Небольшой обзор конкурса «8ЛАП-21 – Неформатный». Итоговые оценки выражены в различной вербальной форме по трём номинациям: - соответствие форме, соответствие теме, нешаблонный подход (позиция «не-формат-нестандарт»); тропы, образный рисунок, метафоричность (позиция «образный ряд»); эмоциональный отклик, «понравилось-не понравилось», «зашло-не зашло» (позиция «эмоциональный циферблат»). Сугубо личное мнение. Опечатки возможны.
Поехали!
1. Оборотень
Стихотворение-оборотень может быть прочитано как сверху вниз, так и снизу вверх, при этом в нём сохраняется логика изложения. Все строки читаются как обычно: слева направо.
Кому поэзия нужна? Ас Пушкин вечен? Рифмую словно с бодуна. Оплыли свечи. Закат за окнами истлел на пепелище, Луна среди небесных тел по небу рыщет, Лишился пенки и остыл вечерний кофе. Кругом разбросаны листы – бедовый профи. Тону, как все рабы пера, в трясине строчек, Моё наследие пора издать. А впрочем Мне до поэтов далеко, нет в текстах толку. Рубцов, Ахматова и Ко стоят на полках. С усмешкой классики глядят на тренды, квоты, Шедевры избранных читать всегда охота. Стихи – лекарство для души, ценнее кладов, По слогу слаженно сложить слова – услада. Сонет прочёл и захотел прочесть по новой. Люблю общаться тет-а-тет с творцами слова: Я засиделся дотемна на месте встречи. О да, поэзия нужна! Ас Пушкин вечен!
====================================
Есть много в этом мире, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам. Я-то думал, что со всеми образчиками комбинаторной поэзии знаком, а нет. Впрочем, не исключаю, что подобная форма имеет другое, литературное название. С точки зрения подачи и формы – пятёрка! Согласитесь, прикольно: один текст, но две работы. Понятно, что посыл и образный ряд не шибко оригинален, но ведь это конкурс-неформат. Первое стихотворение и первый претендент на шорт. Несколько не то чтобы замечаний, сколько вопросов. Наверное, не стоило название идентифицировать с формой, в предисловии всё же растолковано. Рифмы не буду костерить, тут некая стилизация под лирику золотого века, но всё же охота даже в такой подаче чувствовать свежесть. Здесь «Лишился пенки и остыл вечерний кофе» моё воображение рисует эпитет «вчерашний» вместо «вечернего». Не понравился, в общем-то, уже трюизм «стихи – лекарство для души», но отмечу «трясину строчек».
бросил курить через семь лет у меня будут новые легкие пусть не совсем но все же более клевые нежели нынешние так говорит наука восстановления тканей а я не дурак игнорировать знания мнение некоторых товарищей об этом сугубо инакое оно у них вот с чего б такое взялось однако я не реагирую в шок не впадаю как в море тибр они и на этот стишок скажут что он верлибр
====================================
Вот верлибры (а здесь не совсем верлибр, и не вольник, и не ударник, и не акцентник, а что тогда?) в первую очередь должны быть интересны идей. Что-то есть здесь экспериментального, и финал с претензией на оригинальность, но для такой метрической формы образной мощи маловато. То есть. Если нет строгой ритмики и практически отсутствуют рифмы, ждёшь идею и тропы. Но иногда слишком долго ждёшь.
Вывод:
Неформат-нестандарт: ударил, но беззвучно. Образный ряд: так, колокольчики, не малиновый звон. Эмоциональный циферблат: не громче тиканья часов, но ночью.
Нет, ну замах на рубль, удар на копейку. В некоторых юмористических пере-дачах наблюдал, как целую историю рассказывали, используя подобный приём, правда, не в рифму, но тем не менее, историю. Здесь практически простое перечисление прилагательных с вкраплёнными причастиями. Может и неформат, но не впечатляет. Увы.
Иногда всё кажется настолько странным (Может, съел не то, может, нейроны шалят), Что глядишь на старые ворота бараном, И у ворот на тебя имеется свой взгляд. Они думают: "Ходит чуть не век тут... Ладно, преувеличили, сорок лет, — И впервые заметил, что мы не никто, а некто, Что у нас душа, не просто чугунный скелет." Потом выясняется — и тополь смотрит, Корнем подножку ставит исподтишка, Пень с глазами тоже — их у него три. Зачем столько, если от горшка два вершка? ...Попялишься да и пойдёшь восвояси, Думая: "привидится же такая белиберда", На работу, где ты не просто Вася, А психолог Василий Модестович Середа.
====================================
У меня где-то в методическом загашнике есть квест, «Глаза в глаза» называется. А здесь тоже что-то вроде квеста, найди неформат называется. Работа сама по себе неплохая, этакая «вещь_в_себе». Забавная идея, интересное развитие, следишь за рассказом, не скучаешь, неплохой финал (логичнее (правдоподобнее?), правда, если бы был психиатр, а не психолог). Но вот не цепляет и всё тут. Работа неплохая, неформата (эксперимента) мало. Впрочем, всё познаётся в сравнении, и эта работа для автора, который, воз-можно, пишет в классическом стиле, стихотворение, разумеется, экспериментальное.
