Приветствую конкурсантов! Большое спасибо за участие!
Если бы я оценивала только ритмическую организацию стихотворений, то мой шорт был бы заполнен до предела - даже если бы состоял из шести-семи позиций. Пэон почти у всех получился на славу, это здорово. Но, оценивая форму, я не могу абстрагироваться от содержания: если понравилось в достаточной мере только первое, а второе не впечатлило – то стихотворение утрачивает в моих глазах конкурентоспособность. По этой причине сегодня в моем шорте только два произведения, да и то на третьем месте. Я попытаюсь кратко, но на конкретных примерах, обосновать свой выбор (вернее, «невыбор»), чтобы не оставить впечатления безразличного и невнимательного прочтения и хоть как-то реабилитировать свою привередливость. Заранее оговариваюсь, что всё сказанное – моё личное мнение, не претендующее на истинность. Никого не хочу задеть или огорчить, и если такое случится – искренне прошу простить меня. Возможно, кто-то другой оценит ваше произведение иначе. Алексей Лис, принимая стихи, высказал подробное мнение об их соответствии заданным требованиям, поэтому я не буду рисовать схемы и обсуждать стихотворный размер, скажу о том, что ещё не прозвучало.
Ушедшее по-прежнему во мне, Являясь мне во всём, как привидение. Ты кажешься мне отблеском тех дней, Но разве я не верю в совпадения? Тогда, сейчас... Немыслимая смесь. Бессонное отчаяние полночи. Я снова оставляю всё как есть, Но разве мне не страшно быть беспомощной? Твой образ – полуправда, полуложь – Творенье воспалённого сознания. Ты многого, быть может, не поймёшь, Но разве я искала понимания? Как прежде, не решаюсь сделать шаг – И вновь кляну себя за промедление; Я много в жизни сделала не так, Но разве ты мне дан во искупление? Зачем я эту память берегу Ценой живого тёплого дыхания? Я знаю, что иначе не могу – Но разве мне найдётся оправдание?
Задумано интересно. Композиционный приём повтора реализуется путём введения в текст серии риторических вопросов, подчёркивающих внутренний, «непубличный» характер монолога героини, пытающейся что-то осмыслить в самой себе, в чем-то себя упрекнуть, а в чем-то перед собой оправдаться. Но для меня осталась неясной «генеральная» задумка: о чем, всё-таки, стихотворение? Разрозненные мысли-строки не хотят срастаться в единую тему. Что ЛГ оставит «как есть»? О каких «совпадениях» речь? Чего герой, являющийся героине в мечтах, "не поймёт"? Почему? Какой "шаг" не делает героиня? Много, много недоговоров… Намёки – вещь хорошая, но только в том случае, когда они имеют шанс быть верно «расшифрованными». А здесь можно только гадать и сочинять... А пэон понравился, получился лучше, чем у многих на конкурсе.
закачается февралье расплывутся небеса эх, какую гладишь кралю как меня, по волосам какаду скучает в клетке отливается перо я тебя целую редко в апельсинововый рот тычусь в грушевую шею сплю на яблочном плече об тебя собою греюсь горячее, горяче..!
рыжий кот, зрачками сужен точит зуб на какаду ты мне нужен нужен нужен ты имей меня в виду
Есть завораживающая мелодичность в этих строках, есть бодрость, есть ощущение быстрой «гонки» по жизни – вместе с ЛГ, - но смысл стихотворения улавливается от силы на треть. Линия с какаду понятна, а вот это к кому обращение: я тебя целую редко в апельсинововый рот тычусь в грушевую шею сплю на яблочном плече об тебя собою греюсь горячее, горяче..! Почему рот апельсинововый? Я не про лишний слог говорю - пытаюсь представить героя с рыжими губами (либо с цитрусовым запахом изо рта), яблочными плечами и грушевой шеей. Приходит на ум либо кондитерский изыск – фигурка человека, сделанная из сладостей, либо опоэтизированный образ… таджика, торгующего фруктами. Так кого из них обнимает ЛГ? Что значит «об тебя собою греюсь»? Словом, история мидян темна и непонятна.
Почему препинаки пропущены выборочно? Уж или всё убирать, если это приём, или ничего. А размер – хорей с пиррихиями. Начало "пэонистое", но на этом и всё.
Не уповая на магические корни мандрагоры И невротичные мерцания мистических свечей, Я оживляю без усилий витражи фантасмагорий На полотне импровизации искуснейших ткачей.
Воображение сыграет мириадами деталей, Под неуемное желание проникнуться в сюжет Безотлагательно открытого ткачами фестиваля, На отведенный сновидениям внеплановый бюджет.
Великолепный пэон четвёртый, браво автору, сумевшему четко выдержать непростой размер. Но замечаний тоже много. Длинные-предлинные слова были взяты в текст по необходимости, это понятно, но какая нужда заставила ещё и строку сделать предлинной? Основа этого пэона – восьмистопный(!)ямб. Но ямб хотя бы читается легко, а пэон становится «неподъёмным» и монотонным при таком строчном размахе.
Внутреннее наполнение стихотворения меня тоже не вполне удовлетворило. Ощущение, что я смотрю на замысловато сплетённый иероглиф: в тексте мало конкретики и много абстракций. Как можно, к примеру, «оживлять витражи фантасмагорий на полотне импровизации ткачей»? Даже гадать не хочу. А вот «невротичные мерцания свечей» - прекрасный образ. Всплыл в памяти другой образ того же направления: А три старухи, словно три свечи, подёргивают нервно головами. Чьи строки, не помню, гуглила – не нашла. Возможно, Юрия Кузнецова.
Антициклоны по-осеннему неправы, с похолоданием отчаявшихся нет, пассионарии стирают балаклавы, хоругвеносцы мониторят интернет.
Перегорают ароматы разнотравья. По телевизору двуядерные врут: негодования, похожие на травлю, полупризнания, похожие на флуд.
Безостановочно законы высекают. Негоцианты маршируют на плацу, и поцелуи застывают васильками, не сохранившими невинность и пыльцу.
Претензии всё те же: невнятность изложения при замечательном соблюдении размера.
Антициклоны по-осеннему неправы, с похолоданием отчаявшихся нет, пассионарии стирают балаклавы, хоругвеносцы мониторят интернет. Стирают балаклавы – это город в Крыму? Стирают с лица земли или как грязное бельё? Почему именно пассионарии этим заняты? Как это связано с погодой, несущей похолодание, но не несущей «отчаяние»? Опять же, разве отчаяние непременно должно возникать при похолодании? Перегорают ароматы разнотравья. Отлично! По телевизору двуядерные врут: «Двуядерные» - это понятие из компьютерной сферы или из биологии? негодования, похожие на травлю, полупризнания, похожие на флуд. Было бы хорошо, если бы строки хоть как-то по смыслу состыковывались с предыдущими. Безостановочно законы высекают. Как искру, что ли? Спорно, но принимаю, хотя образ ощущается половинчатым. Негоцианты маршируют на плацу, Это торговцы, что ль? Тогда почему не сказать проще, без казённого слова? Если «негоцианты» - банковский термин, то при чем здесь банк? и поцелуи застывают васильками, не сохранившими невинность и пыльцу. Чьи поцелуи, где застывают? На лицах негоциантов? Почему именно «васильками», а не маками, они что, оставляют синие кровоподтеки? (увы, формулировка сделала возможным и такое толкование). Итого: плюс за форму, минус за содержание.
Остановись. Заговори водоворот Полуночный, бессовестный, губительный. Перелистай календари наоборот И выпусти суккуба из обители.
Перевернётся Соломонова звезда. Проклятое исподнее увижу я. Но отрекись – и не услышишь никогда Ты нечисти признание бесстыжее.
А в тишине, что зазвенит, поговорим. Молитвами измучаю колени я... Перечеркни, пересчитай календари. В неведомом упрятано забвение.
