Суда – как-то опускается, но зато понятно, что ЛГ прошла уже шесть дорог, читай – жизней, и стоит на пороге седьмой – а это уже из других религий: в исламе есть седьмое небо – место встречи двух пророков, и там же души праведников пребывают в блаженстве; в буддизме есть семь ступеней восхождения к совершенству, познанию тайны мира; в индуизме – реинкарнация в круговороте сансары…Ну а в конце здесь? – «И спокойно прядут бытия непрерывную нить» – явный отсыл к греческой мифологии, к мойрам, определяющим, прядущим и обрезающим нить судьбы человека.
Выбор формата повествования – А4, ритмики – длинная строка многостопным анапестом, с моей т.з. удачны – хорошо подходят для размеренного философского повествования из уст смерти как попытки – чисто человеческой! – успокоить душу, как-то сгладить её страх перед…чем? Речь, почему-то, о боли, хотя большинство смертей в обыденности не связано с какими-то физическими страданиями. Человеку присущ страх перед смертью как фактом потери всего, что в этом мире, в этом бытии было дорого, и собственно боль здесь явно не играет главенствующую роль. Намёк, конечно, более чем ясен: твоё (души) пребывание здесь не будет связано с мучениями. Намёк тут же превращается в прямую мысль: «Ад и рай — в головах. А в дороге — ни ада, ни рая», и это сразу же нивелирует тему суда, справедливости и милосердия, – в чём смысл их упоминания, если нет ни рая, ни ада, а душа сразу отправляется в дорогу – седьмую – на которой ждёт «остальных запоздавших»? Сразу возникает вопрос, – Куда запоздавших, на что опоздавших – на свиданье с Богом? И получается, что непрерывную нить бытия прядут те, кто пришёл раньше всех – ну чтобы время скоротать.
В общем, концовка для меня не сложилась – слишком многозначные толкования допускает. Набор идей из различных религий как-то не сплавился, в итоге, в некую моноидею, в нечто новое, отличное от «родительских» философий. Я не зря в начале упомянул о главном качестве такого рода стихов – сюжете. Вот для меня он, к сожалению, не стал некой цельной картиной. Понравилась заключительная мысль о смерти как о проводнице в мир душ, но это, опять-таки, отсыл к Харону.
Могу отметить попытку автора осмыслить непростую тему и дать ещё один ответ на вечные вопросы.

====================================

5. ПустьТяк



Судя по всему, тут речь не о пустяке – лиргероиню явно внезапно накрыли эмоции, и она пытается найти им выход в нетривиальных, неожиданных и даже бессмысленных поступках, – ну кто в здравом уме, набрав рюкзак нужных вещей, поедет за город, чтобы выбросить всё это в кювет? Если первая половина стиха психологически точно даёт состояние ЛГ, то во второй половине образная картинка – красивая, кстати – явно перетягивает внимание от эмоций, что, на мой взгляд, не есть хорошо, точнее, нарушает логику эмоционального взрыва. Даму ещё штормит от пережитого – «Молчать. Кричать. Сжигать в иссохшем горле Словесный сор обид и мелких ссор» – но она тут же хочет «Увидеть, как созвездия натёрли До блеска животы ночных озёр, Как ели моют острые макушки В небесном перевёрнутом тазу». Вот прям именно этого хотела ЛГ, находясь в состоянии душевного раздрая? – тут явно не хватает указания на то, что всё это было видено ею ранее, и тогда стало бы понятно стремление убраться подальше от «эпицентра взрыва» – в умиротворительную тишину, да и то после некоторого спада эмоций.
Отмечу сие произведение как интересное, но с композиционным недочётом. И да, благодаря автору я «вспомнил» почти знакомое и интересное слово – «сёрбать».

====================================

6. Переезд



Здесь сходу автор ставит читателя перед дилеммой, – душа или сердце? Как-то сразу много страдающих частей у ЛГ. Неясно для меня, почему стены впитали именно эхо снов и слов, а не сны и слова непосредственно? – звучит красиво, но непонятно. Понравился малометражный Авалон и огорошившая сердце принцесса. Когнитивный диссонанс от «я покидаю старый дом» вкупе с «одинокая труба … небо гарью сердит» – как-то нелогично выглядит натопленная печь в покидаемом навсегда и прямо сейчас доме. Ну и этакий ребус в конце: читается так, что стих в тридцать семь написан прямо на пороге дома, непосредственно перед отъездом, после чего ЛГ выкуривает сигарету и уже покидает пенаты.
В общем, есть претензии к логике, хотя с образной частью всё очень неплохо.

====================================

7. Морское



Этакая сиюминутная настроенческая зарисовка, более направленная на самого автора, нежели на читателя. Без претензий на какие-то образные изыски, но, тем не менее, есть интересные строчки: и мантры прибоя, и кляксы медуз, и причаливший совочек. Но меня озадачило противопоставление обживанию моря, – почему «но» перед раскисшими медузами, если они – неотъемлемая часть моря? Да и обживание лиргероиней моря как некое растянутое по времени действие не совсем сочетается с рыбками и рачками – им нечего обживать – они в море с рождения. И неясен переход к унесению нас водой, – с чего бы вдруг – ведь ничего не предвещало такого вывода? Ну и в самом начале ЛГ спускается к морю, где «горизонта тянется строка», – создаётся впечатление, что горизонт (читай определение слова) начинается прямо здесь, у ног героини. И босые пальцы как-то воспринимаются отдельно, – логичнее, всё-таки, босыми ступнями/ногами.

