Добрый день. Обзор конкурса «3ЛАП-2021 – Пейзажная/городская поэзия». В большей степени обращал внимание на общий эмоциональный фидбэк, образный ряд и соответствие теме. Сугубо личное мнение. Опечатки возможны.
1. Небываемое бывает
Троицкий мост поднимает мечты пролёт. В город приходит алых надежд суббота. Взлёт фейерверка с точила-Луны – в полёт! Всё впереди! Так когда-то российский флот Был вначале всего лишь петровским ботом.
Остров-напёрсток-юность – кошачий остров; Сын “Канонерки” сам канонеркой – вверх! Против теченья, парусом ловит воздух – Ветер… к славным соборным сводам! Вечным началом будущих перемен…
*Канонерский остров – он же “Канонерка”, “Канары”, Батарейный, Киссансаари (фин. кошачий остров). Далеко непарадное место Питера. Поднятый пролёт Троицкого моста с 2005 г. стал одним из символов «Алых парусов».
---
Не буду участвовать в спорах и ломать копии, но для меня пейзажная лирика – это описание природы и отношение автора (лирического героя) к этому описанию. Пейзаж – жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная либо в той или иной степени преображённая человеком природа (с). Я понимаю, что ведута – тоже пейзаж и по правилам конкурса допускается городская лирика. Но! Описание фрагмента праздника, пусть даже очень поэтичного, маловато для полной картинки городского пейзажа. Ещё. Перегружено здесь сносками и терминами, для моего восприятия перегружено, разумеется. Не раскусил сравнения острова и напёрстка, но интересное сравнение. Увы, но в этой строке перебор образов: "остров-напёрсток-юность-кошка…" и это всё в одной строке. Касательно названия. Медаль «небываемое бывает» отлита в честь взятия шведской крепости Ниеншанц. Вот этот факт точно к пейзажу не имеет отношения. Или тут како-то скрытый подтекст? «Алые паруса» имеют какое-то отношение к этой битве?
П.с. Луна-точила – интересный образ, приглянулся.
====================================
2. Городское
Мой старый город – форменный ворчун. Скрипит резными ставнями, вздыхая, устав от песен ветра-шалопая, от грохота машин и пьяных лун. Простуженно кряхтя, глядит на снег, окидывает скверы мутным взглядом – противным, стариковским (что, мол, надо?). ...А мне бы не видать его вовек. Так хочется нырнуть в простор дорог, умчаться, прикарманив звёздный атлас, туда, где льётся музыка пространства, где море – тёплый ласковый щенок; разбавив солнцем пасмурную тишь, сложить в рюкзак мечту и пару джинсов. Заманчив мир – ну как тут не влюбиться. «Куда ты? Выше крыши не взлетишь! – бурчит занудный город каждый миг. – Безумство – блажь, опасна неизвестность. Зачем бежать с насиженного места, когда обут, накормлен и привык к знакомой и обыденной глуши?». Стекает скучный вечер монотонно в пустую ночь с отдушкой самогонной. Но мне не по душе такая жизнь. ...А время вьётся бабочкой легко. Воркует Синей птицей новый город, меня привлёкший магией простора и небом южным в пене облаков. Дыши, люби свободно! Лишь порой приснятся тополя под старой трёшкой, глазастые герани на окошках и скрип качелей – ржавый, но живой.
---
Очень интересно, эмоционально тонко и удивительно зримо. Чувственная работа. По жанру, конечно, ближе к психологической лирике, балансирует описание между тем, что я вижу и тем, что я чувствую от того, что вижу. Забавные и очень мягкие в хорошем смысле этого слова образы: "ветер-шалопай", "море – тёплый ласковый щенок", "пустая ночь с отдушкой самогонной", воркование синей птицы и прочее. Возможно, их слишком много (практически, каждая строка – это метафора в широком смысле этого слова), но контраст между насиженным местом и «заманчивым миром» передан тонко. Смутило сравнение времени с бабочкой: время – медленно, а бабочка летает довольно-таки резко. Но это так, желание посолить и поперчить блюдо. В общем, отличная работа, «вьётся бабочкой легко». Единственный недостаток: длина. Хотя, на издержки личной апперцепции критика автор может и не реагировать. В шорт, разумеется. П.с. финал хорош, глазастые герани под скрип ржавых качелей: живо!
====================================
3. Было восьмое марта
Помню, было восьмое марта. От рассвета до темноты Запрягали оленей в нарты, Обувались в пимы-унты. Доставали кухлянки, лыжи, Словно нивхи да удэге. Не до праздника — нам бы выжить В мегаполисе, как в тайге. А весна, между прочим, дама И подарка в тот день ждала, Наказав снеговым бедламом За отсутствие к ней тепла, Заметала дома с азартом, В сумасбродстве своём страшна. Это было восьмое марта, Взбеленившаяся весна.
---
Здесь отдалённое соответствие теме присутствует. Несколько замечаний. Неужели оленей запрягают с утра до вечера? И странная обувь, пимы-унты. Про пимы слышал, про унты слышал, но про пимы-унты – нет. А вот на нивхи и удэге можно было дать сноску, наверное. В общем, какая-то странная эклектика из обуви, быта народов Крайнего Севера, городской картинки и 8 марта. В результате, снежный бедлам. Написано ровно, читается легко. П.с. А вот эпитет весны в финальной строчке понравился: очень точное слово.
