Лето прошло (увы и ах), и наша критическая бригада возобновляет работу)
Для тех, кто все забыл (или не знал). В наших субботниках всегда есть два критика: «плюс», призванный отмечать достоинства стихотворения, и «минус», который будет видеть только недостатки. Итоговый вердикт по каждому стихотворению на основании взвешивания плюсов и минусов выносит рефери (чьё мнение, разумеется, не является истиной в последней инстанции из-за несовершенства конструкции весов). Чтобы не терзаться муками выбора и охватить побольше авторов, пусть и достаточно лаконично, мы будем разбирать не одно-два стихотворения, а все стихотворения, опубликованные в течение определённого дня. Если в этот день какой-либо автор опубликовал несколько произведений, из них будет выбрано одно, показавшееся наиболее интересным.
чихая пылью, кашляя от дыма, дрожа и запинаясь о перрон, вползал состав из рая, херувимы жевали в окнах яйца и бекон, архангелы натягивали брюки, святые девы кутались в меха, какой-то иностранец многорукий приветливо из тамбура махал. по привокзальной площади уныло протопал дворник, стайка из путан, зевая, на скамейке закурила ... господь достал потертый чемодан, задумался, взглянул в окно, вздыхая, пометил в карте "вот и здесь не ждут", свернул агит-плакат "ключи от рая" и сел обратный составлять маршрут...
Критик-плюс.
Понравилось целостностью образов и настроения: это действительно набросок, картина (я её вижу в тонах чуть пожелтевшей чёрно-белой фотографии). Ощущение усталости и затасканности сквозит в каждой строчке, в каждом описании: это не свежий взгляд широко открытыми глазами, а затёртая, тысячу раз виденная реальность, в которой из цветного остался лишь последний промельк надежды. С самого начала конец предвосхищён, но всё равно до последней строки ждёшь, что что-то изменится… Шива в тамбуре прямо-таки умилил ))
Критик-минус.
В поисках минусов, что называется )))) Соглашусь с предыдущим критиком: черно-белая потускневшая фотография. Ну, или кусочек старого фильма ) Немного режут глаз следующие моменты: если кашляя ОТ дыма, то чихая, соответственно, тоже ОТ пыли, а не пылью (сильно брюзжу))). Стайка путан, а не из путан. (Стая птиц, а не из птиц, так же?) Инверсия слегонца испортила финал. В остальном приходится соглашаться. Для наброска – норм))
Рефери
Единодушие царит в рядах критиков, и я тоже не буду его разбивать) Картинка и впрямь очень цельная и атмосферная, так что шероховатости приходится выискивать специально – при первом прочтении они норовят ускользнуть от читательского взгляда. Шива прекрасен) Разве что я не очень поняла роль Господа в этом наброске. Чемодан, карта и составление обратного маршрута наводят на мысль, что он ехал в том же составе, а вот агитплакат (который на самом деле так пишется) был бы более уместен на открытой местности, в рядах встречающих (если бы таковые существовали). Да и сама формулировка «ключи от рая» - в чем тут агитация? Составление маршрута, кстати, создает интригу – что же это за важная конечная станция, после которой только и остается, что ехать назад. В общем, есть простор для воображения и стимул для путешествий, так что набросок получился отнюдь не бросовым, плюсы явно перевешивают.
«Казалось: детская рука нарисовала избы углем на гребне белого холма…» Ксения Некрасова
Моя наивная поэза твоей, о, Ксеничка, сродни… И я видал глаза луны, и мне их море по колено… И я, отчаявшись, отдал – что было за душой святого… А после много лет молчал…
Ни строчки…
И ни дня живого.
Критик-плюс
Краткое и очень своеобразное. Автор не боится экспериментировать с формой, в стихотворении из 8 строчек использовав и охватную, и перекрёстную рифмовку, и разбиение строки, и смелую рифму «поэза — по колено». Стихотворение очень личное, альбомное, и мне кажется, адресат увидел бы в этих строках гораздо бОльшую глубину, чем посторонний читатель. А стороннему читателю открывается большой простор для воображения.