====================================

8. Сова



А вот это интересная штука, во всяком случае не слишком частая в наших паэцких палестинах. Это, пожалуй, то, что я бы отнёс к экспериментальной поэзии с явным философским уклоном, ну или, возможно, к психоделике – не в последнюю очередь из-за необычного образного ряда, но при всей необычности имеющего свою логику. Правда, я так и не уверен до конца, кто такой ЛГ, - неспящий полуночник, лунатик или кто-то ещё. «Сова» обращается с вопросом-просьбой к «сове»-другу, – ну а к кому ещё, если не собрату по мыслям /крови/виду/стае? Вопрос, конечно, риторический, и ответы ясны самому ЛГ, но хочется поделиться мыслями с родственной душой, тем паче, что здесь не абы какая бытовая «философия», но некие глобальные вопросы бытия…пусть и совиного.
Протоябрь – некая предтеча зимы, вневременье, когда снега нет, но вся активность – летняя, осенняя, видимая глазу – уже замирает, и вот эта замершая жизнь – некий переходной этап к чему-то другому, которое то ли наступит, то ли нет, но вызывает ностальгические воспоминания о прошлом. Для ЛГ всё серо, обесцвечено и обессвечено, но хочется вспомнить и о лучшем былом, хотя бы обрывочно, и не просто вспомнить, но найти подтверждение со стороны – « …ты расскажи мне солнце…чтоб ( я смог?) задержаться утлым клочком зари где-то, хотя бы в созвездии Кассиопеи…».
Понравились засможье, блэк как незыблемо-прочный фон, листья, грядущие в метельный свет, оптимистичное «сладость плодов очерствелую твердь питает», и оксюморонное «в траурном до мажоре», вообще образность в целом. Но и по ней есть вопросы. «пьезо-прикольная пьеса» даже с учётом неких особенностей образного ряда не вписывается из-за сугубой техничности приставки «пьезо-», означающей что-то или какие-то процессы с использованием давления. Почти по той же причине выбивается из смыслового ряда «праздничный унисон», – т.е. само понятие «унисон» не столь техническое, но в данном контексте я не вижу никаких причин для сочетаемости этих слов – то ли не хватает предложения для раскрутки смысла, то ли сама синтаксическая конструкция неудачна. Слова «чтобы» и «чтоб» несут пояснительный смысл, точнее, предваряют его, требуя после себя раскрытия мысли: «чтобы поверилось (чем?) праздничным унисоном (во что?)» – и вот на второй вопрос ответа нет; если же поверилось – как? – «праздничным унисоном», – то в этом случае смысл для меня недосягаем.
Ну и концовка, как мне показалось, повисла недораскрытостью – этакий открытый финал, открытый в т.ч. и неясной акцентированной грушевой темой.
И несколько напрягает взгляд обилие многоточий, – не думаю, что этот приём как-то помогает при чтении понять незавершённость мысли/фразы автором или предполагаемое продолжение перечислений, но в сочетании с почти полным отсутствием заглавных букв всё это смотрится этаким излишеством, ненужностью, отвлекающей внимание от и без того непростого текста.

====================================

9. Сегодня пятница



Весёленькая такая зарисовка кошмарнопятничного времяпровождения. Правда, вывод мне не совсем понятен: « Как хорошо, что мы не зомби — человеки», – это о «поле бранном»?
В предложении с пиццей вместо запятой просится тире: «Закажем пиццу – ведь готовка будет комом», - тут пояснение причины заказа.

====================================

11. Баю-бай



Написано как бы в стиле народных сказаний-песен. Вот только ритмика замудрёная: если полустихи выстроить в столбик, то получится логаэд с охватной рифмовкой, – но зачем было сдваивать строки, – чтобы уйти от рифмы, приблизиться к народности текста, затруднить чтение? В общем, без стакана чаю не разберёшься.
Я так понимаю, влюблённый вампир мучается между жаждой крови и чувствами к красавице?
Первая строчка сразу настраивает на лирический лад – «лунный свет – словно звёздное молоко» – интересный образ, но «старуха-луна с клюкой» у меня вызвала вопрос: клюка считывается как принадлежность луны – из-за небольшой интонационной паузы перед дефисом после слова «старуха». Если же «старуха-луна» читать как одно слово, без паузы – сбивается ритм. Сравните с предыдущей строкой — там такая же пауза перед «засыпай». Третья строка заставляет сильно задуматься, – почему ночь в объятиях Мары опасней зла, «если войны, привычка и смерть – одно»? Что такое «одно», которое страшнее богини смерти?
Споткнулся на румяном рассвете, – судя по всему, вампир вообще не знает, что такое рассвет, тогда откуда такая жажда именно румяного, а не просто рассвета?
Понравились могильный свет солнца и стелящееся отчаяние, и вообще описание места соответствует мистически-жуткому монологу.
«время – вечность, её глубина дика», – если время – вечность, т.е. отсутствуют какие-либо границы, пределы, то говорить о дикой глубине излишне – это плеоназм. У меня сложилось смешанное впечатление от этого произведения: интересную идею и образы размазывает невнятный синтаксис и разбавляют спорные образы, снижающие впечатление от прочитанного.

====================================

12. Грань



Автор, похоже, хорошо знаком с нелёгкой жизнью околобайкальского населения – остаётся впечатления «настоящести» тревог, надежд, ожиданий и тех, кто уходит на промысел, и тех, кто остаётся и ждёт на берегу. Понравились второй и пятый катрены – наиболее сильные, на мой взгляд. Но, как всегда, дьявол кроется в мелочах, которые пятнами ложатся на общую картину-впечатление.
Гулкий – характеристика звука, а берег – место, граница между сушей и водой.
Сравнение берега с бубном весьма сомнительно: звук прибоя – мерный, мощный – никак не ассоциируется со звуком бубна, да и бьют по последнему явно чаще, нежели волны по берегу.
Старт, финиш, Рубикон – здесь это некие границы, линии, от которых ведётся отсчёт, но для рыбачек они превращаются в... плоскость – грань.
«Ну что за радость им жить вот так», – это о волнах или рыбаках? Первое следует по инерции из предыдущего катрена – «Взмывают волны к продрогшим пляжам», второе – из последующей фразы о кенотафе; памятный знак – плита, камень, стела – без захоронения, более относится к людям, что логично соответствует памяти в виде жестянки.
Ну и страна, сомкнувшаяся с дальним берегом, выглядит неестественно — совсем разные понятия.