Вывод:
Неформат-нестандарт: не заметил Образный ряд: иногда наблюдал («пеньки трёхглазые») Эмоциональный циферблат: близорук
5. Когда ты вернёшься...
Говоришь: одиночество - хорошо. Понимаешь, одиночество сладко в полях, где на километры ни души, и кони достают мордами до неба. Я живу в пресном и сером городе, встречаю вечер в неуютной чужой квартире, и в немытых окнах плывут кашалоты.
Когда ты вернёшься, научу тебя быть маяком там, где нет моря, находить на рисунке асфальта слона, идти на запах рождества и тыквенных кексов в уличную кофейню, носить в кармане лепесток подсолнуха и читать крошечные письма снежинок. Когда ты вернёшься...
Вот здесь хороший верлибр. Нравятся и образы, и детализация – тоже, кстати, атрибут стихов со свободным ритмом и без замороченности на рифмы. По строчкам. «Я живу в пресном и сером городе» – не очень впечатлён конструкцией: и в силлабо-тонике однотипные эпитеты не айс, а в неформате и подавно. Почему-то очень зацепил запах тыквенных кексов, прям кабинет ароматом наполнился. «Крошечные письма снежинок» тоже милый образ, слово очень удачное здесь, «крошечные». Прям рассыпаются на крошки. Финал показался двусмысленным: героиня на протяжении всего рассказа обращается к августу? Или август нарисовался в конце, время звёздопада ведь…
Вывод:
Неформат-нестандарт: звезда второй величины Образный ряд: звезда первой величины Эмоциональный циферблат: звезда второй величины
6. Философствую
И чего вам неймётся? …Да, осень уже спешит, будет вновь задавать неудобные для души, непростые, больные вопросы, по-чеховски философствуя. На моря от неё убегаете, на пески? – с перелётными птицами, вырвавшись из городских кабинетов и офисных джунглей на волю с путёвкою.
Загорать на югах – очевидна людская блажь: надоел за июль однотипный дачный пейзаж (с кабачками, клубникой, – сочнее, чем у Поленова). Только Пушкин писал, что морозный багрец в октябре лучше пыли и мух с комарьём (расплодившихся как на грех), «русский холод» для тела намного жары полезнее.
…Я-то знаю, что осень тянется из души, предпоследним лучом разрастаясь в хрустальной ранней тиши, на санскрите рождает сутры дождей сентябрьских. И, безумствуя красочно, будто Ван Гог, ало-рыжие листья разбрасывает вдоль дорог, обнимает меня листопадами по-ренуарски.
Как же нравятся эти семь пятниц на дню: то игривая ветреность в стиле ню, то плаксивость ершисто-дождливая в одиночестве. Депрессует – оставьте! И снова мила, легко зазывает мгновенья ловить паутинным сачком.
…А ещё мне так нравится с нею ............. мета- .................. мор- ........................... фозничать.
====================================
Вот длинноватый здесь дольник получился, хоть история и про меня, отчасти. Строчки-образы, которые понравились больше других: «игривая ветреность в стиле ню…», «то плаксивость ершисто-дождливая», «сочнее, чем у Поленова», «обнимает меня листопадами», «зазывает мгновенья ловить паутинным сачком» и т.д.
В общем, неплохо, но, повторюсь, длинно для меня. И что касается идеи: было бы интереснее, если б всё было выдержано в изобразительной матрице, а то здесь Ван Гог, Поленов, Ренуар, а там – Чехов, санскрит и сутры.
Вывод:
Неформат-нестандарт: скорее Ван Гог Образный ряд: да, Ван Гог Эмоциональный циферблат: скорее не, не Ван Гог
7. Кеды
Шли десять гномов на обед, Я слышал шорох ихних кед. Идти поесть – не ближний свет! Наверно нелегко...
Шли не разувшись вдоль пруда, В их кедах хлюпала вода. Зачем же понесло туда? Пошли туда на кой?
Сушились девятнадцать кед... А где же парный? Где он? Нет! Хотел бы я найти ответ... Был гном с одной ногой?
Сказал мне гном: "Кончай галдеть, Один я кед забыл надеть. Промокших – девятнадцать кед... А это кед – сухой!
====================================
Кеды смешные. Финал предсказуем и считывается со второй строфы. Ну, лад-но, с третьей. Хотя версия, что крокодил откусил ногу – промелькнула тоже) Ритмический рисунок забавный, под стать идее стихотворения. Но! Особого эксперимента и неформата здесь тоже не обнаружил, хотя, почему тоже?
Вывод:
Неформат-нестандарт: один кед Образный ряд: один кед Эмоциональный циферблат: три кеда!