Подарка весна от самой себя ждала? Это ж её погода
====================================
4. Пролесковое море
Сначала цвели голубые подснежники. И пока они цвели, Ёжику казалось, будто вокруг его дома — море... «Необыкновенная весна» С.Г. Козлов
Люблю пору’, когда лазурные прибрежья зальют по щиколотку синевой леса, и мир изменится, уже не будет прежним – он станет голубым, небесно нежным, и трепетным, и чистым, как слеза.
Не растоптать бы только синие надежды - учусь у ёжиков и становлюсь мудрей: уселись на пеньке под солнцем вешним, и пузики, смеясь, друг другу чешут, плывут среди пролесковых морей...
Моря всё глубже с каждым днём – и это счастливых ёжиков пугает и страшит: а вдруг проснутся от лучей рассветных, глаза откроют, лес окинут... – нету ни волн вокруг, ни нежности души...
---
Какая забавная прелесть! Не, стихотворение, разумеется, средней пробы: ритмический рисунок не соответствует замыслу, образы слабые, сравнения – ещё слабее. «и мир изменится, уже не будет прежним – он станет голубым, небесно нежным, и трепетным, и чистым, как слеза». Ну, этот очень незрело, извините. Но! Почему-то меня порадовала эта милая, пушисто-колючая картинка. Не в шорт, конечно, но порадовало, особенно «и пузики, смеясь, друг другу чешут» )))
П.с. Слова «нету», вроде, нет в русском языке. В литературном точно, вроде, нету.
====================================
5. Мартовское
Закат дыру в ведре небес прожёг - И был за это жадной ночью съеден, А ветер так вздохнул, что из берлог Повыдувало заспанных медведей.
Кромсал гигантский миксер цепи рек, Толпился снег в оврагах виновато. Февраль опять застенчиво старел От невесомой ветрености марта.
---
Очень смелые тропы, очень смелый визуально-образный ряд. Насколько точные, попробуем разобраться. Ведро небес – ну, предположим. Закат дыру прожёг – это смело, сравнительно точно и весьма красиво. Ветер, который вздохнул так, что повыдувал медведей. Это не просто гипербола, это гиперболизированная гипербола! Тоже умилило до слёз, как пузики ёжиков из предыдущего стихотворения. Пока это самый классный, точнее самый храбрый поэтический ход. Автору – спасибо. Вторая строфа слабее. Там смелость образная продолжает захватывать дух, но красоты и точности уже поменьше. Цепи рек и миксер, который кромсает эти цепи рек? Ну такое, как говорит молодёжь. Миксер стилистически не подходит. Виноватый снег – это круто, в марте он, действительно, лежит виноватыми сугробами. А вот почему февраль застенчиво стареет от ветренности марта, которая, почему-то невесомая (ведь она медведей повышибало из берлог) – осталось несчитанным. Как итог: забавно, подумаем, насчёт шорта.
====================================
6. Оттенки
Все оттенки радости — это детство, искренний, доверчивый, удивлённый взгляд, все оттенки сладости — это кексы, мамины свежайшие, сдобы аромат. Все оттенки жёлтого — знойность лета, конопушки, солнышко и песок речной, лютики, подсолнухи, много света, все оттенки серого — грязь на мостовой, день осенний пасмурный, депрессивный, дождь с утра до вечера непрерывно льёт. Все оттенки белого — холод зимний, призрачно-загадочный снежный хоровод. Все оттенки грустного — значит зрелость — краски стали тусклыми, но способна кисть, вспоминать и рисовать, то что грело, из оттенков прошлого собирая жизнь.
---
Лёгкое стихотворение, не мощное, хоть и плотное. И здесь есть вопросы к соответствию теме, точнее, к жанру. По мне так, это классическая психологическая лирика с лёгкой претензией на философию. В хорошем смысле этого слова. Сравнение серого с грязью – не очень свежий образ, простите за каламбур. «Холод зимний», «осенний пасмурный депрессивный» – очень тривиальные эпитеты. И финал туманный с точки зрения лексики и смысла: зрелость – это все оттенки грустного, почему краски в зрелости тусклы? Может, старость имеется ввиду? В зрелости они, краски, ярки и колоритны очень. В греческой философии этот период назван акме, что дословно переводится как вершина человеческой жизни. А на вершине – пестро!
====================================
7. Летает
Мы с тобою живем в нашем городе – некоем Эн. Он приятен и прибран, для жизни приютно-пригоден. Мы идем одинаково вместе вдоль окон и стен, Но как будто немного другими путями проходим.
Вроде город все тот же – не ведаю, как объяснить… Вот он твой… Мы бредем по бульвару, проулку, проспекту… Вечереет, и некто опять зажигает огни Бесконечных реклам всех оттенков безумного спектра.
Лисья осень линяет в оранжевый свет фонарей, Стынет небо, сходя в фиолет безнадежно и нежно. Мы блуждаем в глухих переулках в глухом сентябре, И еще не закрыты веранды в случайных кафешках.
Нас несет, словно листья, но в городе Эн у тебя Не летают дома, не летают коты и трамваи, Не летают крикливые стайки дворовых ребят, Даже голубь вот этот с подбитым крылом не летает.
Не летает замотанный в шарфик очкастый чудак, Не летает пьянчужка, грустя, что бутылка пустая... А в моем нашем городе Эн совершенно не так – В нем точь-в-точь, как в твоем, только все, не поверишь, летает!
