Но трижды, трижды я вошла бы в двери ада Лишь за одну из девственных его ночей. Нимфа Бель-Конь Любомирская «Мария Магдалина»
Север. Лето. Но быть зиме Сном кандальника – в Колыме. Холод ада снам нипочём – Годы каторги за плечом. С прошлом ясно: белым стало – бело; Если было, то замело… Но на будущем пелена – Тундра снегом обделена. На охоту несутся псы: Черепашки-ниндзя – часы-песцы… Маскируются, тундрурят, Белой ночи благодаря.
Трижды, трижды ночь украду! Трижды выйдет, выйдут – войду.
Дети прайда жестоких львят Шастают – секунд шестьдесят. Шерсть секут, а я просеку Просеку кукушке: ку-ку! Проку мало в том, зато только мне; Проканает – я на коне! Коль отбой, значит снова в бой, Глаз-затон не на голубом! Звёздный час ли у Гончих Псов? Шестерят мгновения, бой часов… Колесом, узелком судьбы, Ах, вот если бы, если б бы…
Трижды буду с раем в ладу, Трижды «если» … Может, войду…
Эризн: Это, наверно, песня? Так отчётливо выделенные куплет и припев, такая строгая ритмическая структура… Если пытаться прочесть стихотворение как философскую лирику, спотыкаешься на каждом шагу, пытаясь продраться через текст и уловить его содержание. И всё равно у меня не получилось. А вот как психоделическое — вполне читается. Оно звучит, в нём есть мелодия (действительно же песня это?), очень интересно в плане звукописи построены фразы, свойственная снам сбивчивость мысли и ничем не сдерживаемая свобода ассоциаций хорошо считываются. И отсутствие чёткого финала как бы рисует оборвавшийся сон. Кстати, вот у «Незнаек» конкурс идёт: http://litset.ru/publ/15-1-0-67150, как раз тема «сны», и набор ещё продолжается ;) В общем, философская часть стихотворения (если она тут есть) не впечатлила, а в целом симпатично.
surra: Долго пыталась найти философский смысл. Философия – любовь к мудрости. Не к мудрствованию. Не очень понятно, каким боком к северным метаниям причастны львята и кукушка, но, видно, автора это не смущает. И без упоминания Колымы и кандального звона современная лирика перестаёт быть современной. Тяга к подобному эпатажу давно набила оскомину. «С прошлом ясно: белым стало – бело;» – здесь при допустимости разноударности не сразу попадаешь в ритм. В общем, красиво завёрнутая бессмыслица с набором подросткового сленга.
Виктория Дворецкая: Очень сложно читается. Навороты звукописи и смысла в куче с неровным ритмом, который нечитаем, убивают стихотворение напрочь. Я продиралась сквозь него, искала одновременно смысл и правильное ударение. Некомфортное стихотворение, начиная с первой строки, в которой есть опечатка и невнятный ритм: « С прошлом ясно: белым стало – бело» С прошлЫм наверно. Или В прошлом. Как? Зачем сюда лепить «стало», когда и смысл едет, и ударение читается «сталО» - непонятно. «Белым бело» просто, и всё… Про псы – черепашки-нинзя и (тем более) часы-песцы, я не поняла. Тундрурят – хорошо). Дальше - вообще мрак. Это не философия, это психоделика какая-то, причем и она кривая…
2. Собакевич
Из прибрежных кафешек шансон и попса, прокоптившись на гриле, летят в небеса, и на город спускается вечер. Чебуреки полнеют, шурша на печи, собакевич у стойки тоскливо молчит – вдруг его кто-то очебуречит.
Я к нему подхожу – как зовут тебя, джим? А пошли-ка, брат, к морю и там поедим на прохладном пустующем пляже. И пока будут вешние волны тихи, мы с тобою за ямбы поймаем стихи, что впотьмах между ка́мней бродяжат.
…Мы сидели с ним сытые на берегу, золотистый хребет месяц выгнул в дугу, стала ночь солонее и гуще. И тогда я сказал: «Мне пора». И вздохнул. И, пожав собакевичу лапу, примкнул к псиной стае, по небу бегущей.
