Murrgarita Я хотела бы сказать, что это очень трудно – оценивать стихи, комментировать их… Я хочу попросить Вас не забыть – это только моё мнение. Оно может Вам не понравиться, но что поделать? И ещё – тоже важно: мнение о конкретном стихе никак не связано с отношением к автору и к его творчеству в целом.
Алекс Фо Так сложились обстоятельства, что нормальный обзор написать вовремя я уже не успею, а парой слов отделываться не хочется. Так что если кого-то интересует подробное мнение и замеченные ляпы - пишите, сделаю не торопясь (в рецензиях к произведению или к обзору, или вообще в личке - мне без разницы, на ваш выбор). В целом же конкурс не порадовал. И не то печалит, что стихов мало, а то, что в них очень мало поэзии, на мой взгляд. В этом конкурсе преобладает лирика (в худшем смысле слова - растянутая и ниочемная, ничем не примечательная - прочел и забыл) либо нарратив (который вообще сложно сделать качественно - тут надо не только хорошая техника, но и залипательное содержание), либо их комбинации. Много душевностей и красивостей - опять же, в худших смыслах (что на фоне ниочемности в целом только отталкивает). Красиво подобранными словами и ровной техникой на этом сайте трудно удивить, нужно что-то уникальное, выделяющее стихи из общей массы. "У поэта должен быть свой голос" (с), у каждого стихотворения - особенность, неповторимость, какие-то оригинальные элементы, которые остаются в памяти. Такого очень мало оказалось. Некоторые произведения вообще только одну мысль вызывают - это что, лучшее за лето у автора?? тогда либо это просто беззаботный троллинг, либо со вкусом/умением/вдохновением у автора оказалось совсем туго.
1. Межсезонье
Притихший город на побережье Лежит подковой вокруг залива. Уже отхлынул поток приезжих, Работать можно неторопливо. Лотки пустуют. На крытом рынке – Избыток места для трёх рыбачек. – Мужчина, стойте! Хотите рыбки? – Хочу. Спасибо, не надо сдачи. Моряк в прибрежном кафе скучает И тычет вилкой в "лапшу по-флотски", А в небе машут крылами чайки, Кромсая тучи – сырые клёцки. Ушли клиенты от Диогена: Уснул у бочки торговец пивом. На подбородке засохла пена – Лицо, как берег в момент прилива. Худая кошка с бомжом на пару В бачке на пирсе удачу ищут, Но склад объедков и стеклотары Теперь пустует. – Крепись, дружище! Тут всё родное и все знакомы. Живём неплохо, и слава Богу. Но город снова впадает в кому, И мне охота залечь в берлогу. На пляж без пляжниц взираю сонно. Без них я скучен, ленив, безгрешен. Курорт безлюден. Из межсезонья Хочу вернуться в сезон черешен...
Елена Шилова Сложно комментировать и оценивать стихотворение, которое рождалось буквально у меня на глазах) Ну и не без моих… э-э, корректив) Ну, перечитала еще разок – н-цатый уже. Да хорошо получилось) Даже вернувшиеся клёцки этому не помеха)) Особенно нравится образ Диогена и сравнение пены на подбородке с берегом в момент прилива.
Murrgarita Хорошая картинка, колоритная такая. Детали-штрихи отобраны продуманно, как раз те, что наиболее точно, рельефно рисуют коматозное межсезонье. Почему же мне по прочтении хочется сказать – ну и что?..
2. коктейль молочный
и я любил коктейль молочный и соки яблоко томат а стал постарше скучный склочный взрослеем я не виноват
тащу хомут свой и не ною хотя конечно будни нудь бывает хочется порою в свое же детство завернуть
но мне милей папаши роль же когда пируем на миру себе-то водку с пивом больше а соки детям я беру
Елена Шилова Ностальгическое и с глубиной, несмотря на нарочитую внешнюю неказистость. Но к ней я уже привыкла, таков авторский стиль) Трагедия в том, что в детство завернуть хочется, но не можется, даже если вместо водки с пивом употреблять сок. А нотка оптимизма – что собственные дети напоминают о тех временах и позволяют хотя бы ненадолго окунуться в прошлое.
Murrgarita Владимир, не буду прикидываться, что не вижу, чьи это стихи. Даже с учётом особенностей Вашего письма, строка " но мне милей папаши роль же" нехороша. Строку " хотя конечно будни нудь" отсутствие запятых делает даже комичной. Знаете, сначала это было интересно, забавно, миленько – отсутствие препинаков, подчёркнутая разговорность, выкручивание слов… Сейчас того впечатления уже нет.
3. Левиафан
Я не поэт, я стихо-игроман, играю вволю рифмой и словами; внутри меня сидит Левиафан, живущий нерождёнными стихами. Он злобный многоглавый полиглот, его зову я в шутку – Саламандра. Вчера одна башка открыла рот и на санскрите тихо пела мантру. Иронию потребует в обед, а утром в нём проснётся вдруг философ; под вечер этот страстный сердцеед катрены о любви сложить попросит. Всегда следит за качеством стихов, ехидно критикуя, злобно скалясь, и если много ляпов, косяков – бессонницу подкинет в виде кары. Никак не одолеть мне эту страсть; жена уже ревнует, что нас трое, и хочет кляп ему засунуть в пасть, а в ноздри жёстко вдеть кольцо стальное.