Критик-минус
Вот-вот, тут тоже согласна, стихотворение очень личное. Настолько, что некоторое понятно лишь автору. Поэза – зашкварно смело, грубо и некрасиво в самой первой строке, особенно, когда с «по колено» не рифмуется вообще. Во второй: не Ксеничка, а Ксенечка. Это единственно правильное написание. Море лунных глаз, которое кому-то по колено, тоже тот еще перл… К финалу вопросов нет)
Рефери
Мимо «наивной поэзы», конечно, сложно пройти, тут приходится согласиться с критиком минус, как и в отношении моря глаз – это и впрямь выглядит чересчур... э-э, фантасмагорично). А вот "Ксеничка" мне показалась отсылкой к небезызвестной Лиличке, поэтому считалась почти нормально. Насчет того, что стихотворение слишком личное и набросочное, чтобы быть адекватно и понятно воспринятым сторонними читателями, согласна с обоими критиками.
о, сколько раз, я шлифовал и вычищал строки рождённого в полнолуние стихотворения. годами они то тускнели, то возвращали к себе сияние и внимание. стихотворение притягивало и манило, отталкивало и отвращало. примешивал мистику и каббалу, разговаривал с Диаволом и искал Бога. прятал в сокровенной фантазии и с этими строками входил в Пардес...
вся тьма вещей тысячелетий - дыханье хищника в листве, все змеи слов, все наслаждение - вчерашний день как прошлый век.
вся тьма сердец - ночи звучание. сияет гордая Хейлель, на древе жизни, не случайно, раскрыты ноты сфир и сфер.
вся тьма людей, все поколения плетут раскидистую ветвь. вся сила снов, всех тел сплетения - нам в дар - рождение и смерть.
я вижу звуки в ярком свете, там расцветают Сефирот,
мы в них и взрослые, и дети - любви земной круговорот...
*** я вижу в небе минареты, там вечность дышит и цветет, к Творцу протягивает ветви.
так бьется в женщине дите...
Критик-плюс
Художественное прозаическое вступление прибавляет стихотворению таинственности и мистики, оттеняет короткие, обрывистые строки самого стихотворения. Каждая строфа — очередная ветвь древа жизни, со своими очертаниями и своим звучанием. Анафора «вся тьма» в первых трёх строфах создаёт тёмный образ ночной стороны мира , а её внезапная смена анафорой «я вижу» двух последних строф создаёт ощущение выхода на яркий свет. Всё стихотворение построено на этом переходе: от смерти к рождению, от ночи к рассвету, от прошлого к будущему, от земли к небу, и автор смог передать читателю и контрасты двух сторон бытия, и стремительность этого перехода. Стихотворение звучит как песнопение, как гимн.
Критик-минус
Всё так, только это песнопение надо понимать. А у меня стойкое ощущение, что я не понимаю) И к анафоре претензий нет, и выход на яркий свет – есть. И даже «вся тьма» считывается тут не только как темнота, а как «много», с двойным смыслом, так сказать, что тоже плюс. Но пока я до этого докопалась, я раз десять прочитала. Я продиралась через это стихотворение, как через терновый куст. Я гуглила)) Пардес, Сефирот и прочая каббалистика - это необходимо понимать. Я, видимо, мимокрокодил просто. Ну и многовато излишнего пафоса и возвышенности, как по мне, в стихотворении… Дитё тоже не нравится. В стилистике стихотворения «дитя» было правильнее, а «дитё» - просторечие.
Рефери
Согласна с тем, что «дитё» в финале сильно роняет градус пафоса и выбивается из стилистики, а кроме того, именно в этом стихотворение я бы не стала отказываться от точек над «ё», потому что, к примеру, «всё наслаждение» сразу после «все змеи» считывается по инерции – как «все», то есть неправильно. У меня это стихотворение тоже воспринялось как гимн, но весьма узконаправленный, требующий некоего минимального объема знаний и эрудиции для восприятия. Далеко не каждый возьмется гуглить, поэтому довольно много читателей окажутся в положении упомянутых критиком минус мимокрокодилов. Но на тех, кто уже настроен на нужную волну, стихотворение и впрямь может оказать гипнотически-вдохновляющий эффект)
Ночью приснилась мне старая мамина шуба - Рыжие пятна на чёрном, податливом ворсе. Зеркало в спальне, из окон доносится Шуберт, В шубе танцую - мне скоро исполнится восемь.