8. Долли
В этом доме чад от горящих свечек. В этом доме воздух от горя плотный. И рассудка скоро лишится мать. Побежали вместе к прозрачной речке? Там легко, спокойно и беззаботно. Там смеяться хочется и летать. До сих пор ты маешься в доме, Долли, поспеши, потому что исходит срок. Ты давно здорова. Забудь о боли. Ну же, Долли, сделай один шажок. Там звенит счастливыми голосами бесконечно синее небо божье, вместо прокопчённого потолка. Улетай журавликом-оригами. Оставаться долее невозможно. Этот дом до брёвнышка съест тоска. Плачет мать, отчаянно плечи сгорбив, а твоя душа дотлевает, Долли, и вот-вот закроются все пути. Разорви же цепь материнской скорби. Разорви же цепь, улетай на волю. Ты мертва два года. Пора уйти.
*Долóрес (сокр.- Долли, исп. Dolores, от dolor — боль, скорбь.
====================================
Вот оно, стихотворение, от которого мурашки по коже. Образный ряд в одной плоскости, но тропы не тавтологичны, они дополняют друг друга и служат хорошим подспорьем замыслу. О какой Долорес идёт речь, вот это непонятно. Долоррес Ибаррури? Вряд ли. Или о Долорес Мэри Айлин О’Риордан, певица, которую нашли мёртвой в ванне? Кстати, певица из города Лимерика, что весьма трагикомично. Впрочем, это неважно. Очень понравилось, в шорт, несомненно.
Вывод:
Неформат-нестандарт: две свечи Образный ряд: пять свеч! Эмоциональный циферблат: пять свеч!
9. Story
Гвен вместе с Майклом воюют за счастье, Ежеминутно неся потери. С юности шрам на его запястье. А у неё буква М на теле.
Майкл - ревнивец с колючим взглядом. Гвен - как изысканное меню. Раньше они были чаще рядом В лофте на Мэдисон-авеню.
Старый Нью - Йорк различает души В плане пустот, плывунов, эррозий. Гвен любит белый мускат и фьюжн. Майкл разборчив в английской прозе.
Майкл, наверно, уже неделю Ищет неточности в договоре. И едет с бумагами прямо к Шелли, Подруге Гвен, вот такая story.
Гвен замечает, конечно, не сразу. Вечером смотрит вниз на огни. Чувствует что-то, не видное глазу. И в подреберье опять саднит.
Майкл приходит дождливой ночью И изучает в потёмках стены. Майкл от Гвен уходить не хочет. Помнит, как лезвие лижет вены.
Трубка в руке тяжелее тонны. "Снотворное... Доза... " Сознания крен. Майкл стоит на краю платформы И шепчет небу: "Прости меня, Гвен..."
====================================
Первое прочтение. Тема понятна. Неформат туманен. В принципе, мило, если слово «мило» под-ходит к этому сюжету. Я немного запутался в мотивах: почему Майкл сводит счёты с жизнью, а не Гвен? Ведь к Шелли уходит он, а не она. Или я что-то не считал?
Второе прочтение. Ах, всё понятно. Гвен покончила жизнь самоубийством, Майкл вслед за ним. Сначала читателю кажется, что героиня сбросится вниз ведь она «Вечером смотрит вниз на огни», но потом нам сообщают про снотворное, что зря, наверное: было б прикольнее, если бы читатель понял, что Гвен ушла из жизни, но как – гадайте сами. Впрочем, это сугубо особое мнение. Повторю, небанальная подача банальной истории.
Вывод:
Неформат-нестандарт: три таблетки Образный ряд: две таблетки Эмоциональный циферблат: пять таблеток!
10. Тебе бы взлететь
Тебе бы взлететь на воздушном шаре, который издалека напоминает лампу накаливания. О различных потоках и токах - ты столько всего знаешь, но в этом стерильном стационаре ток запускают по венам “иглоукалыванием”.
Жалят глаза без жалости бездушные модные ledы*, но ты все равно видишь звёзды, похожие на одуванчики, рассыпанные по потолку недоступного нынче неба. Пытаешься дотянуться, упорхнуть следом, но и они превращаются в обычные лампочки.
Такие когда-то горели в окнах отцовского дома. Проклятая боль - вездесуща, как пух тополиный… Не выдержав, ты улетаешь на шаре воздушном, огромном в космос, неведомой силой влекомый, ребенок, которому жизнь перерезала пуповину. .
*LED – светодиодная лампа
====================================
Недавно услышал балтийскую легенду о том, что одуванчики – это дети звёзд, которые хотят вернуться обратно. Не знаю, почему, но сильно не зацепили лампочки-воздушные шарики. И эксперимент на месте, и образов выше крыши, и финал, бьющий своей афористичностью, стилистически оправдан. Но вот тот случай, когда не пробивает, поэтическая химия, однако. Возможно, виновна (о, как же мой обзор без этого слова!) пресловутая апперцепция, восприятие событий и явлений, их оценка исходя из того опыта, который испытывает субъект. То есть. Хорошая работа может быть оценена плохо не потому, что работа плохая, а потому, что не пробивает опыт читающего. В данном случае, мой. В общем, мне не очень, как бы выразиться поточнее, нет, не «не нравятся», скорее, не воспринимаются натальные образы. Как-то так.