---
Странное впечатление. Очень понравился финал и две последние строфы. Очень не понравились первые две строфы: нет плотности словесной, есть перебор деталей. Фраза из 8 слов «Мы идем одинаково вместе вдоль окон и стен» умещается в фразу из четырёх слов: «Мы идём вдоль стен» с позиции информативности. Просто мнение: такой размер и ритмический рисунок предполагает многословие, поэтому возникают бреши, которые неловко заполняются синонимами и ненужными эпитетами. К примеру, хороший образ «безумный спектр реклам» растянут настолько «Вечереет, и некто опять зажигает огни Бесконечных реклам всех оттенков безумного спектра». Или здесь: «Лисья осень линяет в оранжевый свет фонарей». Проблема управления: разве можно линять «в»? Линять можно «на», как я понимаю. И симпатичнее было б, если бы свет фонарей линял, а не осень. Соответствие жанру: для меня здесь любовная лирика, но это, снова повторю фразу - издержки моей апперцепции.
====================================
8. замирание
а поначалу бу́йна зелень но через век а то и год то ли наскучит то ли лень ей но сам кураж её спадет
и как-то всё не так как прежде всё больше мхов да паутин да буреломов – несть надежде опор в безвременье рутин
заходят люди нарубя́т дров как знать прибыток где урон чем старше лес тем больше дятлов и огнездившихся ворон
---
Пейзаж-головоломка. Не раскусил. Возможно, другие авторы разгадают, я не сумел. Не мои стилистика, подача, метафоры. Нет, я не утверждаю, что плохо, я утверждаю, что не моё. И с этим сложно спорить.
====================================
9. Окна в лужах
Окна многоэтажек в весенних лужах, Словно яркие лодочки в штиль морской, Замерли, не качаясь, беззвучно дружно. Город, в лужи нырнувший, стоит босой, Сбросив снежные валенки, на пороге Зелено-голубого шатра весны. Я плыву сквозь него на мечте-пироге, А вокруг все немножечко влюблены. И душа, примостившись на чёрной ветке - Голой, мокрой, синично звенит: дзинь-дзинь. О премьере весны в небесах заметкой Напечатана сумерек ясно-синь.
---
Оно вроде и хорошо, но все эти отражения окон в лужах были неоднократно и неоднократно будут. Непонятно, почему окна весенних домов яркие? Осенние, наверное, поярче. Но в марте природа серенькая (ветки ещё чёрные, значит март), валенки, надо полагать, только что сброшены. «Город, в лужи нырнувший, стоит босой» – симпатично. Но представляется странная картинка: как можно нырнуть и стоять босым? Хотя антитеза с валенками забавная. В общем, у меня не сложилась единая картинка: образы есть хорошие, но впечатление такое, будто перемешали два набора разных паззлов и сложили из них нечто одно. П.с. Мечта-пирога - забавно.
====================================
10. Пунктир
Черта, короткая такая, потом пробел, и снова – чирк. Я чей-то след пересекаю под снежный скрип, а может, крик.
И тонет в этом шуме белом чужих шагов парад-алле. И мне не безразличны в целом меридиан и параллель.
Вдоль них лежат пути-дороги (ну как ещё бродягам лечь) с одной скамьёй для одиноких и с перекрёстками для встреч.
А где же мой, тот – самый главный? Хотя понятно всё без слов – завьюжены меридианы и параллели замело.
Черта, пробел... Крик снежных полчищ, как реквием дневным делам. Мой след-пунктир уходит в полночь и делит жизнь напополам.
---
И здесь этакой психологической акварелькой изображается не пейзажная (и не городская), а философская лирика. Общее впечатление неплохое, можно даже в шорт взять, но это не пейзаж. И не город. Придраться особо не к чему, но эмоционально и ментально не цепляет. Как-то искусственно, что ли. Конструктор ради чёрточек-меридианов. В любом случае, поклонников эта работа найдёт. Вот здесь понравилось, неплохо: Вдоль них лежат пути-дороги (ну как ещё бродягам лечь) с одной скамьёй для одиноких и с перекрёстками для встреч.
П.с. реквием дневных дел тоже хорош.
====================================
11. Оксении завтра плясать и петь
Оксении завтра плясать и петь под бубен слепого деда. Устала, уснула, струится медь волос очагом согретых,
белее февральских ночных снегов лицо на оленьей шкуре. но — чу! осторожная, босиком выходит. Под звёздной дурью
цветные шептания, зовом рта божественен гуовс-сахас: вибрирует чудных небес гортань, её не унять до завтра;
Чуть позже уважит родню шаман, ударит в звенящий бубен. Оксения спляшет — что им желать в краю, где сыскать не трудно раздолье метелей, ветров... В мороз — здесь видно семь океанов...
Секрет атмосферных явлений прост: где любят — там свет сияет...
---
И снова не совсем пейзаж, и тем более не город. Сложное впечатление после прочтения, если впечатление может быть сложным. Написано резво, плотно, ощущается рука мастера. Но я не очень люблю такой стиль, такую поэтическую подачу, когда раскручивать надо и смысл, и образы, и смысл образов. На гуовссахас (слитно, вроде, пишется) ссылка разъяснительная необходима. В саамском языке есть несколько названий для этого природного явления, одно из них – «гуовссахас» (Guovssahas), что означает «свет, который слышно». Звучит поэтично, не правда ли? Отдалённо этимология явления пробивается сквозь тенёту строчек типа «звёздной дурью цветные шептания», но по мне, так очень сложный лексический и образный ряд для передачи смысла. Очень хороший троп: «тёплый сон звуковой иглой пронзит». Пронзил. Вывод. Можно и в шорт. Подумаем. Дочитаем остальные работы до конца.