====================================

13. Ночь приближается



Этакая пасторальная картинка — это о первых шести строчках. Ну а дальше я тщетно пытался понять синтаксис с дроздом. «Прошлое лето дрозду не простив тщетное», – и далее, по логике, должно быть действие – следствие непрощения, но: «Нынешним в гости его приглашать не к чему». Кому «нынешним» – ветвям, лету? Или нынешнего его, дрозда? И что это – непрощённое тщетное? И чай как-то всплыл, ну или притёк неожиданно, вне связи ни с чем.
Могу отметить красивый образ лунных перьев, теряемых в реке вечности, но опять-таки, образ повис сам по себе, отделённый от вечера и закатного солнца аж 8 строчками.

====================================

14. Та самая тыква



Интересная трактовка событий с т.з. тыквы. Любопытно было бы узнать ещё и мнение туфельки – слишком многие пытались её присвоить.
Мне казалось, что простушка не сама по себе пожелала посетить бал во дворце – ей помогла тётушка-фея, чья фантазия и превратила овощ и зверинец в антураж временной принцессы.
В целом всё простенько, но с юмором; мне не хватило яркой, неожиданной концовки.

====================================

15. У моря


Несколько странное посвящение – очень уж похоже на считалочку или просто стишок для детей.

====================================

17. Полуночный сплин



Да, сплин удался, особенно про рифмы и тараканов – обычно из щелей лезут последние, но, видимо, у ЛГ так много рифм, что он поставил их в один ряд с
расплодившимися членистоногими. Хотя…рифмы тоже расплодились, особенно в последних двух катренах: щелей – тополей, тараканы – бурьяны, синь – сплин, поэта – лета. В коротеньком стихотворении лучше бы уходить от простых рифм. Ну и «строчу стихи» – где? – а там, где павшие бурьяны и пьяный дух тополей. Было бы не столь двусмысленно, если бы «где» заменить на «про».

====================================

18. Вода



Двойственность впечатления от этого стихотворения определяется, с одой стороны, его самостоятельностью как литературного произведения, с другой – евангельским сюжетом, лежащим в его основе. Каждый несёт свой крест, – очевидно, эту мысль пытался донести автор до читателя. «Каждый сверчок да на свой шесток», «Это судьба твоя – жить, стареть» – эти слова о предопределённости судьбы собеседника Христа; другие – самого Христа: «А впереди бесконечный путь». Несмотря на отсутствие имён, всё равно понятно, о ком идёт речь, но понять до конца смысл произведения без знания первоисточника вряд ли получится, и указание на вдохновителя вполне очевидно: песня группы Nautilus Pompilius – «Прогулки по воде». Собственно, получилась авторская трактовка песни, которая сама является трактовкой библейского текста. С моей т.з., такой вариант – не самый лучший.
Во-первых, даже некоторые изменения в сюжете всё равно не избавляют от сравнения с первоисточником и вторичности; во-вторых, повторяется фактологическая ошибка в отношении текстов Евангелий. Я допускаю, что авторы песни намеренно изменили смысл в угоду каким-то своим целям, но как-то надо придерживаться исторических текстов, хотя бы в общем и целом.
«Чтобы ходить по воде вот так, Нужно осознанно выбрать смерть», – когда Христос ходил по воде, он ещё не думал о смерти – распятие случилось гораздо позже, поэтому такого совета не могло быть.
«Стой. Успокойся. Молчи. Дыши. Споришь напрасно до хрипоты», – не было спора у воды, да и разговор у Христа был не с Андреем, а с Петром Симоном – братом Андрея, который хотел подойти к Спасителю по воде, дабы убедиться в том, что тот не призрак, не чудится ему. Понравилась концовка: «По воде круги. А впереди бесконечный путь», – путь человека к вере труден – ведь даже Пётр, пройдя несколько шагов навстречу Иисусу, вдруг усомнился в себе – в том, что он может, как и Спаситель, идти по воде – и начал тонуть – от потери веры.
В общем, в тексте песни много чего напридумано и направляет на ложный путь, и жаль, что хорошее по задумке и слогу стихотворение не приблизилось по глубине к настоящему первоисточнику.

====================================

19. Предчувствие



Понравилось композиционное решение – параллели между морем в его проявлениях и чувствами лирической героини. Волна ушла – в отношеньях пройден пик; водоросли кучами тряпья – миражи былых чувств… Понравились спины мелей-китов, обзор у смертников, подсыхающая медуза и «обрывки крыльев не взлетевших фей».
Фраза о сглазе как-то повисла, – она звучит как объяснение безвольному лежанию, а следующее предложение о пике не сильно проясняет сглаз, да и пик отношений звучит как-то сухо, по-канцелярски, инородно в лирическом тексте – так обычно пишут об эпидемии, о параметрах техпроцесса или орбиты...
На мой взгляд, можно было избавиться от смысловых повторов: уже сказано, что «Под пышным пенным кружевом, увы, Скрывалось то, что не имело смысла», но тут же – «Былые чувства – только миражи И всякий принесённый ветром мусор, Обрывки крыльев не взлетевших фей». Второе лучше – более образное.
Непонятны для меня разночтения молвы, – обычно разночтения бывают у двух человек в отношении одного события, но применительно к молве разночтения вызывают у меня сомнения.
Понравилась концовка, точнее, последние четыре строчки – ЛГ таки не смирилась с несбывшимся.