Вывод:
Неформат-нестандарт: да Образный ряд: да-нет-да Эмоциональный циферблат: нет-да-нет
П.С. «Проклятая боль - вездесуща, как пух тополиный…» – хорошо!
11. Нигде
Ты - здесь... Ты - рядом... Потоки лунного света мне дарят твоё тепло. Время летит сюжетно, а я хожу по комнате и понимаю, как прохладно межпланетное полотно, которое разделило наши жизни.
Только хочется верить, что там хорошо, где ты. А где я - пустота стеной неподъёмной, незыблемой, преждевременной. Твой покой охраняют небесные ангелы, а мою тишину иногда убаюкивает осенний ветер, но чаще - зимние злые метели.
Давай поверим, что мы рядом, в одной комнате, на одной софе, за одним столом молча допиваем чай, ожидая любимую телепередачу...
А помнишь, как-то летом на даче мы сидели с тобой до утра, считали звёздные крошки и не думали умирать.
Небо осени покрылось проседью, посерели дома и улицы, сад остывший сутулится, редкие яблоки падают со стуком в траву...
Тебя - нет, я - живу, но как будто что-то внутри надорвалось. Ложь, что время лечит. Не лечит, не помогает забыть.
Как быть? Мне без тебя не дышится, не поётся. Всходит солнце. Начинается новый день, а тебя нет нигде.
====================================
Это самое грустное стихотворение, но точно не самое сильное, простите автор. Во-первых, длинно для такого короткого и очевидного финала. Во-вторых, образный ряд очень робок: «лунный свет дарит тепло», «пустота стеной», «зимние злые метели», «тишину убаюкивает осенний ветер». Выше писал, что в подобных форматах образность и афористичность, замысел должны быть глубокими, но на высоте. Надежда автора на эмоциональность темы вряд ли найдёт отклик в сердцах (глазах? мозгах?) читателей. Буду рад ошибиться. Хотя, какая это радость…
Вывод:
Неформат-нестандарт: Ты - здесь... Ты - рядом... Образный ряд: а тебя нет нигде. Эмоциональный циферблат: а тебя нет нигде.
12. Морской узел
Как будто часть меня осталась там, где дом, увитый пыльным виноградом, распахнутой калиткой дребезжит, и в старый рукомойник у плетня роняет листья-перья мушмула, как ярко изумрудная жар-птица, и шелест лавра слышен с летней кухни под говор трапизонский и хамшенский.
Бывало сядешь утром на топчан и обомлеешь в магии кофейной – похлеще, чем от мятного кальяна. Хозяйка рассмеётся, погадает, моя судьба — узор в кофейной чашке. И странно всё сбывается сейчас... Её глаза, блестящие маслины, красноречивей всякой ворожеи.
А на углу Арут торгует чачей, разглядывая девушек российских, за семьдесят ему, а всё туда же, горячей южной крови нет покоя – она, как реки, требует каньонов.
Где за углом кафешка у причала, завидев море, скидываю мюли, бегу к нему, да так бегу от счастья, как будто это нежный мой любовник, и растворяюсь в нём на целый вечер, люблю его до самого заката. А музыка всё громче, чем темнее. И белая луна напоминает овсяную печеньку почему-то...
Морским узлом связала дни на память. Не развязать.
====================================
Чувствуется рука мастера: слова на своём месте, автор жонглирует оными аки шарами. Образный ряд спокоен, выверен, красочен. Сочен. Но. Вот посредь этих Арутов, мюли и мушмул, возникает вопрос: насколько автор уверен в своей конгениальности с читателями? Неужели обычный зритель в курсе этих говоров трапизонских, хамшенских? Или эквилибристика конгруэнтностями ныне реноме поэтическая? Калитка и дом – разные конструкции, дом не может дребезжать калиткой, двор – может, дом – сомневаюсь. Нет, если воспринимать дом, как всю территорию, то да, но это уже аргументы в пользу слабых. Обычно рукомойники на заборе устанавливали, но здесь у плетня. Ладно, это придирки. Но. Сначала покоробила отсутствие крышки, а потом – очень даже прорисовались эти «листья-перья» мушмулы. Хотелось бы знать, куда, она, крышка, пропала, сколько помню своё детство, никогда не видел рукомойников без крышки, но оставим этот монтажный пробел на совести не автора, моей.
Изумрудная жар-птица. Очень смелый образ, но обычно этот мифологем рисуется в иных красках, точно не оттенками зелёного клера. Специально погуглил, да, на некоторых лубках птичка с зелёными оттенками, забавно, претензия снимается.