Ритм пэона выдержан ровно, причем, в интересной комбинации: пэон четвертый чередуется построчно с пэоном вторым. Этот момент мне глянулся. Относительно внутреннего наполнения стихотворения скажу двояко. Понравились отдельные образы (про переворот звезды Соломона, про «измучивание» колен молитвами). Рифма интересная, неизбитая. Отмечу и стилистическую выдержанность лексики. А вот о чем стихотворение – поняла смутно. Остановись. Заговори водоворот Полуночный, бессовестный, губительный. Перелистай календари наоборот И выпусти суккуба из обители. Это, наверное, о ночных видениях определенной направленности. Но я так и не догадалась, почему для их появления нужно листать календари «наоборот» (может, здесь аллюзия на что-то мне неведомое?) и заговаривать водоворот ночи? Перевернётся Соломонова звезда. Проклятое исподнее увижу я. Образ емкий и многозначный, знать бы только, к чему его приложить. Если звезду Соломона перевернуть «вверх ногами», то ничего не изменится, будет та же звезда. Находка хорошая, но что она означает в данном контексте? ЛГ «видит исподнее». Чьё – звезды? - других объектов действия не вижу. Значит, она повернулась не «вверх ногами», а задом наперед? Даже не знаю, какие у звёзд зады и что они символизируют. Но отрекись – и не услышишь никогда Ты нечисти признание бесстыжее. Отречься от чего? Обычно отрекаются от веры. И в этот момент слышат любовное «признание» нечистого, получающего душу отступника в вечное пользование. А здесь перевёртыш: отрекись - и не услышишь признание нечисти. Так от чего отречение? От звезды Соломона? Странно сие. От самой нечисти? Тогда зачем её ЛГ будил в первой строфе? А в тишине, что зазвенит, поговорим. Молитвами измучаю колени я... Перечеркни, пересчитай календари. В неведомом упрятано забвение. Забвение чего «упрятано в неведомом»? Что изменит "пересчитывание календарей"? С кем ЛГ «поговорит»? Одни вопросы у меня, стихотворение - ребус, хотя и красивый.
Сказала бы, что это символизм, но – нет. Сологуб, Брюсов, Бальмонт, Блок, Белый хотя и писали о неведомом, но писали внятно в плане построения образов и их связей (за редким исключением). То есть, непонятным для читателя оказывался не сам текст, а объект стихотворного освещения: Вечная Женственность, Нечто, Тени, Таинственный гость, Сновидение, Мир грёз и т.п. Нет, вру, есть сходство: музыкальное звучание стиха. Здесь совпало, и это хорошо.
Надежда и отчаянье молчат: У них не получается дуэт. На город опускается закат... Наверное, я больше не поэт. Зачёркнутые строки - но зачем? Рука, до боли сжатая в кулак... Неначатое кончится ничем - В природе ведь бывает только так; Не сказанное не сохранено, Рассеяно в безмолвии пустом, А звёзды - им, конечно, всё равно: Сейчас или когда-нибудь потом. Одни недоосмысленные сны Зовут ещё куда-то за собой... Последнее дыхание весны Пропитано нечаянной грозой, И льётся горько-сладкая тоска - Эссенция пьянящей теплоты - Сквозь тёмные, как бездна, облака В глазах моей бессмысленной мечты. Дрожащая улыбка на губах И чувства, пробуждённые опять - Возможно, это меньше, чем судьба, Но больше, чем хотелось бы признать... Желания осыплются с небес - Не вовремя прошедший звездопад. Сочувствие - лишь праздный интерес; В несбывшемся никто не виноват. Флотилия небесных кораблей Уходит в наступающий рассвет... А крылья с каждым днём всё тяжелей. Наверное, я больше не поэт.
ЛГ, конечно, поэт, и напрасны сокрушения по поводу. Но в шорт стихо не проходит из-за композиционной невыверенности. У меня по прочтении появилось чувство неопределенности: вроде бы, много красивого в тексте, и ритм мелодичный, а чего-то главного не хватает. Пробегусь по строчкам. Надежда и отчаянье молчат: У них не получается дуэт. На город опускается закат... Наверное, я больше не поэт. Пока всё нормально. Вижу три разнородных мысли, надеюсь, они свяжутся в перспективе. Зачёркнутые строки - но зачем? Рука, до боли сжатая в кулак... Зачем зачёркнуты строки или зачем продолжать писать? Разница принципиальная. Неначатое кончится ничем - В природе ведь бывает только так; Не сказанное не сохранено, Рассеяно в безмолвии пустом, Не понимаю, о каком конце можно говорить, если дело не начато? Как не сказанное «рассеивается» в безмолвии? Оно ж не существует. А звёзды - им, конечно, всё равно: Сейчас или когда-нибудь потом. Что «сейчас или потом»? Лексическая неполнота высказывания. Одни недоосмысленные сны Зовут ещё куда-то за собой... Последнее дыхание весны Пропитано нечаянной грозой, А бывают сны полностью осмысленные? Эпитет кажется случайным. И льётся горько-сладкая тоска - Эссенция пьянящей теплоты - Сквозь тёмные, как бездна, облака В глазах моей бессмысленной мечты. Это замечательно, всё связно, логично и в то же время, образно. Жаль, с остальным контекстом не совсем вяжется. Дрожащая улыбка на губах И чувства, пробуждённые опять - Возможно, это меньше, чем судьба, Но больше, чем хотелось бы признать... Улыбка и чувства – это меньше, чем судьба? Разве это сопоставимые по масштабам вещи? "Больше, чем хотелось бы признать" что (или кого)? Не понимаю, сочинять не хочу. Желания осыплются с небес - Не вовремя прошедший звездопад. Без претензий. Сочувствие - лишь праздный интерес; В несбывшемся никто не виноват. Обе строки хороши, но связь, связь… нет её. Одни фрагменты без начала и конца. Флотилия небесных кораблей Уходит в наступающий рассвет Неново, но бог с ним, образ-то красивый. Это стихотворение для меня – почти поток сознания без причинно-следственных связей, общей организующей идеи и стилистической проработки. Поэтому не в шорт. Но качество пэона понравилось.
Тянется русалочий мой след, белым распускается цветком, скучно от случившихся побед, ты пока что с этим не знаком.
Первым не дошёл, не долетел, сети не расставил и силки, вовремя остался не у дел, риски оказались велики.
Страшно получить – не потерять, радоваться – многажды страшней, ...выпустил резную рукоять, где-то растерял своих коней.
Трудно выбрать нечет или чёт, русская рулетка или квест. Кровушка застыла – не течёт, острыми краями колет крест.
Стелется русалочий мой след, белым заметается снежком. Пусто - ни души, ни звука нет. Ты со мной пока что не знаком.
