Вместо вступления: Слово «психоделия» (придуманное британским психологом Хамфри Осмондом) означает «проявление ума». По этому определению все художественные усилия по изображению внутреннего мира психики можно считать «психоделическими». В общих словах «психоделическое искусство» относится прежде всего к художественному движению контркультуры конца 1960- х годов, в котором представлены сильно искажённые или сюрреалистические визуальные эффекты, яркие цвета и полные спектры, а также анимация (включая мультфильмы), чтобы вызывать, передавать или усиливать психоделические переживания. Для меня психоделическая поэзия это тексты способные без какой либо химической стимуляции ввести в состояние транса, вывести из него и достичь вау эффекта. По моему скромному мнению, после прочтения текста мне должны четко видеться запахи, вкусы цвета мира в который хочет проводить читателя автор. Весь лонг я рассматривала анонимно, спасибо участникам и организаторам за возможность погрузиться в текст номер 4.
1 место 4. ничей клад 2 место 10. Неравномерные единицы 11. Чернь серебра полуквадрата 14. не верь никогда кенгуру 3 место 2. Сны из Эдема 5. Внутри герани обитала ___________________________________________________
Шорт Surra:
1 место 11. Чернь серебра полуквадрата 2 место 7. отходя от морока ..., 14. не верь никогда кенгуру 4. ничей клад 3 место 10. Неравномерные единицы 13. пустырь (перевод в психоделику).
Вместо вступления: Психоделика — не моя тема. Не особо-то я её понимаю. Но, раз назначили в жюри, выстрою хоть какие-то критерии. У меня есть своё представление о том, какой, по идее, должна быть психоделика. И этим пониманием буду измерять соответствие теме. Помимо общего впечатления и технического исполнения. Если же стихотворение не соответствует теме, в шорт его взять не получится, каким бы классным оно не было.
1 место 10. Неравномерные единицы 13. пустырь (перевод в психоделику) 2 место 2. Сны из Эдема 9. Имаго 3 место 5. Внутри герани обитала 7. отходя от морока ... 14. не верь никогда кенгуру
_________________________________________________
Шорт Женя (Гнедой):
Вместо вступления: Чтобы отнести имеющиеся на конкурсе стихи к психоделике и этим несказанно порадовать ожидающих вердикт авторов, мне необходимо, вооружившись статьей Чёрного Георга https://www.netslova.ru/b_georg/psychodelic-theory.html , лупой и поисковиком гугл для уточнения всяких офигительных терминов, как бы невзначай, обнаружить в текстах стихотворений такие особенности, как: смещение фокальной точки; гиперреализм; наличие нескольких несмешивающихся слоёв (пластов) в тексте; присутствие акцентного (пуантизированного) или воронкообразно расширяющегося финала; наличие реверсивных функциональностей внутри текста; когнитивный волчок; система контрапунктовой поддержки; синусоидальная динамика развития текста; эффект латерального смещения акцентуации; высокая когерентность текстовой матрицы; эффект нарушенного ожидания; латентная или явная парадоксальность; полифункциональность элементов текстовой структуры; непрерывность (бесшовность); аллотропность (полиморфность) текста; эффект нелинейного уплотнения текста (без увеличения плотности метафорики или информационной составляющей); точки кажущихся бифуркаций; торсионный эффект; интерференционные эффекты; семантическая интерполяция; эффект обратной перспективы; использование разрыхляющих модулей; самодостаточность. Ну что ж, раз... два… три… четыре… пять… начинаю я искать, кто не спрятался, в том нет моей вины!
1 место 10. Неравномерные единицы 2 место 9. Имаго 12. Приснится 3 место 2. Сны из Эдема (только нужно исправить бессмысленен, болезненны) 5. Внутри герани обитала
_________________________________________________
«Сон в летнюю ночь». Психоделика Задание: Стихотворение должно быть психоделическим. Тема - «Мы сотканы из ткани наших снов…» У. Шекспир
1. Глазами погибшего шерпа
Туманились скалы лохматым рассветом, Я штопал манто на плечах Джомолунгмы. А в воздухе, словно бродяга, раздетом Мелькала душа заплутавшего юнги.
Я знал паренька - он погиб при Гангуте. Любил после вахты ночной, для забавы Послать альпинистам на горном маршруте В подарок - снегов ненадёжных обвалы.
А после, на гребне взбешённой лавины Ломая хребты обречённым зевакам, Он нёсся в потоке ледовой путины, Представив, что правит отцовским фрегатом.
Я гладил меха серебристой накидки. Смотрел безучастно на драму снегов. Я знаю: Мать Мира не терпит ошибки. Я - шерп. Я - умерший пастух облаков.
Шерпы - народность в восточном Непале. Незаменимы в качестве проводников при восхождении в горы. Многие шерпы погибли из-за лавин. Мать Мира - название Джомолунгмы. "при Гангуте" - знаменитое морское сражение 1714г.
Ульяна_Валерьевна: Понравилось + Я штопал манто на плечах Джомолунгмы. Не понравилось – местами противоестественная инверсия для рифмы.
Surra: Не сказала бы, что это психоделика – больше склоняюсь к истории с участием призраков. Ощутимо вижу то, о чём рассказал автор. Туманились скалы лохматым рассветом – амфиболия, толи над скалами туманился лохматый рассвет, то ли сами скалы дошли до консистенции тумана, то ли рассвет доводил скалы до туманного состояния. снегов ненадёжных обвалы – инверсия. Не очень понятно, почему в финальном четверостишии автор поменял схему ритмического рисунка. В целом, получилось интересное стихотворение. Так и вижу флегматично штопающего манто Джомалунгмы призрака старого, умудрённого жизнью, проводника и призрака проказливого мальчишки в безумном серфинге мчащегося на гребне лавины.
Татьяна_Вл._Демина:
Не думаю, что это психоделика. Скорее, мистика. Помимо ненайденного соответствия теме, для меня совершенно нелогичным (ха-ха, логика в конкурсе психоделики! и тем не менее, должна быть хоть кривая, но логика) видится появление погибшего юнги с мыса Гангут на Эвересте. Ладно бы всё стихотворение было построено на таких нелогичностях, но всё остальное вполне стройненько.