====================================
12. Акко
Олеандры, мандарины, Блеск на лаковых листах. Глыбa крепости старинной, Львы на кованых вратах.
Оттиск времени недвижим, Ярким светом обнажён. Мостовые солнце лижет — То ли Акко, то ли сон.
Море дышит свежим бризом, Небо — чистая эмаль, Попугаи в кипарисах... Вот такая пастораль.
---
Очень лёгкое и простое стихотворение, зато до мозга костей городское. Но. Описание этого израильского городка (я правильно понял, что это Акра), подходит под сотню-тысячи других. А, как мне представляется, в изображении городка должна присутствовать уникальность, изюминка, достопримечательность, характерная для этого места. «Глыбы крепости старинной», львов, попугаев в кипарисах и мостовых, обласканных солнцем – недостаточно. А пока – просто милые перечисления. Вот такая критическая пастораль.
====================================
13. Борей
Курорт безлюден... Из межсезонья хочу вернуться в сезон черешен. Врастает осень листвой в газоны, а ветер влажен и безутешен. Маяк, следивший за кораблями, в пустые дали циклопом смотрит. Тускнеет глянец былой рекламы, бушуют волны, чернеет море. Я на балконе сижу под пледом. На небе чайки висят монистом: «До скорой встречи на пляже летом!» Меня, художника-мариниста, Давно признали в родной Анапе одним из лучших на распродаже. Как стихотворца влечёт анапест, так живописцу милы пейзажи. Иду на пристань внимать борею. Он треплет волнам седые гривы И развевает флажки на реях. Готовлю кисти – мотив на диво! Рисую споро: зигзаги молний, разрезав тучи, застряли в скалах, А буревестник утюжит волны – пейзаж, сравнимый с «Девятым валом». Борей, болтливый посланник свыше, хохочет: «Тоже мне Айвазовский!» И рыбным духом в лицо мне дышит: «Кому по нраву твои наброски?» «Послушай, критик, пусть я – не гений, полотна ценят и раскупают...» И ветер после коротких прений мою картину забрал на память.
---
Хорошая работа. Ритмический рисунок и размер соответствует содержанию. «Как стихотворца влечёт анапест, так живописцу милы пейзажи». Забавно, но стихотворение написано дактилем, вроде. Но это не изъян, а так, милое наблюдение. Возможно, единственный недостаток – длина. А длина– это лишние слова и фразы. Перечитав несколько раз, не захотелось цепляться за строфы и менторски заявлять: вот это лишнее. И всё же для такой истории, интересной, хочется меньше описательности.
====================================
14. Детство
В детстве, когда все проблемы вмещаются в ранец Рядом с каштаном, кузнечиком и леденцом - Можно сбежать в экспедицию утром пораньше За удивительно рыжим соседским котом.
Быстро допрыгать по лестнице сотню ступенек, Чтобы к заливу речному скорее прийти. В ультрамариновом сумраке встретиться с тенью, И в зазеркалье чудес отыскать островки.
Там на полянах растут разноцветные клёны, Вербы с пушистыми почками, прОлесков гладь. Мягкой пластинкой луна шелестит в граммофоне, Куклы танцуют и пьют не спеша шоколад.
Ночь рассыпает по небу миндальные крошки, Солнце за сладкие тучи упрячет живот. Детство уснёт незаметно в сосновой сторожке И как-то летом от рыжих котов оживёт.
---
Начало неплохое. И идея с этим рыжим котом цепляет и от первой строфы тянет до последней. Строчкой за строчкой, образ за образом (из которых, собственно говоря, соткано стихотворение) подходишь к финалу. И тут, в конце, складывается впечатление, что все эти красивые образы не очень-то рождают то, что должны родить: эмоцию, ностальгию, воспоминание. А это процесс абсолютно субъективный: уверен, что многим работа понравится. Поэтому я просто субъективно отмечу те места, которые мне понравились и которые не понравились.
Плюс: "В детстве, когда все проблемы вмещаются в ранец Рядом с каштаном", "В ультрамариновом сумраке встретиться с тенью", "Мягкой пластинкой луна шелестит в граммофоне", "Ночь рассыпает по небу миндальные крошки"
Минус: "утром пораньше" (ранним утром и утром пораньше – по-разному считывается); "кузнечиком и леденцом" (перечисления – не лучший приём); "И в зазеркалье чудес отыскать островки" (сомнительная контаминация названий сказок с Алисой); "прОлесков гладь" (подгонка под ритм); "Солнце за сладкие тучи упрячет живот" (стилистически живот не подходит).
Ещё один плюс: Финал.
====================================
15. Лесное
Про сосну, про кедр и можжевельник Сочиняется легко, наверно, Погрузившись в мир душистой хвои, Выбрав ель царицею лесною.
Это царство тёмно и глубоко, Наше проницательное око Не пронзит его – а лишь утонет, Не заметив, как, в его ладони.
Там ступать по кочкам осторожно Надо, тихо – разбудить же можно, Скажем, лешего – но ель-царица За тебя должна же заступиться!
Невозможно, чтоб не заступилась! Вся надежда на лесную милость И на лапник ласковый еловый, Что порой цепляет, словно ловит.
Написано ровно, гладко, не колюче, хотя сплошные сосны, ели, можжевельники и кедры. Одна из немногих работ, которая соответствует теме пейзажа, хотя тоже не стопроцентно. Посыл понятен, но меня этот поэтический лапник не поймал и не зацепил, увы. Проблема, как уже неоднократно говорил, не в авторе, а в моей личной апперцепции. Наверное.