Елена Шилова Многоглавый Левиафан по кличке Саламандра – это что-то очень… чудовищное) В смысле, слишком много понамешано, из-за этого образ распадается. Вообще выглядит упражнением, написанным без огонька, по принуждению того самого внутреннего монстра, требующего писать и приносить на конкурсы хоть что-то. Рифмы либо точные грамматические, либо сомнительные («скалясь/кары»). А есть и сомнительные грамматические)) Так-то ассонансы никто не отменял, но вот так лихо смешивать их с точными, к тому же расхожими не стоит. Перечисление традиционных для поэта метаний ничего нового не открывает читателю. Вдевание стального конца в нос – а зачем? Чтобы можно было как быка – за кольцо и в стойло? Но вот незадача: чудище-то многоглавое, а нос один…
Murrgarita Стихотворение слабо технически, но и содержание как-то не воодушевляет.
4. Лемминги
Бесконечные сумерки, дни незаметны, заболевшее солнце не встанет никак, и страдает зимой после скудного лета обездоленный лемминг, полярный хомяк. Безнадёга у леммингов, нечего есть им — ни травинки, ни зёрнышка, тундра бела. Выходили на поиски порознь и вместе. Плотоядными стали, такие дела. Озвереешь от голода — бросишь стесняться, а чего не достанешь из мёрзлой земли: отложили кузнечики сладкие яйца, в засекреченных норках зимуют шмели. Грызуны забывают веганскую пищу, превращаются в мелких клыкастых волков, по извечной привычке боятся, но рыщут, и любой в конкурента вцепиться готов. Забираются лемминги в снег осторожно, где их ждёт пропитание и, наконец, перспектива забыться в уютных берложках... И за каждым крадётся пушистый песец.
Елена Шилова Песец неотвратим, как воля рока)) Вроде бы легкое и забавное стихотворение, но если копнуть, можно разглядеть двойное дно и прячущуюся в нем философию) Человеческое сообщество живет примерно по тем же законом, что эти лемминги, ну и песец за спиной у каждого свой. В общем, лучше не копать) Но хочется)
Murrgarita Славный стих о бедах и злодействах леммингов в зимнюю пору, с чётким ритмом и крепкими рифмами, не без гражданского пафоса… Ну, я загуглила – в нескольких статьях оговорка, что лемминги и насекомых "когда попадаются" едят. Так что это в порядке вещей, правда, лемминги в конкурентной борьбе ведут себя нехорошо. Вот если бы автор написала эту историю с присущим ей ЧЮ – было бы здорово.))
5. Неписец
Источник вдохновения: Алекс Фо "Рыба счастья" http://litset.ru/publ/16-1-0-67082
Там, где давно не восходит солнце, тела и мысли сковал мороз, Суровый зверь неписец крадётся, метёт страницы шикарный хвост. Хоть графоманы тянули когти, крича ругательные слова, Но он пробрался – не лис, не котик, и три поэмы легко сжевал.
Ужасно любит, подлец, искусство, стихи вообще для него – магнит, Кого коварный зверёк укусит – ни строчки больше не сочинит... Палач с повадками вурдалака, утащит смыслы трудов на дно. Потом останется только плакать и на диване лежать бревном.
Притихли рифм и метафор зубры, но снова жертвы на сайт идут... У злого зверя такие зубы – админы в обморок упадут! Взлетают камни, скрежещут перья, а он бросается на творцов, И кто пока что в него не верит – однажды встретится с неписцом!
Елена Шилова То песец, то неписец – все циклично) Легко и хлестко написанный текст, но видно, что он скорее междусобойное хулиганство по по мотивам, чем самостоятельное произведение. Хотя хулиганство симпатичное, этого не отнять) И некоторая мультяшная ужастиковость ему только на пользу. Не поняла только, на какое дно утащит смыслы трудов неписец, он же, в отличие от героя источника вдохновения, не рыба)
Murrgarita Ну, зверь-неписец успел стать мемом, да и мне он знаком не понаслышке. Правда, из текста следует, что злой зверь живёт исключительно на сайте, а мне кажется, он и в головы проникает.))) Могу придраться к рифме идут-упадут и втычке "что" – пока что – и, пожалуй, всё.))
6. Я научу тебя читать туманы
Я научу тебя читать туманы. Я по рисунку родинок на шее, По цвету глаз, как будто ворожея, Читаю сны, а месяц златотканый, Вспоров у неба спящего карманы, Мои фантазии во снах лелеет.
Пусть мелет звёзды в пыль небесный мельник, Роняет наземь в сумерках совиных И бродит плотный, запаха полыни, Креплёный зной в июльской винодельне, И зреет август, лёгок на помине, Во снах земли тягуче-карамельных.
Ковшом цепляет след кометы длинной Медведица под стражей Волопаса.
Внизу круглеют яблони до Спаса. Земля за лето небо приручила.
Не можешь спать, чтоб не шептать: Останься... И ничего не помнишь о причинах.
Елена Шилова Насыщенный образами текст, где-то даже перенасыщенный – во всяком случае, на мой вкус. Гармонично увязать между собой столько красивых придумок – задача непростая, и здесь некоторые швы тоже получились неаккуратными. Слишком много в тексте ярких эпитетов и дополнений, наслаивающихся друг на друга. Например «месяц златотканый, вспоров». Златотканый – это или вышитый золотыми нитями, либо сотканный из них. В любом случае, это что-то достаточно мягкое, поддающееся рукоделию. А «вспоров» - это уже действие для предмета твердого и к тому же острого. Далее сама картинка: месяц, вспоров карманы у неба, лелеет мои фантазии во снах. Как эти два действия связаны между собой? Первое рисует нам образ эдакого лихого карманника, промышляющего по ночам, а второе – нежного и заботливого существа. Я могу предположить, что в карманах у неба хранились как раз упомянутые фантазии, но все равно диссонанс ощущается. И это только первая строфа)) Во второй меня смущает, что пыль роняют (ронять можно что-то, имеющее вес, а пыль просто разлетается), а также обилие запахов и вкусов – полынь, винодельня, карамель. По отдельности это все прекрасно, а вместе, как и при смешении разных цветов, получается нечто невнятное. Круглеющие яблони – вот это нравится, так и представляется, как ветви под тяжестью яблок пригибаются к земле. А в остальном – ну как-то чересчур для меня. Хотя кого-то, несомненно, заворожит.