Женя (Гнедой): Тут очевидны разрыхляющие модули – это особые структурные образования, присутствующие в тексте, главная функция которых сводится к тому, что они активно "предлагают" себя читателю для "достраивания", причём делают это неявно. По сути своей они являются не полностью заполненными семантическими матрицами, которые читателю предлагается дополнять собственными элементами, – и именно эти, собственные, элементы делают для читателя невозможным освободиться от "захвата" таких разрыхляющих модулей. Невозможным – потому что в них читатель становится полноценным соавтором, заполняя пустоты в тексте с дробной размерностью собственными "плотью и кровью".(с) Чёрный Георг Вот вроде рассказ начинается от лица Шерпа, преставившегося пастуха облаков… сидит он спокойненько на вершине, штопает манто Джомолунгмы, примерно также, как кот Бегемот примус починяет в «Мастере и Маргарите», и тут внезапно замельтешила душа пролетающего мимо знакомого Юнги… Юнга в горах? Каким ветром его сюда занесло? – читатель захвачен модулем… и начинает размышлять и достраивать: Шерп сообщает, что паренек погиб при Гангуте. Если это полуостров Ханко (Гангут), то расстояние по воздуху между ним и Джомолунгмой составляет 6.169,78 km, а время полета без пересадок 7 часов 44 минуты. Далее читатель со скрипом припоминает, что сражение при мысе Гангут— морское сражение в ходе Великой Северной войны 1700—1721 годов, состоявшееся 27 июля 1714 года у берегов полуострова Гангут (Ханко, Финляндия) в акватории Балтийского моря между гребной флотилией русского флота под командованием генерал-адмирала Федора Матвеевича Апраксина и парусно-гребным шведским флотом под командованием вице-адмирала Густава Ватранга. Самое главное, чтоб Юнга не оказался шведским, и тогда читатель, как истинный патриот, сможет порадоваться, что и на Джомолунгме при большом желании можно встретить героического земляка (не спугнули Юнгу ни дальний перелет, ни кое-где закрытые границы. Юноша захотел на Джомолунгме в снежки поиграть, юноша сделал это…) Если бы стихотворение не было психоделическим, то читателю могла бы увидеться композиционная незавершенность: на протяжении всего стиха разговор шел о Юнге, но потом вдруг Шерп, вспомнив о себе любимом, решил закончить тем, что и он не зря на Джомолунгме сидит за всем этим безобразием наблюдает. Но раз стихотворение психоделическое, тогда будем это считать в норме вещей и эффектом нарушенного ожидания.
2. Сны из Эдема
Свет отовсюду бессмыленен и многократен. Лозы изломаны тяжестью солнечных пятен. Мёртвою фрезией книжные пахнут закладки. Сны так болезнены и удушающе сладки...
Чудище древа заветного горбится в жажде. Каждый от плоти его возродится. Но каждый Собственной кровью наполнит незрелые груши. Осы до дыр выедают усопшие души...
Сны из Эдема тревожны, зовущи и манки. В них пуповина надёжней пеньковой удавки. Солнца короста на коже у дерева зреет. Не засыпай! Я тебя разбудить не сумею...
Ульяна_Валерьевна: Понравилось + начало как аз заход в то, что я считаю психоделикой Не понравилось « усопшие души» ибо душа она вечно живая, я вообще души в стихах не люблю
Surra: А вот это, действительно, психоделика и при том достаточно завораживающая. Манящее переплетение образов. Несколько подкачали рифмы: души – груши, манки – удавки, зреет – сумею. Мёртвою фрезией – ою, ей – нежелательное сочетание окончаний в словосочетании. Стихотворение пропитано слегка вибрирующей тревожностью.
Татьяна_Вл._Демина:
Может быть, я не права, но не считаю стихи о снах психоделикой. Сны — это сны, а психоделика — это скорее глюки, плоды сознания, изменённого какой-либо интоксикацией. Здесь получилось нечто промежуточное. Описываются сны, но общее ощущение ненормальности этих снов остаётся. Что-то подобное мерещится под наркозом. Так что, скорее даже по теме. И само стихотворение понравилось своей выпуклостью странных деталей.
Женя (Гнедой):
Свет отовсюду бессмыленен и многократен. “бессмысленен” опечатка или творческий замысел? Лозы изломаны тяжестью солнечных пятен. Мёртвою фрезией книжные пахнут закладки. Сны так болезнены и удушающе сладки… “болезненны” тот же вопрос.
Чудище древа заветного горбится в жажде. Каждый от плоти его возродится. Но каждый Собственной кровью наполнит незрелые груши. Осы до дыр выедают усопшие души…
Сны из Эдема тревожны, зовущи и манки. В них пуповина надёжней пеньковой удавки. Солнца короста на коже у дерева зреет. Не засыпай! Я тебя разбудить не сумею...
Здесь, как и в каждой уважающей себя психоделике, можно найти высокую когерентность текстовой матрицы. Высокой когерентностью текстовой матрицы Георг называет то свойство текста, которое заставляет все его элементы выстраиваться в определённой направленности и в определённом порядке. Строй выглядит следующим образом: бессмысленный свет - изломанные лозы - пахнущие закладки ( наркоконтролю просьба не беспокоиться, закладки безвредные и книжные) - чудище древа - каждый - незрелые груши - осы до дыр – сны из эдема - пеньковая удавка - короста солнца - и попробуй только засни! уф, расчет закончен… Это приводит к двум следствиям: первое - сам текст становится более гомогенным, и за счёт этой однородности он легче воспринимается читателем. Под однородностью текста здесь следует понимать его цельность и внутреннюю взаимосвязанность на уровне восприятия читателем.
Чудище древа заветного горбится в жажде. Каждый от плоти его возродится. Но каждый Собственной кровью наполнит незрелые груши.
Даже если автор при написании стихотворения имел ввиду что-то гомогенное другое, каждый читатель и особенно читательница, увлеченные гомогенностью строк, сразу отчетливо представляют себе всех нерадивых мужей, которые уже давно объелись груш или собираются это сделать в ближайшее время… Вдогонку предателям очень кстати звучат напутственные слова:
Осы до дыр выедают усопшие души...