====================================

21. как живой



Здесь автор угадывается по стилю. Сырок, чаёк, чувачок – неплохой антураж для размышлений о смерти, да и смерть тоже такая же лёгкая – «а тело на бочок…чувачок прям дремлет как живой». Больше похоже на летаргию.

====================================

22. Останься...



Не берусь судить техническую сторону – тоника не моя стихия, но по стилю есть вопросы. «сдираю кожу», «сдираю чувства», «рву на строки», «из… крови и слёз» – сильная риторика, предполагающая столь же сильные эмоции, переживания, причины, антураж, наконец, но: «фантик с конфетки» развёртывается (в норме) — просто, обыденно, без эмоций, и вряд ли может ассоциироваться со сдиранием. Не представляю время в виде дрожащего шеста – ну нет у меня каких-либо ассоциаций в паре «время – шест»; как-то не приняла моя душа сравнение со стриптизёршей в контексте сдирания кожи – это какой-то запредельный стриптиз.
После разрывания чувств на строки из крови и слёз «полезный уход» читается инородной канцелярской вставкой – т. е. вообще не из этой оперы. Ну и «по уши в декадансе» более подходит для стёба, нежели для сильночувственной лирики.
В финале смутило одно плечо на всех, – «у вас» – это же обращение не к одному человеку? Ну и сравнение себя с ангелом как-то так подспудно подсовывает мысль: «злые вы – уйду я от вас».
В общем, могу сказать словами классика театра, – Не верю! – слишком как-то избыточно всё, искусственно.

====================================

23. почему деревья голы...



Могу отметить удачно обыгранную мысль об осени-мытаре, которая совершает пеший тур…по ресурсам. Но как-то смутил брелок – слишком по-человечьи. «ну-ка» всё же через дефис.

===================================

26. вчера у друга…



Пойдём поэтапно. Всё пока как-то загадочно – похоже на попытку первыми попавшимися образами определить пять состояний болезни.
1. Здесь интересна игра слов «море-горы», но непонятно, почему боль является следствием пыли? И непонятно сравнение пыли и праха, – ну бывают они похожи, а дальше? Я могу понять, когда человек отрицает, не принимает, как-то отказывается от ранее привычного из-за болезненного состояния – даже мелочи всякие могут раздражать, но когда любовь к богу зависит от включения/выключения света...ммм...впрочем, болезнь может протекать по-разному.
Второе предложение лучше бы записать так: « не костью рыбьей – белым словом хворь».
2. Белуха – рыба? И что-то много застревает в горле/нёбе у ЛГ: сначала слово «нет», теперь – «гнев». Понравилась мысль о крике-лекарстве и разрушающем вавилонном мате, – это намёк на понятность русского мата на любом языке? И как-то не уловил причинно-следственную связь в противопоставлении замедления бега метастазов отступлению боли – вроде бы логично предположить, что чем метастазов меньше, тем меньше боли. Может, вместо противительного союза «но» логичнее поставить соединительный «и»? И, на мой взгляд, неувязочка с застрявшим гневом – с чего бы, если гневу нашёлся выход в «вавилонном мате»?
3. Наиболее логически завершённая часть. Понравился торг с Болью, особенно надежда в виде усечённого слова «Над». Тут я споткнулся на чешуйчатой одежде – это намёк на желаемую рыбу?
4. Нехилая депрессия у ЛГ, коли проспекты видятся ему в виде ванн, да ещё цвета вскрытых вен, – это что за вино, после которого так плющит сознание? «Депрессия – усталость от ошибок» – весьма спорное утверждение, а вот жажда мира без людей весьма подходит к депрессивному состоянию.
И отметил бы интересный, на мой взгляд, перенос: пара суффиксов – «н» и «о» «превращаются» в противительный союз «но», и следующее предложение читается как продолжение предыдущего.
5. Самая неожиданная часть – как и положено финалу. Дело, оказывается, в хвори под названием «графомань», и становится понятна и нелюбовь к богу при отключении электричества, и застрявшее в горле слово «нет» или, точнее – «нееееет!», и ясен мат – по той же причине, и временное облегчение после очень русских слов.
Но вот убейте меня метастазом – не пойму оценку здоровья через разбитие поросят, – или речь идёт о копилках в виде хрюшек? – тут хотя бы понятно, что лоб крепкий.
В целом понравился стёб над любителями денно-нощного писательства, приправленный самоиронией, но часть образов – белуха-рыба, первородный грех, пыль и прах и др. – всё равно осталась непрояснённой. Ну и шпилечка в заключение: метастазы не могут быть девчонками, они – мальчикового рода.
Отмечу как произведение, интересное в плане образов, пусть и не всегда понятных (для меня), и эксперименты с переносом и укорочением слова, ну и самоиронию.
Ах, да – финишная прямая удалась.