Murrgarita Знакомый образный почерк, яркий и своеобразный. Но мне всё же кажется, хотя бы какая-то логика в образах нужна, а почему "месяц златотканый (?), // Вспоров у неба спящего карманы, // Мои фантазии во снах лелеет." А не вспоров карманы – нельзя? Или это фантазии автора в карманах у неба? Почему? Потому что златотканый отлично рифмуется с "карманы"? Рифма длинной-приручила совсем никакая, а Волопаса-Спаса наоборот… А почему круглеют яблони, а не яблоки? Ну и "во снах" в последних строках соседних строф слишком заметно. Зато " бродит плотный, запаха полыни, Креплёный зной в июльской винодельне" – просто великолепно, такой роскошный образ! Я так подробно цепляюсь, потому что стих, на мой вкус, стоящий, и вдруг автор захочет его немножечко доработать…
7. Кизилташ
А помнишь тучу на Сандык-кая - Сырую зябкость в тихой сизой пасти, Рассказанную тайну старой власти: Про Кизилташ* и ядерный заряд, Хранившийся секретно в той горе, Где благодать чудесно бесконечна - Где стены древней кельи душу лечат, И святость жизни побеждает смерть? Судьбы насмешкой - сосуществовать Войне и миру под горой друг с другом. Вспахали скорбь и боль мечты, как плугом, Сближая в тесной точке рай и ад.
То облаку, то тучке золотой, Гора спокойно подставляет плечи. Мир затаил клубок противоречий... Храни, Господь, принявших в сердце бой!
А туча полежала и ушла. Душист чабрец на скалах, жёлт лимонник: Всю красоту, что Бог, любя, обронит На землю - ловят души-зеркала.
*Кизилташ - урочище в Крыму неподалёку от г. Судак, где хранились ядерные бомбы; в этой же горе расположен Стефано-Сурожский мужской монастырь.
Елена Шилова Здесь, мне кажется, идея (о сосуществовании рядом жуткого и святого) ценнее, чем ее воплощение. Все-таки «судьбы насмешка», «войне и миру сосуществовать», «рай и ад» изрядно упрощают подачу, делая ее традиционно пафосной, без изюминки. А вот описания природы удачные, колоритные: сырая зыбкость в сизой пасти, гора, подставляющая плечи, лимонник и чабрец. Если б удалось ощущение скрытой опасности передать через описания и детали, а не прямым текстом, получилось бы по-настоящему здорово. А, правда, есть еще финал, который я вообще не поняла. Что за души-зеркала? Это про души монахов? Тогда проблема в том, что зеркало может отражать не только красоту, а что угодно, и выходит, что им просто повезло в таком роскошном месте жить) В общем, для меня он отрывается от остального текста и ничего не подытоживает.
Murrgarita Когда были бомбы, не было монастыря, его снесли. Когда опять стал монастырь, бомб уже не было. Не было насмешки судьбы – сосуществования войны и мира под горой. При чтении меня сразу напрягло это – не могло быть такого, чтобы пустили хоть кого существовать рядом с ядерным хранилищем. И эта ложь для красного словца не дала мне проникнуться пафосом стихотворения. Простите, автор.
8. Августябрь
А небо – как море – в оранжевых бликах манящих густых желтопёрых лучей. Тунец там, скворец? – догадайся поди-ка. Ещё на моём притаились плече отцветшие бабочки – рыжие листья – в себе сохранившие цвет и тепло. Сентябрь подобрался с повадкою лисьей так быстро, что август застигнут врасплох. Но солнце спелей самой приторной дыни – висит на ветвях медноствольной сосны. Не веришь? А ночью дул ветер всесильный – качал абажур пучеглазой луны. Мне кажется, время живёт как захочет (а коль показалось – так, значит, и есть). Пойми, во Вселенной моей, между прочим, взаправду и небыль, и лавка чудес. Бывает, что снег мягче сахарной ваты. Давай о сегодняшнем дне – не спеши! Я рада такой августябрьской прохладе, дождями забрызганной ранней тиши. Скажи – красотень! Ну замри же, мгновенье! Я лирик в душе и пинаю, как мяч, тоску. Ведь в моей гармоничной Вселенной нет места унынью – хоть смейся, хоть плачь. Раскрашивай мир самым дерзким рассветом, твори, вытворяй – ты у жизни один, как будто чудесишь последнее лето, осу отгоняя – назойливый сплин. ...А если устанешь от вязкой рутины, от слов и себя, приходи в светопад: мы солнце разрежем на части, как дыню, а после – китами умчимся в закат.
Елена Шилова Было бы симпатично, если б не было так длинно и сумбурно) Картинка-то достаточно приятная – в теплых и светлых красках, с легкой ноткой абсурда (солнце сравнивается с дыней, но висит на ветках сосны). Но много проходных, холостых строчек типа «а коль показалось – так, значит, и есть» (там вообще весь катрен проходной). Есть ощущение, что разматываешь рулон кружев, чтобы добраться до сердцевины, а когда, устав от радужных призывов, добираешься, понимаешь, что уже и не очень-то хотелось. «Красотень» и пинание мяча-тоски стилистически выбиваются из красивых отцветших бабочек, медноствольных сосен и прочих ярких августябрьских декораций. «Унынье» - усечение очень бросается в глаза, а в гармоничной Вселенной место должно находиться всему, тем более что плакать не возбраняется. «осу отгоняя – назойливый сплин» - учитывая сложный синтаксис, не так уж очевидно, что сплин – это и есть та оса. Вообще фразы довольно мудреные и не всегда сохраняющие внутреннюю логику. Киты, умчавшиеся в закат, - хорошо) Если не учитывать, что перед этим предлагалось раскрасить мир самым дерзким рассветом.