Вроде и ничего страшного, но эта проникновенная строка обязательно врежется карательным топориком в лопатки и в память бегунца… Ну и великолепное предупреждение для тех, кто дальше тратит чужие нервы, врет, изворачивается и тянет время, тихой сапой подготавливая пути отступления…
Сны из Эдема тревожны, зовущи и манки. В них пуповина надёжней пеньковой удавки. Солнца короста на коже у дерева зреет. Не засыпай! Я тебя разбудить не сумею... Общее впечатление от стихотворения сложилось хорошее, чувствуется психоделическая энергетика, когда сознанию многое не понятно, но на уровне подсознания стихотворение бодрит…
Обзор внеконкурсного стихотворения:
Глазастое (тут обзор внеконкурсный, как и стихотворение, которое нашлось случайно)
Иногда всё кажется настолько странным (Может, съел не то, может, нейроны шалят), Что глядишь на старые ворота бараном, И у ворот на тебя имеется свой взгляд. Они думают: "Ходит чуть не век тут... Ладно, преувеличили, сорок лет, — И впервые заметил, что мы не никто, а некто, Что у нас душа, не просто чугунный скелет." Потом выясняется — и тополь смотрит, Корнем подножку ставит исподтишка, Пень с глазами тоже — их у него три. Зачем столько, если от горшка два вершка? ...Попялишься да и пойдёшь восвояси, Думая: привидится же такая белиберда, И всё привычно — птерозавры парят в углекислом газе, Взрывается синее солнце — как всегда.
Тут видно невооруженным взглядом, как выпирает из данных строк гиперреализм. Это нечто вроде взгляда на мир через фасеточные глаза стрекозы, когда в поле зрения наблюдателя попадает некий участок "мирового поля" - и все детали этого участка, внезапно, проявляется вплоть до мельчайших подробностей, но при почти полном отсутствии перспективы. эффект возникает при быстром перенесении взгляда из центра привычной композиции куда-то на её периферию, при этом позволяя зрению сфокусироваться именно там, "высвечивая" зоны, обыкновенно лежащие "вне резкости" восприятия. Все мы в своей жизни хоть раз да смотрели на ворота: или читали вывеску “осторожно злая собака”, или искали дверной звонок, но приходило ли нам в голову, что ворота так же запросто могут разглядывать нас ( камеру видеонаблюдения исключаем, потому что это взгляд не ворот, а обеспокоенного околачивающимся возле дома подозрительным субъектом хозяина.) Автор ведет некую перекличку с Ницше “Если долго всматриваться в бездну - бездна начнет всматриваться в тебя.” По идее автора тоже самое происходит и с воротами, мало того... если пристально и фарсеточно посмотреть по сторонам… можно заметить невероятное множество любопытных взглядов… тополей, столбов, скамеек и урн… конечно неприятно сознавать, что любой недоброжелательный тополь, столб, скамейка и урна могут тебя запросто сглазить, поэтому всегда лучше отвлечься на парящих в углекислом газе птерозавров, им то сглаживать тебя некогда - им самим бы выжить и не задохнуться в суровых атмосферных условиях...
3. *** ("Острой клеткою тёмных ресниц...")
Острой клеткою тёмных ресниц Перекрыты каналы зари. Ветер стаей измученных птиц Сквозь проём неоткрытой двери. На стекле нарисованы мглой Разноцветные капли огней. Ветер, сколотый с небом иглой, Обтекает громады камней. Белизны переменчивый цвет Обливается красным огнём. К краю Света, которого нет, Небо крепится Млечным Путём. Пробегает планет колесо Угловатой равниною крыш. Полуночные стрелы часов Рассекают застывшую тишь. За окном ледяная гроза, За окном непроглядная синь. Чёрным пламенем режет глаза Одиночество белых пустынь. Тонет в воздухе серый туман Миллионами вспышек тепла. Фонарей ошалелых фонтан Звёзды в небе сжигает дотла. Параллельные стены дождя Режут время на сотни частей, В глубину за собой уводя Окончания ложных путей. В глубине золотая вода Собирает Луну из кусков, Прибавляя одно «навсегда» К бесконечности глупых стихов.
Surra: Психоделика определённо, но столько технических помарок! Начиная от грамматических рифм: ресниц – птиц, зари – двери (кстати, слово дверь означает и сам входной проём в стене, как и заслон для этого прохода, то есть уже получается тавтология, и ударение в родительном падеже этого слова падает на первый слог: проём двЕри), мглой – иглой, огней – камней, огнём – путём, гроза – глаза, туман – фонтан, частей – путей, кусков – стихов. В продолжении можно заметить рассинхронизацию окончаний: Острой клеткою, Угловатой равниною, потерю сказуемого в предложении: Ветер стаей измученных птиц /Сквозь проём неоткрытой двери, инверсию: Пробегает планет колесо. В защиту можно сказать, что стихотворение отличает внутренняя гармоничность и необычная образность.
Татьяна_Вл._Демина:
Это вполне можно отнести к психоделике, но затянуто, несколько тягомотно-однообразно (чему очень способствует монотонность размера и обилие грамматических рифм). Я бы сократила на треть, потому что вторую половину читаешь уже через силу.
Женя (Гнедой): О данном стихотворении я не могу ничего сказать, моего измененного сознания не хватило на обработку вводных данных, и тут требуется процессор помощнее. Интуитивно чувствую, что здесь поставлена жирная точка бифуркации — критическое состояние системы, при котором система становится неустойчивой относительно флуктуаций и возникает неопределённость. Станет ли состояние системы хаотическим или она перейдет на новый, более дифференцированный и высокий уровень упорядоченности... этого никто не знает и долговременных прогнозов дать не может. Остается только ждать.