Эризн: У стихотворения очень лёгкий, летящий ритм, с самого начала ведущий к «взлетающей» концовке. Жаль, что в некоторых местах он всё же «спотыкается»: «пошли-ка, брат, к морю», «хребет месяц выгнул». «К псиной» в последней строчке тоже сложно читается и поневоле тормозит взлёт. «А пошли-ка, брат, к морю и там поедим» – так и просится «полежим» ))) «золотистый хребет месяц выгнул в дугу» – сразу довольно трудно понять, кто кого выгнул (мне кажется, в варианте «месяц выгнул хребет золотистый в дугу» читалось бы гораздо лучше). В целом по ощущению очень понравилось начало, а дальше впечатление смазывается. Ну, а философия — не знаю, по мне это больше пейзажная поэзия.
surra: Единение молчания. Миг кажущегося взаимопонимания. Надоедливая музыка, прокопчённая на гриле, полнеющие при жарке чебуреки – завораживающие образы, зримые, щемящие. Тоскливое одиночество бродячего пса накладывается на такое же одиночество человека. Сошлись – разошлись. Грусть несбыточности, приправленная надеждой пса, невольно снова преданного человеком.
Виктория Дворецкая: Хорошее. Очебуречит – хорошо. Первая строфа понравилась больше, чем вторая. Образнее и зримее. Не очень понравилось «вешние» в данном контексте и ударение на камнях, хоть и выделено.. Стихи ловить за ямбы – круто. Финал тоже.
3. Вздох нового дня
Мальчик, живущий по лунному календарю, слушает песни ветров и далёких рек. Он собирает подснежники на заре, разные стёклышки, камушки и кору, рыжие листья, обласканные дождём, радуясь им, как богатству. Такой чудак! Я удивляюсь, что счастлив он просто так – мне бы скопить хоть чуть-чуть на просторный дом, отремонтировать старенький BMW, дачу в Мытищах (совсем проржавел забор), Деньги – в кубышку. А время – бесстыжий чёрт, смотрит в глаза, усмехается в голове. …Время как ветер. Однажды в седой июль понял я: дом не построен, жена ушла, всё, что скопил, то пустой да обычный хлам. Мальчик, живущий по лунному календарю, что ты принёс мне? Ракушки, колосья ржи, домик из веточек, фантиков, перьев птиц, сад нарисованный, яркий кленовый лист. Он улыбается: «Это мой мир, держи!». И просыпается (чувствую) там, внутри, солнечный зайчик приветливый, шебутной. Город, который был скучным, теперь живой: нежно – «фью-фью» – распеваются снегири, пахнет весною, сверкает капель, звеня. Где же так долго бродил мой уставший Бог? …Что это? – слышу биенье и каждый вздох нового дня.
Эризн: Нравится, но не могу отделаться от ощущения, что все до единого образы где-то уже виданы/читаны… Очень шаблонны все эти стёклышки-камушки-пёрышки-фантики с одной стороны и дом-дача-машина-кубышка с другой. А философия — да, вечный вопрос внутренней свободы поднимается. Некоторые эпитеты не легли на слух: почему чёрт бесстыжий, июль седой, Бог уставший? Укороченная последняя строка хорошую, осязаемую точку ставит.
surra: Два взгляда на мир. Не каждому удаётся с возрастом вернуть утраченную в погоне за навязанными системой идеалами радость жизни, полноту её восприятия. Немного, на мой взгляд, приправлено излишними банальностями.
Виктория Дворецкая: Сбивает с мысли текст, не разделенный на строфы + рифмовка АВВА. По смыслу очень философски. Пока гром не грянет – мужик не перекрестится. Пока жена не психанет и не уйдет, мужик нормальным не станет))) Ведь ничего же не изменилось в жизни - как не было, так и нет достатка. А еще и унылый планктон по характеру ЛГ. Только жена ушла – всё наладилось. И птички поют красиво, и весне рад. Это несвоевременность, получается. Ушла жена, и он всё понял? Или наоборот – надо было раньше жене уйти, она только мешала?))))