Мягкий атлас на подкладке заботливо гладит Острые плечики солнечной девочки-феи, Мама на кухне сварила варенье к оладьям, Персиком сладким июльский закат розовеет.
С мамой обнимемся, кружится дней вереница, Годы распишут в дневник мне уроки и роли. В маминой шубе в кармане надёжно хранится Точка опоры - мой маленький внутренний кролик.
Критик-плюс
Автор знает, о чём пишет. Детские воспоминания — они именно такие, с цветом, звуком, запахом, тактильными ощущениями, движениями, чувствами и волшебными ассоциациями. И именно так, в неразрывном клубке, моменты детства и вспоминаются — живой подвижной картинкой. Очень настоящее, зримое, ощутимое стихотворение, погружающее в себя, вызывающее из памяти какие-то собственные яркие моменты жизни читателя (пусть без шубы, заката и оладьев, а с чем-то другим). И — да, это и есть настоящая точка опоры, то, что согревает всегда и везде, что бы ни случилось.
Критик-минус
Вот что мне тут делать, а, нормально же всё с детскими воспоминаниями?))))))) Сказать, что Шуберт может доноситься из одного окна, а не из окон? Нет. Вдруг с размером спальни повезло и в ней два окна?))) Сомнительно: атлас на подкладке. Атлас подкладки или атласная подкладка. А НА подкладке обычно сама шуба. Или дырка на подкладке) Не может быть атлас сам на себе. «В маминой шубе в кармане» - так не говорят. В кармане маминой шубы. Хоть что-то в минусы наковыряла))))))))) А, еще минус предыдущему критику: финал супер, она не сказала)
Рефери
Нелегка работа критика минус, когда попадается и впрямь цельное, качественное стихотворение, которое так ложится на душу, что ковыряться не хочется) Я бы еще побрюзжала, что опираться на кроликов негуманно, а расписывают в дневникЕ, а не в дневник. Но персиковый июльский закат многое искупает своей вкусностью, как и прочие штрихи, оживляющие воспоминания. Здесь хочется остановиться и подольше потанцевать в маминой шубе)
Принятие, смирение или усталость, какая грань тонкая, какие разные дороги сознания, мимикрируешь под среду обитания, постепенно, по пережитому, на изнанке подсознания последовательность действий вшитая, там, где раньше не было, находишь выходы, мудрость или, может быть, инстинкт, провидение, принимая решение, перебираешь варианты событий, опыт – ниточки судьбы, веретена вращение, движение, каждый вздох новый – знание, по крупиночке добытое, всё сами, сами, копим, передаём дальше для видоопределённых нами же, чем-то значимых, носителей, носители – разнодушные создания, так или иначе, мы приходим к одному – правильному, не лишённые собственного я, горстка странных клонов на планете Земля.
Критик плюс
Я вообще довольно тяжело читаю верлибры, но этот читается хорошо, в нём есть пульс, стихийные рифмы, созвучия. Если читать вслух, напоминает рэп ) Очень динамичное стихотворение, на одном дыхании. Действительно, «так или иначе, мы приходим к одному — правильному» ))) Нравится основная мысль стихотворения и то, в какие слова она облачена.
Критик-минус
Усталость, смирение, а уже после – принятие. Если повезет))) Я легко читаю верлибры, если они интересные. Тут философия ради философии. Прочиталось несложно, но скучно. Ничего нового не узнала. Длинно. Можно было бы короче и ничего бы не поменялось. Дороги сознания, тут же рядом – изнанка подсознания. Многовато сознательного. Самая удачная строка стихотворения: «там где раньше не было, находишь выходы». Дальше просится сразу: «принимая решение, перебираешь варианты событий». А все, что между, кажется лишним. Вообще, просто перечислений всяких тут многовато.