====================================
Опубликовано: 10/12/20, 17:59 | Последнее редактирование: Сергей_Жабин 11/12/20, 09:43 | Просмотров: 873 | Комментариев: 43
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Сергей, полагаете, что выбирать кому посвятить надо консультируясь с кем-то? (??) Чтобы не казалось странным? )))
А... то, что детское... хм... Вы, мне кажется, просто не нашли (или, скорее, не искали) интонации прочтения.
Андрей_Яковлев  (11/12/20 22:48)    


Нет, конечно, - с чего бы такой вопрос? Замечание чисто ассоциативное - прочитал два раза, и ощущение, что такое я уже читал/слышал, ну сравните:
"Муха, Муха-цокотуха,
Позолоченное брюхо" - по ритмике одинаковы. Ну и в том же ключе ещё есть. Ну и не в последнюю очередь повлияла непритязательность, лёгкость текста - как обычно пишут детям.
Моя реплика совсем не означает какого-то негативно-осуждающего отношения - просто констатация моего впечатления/ассоциации в комплексе.
Насчёт тональности ничего не скажу, т.к. такой термин мне не известен. Если речь идёт об эмоциональном восприятии, то скажу откровенно - не откликнулось.
Ну, как-то так.
СерЖ  (12/12/20 23:49)    


Хм... то есть четырёхстопный хорей - это "муха, муха-цокотуха" - и всё? "Гвоздь забит"? Полагаю, что тогда все размеры уже "застолблены". Писать осталось нечего... точнее, некак... (( Хотя, мне иногда кажется, что в этом тексте львиная доля пеона 3, но и он ведь уже давно и не раз "отыграл своё". ((
Кстати, о какой тональности Вы говорите? Я об интонации говорил, но что такое "тональность", применительно к тексту - не знаю. ((
Андрей_Яковлев  (13/12/20 00:53)    


Ну, хорошо, пусть будет интонация, хотя здесь это практически одно и то же - интонация, тональность. В любом случае, я полагаю, речь идёт об эмоциональном восприятии.
По поводу ритма. Вы опять интерпретируете мои слова просто из желания возразить? Ни о каком "столблении" хорея за детской тематикой не велось речи, а всего лишь озвучилась ассоциация - моя, персональная, устойчивая - в связи с Вашим произведением. Это не означает негативного или положительного отношения к тексту, это - констатация впечатления. Я согласен с мнением Виктории о лёгкости, и с мнением Эризн об остальном, но этого оказалось мало для меня, чтобы делать какой-то разбор. Более мне добавить нечего.
Надеюсь, теперь я понят не двусмысленно.
СерЖ  (13/12/20 23:34)    


воооот оно, адекватное, конструктивное, честное и радушное жюри)
Сергей, спасибо. я написал это стихо после прочтения рецензии питона (фиг пойми, кто это). после твоего разбора хочется идти и менять. после вышеупомянутого чела хочется сделать иное))

1. пыль и боль, затея такая. когда человек больно, на уборку-хлам-пыль он не обращает внимания. это личный опыт)) cool

2. белуха-рыба... это известная, как мне казалось, ошибка... тута вот здесь, например. https://qna.center/question/98158

3. в остальном, либо апперцепць, либо "да, я подумаю"))

благодару...
Олег_Юшкевичъ  (11/12/20 19:00)    


Ну спасибы от лиц жюри за адекватов, конструктов, честных, радушных, добрых, отзывчивых...чёта понесло не туда.
Да вот фиг бы я допёр такую схему ассоциаций по пыли/праху - у тя ж наоборот всё: пыль-прах и - как следствие - боль. Вот в обратном(читай - прямом) порядке: боль-не до чего-поэтому всё заброшено и в пыли - было бы логичнее, хотя...инверсия смысла тоже может быть...кагбэ.
А с ревущей белугой - да, старая и распространённая ошибка, ей в обед сто лет, но я не пойму, - зачем ты её тиражировал, если знал об этом?
Думать - полезное занятие wink
а менять...ну, хозян - барин
Удачи в творчестве.
СерЖ  (11/12/20 20:38)    


Спасибо большое, Сергей:)
№17.
С простыми рифмами вопрос двоякий, я стараюсь находить более сложные, но они как правило менее точные и не всегда мне нравятся.
С про согласен.
Еще раз спасибо за разбор и за выполненную работу, с большим интерересом прочёл.
Ок74  (11/12/20 12:58)    


Если с интересом, да ещё большим, то уже хорошо, и даже - очень cool
СерЖ  (11/12/20 13:05)    


С интересом, но пока так сказать поверхностно, но я перечитываю обзоры, причём не по разу, очень вам скажу помогает. Особенно когда подробно разбирают ошибки, конечно лучше чужие но и о своих не прочь почитать. Куда я без них;)
Я вчера прям таки нецензурно выражовывался))) и время свободное было, а меня сайт нагло игнорил:) я первым делом сегодня когда увидел что все работает, стартанул обзоры читать.
Еще раз примите благодарность, за ваш труд.
Ок74  (11/12/20 13:28)    


Ога, принимаю. Иде можно получить?
СерЖ  (11/12/20 13:41)    


А что ещё не пришла? Не ну что поделать, Почта России, самая быстрая почта в мире))) Я конечно могу воспользоваться экспресс-доставкой "Активная" вы на днях в пункт выдачи загляните;)
Ок74  (11/12/20 15:08)    


В руки можно взять, откусить...закусить? шоб я не зря туда ходил.
СерЖ  (11/12/20 15:31)    


Закусить? Ну я подумаю как этот вопрос решить:)
Ок74  (11/12/20 15:59)    