А потом пришло время обеда, и я поиски закончила… Простите дорогие авторы те, кого нашла и кого не нашла. Вы абсолютно ни в чем невиноваты, не последнюю роль тут сыграл коварный фатум…
4. ничей клад
столько тепла!.. улыбаешься — в пику вечности, оскалу стекла... впору кричать: «не отдам!», а я отпускаю на выдохе эту даль, снова вдыхая, в надежде поймать новое «то же», чуть-чуть по-другому уложенное, переменчивое знакомое, невéдомое моё, неведóмое, мою блажь, мою чудь...— иду искать!.. от тебя у меня — музыка, му-зы-ка, му - зы - ка просыпается нотками-горошинами, такими хорошими — в каждой живёт весть: ты есть, звучит, простая, время листая, пишется вилами вещих крылышек на богосинем, ветром носима — слов нет — мелодии силуэт, тёплая тайна, в скляни вечности прорастая… веч... хрупкая вещь ни о чём, нереальная, тает свечой на рояле... пальцы бегут за мелодией: каждому кажется — вот, настиг, взять, унести, а она уже неуловимо растворилась ли, утекла?.. ничей клад
Ульяна_Валерьевна: 1 место после нескольких прочтения считаю это стихотворение лучшим представителем психоделики в понимании достичь состояния транса без стимуляторов . От души благодарю автора за стихотворение , ну почему его написала не я .
Surra: Психоделика, определённо, с запоминающейся яркой образностью: «то же», чуть-чуть по-другому уложенное; пишется вилами вещих крылышек на богосинем; в скляни вечности прорастая. Читается на одном дыхании, смена размера и рифмовки воспринимается органично. Чувствуется единение поэта с его музой, трепетное отношение к ней.
Татьяна_Вл._Демина:
Знаю это стихотворение. Тоже не отнесла бы к психоделике. Хотя оно мне очень нравится, но это лирика, отличная лирика, создающая ощущение прозрачности, зыбкости, хрупкости, вечности и мимолётности одновременно. Но — не психоделика)) И где тут сны?
5. Внутри герани обитала
Внутри герани обитала больная нотка - соль металла, и дом из старых древесин её едва переносил. Скрипели ночью половицы, под крышей пролетали птицы - как пролетают дни, года, перемещаясь в никуда.
Вне времени и вне пространства герани устаревший транспорт пыхтел по доскам без дорог, скребя фундаменты тревог. Казалось, листьями рессоры прогнулся интерьер от сора, который выметался вон, пока не стерся напрочь дом...
Ульяна_Валерьевна: Понравилось + сама идея, автор решил описать мир вокруг герани, Не отнесла бы это стихотворение к психоделике
Surra: Определённо, психоделика. Правда, древесина – существительное, не имеющее формы множественного числа, поэтому словосочетание: из старых древесин – семантически неверно. Древесина – имеет значение вещества, и не тела. Это всё равно, что сказать, что какао сварено из молоков. А в целом, достаточно симпатично.
Татьяна_Вл._Демина:
Интересное и, в общем, даже психоделическое стихотворение, но тут уже не вижу соответствия теме снов. А так — хочется прочесть неоднократно, покопаться в смыслах, посмаковать. И что-то андерсеновское мне видится.
6. Июньская крыша
Я знаю: мы седые цапли, даём друг другу двадцать капель. В костюмах вечности врачи. Пойдём на крышу?.. Помолчим?.. А ветер против - он рычит. Но цапли вдруг живее стали: я вижу лип изящность талий, ты видишь чёрт-те знает что, конечно, в молодость окно и надпись "не разрешено..." Пойдём на крышу, где лучами зарю июньскую качают!
Ульяна_Валерьевна: Не отнесла текст к психоделике, тема цапель не раскрыта.
Surra: Не могу назвать это стихотворение психоделическим. Сказка, «Калифа аиста» напомнило. Царапнула инверсия: лип изящность талий. Забавная история.
Татьяна_Вл._Демина:
Первая половина стихотворения нравится больше, чем вторая. «я вижу лип изящность талий» — какая-то очень замудрёная инверсия. Ни разу не видела, чтобы было написано «не разрешено», обычно пишут «запрещается» или «запрещено».
7. отходя от морока ...
"Не буди лихо..." Народ "Let sleeping dog lie" (Не будите спящую собаку) Дж.Чосер "Если старый пёс уснул,- Не буди его..." Евг.Матусовский
~ ~ ~ отходя от морока реала в мир иной перевалом обратимости на выходной от зыбучести земной в ёмкий омут послепления сознания светопреломлениями обаяния мыслепретыкания ойкунуться в хлад предательства хорошего крошева шипованного нежно прошлого в блажь наива пошлого раствориться в летнем солнце сна полярного в эхо-миражах присмыслия коварного как в надтекстах явлено ушекспиренного отрясателя пиров в буре слов: «Мы 'слиплены' из ткани наших снов…» убедителем врагов чародеем и прогрессором-изгнанником духов царственным хозяином-наставником автора напарником* ибо из нашёптанного ночью выткано утренних решений рельсовое полотно плотной мудрости полно из насмотренного из наслышанного из паутинок нитей прочерками капель вниз выслезивших тьмы каприз чтобы миронедопониманью угодив открартериальной изначальностью снабдив чувство мысли учудив отлететь назад измен приятия скупцом вывернув себя вовнутрь морщинистым лицом в старь под скорлупу в яйцо в стартовом конце концов ___ *_автора "Бури", вестимо: бо речь о Просперо...
Surra: Соответствие теме: непременно. Состояние, когда погружаешься в интересную книгу и мир преображается в нечто немыслимое, передано со всей страстью увлечённости. Восхитило словообразование, точно вписанное в канву стихотворения. Разноразмерность строк работает на более глубокое погружение в суть. Несколько простоваты рифмы, но это почти не заметно. Запоминающееся стихотворение.
Татьяна_Вл._Демина:
А понравилось) Автор вполне узнаваем) Обычно меня раздражает такая наверченность и слепленность слов, но в этом конкурсе всё легло в строку, психоделика получилась замечательная)
8. Шумит прибой
Шумит прибой: - Всё ты, всё ты, всё ты..., - Катает гальку, вскользь, туда-сюда. И посреди шуршащей маеты Журчит, бежит и пенится вода: Собой заполоняя пустоту, Обтачивает мысли острый край. И сердце принимает волн игру, Хоть и твердит себе: "не умирай", - Среди камней становится "своим", Теряя пульс, качается слегка - Его сонатой моря ловит Крым И в гальку превращает жар песка, Все чувства и желанья испарив. Приняв простого камня серый вид, Оно - в ладони солнца (c'est la vie)... - Всё ты, всё ты, всё ты..., - прибой шумит.