Её глаза, блестящие маслины – очень понравилось!
Реки, которые требуют каньонов – такое себе образ. Типа, кровь, которая требует вен. Ну…
Вот очень интересный образ «луны-овсяного печенья». Симпатично! Но очень не зашёл цвет: никогда не видел овсяного печенья белого колеру. И зачем уменьшительная форма там? Сравним:
И белая луна напоминает овсяную печеньку почему-то...
И белая луна напоминает овсяное печенье почему-то…
Слово «печенье» содержит в себе и единственную, и множественную форму. А слово «печенька» добавляет ненужную семантику. И странно, что «почему-то», ну, напоминает и напоминает, зачем эти почемуты? Для рифмы?
Финал крут, связан узлами гордиевыми.
Вывод:
Неформат-нестандарт: две белые печеньки Образный ряд: две овсяные печеньки Эмоциональный циферблат: две печеньки, одна белая, второе овсяное
13. Мяукнула она...
М — Мурчала кошка возле ног – Я — Я наслаждался звуком. У — Украдкой прыгнув на сапог, К — К моим прижалась брюкам. Н — Ногою двинуть не могу, У — Устал стоять? Нисколько! Л — Любовно Мурку берегу, А — А мне в ответ лишь только...
О — Она мяукнула: Привет! Н — Нога конечно, хороша, А — А колбасы случайно нет? ... Вот ведь лисичкина душа! ;) _________ акростих
==================================== Ну, забавно. Мой кот не к брюкам прижимается, а к ногам. Ещё котэ научилось включать свет в прихожей, открывать балкон, распахивать шторы, чтобы меня пробудить, чтоб солнышко в комнату зашло, ибо знает, гадюка, что я не люблю утренний свет. Но это то ещё. В телеграм-канале для кошатников опублили видео, где хозяйка обучила своего Барсика мурлыкать шёпотом. А вы говорите, лисичкина душа)
П.с. не надо было спойлерить название акростиха, чисто мнение…
Действующие лица: Стихи, которые пишет Поэт Поэт, который пишет стихи об Охотнике Охотник, он же литературный герой Стихов, которые пишет Поэт
(Стихи: ) "В цветной листве прощального убранства Осенний лес был полон тишины, Лишь изредка шуршания слышны да скрип ремня охотничьего ранца. Туман заколдовал скелеты лип Магическим заклятием "замрите", И первозданность, как в палеолите…"
(Охотник: ) - Но где добыча? Мамонт подери! Ни зги не видно! Обращаюсь в слух, Плечо слилось с прикладом от двустволки…
(Поэт: ) - Тут в рифму - появляются вдруг волки, не меньше двух.
(Охотник: ) - Поэт, стой, не гони! Не на волков я шёл, а на косулю, И зарядил, смотри, косую пулю. На волка у меня (как там?) ринит.
(Поэт: ) - Волков бояться - к Музе не ходить! Без хищников стихи - моря без соли. Охота на волков всегда в фаворе. Готовься пулю в серого всадить!
(Стихи: ) "Был рык ужасен яростных волков. Одним прыжком они, достигнув цели, Вцепились в горло - кости захрустели..."
(Охотник: ) - Пиши, что это - сон! без дураков!
(Стихи: ) "...И кровь фонтаном залила поляну. И поделом - охотника удел. Забавы ради он убить хотел, Но сгинул в схватке сам, никчемный, спьяну."
====================================
Вот такая неформатная драма. Интересно то, что нечто подобное участвует в одном конкурсе, параллельно, но ничего сказать не могу, конкурс активен. По-моему, персонаж Стихи получился не очень олицетворённым, на мой вкус. Конечно, можно было поиграться со смыслом, придумать повороты, развитие действий, неожиданные ходы, но как-то всё свелось к пьяной причине.
Вывод:
Неформат-нестандарт: отлично! Образный ряд: удовлетворителен Эмоциональный циферблат: начало – вау, финал – не ах…
15. Сэкитэй
в среду осень нагрянула в пряничный дом ко мне помогу говорит раскладывать сад камней что за пазухой прятал всё лето снимай с души только время уходит спеши спеши.
но разбрасывать негде и нечего собирать подожди говорю до двенадцатого ноября а она мне такая не обостряй я могу подождить но лучше не надо поднимись над собой окинь перспективы взглядом.
не летаешь? и давно с тобой это? что говорят с приветом? а строки рождаешь ноль ноль по апгар кошмар
я опять погоди постой пошурши там опавшей листвой что тебе-то до этих строк а она водосток
под лежачие камни ну дальше сам а тебя уже скоро найдёт коса а в тебе словеса
так что будь так любезен отстрой сэкитэй а потом свой саке деревенский пей ну а я в ноябре загляну опять поминать.