Здравствуйте, Сергей!
Ответ от автора "Совы".
Постараюсь ответить на возникшие вопросы.
/«пьезо-прикольная пьеса» даже с учётом неких особенностей образного ряда не вписывается из-за сугубой техничности приставки «пьезо-», означающей что-то или какие-то процессы с использованием давления.\
так - ДА!
пьеса - из области отношений, пьезо-прикольная - -особенности воздействия на личность - если придавить не удаётся - хотя бы приколоть(уколоть), любым способом сделать больно - загнать в угол, обездвижить.
/Почти по той же причине выбивается из смыслового ряда «праздничный унисон», – т.е. само понятие «унисон» не столь техническое, но в данном контексте я не вижу никаких причин для сочетаемости этих слов – то ли не хватает предложения для раскрутки смысла, то ли сама синтаксическая конструкция неудачна. Слова «чтобы» и «чтоб» несут пояснительный смысл, точнее, предваряют его, требуя после себя раскрытия мысли: «чтобы поверилось (чем?) праздничным унисоном (во что?)» – и вот на второй вопрос ответа нет; если же поверилось – как? – «праздничным унисоном», – то в этом случае смысл для меня недосягаем.\ - Сове хочется понимания; унисон здесь равен согласию, что само по себе - праздник для ЛГ.
/Ну и концовка, как мне показалось, повисла недораскрытостью – этакий открытый финал, открытый в т.ч. и неясной акцентированной грушевой темой.\ открытый конец - да, но он предельно понятен, на мой взгляд. (как там у Кота Леопольда: "давайте жить дружно!")
Заселим светлую сторону, и...
/И несколько напрягает взгляд обилие многоточий, – не думаю, что этот приём как-то помогает при чтении понять незавершённость мысли/фразы автором или предполагаемое продолжение перечислений, но в сочетании с почти полным отсутствием заглавных букв всё это смотрится этаким излишеством, ненужностью, отвлекающей внимание от и без того непростого текста.\ - ну, это особенность данного стихотворения.
Обычно я так не злоупотребляю ни тем, ни другим.

Спасибо за попытку разобраться. )
Александра_Одрина  (11/12/20 10:54)    


Ну, попытался как мог.
Интересная вещь именно своей необычной образностью, но при этом не МГТ biggrin
СерЖ  (11/12/20 12:00)    


По поводу твоего комментария к "Останься".

Ненавижу препарировать свои стихотворения, потому что слишком сильно связана с ними долгое время после того, как напишу. Но и согласиться с подобной интерпретацией не могу, и промолчать не в силах.
Сергей, видимо у нас с тобой мыслительный аппарат устроен как-то совсем по-разному, так чудовищно нелепо (на мой взгляд) ты истолковываешь мои стихотворения. Я только сразу хочу подчеркнуть, что я на тебя не в обиде - ну что поделаешь, все люди разные.
Цитата
«сдираю кожу», «сдираю чувства», «рву на строки», «из… крови и слёз» – сильная риторика, предполагающая столь же сильные эмоции, переживания, причины, антураж, наконец, но: «фантик с конфетки» развёртывается (в норме) — просто, обыденно, без эмоций, и вряд ли может ассоциироваться со сдиранием.

О каком антураже ты упоминаешь? Очевидно же, что все перечисленные действия не имеют буквального воплощения (антураж - кровь, обрывки кожи, потоки слёз, смешанных с кровью). Ну, мне кажется, что это очевидно. И сдирание фантика с конфетки - вполне даже бывает, у детей наблюдала много раз, - нетерпеливое, грубое, фантик в клочья, конфетка даже помяться может... Так что здесь ты неправ - очень даже может.

Цитата
Не представляю время в виде дрожащего шеста – ну нет у меня каких-либо ассоциаций в паре «время – шест»; как-то не приняла моя душа сравнение со стриптизёршей в контексте сдирания кожи – это какой-то запредельный стриптиз.

СерЖ, а время как струну представить можешь? Образ довольно ходовой. Ну так и шест, значит, можешь.
Ну да, именно - запредельный стриптиз. ЛГ только что узнала, что ей осталось прожить лет пять-шесть - это вполне обосновывает резкий, избыточный выплеск эмоций.

Цитата
После разрывания чувств на строки из крови и слёз «полезный уход» читается инородной канцелярской вставкой – т. е. вообще не из этой оперы. Ну и «по уши в декадансе» более подходит для стёба, нежели для сильночувственной лирики.

А это должно бы сказать читателю, что, несмотря на упомянутый всплеск эмоций, ЛГ пытается удержаться от оголтелой истерики, пресечь её. Пытается взглянуть на обстоятельства здраво и не без сарказма. Почему уход полезный? Ну, логично предположить, что этот уход, если затянется, сильно обременит всех близких и прочих окружающих людей, потому и полезный, и чем быстрее, тем лучше. Ну и насмешка над собственными чувствами, в какой-то мере - тоже попытка удержаться от сползания в совершенно неконтролируемую истерику.
Здесь, кстати, и к упрёку Strega в том, что это стихотворение - слезогонка. Как же слезогонка, если ЛГ сама усмехается в свой адрес?

Цитата
В финале смутило одно плечо на всех, – «у вас» – это же обращение не к одному человеку? Ну и сравнение себя с ангелом как-то так подспудно подсовывает мысль: «злые вы – уйду я от вас».

А почему ты так уверен, что не к одному?
Странная мысль - ЛГ в ужасе от того, что узнала, что относительно скоро помрёт, и вдруг тебе кажется, что она лепит кокетливую несусветную чушь? А вдруг ЛГ однажды назвали ангелом, и эта мысль запала ей в душу? А если даже ЛГ безосновательно ощущает себя ангелом - почему нет?
Кем только не представляют себя авторы стихов...)))