Хороша фоника здесь: И на лапник ласковый еловый.
====================================
16. Лес
Закатилось солнце за перевал, Ночь опять вступила в свои права - С ней теперь до утра не сладить. Тьму прорезал месяца хищный блеск...
Незаметно к дому подкрался лес, Окружил колдовской оградой. Неразрывно, плотно стоят стволы, И не сдвинуть с места, и не свалить - Их земля пряным соком кормит. Накопилось в ямах листвы сухой, Обтянуло ветви зелёным мхом, Крепко в землю вцепились корни. Этот лес приучен сводить с ума. Кто сказал над ним: "Да прольётся тьма", Из тумана набросил полог? Лес не помнит истин, не знает догм, Он к чужим безжалостен, он недобр, Беспросветным кошмаром полон. В нём не слышно шума зверей и птиц, В нём, как будто змеи, сплелись пути, И блестит чешуя ледышек На бездонно-матовом шёлке вод. Только мне мерещится: лес - живой, Он негромко и часто дышит. Заморочив, тропы уводят вглубь - Он неведом, он непроглядно-глух, Паутиной небрежно смётан. Убежать и спрятаться не дано: Каждой ночью ветви скребут в окно, Словно пальцы заблудших мёртвых. И который месяц, который год Я боюсь случайно задуть огонь, Оказаться во власти ночи. В этот лес от дома ведёт тропа. Так легко в глуши навсегда пропасть: Зачарует и заморочит. Заплутавший месяц застрял в листве, Лес тихонько тянет из сердца свет, Растворяет в нависших кронах, Он - моей души составная часть, И когда настанет проклятый час, Я войду - и меня не тронут. Бесполезно спорить с ним и хитрить: Этот древний лес у меня внутри. В нём меняется цепь событий, Он лежит вне мира, людей и норм. Я боюсь, уснув, заблудиться в нём И обратно уже не выйти.
---
Этакий пейзажно-психологический портрет себя в лесу и леса в себе. И чего больше, леса или себя, пусть решают читатели. Но психологии здесь точно больше, чем пейзажа: это и не плохо, и не хорошо, так есть. Почему-то не раздражает длина, а это самое длинное стихотворение конкурса. Возможно, это тот случай, когда для выражения идеи необходимо именно столько слов. В общем, чувствуется рука мастера. Очень много хороших образных мест.
В нём не слышно шума зверей и птиц, В нём, как будто змеи, сплелись пути, И блестит чешуя ледышек
Он неведом, он непроглядно-глух, Паутиной небрежно смётан.
И, финал, разумеется
Я боюсь, уснув, заблудиться в нём И обратно уже не выйти.
====================================
17. Переславские сумерки
Торф возили колеей среди болот, но давным-давно не действует завод.
Разобрали рельсы-шпалы и тропой стала насыпь: в полутьме иду домой.
Только облако закатное горит. Мне его последний свет – спасенья щит.
Травы длинные в тумане полегли. Спят, душою отделяясь от земли.
Стал слышнее плеск веселых лягушат в лозняке и неподвижных камышах.
Но воды почти не видно среди ив. Там погибельное место: Леший жив.
Пару раз я слышу рядом громкий стук – он, незримый дровосек, срубает сук.
Исчезает – лишь я голову наверх. И шуршит в траве, как цапля или стерх.
Догоняет, хоронясь среди кустов. Но не ночь еще: напасть он не готов.
От дыхания его слегла трава. Вся в испарине росы – уже мертва.
А по водам светлой Трубежи-реки бродят сонного заката огоньки.
То русалки держат свечи, и гуськом Поднимаются из вод за лозняком.
Я иду домой быстрей, почти бегу, чтоб не сгинуть в заколдованном кругу.
---
Предположим, здесь пейзаж, поскольку точно не город. Какой-то похожий посыл был у работы выше («Лесное», вроде). И здесь, и там лирический герой идёт сквозь чащу лесную домой, оглядываясь на нечисть в виде лешего и прочих. Работа более-менее неплохая, но, опять же, сильного эмоционального отклика не вызвала. «Весёлые лягушата» стилистически выпадают. Туман, конечно, образуется в любое время суток, но роса, как правило, ночью-утром, а здесь описываются сумерки. Но это мелочи. Как итог: неплохая работа, но не совсем пейзаж.
====================================
18. Хватай рюкзак...
Хватай рюкзак и запрыгивай в старые кеды. Помчали со мной, я уже проложил маршрут. Открыты для нас горизонты и турникеты, и звезды над нами как поводыри идут. Ныряй и резвись в молодильном котле Байкала, студёной каспийской водой заполняйся всклянь. Стань снегом, накрывшим горбатый хребет Урала, и птицей над этим хребтом, непременно – стань! Впускай в альвеолы спесивый азарт Монмартра, кураж Эвереста, вонзённого в тромп небес. Почувствуй шальное биение миокарда, когда сквозь тебя прорастает сибирский лес, когда Петербург укрывает туманом плечи, а старенький плащ, точно фантиком, шелестит… И звезды сияют, и путь наш далёк и млечен, и жизни так много, что страшно не донести…
---
Есть много хороших мест в этой прикольной, необычной, точно не городской и с огромной натяжкой пейзажной лирике. "кураж Эвереста, вонзённого в тромп небес. Почувствуй шальное биение миокарда". Здесь точно слово «тромп», а не «тромб» нужен? Стилистически под «шальное биение миокарда» подходит больше. Троп – сводчатая конструкция в форме части конуса – под точность образа, но словечко редкое. Всклянь – и тут вопросы к стилистике. Немного мельтешит этот географический перебор образов, но ряби в глазах нет. Общее впечатление неплохое, подумаем, насчёт шорта. П.с. «И звезды сияют, и путь наш далёк и млечен» – очень красивая строчка.