Рефери
Я тоже не большой ценитель верлибров, но признаю, что в этом жанре бывают действительно классные произведения, которые держат в напряжении до самого финала. Тот случай, когда содержание выходит на первый план, делая форму несущественной. Здесь же этого не происходит: да, отмеченные критиком плюс элементы классической поэзии – созвучия, ритм – делают прочтение легким, буквально тащат за собой по тексту, но при этом содержание не слишком цепляет за счет обилия общих слов и отсутствия каких-то ярких, личных впечатлений и деталей. В общем, боевая ничья.
(опыт хохмокритики) ☆ учением не унывал от парты в Кеплера влюблённый я с детства презирал овал и точный эллипс рисовал ☆ при этом недоумевал почто дневного бриза должно ждать не хватаясь за штурвал псам Флинта пьяным наповал ☆ о чём народно сетовал исправив Когана узорный текст "Бригантины" к пазлу пазл ЮВизбор осушив бокал ___
справочно: "… Капитан, обветренный, как скалы, Вышел в море, не дождавшись нас… ... Так прощаемся мы с серебристою, Самою заветною мечтой, Флибустьеры и авантюристы По крови, упругой и густой. ... И, звеня бокалами, мы тоже Запеваем песенку свою. ... …"
Павел Дав. Коган, 1937. по https://stihi-ru.turbopages.org/stihi.ru/s/diary/nadejda14/2019-01-25
Критик плюс
Справочную часть почитала с интересом, просветилась ) Про Кеплера и овал очень понравилось, забавно ) Понравилось чёткое соблюдение ритма и рифмовки, оригинально и симпатично.
Критик-минус
Справочная часть – интересная) Это, пожалуй все, что хочется сказать. Не симпатично ни разу. У положительного критика пойду спрошу, где там она это нашла))) Влюбленный от парты, это почти так же, как и ненавидящий от табуретки, а унывать учением – почти так же, как и радоваться знаниями. Сетую, очень сетую…
Рефери
Я тоже сетую, что изучение справочных материалов отняло у меня изрядно больше времени, чем чтение самого текста – разве что в этом и была цель автора. Ученье - свет, так сказать. Но даже если так, то упомянутые корявости и сетовАл с ударением на последний слог (отчаянно перекликающийся с сеновалом) отбивают жажду пополнить свои знания. По поводу соблюдения рифмовки – схема-то соблюдена, но сами рифмы типа «пазл/бокал» отнюдь не украшают текст. В общем, симпатичности тоже не разглядела, так что вынуждена примкнуть к критику минус.
Доктор, о чём Вы? Какие кошмары в ночи? Ночи давно перестали от дней отличаться. Дьявол приходит, но сядет в углу и молчит, Глыкает чай с псевдомёдом, сморкается в лацкан. Бросит порой пару слов, но не мне, а Коту, Так... без запала и прежнего хитрого плана. Бог отзвонился - сказал, что достало всё тут, Он, как киты, задыхается от целлофана. Доктор, какая вакцина! О чём, Вы, mein Herz! Даже мой Кот понимает, что нам не поможешь - Все нарративы стекаются к слову... "конец". Жалко китов. И Кота. И растения тоже.
Критик плюс
Люблю такое — когда простыми словами о сложном. Форма монолога тут идеально подходит к содержанию: получилось живо и естественно, тогда как без «пропускания через ЛГ» эти же мысли звучали бы пафосно и плакатно. Ночи, не отличающиеся от дней, псевдомёд и задыхающиеся от целлофана киты — штрихи, рисующие портрет убиваемой человеком планеты; дьявол без хитрого плана, уставший бог — штрихи к настроению безнадёжности. А то, что дьявол даже говорит с котом, а не с ЛГ, и то, что в конце ЛГ жаль кого угодно, только не людей, — подчёркивает вину человечества в происходящем. Лично я не настолько ещё пессимистична в плане будущего, но ЛГ очень понимаю.