Ну, а с тем, что вы с К. С. мне не верите - ну что ж. Бывает.
К счастью, бывает и иначе)))
Murrgarita  (11/12/20 09:00)    


Мурр,наверняка у нас разное мышление - было бы странно, если бы одинаковое.
И сужу я не каким-то отвлечённым и придуманным мною обстоятельствам, но исходя из текста, логики фраз.
По поводу антуража. "Я знаю, что скоро уйду совсем", - человек знает, т.е. не узнал только что, а уже знает, пережил всплеск эмоций и смирился, принял диагноз-приговор. Из чего можно сделать вывод о только что узнанном диагнозе, когда фраза говорит об обратном? Да, дети иногда нетерпеливы и, бывает, рвут обёртку даже когда можно снять свободно, но это - иногда, а в норме - как положено. Во всяком случае, я не замечал у своих внуков, да и у детей/внуков знакомых стабильного экстремального отношения с обёрткам конфет. Но тут я не настаиваю - у каждого свой опыт, и в данном случае имхо против имхо.
Не могу представить время в виде шеста, - что может их объединять, какой признак. свойство, качество? Время - категория всеобщности, в которой существует всё, шест же - длинная палка, если грубо, ограниченная размерами, и при этом сильно отличается от струны - это она дрожит из-за гибкости и растянутости, а шест для стрип-танцев жёсткий, закреплён с обоих концов и дрожать не может. Вот я уверен, что если спросить 10 человек, - Можете ли Вы представить время в виде шеста для стриптиза? - 9 человек посмотрят на вопрошающего круглыми глазами.
Насчёт того, что должен понять читатель.
Цитата

пытаюсь связать мою жизнь и мой полезный для всех уход —
ведь вы никогда не скажете мне — останься… останься… останься…
- ЛГ рефлексирует по поводу своей жизни и приходит к выводу, что она не нужна окружающим её людям: "ведь вы никогда не скажете мне — останься… останься… останься". И именно поэтому логичны слова в начале: " Я больше просила бы у врачей, но вам не нужно и этих". Т.е. по тексту вполне логично выходит, что ЛГ уже давно определилась и со своими отношениями с близкими - не нужна, и со своей болезнью примирилась - не будет бороться за сроки лечением. Об этом же говорит и другая фраза:
Цитата
Смешные желанья, смешные стихи, и жизнь уже не нужна,
и нет больше сил, и слёз больше нет, и по уши в декадансе…
За мной незаметно вползёт, затопит мой бывший мир тишин

И вот на этом фоне устоявшихся отношений с миром, близкими, болезнью, с хандрой(по уши в декадансе) вдруг такой выплеск эмоций - сдирание кожи, чувств, слёзы-кровь и т.д. С чего бы? Понятно, что это образы, но они выражают эмоции, крайнюю степень их. Ну а дальше идёт сравнение себя с ангелом: "Не будет больницы, палаты, врачей… лишь тихий, ласковый смех — ведь ангелы так и уходят", и вот это сравнение - нескромное, кстати - хорошо укладывается в натянутые отношениями с близкими.
Вот как-то так - логика и ничего личного.
Я написал в черновике, что для меня не сложились желание автора сказать о чувствах "приговорённого" человека и форма, в которой всё это выражено, но потом вычеркнул этот кусок. Может, зря.
Ну как-то так. Это хорошо, что ты не обиделась и поделилась мнением - я хотя бы убедился, что понял твой замысел.
СерЖ  (11/12/20 11:50)    


Не очень-то понял, но тут уж ничего не поделаешь.
Объясняться на тему, что ошеломлённый невыносимо тяжёлой новостью человек вполне может кому-то сказать "Я знаю, что скоро умру" - даже выходя из кабинета, где ей/ему только что это сообщили, мне даже как-то лень.
Про время - ну ты ещё про парадоксы теории относительности расскажи)))
Про детей - она сама в жутком напряжении мощного стресса, и ребёнок ей представляется возбуждённый.
И вот она осознаёт себя в этих новых координатах - здесь и сейчас, а не давно - откуда ты это давно и "устоявшиеся" взял-то? Нет этого, напротив - всяко подчёркнуто, что речь о сиюминутном, она производит переоценку всего, что было только что важно в её жизни..
И, СерЖ, ещё раз скажу: почему ты уверен, что ЛГ говорит, обращается, к множеству? Она говорит с одним человеком, я ведь уже тебе сказала.
Ну, да ладно.
Более-менее объяснились, но всё же уверяю тебя: в стихотворении всё логично.
Murrgarita  (11/12/20 12:05)    


По правилам русского языка личное обращение в третьем лице пишется с заглавной буквы - "Вы", "Вас", поэтому я решил, что речь идёт о многих людях.
СерЖ  (11/12/20 12:25)    


Серёжа, это в письмах, в официальных документах... А в художественных, публицистических и т. п. текстах всё с маленькой.) tongue
Murrgarita  (11/12/20 12:36)    


Ээээ...Мурр, меня учили в школе другому - на "Вы" не только в официальных обращениях, но и в личных письменных - как знак уважения к собеседнику, пусть и близко знакомому. А в тексте как я отличу одного и многих, если в обоих случаях -"вы"? Для этого существует м.и. "ты" surprised
СерЖ  (11/12/20 13:09)    


Серёжа, а я что написала? Вот и стихи ты также читаешь.
Цитата Murr ()
это в письмах, в официальных документах...

Внимательно смотрим: перечисление идёт: в письмах, в официальных документах...
Рррредахтуррр! Писать научился, читать - никак?

А в текстах - по интонации, по смыслу.
Murrgarita  (11/12/20 13:39)    


Вопрос:
Цитата
И, СерЖ, ещё раз скажу: почему ты уверен, что ЛГ говорит, обращается, к множеству?

Ответ:
Цитата
По правилам русского языка личное обращение в третьем лице пишется с заглавной буквы - "Вы", "Вас", поэтому я решил, что речь идёт о многих людях.

Реплика:
Цитата
А в художественных, публицистических и т. п. текстах всё с маленькой.)