Murrgarita Стихотворение наполнено образами, как лукошко грибами (это заразно))).Среди них есть более цельные и яркие, есть менее выразительные… К сожалению, лёгкий разговорный слог требует от автора большой сдержанности, иначе получается перебор необязательных слов и фраз. На мой взгляд стихотворение легко обошлось бы без сентенции " а коль показалось – так, значит, и есть", во Вселенной моей, между прочим," – между прочим лишнее, "нет места унынью – хоть смейся, хоть плачь" – "хоть смейся, хоть плачь" ни к чему… Но сейчас я не буду перебирать всё, что утяжеляет лёгкое, жизнерадостное стихотворение. Если автор захочет с ним разобраться, тогда и рассмотрит все эти подробности.
9. Пенять на зеркало негоже
Пенять на зеркало негоже. Гляжу в него я: ну и вид! И на кого же я похожа? Нет: не Софи и не Брижит.
Усердно красила ресницы… Помада, пудра… Всё не то! Совсем не то! Пришлось умыться. Ну не Лорен и не Бардо.
Влезала день за днём в долги я. Костюмы, платья — ни фига! Вдруг ты сказал, что я богиня. Я снова к зеркалу — ага!
Елена Шилова Еще одна шуточная зарисовка на тему «красота в глазах смотрящего». Мне кажется, в таких текстах важно соблюдать лаконичность и остроумие. Конкретно здесь – первые два катрена повествуют об одном и том же, к тому же похожими фразами, поэтому вступление показалось слегка затянутым. Ну а в целом – агакающая богиня легкую улыбку вызывает, но не более.
Murrgarita Симпатичное весёлое стихотворение, и читается легко и хорошо. Но для конкурса, мне кажется, оно несколько легковесно.
10. Зайка плюшевый
Всё вроде так, как и положено – погожий полдень и покой. И перепачканный мороженым июнь бежит по мостовой, пугая зноем местных мурзиков, воткнувших морды в тень дворов, и птиц, воркующих на суржике, як солнце смажить комаров.
Но что-то давит, колет, режется и рвётся криком из груди, когда в соседний дом со скрежетом из беспилотника, поди, снаряд влетает, сплющив намертво пропахший манной кашей быт, и порождает дымным заревом ту боль, что время не смягчит.
Лежит на брюхе зайка плюшевый и выдыхает гарь из дыр. А в этот час с трибуны тужится очередное «мы за мир».
Елена Шилова Еще одно хорошо знакомое мне стихотворение. Я о нем уже отзывалась на Нео-МПК, могу лишь повториться, что это редкое умение – столь болезненную тему подать без перегибов и нарочитого выдавливания слез. Все штрихами и полунамеками, но предельно ясно. Настоящая гражданская лирика. Этим и цепляет.
Murrgarita Ну вот, к вопросу о рваных котятках. Такой стих, мне кажется, разрешает дискуссию. И заодно – спор о том, что хорошо технически написанный стих – это мёртвый стих. Стихотворение Таины живое, несмотря на то, что технически безукоризненно… почти (неблагозвучие в самой первой строке уж очень заметно). И если стихотворение написано без надрыва, выкриков и натужного пафоса, – мастерски написано, – что можно возразить?
11. Сияние
То ли аист сияющий сверток с небес принес; То ли Ангел крыло вознес, голосуя "за", Но и ныне, и присно я верю, что жизнь - всерьез, В то, что радость - всерьёз и сбываются чудеса.
Появился ребенок, и словно зажегся свет, Сердце ярким фонариком счастья горит внутри... И как будто бы нет безнадежных унылых лет, И как будто бы есть чем ответить на свет зари.
Появляются дети, и вдруг возникает смысл В том, что раньше казалось полнейшею ерундой; Словно радуги праздничный мост над тобой завис, Добавляя энергии в схватке с любой бедой.
Да, забот привалило: дитя - что ни миг - каприз; Но какое блаженство ловить этот нежный смех! Сумрак - словно за ноги хватает и тянет вниз, Но сияние счастья упорно возносит вверх.
А девчушка растет травой, расцветая в срок; Я, наверно, не лучшею мамою ей была, Я долбила, как дятел, пытаясь вдолбить урок, Я пытаюсь учить, как добро отличить от зла.
А она как не слышит, учи ее, не учи; Ей бы все танцевать, не в моих облаках паря... Я в копилку любви собираю ее лучи, И отчаянно верю, что эта любовь - не зря.
Пусть к полуночи стрелки на звездных моих часах, Если колос поник, то, наверное, время жать. Но и ныне, и присно сияние в небесах, И покуда мне есть чем жить, Для кого дышать...
Елена Шилова Еще одно в стихотворение в светлой – даже сияющей – гамме. Честно говоря, у меня двоякое впечатление – некоторые катрены кажутся уж слишком восторженными, например, про «радуги праздничный мост» или «какое блаженство ловить этот нежный смех!» Трудности материнства упоминаются, но настолько мельком, что кажется, будто это сплошная эйфория. Тот случай, когда настойчивое повторение слов «свет» и «счастье» на разные лады вызывает некоторое недоверие, хотя умом понимаешь, что все это написано на волне искренних эмоций. А вот последние два катрена действительно трогают, задевают какие-то струнки в душе. Так что в целом – не зря)
Murrgarita Немного побурчу. Сбываются мечты, чудеса происходят. Нет, буду бурчать и радоваться вперемешку: "как будто бы есть чем ответить на свет зари" – ну хорошо же! "Ей бы все танцевать, не в моих облаках паря..." – не в моих облаках паря – не слишком хорошо складывается инверсия. И хороший финал. В целом – тёплое, задумчивое… материнское.