4. Возвращение
Дежурит ночь, но контуры рассвета проявлены безлюдной мостовой. Уже крадётся тихой сапой лето, а я иду по улочкам домой. И скоро дворник с узкими глазами займёт работой сонную метлу. Привычка – возвращаться поездами, и почему-то рано поутру. Уже пробился тонкий лучик света. Вот сквер, многоэтаж, родной подъезд. Спасибо, жизнь! За мини-счастье это – вернуться в милый дом из дальних мест. А кофе после раннего озноба согреет сладкой горечью во рту. И некуда спешить уже особо, и мысль летит бесцельно в пустоту. Мужскому сердцу, замкнутому туго непросто одолеть свою хандру. И не спешит продрогшая подруга к давным-давно потухшему костру.
Эризн: И снова не вижу философской поэзии. Начало — довольно симпатичная городская зарисовка, в конце внезапно всплывают хандра в замкнутом мужском сердце, подруга и костёр… Есть хорошие образы (понравились дежурящая ночь, сонная метла, мини-счастье, сладкая горечь кофе), но встречаются и коряво построенные фразы: «контуры рассвета проявлены безлюдной мостовой» — всё-таки, наверно, контуры безлюдной мостовой проявлены рассветом? «после раннего озноба» — кажется, автор имеет в виду озноб раннего утра, но получается будто бы озноб пришёл несвоевременно. «сердцу, замкнутому туго» — слова плохо сочетаются: можно быть туго завязанным или крепко замкнутым, но не туго замкнутым. Если подразумевается тугой замок (где с трудом проворачивается ключ), то тут тоже неудачное перефразирование вышло. И «многоэтаж» не понравился, как-то привычна форма «многоэтажка».
surra: Грустная лирика, не очень поняла, где здесь затерялась философия. Скорее, стихотворение-настроение. К чему движение ЛГ по улице противопоставлено крадущемуся лету, то есть, зачем автор употребил союз «а», тоже не понятно из текста. Туго запертое сердце не смогла представить.
Виктория Дворецкая: Это я уже читала, и критиковала уже) Помню хорошо. Считаю у этого автора очень удачным стихотворением, если сравнивать с его другими же стихами.. Строчка про метлу раньше была какая-то другая, и мне нравилась больше. Но, возможно, была спорная, и автор её изменил.
5. Пригоршня
Время, как вешние воды, сочится сквозь пальцы. (Харцызяка)
Нет бы подставить стакан, а лучше — канистру, когда выдавали время, Но не до поисков было в момент рождения — Что там за сила в руках, времячерпий торопит: "Ну, быстро!", за окнами темень. В пригоршню так и плеснули, куда вот дену я... Как неудобно нести, да и плотность у времени меньше воды, похоже. Кто-то и сразу на старте разлил всю порцию. Капли секунд из горсти выбегают — щекотно, прохладно, порой тревожно. Падают, разные — искрами, льдинками, микросолнцами. Вспомню про ношу — иду аккуратно, пытаюсь держать, ведь прольётся, жалость... Снова забуду — чему тут теряться, жизни лишь. Вот бы добавки! Может, назад? Но кажется — много секунд осталось. Правда, бывает, споткнёшься, случайно выплеснешь...
Эризн: Вот это действительно философское ) И свободный ритм нравится, и разбросанные местами внутренние рифмы, «прошивающие» длинные строки, и оригинальные содержание и изложение… И образы яркие, и чувства близкие ) «Царапает» разве что предпоследняя строка, а именно «но» в ней — не вижу противопоставления, им выражаемого.
surra: Быстротечность времени передана необычным образом – как дар, к которому люди так небрежны. Завораживающе.
Виктория Дворецкая: Интересное. Философское. Сначала подумалось, что в первой строке «разливали» было бы лучше. Потом в контексте – не, так хорошо. И «разлил» - уже есть в тексте. Рифмы классные. Рваненький ритм люблю, когда он к месту)
6. Сестра
– Сестра, прикрой окно, оттуда дует! – Голубушка, мне жарко! Дай воды… …В окно стучит тревожно ветка туи, Не понимая натиска беды…
Сестра снуёт бесплотно по палатам – Тому воды, другому – почитать. Прилечь бы на минуту, но куда там! Отыщешь ли свободную кровать?