Если прочесть бегло - стихотворение впечатляет. Если чуть вдуматься - первоначальное ощущение волшебства пропадает. Конкретизирую. Тянется русалочий мой след, белым распускается цветком, Отличный образ. Волновой след плывущей русалки сравнивается с цветком – это ново, интересно. скучно от случившихся побед, ты пока что с этим не знаком. Началась невнятность, но это пока не страшно: надеюсь, в конце всё расставится по местам, и я узнаю, с чем «с этим» не знаком ЛГ. Возможно, с чувством неудовлетворености от побед? Тогда что это за победы, почему русалка ему о них говорит? Первым не дошёл, не долетел, сети не расставил и силки, вовремя остался не у дел, риски оказались велики. Ага, ЛГ по жизни «второсортник», ничего не достиг, боясь риска. Наверное, дальше мы узнаем, чем такой посредственный человек привлёк героиню. Страшно получить – не потерять, радоваться – многажды страшней, Не понимаю этих утверждений. Получить страшнее, чем потерять? Если речь о чем-то хорошем, то почему? Радоваться ещё страшнее??? Нужны пояснения и более полные (либо более точные) формулировки, в настоящем же виде строка оставляет чувство недоумения. ...выпустил резную рукоять, где-то растерял своих коней. Вижу новый перечень неудач ЛГ. Сформулировано неплохо, но как эти строки воспринимать в общем контексте? Трудно выбрать нечет или чёт, русская рулетка или квест. Кому трудно – ЛГ, русалке или нам, читателям стихотворения? Почему трудно? Зачем, вообще, надо выбирать какой-то «нечет или чёт»? Квест – это компьютерная игра? Почему она идёт в одном ряду с русской рулеткой как сопоставимое понятие? С таким же успехом можно сказать: трудно выбрать, американская горка или цыплёнок табака. Вот и думай, по какому признаку идёт выбор, и главное, ради чего? Кровушка застыла – не течёт, острыми краями колет крест. Удачные наблюдения, особенно про крест. Но опять смысловая невнятность. На русалке не может быть креста – это, как-никак, нечисть низшего ранга. Тогда на ЛГ? Но зачем мне сообщается об этом факте? Это как-то связано с неудачами ЛГ, "русской рулеткой" и страхом перед радостью? Если нет, то для чего очередная подробность, ни к чему по смыслу не привязанная? Строки не должны быть «сами по себе», как лебедь, рак и щука, лишь совокупные их усилия могут домчать стихотворный «воз» до цели – быстро и с ветерком. Стелется русалочий мой след, белым заметается снежком. Здесь образ спорный: воду едва ли заметёшь снегом (не по льду же русалка ползёт). Но как фантазия, допущение, образ принимаю. Но жизненная правда меня больше располагает. Такая, как вот тут: ......................кончается среда. На улицах, где не найдёшь ночлега, белым-бело. Лишь чёрная вода ночной реки не принимает снега. (Бродский)
Пусто - ни души, ни звука нет. Где ни души? Русалка плывёт – какая ни есть, а душа, и звуки волн, расходящихся «цветком», - хоть и слабые, но звуки… Ты со мной пока что не знаком. Тогда откуда она знает о нём столько? Во сне увидела? Ну хорошо. Но зачем акцентируется именно состояние их «незнакомости? А когда будет знаком, то что? Слишком много в стихотворении случайного, информация «неотфильтрованная», связей (даже ассоциативных) между отдельными репликами не обнаруживается. Композиции как таковой нет, при всей красивости отдельных фрагментов сохраняется ощущение недоработанности, подгона содержания под форму. Да простит меня автор – если б стихотворение мне совсем не понравилось, я бы и говорить о нем так долго не стала. Напротив, я вижу неплохой авторский потенциал и хочу показать, что именно может быть понято не так, как задумывалось, и почему.
Насквозь проткнутый ветками деревьев, свод неба в мелких дырочках из звёзд. Днём солнышко усталое не греет, а ночью ожидается мороз.
Синоптикам не верю я отныне. Начало октября - ещё не срок, но даже медвежонок на картине от сырости и холода продрог.
Бездомные коты орут на крыше, им хочется уюта и тепла. Я в форточку им крикнула: - Потише! - и докторской колбаской завлекла.
- В прихожую входите поскорее. Зачем же вас на крышу занесло? Холодные в квартире батареи, но будет вам комфортно и тепло.
...Заглядывают мне в глаза так дружно, мурлыкая, спасибо говорят... А мне-то ничегошеньки не нужно. Кошачьих обожаю - всех подряд.
Изящно, деликатно и со вкусом они мне намекают на ночлег. Не справиться мне с этаким искусом, ведь я же милосердный человек!
За окнами пейзажи Эрмитажа транслируются мне из темноты. Вечерние картины смотрят так же со мною благодарные коты.
Какой славный ЛГ, прямо душка) Всем бы хорош стишок, да очень прозаизированный. Хотелось бы услышать эту житейскую историю в образном оформлении и с большей выраженностью индивидуально-авторского почерка. Вот как здесь: За окнами пейзажи Эрмитажа транслируются мне из темноты. Великолепно же! Ещё бы такого! Вот этот образ тоже хороший: Насквозь проткнутый ветками деревьев, свод неба в мелких дырочках из звёзд. По построению образа небольшое замечание: если сказать, что ночной свод неба, проколотый ветками, весь в светящихся дырочках – то и так будет понятно, что речь о звездах, но прозвучит не столь прямолинейно. Звёзды должны восприниматься именно как «дырки» в небесной ткани, пропускающие на землю свет с горних высот. А упоминание собственно «звёзд» огрубляет эту мысль.
Рифма по преимуществу точная, классическая, но встречается и авангард, размер нужный тоже наличествует. Стихотворение ровное и легкое, в кругу друзей воспримется на «ура». Но если подходить к тексту с меркой высокой поэзии, то - остаётся вне шорта. Однако у меня стиш вызвал положительные эмоции и крайне редкое желание откликнуться в рифму. Доказательством тому – экспромтик (да простит меня автор за «ржевский» юмор). …А утром появилось на постели, и в тапках, и на кухонном столе всё то, что накануне кошки съели. Такая благодарность за ночлег…
Это маленькое пятнышко луны Перепрыгнуло из форточки в картину, Оживив нагроможденье облаков И волненье нарисованной воды, Перелившейся за край: течёт, бурлит Через рамку, послужившую плотиной, И корабликов бумажных алый флот Выплывает из-за облачной гряды...
Что несёте вы, посланцы-корабли? Не полученные письма адресату - «Почтальончики» без сумок на ремне, Так беспомощно-непрочные на вид? Ты ли это - из неведомой земли Так негаданно решился написать их И отправил - в сновидение ко мне - Знак когда-то не проявленной любви?..
...А за окнами — всевластие зимы: Занавесит, заколдует, остановит, Перепробует все способы убить То живое, что не хочет засыпать, Только в письмах, не проявленные, мы Позднезимие лихое обессоним, И волна не остывающей любви Расплеснётся и погонит зиму вспять,
Чтобы всё-таки — хотя бы через сны - Наш кораблик от несбывшейся надежды, Не смутясь ни безразличием глубин, Ни присутствием непознанных стихий, Смог когда-нибудь куда-нибудь приплыть, И ему подмогой был попутный, нежный Тайный ветер не проявленной любви, Странный ветер не проявленной любви...
Очень нежное и доброе стихотворение, созвучное, наверное, каждой женской душе. Пэон третий выдержан ровно. Из замечаний: тяжеловато читается, поскольку автор совместил мало совместимые вещи: квадратную рифмовку АВСД/АВСД, при которой рифмующиеся слова максимально отдалены друг го друга, и длинную строчку (пэон сделан на основе 6-стопного! хорея). В результате стих порой воспринимается как белый, что и понятно: прочитав пять длинных безрифменных строк, забываешь, что было в начале и какую рифму следует ожидать. А если эта рифма ещё и ассонансная, слабо выраженная, а то и вовсе исчезающая (луны-бурлит, облаков-флот, сны-приплыть, стихий-любви, убить-любви…) – то вовсе тяжко. (Но есть интересная составная рифма «адрЕСАТу-напИСАТь их» – побольше бы такого).
Вот пример квадратной рифмовки Пастернака. Строка короче, да и размер более «живой» - хореический. Поэтому темп чтения сохраняется высоким и отдаленная рифма «глотается» хорошо. …И когда по кровле зданья Разлилась волна злорадства И, как уголь по рисунку, Грянул ливень всем плетнем, Стал мигать обвал сознанья: Вот, казалось, озарятся Даже те углы рассудка, Где теперь светло, как днем!
Несколько частностей. Это маленькое пятнышко луны Перепрыгнуло из форточки в картину, Всё-таки, «на картину». И волненье нарисованной воды, Перелившейся за край: течёт, бурлит Через рамку, послужившую плотиной, Образ очень нравится. И волна не остывающей любви Расплеснётся и погонит зиму вспять, Правильнее было бы «плеснёт» или «расплескается». Но употребима и Ваша форма. Чтобы всё-таки — хотя бы через сны - Наш кораблик от несбывшейся надежды, Предлог «от» лишний, его появление обосновано только требованиями ритма. Не смутясь ни безразличием глубин, Ни присутствием непознанных стихий Не совсем понимаю логику первой строки. Глубины безразличны к кораблям – значит, корабли не утонут. Это прекрасно. Так почему это должно их «смущать»? Смог когда-нибудь куда-нибудь приплыть, Очень расплывчатая строка. Два неопределённых местоимения рядом – перебор, имхо. Рифма в конце потерялась… И ещё момент: хочется большей концентрации мысли и образов - стихотворение рыхловато, много смысловых повторов. Однко стихотворение "цепляет", беру в шорт, несмотря на массу возражений.