12. Соковыжималки
В декабре, в разгар сезона, на прилавке магазина Экзотически-фруктовый выбор - на любой каприз. Толоклось в лотке картонном стадо рыжих апельсинов - Непоседливых, готовых раскатиться-разбрестись... Вместе тесно, вместе скучно. Покупатели приходят, Выбирают по десятку и уносят в мир большой. А редеющая куча всё мечтает о свободе И на кассу без остатка рвётся телом и душой. За возможность погулять им ничего уже не жалко, Но не знают горемыки, что всегда в конце игры Пожирают их собратьев злые соковыжималки - Одинаково безлики, бессердечны и хитры. Жизнь замученных жестоко, погибающих безвинно, Угодивших в злые руки поздно делает мудрей. Истекает рыжим соком плоть несчастных апельсинов, И разодранные шкурки сохнут в мусорном ведре...
Елена Шилова Какой, однако, триллер) В оранжевых цветах) Забавно и иронично, хотя какого-то глубокого посыла не несет – улыбнуться и забыть. Техничный хорей отлично подобран для повествования – придает тексту внутреннюю энергию и динамику. Разве что фраза про жизнь, делающую мудрей, читается тяжеловато из-за обилия причастий, которые поначалу воспринимаются как ответ на вопрос «жизнь чья?», а не «делает кого?»
Murrgarita Как-то я прочла этот стих совсем не про апельсины, а про наивных не вовсе малолетних, но и совсем не взрослых дурочек и дурачков, которым "за возможность погулять ничего уже не жалко". Не знаю, имела ли в виду автор такую интерпретацию, а я так и воспринимаю стих как притчу. Лёгкую, искромётную, без нудной дидактики, но яркую и впечатляющую.
13. Лето порхает бабочкой...
Лето порхает бабочкой над изумрудом лилий. Солнечный и загадочный соткан рисунок на крыльях. Солнце в кувшинках качается, маленький желтый бакен. Рыба от света прячется в старой сухой коряге. Пух невесомый медленно речка уносит течением. Белые лебеди нежатся в зыбкой волне- качелях. Берег крутой и обрывистый весь изрезан стрижами. В тихой заводи илистой лето рассвет встречает. Лето пугая грозами, сердится на мгновенье. Тихо шумит березами, пахнёт клубничным вареньем, Травами, что не скошены, сочной речной осокой. Лету подставлю ладоши, пусть погостит немного.
Елена Шилова Вообще я не любитель пейзажной лирики, но здесь все довольно мило и пасторально, с оригинальными штрихами вроде желтого бакена или запаха клубничного варенья. Даже слегка пошатывающийся ритм уместен – хорошо передает раскачивание волн и берез. Что не понравилось. Внутренние рифмы в основном слабые либо грамматические, да и внешние не все удачны. Ладоши – это как раз уступка внутренней рифме, спасибо, что не ладошки, а так-то у взрослых людей обычно ладони) Лебеди, которые нежатся В волне-качелях, тоже смущают. В обоих случаях уместней «на», а учитывая нечеткий ритм, от замены предлога ничего не сломается. Еще фраза «Пух невесомый медленно речка уносит течением» уж очень инверсионная, все главные слова в конце, после цезуры.
Murrgarita Короткая, яркая зарисовка, много перечислено приметных чёрточек-образков… Вообще-то я думала, что лилии бывают разных цветов, но только не зелёного.) Непонятно, зачем разбита строка про рассвет. Не совсем понятно, почему лето встречает рассвет именно в тихой илистой заводи. А в лесу, или на лугу? Но это мелочи, а картинка получилась очень симпатичная.
14. Трость Пушкина
37 ТРОСТЬ
Трость Пушкина в Пушкин ходила гулять, Но чтобы гуляла пришлось заставлять! Трость Пушкина Пушкин водил часто в гости – Шикарное место для выгула трости!
Там шикали с шиком на трость эполеты... Но трость выводил только тридцать семь лет он. Однажды трость в Пушкин не вышла гулять, Ведь некому стало её заставлять.
37 ТроСть
ТроСть Пушкина в Пушкин ходила гулять, Но чтобы гуляла пришлось заставлять! ТроСть Пушкина Пушкин водил часто в гости – Шикарное место для выгула ТроСти!
Там шикали с шиком на ТроСть эполеты... Но ТроСть выводил только тридцать семь лет он. Однажды ТроСть в Пушкин не вышла гулять, Ведь некому стало её заставлять.
Елена Шилова Э-э, а зачем два раза?) Я вроде поняла все с первого. И даже улыбнулась в паре мест (особенно первая строка порадовала своей веселой абсурдностью). Ну, в целом тоже не серьезное стихотворение, а шалость с упором на каламбуры и местами звукопись. Школьникам, проходящим творчество Пушкина, должно понравиться))
Murrgarita Совершенно непонятно, зачем на конкурсе затевать игры. Ну и немного коробит ёрничанье по поводу смерти хозяина трости.
15. Как научиться?
Как научиться счастье замечать во взглядах и улыбках ежедневных, что греют душу, как вечерний чай в сезон простуд и всякой прочей скверны? В наш сумасшедший, меркантильный век мы ценим то, что в принципе, вторично...
Давно запорошил прически снег и жизнь не крепче скорлупы яичной, но я пилю тебя семь раз на дню за то, что неуклюж, неаккуратен. А ты твердишь, по-прежнему: "Люблю" чай разливая в чашки и на скатерть...