====================================
19. кредо (рэп)
я летел сверху вниз и считал этажи каждой клеткой ощущая право на жизнь упал отжался и встал вопреки ожиданиям праздной публики просто встал и пошёл убеждённый что мне хорошо потому что иначе не стоит стараться над созданием главной своей аффирмации
мне с каждым днём становится во всех отношениях всё лучше мне с каждым днём становится во всех отношениях всё лучше мне с каждым днём становится во всех отношениях всё лучше мне с каждым днём становится во всех отношениях в кайф
с каждым днём мои прибывают силы я становлюсь уверенней и красивей и чем бы меня не цепляли под жабры и куда бы ни неслись ракеты рикши и дирижабли и кто бы на красный не пёр впопыхах надурдуманный реформами пенсий и жкх и сколько бы не мучил бетховен снизу десятью поколениями заюзанную элизу и как бы ни выл за стенкой справа ротвейлер и чего бы ни пророчили невзоров и веллер и какие бы кукарачи начитавшись ницше не сканировали кухню из вентиляционной ниши и сколько бы не графоманил в лифте немрущий обкуренный чёрт я всегда повторяю ясно и чётко
мне с каждым днём становится во всех отношениях всё лучше мне с каждым днём становится во всех отношениях всё лучше мне с каждым днём становится во всех отношениях всё лучше мне с каждым днём становится во всех отношениях в кайф
и мне не помеха ни град, ни цунами ни поездки на ужин к чьей бы то ни было маме ни нашествие джамшутов ни понижение спроса на массовую отливку новостей из роскосмоса ни шароверы ни плоскоземельщики ни маленькие зелёные неизвестнооткудавзятые человечки ни стойкость рейтинга вечного дуче ни страховой ни бесстраховочный случай
мне с каждым днём становится во всех отношениях всё лучше мне с каждым днём становится во всех отношениях всё лучше мне с каждым днём становится во всех отношениях всё лучше мне с каждым днём становится во всех отношениях в кайф!
---
Ой, ну тут точно не ко мне как обзорщику. Города, вроде, нет; пейзажа точно нет. А рэп я бы послушал под музыку, вот тогда и попробовал что-то выразить от прочитанного. Предположу, что автор спец в этом жанре музыки. Не Oxxxymiron, конечно, ну, думаю, лучше Моргенштерна.
Города, вроде, нет; пейзажа точно нет. Города, вроде, нет; пейзажа точно нет. Города, вроде, нет; пейзажа точно нет. Города точно нет и не будет.
====================================
20. Шажки
Шажок. Ещё шажок… И вот уже – тропинка. С малиной пирожок. Узоры на стекле. Вьюны. Сожмёшь – пищат. Грибов полна корзинка. И каждый новый шаг всё твёрже и смелей.
Букет, портфель, звонок… По "Пионерской зорьке"… Косички и кино… Стесняешься взглянуть… Слияние Оки и Волги – город Горький. Отдельные шаги объединились в путь.
Так всё и началось… Затем путь вырос в опыт и породил вопрос "куда хотел – пришёл?", – с молчанием в ответ… И с поиском чего-то. Но что ответа нет, – наверно, хорошо.
Не стоит задавать вопросы без ответа. Малиновый закат… И я – один в саду… Мой финиш не далёк. Но, несмотря на это – шажок… ещё шажок… Я всё ещё иду…
_____ Вьюн – это рыба такая. Автор ловил её в деревенском пруду в детстве. Кое-где её ещё называют "пискун". Рыба, которая не молчала и была похожа на змею – впечатляла и пугала…
---
Я их тоже в детстве ловил и мы их тоже называли пискунами. Они, действительно, пугают, особенно, когда купаешься и случайно наступишь на полусонного вьюна. Что касается стихотворения. Здесь: классическая философская лирика, рассуждение о прожитом, воспоминание былого. Конечно же, это не пейзаж. Скажем так, здесь пейзаж жизни, этакий живописный срез памяти. Не шибко оригинальный ход (через тему шагов описать жизнь), через вьюна было бы оригинальнее, но работа не раздражает и причина в эмоциональном отклике. В общем, понравилось, но мимо пейзажа.
П.с. «не далёк» – слитно надо, вроде.
====================================
21. Река
Невзрачная река, графичная река, тончает устье в гуще сорняка, лесок без снега реденький и сдутый, ещё ни капли цвета, ни листка, повсюду запах влажного песка и частый хлопот крыльев диких уток. В прибрежных шалашах упавших ив спит ветер, по-весеннему ленив, играют свадьбы огари и кряквы. Сквозь ветви в ноздри бьёт шашлычный дым и чья-то лисоглазая кызым из глины выпекает кулебяки. К ней пёс бежит, срываясь с поводка. Река грызёт обрывы за бока, рыбак с водой играется в гляделки...
Мир за окном – эвентуальный сон, застряло золотое колесо в рябящей тишине запруды мелкой, над рыбами, ушедшими на дно. Весной оттяг – вдвоём открыть вино, свалиться в бездиетное безделье, смотреться в тёплый свет на берегу, я так всю жизнь расстрачивать могу, как прошлым воскресеньем... Проснуться утром, а вокруг – бардак, дождя полупрозрачный доширак. И мы, неисправимые софисты, уверены – всё прежнее не в счёт... Как землю ни крути, река течёт и устье близко-близко.