====================================
Ну, вот интересное стихотворение. Такие формы подачи сложно комментировать, тут: либо заходит, либо нет. Выискивать минусы можно, но стоит ли? Наверное, надо было дать ссылку на сэкитэй, не самое распространённое слово даже для любителей хокку. Камни, осень, японь в одном флаконе, это, как минимум, антиресно, как говорил Лесков.
«а строки рождаешь ноль ноль по апгар кошмар» - хороший образ, если в курсе таблицы-апгар, если не в курсе, то пребываешь в недоумении. В любом случае, такие натальные схемы мне больше симпатичны, чем пуповины выше. Надо за смелость поэцкую включить автора в шорт.
Вывод:
Неформат-нестандарт: 7 по шкале Рихтера Образный ряд: кайенский перец по шкале Сковилла Эмоциональный циферблат: 5 по шкале Бофорта
16. пепельночное:
~~~~ бесконечность городского вечера обеспечивая солнце медлит пасть за контур крепости на мели авандельты рио-неба меченой ~~^~~ полутенью эха дня прометчиво позакатно выгоревшей зрело в пепел сумерек ночной пастели нордостным* алением подсвеченой ~~~~~ или влажным крышам паркам мостовым моросью достать до волглых серых простыней пришпиленных неверно ~~/~~~ к взнебленным разводом крыльям мостовым чтобы чайки мусорно-сиренно-злым гвалтом пепельную ночь отпели ~~ ~~ ~~ __ *_предвосхищая: ну, мы ж ударяем: "сЕверо-востОчным"!?
====================================
Две работы стоят рядом и дышат друг дружке в затылок. Попробуем разобраться в образах.
«авандельты рио-неба» – образная громоздкость, не все читатели Вассерманы и Друзи, не все в курсе, что авандельты – это пологие спуски. Но. Это жеж не-формат, поэтому, почему бы и нет…
«Полутень эха» – симпатично! Но «полутенью эха дня прометчиво позакатно выгоревшей зрело в пепел сумерек ночной пастели нордостным* алением подсвеченой» – излишне смело даже для неформата…
«моросью достать до волглых серых простыней пришпиленных неверно» – мозг уже надломлен после полутеней эхов… пере-бор…
Мусорный, сиренный, злой гвалт чаек, который пепельную ночь будет отпевать, оставим на совести музы.
Поздно глаза закрывать и плакать, сырость вокруг разводить и слякоть, хочется жить, так живи - не вякай, губы сожми и жди. Надо заканчивать тары-бары, в тёплой каморке у папы Карлы, нет ни кораллов, ни мамы Клары - только надень очки — и ты увидишь, что в мире этом песня твоя по-другому спета и ни одним, ни вторым куплетом не повторяет путь во времена твоего пространства, где дураки, отходя от странствий, нет, не умнеют от постоянства, просто они живут. Каждый по-своему, не похоже. Кто-то кладёт, ну а кто-то ложит на неудачи и всё, что может им помешать найти в собственном доме свободу мыс-ли, спрятанный в погребе старый рислинг, новый роман от Агаты Кристи, первым сказать прости. Ладно, не слушай сверчка за печкой, много живу, но увы не вечен, видно поэтому долог речью, сбивчив, излишне строг. Вижу, уснул. Эхехешки, парень, как бы хотелось узнать, что варит время тебе. Может сладкий кари, может и горький суп. Знаешь, я верю, что всё сойдётся, ключ не нашёлся, но светит солнце, звёзды моргают в твоё оконце. Нет никаких причин голову прятать в песок и думать, что ты единственный самый умный, жил здесь когда-то такой же юный, первый из буратин. Он очень долго служил хорошим. Не обижал ни людей, ни кошек. Но, понимаешь, богатство всё же счастья не принесло... Помню, шептались в потёмках со-вы — жизнь не построить на всём готовом, ей только дай хоть малейший повод — тут же макнёт в дерьмо.
Жаль, я не знаю конца рассказа. Не получилось сложить все пазлы. Может, когда-нибудь, эту сказку автор допишет, но… не обещает, такое дело — что у него на душе кипело, выплеснул он, да и солнце село и поманило сном.
====================================
Очередная сказочная фактура. Не имею ничего против, сам люблю такие кон-тексты. Но. Немного запутался в этих джунглях из слов, не уверен, что А4 в данном случае помогает разобраться. Написано мастерски, самоирония в конце («я не знаю конца рассказа») подчеркнула идею работы.
«сырость вокруг разводить и слякоть» – сырость и слякоть синонимичны, не самый лучший образ.
«Кто-то кладёт, ну а кто-то ложит на неудачи» – вот здесь забавно!
В общем, мне представляется, что слов здесь больше, чем нужно. Идея и посыл, которые точно есть, прячутся за оными.
Вывод:
Неформат-нестандарт: не золото, серебро Образный ряд: не серебро Эмоциональный циферблат: не золото, серебро
18. Тщетность
Над городом повис вечерний смог, дождями до прозрачности источен...