Серого волчонка подобрал Егерь, инспектируя участки. Около убитой наповал Матери. Без помощи и ласки Плакал неприкаянный щенок, Тоненько, с каким-то подвываньем. Егерь, нелюдим и одинок, Принял малыша на воспитанье. С возрастом волчонок возмужал- Выросший в любви и не в ограде, С норовом показывал оскал Пришлому. С хозяином поладил,- Слушался с готовностью всегда Друга – и в избе и на природе… Грянула внезапная беда Встречей, что случилась при обходе Леса – уличённый браконьер В егеря оружие наставил. Волки не приемлют полумер, Хищники сражаются без правил. Прыгнул, свой направивши оскал К цели обозначенным желаньем. Выстрелом был выплюнут металл В волка с небольшого расстоянья. Ярость увеличила лишь пыл, Рана устремления не стёрла - Мститель человека ухватил Челюстями крепкими за горло. … В яме похоронены одной, Егерем оплакана потеря Жутким, разносимым над тайгой, Воем не по людям, а по зверю.
А неплохо. Пойдёмте в шорт, товарищ автор. Не скажу, что стихи настроенческие или ассоциативные мне менее близки, чем сюжетные (последние нередко грешат затянутостью, заштамопванностью, отсутствием образности), но в них есть и один плюс: «рассудочность» написания. На одних эмоциях, без тщательной адаптации спонтанно возникающих образов к читательскому восприятию рассказа не построить, его идею не донести до читателя, поэтому тематические стихи нередко выигрывают в содержательности и не поражают отталкивающе-огромным количеством немотивированных красивостей. Таков и этот стиш. Главный вывод его (что звери бывают лучше людей), конечно, не нов, но мне было интересно прийти к нему ещё раз вместе с автором. А теперь – ругаться. Передо мной стихотворение имени Строчного Переброса. Шесть штук – это только самые явные. Не думаю, что они действительно были необходимы: процесс чтения тормозится, мысль путается – тогда зачем всё? Ощущение, что автор не смог уложиться в строчку или решил соригинальничать, придав стихотворению налёт «бродскости».
Имеется и множество огрехов, начиная с пунктуационных недочетов и заканчивая речевыми неточностями. Примеры: Плакал неприкаянный щенок, Тоненько, с каким-то подвываньем. Каким-то – втычка, помогающая сохранить размер, но ничего не дающая помимо этого. Лучше вставить более конкретный эпитет (с визгливым подвываньем, к примеру) – картинка станет ёмче. С возрастом волчонок возмужал Не уверена, что корректно приписывать зверю человеческое качество. Женственная лисица, инфантильный лось, возмужавший хомяк… не знаю, я бы не рискнула. В юмористических стихах – сколько угодно. Но здесь сомневает. Впрочем, это не претензия - мысли вслух. Спорные мысли. Помнится, у Бэллы Ахмадуллиной даже явление природы подвергалось "возмужанию: "и к вечеру мужает юный холод". И ведь звучит. Выросший в любви и не в ограде, Хорошая формулировка. уличённый браконьер В егеря оружие наставил. «В егеря» можно целиться, стрелять. А «на егеря» - наставить оружие. Ненормативное употребление предлога в угоду заданной форме. Волки не приемлют полумер, Хищники сражаются без правил. Сказано-то красиво, а по сути неверно: как это «без правил»? Как раз всё правильно: безоружный бросился на вооруженного, причем, защищая друга. Вот если бы волк на хозяина покусился, после всех его забот – было бы «без правил». Прыгнул, свой направивши оскал К цели обозначенным желаньем. Смысл понятен, но формулировка плохая. …В яме похоронены одной, Я бы врага и друга рядом не закопала… И вообще, как мог законопослушный егерь, тем более, ни в чем не виноватый, скрыть факт убийства, пусть даже преступника? Его ж разыскивать будут. Но это я так, к теме о жизненной правде. Егерем оплакана потеря Жутким, разносимым над тайгой, Воем не по людям, а по зверю. Наверное, не «по людям», а «по человеку»?
И ещё. Давно осталась в прошлом традиция выделять заглавной буквой каждую строку. Это дезориентирует читателя, особенно когда перед ним строки с массой перебросов. Читаешь и не знаешь: то ли это новое предложение началось, то ли старое заканчивается. Мне кажется, гораздо логичнее писать сообразно современным языковым нормам: Серого волчонка подобрал егерь, инспектируя участки. Около убитой наповал матери. Без помощи и ласки. На этом «тормознусь». ПС. Ах, не сказала: качество первого пэона вполне удовлетворительное.
Проститутка... Искушённая циничная натура. Исключительное право на безумные поступки, а фигура не особенно, фигура как фигура, и короче мне встречались укороченные юбки.
Потанцуем?.. Я сегодня полупьяным идиотом затесался в ресторанчик у портового причала. Я прошёл бы, не заметив, но презрительное что-то ты обрюзгшему швейцару так пронзительно кричала.
Поворачивайся, шалая обкуренная жрица!.. Покупатель расплатился с обладателем товара. Если вздумаешь однажды ты с похмелья удавиться, вот визитка с телефоном - мы повесимся на пару.
Сильнее всего, конечно, впечатляет финал. Кажется, что всё стихотворение написано ради него. К чему у меня претензии – так это к композиции. На мой взгляд, в тексте содержится масса лишних подробностей, которые ничем не поддерживают заключительный аккорд с повешением. Разве важно, хороша ли фигура у ЛГ, длинна ли её юбка, с кем расплатился «покупатель» и проч.? Важно в стихотворении то, что второй ЛГ, мужчина, ценит свою жизнь не более, чем жизнь опустившейся уличной девки. И дальше следует грамотно проведённый закадровый подтекст, характерный для философской лирики. Мы понимаем, что судьба героя насколько безрадостна, что он способен видеть сестру по несчастью в самом падшем существе! Выходит, какие бы формы жизнь ни принимала - уродливые или внешне благопристойные - сущность её всегда одна: обман, разочарование, обессмысливание всего и вся. Чтобы не перебить эту идею, необходим больший лаконизм. ЛГ забрёл в портовый ресторан и увидел там пьяную потаскуху. И был в её браваде какой-то надрыв, в облике – несмотря на вызывающие манеры – что-то жалкое. Несчастнейшее существо, если приглядеться. (Здесь внимание читателя полностью концентрируется на героине, и вдруг – автор переводит нашу мысль в неожиданную плоскость: герой (желательно, чтобы он не был изображен перепившимся «идиотом», лучше напротив, респектабельным господином, а то эффект контраста теряется), приглашает героиню потанцевать и суёт ей визитку… И тут-то выясняется, что они равны перед судьбой: он, успешный, и она, потерянная... Это те необходимые подробности, с которыми стихотворение будет смотреться органично. Но это лишь мой взгляд, и автор вправе со мной не согласиться.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:
За других авторов не скажу, а вот я повеселился с утра, читая разбор своего стишка. Спасибо, Юлия! P.S. Копья ломать не будем, потому что этому стишку уже три года.
Участвуя в конкурсах - никак, а вот не участвуя - запросто: сидишь себе на своей страничке, никого не трогаешь, публикуешь изредка стишки, и тебя никто не трогает и почти никто не читает. Красота!
Кажется, мы с Вами друг друга не понимаем. Переформулирую. Я завязал с конкурсами потому, что пытаюсь бороться с растущим в себе комплексом неполноценности, но обзоры Юлии здесь ни при чём.
Ага, я поняла теперь. Но всё равно - почему вам конкурсы дают этот комплекс? Ведь почти ничего от автора не зависит. Зависит от голосования. Не хотите же вы сказать, что результат голосования и качество вашего стиха - тождественны?