Ульяна_Валерьевна: Понравилась игра звуков Не понравились инверсии которые не вписываются в текст
Surra: А вот это к психоделике отнести не могу – очень зримое стихотворение. Море и удушающая жара до спекания чувств, оставляющих лёгкое эхо. В психологической поэзии, на мой взгляд, смотрелось бы одним из лучших.
Татьяна_Вл._Демина:
Не вижу здесь психоделики. Ну да, море разговаривает… В конкурсе пейзажной лирики, возможно, смотрелось бы более выгрышно. «Обтачивает мысли острый край» — амфиболия.
9. Имаго
Сумрак да непогодь, и начинает болеть след родовой травмы, прошлых годов раны тянут и тянутся, переплетаются в сеть - внешний скелет, кокон, я там – внутри, комом. Клаустрофобией смятый купаюсь в жару, греюсь своим адом - градус, ещё градус. Что не прикончит нас - сделает сильными… Врут! Я не дитя - верить и сам себе двери выгрызть пытаюсь в сплетении вен и рубцов, рою в себе раны, вою - ещё рано нити тянуть и плести свой последний покров, и прорастать гнилью. Утро - сушу крылья...
Surra: Близко к психоделике. Начало вполне реально, только потом автор погружает нас в бездну подсознания. Купаюсь в жару - амфиболия (почему бы в жару и не окунуться в речке?). Переплетаются и сплетение – так ли необходимо было использовать два однокоренных слова? Дефисы вместо тире. Но в целом – интересно.
Татьяна_Вл._Демина:
А это по теме. И в философскую лирику бы подошло, и в психологическую) Ещё со школьных уроков зоологии нравится загадочное слово «имаго», здесь оно сразу задаёт соответствующий настрой. И само стихотворение не подкачало. Нетривиальное построение, небанальные рифмы, глубокий смысл — одно удовольствие читать.
10. Неравномерные единицы
как бы свежо сказать тебе не соврать ни на один эндорфин о чувствах иду вдоль берега передо мной гора а за ней извивается устье ибексы трутся о гору витками рогов камни летят на камни слева по краю могилы моих врагов с гербариями-венками справа по краю надгробья моих друзей с проблесками эпитафий от облаков цвета радужных пузырей треснул небесный кафель льётся на землю солнечный кипяток и застывает магмой посередине ошмётков живой цветок – это мама... устье рябит изумрудно, сияет вширь, сны в сумасшедших мальках, стрекозах холст акварели кисти бери пиши жить не бывает поздно а вдалеке ещё красивее не передать как, мне вот, словно музыка из-под клавиш рвётся душа из тела и попадает в невод – это ты меня обнимаешь рядом река шепчет по-матерински: т-с-с-с... спи... сияя от водной пыли у дерева жизни такой ароматный спил что любишь со всей силы.
Surra: Теме соответствует. В жестоком мире среди потерь и камнепадов живительный образ мамы. Правда, извивающееся устье – место впадения реки в более крупный водоём, как-то выпадает даже из психоделических образов.
Татьяна_Вл._Демина:
Замечательно. Насыщенное классными образами, но не перегруженное. Прорисовано мастерски. И психоделика тут ощущается. Читаешь и чувствуешь ветер, запахи трав, свежесть, горечь, всё вместе — настоящую жизнь.
11. Чернь серебра полуквадрата
Время квадрата чёрных штанов от солнца тенью яблок неправды висит на ветке! От довоенных саг и эссе абсента созреет проза гнева на эспланадах. Дремлют парады – чётных цветов альфонсы; смертью, рядом – стоглавый башлык виньетки; Тамтамтьмы-девы скáльдят – усердно сердце! Зардеет роза “невки” дня Петрограда…
Чёрных – от солнца! Время штанов квадрата! Тенью яблок на ветке висит НЭП правды. Эссе абсента от… до военных саги на эспланадах. Проза созреет гнева! Дремлют альфонсы – чётных цветов парады, СМЕРШью рядом, у виньетки башлык стоглавый! Эсерно-серно дева тамтам тьмы скáльдит! Дна Петрограда роза зардеет – Невка!
Тенью неправды яблок висит на ветке время квадрата чёрных штанов от солнца. Созреет проза гнева на эспланадах от довоенных саг и эссе абсента. Смертью стоглавой с ядом в башлык виньетки дремлют парады – чётных цветов альфонсы. Зардеет розой “невки” дна Петрограда: Тамтам тьмы девы скáльдят эсерно – сердце.
Тенью яблок на ветке висит НЭП правды! Чёрных – от солнца! Время штанов квадрата! На эспланадах проза созреет гнева! Эссе абсента от… до военных саг и… СМЕРШью рядом, у виньетки башлык стоглавый! Дремлют альфонсы – чётных цветов парады. Дна Петрограда роза зардеет – Невка! Мессирно сэр, но девы там, там тьмы-скальд ить… … Чёрного Северным переменить?
* "Невки" – эскадренные миноносцы типа "Буйный", построенных в Петербурге на Невском заводе, активно участвовали в Русско-японской и Первой мировой войнах.
Surra: Психоделика. Чётко ощутила, как сгущается с каждым катреном атмосфера тревожности. Образы, перемешиваясь в неопределённом повторе, накрепко врезаются в память, переплетаясь абсурдностью с назойливым образом Губки Боба Квадратные штаны.
Татьяна_Вл._Демина:
Ну, что сказать? Психоделика — да. Символизм . Энергично, даже напористо, временами кажется, что сейчас прочтёшь: «Революционный держите шаг». Смысл улавливается скорее не умом, а эмоциями.