Елена Шилова Я смотрю, в этом лапе много оптимистично окрашенных стихотворений. Лето душевно прошло) И это стихотворение тоже очень теплое, хоть и простенькое, даже наивное. Любовь и нежность в нем ощущаются. Еще небольшой объем тут в плюс: читатель видит лишь короткий эпизод из жизни героев, но в нем показано достаточно, чтобы понять их отношения. И порадоваться за них) Ложка дегтя: «в принципе» надо выделять запятыми с обеих сторон.
Murrgarita Очень простое, очень мудрое стихотворение. И написано просто, тем глубже проникает к сердцу. Затёртая, казалось бы до дыр мысль о том, что жить надо здесь и сейчас, а здесь она близкая и тёплая, и приходит, как будто впервые.)
16. Фонарики
От цепких рук и хмурого предзимья возьми меня куда-нибудь к себе - в плетеную невзрачную корзину летающего шара. Мой побег запомнится надолго местным нищим, глазеющим в космическую тьму. Среди светил, помноженных на тыщи, я твой фонарик тихо обниму.
Он будет мне мигать подслеповато, подсвечивая выбранный маршрут. И мы с тобой отправимся куда-то, где на домах фонарики растут.
Елена Шилова И еще одно теплое, даже, можно сказать, ламповое (поскольку фонарь – это лампа и есть). Вот здесь ничего не чересчур для меня, все на своих местах. И нищие, глазеющие в космическую тьму (вах, какой контраст), первая же классная рифма «предзимья/корзину», и общая атмосфера безоглядной романтики, и «среди светил», которое у меня считалось как отсылка к Анненскому («Среди миров, в сиянии светил…»), а даже если и нет, то какая разница, если читателя торкнуло) Ну и финал очень славный, сказочный)
Murrgarita Лёгкая, нежная печаль, прозрачная, сказочная – и финал сказочный. И хочется сказать автору – счастливого пути – в сказочный город, "где на домах фонарики растут".)
17. По воде
Завершался грозой утомительный день, Для наставшей поры - небогат улов. Смотрим: он к нам навстречу идет по воде, И вода под ногами его - стекло.
А под ним - темнота, не достанешь до дна: Ошалевшие рыбы раскрыли рты, Пялясь снизу на то, как он шествует над. Он в ответ лишь смеется: "Чего же ты?
Я ведь знаю, ты слишком бываешь упёрт, Так и станешь сидеть до последних труб? - И меня подзывает: Ну что же ты, Пётр? Если веришь - не бойся, шагай - не трусь".
Мне с избытком хватает и прочих забот, (Хорошо не придумал залезть в огонь). Я шагнул осторожно, схватившись за борт, И вода вдруг спружинила под ногой.
Свет пролился на плечи из облачных дыр: Я теперь словно ангел, принесший весть... Только я, рассчитав натяженье воды, Неожиданно вспомнил, каков мой вес.
Резко вынырнул, выплюнув воду и грязь, Проклиная доверчивых дураков, А он так же стоит, где и раньше, смеясь, Но мне чудится в смехе его укор.
И пока что не сорвана с книги печать, Не назначены сроки последних жатв, Этот мир крепко держит его на плечах И готов держать.
Елена Шилова Люблю библейские мотивы, поданные в таком ключе, как и тему конфликта веры и знания, когда вроде бы и хочется поверить – а в данном тексте и уверовать – а вот что-то мешает. Думаю, всем более-менее рациональным людям это чувство знакомо) Еще нравится, что стилистика тут не возвышенно пафосная, а вполне разговорная, что делает терзания Петра ближе к народу. Ну и все-таки высказанная в финале уверенность в незыблемости чуда дорогого стоит. Чем труднее поверить, тем больше окрыляет, когда эта вера все же приходит)
Murrgarita Об авторе, нарративы которого – поэзия, я в последнее время часто вспоминала. Вот – очередной нарративный стих о том, что вера важнее (и нужнее) знаний. И о том, что Он здесь, с нами, в этом мире.)
18. Кофейное время
Загадку времени никто не разгадал, его течение – то шквалы, то затишье. Но отыскать ответ никак не лишне, с пути свернув хотя бы вот сюда – в кофейню с вывеской "Бонбон де Варсови", где запах кофе жадно впитывают плюшки, вторичны стрелки, пунктуальные кукушки что час щедрее – было два, а стало три… Им хочешь верить, снова заказав стаканчик кофе, остужая время, зачем спешить – нет ни коня, ни стремя, и нет причин от времени бежать… Его тянуть-тянуть – блаженство из блаженств – под аромат тирамису и капуччино, смакуя вкус кислящихся горчинок на самом поднебесном этаже…
Елена Шилова Обзор этого текста я на днях видела в «12 стульях», так что не буду повторяться – там все правильно сказали. И про «стремя», которое неправильным падежом напрочь выбивает из колеи, и про «кислящихся», и про менее заметные зацепки. В общем, меня, заядлого кофемана, этот текст не сумел завлечь ни в кафе, ни даже на кухню)
Murrgarita Изящный стих, лёгкий, как экспромт. Течение времени то замедляется, то вновь спешит, а капуччино и тирамису – вечны.))) Вот только две небольших занозы. Нужно "нет ни коня, ни стремени", не "стремя". И слово "кислящихся" как-то не легло мне на душу.
19. Пёс дождя
От философии к беспечным разговорам мы шли по бесконечным коридорам шуршащей подмосковной темноты, редели вспышки фар автомобильных. А я в дожди всегда гулять любила, ещё когда мы не были на ты.
Свет блёкнул, заштрихованный графитом. Свисал с запястья зонтик нераскрытый и капли становились частью нас. Мне мнился натиск призрачного лая, и с полувздоха мысли понимая, прозрачный пёс играл собачий вальс, сверкая, кувыркаясь, балагуря...
