Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1161]
Миниатюры [1148]
Обзоры [1459]
Статьи [465]
Эссе [210]
Критика [99]
Сказки [251]
Байки [53]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [163]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [163]
Мистика [82]
Ужасы [11]
Эротическая проза [8]
Галиматья [310]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [18]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2449]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [484]
Проза пользователей [130]
Путевые заметки [20]
5ЛАП-21 – Философская поэзия – Обзор жюри
Обзоры
Автор: ПКП


1. Северные сны


Эризн: Это, наверно, песня? Так отчётливо выделенные куплет и припев, такая строгая ритмическая структура…
Если пытаться прочесть стихотворение как философскую лирику, спотыкаешься на каждом шагу, пытаясь продраться через текст и уловить его содержание. И всё равно у меня не получилось. А вот как психоделическое — вполне читается. Оно звучит, в нём есть мелодия (действительно же песня это?), очень интересно в плане звукописи построены фразы, свойственная снам сбивчивость мысли и ничем не сдерживаемая свобода ассоциаций хорошо считываются. И отсутствие чёткого финала как бы рисует оборвавшийся сон. Кстати, вот у «Незнаек» конкурс идёт: http://litset.ru/publ/15-1-0-67150, как раз тема «сны», и набор ещё продолжается ;)
В общем, философская часть стихотворения (если она тут есть) не впечатлила, а в целом симпатично.

surra: Долго пыталась найти философский смысл. Философия – любовь к мудрости. Не к мудрствованию. Не очень понятно, каким боком к северным метаниям причастны львята и кукушка, но, видно, автора это не смущает. И без упоминания Колымы и кандального звона современная лирика перестаёт быть современной. Тяга к подобному эпатажу давно набила оскомину.
«С прошлом ясно: белым стало – бело;» – здесь при допустимости разноударности не сразу попадаешь в ритм. В общем, красиво завёрнутая бессмыслица с набором подросткового сленга.

Виктория Дворецкая: Очень сложно читается. Навороты звукописи и смысла в куче с неровным ритмом, который нечитаем, убивают стихотворение напрочь. Я продиралась сквозь него, искала одновременно смысл и правильное ударение. Некомфортное стихотворение, начиная с первой строки, в которой есть опечатка и невнятный ритм: « С прошлом ясно: белым стало – бело» С прошлЫм наверно. Или В прошлом. Как? Зачем сюда лепить «стало», когда и смысл едет, и ударение читается «сталО» - непонятно. «Белым бело» просто, и всё… Про псы – черепашки-нинзя и (тем более) часы-песцы, я не поняла. Тундрурят – хорошо). Дальше - вообще мрак. Это не философия, это психоделика какая-то, причем и она кривая…



2. Собакевич


Эризн: У стихотворения очень лёгкий, летящий ритм, с самого начала ведущий к «взлетающей» концовке. Жаль, что в некоторых местах он всё же «спотыкается»: «пошли-ка, брат, к морю», «хребет месяц выгнул». «К псиной» в последней строчке тоже сложно читается и поневоле тормозит взлёт.
«А пошли-ка, брат, к морю и там поедим» – так и просится «полежим» )))
«золотистый хребет месяц выгнул в дугу» – сразу довольно трудно понять, кто кого выгнул (мне кажется, в варианте «месяц выгнул хребет золотистый в дугу» читалось бы гораздо лучше).
В целом по ощущению очень понравилось начало, а дальше впечатление смазывается. Ну, а философия — не знаю, по мне это больше пейзажная поэзия.

surra: Единение молчания. Миг кажущегося взаимопонимания. Надоедливая музыка, прокопчённая на гриле, полнеющие при жарке чебуреки – завораживающие образы, зримые, щемящие. Тоскливое одиночество бродячего пса накладывается на такое же одиночество человека. Сошлись – разошлись. Грусть несбыточности, приправленная надеждой пса, невольно снова преданного человеком.

Виктория Дворецкая: Хорошее. Очебуречит – хорошо. Первая строфа понравилась больше, чем вторая. Образнее и зримее. Не очень понравилось «вешние» в данном контексте и ударение на камнях, хоть и выделено.. Стихи ловить за ямбы – круто. Финал тоже.