А я опять пишу тебе письмо на вырванном линованном листочке о том, что в мире ногу сломит чёрт, что слишком часто думаю, зачем я, а жизнь моя не то чтобы течёт, скорей ползёт лениво по теченью. Что стало неподъёмным бремя догм, что жалят неотступно мысли-осы... В раскисший город следом за дождём по краешку надежд приходит осень, и рыбьей чешуёй летит листва, и, словно в перспективе на иконе, всё то, что я любил и узнавал, становится чужим и незнакомым. Притихший дом всплывает миражом пустыни лет: несбыточным и шатким, как будто мимоходом свет за-жжён на опустевшей лестничной площадке в подъезде, где давно пригрелась тьма, где тысячу веков не мыли окна, где хочется, разнежившись, дремать, не оставляя ценного на откуп. Где поздно и судить, и обвинять, и верить в чудеса, страдая дурью, где кто-то высший выдумал меня, но утомился, не успев додумать, и бросил в город, в холод фонарей, где даже время смысла не имеет. Где можно и внезапно умереть, и заново родиться в той же мере - в чистилище на тысячу кругов любые обещания облыжны, а если бог есть всё-таки любовь, она не та, что думает о ближнем. И я, устав искать путей иных, в потоке дней бол-таюсь мелкой щепкой... Не вырваться из зыбкой пелены, не изменить значенья слова тщетность...
Дождь за окном давно иссяк и смолк, вновь ноет там, где сшито наживую, и я опять пишу тебе письмо, не помня, что тебя не существует.
====================================
а вот здесь А4 к месту. Одна из лучших работ конкурса, возможно, лучшая.
Вот, что понравилось очень: «мысли-осы...» «дождями до прозрачности источен...» «где тысячу веков не мыли окна» «Не вырваться из зыбкой пелены, не изменить значенья слова тщетность...»
Всякий раз, окунаясь в тексты безлакунных обзоров серии столь разнородных (да ещё и внепривычноформатных) опусов, ожидаемо воссторгаешься творческому азарту их создателей, толкающему на такое дивное дело. [Приятно (при всех заслуженных и не очень критических плюхах) ощущать себя частью раздражающего источника такого духодвижения.] Занимательно примерять трёхчастный камертон из обзоров, перепрочитывая собственных фаворитов и недоусмотренных, но 'объективных' лидеров представленного конкурсного неформата. ... Про "пепельночное" в данном обзоре: Особая благодарность за (оказавшимся оригинальным в ряду прочих отзывов) невнимание к шутке графики обрамления текста. СпасиБотБо за внимательное, сквозь плановые претыкания, прочтение 'служебного', списаного с натуры ради уточнения имени юнь-юльского питерского сезона, текста. {Единственно отмечу, что авандельта это не только передняя подводная наклонная часть дельты, но и морское взморье устья (реки). Забавно, но даже у бездельтных рек (типа Невы [см. http://litset.ru/publ/10-1-0-68388]) худо-бедно формируется авандельта...} ~~~ С самыми наивлучшими и (неслабой?) надеждой на шанс 'продвижения' термина, альтернативного дряхло-традиционному, семантически неточному и астрономически неверному - "белым ночам",
Неформатность стишка заключалась не в том, что он верлибр (какая же неформатность в верлибре?), а в том, что он НЕ верлибр. Так что означенные идеи и образности ему ни к чему. А вот интрига в нем была. Причем с очевидной подсказкой. С которой никто из судей, как я понял, не разобрался, попав таким образом, согласно стишку, в число «некоторых товарищей». С чем вас/их/всех и поздравляю.
не, я не попал) просто "ух ты какая идея" иногда требует знаков содержания) где-то у меня был сонет, который назывался "хокку") одной идеи написать не верлибр, но назвать "верлибр" - маловато. я про это( но спасибо, буду внимательнее)
так про рукомойники и оправдываться не надо, поскольку у тебя они не "на" а "у". но если бы были "на", тогда бамбук надо было проращивать в строфе... по простой причине: 98% читателей не знают, что на югах плетни могут быть из бамбука.
п.с. нет, не "не знают", не считывают фразу "бамбуковый плетень", если слова "бамбуковый" отсутствует)
Там их целые заросли. Бамбуковые рощи) Я даже привезла бамбук, представляешь?))) Нарубала там пару по 3, 5 м. и разрезала на три колена... деду на удочки)
А ваще в Абхазии бамбук, как сорняк. От него трудно избавиться. Люди даже рвы роют и водой эти рвы заполняют, чтоб не разрастался)
...и видела коммент сразу, как тока Олежин палец оторвался от клавиши с точкой) Не думайте обо мне так поверхностно, я считываю все сталактиты под обзорами)
Олег, спасибо за разбор и оценку. Я посчитал достаточным дважды произнести "сэкитэй" - в начале и в конце, а в серёдке всё про камни и самокопание. "Догадаются", подумал я. С АПГАР все имеющие детей должны сталкиваться, не? Ну шоб у ваших всегда были 9-10.