…А стоны всё звучат, не умолкая. Со всей страны войне готова дань… Вот паренёк раскосый – он с Алтая. Москва, Воронеж, Куйбышев, Казань…
Они привыкли яростно бороться И продолжают здесь неравный бой – Не знает смерть добра и благородства, Уводит безнадёжных за собой.
И кажется – сквозняк сорвёт играя Их души, что готовы улететь… Там, за окном – зелёный вечер мая, И где-то там же затаилась смерть.
Сестра следит в больничной круговерти – Закрыто ли проклятое окно. Хоть одного спасёт она от смерти, Поверив, что не всё предрешено.
Эризн: Очень серьёзная и глубокая тема, до которой текст, как мне показалось, не дотягивает — с этой «не понимающей натиска беды веткой» (а должна понимать? А что за натиск беды?), «бесплотно снующей сестрой» (почему бесплотно-то? Привидение?), «готовой данью» (почему готова?), «не знающей добра и благородства смертью» (а если бы знала — уводила бы не безнадёжных?), с этим непонятным «поверив, что не всё предрешено» (а ей кто-то говорил, что всем им однозначно судьба умереть?)… Читаешь — и ощущение, что слова не те. Вот это понравилось: Там, за окном – зелёный вечер мая, И где-то там же затаилась смерть. Сестра следит в больничной круговерти – Закрыто ли проклятое окно.
surra: «Со всей страны войне готова дань…» Можно ли правдиво написать о том, чего не знаешь?
Виктория Дворецкая: Первая половина стихотворения показалась более удачной, чем финал. Хотелось бы финала поярче. Не зашел образ с непонимающей веткой. Она вообще понимать не может, это не визуализирующийся образ. Слишком много повторов. Дважды «сестра» в первых двух катренах я бы еще могла понять, но «смерть» в каждом из трех последних катренов – уже явный перебор.
7. ***
Представь, убойся — время истекло, успей открыть невидимую дверцу! Бей, мотылёк, в молчащее стекло, бей, колокольно разбивая сердце!
Быть, убивая — злое ремесло: в молчании дышать невыносимо! Ответь, прошу — молчание есть ложь ещё похлеще лжи произносимой.
Эризн: Короткое — и в этом его прелесть. Трудно написать восьмистишие, чтобы там не было ни одного лишнего слова. Здесь это получилось хорошо :)
Виктория Дворецкая: Финал понравился. Не понравились «есть ложь» и убойся. Устаревшие слова, которые ненужного пафоса придают да и только.
8. Красная лошадь
Здесь мир огромный внутри тебя, Здесь ветры гимны земле трубят, И лошадь красная, как закат, Вот-вот упадёт в обрыв. И ты босиком побежишь за край: Не падай, лошадь, пока летай, Ещё не время последних дней, Ещё для меня алей.
Блажен засахаренный туман, Сползает солнце в земной карман, И только месяц восходит в храм - Приходит чернильный конь. Его у других крутогоров ждут, Под высью тянется звёздный кнут, И лошадь, красным махнув хвостом, Уходит в господень дом.
Когда до неба один этаж, Бродяге ношеный плащ отдашь - Успей развидеть, что твой багаж Нехитрый - песок в стекле. Успей оттолкнуться, влететь в зенит, Когда послышится стук копыт, Обнять руками за красный круп, Упасть за земной уступ.
Эризн: На заклинание похоже )) Очень хорошо форма и содержание сочетаются. Картинка рисуется немного сюрреалистичная, но яркая. Чернильный конь внезапно появляется и внезапно же исчезает — не совсем понятно, какую роль он в общем смысле играет. Царапнуло только «Обнять руками за красный круп» — не очень хорошо звучит без указания, кого именно обнять; да и вообще «обнять за круп» как-то сомнительно...
surra: Непонятно, гда это «здесь», почему туман засахаренный, и «восходит» - слишком высокопарно звучит, выбиваясь из мелодии стихотворения. Кроме того, лошадь или конь, вот в чём вопрос. К тому же не очень понятно, как ЛГ обнимет эту лошадь (или коня?) за круп и почему красный цвет сменился чернильным. Потому что стемнело? Но ведь хвост-то так и остался красным. «И ты босиком побежишь за край» – напрягла фраза, как можно побежать за край, если там, по определению ничего нет?