3. Вздох нового дня


Эризн: Нравится, но не могу отделаться от ощущения, что все до единого образы где-то уже виданы/читаны… Очень шаблонны все эти стёклышки-камушки-пёрышки-фантики с одной стороны и дом-дача-машина-кубышка с другой. А философия — да, вечный вопрос внутренней свободы поднимается.
Некоторые эпитеты не легли на слух: почему чёрт бесстыжий, июль седой, Бог уставший?
Укороченная последняя строка хорошую, осязаемую точку ставит.

surra: Два взгляда на мир. Не каждому удаётся с возрастом вернуть утраченную в погоне за навязанными системой идеалами радость жизни, полноту её восприятия. Немного, на мой взгляд, приправлено излишними банальностями.

Виктория Дворецкая: Сбивает с мысли текст, не разделенный на строфы + рифмовка АВВА. По смыслу очень философски. Пока гром не грянет – мужик не перекрестится. Пока жена не психанет и не уйдет, мужик нормальным не станет))) Ведь ничего же не изменилось в жизни - как не было, так и нет достатка. А еще и унылый планктон по характеру ЛГ. Только жена ушла – всё наладилось. И птички поют красиво, и весне рад. Это несвоевременность, получается. Ушла жена, и он всё понял? Или наоборот – надо было раньше жене уйти, она только мешала?))))



4. Возвращение


Эризн: И снова не вижу философской поэзии. Начало — довольно симпатичная городская зарисовка, в конце внезапно всплывают хандра в замкнутом мужском сердце, подруга и костёр…
Есть хорошие образы (понравились дежурящая ночь, сонная метла, мини-счастье, сладкая горечь кофе), но встречаются и коряво построенные фразы:
«контуры рассвета проявлены безлюдной мостовой» — всё-таки, наверно, контуры безлюдной мостовой проявлены рассветом?
«после раннего озноба» — кажется, автор имеет в виду озноб раннего утра, но получается будто бы озноб пришёл несвоевременно.
«сердцу, замкнутому туго» — слова плохо сочетаются: можно быть туго завязанным или крепко замкнутым, но не туго замкнутым. Если подразумевается тугой замок (где с трудом проворачивается ключ), то тут тоже неудачное перефразирование вышло.
И «многоэтаж» не понравился, как-то привычна форма «многоэтажка».

surra: Грустная лирика, не очень поняла, где здесь затерялась философия. Скорее, стихотворение-настроение. К чему движение ЛГ по улице противопоставлено крадущемуся лету, то есть, зачем автор употребил союз «а», тоже не понятно из текста. Туго запертое сердце не смогла представить.

Виктория Дворецкая: Это я уже читала, и критиковала уже) Помню хорошо. Считаю у этого автора очень удачным стихотворением, если сравнивать с его другими же стихами.. Строчка про метлу раньше была какая-то другая, и мне нравилась больше. Но, возможно, была спорная, и автор её изменил.



5. Пригоршня


Эризн: Вот это действительно философское )
И свободный ритм нравится, и разбросанные местами внутренние рифмы, «прошивающие» длинные строки, и оригинальные содержание и изложение… И образы яркие, и чувства близкие )
«Царапает» разве что предпоследняя строка, а именно «но» в ней — не вижу противопоставления, им выражаемого.

surra: Быстротечность времени передана необычным образом – как дар, к которому люди так небрежны. Завораживающе.

Виктория Дворецкая: Интересное. Философское. Сначала подумалось, что в первой строке «разливали» было бы лучше. Потом в контексте – не, так хорошо. И «разлил» - уже есть в тексте. Рифмы классные. Рваненький ритм люблю, когда он к месту)



6. Сестра


Эризн: Очень серьёзная и глубокая тема, до которой текст, как мне показалось, не дотягивает — с этой «не понимающей натиска беды веткой» (а должна понимать? А что за натиск беды?), «бесплотно снующей сестрой» (почему бесплотно-то? Привидение?), «готовой данью» (почему готова?), «не знающей добра и благородства смертью» (а если бы знала — уводила бы не безнадёжных?), с этим непонятным «поверив, что не всё предрешено» (а ей кто-то говорил, что всем им однозначно судьба умереть?)… Читаешь — и ощущение, что слова не те.
Вот это понравилось:
Там, за окном – зелёный вечер мая,
И где-то там же затаилась смерть.
Сестра следит в больничной круговерти –
Закрыто ли проклятое окно.


surra: «Со всей страны войне готова дань…» Можно ли правдиво написать о том, чего не знаешь?