Плыл город в паутинках кракелюра, мерцая бледным золотом мирским. Меня несли невидимые лапы, язык у пса — шершавый, розоватый — вылизывал царапины тоски.
Я помнила его земную верность. Никто, как дождь, не может откровенность отдать за горстку беспросветных дней. Как долго спали мы в ковчеге, милый?
... и нежность так пронзительно скулила, так ощутимо множилась во мне.
Елена Шилова Интересное) Есть прямо чарующие образы – например, «я шла по бесконечным коридорам шуршащей подмосковной темноты», здесь хочется задержаться и посмаковать. Правда, мне кажется, что точка после «темноты» поменялась местами с запятой в следующей строке) Разделить строфу пополам было бы логичней. Еще нравится, что нежность может пронзительно скулить. Вроде бы несовместимые эмоции, а здесь очень точно сложились. «Свисал с запястья зонтик нераскрытый и капли становились частью нас» - тоже шикарно) «Мне мнился натиск призрачного лая» - вот это мне не очень зашло, хотя это, скорей всего вкусовщина. Просто «натиск» ассоциируется с чем-то более материальным, чем звук, к тому же издаваемый призраком. «язык у пса» - «у» тут, по-хорошему, лишнее. Но размер, да… Еще у меня не очень хорошо услышались некоторые рифмы, и удлиненная первая строка заставила споткнуться, но в целом все равно цеплючее стихотворение, хочется перечитывать.
Murrgarita Не могу сказать, что стихотворение легло мне на душу. Но от впечатления, которое оно производит на читателей, не так легко освободиться – романтичное, мистическое...
20. Рыба
Рыба вышла на берег и видит - на небе бог, Золотой наконечник венчает его чертог. И молилась она, и ждала от него любви, И услышала: "Что ж, человеком теперь живи".
И пошла она жить и для бога плодить людей. А они умирали всегда, навсегда, везде. Уплывали за море, летели к другим мирам, Но их бог находил и последнюю песнь играл.
Разуверилась рыба, и к богу опять пришла: "Для чего нам огонь, если после него зола? Для кого я живу, и зачем ты мне разум дал?" Бог смотрел на неё и по-рыбьи молчал, молчал.
Елена Шилова О-о, ну это стихотворение я даже в избранное затащила) Оно такое странное, даже абсурдное в хорошем смысле, но при этом очень мне близкое по мироощущение. Тут и желание поверить, и безнадега, и вечные вопросы, на которые каждый ищет свои ответы, и всепоглощающее молчание… В общем, канал прямой связи с космосом) И я уже, кажется, говорила это в каком-то из прошлых обзоров про стихи этого же автора, но таки повторюсь – настоящая поэзия)
Murrgarita Ага! Вот это молчание бога в ответ на вопросы, просьбы и молитвы – оно беспокоит многих. Хотя… Бог же всё-таки находил этих, умерших "всегда, навсегда, везде" и играл им последнюю песнь. Правда, рыбе, дети которой умирают, и не для кого жить, от этого не легче. Нет ответа, который мы ищем, и не будет.
Елена Шилова Шорт 1 место 10. Зайка плюшевый 17. По воде 20. Рыба
2 место 1. Межсезонье 16. Фонарики
3 место 4. Лемминги 19. Пёс дождя
Murrgarita Мой шорт-лист:
1 место: 17. По воде 20. Рыба
2 место: 10. Зайка плюшевый 19. Пёс дождя
3 место: 11. Сияние 12. Соковыжималки 15. Как научиться?
Алекс Фо 1 место 20. Рыба
2 место 10. Зайка плюшевый
3 место 1. Межсезонье 4. Лемминги 5. Неписец 12. Соковыжималки 17. По воде
Спасибо жюрителям от номера 15 за теплые слова о моем стихотворении. Всегда интересно услышать мнение со стороны, чтоб понять - удалось ли автору передать свои эмоции читателю
Лена, спасибо от автора №5) Да, там скорее флуд, конечно, чем самостоятельное произведение) На дно утащит в переносном смысле)
Мурр, рифма "идут-упадут" авторская, я только повторила) Вообще, многое использовала из оригинала, извратив, конечно)) А по поводу того, что неписец, как и разруха, существует и в головах... это интересная мысль))
Грамматическая рифма (параллельная рифма) – рифма, при которой рифмуются слова, принадлежащие к одной и той же части речи в одинаковой грамматической форме. Такая рифма часто сводится к повторению однотипных суффиксов и окончаний:
Частным случаем грамматической рифмы является глагольная рифма.
Да, грамматическая, к тому же глагольная)) Знаю критиков-перфекционистов и глаголоненавистников, для которых даже одна глагольная рифма в тексте - ужасный криминал)) Но сама так не думаю. Всегда считала, что глагольные и грамматические рифмы в небольшом количестве допускаются в тексте. Плохо - когда их много.
Да, Таня, но Лена уже видела его и разобралась))) Не знаю, как это получилось, но потом подумала: лучше, если он продублировался, чем если бы уполовинился)))
Алексy Фо Так сложились обстоятельства, что нормальный обзор написать вовремя я уже не успею, а парой слов отделываться не хочется. Так что если кого-то интересует подробное мнение и замеченные ляпы - пишите, сделаю не торопясь (в рецензиях к произведению или к обзору, или вообще в личке - мне без разницы, на ваш выбор). Большое спасибо. Интересует. В личку, пожалуйста!
Еще одно в стихотворение в светлой – даже сияющей – гамме. Честно говоря, у меня двоякое впечатление – некоторые катрены кажутся уж слишком восторженными
Большое спасибо.
Возможно и слишком: это от перепадов настроения зависит. Сегодня, так "Трудности материнства" вообще на первом месте: убить готва свою дитятю, вчера - восторгалась. Но со стороны все иначе смотрится, я понимаю.