Виктория Дворецкая: Ух, какое) Даже ковыряться не хочется в нём. Не хватило немного чего-то с эффектом «вау» в последней строке, разве что… А так – будет в шорте однозначно.
9. предатель
бисмилЛяхи р-рахман иль-р-рахим кто в хакрезе от взрыва погиб?! носом, кто выдувал пузыри в цвет кровавой афганской зари?— позабытый никчемный кяфир — что Аллаха зовёт на дари.
деревяшка натёрла бедро — неуёмен почтенный бехро: допаять и окончится день; сколько можно на солнце сидеть, и чинить для соседа ведро?! за работой кяфир поседел.
небеса повернули на юг, облака в колченогом строю за калекой идут что конвой. тут хоть смейся, хоть плачь или вой — минареты гортанно поют: — защити нас Всевышний от войн.
вторит им завершая намаз в благодарность за смертный фугас — не за хлеб, не за страх, не за кров, отстегнув самодельный протез, не положенный некогда в гроб фёдор зуев — что шёл на хакрез.
Эризн: Довольно сумбурно изложено, я не совсем поняла, кто предатель? Фёдор, ассимилировавшийся в Хакрезе? Или Всевышний, не защитивший от войн? И ещё непонятно, почему автор пишет, что Фёдор кяфир — и тут же что он зовёт Аллаха и совершает намаз… И что подразумевает под «погиб» автор в первой строфе, если Фёдор жив? Ну, а если попробовать отвлечься от логики — понравились детали (особенно «облака в колченогом строю» и «минареты гортанно поют»), рифмовка интересная.
surra: Слишком много национального колорита, честно говоря, хочется не гуглить каждое слово, а пролистнуть стихотворение.
Виктория Дворецкая: Не совсем все понимаю, особенно терминологию. Погуглила… Но что-то в нём есть всё же. Образность хорошая – точно. С препинаками что-то не то… Строчные буквы, где нужны заглавные, мешают восприятию. Последний катрен запутал немного. Вторит им – федор зуев? Тогда рассогласование времен получается. «Вторит» сейчас, а «шёл» – в прошедшем времени. Сыроватое стихотворение, но неплохое. Или я просто его нормально не смогла понять…
10. Жертва
Это – война в чёрно-белых тонах. Игры со смертью не канули в лету.
Снова она собираться должна В бой за восьмую заветную клетку. Вдох... Деревянная грудь колесом. Выдох... Удастся ли выйти в кумиры? Пешка, себя представляя ферзём, В пекло шагнула: Е2 – Е4. "Сёстры, в атаку! Авось не убьют. Нам ли трусливо топтаться на месте?" Пешечным штурмом открылся дебют, Как запланировал "белый" гроссмейстер. Пешку в стратегию не посвятил: "Меньше узнает – сговорчивей будет. Власть – это бонус вождей и светил". С догмой смирились и пешки, и люди. В стане противника шахматный гном Лез на рожон: "Берегитесь, канальи!" Но не сумел совладать со слоном, Путь пересёкшим по диагонали...
Роли Ферзей достаются не тем. Жертву домой принесли на щите.
Эризн: О несправедливости жизни в переложении на шахматную доску — понравилось ) И изложено тоже прямо, шахматно, чёрно-бело, в полном соответствии с темой стихотворения. Четверостишие про стан противника не считалось поначалу: почему-то не сразу дошло, что речь идёт про ту же самую пешку, которая добралась до стана противника и бросилась там в атаку. Видимо, строка про «с догмой смирились...» отвлекла от происходящего на доске.
surra: Если бы пешки всей земли послали гроссмейстеров… куда подальше. Сколько их, напрасных жертв, из которых вылепили оголтелых фанатиков и принесли в результате на щите? Пушечное мясо, верящее в свою избранность. Горькое стихотворение.