12. Приснится
приснится июльский рассвет, и ветер, и поле, деревья-статисты вдали, забывшие роли, и в полдень в траву упадёт созревшее солнце, стеклянное блюдо воды слегка покачнётся, прибой облаков захлестнёт с бормочущим плеском, и стебли цветов муравьям покажутся лесом. и будут, меняя черты, потоками литься, и шепотом - крылья стрекоз, прозрачные листья. рассыплется сон, как песок... но там, где контрастны слова и поступки, цвета - зеленый и красный, останется лёгкость игры, в душе беспорядок, наполненный летней тоской, дыханием сада, простудой морских берегов и криками чаек, и запахом сена, дождя, зеленого чая, и с тёплых туманных ветвей, сомкнувшихся выше, сорвутся иные миры, как спелые вишни.
Surra: Не похоже на психоделику от слова совсем. Очень красивая пейзажная лирика.
Татьяна_Вл._Демина:
Это уже классика)) Кать, а почему «Психоделическое лето» не принесла? Тоже хорошо подходит и более свежее) Не взяла в шорт из-за того, что чла уже много раз в разных конкурсах)
13. пустырь (перевод в психоделику)
над миром багровый клапан луны деревья топорщась рябят перфорацию окон пустырь раздвинут то сжат гармошкой точка средневековья
снега нет мир холоден и безлюден небесный купол бит (но там за ним свет) вселенской молью будто картечью всё в запустении
дух столетий случайное ли дыхание будущее неясно... летней скамьи рим разрушен и муравьи мертвы
не знаю всё это морок в жаркую ночь июля
(а может температура)
Surra: Интересная образность психоделического верлибра несколько смазана обыденностью финала. Понравился образ небесного купола, битого вселенской молью и как деревья топорщась рябят перфорацию окон.
Татьяна_Вл._Демина:
При первом прочтении кажется ахинеей. При втором — «а в этом что-то есть»… При третьем — «чёрт возьми, какие точные наблюдения!» При четвёртом — ай да… (не знаю, кто автор), ай да сукин сын/дочь…
14. не верь никогда кенгуру
разбивается вдребезги механизм написания букв их железные пальцы хватают разжиженный воздух все транскрипции разом сложились в один ультразвук выжигающе-добрый как дивная песнь Алконоста и теперь я как кит не нашедший себя поутру вылетаю из волн на пустынный и гибельный остров ................................................ а ведь мне говорили — не верь никогда кенгуру и беспаспортным белкам, а так же всем прочим медсёстрам
Surra: Интересная психоделика с притягательной образностью и в хорошей технике.
Татьяна_Вл._Демина:
Психоделика однозначно. Правда, тема сна лично мне не видна. Две последние строчки особенно вкусны своим безумным здравомыслием.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:
С удовольствием повторяю и даж усиливаю благодарные восторги Ведущей и Жюрящим, высказанные ране!
Спецам, вестимо, виднее, но на данном конкурсе небезосновательно принято, что "психоделика - это взгляд на реальность в изменённом состоянии сознания". [Есть чем озаботиться: "взгляд" или "реальность в изменённом состоянии..."??] Стало быть, совместимыми изменениями сознания, как условием художественной психоделической коммуникации, должны резонансно обладать как создатель, так и потребитель текста, что не многовероятно. [Особенно, учитывая различия: типов сознания, характеров (о чём слишком подробно уже есть во 'внешнем' ответном комменте Автору Маруся), степени аутизации (или экстравертности), восприятия цвета, пространства идритп.] Получается, что не только изменённость сознания, но и некоторые его 'нормальные' особенности на перефериях 'нормы' могут (с)читаться пропуском в психоделику. А это, кроме объяснения 'дырявости' точек внимания экспертов жюри и разброса оценочных суждений, позволяет сомневать демаркацию границ психоделичного в конкретных случаях.
Изныривая из неуверенности, рискую отнести 'дюженное' конкурсное "приснится..." к психоделике по его замечательному свойству: текст действует, действует сильно, действует скорее 'вопреки' и совершенно непонятным образом, совершая поднастройку соизменением сознания. Даже выписанный в антилогике фрагмент "деревья-статисты вдали, забывшие роли" [с крипторифмой к "море"] с доп. претыканием из-за инверсии и суперстранно 'забывчимыми' статистами, ну никак не мешает, равно как сомнительно общий "запах сена ... [и] зеленого чая", или странная сверхсовместность полуденного солнца с ненемым прибоем облаков, сервированная присутствием иных падучих миров, или банальным удивлением тому, что "стебли цветов муравьям покажутся лесом" и дритп... Вот так этому тексту уже третий раз в привязанности признаюсь...
Спасибо! Наверно, это современность врезается упорно новыми образами Губки Боба, я-то как раз руководствовался образами иного времени, облаком в штанах Маяковского, квадратом Малевича, квадратом квадратов Северного...
Там больше Северного. "Взорвись, как бомба, солнце!" Игорь Северянин «В коляске Эсклармонды», ну, и сама структура стихотворение от "квадрат квадратов".
Surra, спасибо, что Вы прозвучали среди наших авторских "спасибо", к тому же - с точным выводом.) Где-то с Вашим мнением созвучны слова Лауры. Конкурс интересный, но жанр многим незнаком по-настоящему... Ульяна Валерьевна удивила меня (простите, если что) тем, что в стихе не раскрыта тема цапель... Но что меня действительно поразило, это - в рецензии Лауры такое (единственное на конкурсе) обсуждение Сашиного стиха. Стихи Саши Одриной, конечно же, интересны, своеобразны (поэтому, к.м.к., на любителя), но может, другим авторам тоже хочется большего внимания?...
Незнайки-Знайки, спасибо за конкурс: интересно, необычно, полный улёт...))
Большое спасибо, уважаемое жюри! Я счастлива! Не ждала, если честно, что мой стишок, хоть кому-то, понравится (кроме меня:))) И огромная благодарность всем авторам - читать Ваши стихи - радость. И ещё - привет Марусе:)))
Спасибо, уважаемое жюри.) В своё оправдание могу сказать: 1) "не разрешено" - это и правовой термин, да и с детства нам не разрешают рисовать на стенах, брать зверюшек, ну и дальше по жизни... И часто не запрещают, но очень убедительно не разрешают... 2) что-то похожее на психоделику я нашёл на своей странице, но уже начался конкурс, а этот стих написал за минуты, под настроение - надеялся, что не возьмут.)