Виктория Дворецкая: Первая половина стихотворения показалась более удачной, чем финал. Хотелось бы финала поярче. Не зашел образ с непонимающей веткой. Она вообще понимать не может, это не визуализирующийся образ. Слишком много повторов. Дважды «сестра» в первых двух катренах я бы еще могла понять, но «смерть» в каждом из трех последних катренов – уже явный перебор.



7. ***


Эризн: Короткое — и в этом его прелесть. Трудно написать восьмистишие, чтобы там не было ни одного лишнего слова. Здесь это получилось хорошо :)

surra: «Убитых словом добивают молчанием» © Стоило ли трижды в таком коротком тексте употреблять слово «молчание» и дважды «ложь»?

Виктория Дворецкая: Финал понравился. Не понравились «есть ложь» и убойся. Устаревшие слова, которые ненужного пафоса придают да и только.



8. Красная лошадь


Эризн: На заклинание похоже )) Очень хорошо форма и содержание сочетаются. Картинка рисуется немного сюрреалистичная, но яркая. Чернильный конь внезапно появляется и внезапно же исчезает — не совсем понятно, какую роль он в общем смысле играет.
Царапнуло только «Обнять руками за красный круп» — не очень хорошо звучит без указания, кого именно обнять; да и вообще «обнять за круп» как-то сомнительно...

surra: Непонятно, гда это «здесь», почему туман засахаренный, и «восходит» - слишком высокопарно звучит, выбиваясь из мелодии стихотворения. Кроме того, лошадь или конь, вот в чём вопрос. К тому же не очень понятно, как ЛГ обнимет эту лошадь (или коня?) за круп и почему красный цвет сменился чернильным. Потому что стемнело? Но ведь хвост-то так и остался красным. «И ты босиком побежишь за край» – напрягла фраза, как можно побежать за край, если там, по определению ничего нет?

Виктория Дворецкая: Ух, какое) Даже ковыряться не хочется в нём. Не хватило немного чего-то с эффектом «вау» в последней строке, разве что… А так – будет в шорте однозначно.



9. предатель


Эризн: Довольно сумбурно изложено, я не совсем поняла, кто предатель? Фёдор, ассимилировавшийся в Хакрезе? Или Всевышний, не защитивший от войн? И ещё непонятно, почему автор пишет, что Фёдор кяфир — и тут же что он зовёт Аллаха и совершает намаз… И что подразумевает под «погиб» автор в первой строфе, если Фёдор жив?
Ну, а если попробовать отвлечься от логики — понравились детали (особенно «облака в колченогом строю» и «минареты гортанно поют»), рифмовка интересная.

surra: Слишком много национального колорита, честно говоря, хочется не гуглить каждое слово, а пролистнуть стихотворение.

Виктория Дворецкая: Не совсем все понимаю, особенно терминологию. Погуглила…
Но что-то в нём есть всё же. Образность хорошая – точно. С препинаками что-то не то… Строчные буквы, где нужны заглавные, мешают восприятию. Последний катрен запутал немного. Вторит им – федор зуев? Тогда рассогласование времен получается. «Вторит» сейчас, а «шёл» – в прошедшем времени. Сыроватое стихотворение, но неплохое. Или я просто его нормально не смогла понять…



10. Жертва


Эризн: О несправедливости жизни в переложении на шахматную доску — понравилось ) И изложено тоже прямо, шахматно, чёрно-бело, в полном соответствии с темой стихотворения.
Четверостишие про стан противника не считалось поначалу: почему-то не сразу дошло, что речь идёт про ту же самую пешку, которая добралась до стана противника и бросилась там в атаку. Видимо, строка про «с догмой смирились...» отвлекла от происходящего на доске.

surra: Если бы пешки всей земли послали гроссмейстеров… куда подальше. Сколько их, напрасных жертв, из которых вылепили оголтелых фанатиков и принесли в результате на щите? Пушечное мясо, верящее в свою избранность. Горькое стихотворение.