Виктория Дворецкая: До Е2-Е4 показалось более удачным, чем после. Финал хороший. Слишком много «пешек» в середине стихотворения. Аж четыре.
11. Востребованность талантов
Пришел сантехник-самоделкин, Слупил немалую деньгу. Ремонт был вынужденным, мелким. Такой ремонт и я смогу.
Но я поэт, а не сантехник, Своих хватает передряг. Спрошу: «Одну мою из тех книг Купил бы, брат, ты за трояк?»
Эризн: Философское, да )) И тоже такое, где в восьми коротких строчках глубокий вопрос раскрыт. Название очень говорящее тоже. Подпортило впечатление «из тЕх книг», где значащее слово «книг» пролетает безударным, из-за чего весь смысл смазывается, а на «втычку», наоборот, падает ударение. В коротких стихах любой огрех сильно выпячивается, увы.
surra: Главное, из тех книг купить предлагается, а из этих зажал, значит? Кроме того, представляется тирада, которой мастер ответил поэту. «Такой ремонт и я смогу» –слово «смогу» требует уточнения. Общее впечатление – написано неряшливо, на «отвалите от меня».
Виктория Дворецкая: Смогу сам, но мне лень) Но деньги нужны, и поэтому купи книжку?) Философски)) Стихотворение, написанное по-быстрому на коленке, а не в ЛАП. По сути: первый катрен гладкий, второй – бы брат ты – плохо звучит в финале. Сантехник – из тех книг - хорошо.
12. Яблоки
Росчерки стай снова начали небо корябать, Осенью купол дождями напитан и мглист. Терпкая тяжесть медовых налившихся яблок Ветви деревьев сгибает почти до земли. Я, как Ньютон, опасаясь, что стукнет мне по лбу, С полной корзиной слежу за грозой вдалеке. Яблоки всюду. Дом ими под крышу заполнен, После рассыплю добытое на чердаке. Запах сочится сквозь щели – и пряный, и горький – Кружит мне голову сладостью, словно вино. Бабушка яблоки чистит и режет на дольки, Выбрав на кухне привычный обломанный нож. Даже среди суматохи движенья спокойны, Руки, как прежде, умелы и делу верны. Пусть громыхают под крышей семейные войны, В жизни её было две мировые войны. Смотрит за мной, с бесконечным терпением учит, Я лишь в ответ огрызаюсь: мне вечно видней. Вновь называет то маленькой, то просто внучкой, Но не желает по имени, данному мне. Скучно сидеть: начинаю крутиться и ёрзать. Яблоком катится в вечер обычный наш день. Я говорю: снова слушает очень серьёзно, Будто есть важное что-то в моей ерунде. Скоро за окнами станет тоскливо и сыро. Листья улягутся толстым ковром на земле. Бабушка похоронила и мужа, и сына, Но мне казалось: ей жить ещё тысячу лет.
...А тишина пахнет пылью и сладким сиропом, И не изгнать прочь из памяти приторный дух. Только деревья понурились, словно сироты, Яблоки россыпью стынут в забытом саду. Осень окрасила листья в карминово-рыжий, Запах плодов пробивается через гнильё. Бабушки нет... Но я выживу, надо бы выжить. Ради неё.
Эризн: Очень живая и яркая картина нарисована: со множеством цветовых нюансов, с запахами, звуками, движениями, эмоциями. В это стихотворение погружаешься полностью. Ритмически в первую строчку довольно трудно включиться (из-за полностью безударного «снова»). Внезапное и не объясняемое «выжить» в конце придаёт стихотворению, конечно, больше содержания (и, наверно, философии?), но и сбивает с толку в то же время. Для меня как читателя это скорее минус (
surra: Не дать бы яблокам гнить ради неё. Карябать. «Обычный наш день», «очень серьёзно» – «наш», «очень» не несут смысловой нагрузки. Грустно.