Гм... Не могут же все разом ошибаться. Получать три "нет" от принимающих редакторов БЛК или ЛФР для меня обычное дело, как и пролетать мимо шортов жюри на ПКП и стихирских "Голосах". Значит, дело всё-таки не в оценивающих, а в качестве моих опусов.
Есть опусы, которые нравятся большинству, есть - которые меньшинству. К тому же, не прибедняйтесь, вы, кажется в лонге БЛК недавно висели, и стих ваш активно обсуждали. И даже, кажется, не один. Если я не ошибаюсь. )
Ошибаетесь. Я всего один раз прошёл отборочный тур на БЛК, и то это был тур для нерезидентов, а в прежнем формате у моих текстов не было шансов, как нет их и сейчас, когда я пробовал участвовать в отборе, предназначенном для резидентов БЛК.
С "Николаичем", да, я помню. Почему-то подумалось, что ещё раз были.) Это хороший знак.) Когда мне так же один знакомый на улице сказал, что видел меня с коляской, она (вместе с её содержимым, разумеется) через какое-то время у меня появилась. :-)
Саша, я была бы безумно огорчена, если б Вы ушли с конкурсов из-за моего субъективного восприятия конкретного стихотворения (не всего Вашего творчества!) Но, хоть и не я причиной, грустно слышать... Не надо изолироваться от народа, уж Вам ли быть в печали! Ваше "Холодно", к примеру, мимо моего шорта никогда бы не пролетело. А какая прелесть упомянутый "Николаич"! Да что! Прекрасно у Вас всё получается)
А Ваше участие в конкурсах может быть важно не только для Вас. Я, к примеру, столько интересных авторов для себя открыла на конкурсах! А сиди они в своем уголке - и не знала бы о них. Помнится, на ПКП пришел Олег Петропавловский, может, знаете. Его стих просто перевернул всю меня, до сих пор помню его. Имя автора стало моим открытием. И что? Один жюрист, причем, неглупый, так его люто "отделал" - мама не горюй, сказал, что это произведение - самое большое его разочарование в конкурсе... Петропавловский больше не приходил - не знаю, по этой причине или другой. Конкурсы от этого потеряли, я считаю. И до сих пор жалею, что я тогда не схватилась в рукоборстве с тем жюристом. Не захотела этику нарушать, опровергать судью... а ведь могла бы... Да и опровергать бы не пришлось - просто сделала бы свой разбор в пику ему... а я не сделала... а человек ушел... К чему это я? К тому, что, может быть, кто-то Вас на этом конкурсе вот так же для себя сейчас открыл, и ему совершенно не важно, что там написала Мигита. Он просто хочет читать стихи Саши) Приходите ещё, бросьте сомнения)
В твоём тексте, на мой взгляд, проститутки много меньше, чем в обзоре Юлии, этот персонаж всего лишь - декорация, обстоятельство, подчёркивающее настроение, душевное состояние ЛГ. Не уверена, что уместно комментировать рецензию редактора, но всё же... Мне кажется, что Юлия, как всякая порядочная женщина, презирает падших женщин, и это повлияло на разбор твоего текста. (не адвокатство ни разу, просто ИМХО) С уважением к конкурсу и его обозревателям))))
хмм... а в моем обзоре много проститутки???))) Для меня она тоже только декорация, Лоза. Но декорация значимая: это тот фон, на котором контрастнее и выпуклее должен выглядеть ЛГ. Вот я и сказала, что по моему мнению стихотворению не хватает в этой связи, а что удалось. Не очень поняла, как моё отношение к представительницам древней професии могло проявиться в обзоре. Я не осуждала их, не восхваляла, речь шла вообще не об этом явлении) А если уж обо мне говорить - я могу презирать, скажем, воров, но расхвалить стихотворение о них. Поэтическое осмысление реальности и реальность - не одно и то же)
Вы были слишком щедры на эпитеты, которыми, хвала автору, в тексте и "не пахнет". Впрочем, повторюсь, не адвокатствую ни автору ни, тем более, "опустившимся уличным девкам", "потаскухам", "падшим существам" или "несчастнейшим существам" в коротких юбках, да и текст, где есть всё - этакое пижонство, сексуальность, ирония и глубокая тоска, не нуждается в защите. Морализаторство, которое, как мне показалось, главенствует в Вашей рецензии ну никак ни к месту. Автор особого восторга не выказывал в стихотворении, и Вам, думаю, восхищаться не нужно. А последняя строка про "повесимся вместе", говорит не только о том, что ЛГ также разочарован в любви, как его случайная подруга, но о том, что духовный уровень автора много выше морализаторского. С уважением. Татьяна Лоза.
И что вы пристали к человеку?))) Кризис - это нормально. Пройдёт. А потом появятся новые стихи, о которых захочется узнать мнение народа. А где это лучше всего делать? Правильно. На конкурсах...))) Конкурсы - это такая зараза, от которой просто так не избавишься.
Саша, насчёт БЛК, ЛФР, Голосов не заморачивайтесь... Я на БЛК практически с самого начала... Ни разу не прошёл через отборочный...)))))) Редактор отборочных, номинатор... а в лонге был два раза по квоте... Что ж теперь - повеситься?))))) Да и на Голосах в призах был всего один раз... А отсудил я там конкурсов... со счёта сбился...)))) Не показатель это всё. В конкурсах что интересно? Как твои стихи оценят люди, мнение которых тебе интересно (поэтому, интересно смотреть за голосованием). А места... вторичны...
Вешаться никто не собирается, Алексей, но негатив постепенно накапливается, и когда ловишь себя на том, что при сочинении очередного стишка начинаешь непроизвольно прикидывать, как та или иная строфа будет воспринята принимающими редакторами, то понимаешь, что пора завязывать с конкурсами, иначе пропадёт главное - удовольствие от самого процесса сочинения.
Да я вас понимаю (и сам через это прошёл)... Но, это необходимый этап в творчестве - попытка предсказать "что подумает редактор". А потом начинаешь думать "как наше слово отзовётся..."(с) (извините, за пафос). И такие вот "кризисы" - это хорошие (на самом деле) вещи. Некоторое переосмысление, некоторая переориентация... А самое главное - движение вперёд. Ты начинаешь воспринимать любое мнение, только с точки зрения "здесь я точно всё сказал, а здесь надо ещё "покрутить/подумать""... Ну... это моя точка зрения... я никому её не навязываю.
Ой, Лёш, а я что сказала? Олег?))) Надо же) Читала вчера Олега Павловского, ну и оговорилась на ПетроПавловском)
Татьяне Вы были слишком щедры на эпитеты, которыми, хвала автору, в тексте и "не пахнет". Рецензии часто бывают щедры не только на эпитеты, но и на на выводы, обобщения, заключения, которыми в тексте не пахнет, не правда ли? Иногда стихотворение на три строфы, а разбор на три листа, и чего в нем только нет) Я ещё не переусердствовала)
текст, где есть всё - этакое пижонство, сексуальность, ирония и глубокая тоска, не нуждается в защите. В чем тогда проблема, и какие претензии ко мне? Я рассказала о своем видении этого стихотворения, не о Вашем. Если Вы со мной не согласны - предметно опровергните и докажите, что композиция в настоящем её виде является наиболее совершенной. Вот это будет весомый шаг, и, может быть, я изменю мнение, прочитав Ваши доводы. А возражения на уровне "автор молодец, а критик... моралист" - едва ли можно причислить к действенным аргументам)
И ещё: может быть, Вы полагаете, что можно написать обзор так, чтобы он понравился абсолютно всем?))) Даже если всех поголовно расхвалить, придут знающие люди и возразят по всем пунктам, уличат в некомпетентности или подсуживании.
Морализаторство, которое, как мне показалось, главенствует в Вашей рецензии ну никак ни к месту. В чем морализаторство, реально не понимаю Вас. Видимо, действительно "показалось". Я писала о том, что в стихотворении, на мой взгляд, много подробностей, отвлекающих от основной идеи. И объяснила, что имею в виду. Нравоучительных бесед не вела и в мыслях не имела.