Критик-минус
Тоже такое люблю)) Пессимизм, который не пессимиздит , а заставляет подумать. А думать мне иногда вредно, особенно на ночь. Вот и тут - надо недостатки выковыривать опять) Рассогласование времен в одной строке: приходит – в настоящем времени, а сядет – в будущем. «Дьявол приходит, садится в углу и молчит» - лучше же) Больше, честно, не нашла)
Рефери
Я могу лишь подписаться под двумя выше озвученными мнениями про качественный и философский пессимизм без нагнетания, но мне интересно, почему вдруг в финале ЛГ решил пожалеть растения? Нисходящая ступень эволюции после китов и кота? Ну, не знаю... Учитывая, что до сей поры растения вообще никак в тексте не фигурировали, мне этот выстрел показался малость холостым и внезапным (хотя будь оно где-то в середине, а не в финале, прочиталось бы без нареканий). И еще хочется отметить, что простые тут не столько слова, сколько интонации, вернее, даже не простые, а естественные, а сами слова встречаются весьма колоритные и уместно подобранные – те же «глыкает» и «лацкан», например. А так – безусловно, еще один достойный и запоминающийся текст.
Вселенная на кончике пера. Создатель слов был этому не рад, Но свет скользнул в пещеру мироздания И то, что было/не было вчера - Рассвет, закат, бегущая вода - Приобрели и цвет, и очертания. Так появилась горная руда И человек без имени и звания.
Создатель слов, поморщившись, вписал В большой гроссбух отроги серых скал, Воробышка, слона и черепаху, И далее, и далее вразнос - Перо писало, слов копился воз, Плодилась живность без любви и страха.
Он понял: за словами не успеть, И выдумал для всех живущих смерть. И видел он с небесного порога, Как умер человек и стрекоза, Но не было уже пути назад Закончились Слова для нас у Бога..
Критик плюс
Замечательное философское стихотворение. Трудно о нём что-то сказать, потому что просто нет слов ) Оно живое, настоящее. И отличающаяся по рифмовке первая строфа как вступление, и «притчевый» язык стихотворения, и случайность-неслучайность упоминаемых слов — всё уместно и всё украшает текст. И нравится ещё простота, незамудрённость образов — идея стихотворения как на ладони, и это тоже отвечает его притчевому характеру. Философская поэзия, на мой взгляд, такой и должна быть )
Критик-минус
О, я тут вроде уже бурчала)))))) Мне отчетливо не нравится мироздания-очертания-звания полностью одинаковыми окончаниями (но было хуже, было вообще «нья», я помню))). Когда читаешь все стихотворение полностью, понимаешь, что этим стихотворение немного портится((( «Как умер человек и стрекоза» - умерЛИ тогда. Если это не человек-стрекоза, то их же уже двое)). Отчетливо кажется, что во второй половине стихотворения автор вошел во вкус и расписался основательнее, поэтому первая половина не такая крутая получилась, как вторая.
Рефери
Я согласна с критиком плюс, что притчевость и незамудренность этого стихотворения подкупают и очаровывают, но не могу не согласиться и с критиком минус – по поводу однообразия рифмованных окончаний и небрежности в согласовании чисел подлежащих и сказуемых. Горная руда и человек тоже появилИсь, а не появилАсь. А то, что было, приобрелО цвет и очертания (уточняющие перечисления обособлены тирешками, они не в счет). Но с тем, что это настоящее стихотворение, а не упражнение на рифмовку или вымученное кучерявое умствование, даже спорить не хочется. И этот аргумент перевешивает)
Подведём итоги. В рамках «Субботника» было кратко проанализировано 8 стихотворений. И лучших набралось аж три: «Шубозверь» Мотылька, «жалко китов» Кота-Неучёного и «Создатель слов» Апофиса. Наименее удачными нам показались «Ксении Некрасовой» Ицхака Скородинского и «эллипсон» Бориса Старче.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:
Ой...вот спасибо огромное! Всем! Сами знаете, авторы дико любят, чтобы про их "нетленку" что-то писали-говорили-обсуждали:))) А мне, так и просто повезло!