Ну, я как раз понимаю эти перепады) У меня самой дитятко крайне непостоянное, но очень энергичное) Когда энергия направлена в нужное русло - то прям не нарадуюсь, а когда нет - приходиться отращивать дзен)
Мурр, мое "большое спасибо"" почему-то не записалось. Но я его повторяю. Я хотела сказать, что Вы умничка и Выбрали лучшую строчку стихотворения, чтоб сказать что она понравилась.
Спасибо занятым Наташе и Алексу за оценки, а Лене и Рите - за интересные обзоры!)
Рите: "Хорошая картинка, колоритная такая. Детали-штрихи отобраны продуманно, как раз те, что наиболее точно, рельефно рисуют коматозное межсезонье. Почему же мне по прочтении хочется сказать – ну и что?.." Потому что это не Ваше. Трагизма не хватает. Помнится, много лет назад подал текст подобного содержания и качества на БЛК, а судьи мне в один голос сказали, что это не стихи. "Поэзия - это боль". Мне тогда подумалось, что они - безнадёжно больные люди. У меня ведь боли по жизни не меньше, чем у среднестатистического автора, но в стихах её нет и не будет. Позитивное стихотворчество для меня лучше любого болеутоляющего лекарства:)
Виктор, я вовсе не жажду в каждом стихе находить трагедию. Но в Вашем стихе мне не хватило эмоции вообще, хоть какой-нибудь. Я не почувствовала эмоции. Это кто же на БЛК Вам так дивно ляпнул? Душа поёт - поэзия - это боль... Идиотизм какой! Я, конечно, говорю о том, что думаю сама, но мне кажется, что должна быть эмоция, а какая - это может быть по-разному: боль, злость, радость, любовь, ревность... все не пересчитать.
Рита, ну какие эмоции в межсезонье? Лень, тоска по ушедшему лету и долгое ожидание весны. Синоним межсезонья - безэмоциональность. Это настроение в стихе полностью передано:) Кто мне на БЛК так дивно ляпнул, я же не помню. Помню только, что один судья ляпнул, а двое подписались под его словами. Это был мой первый и последний заход на БЛК.
Возможно я не права, Виктор, но я всё же ожидаю от стихов эмоций. Ну пусть - скука, не знаю... что-нибудь должно быть. А если нет, я не чувствую такие стихи, простите.
Всегда интересно услышать мнение со стороны, чтоб понять - удалось ли автору передать свои эмоции читателю
Да, там скорее флуд, конечно, чем самостоятельное произведение)
На дно утащит в переносном смысле)
Мурр, рифма "идут-упадут" авторская, я только повторила) Вообще, многое использовала из оригинала, извратив, конечно))
А по поводу того, что неписец, как и разруха, существует и в головах... это интересная мысль))
Частным случаем грамматической рифмы является глагольная рифма.
Это самые легкодоступные рифмы.
Знаю критиков-перфекционистов и глаголоненавистников, для которых даже одна глагольная рифма в тексте - ужасный криминал))
Но сама так не думаю. Всегда считала, что глагольные и грамматические рифмы в небольшом количестве допускаются в тексте. Плохо - когда их много.
Но я тоже не вижу проблемы)
Спасибо за удовольствие)))
Murrgarita
Ребята, у вас обзор продублирован.
Не знаю, как это получилось, но потом подумала: лучше, если он продублировался, чем если бы уполовинился)))
Дубль убрала.
Спасибо за бдительность)
Так сложились обстоятельства, что нормальный обзор написать вовремя я уже не успею, а парой слов отделываться не хочется. Так что если кого-то интересует подробное мнение и замеченные ляпы - пишите, сделаю не торопясь (в рецензиях к произведению или к обзору, или вообще в личке - мне без разницы, на ваш выбор).
Большое спасибо.
Интересует.
В личку, пожалуйста!
Еще одно в стихотворение в светлой – даже сияющей – гамме. Честно говоря, у меня двоякое впечатление – некоторые катрены кажутся уж слишком восторженными
Большое спасибо.
Возможно и слишком: это от перепадов настроения зависит.
Сегодня, так "Трудности материнства" вообще на первом месте: убить готва свою дитятю, вчера - восторгалась. Но со стороны все иначе смотрится, я понимаю.
Но я его повторяю.
Я хотела сказать, что Вы умничка и Выбрали лучшую строчку стихотворения, чтоб сказать что она понравилась.
/ушел на битву с урожаем
Спасибо занятым Наташе и Алексу за оценки, а Лене и Рите - за интересные обзоры!)
Рите: "Хорошая картинка, колоритная такая. Детали-штрихи отобраны продуманно, как раз те, что наиболее точно, рельефно рисуют коматозное межсезонье. Почему же мне по прочтении хочется сказать – ну и что?.."
Потому что это не Ваше. Трагизма не хватает. Помнится, много лет назад подал текст подобного содержания и качества на БЛК, а судьи мне в один голос сказали, что это не стихи. "Поэзия - это боль". Мне тогда подумалось, что они - безнадёжно больные люди. У меня ведь боли по жизни не меньше, чем у среднестатистического автора, но в стихах её нет и не будет. Позитивное стихотворчество для меня лучше любого болеутоляющего лекарства:)
Это кто же на БЛК Вам так дивно ляпнул? Душа поёт - поэзия - это боль... Идиотизм какой! Я, конечно, говорю о том, что думаю сама, но мне кажется, что должна быть эмоция, а какая - это может быть по-разному: боль, злость, радость, любовь, ревность... все не пересчитать.
Возможно я не права, Виктор, но я всё же ожидаю от стихов эмоций. Ну пусть - скука, не знаю... что-нибудь должно быть. А если нет, я не чувствую такие стихи, простите.
Алекс, отдельное!)