Светлана, Татьяна, спасибо за сказанное, интересное мнение. Если честно, я не вижу чётких границ в психоделике, да и никто, думаю, не видит) Женя, Ульяна, спасибо за высокую оценку без комментариев – как-то легко отыграли стихи)
А мне кстати, Саша, приглянулось твое стихотворение... но поняла я это позже, чем шорт отправила... хорошее стихотворение определяется еще и тем, сможет ли читатель через неделю его содержание и свои эмоции к нему вспомнить... я это все вспомнила...но шорт был отправлен неделей раньше)))
Женя, я не об этом - шорты/порты, выбрали/не выбрали, жюри/не жюри - не в этом смак. я такую класную разборочку по психоделическим полочкам хочу, как у первых трёх... вот.
столько тепла!.. улыбаешься — в пику вечности, оскалу стекла... впору кричать: «не отдам!», а я отпускаю на выдохе эту даль, снова вдыхая, в надежде поймать новое «то же», чуть-чуть по-другому уложенное, переменчивое знакомое, невéдомое моё, неведóмое, мою блажь, мою чудь...— иду искать!.. от тебя у меня — музыка, му-зы-ка, му - зы - ка просыпается нотками-горошинами, такими хорошими — в каждой живёт весть: ты есть, звучит, простая, время листая, пишется вилами вещих крылышек на богосинем, ветром носима — слов нет — мелодии силуэт, тёплая тайна, в скляни вечности прорастая… веч... хрупкая вещь ни о чём, нереальная, тает свечой на рояле... пальцы бегут за мелодией: каждому кажется — вот, настиг, взять, унести, а она уже неуловимо растворилась ли, утекла?.. ничей клад
Нашему взору предстает большой и горячий герой в трагический момент аварийного отключения центрального отопления в квартире литературной героини где-то в средней полосе России во временном промежутке с ноября по март… Герой идет по заснеженной улице, курит сигаретку и тепло улыбается… покрытому инеем оскалу окна литгероини, и в пику вечности… Потому что жилищно-коммунальная служба не удосужилась оповестить... на какой срок отключены горячая вода и отопление по второму подъезду, отделавшись отпиской на клочке мятой бумаги, что мол отключено «до устранения аварии… и скоро починим!» От окна литгероини на первом этаже до ботинок героя по прямой линии через газон, мелкий кустарник и засыпанную снегом клумбу с остовами засохших георгинов…. метров триста…. Но решительному настрою литгероини такая даль нипочем… Она смело ее выдыхает, накидывая полуприлегающую дубленку из эко-замши на махровый с алыми маками халат, и пуховый платок на розовые бигуди… И снова вдыхает, в надежде поймать новое «то же», перемещаясь в домашних тапочках вприпрыжку к двери подъезда, захватив три метра бельевой веревки на случай сопротивления героя…. в такт шагов она одухотворенно шепчет:
мою блажь, мою чудь...— иду искать!.. от тебя у меня — музыка, му-зы-ка, му - зы - ка просыпается нотками-горошинами, такими хорошими — в каждой живёт весть: ты есть, звучит, простая, время листая, пишется вилами вещих крылышек на богосинем, ветром носима — слов нет — мелодии силуэт, тёплая тайна, в скляни вечности прорастая… (с)
но стремительно выбежав из подъезда и оглядевшись по сторонам(прошло то минут пять), с прискорбием сообщает….
каждому кажется — вот, настиг, взять, унести, а она уже неуловимо растворилась ли, утекла?.. ничей клад(с)
Героя как ветром сдуло…. От него остались на тротуаре только одинокий бычок и цепочка следов к третьему подъезду…. Лит.героиня не стала расстраиваться, а с нежностью подумала: смылся - свое тепло бережёт, видимо и у него в третьем подъезде тоже отопление отключили…
Маленький сморщенный хабарик… на белоснежном поле безлюдной улицы… от клада, который по трагическому стечению обстоятельств остался ничейным…это ли ни присутствие акцентного (пуантизированного) финала…)))
Женя, спасибо, конечно, но у тебя здесь получилась юморная короткометражка по мотивам, а мне - дык ёлы-палы - мерещилось "наличие реверсивных функциональностей внутри текста; когнитивный волчок; система контрапунктовой поддержки; синусоидальная динамика развития текста; эффект латерального смещения акцентуации; высокая когерентность текстовой матрицы; латентная или явная парадоксальность" и прочие специфические аналитико-психоделические красоты.
Ну ничего, несмотря на эффект нарушенного ожидания, я благодарна за внимание!
Саша, это все тоже можно разглядеть при большом желании, но поскольку у меня была короткометражка и эфирного времени досадно не хватило... я выделила только, бросающийся в глаза, акцентный (пуантизированный) финал.. будем считать, что все остальные перечисленные тобой и Георгом признаки психоделики тоже имеются в наличии... в твоем стихотворении)))
Спецам, вестимо, виднее, но на данном конкурсе небезосновательно принято, что "психоделика - это взгляд на реальность в изменённом состоянии сознания". [Есть чем озаботиться: "взгляд" или "реальность в изменённом состоянии..."??] Стало быть, совместимыми изменениями сознания, как условием художественной психоделической коммуникации, должны резонансно обладать как создатель, так и потребитель текста, что не многовероятно. [Особенно, учитывая различия: типов сознания, характеров (о чём слишком подробно уже есть во 'внешнем' ответном комменте Автору Маруся), степени аутизации (или экстравертности), восприятия цвета, пространства идритп.] Получается, что не только изменённость сознания, но и некоторые его 'нормальные' особенности на перефериях 'нормы' могут (с)читаться пропуском в психоделику. А это, кроме объяснения 'дырявости' точек внимания экспертов жюри и разброса оценочных суждений, позволяет сомневать демаркацию границ психоделичного в конкретных случаях.
Изныривая из неуверенности, рискую отнести 'дюженное' конкурсное "приснится..." к психоделике по его замечательному свойству:
текст действует, действует сильно, действует скорее 'вопреки' и совершенно непонятным образом, совершая поднастройку соизменением сознания.