Спасибо, девушки! Хорошую работу делаете - вот честно, я редко соглашаюсь с критиками, даже с плюсовыми)), но здесь вынужден признать, что всё сказано по делу. Есть небольшое несогласие... а как без этого?) Но надо об этом ещё подумать, может быть и это не согласие не верное)
Не люблю переделывать, но попробовал учесть замечания)
Вселенная на кончике пера. Создатель слов был этому не рад, Но он уже не смог остановиться И то, что было/не было вчера - Рассвет, закат, бегущая вода - Приобрело и звания и лица.
Создатель слов, поморщившись, вписал В большой гроссбух отроги серых скал, Воробышка, слона и черепаху, И далее, и далее вразнос - Перо писало, слов копился воз, Плодилась живность без любви и страха.
Он понял: за словами не успеть, И выдумал для всех живущих смерть. И видел он с небесного порога, Как гибли человек и стрекоза, Но не было уже пути назад Закончились Слова для нас у Бога..
согласен) у меня почему-то редко получаются переделки, или исчезает что-то, или просто привыкаю к написанному, кстати, и чужие переделанные не часто нравятся
Вынуждена согласиться с Эри( Но вообще бывают стихи, в которые влюбляешься с первого взгляда, и дальше уже любые изменения, даже вроде как полезные, воспринимаются с трудом.
☆ Подумал, что объединяет нас в пятёрку июлят, которым под критический разбор свезло попасть случайным сопубликованием в двудюженной субботе золотого полнолуния июля, в симпатичнейший Международный день заботы о себе, в День либертатора Симона Боливара, в День святой равноапостольной княгини Ольги (Хельги, значащем "святая" даже именем), и в День российских профессионалов,- трёх: работника торговли, и флориста, и кадастрового инженера, плюс День любви — Ту бе-Ав* из календаря еврейских праздников?.: В итоге вышло целых две отметины на душу подкритичных, а для критиков - и вовсе по три.: Можно выбирать по вкусу, сидючи за этим общим жизнисловорадостным столом. Такой вот пролонгированный тостъ... ___ *_Пятнадцатое Ава
Спасибо за отклик, Валерий)
Вселенная на кончике пера.
Создатель слов был этому не рад,
Но он уже не смог остановиться
И то, что было/не было вчера -
Рассвет, закат, бегущая вода -
Приобрело и звания и лица.
Создатель слов, поморщившись, вписал
В большой гроссбух отроги серых скал,
Воробышка, слона и черепаху,
И далее, и далее вразнос -
Перо писало, слов копился воз,
Плодилась живность без любви и страха.
Он понял: за словами не успеть,
И выдумал для всех живущих смерть.
И видел он с небесного порога,
Как гибли человек и стрекоза,
Но не было уже пути назад
Закончились Слова для нас у Бога..
Но вообще бывают стихи, в которые влюбляешься с первого взгляда, и дальше уже любые изменения, даже вроде как полезные, воспринимаются с трудом.
пусть пока полежит себе недоисправленный)
А я чувствую разочарование... Понимаете почему?)
Спасибо, что читаете)
Спасибо за отклик.
Повезлооо:
Пошёл вывешивать полученное на личную "Доску позоров".
СпасиБотБо!
С наивстартосенними!,
ещё одно СпасиБотБо!
Всегда пожалуйста)
☆
Подумал, что объединяет нас в пятёрку июлят, которым под критический разбор свезло попасть случайным сопубликованием в двудюженной субботе золотого полнолуния июля,
в симпатичнейший Международный день заботы о себе,
в День либертатора Симона Боливара,
в День святой равноапостольной княгини Ольги (Хельги, значащем "святая" даже именем),
и в День российских профессионалов,- трёх:
работника торговли, и
флориста, и
кадастрового инженера,
плюс День любви — Ту бе-Ав* из календаря еврейских праздников?.:
В итоге вышло целых две отметины на душу подкритичных,
а для критиков - и вовсе по три.:
Можно выбирать по вкусу, сидючи за этим общим жизнисловорадостным столом.
Такой вот пролонгированный тостъ...
___
*_Пятнадцатое Ава
Судя по фотографиям, это было написано во времена, когда ни плюс, на минус ещё не родились.
И да, абсолютно личное.
Критика принимается, за плюсы - улыбаюсь!
С новым субботником всех!