---
Одна из лучших работ. Сочетание классики и новизны, пейзажа и отношения к этому пейзажу. Редкий случай, когда в одном флаконе «В прибрежных шалашах упавших ив спит ветер, по-весеннему ленив» и «Мир за окном – эвентуальный сон» вполне уместны. На слово «эвентуальный» ссылки-толкования не помешало бы; если, конечно, автор категорически их не приемлет, тогда на усмотрение автора. Эвентуа́льный – возможный при благоприятных обстоятельствах. Но как сон может быть возможным при благоприятных обстоятельствах? Вместо хлопота крыльев должно быть хлопанье, наверное, но тогда возникают проблемы с ритмом. Финал хорош, опять же, уход в философия. Заметил, что это довольно-таки частый случай. И это даже хорошо, должна же поэзия 21-го века отличаться от «Времён года в поэзии серебряного века», книжка которая лежит передо мною. Так, чтобы сравнивать.
П.с. расстрачивать – не удвоенное с, вроде.
====================================
22. Прохожий
То ли день стоял погожий, то ли ветер приутих, По дороге шёл прохожий, шёл, как тысячи других, На работу ли, с работы, или с вахты на привал, То насвистывал чего-то, то чего-то напевал, То размахивал руками, то в себя куда-то вглубь Улыбался уголками чуть обветрившихся губ, То своим каким-то мыслям, то, прищурившись слегка, - Голубой небесной выси, глядя из-под козырька, Васильковыми глазами на веснушчатом лице, С рюкзаком обычным самым и в обычном пальтеце Шёл по мосту через речку, по просёлку, по стерне, То ли я ему навстречу, то ли он навстречу мне…
---
Почти Хармс) Шучу. Хорошо, но пейзажа нет, городской лирики тоже. Симпатичная зарисовка, в которой перечисления составляют львиную долю текста. От таких работ ждёшь необычного финального поворота, а получилась прямолинейная встреча: смысла и вот этих самых перечислений. Глубокого посыла, думаю, здесь нет, да и не нужен он в таких картинках. В общем, интересно, но мимо шорта.
Медвежий ковш к утру сместив к Норд-Осту за редколистье яблонь перерослых, сшибая им следы (антоновских?) плодов в забудь, рихтует Небо астрогноз свой косный, по Октябрю счисляя Млечный путь [и по преданиям кометно-хвостным]. Плывут посттёмками в (Потёмкинских?) пейзажах звёздных ландшафты перистые (будто?) облаков,- крыломки ангелов бессониц поздних [дарящих невесомье ледников гор горних в неизбывные (избы души?) угрозы предзимья] переменчивых оков не раз решаемых вопросов. Гвоздик царапнул пятку сквозь подошвы щит, морозной (прозы?) тверди (зыбкой!) хлопотной занозой, пока глухое эхо тишины (не спит?, зудит?, свербит?) саднит на (листопадом?) звездопадом скошенных угодьях и вновь планетами (прикинувшись?) кружат сквозь быт (богов?) блуждающие звёзды осторожно. Рассвет, износом башмаков (своих?) сердит, раздвинув (розоватой?) пеньюарной пены гроздья, на Солнце (пейзажмурно?) неслепящее глядит.
---
О как! Окказионализм на окказионализме окказионализмом погоняет. Симпатичная экспериментальная зарисовка, даже пейзажная местами. Понравилась строчка «крыломки ангелов бессониц поздних». В остальном, на суд читателей. Просто совет: классические конкурсы не любят экспериментальных вещей (читатели не любят), если конечно, это не конкурс экспериментальной классики. Этакие, экспокласс (верно?)
Две номинации от жюри: 1. Номинация «Лучшее стихотворение конкурса»: «Река». 2. Номинация «Самый смелый образ»: «Мартовское»
==================
Красивые образы конкурса
1. «Взлёт фейерверка с точила-Луны» («Небываемое бывает») 2. «ветер-шалопай» («Городское»). 3. «море – тёплый ласковый щенок» («Городское»). 4. «пустая ночь с отдушкой самогонной» («Городское»). 5. «Взбеленившаяся весна» («Было восьмое марта»). 6. «А ветер так вздохнул, что из берлог Повыдувало заспанных медведей» («Мартовское»). 7. «безумный спектр реклам» («Летает»). 8. «Я плыву сквозь него на мечте-пироге, А вокруг все немножечко влюблены» («Окна в лужах»). 9. «Вдоль них лежат пути-дороги (ну как ещё бродягам лечь) с одной скамьёй для одиноких и с перекрёстками для встреч» («Пунктир»). 10. «Крик снежных полчищ, как реквием дневным делам» («Пунктир»). 11. «тёплый сон звуковой иглой пронзит» («Оксении завтра плясать и петь»). 12. «В детстве, когда все проблемы вмещаются в ранец рядом с каштаном» («Детство»). 13. «Мягкой пластинкой луна шелестит в граммофоне» («Детство»). 14. «Ночь рассыпает по небу миндальные крошки» («Детство»). 15. В нём, как будто змеи, сплелись пути, И блестит чешуя ледышек. На бездонно-матовом шёлке вод («Лес»). 16. «И звезды сияют, и путь наш далёк и млечен» («Хватай рюкзак...»). 17. Река грызёт обрывы за бока, рыбак с водой играется в гляделки... («Река»). 18. Проснуться утром, а вокруг – бардак, дождя полупрозрачный доширак («Река»). 19. «крыломки ангелов бессониц поздних» («°☆...☆☆»).