Виктория Дворецкая: О, знакомые отголоски МПК) Повод перечитать еще раз и взглянуть по-другому. Росчерки стай почему-то не считываются у меня. В остальном шикарно, зримо и ощущенчески моё. Не помню, что я говорила в то раз, но сейчас – так)
13. Проводник
Торопилась толпа. Замедлял скорый поезд бег. Выходил на перрон пересвеченный человек. Он служитель железной дороги – он проводник. Говорил, улыбаясь, с людьми, а потом поник, стал тускнеть и сутулиться, свет от него погас. Он услышал от мира уже в двадцать первый раз: шшшар-шшар-шар - будто шарканье тысяч усталых ног, ла-лаа-лааа – в репродукторе треснувший голосок, тан-тан-тан – несмолкающий стук поездных колёс, шар-ла-тан – закричали, кто хором, а кто вразброс, человечьи, безмерно любимые, голоса.
Светлый хмурился, щурился, глядя на небеса, видел ветку предвечной дороги, пустой вагон. И сегодня не поняли люди, что он есть Он. Каждый рейс: чуть заметят сияние - спрячут взгляд, но попросят чудес, а потом позовут наряд, закричат - это шулер, кидала и шарлатан! Шар... шарахнула ярость, и вырвалось: аз воздам, ла... ладонь просит лада и ладан забит в косяк, тан... танцует в прокуренном тамбуре, гнев иссяк.
Эти люди, как…люди! Принёс им благую весть, что Спаситель вернулся и может за рейсом рейс отвозить их в Эдем, где простили и очень ждут, он теперь Проводник… Но в ответ только злость и бунт - зацепились за страшную сказку о судном дне, ждут - прибудет Мессия палить этот мир в огне… Он же тихий и светлый (по кротости первый ранг) утверждал: ада нет и в раю всё совсем не так…
Шшшаа - шипит старый змей у закрытых Петром дверей. Рррла – воркует голубка… Тан-тан-тан – сильней, сильней он стучится домой. Снова кровь из забытых ран, снова видится крест с чёрной надписью «Шарлатан».
Эризн: При первом прочтении показалось сложным, перегруженным, слишком пёстрым и растрёпанным — и всё равно зацепило, поразило, откликнулось, заставило вернуться. И на второй-третий раз улеглось в голове — и открылись вся его гармония, глубина и простота.
«И сегодня не поняли люди, что он есть Он.» - это особенно понравилось. И последние три строки второй части прямо искрят, настолько эмоциональные.
В общем, к стихотворению надо «причитаться», но оно замечательное. Возможно, в декламации бы звучало очень круто. А ещё оно по-настоящему философское. О многом заставляет задуматься.
surra: Добро не видится достойным внимания и понимания. Людям нужны яркие эффекты. А в них ли смысл. Глубокое в своей понятности стихотворение.
Виктория Дворецкая: И снова здравствуйте) С этим стихотворением тоже виделись. Не думаю, что это философская лирика. Но в ней грань такая тонкая. У каждого своя философия) А в этот раз воспринимается лучше) В тот раз «пересвеченый человек» не восприняла, и звукопись тоже мешала. Причиталась, что ли. Нормально теперь. Посмотрим, что там дальше по стихотворениям будет, может, даже в шорт)
14. Июньское
Дни затерялись в травах прелых, неспешно вызрела пора грызть завитки чесночных стрелок и зеленцы мариновать. Над пряной кадкой млеют мошки от малосольного амбре, в обед свекольники-окрошки по нраву мне. Здесь время медленнее, реже, дорога в лес полна цикут, а соловей с утра так нежен, что слёзы сладкие текут. И нимфалиды от испуга льнут к потолку пригоршней нот, пока порывом ветра с юга их не смахнёт. В мансарде душно, окна настежь, июнь в ночи голубоват... И жить – невиданное счастье, когда пушинки всех напастей сам бог сдувает мне со лба.
Эризн: Стихотворение мягкое, чарующее, звучное (хотя неточные рифмы я тяжеловато воспринимаю). Похоже на песню ) Не знаю, правда, насколько оно философское — разве что последние три строчки…
surra: Стихотворение, которое зовёт к небу, свету и счастью.