Даже выписанный в антилогике фрагмент "деревья-статисты вдали, забывшие роли" [с крипторифмой к "море"] с доп. претыканием из-за инверсии и суперстранно 'забывчимыми' статистами, ну никак не мешает, равно как сомнительно общий "запах сена ... [и] зеленого чая", или странная сверхсовместность полуденного солнца с ненемым прибоем облаков, сервированная присутствием иных падучих миров, или банальным удивлением тому, что "стебли цветов муравьям покажутся лесом" и дритп...
Вот так этому тексту уже третий раз в привязанности признаюсь...
Наивлучшайшие!,
"Взорвись, как бомба, солнце!"
Игорь Северянин «В коляске Эсклармонды», ну, и сама структура стихотворение от "квадрат квадратов".
Где-то с Вашим мнением созвучны слова Лауры. Конкурс интересный, но жанр многим незнаком по-настоящему...
Ульяна Валерьевна удивила меня (простите, если что) тем, что в стихе не раскрыта тема цапель...
Но что меня действительно поразило, это - в рецензии Лауры такое (единственное на конкурсе) обсуждение Сашиного стиха.
Стихи Саши Одриной, конечно же, интересны, своеобразны (поэтому, к.м.к., на любителя), но может, другим авторам тоже хочется большего внимания?...
Незнайки-Знайки, спасибо за конкурс: интересно, необычно, полный улёт...))
(кроме меня:)))
И огромная благодарность всем авторам - читать Ваши стихи - радость.
И ещё - привет Марусе:)))
В своё оправдание могу сказать:
1) "не разрешено" - это и правовой термин, да и с детства нам не разрешают рисовать на стенах, брать зверюшек, ну и дальше по жизни... И часто не запрещают, но очень убедительно не разрешают...
2) что-то похожее на психоделику я нашёл на своей странице, но уже начался конкурс, а этот стих написал за минуты, под настроение - надеялся, что не возьмут.)
Организатору конкурса - нежно жму лапку - отдельное спасибо.)
Женя, Ульяна, спасибо за высокую оценку без комментариев – как-то легко отыграли стихи)
Спасибо за доброту.
Женя, как жаль, что "ничьему кладу" не досталось порции Вашего замечательного разбора - квинтэссенции психоделики.
Уважаемая Ульяна Валерьевна!
Спасибо за высокую оценку. Я не избалованный похвалами автор, и радость от понимания читателем переоценить невозможно.
Намек - будущим участникам конкурса рецензий
http://litset.ru/publ/15-1-0-67698
хорошее стихотворение определяется еще и тем, сможет ли читатель через неделю его содержание и свои эмоции к нему вспомнить... я это все вспомнила...но шорт был отправлен неделей раньше)))
судьбы свершился приговор!
да...как-то так
я такую класную разборочку по психоделическим полочкам хочу, как у первых трёх...
вот.
улыбаешься — в пику вечности, оскалу стекла...
впору кричать: «не отдам!»,
а я отпускаю на выдохе эту даль,
снова вдыхая, в надежде поймать новое «то же»,
чуть-чуть по-другому уложенное,
переменчивое знакомое, невéдомое моё, неведóмое,
мою блажь, мою чудь...— иду искать!..
от тебя у меня — музыка, му-зы-ка, му - зы - ка
просыпается нотками-горошинами, такими хорошими —
в каждой живёт весть: ты есть,
звучит, простая, время листая,
пишется вилами вещих крылышек на богосинем,
ветром носима —
слов нет —
мелодии силуэт,
тёплая тайна,
в скляни вечности прорастая…
веч... хрупкая вещь ни о чём,
нереальная, тает свечой
на рояле...
пальцы бегут за мелодией:
каждому кажется — вот, настиг, взять, унести,
а она уже неуловимо растворилась ли, утекла?..
ничей клад
Нашему взору предстает большой и горячий герой в трагический момент аварийного отключения центрального отопления в квартире литературной героини где-то в средней полосе России во временном промежутке с ноября по март… Герой идет по заснеженной улице, курит сигаретку и тепло улыбается… покрытому инеем оскалу окна литгероини, и в пику вечности… Потому что жилищно-коммунальная служба не удосужилась оповестить... на какой срок отключены горячая вода и отопление по второму подъезду, отделавшись отпиской на клочке мятой бумаги, что мол отключено «до устранения аварии… и скоро починим!» От окна литгероини на первом этаже до ботинок героя по прямой линии через газон, мелкий кустарник и засыпанную снегом клумбу с остовами засохших георгинов…. метров триста…. Но решительному настрою литгероини такая даль нипочем… Она смело ее выдыхает, накидывая полуприлегающую дубленку из эко-замши на махровый с алыми маками халат, и пуховый платок на розовые бигуди… И снова вдыхает, в надежде поймать новое «то же», перемещаясь в домашних тапочках вприпрыжку к двери подъезда, захватив три метра бельевой веревки на случай сопротивления героя….
в такт шагов она одухотворенно шепчет:
мою блажь, мою чудь...— иду искать!..
от тебя у меня — музыка, му-зы-ка, му - зы - ка
просыпается нотками-горошинами, такими хорошими —
в каждой живёт весть: ты есть,
звучит, простая, время листая,
пишется вилами вещих крылышек на богосинем,
ветром носима —
слов нет —
мелодии силуэт,
тёплая тайна,
в скляни вечности прорастая… (с)
но стремительно выбежав из подъезда и оглядевшись по сторонам(прошло то минут пять), с прискорбием сообщает….
каждому кажется — вот, настиг, взять, унести,
а она уже неуловимо растворилась ли, утекла?..
ничей клад(с)
Героя как ветром сдуло…. От него остались на тротуаре только одинокий бычок и цепочка следов к третьему подъезду…. Лит.героиня не стала расстраиваться, а с нежностью подумала: смылся - свое тепло бережёт, видимо и у него в третьем подъезде тоже отопление отключили…
Маленький сморщенный хабарик… на белоснежном поле безлюдной улицы… от клада, который по трагическому стечению обстоятельств остался ничейным…это ли ни присутствие акцентного (пуантизированного) финала…)))
и прочие специфические аналитико-психоделические красоты.
Ну ничего, несмотря на эффект нарушенного ожидания, я благодарна за внимание!