Автор особого восторга не выказывал в стихотворении, и Вам, думаю, восхищаться не нужно. А я восхищалась????
А последняя строка про "повесимся вместе", говорит не только о том, что ЛГ также разочарован в любви, как его случайная подруга, но о том, что духовный уровень автора много выше морализаторского. А я сказала что-то дурное о духовном уровне автора? И что значит "выше морализаторского"? Морализатор, по Вашим словам, я. Значит, Вы на мой уровень намекаете, дескать, если сама духовно не развилась, не пытайся делать замечания тем, кто стоит выше? Вы этого не говорили, но вывод логически вытекает)
ПС Вам не нравится "большое количество эпитетов"? Не думала, что называть шлюху можно только шлюхой. Считала признаком плохой речи неспособность заменить слово синонимом.
Юлии. Юля, никаких претензий, только реакция на Вашу трактовку этого материала, так сказать, у Вас - мнение, и у меня их есть, совпадения тут не обязательны. Эпитеты в отношении ЛГ в рецензии дезориентируют стороннего читателя, "с больной головы на здоровую" - от поэзии в мораль. А мораль с поэзией, как Рембрант с полит-агиткой - ну, никак не дружат. Личность автора или рецензента изучать, думаю, излишне.
Привет, сонц) Главное - что ты не обиделась, а уж мне-то вроде и не на что))) У Александры Одриной мне как раз видится правильным пятнышко луны "в" картине (как элемент пейзажа) Я тоже долго думала над этим моментом. Мысль-то ясна, но формулировка смущает. Образ - это иносказание, допущение и т.п. Но при этом каждое слово, входящее в его состав, не должно конфликтовать со своим прямым значением или употребляться "неформатно". Луч, к примеру, может перемещаться с чего-то НА что-то, но не ВО что-то (когда речь идет о плоскости). Если нужно по смыслу провести второй вариант (что свет исходит изнутри картины, а не просто отражается), то просится иная подача. Типа, луч перепрыгнул на картину и засветился из её глубин... или ещё как-то. Но здесь можно спорить, я согласна. Понятия о границах допустимого при составлении образа часто у людей не совпадают)
Расплеснётся в шумном беге, И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря А почему грешил, в его время так говорили, сейчас уже редко встретишь. Я ведь сказала "правильНЕЕ было бы...", а не "правильНО было бы..." Типа пожелания. Но это мелочь, и, разумеется, я на ней не настаиваю. Предполагаю так же, что твои претензии к пэону "Не поэт" вызваны не собственно непониманием, а "дистанцией рассмотрения": ты слишком близко его и тщательно рассматривала, и получилось: "Лицом к лицу - лица не увидать"(с) Хорошо сформулировала))))))
- в природе из ничего не бывает ничего, и если не сказал(тут речь не о деле, а о мысли, мне кажется), не найдёшь следов от несохранённой в слове мысли, которая и рассеялась(забылась) в безмолвии, не будучи высказанной, зафиксированной в словах. По-моему, всё логично. Твоя трактовка, возможно, правильная, но контекст допускает вариации. Можно понять, что речь идет о несказанном (вернее, не записанном) слове. А оно никак не может "рассеяться в безмолвии". Я, опять же, о форме подачи. Рассеяться может то, что перед этим собралось в кучу, грубо говоря. Мы ж не скажем, "тучи рассеялись", если их и в зачатке не было на небе. И получается, что если слов не было произнесено, то чему рассеиваться? Но тебя я поняла)
вечным звёздам всё - всё равно, ведь они есть сейчас и будут потом; поэтому сами эти временные понятия им безразличны даже безотносительно к предмету. Алён, когда говорится в общем, то и строится фраза типа: "звездам всё безразлично". А тут идёт уточнение: безразлично, сейчас или потом. раз есть уточнение, то оно должно быть к чему-то привязано по правилам языка. Ну смотри, примеры: "Мне всё равно, рано или поздно". "Реке всё равно, там или тут". ЧТО - поздно, что - тут? Ответ должен быть или в тексте, или в самом предложении. В нашем случае его нет, приходится ответ сочинять. Пусть даже ты угадала, но ведь угадала, не вычитала... Осмысленные сны забываются, иначе бы у нас голова лопнула. А есть такие, непонятные, смутные, которые долго тревожат потом и даже возвращаются. А по-моему, осмысленных снов в принципе не существует. Сон - это отдых мозга, когда логика в отключке. Царство хаоса. Но не настаиваю, может, это только у меня так)))
Ну, что-то я заумничалась... Это потому, что знаю, что ты не будешь ругаться А то бы не решилась выступить. Правильно, что сказала. Другие, небось, ходят и думают: "Вот тут она не права!". А сказать не хотят. И зря, я бы обосновала свою позицию подробнее. Пока, ушка)))) Приходи)
Юль, наверное, критикам и членам жюри "не положено" догадываться, поэтому они и строже, и препарируют всё под лупой. А я - догадываюсь под луной Спасибо тебе, хорошо поговорили. Быть внимательным - это тоже важно. Это показатель бережного отношения к стихам, как к литературе, а не просто к эмоциям, записанным словами. Прфессионализм, наверное, как раз и подразумевает именно такое пристальное внимание, а не мои дилетантские догадки и "очучения". Кстати, о словах: надо стырить у классика прикольное слово "очУтятся" Ещё и глагол, к тому же! )))
Ну, каждый имеет право на "догадки и очучния"))) Кстати, мой "подлупный" подход их тоже не исключает, вовсе нет! Я лишь за то, чтобы автор грамотно расставлял "вехи", по которым воображение подготовленного читателя воссоздаст целую картинку (как по разрозненным точкам-звездам астрономы рисуют созвездия).
Повторю своё мнение по поводу пункта оценки стихов на заданную тему конкурса: либо ведущий не принимает стих как неподходящий, либо этот пункт в оценках далее опускается. А иначе - несправедливо. У автора принят стих как подходящий, а потом оказывается, что он и не в тему, и не тем размером писан. Предпочитаю быть снятой с конкурса, чем выслушивать о неподходящести в финале.
Юлии спасибо за комментарий. Сожалею, но там ничего не может быть понятно, никакой линии, ибо это экспромт на чужое произведение, с которым оно, собственно, и перекликается этими линиями. Это стих из разряда произведений, где смысл совершенно не имеет значения, поэтому оно и живёт как самостоятельное. И даже отлично может восприниматься.
Здравствуйте, Аглая) Ну что ж Вы так осерчали, даже второе лицо заменили на третье при обращении))) Вы могли бы мне возразить, если б я отказалась рассматривать Ваше стихотворение, заявив, что считаю его внеконкурсным в силу метрического несоответствия. Но этого не было, я подошла к нему на общих основаниях, лишь проконстатировала факт относительно размера - в чем несправедливость? А жюри на то и жюри, чтобы подстраховать ведущего. Он не в силах один уследить абсолютно за всем, учесть каждый нюанс. Зачастую ведущие так и говорят: принимаю стихотворение на свой страх и риск, а дальше пусть решают судьи. Сожалею, но там ничего не может быть понятно, никакой линии Ну и я сказала примерно это же) ибо это экспромт на чужое произведение Понятия не имела. Все стихи рассматривала в том виде, в каком мне их прислали. Если Вы хотели, чтобы произведение оценивалось как экспромт-оборотка, то нужно было дать ссылку на первоисточник. Тогда мой подход к нему был бы несколько иным.
Это стих из разряда произведений, где смысл совершенно не имеет значения А что ж имеет значение? Что оценивать в этом случае, только внешнюю форму - рифмы, размер? Вы бы тогда приписку сделали: стихотворение бессмысленное, не парьтесь, товарищи жюристы, не ищите черную кошку в темной комнате. Я бы и не искала.