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:
Обзор читается с удовольствием, вернее - с удовольствиями, позволяющими подозревать его (обзора) Автора в получении некоторых удовольствий от читанного им... СпасиБо! Как экспериментатор-буквалист не могу не попечаловаться приговору одноразовости доброупотреблённых неологизмов. Но из авторского лексикокона, действительно, будущая судьба сиих языковых птенцов не просматривается: нечем... СпасиБотБо!! Майнаивлучшие!,
Тромп. Тромб - ненене. Уже вся Литсеть загуглила и запомнила, так что пусть будет. Примерно, как сказала Лена Шилова на МПК в обзоре - пусть лучше гуглить, чем читать банальщину)
А насчет того, что география мельтешит - так и задумано. В финале об этом же - и жизни так много, что страшно не донести. Много должно быть)
Насчёт мира за окном, да, он похож на эвентуальный сон, когда всё хорошо, ничего не тревожит. Именно всё видишь, как во сне. Это личные, интимные очень переживания) "хлопот крыльев"... ммм... ооочень редко, но встречается у современных писателей, я нашла примеры в интернете, но мне тоже это не нравится. Может быть поменяю на "шорох", подумаю ещё.
"Медаль «небываемое бывает» отлита в честь взятия шведской крепости Ниеншанц. Вот этот факт точно к пейзажу не имеет отношения. Или тут како-то скрытый подтекст?" "Алые паруса" по это событие в которое не верили, а праздник это исполнение надежд. Для выходца из рабочего района событие практически сравнимое с событием петровской эпохи. Спасибо большое!
виноват, но всегда полагал, что "Медаль «небываемое бывает» отлита'/отчеканена НЕ 'в честь взятия шведской крепости Ниеншанц', а по взятии 'на абодаж' шведских разведочных шняв в устье Невы - как раз в протоке у нынешнего Канонерского... Или что иное имелось ввиду?? Майнаивлучшие!,
19. «крыломки ангелов бессониц поздних» («°☆...☆☆»). - не-к, Олег, это не моё, не 19. Это из другого --------------------------- А всё-таки пейзаж в моём (рэпе) есть. Это пейзаж обыдленности.
От автора 5. Читаю серьёзный обзор, но почему-то смеюсь. Дурносмех, видимо) А, мож, легко и доступно изложено. Про застенчиво стареющий февраль. К чему, не знаю, образ Табакова из "12 стульев". Все существо его протестовало против краж, но не красть он не мог. Он крал, и ему было стыдно(с). Вот и февраль сподобился) хотя, сейчас пришло "отчаянно старел". Не знаю, подумаю. А ветреность марта - непостоянство. Он не есть сам ветер, его сюда так же задуло, как выдуло медведей))) С миксером да, бытовуха. Такое...) Не могу ничего сказать в его оправдание. Но я слышала этот хруст на реке, у меня миксер полетел после такого) Спасибо, Олег)
СпасиБо!
Как экспериментатор-буквалист не могу не попечаловаться приговору одноразовости доброупотреблённых неологизмов. Но из авторского лексикокона, действительно, будущая судьба сиих языковых птенцов не просматривается: нечем...
СпасиБотБо!!
Майнаивлучшие!,
----------
"Но!. Это единственное стихотворение, автора которого я угадал. Это свидетельствует о почерке, что неплохо".
Гладких (13/05/21 20:06) •
Тромп. Тромб - ненене. Уже вся Литсеть загуглила и запомнила, так что пусть будет. Примерно, как сказала Лена Шилова на МПК в обзоре - пусть лучше гуглить, чем читать банальщину)
А насчет того, что география мельтешит - так и задумано. В финале об этом же - и жизни так много, что страшно не донести. Много должно быть)
Спасибо)
Удачи!)
Олег, спасибище, глаз-алмаз)
Замечания верны.
Насчёт мира за окном, да, он похож на эвентуальный сон, когда всё хорошо, ничего не тревожит. Именно всё видишь, как во сне. Это личные, интимные очень переживания)
"хлопот крыльев"... ммм... ооочень редко, но встречается у современных писателей, я нашла примеры в интернете, но мне тоже это не нравится. Может быть поменяю на "шорох", подумаю ещё.
"Алые паруса" по это событие в которое не верили, а праздник это исполнение надежд. Для выходца из рабочего района событие практически сравнимое с событием петровской эпохи.
Спасибо большое!
Или что иное имелось ввиду??
Майнаивлучшие!,
Это из другого
---------------------------
А всё-таки пейзаж в моём (рэпе) есть.
Это пейзаж обыд
ленности.Читаю серьёзный обзор, но почему-то смеюсь. Дурносмех, видимо) А, мож, легко и доступно изложено.
Про застенчиво стареющий февраль. К чему, не знаю, образ Табакова из "12 стульев". Все существо его протестовало против краж, но не красть он не мог. Он крал, и ему было стыдно(с). Вот и февраль сподобился) хотя, сейчас пришло "отчаянно старел". Не знаю, подумаю.
А ветреность марта - непостоянство. Он не есть сам ветер, его сюда так же задуло, как выдуло медведей)))
С миксером да, бытовуха. Такое...) Не могу ничего сказать в его оправдание. Но я слышала этот хруст на реке, у меня миксер полетел после такого)
Спасибо, Олег)