Ответ:
Цитата
А в тексте как я отличу одного и многих, если в обоих случаях -"вы"? Для этого существует м.и. "ты"

Что не так с чтением и пониманием текста у Рррредахтуррра?
И по интонации не понять, к кому обращение, - к одному или нескольким?
СерЖ  (11/12/20 14:09)    

Ответ: Описка ранее - обращение, конечно, во втором лице.
СерЖ


Цитата Murr ()
А в текстах - по интонации, по смыслу.
Murrgarita  (11/12/20 14:38)    


Мурр, текст не должен быть ребусом без ответов, - да мало ли кто о чём догадается или подумает, но какие-то указания, пусть и не явные, должны быть. Это автору кажется всё ясным и понятным - у него в голове всё сложилось, а текст может быть и не эквивалентен мыслям и образам, и при чтении со стороны может возникнуть много вопросов.
Утешусь тем, что вопросы по количеству возникли не только у меня, и явно из-за проблемы с "Вы-вы" и неявности контекста как по смыслу, так и по интонации.
Ну да ладно - останемся при своих.
СерЖ  (11/12/20 14:48)    


Серёжа, да какой ребус?
"сдираю чувства с души — для вас — и рву на строки стихов" - это для толпы родственников, что ли? Бред какой.
"и я не услышу, как шепчете вы мне вслед — останься… останься…" - кто может шептать ей вслед "останься"? Хор мальчиков из соседнего подъезда? Кричать может толпа, шептать - только один человек.

"вы скажете твёрдо, что это игра, что я обманула всех,
но ангел-хранитель у вас за плечом отчаянно крикнет — останься…" - вот это может относиться только к одному человеку.

Ну я уже не знаю, что ещё нужно пояснить из вполне очевидных вещей.
Murrgarita  (11/12/20 14:59)    


"сдираю чувства с души — для вас — и рву на строки стихов" - это для толпы родственников, что ли?" - а почему это нельзя отнести и к родственникам в т.ч.? Ведь проблема ухода за больным и вообще со всем, что связано с болезнью, прежде всего касается родственников - родителей, детей, братьев-сестёр и пр.(это я знаю не понаслышке). "что я обманула всех", - это тоже об одном человеке, раз уж ЛГ обращается к одному? - с чего бы этому одному думать о всех, если это касается только его и её? И почему ЛГ обращается к близкому человеку на "вы", а не на "ты"? Слишком много деталей, дающих иную картинку, отличную от мыслимой автором. У меня сложилось впечатление, что ЛГ в ссоре со всеми. Я несколько раз прочитал, в т.ч. и для того, чтобы понять - с кем разговаривает ЛГ.
Вот поэтому и ребус, что приходится гадать. Я анализирую текст во всех взаимосвязях (привычка такая), и когда образы в своей логике не укладываются в эти связи, я начинаю искать удобоваримое объяснение прочитанному.
СерЖ  (11/12/20 15:27)    


... и выясняется, что удобоваримое на твой взгляд объяснение настолько неверно, насколько даже невозможно было представить.
Всё, Серёжа, я больше не буду ни спорить, ни объясняться, это настолько нелепо, что и говорить не о чем.
Поговорили, наговорили много всякого, о чём не стоило и упоминать...

Я больше не хочу. Я устала.
Murrgarita  (11/12/20 16:12)    


Дык, я ж когда предложил закруглиться.
Мой недочёт в том, что я не озвучил вторую версию - по которой у меня было много вопросов; естественно, я выбрал ту, которая меня больше устраивала.
Ну ладно - закончим. мир, дружба, "Орбит" без сахара
СерЖ  (11/12/20 20:43)    


Вот молодец - и диета, и гигиена полости рта, и прочие бонусы... Настоящий полковник©)))))))
Murrgarita  (11/12/20 20:56)    


Ну...максимум - майор.
СерЖ  (12/12/20 23:17)    


От 21-го:

Спасибо, Сергей!..) Летаргия еще хуже: живьем закопают. rolleyes
Гладких  (11/12/20 08:56)    


Да ладно, сейчас не времена Гоголя.
СерЖ  (11/12/20 12:03)    


Сергей, большое спасибо от N°5. Даже разулыбалась, как чётко Вы сделали вскрытие)
Вообще все разборы интересно было прочесть.
Елена_Бугорская  (11/12/20 08:04)    


У мну был вострый ножик и опытная медсестра.
СерЖ  (11/12/20 12:04)    


biggrin
Елена_Бугорская  (11/12/20 12:14)    


N 9 Сергей, спасибо за достаточно подробный разбор — моему стиху в этом плане не очень повезло, но многим уделено внимание. Всё прочла с интересом
Татьяна_Вл_Демина  (10/12/20 21:48)    


Ну я-то, как раз, не слишком много внимания уделил стиху - там немного чего можно покритиковать biggrin
СерЖ  (10/12/20 21:55)    


От №27,) Спасибо, Сергей, что обошлись без комментария - я вас понимаю))
Апофис  (10/12/20 20:35)    


Вот приятно, Валерий, когда тебя понимают. Спасибо.
СерЖ  (10/12/20 21:51)    


Не за что, Сергей. Не пишите ещё - это действие сближает наши позиции и взаимно обогащает.
Апофис  (11/12/20 09:51)    


Сергей, спасибо от N13.
Милана_С  (10/12/20 20:25)    


Всегда пожалуйста, Милана. smile
СерЖ  (10/12/20 21:50)    

Рубрики
Рассказы [1131]
Миниатюры [1144]
Обзоры [1450]
Статьи [457]
Эссе [210]
Критика [97]
Сказки [246]
Байки [54]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [156]
Мемуары [54]
Документальная проза [84]
Эпистолы [25]
Новеллы [65]
Подражания [10]
Афоризмы [25]
Фантастика [162]
Мистика [77]
Ужасы [11]
Эротическая проза [5]
Галиматья [299]
Повести [233]
Романы [75]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [17]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2358]
Тесты [22]
Диспуты и опросы [113]
Анонсы и новости [109]
Объявления [105]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [487]
Проза пользователей [194]