поэтому оно и живёт как самостоятельное. И даже отлично может восприниматься. Конечно может, я ж писала во вступительной части: кто-то оценит Ваши стихи иначе. Но мной бессмысленные стихи НЕ воспринимаются, что поделать... не могу я идти на поводу эмоций, выключая голову, и довольствоваться одним звучанием речи, ничего в ней не понимая. Мне хочется видеть в стихах не подборку разнородных образов, а мысль, которая их свяжет в определенной последовательности и упорядочит хаос. Не сердитесь, Аглая, разве лучше, если б я соврала, оценив это стихотворение на 5+? Другое Ваше стихотворение (а у Вас есть просто замечательные вещи!) наверняка было бы оценено выше.
Михаил, спасибо за адекватную реакцию) Да не удивляйтесь Вы так))) Я именно прогуглила. И на мой запрос по слову "двуядерный" вывалилась масса техничесикх статей. Даже в Википедии между словами "двуядерный" и "двухъядерный" ставится знак равенства:
"...биол. имеющий два клеточных ядра ◆ У млекопитающих известны ткани как с одноядерными и двуядерными полиплоидными клетками. техн. то же, что двухъядерный; имеющий два процессорных ядра ◆ Я вчера покупал комьютер, поставил в него двуядерный процессор."
Так что, разночтения возможны, особенно для людей, далёких от техники) Удачи!)
P.S. Копья ломать не будем, потому что этому стишку уже три года.
Спасибо за спасибо) До новой встречи)
надеюсь, не я этому поспособствовала?
Кста, борьбой мы усиливаем противника. Так что...)
Я завязал с конкурсами потому, что пытаюсь бороться с растущим в себе комплексом неполноценности, но обзоры Юлии здесь ни при чём.
Но всё равно - почему вам конкурсы дают этот комплекс? Ведь почти ничего от автора не зависит. Зависит от голосования. Не хотите же вы сказать, что результат голосования и качество вашего стиха - тождественны?
К тому же, не прибедняйтесь, вы, кажется в лонге БЛК недавно висели, и стих ваш активно обсуждали. И даже, кажется, не один. Если я не ошибаюсь. )
Когда мне так же один знакомый на улице сказал, что видел меня с коляской, она (вместе с её содержимым, разумеется) через какое-то время у меня появилась. :-)
На комплексы уходит куда больше энергии, чем на здоровый пофигизм.) А она в зиму оч пригодится! ))
Но, хоть и не я причиной, грустно слышать... Не надо изолироваться от народа, уж Вам ли быть в печали! Ваше "Холодно", к примеру, мимо моего шорта никогда бы не пролетело. А какая прелесть упомянутый "Николаич"! Да что! Прекрасно у Вас всё получается)
А Ваше участие в конкурсах может быть важно не только для Вас. Я, к примеру, столько интересных авторов для себя открыла на конкурсах! А сиди они в своем уголке - и не знала бы о них.
Помнится, на ПКП пришел Олег Петропавловский, может, знаете. Его стих просто перевернул всю меня, до сих пор помню его. Имя автора стало моим открытием. И что? Один жюрист, причем, неглупый, так его люто "отделал" - мама не горюй, сказал, что это произведение - самое большое его разочарование в конкурсе...
Петропавловский больше не приходил - не знаю, по этой причине или другой. Конкурсы от этого потеряли, я считаю. И до сих пор жалею, что я тогда не схватилась в рукоборстве с тем жюристом. Не захотела этику нарушать, опровергать судью... а ведь могла бы... Да и опровергать бы не пришлось - просто сделала бы свой разбор в пику ему... а я не сделала... а человек ушел...
К чему это я? К тому, что, может быть, кто-то Вас на этом конкурсе вот так же для себя сейчас открыл, и ему совершенно не важно, что там написала Мигита. Он просто хочет читать стихи Саши)
Приходите ещё, бросьте сомнения)
Не уверена, что уместно комментировать рецензию редактора, но всё же... Мне кажется, что Юлия, как всякая порядочная женщина, презирает падших женщин, и это повлияло на разбор твоего текста.
(не адвокатство ни разу, просто ИМХО)
С уважением к конкурсу и его обозревателям))))
Для меня она тоже только декорация, Лоза. Но декорация значимая: это тот фон, на котором контрастнее и выпуклее должен выглядеть ЛГ. Вот я и сказала, что по моему мнению стихотворению не хватает в этой связи, а что удалось.
Не очень поняла, как моё отношение к представительницам древней професии могло проявиться в обзоре. Я не осуждала их, не восхваляла, речь шла вообще не об этом явлении)
А если уж обо мне говорить - я могу презирать, скажем, воров, но расхвалить стихотворение о них. Поэтическое осмысление реальности и реальность - не одно и то же)
Морализаторство, которое, как мне показалось, главенствует в Вашей рецензии ну никак ни к месту.
Автор особого восторга не выказывал в стихотворении, и Вам, думаю, восхищаться не нужно. А последняя строка про "повесимся вместе", говорит не только о том, что ЛГ также разочарован в любви, как его случайная подруга, но о том, что духовный уровень автора много выше морализаторского.
С уважением. Татьяна Лоза.
Кризис - это нормально. Пройдёт. А потом появятся новые стихи, о которых захочется узнать мнение народа. А где это лучше всего делать? Правильно. На конкурсах...))) Конкурсы - это такая зараза, от которой просто так не избавишься.
Саша, насчёт БЛК, ЛФР, Голосов не заморачивайтесь... Я на БЛК практически с самого начала... Ни разу не прошёл через отборочный...)))))) Редактор отборочных, номинатор... а в лонге был два раза по квоте... Что ж теперь - повеситься?))))) Да и на Голосах в призах был всего один раз... А отсудил я там конкурсов... со счёта сбился...)))) Не показатель это всё. В конкурсах что интересно? Как твои стихи оценят люди, мнение которых тебе интересно (поэтому, интересно смотреть за голосованием). А места... вторичны...
ЗЫ: Юль, Евгений Петропавловский?
Ну... это моя точка зрения... я никому её не навязываю.
Прям пристать нельзя! )
Хошь - к тебе пристанем? ))
Татьяне
Вы были слишком щедры на эпитеты, которыми, хвала автору, в тексте и "не пахнет".
Рецензии часто бывают щедры не только на эпитеты, но и на на выводы, обобщения, заключения, которыми в тексте не пахнет, не правда ли? Иногда стихотворение на три строфы, а разбор на три листа, и чего в нем только нет) Я ещё не переусердствовала)
текст, где есть всё - этакое пижонство, сексуальность, ирония и глубокая тоска, не нуждается в защите.
В чем тогда проблема, и какие претензии ко мне? Я рассказала о своем видении этого стихотворения, не о Вашем. Если Вы со мной не согласны - предметно опровергните и докажите, что композиция в настоящем её виде является наиболее совершенной. Вот это будет весомый шаг, и, может быть, я изменю мнение, прочитав Ваши доводы. А возражения на уровне "автор молодец, а критик... моралист" - едва ли можно причислить к действенным аргументам)
И ещё: может быть, Вы полагаете, что можно написать обзор так, чтобы он понравился абсолютно всем?))) Даже если всех поголовно расхвалить, придут знающие люди и возразят по всем пунктам, уличат в некомпетентности или подсуживании.
Морализаторство, которое, как мне показалось, главенствует в Вашей рецензии ну никак ни к месту.
В чем морализаторство, реально не понимаю Вас. Видимо, действительно "показалось". Я писала о том, что в стихотворении, на мой взгляд, много подробностей, отвлекающих от основной идеи. И объяснила, что имею в виду. Нравоучительных бесед не вела и в мыслях не имела.
Автор особого восторга не выказывал в стихотворении, и Вам, думаю, восхищаться не нужно.
А я восхищалась????
А последняя строка про "повесимся вместе", говорит не только о том, что ЛГ также разочарован в любви, как его случайная подруга, но о том, что духовный уровень автора много выше морализаторского.
А я сказала что-то дурное о духовном уровне автора? И что значит "выше морализаторского"? Морализатор, по Вашим словам, я. Значит, Вы на мой уровень намекаете, дескать, если сама духовно не развилась, не пытайся делать замечания тем, кто стоит выше? Вы этого не говорили, но вывод логически вытекает)
ПС Вам не нравится "большое количество эпитетов"? Не думала, что называть шлюху можно только шлюхой. Считала признаком плохой речи неспособность заменить слово синонимом.