Виктория Дворецкая: Хорошее, легкое, зримое, летнее. Но точно не философская лирика, как по мне…
15. Зима ещё удерживает мир
Зима ещё удерживает мир в своих скрипучих ледяных ладонях. Но этот город на краю земли и белизна снегов до небосклона меня свободней.
Я отбелила жизни черноту, взяла листок бумажный А-четыре и написала: вишни зацветут. Нарисовалась грустная картина: во мне - пустыня.
И я кричу в пределы пустоты, что в том краю, где ты, пора другая: в цветках магнолий время шелестит, сидят у дома в клетках попугаи, весна в разгаре.
Пока томлюсь, что будет впереди, с календаря листочки обрывая, часы тихонько тикают в груди. Реальный мир сугробами завален, а мир, в который хочется войти, неузнаваем.
Эризн: Очень интересное построение строфы (четыре строки плюс одна укороченная, в последней строфе «растянутое» построение с лишней строкой), и композиция (мир зимы — переход — мир весны — вывод) понравилась тоже. «А-четыре» в таком написании как-то смутило ))) Всё-таки А4 — это общепринятое обозначение, стандартное. И ещё смутило «неузнаваем» в последней строчке. Я так и не поняла, почему неузнаваем? Изменился вдруг, пока ЛГ переживала зиму? И уже не весна там?
surra: Скрипучие ладони несколько выбили из образа. Да и философичности не уловила. Почему город свободнее ЛГ, в чём это выражается? Зачем кричать в пустоту, что там, где дорогой ЛГ человек, пора другая? Сумбурно.
Виктория Дворецкая: Понравилось. И ритмом и образностью. Ковыралась, к чему бы прицепиться, читала ещё, но только больше нравилось все)) Точно в шорт. Классное.
Шорт-листы:
Эризн:
1 место 5. Пригоршня 13. Проводник
2 место 7. *** 12. Яблоки
3 место 10. Жертва
surra:
1 место - 2. Собакевич 2 место - 14. Июньское, 5. Пригоршня 3 место - 13. Проводник, 10. Жертва
Виктория Дворецкая:
2 место: 8. Красная лошадь 15. Зима ещё удерживает мир 12. Яблоки
8. Красная лошадь Спасибо Эризн и Виктории за обзор. Спасибо Светлане за потраченное время. Даже объяснять нечего, когда человеку не видится туман засахаренным, как можно убегать в никуда и прочее...
Не видится засахаренным, увы. Мягким видится, нежным, таинственным, а крупинками, ну, никак. Убегать в никуда и убегать за край - две большие разницы. Мне представился край земли - улететь можно, убежать? М-м-м-м... Не могу представить - рухнешь.
Загустевшим не видится? Так же, наверное, как мне нежным... Совершенно верно, можно рухнуть, но хочется взлететь. И та же просьба к лошади там. Эх... О чём я... Не все кони ходят буквой г.
Номер 5 "Пригоршня" Эри, Света, Вика, спасибо за высокие оценки) Удивительно и даже смешно влезть так высоко в конкурсе философской лирики — это ваще не моё Эри, чёйта у меня внутренние рифмы "местами"?)) Они пунктуально в каждой строчке!
--------------------
Спасибо арбитрам)
Спасибо Эризн и Виктории за обзор.
Спасибо Светлане за потраченное время. Даже объяснять нечего, когда человеку не видится туман засахаренным, как можно убегать в никуда и прочее...
Совершенно верно, можно рухнуть, но хочется взлететь. И та же просьба к лошади там.
Эх... О чём я... Не все кони ходят буквой г.
Спасибо огромное за обзор - ценю каждое мнение!
Эри, Света, Вика, спасибо за высокие оценки) Удивительно и даже смешно влезть так высоко в конкурсе философской лирики — это ваще не моё
Эри, чёйта у меня внутренние рифмы "местами"?)) Они пунктуально в каждой строчке!
Так что теперь ты не отмажешься, что не умеешь и не твоё)))