Виктория Дворецкая: До Е2-Е4 показалось более удачным, чем после. Финал хороший. Слишком много «пешек» в середине стихотворения. Аж четыре.



11. Востребованность талантов


Эризн: Философское, да )) И тоже такое, где в восьми коротких строчках глубокий вопрос раскрыт. Название очень говорящее тоже.
Подпортило впечатление «из тЕх книг», где значащее слово «книг» пролетает безударным, из-за чего весь смысл смазывается, а на «втычку», наоборот, падает ударение. В коротких стихах любой огрех сильно выпячивается, увы.

surra: Главное, из тех книг купить предлагается, а из этих зажал, значит? Кроме того, представляется тирада, которой мастер ответил поэту. «Такой ремонт и я смогу» –слово «смогу» требует уточнения. Общее впечатление – написано неряшливо, на «отвалите от меня».

Виктория Дворецкая: Смогу сам, но мне лень) Но деньги нужны, и поэтому купи книжку?) Философски)) Стихотворение, написанное по-быстрому на коленке, а не в ЛАП. По сути: первый катрен гладкий, второй – бы брат ты – плохо звучит в финале. Сантехник – из тех книг - хорошо.



12. Яблоки


Эризн: Очень живая и яркая картина нарисована: со множеством цветовых нюансов, с запахами, звуками, движениями, эмоциями. В это стихотворение погружаешься полностью.
Ритмически в первую строчку довольно трудно включиться (из-за полностью безударного «снова»).
Внезапное и не объясняемое «выжить» в конце придаёт стихотворению, конечно, больше содержания (и, наверно, философии?), но и сбивает с толку в то же время. Для меня как читателя это скорее минус (

surra: Не дать бы яблокам гнить ради неё. Карябать. «Обычный наш день», «очень серьёзно» – «наш», «очень» не несут смысловой нагрузки. Грустно.

Виктория Дворецкая: О, знакомые отголоски МПК) Повод перечитать еще раз и взглянуть по-другому. Росчерки стай почему-то не считываются у меня. В остальном шикарно, зримо и ощущенчески моё. Не помню, что я говорила в то раз, но сейчас – так)



13. Проводник


Эризн: При первом прочтении показалось сложным, перегруженным, слишком пёстрым и растрёпанным — и всё равно зацепило, поразило, откликнулось, заставило вернуться. И на второй-третий раз улеглось в голове — и открылись вся его гармония, глубина и простота.

«И сегодня не поняли люди, что он есть Он.» - это особенно понравилось. И последние три строки второй части прямо искрят, настолько эмоциональные.

В общем, к стихотворению надо «причитаться», но оно замечательное. Возможно, в декламации бы звучало очень круто.
А ещё оно по-настоящему философское. О многом заставляет задуматься.

surra: Добро не видится достойным внимания и понимания. Людям нужны яркие эффекты.
А в них ли смысл. Глубокое в своей понятности стихотворение.

Виктория Дворецкая: И снова здравствуйте) С этим стихотворением тоже виделись. Не думаю, что это философская лирика. Но в ней грань такая тонкая. У каждого своя философия)
А в этот раз воспринимается лучше) В тот раз «пересвеченый человек» не восприняла, и звукопись тоже мешала. Причиталась, что ли. Нормально теперь. Посмотрим, что там дальше по стихотворениям будет, может, даже в шорт)



14. Июньское


Эризн: Стихотворение мягкое, чарующее, звучное (хотя неточные рифмы я тяжеловато воспринимаю). Похоже на песню ) Не знаю, правда, насколько оно философское — разве что последние три строчки…

surra: Стихотворение, которое зовёт к небу, свету и счастью.

Виктория Дворецкая: Хорошее, легкое, зримое, летнее. Но точно не философская лирика, как по мне…



15. Зима ещё удерживает мир


Эризн: Очень интересное построение строфы (четыре строки плюс одна укороченная, в последней строфе «растянутое» построение с лишней строкой), и композиция (мир зимы — переход — мир весны — вывод) понравилась тоже.
«А-четыре» в таком написании как-то смутило ))) Всё-таки А4 — это общепринятое обозначение, стандартное.
И ещё смутило «неузнаваем» в последней строчке. Я так и не поняла, почему неузнаваем? Изменился вдруг, пока ЛГ переживала зиму? И уже не весна там?

surra: Скрипучие ладони несколько выбили из образа. Да и философичности не уловила. Почему город свободнее ЛГ, в чём это выражается? Зачем кричать в пустоту, что там, где дорогой ЛГ человек, пора другая? Сумбурно.