Хотя здесь рисковал, да. Ну вот шампусик и открыл теперь
апгар - специфический термин, но красивый) строительство метафор на сугубо специфических лексемах - не айс. скажу больше, у меня была возможность в 2017 поехать в японию, увидеть мою мечту, сад камней.
вот рёандзи - это известная достопримечательность, но я впервые узнал про сэкитей. википедил, разумеется, это всё работает на восприятие текста, но не на восприятие образа, оный должен бить сразу, быть прост, перефразируя Ахматову (Цветаеву?), "сложен из слов, которые мы употребляем в беседе за чаем".
от 17, сегодня читаю, как честный Олег, не мог разобраться в формате и верю ему, и киваю ему, но вот не согласен в квадрате про сырость и слякоть ни капли не факт не факт и про всё остальное поэтому пальцы сжимаю в кулак и тихо иду за тобою про тихо, конечно, я только шутил гроза на подходе, мой Йорик Ты лучше б на череп коня наступил чем так изгаляться в обзоре)
Олег_Юшкевичъ (07/11/21 18:16) •
сначала я забыл, потом ушел, и вот вернулся и вспомнил!
...
Про "пепельночное" в данном обзоре:
Особая благодарность за (оказавшимся оригинальным в ряду прочих отзывов) невнимание к шутке графики обрамления текста.
СпасиБотБо за внимательное, сквозь плановые претыкания, прочтение 'служебного', списаного с натуры ради уточнения имени юнь-юльского питерского сезона, текста.
{Единственно отмечу, что авандельта это не только передняя подводная наклонная часть дельты, но и морское взморье устья (реки). Забавно, но даже у бездельтных рек (типа Невы [см. http://litset.ru/publ/10-1-0-68388]) худо-бедно формируется авандельта...}
~~~
С самыми наивлучшими и (неслабой?) надеждой на шанс 'продвижения' термина, альтернативного дряхло-традиционному, семантически неточному и астрономически неверному - "белым ночам",
Олег_Юшкевичъ (14/10/21 20:54) •
удивлён месту, странно, смешно и ритм забавный
Неформатность стишка заключалась не в том, что он верлибр (какая же неформатность в верлибре?), а в том, что он НЕ верлибр. Так что означенные идеи и образности ему ни к чему. А вот интрига в нем была. Причем с очевидной подсказкой. С которой никто из судей, как я понял, не разобрался, попав таким образом, согласно стишку, в число «некоторых товарищей». С чем вас/их/всех и поздравляю.
но спасибо, буду внимательнее)
Ничего не буду объяснять, это долго, нудно и никому не надо.
Разве что... задело:
Олег, рукомойник у них
на плетне из бамбука) Видал таке?
А так... в/у есть, просто остался во дворе антиквариат с древних времён)
Спасиииибоооо.
но если бы были "на", тогда бамбук надо было проращивать в строфе... по простой причине: 98% читателей не знают, что на югах плетни могут быть из бамбука.
п.с. нет, не "не знают", не считывают фразу "бамбуковый плетень", если слова "бамбуковый" отсутствует)
Я даже привезла бамбук, представляешь?))) Нарубала там пару по 3, 5 м. и разрезала на три колена... деду на удочки)
А ваще в Абхазии бамбук, как сорняк. От него трудно избавиться. Люди даже рвы роют и водой эти рвы заполняют, чтоб не разрастался)
но чота шутка не сложилась)
Жалко панд там нет, это печалька...
Зато скорпионов чёрных до фигища! Они очень изящные)))
И дельфины близко подплывают к пляжу... прям чуды)
скажи адрес, куда я поеду отдыхать следующим летом)))
с берега хорошо видно Гагры,
это маленький резиновый посёлок)))
Скорпионов я тапками гоняла)))
я без тапок поеду...
cool
Олег_Юшкевичъ (12/10/21 20:42) •
Не думайте обо мне так поверхностно, я считываю все сталактиты под обзорами)
пысы: извещаю
Хотя здесь рисковал, да. Ну вот шампусик и открыл теперь
вот рёандзи - это известная достопримечательность, но я впервые узнал про сэкитей. википедил, разумеется, это всё работает на восприятие текста, но не на восприятие образа, оный должен бить сразу, быть прост, перефразируя Ахматову (Цветаеву?), "сложен из слов, которые мы употребляем в беседе за чаем".
вот вы меня и просветили, и про апгар, и про сэкитей)
сегодня читаю, как честный Олег, не мог разобраться в формате
и верю ему, и киваю ему, но вот не согласен в квадрате
про сырость и слякоть ни капли не факт
не факт и про всё остальное
поэтому пальцы сжимаю в кулак
и тихо иду за тобою
про тихо, конечно, я только шутил
гроза на подходе, мой Йорик
Ты лучше б на череп коня наступил
чем так изгаляться в обзоре)
и чучело змея, и череп коня
не откроешь домик мой,
ключик-то не золотой)