Юля, никаких претензий, только реакция на Вашу трактовку этого материала, так сказать, у Вас - мнение, и у меня их есть, совпадения тут не обязательны.
Эпитеты в отношении ЛГ в рецензии дезориентируют стороннего читателя, "с больной головы на здоровую" - от поэзии в мораль.
А мораль с поэзией, как Рембрант с полит-агиткой - ну, никак не дружат.
Личность автора или рецензента изучать, думаю, излишне.
Неееееее, нинада ко мне приставать!!!))))
Ты вообще сетчатыми чулками трогаешь... страшшшшшшно!))))
:-)
Главное - что ты не обиделась, а уж мне-то вроде и не на что)))
У Александры Одриной мне как раз видится правильным пятнышко луны "в" картине (как элемент пейзажа)
Я тоже долго думала над этим моментом. Мысль-то ясна, но формулировка смущает. Образ - это иносказание, допущение и т.п. Но при этом каждое слово, входящее в его состав, не должно конфликтовать со своим прямым значением или употребляться "неформатно". Луч, к примеру, может перемещаться с чего-то НА что-то, но не ВО что-то (когда речь идет о плоскости). Если нужно по смыслу провести второй вариант (что свет исходит изнутри картины, а не просто отражается), то просится иная подача. Типа, луч перепрыгнул на картину и засветился из её глубин... или ещё как-то. Но здесь можно спорить, я согласна. Понятия о границах допустимого при составлении образа часто у людей не совпадают)
Расплеснётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря
А почему грешил, в его время так говорили, сейчас уже редко встретишь. Я ведь сказала "правильНЕЕ было бы...", а не "правильНО было бы..." Типа пожелания. Но это мелочь, и, разумеется, я на ней не настаиваю.
Предполагаю так же, что твои претензии к пэону "Не поэт" вызваны не собственно непониманием, а "дистанцией рассмотрения": ты слишком близко его и тщательно рассматривала, и получилось: "Лицом к лицу - лица не увидать"(с)
Хорошо сформулировала))))))
- в природе из ничего не бывает ничего, и если не сказал(тут речь не о деле, а о мысли, мне кажется), не найдёшь следов от несохранённой в слове мысли, которая и рассеялась(забылась) в безмолвии, не будучи высказанной, зафиксированной в словах. По-моему, всё логично.
Твоя трактовка, возможно, правильная, но контекст допускает вариации. Можно понять, что речь идет о несказанном (вернее, не записанном) слове. А оно никак не может "рассеяться в безмолвии". Я, опять же, о форме подачи. Рассеяться может то, что перед этим собралось в кучу, грубо говоря. Мы ж не скажем, "тучи рассеялись", если их и в зачатке не было на небе. И получается, что если слов не было произнесено, то чему рассеиваться?
Но тебя я поняла)
вечным звёздам всё - всё равно, ведь они есть сейчас и будут потом; поэтому сами эти временные понятия им безразличны даже безотносительно к предмету.
Алён, когда говорится в общем, то и строится фраза типа: "звездам всё безразлично". А тут идёт уточнение: безразлично, сейчас или потом. раз есть уточнение, то оно должно быть к чему-то привязано по правилам языка. Ну смотри, примеры:
"Мне всё равно, рано или поздно". "Реке всё равно, там или тут". ЧТО - поздно, что - тут? Ответ должен быть или в тексте, или в самом предложении.
В нашем случае его нет, приходится ответ сочинять. Пусть даже ты угадала, но ведь угадала, не вычитала...
Осмысленные сны забываются, иначе бы у нас голова лопнула. А есть такие, непонятные, смутные, которые долго тревожат потом и даже возвращаются.
А по-моему, осмысленных снов в принципе не существует. Сон - это отдых мозга, когда логика в отключке. Царство хаоса. Но не настаиваю, может, это только у меня так)))
Ну, что-то я заумничалась... Это потому, что знаю, что ты не будешь ругаться А то бы не решилась выступить.
Правильно, что сказала. Другие, небось, ходят и думают: "Вот тут она не права!". А сказать не хотят. И зря, я бы обосновала свою позицию подробнее.
Пока, ушка))))
Приходи)
Спасибо тебе, хорошо поговорили. Быть внимательным - это тоже важно. Это показатель бережного отношения к стихам, как к литературе, а не просто к эмоциям, записанным словами. Прфессионализм, наверное, как раз и подразумевает именно такое пристальное внимание, а не мои дилетантские догадки и "очучения".
Кстати, о словах: надо стырить у классика прикольное слово "очУтятся" Ещё и глагол, к тому же! )))
Я лишь за то, чтобы автор грамотно расставлял "вехи", по которым воображение подготовленного читателя воссоздаст целую картинку (как по разрозненным точкам-звездам астрономы рисуют созвездия).
Ушки)
Предпочитаю быть снятой с конкурса, чем выслушивать о неподходящести в финале.
Юлии спасибо за комментарий. Сожалею, но там ничего не может быть понятно, никакой линии, ибо это экспромт на чужое произведение, с которым оно, собственно, и перекликается этими линиями.
Это стих из разряда произведений, где смысл совершенно не имеет значения, поэтому оно и живёт как самостоятельное. И даже отлично может восприниматься.
Ну что ж Вы так осерчали, даже второе лицо заменили на третье при обращении)))
Вы могли бы мне возразить, если б я отказалась рассматривать Ваше стихотворение, заявив, что считаю его внеконкурсным в силу метрического несоответствия. Но этого не было, я подошла к нему на общих основаниях, лишь проконстатировала факт относительно размера - в чем несправедливость?
А жюри на то и жюри, чтобы подстраховать ведущего. Он не в силах один уследить абсолютно за всем, учесть каждый нюанс. Зачастую ведущие так и говорят: принимаю стихотворение на свой страх и риск, а дальше пусть решают судьи.
Сожалею, но там ничего не может быть понятно, никакой линии
Ну и я сказала примерно это же)
ибо это экспромт на чужое произведение
Понятия не имела. Все стихи рассматривала в том виде, в каком мне их прислали. Если Вы хотели, чтобы произведение оценивалось как экспромт-оборотка, то нужно было дать ссылку на первоисточник. Тогда мой подход к нему был бы несколько иным.
Это стих из разряда произведений, где смысл совершенно не имеет значения
А что ж имеет значение? Что оценивать в этом случае, только внешнюю форму - рифмы, размер? Вы бы тогда приписку сделали: стихотворение бессмысленное, не парьтесь, товарищи жюристы, не ищите черную кошку в темной комнате. Я бы и не искала.
поэтому оно и живёт как самостоятельное. И даже отлично может восприниматься.
Конечно может, я ж писала во вступительной части: кто-то оценит Ваши стихи иначе. Но мной бессмысленные стихи НЕ воспринимаются, что поделать... не могу я идти на поводу эмоций, выключая голову, и довольствоваться одним звучанием речи, ничего в ней не понимая. Мне хочется видеть в стихах не подборку разнородных образов, а мысль, которая их свяжет в определенной последовательности и упорядочит хаос.
Не сердитесь, Аглая, разве лучше, если б я соврала, оценив это стихотворение на 5+? Другое Ваше стихотворение (а у Вас есть просто замечательные вещи!) наверняка было бы оценено выше.
Да не удивляйтесь Вы так))) Я именно прогуглила. И на мой запрос по слову "двуядерный" вывалилась масса техничесикх статей. Даже в Википедии между словами "двуядерный" и "двухъядерный" ставится знак равенства:
"...биол. имеющий два клеточных ядра ◆ У млекопитающих известны ткани как с одноядерными и двуядерными полиплоидными клетками.
техн. то же, что двухъядерный; имеющий два процессорных ядра ◆ Я вчера покупал комьютер, поставил в него двуядерный процессор."
Так что, разночтения возможны, особенно для людей, далёких от техники)
Удачи!)