Виктория Дворецкая: Понравилось. И ритмом и образностью. Ковыралась, к чему бы прицепиться, читала ещё, но только больше нравилось все)) Точно в шорт. Классное.



Шорт-листы:

Эризн:


1 место
5. Пригоршня
13. Проводник

2 место
7. ***
12. Яблоки

3 место
10. Жертва


surra:


1 место - 2. Собакевич
2 место - 14. Июньское, 5. Пригоршня
3 место - 13. Проводник, 10. Жертва


Виктория Дворецкая:


2 место:
8. Красная лошадь
15. Зима ещё удерживает мир
12. Яблоки

3 место:
13. Проводник
5. Пригоршня
Опубликовано: 10/07/21, 18:00 | Последнее редактирование: Алекс_Фо 11/07/21, 07:09 | Просмотров: 710 | Комментариев: 16
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Спасибо всем судьям тура, но особенно Светлане! wink biggrin
Тень_Ветра  (13/07/21 13:38)    


surra: «Убитых словом добивают молчанием» © Стоило ли трижды в таком коротком тексте употреблять слово «молчание» и дважды «ложь»?, а ещё там аж два раза - "бей" - такая вот бухгалтерия.
--------------------
Спасибо арбитрам)
Александра_Одрина  (12/07/21 16:23)    


8. Красная лошадь
Спасибо Эризн и Виктории за обзор.
Спасибо Светлане за потраченное время. Даже объяснять нечего, когда человеку не видится туман засахаренным, как можно убегать в никуда и прочее...
Елена_Бугорская  (11/07/21 11:01)    


Лошадь прекрасна) очень жаль, что до 3 места не доскакала хотя бы...
Виктория_Дворецкая  (11/07/21 14:45)    


Да, лошадь прекрасна. С болью в сердце выкидывала из шорта, не поместилась... sad
Эризн  (11/07/21 15:49)    


Лишь бы была здоровенькой и счастливенькой biggrin
Елена_Бугорская  (11/07/21 17:12)    


Не видится засахаренным, увы. Мягким видится, нежным, таинственным, а крупинками, ну, никак. Убегать в никуда и убегать за край - две большие разницы. Мне представился край земли - улететь можно, убежать? М-м-м-м... Не могу представить - рухнешь. sad
surra  (11/07/21 19:24)    


Загустевшим не видится? Так же, наверное, как мне нежным...
Совершенно верно, можно рухнуть, но хочется взлететь. И та же просьба к лошади там.
Эх... О чём я... Не все кони ходят буквой г.
Елена_Бугорская  (11/07/21 19:35)    


15. Зима ещё удерживает мир
Спасибо огромное за обзор - ценю каждое мнение!
monterrey  (11/07/21 10:59)    


Вам спасибо за хорошее стихотворение!)
Виктория_Дворецкая  (11/07/21 14:46)    


Номер 5 "Пригоршня"
Эри, Света, Вика, спасибо за высокие оценки) Удивительно и даже смешно влезть так высоко в конкурсе философской лирики — это ваще не моё biggrin
Эри, чёйта у меня внутренние рифмы "местами"?)) Они пунктуально в каждой строчке!
Татьяна_Вл_Демина  (11/07/21 07:44)    


Где-то по две, где-то по одной, в чётных строках не вижу... ))
Эризн  (11/07/21 10:10)    


Ну да, они только в нечётных, но во всех нечётных)
Татьяна_Вл_Демина  (11/07/21 11:02)    


Ой, а мне норм прочиталось))) никогда бы не подумала, что это ТВД)
Так что теперь ты не отмажешься, что не умеешь и не твоё))) tongue
Виктория_Дворецкая  (11/07/21 14:47)    


Да это я просто болела tongue
Татьяна_Вл_Демина  (11/07/21 14:52)    


Спасибо большое! Нет, на мой взгляд, не психоделика, а философская пикировка с Анной Городецкой.
Михаил_Кульков  (11/07/21 07:34)