Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
6ЛАП-2023 - Лето-лучшее - Обзор жюри
Обзоры
Автор: ПКП

1. Катилась Псовая звезда...


Катилась Псовая звезда
в корзину яблочного лета...
Плодились яркие билеты
и мчались в мыслях поезда.

Срывались форточки с петель,
горячий ветер пах кишмишем,
стекали масляные крыши,
ведь город истово потел.

Грейпфруты, водка, монпансье
взбивались в фирменном коктейле...
В июль каникулы летели,
а звёзды двигались в лансье.


Елена Шилова:
Стихотворение-набросок, эдакий текстовый аналог фото на полароид: не целясь, зато в настроение и от души. Вроде симпатичное, но, если вчитываться, проступают вопросы. Например, «яркие билеты» - вроде бы эпитет такой громкий, отпускной, а какой смысл он придает слову «билеты», не совсем понятно. Они же могут быть в кино, в театр, в музей, на трамвай, на поезд, на самолет... То есть визуальный образ есть, но очень уж универсально-расплывчатый. Взбивание грейпфрутов с монпансье – тоже сомнительная процедура. Алкогольные коктейли так-то смешивают (ну, или взбалтывают, если вспоминать Джеймса Бонда), а взбивают молочные/яичные. «Лансье» - специфичное слово, для финала слишком вычурное, поэтому возникает ощущение подрифмовки, но не логического завершения композиции.
Понравилось: «корзина яблочного лета» и «горячий ветер пах кишмишем» - вот это зримо/осязаемо/обоняемо и натурально.

Маруся:
Общее впечатление от стихотворения очень приятное: интересные образы (корзина яблочного лета, стекающие крыши, потеющий город...), удачные рифмы (мужские - чёткие, внятные и держат катрены будто каркасом; женские мягче, свободнее...). Нравятся синтаксические повторы (катилась звезда, плодились билеты, мчались поезда и т.д.) - подчёркивают стремительность, летучесть событий. Царапки есть, но незначительные.

====================================

2. Август

На георгинах утром тает иней,
Как тает тень невысказанных слов.
Пугает пустотой портал совиный —
Заброшенное гулкое дупло.

Зелёно-красный лист и золотистый,
Палитра лета позднего в траве —
В костре сентябрьском дымом обратится,
Уйдет в осенний тускло-жёлтый свет.

Все строчки («завтра запишу») забыты,
Крапива прячет вход в заросший сад,
Летают «Богородицыны нити»*,
Несобранные яблоки лежат…

*Так во Франции называют паутинки, парящие в воздухе ранней осенью.

Елена Шилова:
Первый катрен понравился, а дальше как-то по нисходящей. Полезли типичные для пейзажной лирики образы и обороты, инверсии, прорвалось грубоватое «в костре сентябрьском», тут же «строчки», которые в таком контексте звучат как-то по-альбомному. Ну и развития мне не хватило. Как появилось тревожное и пронзительное ощущение чего-то уходящего в строчке «пугает пустотой портал совиный», так оно и продержалось до самого финала, почти не трансформируясь. Скорее даже затихая, как круги на воде. Вообще есть ощущение, что в этом стихотворении, как и в предыдущем, от перестановки катренов мало что изменится.
Но само августовское настроение мне нравится)

Маруся:
Спасибо автору за пояснение, что такое "Богородицыны нити". Для меня это признак уважения к читателю. Хорошая зарисовка. Мягкая, прозрачная, наполненная ветром и прохладой... Что не понравилось: второй катрен (очень громоздкое сложное предложение, перегруженное инверсиями и второстепенными членами), по мне, так просто заполняет пространство стихотворения.

====================================

3. Милосердие

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. (Евангелие от Матфея 7 глава)
***


Никуда не деться от шепотков,
поползут, как змеи по всем дворам:
Приключилась с Глашкой она — любовь.
Восемнадцать скоро, пришла пора.

Загорелось сердце — вблизи не стой.
Закусила девонька удила́:
Наплевать на то, что мужик чужой —
своего мальчишку война взяла.

Пусть осудят бабы, плевать на них,
не забьёт до сме́рти изрока плеть.
Своего б, любила... да нет в живых...
Только как подруге в глаза смотреть?

Отхлебнуть любви хоть один глоток,
чтоб разбавить чёрную непроглядь.
От чужого счастья стащить чуток,
чтоб своё дитё на руках качать.

Ни о чём никто не донёс жене,
словно враз ослепла деревня вся.
...Глашка в город съездила по весне —
от кого, гадайте-ка, на снося́х.


Елена Шилова:
О, а это из противоположного лагеря подъехали) Ноль созерцательности, зато есть сюжет и эмоции.
По эмоциям мне все нравится, кроме упоминания подруги. Вот это, мне кажется, уже маленько перебор с драматизмом. Хотя меня саму за излишний драматизм в свое время ругали, возможно, я поэтому теперь везде стремлюсь его убавлять) А так история жизненная, неоднозначная, без черно-белых контрастов, тем и хороша. Действительно, судить не хочется.
Технически тоже приятно сделано, в одной стилистике, «изрок» даже гуглить пришлось. Размер удачно выбран и выдержан.
Не поняла, зачем нужная запятая после «своего б».

Маруся:
Эпиграф, по-моему, не нужен, т.е. и без него всё понятно. Название отличное. Одно слово, а сколько граней! Нравится, что это история. Нравится, что разговорная речь не кусками/проплешинами в тексте, а всё стихотворение в одной манере. Нравится авторское "непроглядь". Царапки: 1. Изрока плеть - это что? 2. Глаголы "наплевать" и "плевать" близко друг к другу. 3. Возраст Глашки.)) Общее впечатление: яркое, цепляющее стихотворение.

====================================

4. Свои

Помню вечер июльский: две лампы стоватки, большая веранда,
На баяне играет слепой для него нет чужих и своих.
Тётю Лизу за худенький локоть под то, довоенное танго,
Вывел бережно в круг, закружил однорукий сосед фронтовик.

Прижимаются, крутятся ручка за ручку визгливые Сонька и Верка,
В стороне от больших, придуряясь, не в такт попадая ногой.
Рядом с ними, чуть выпивши, вдовые матери (шера с машерой.
Где найти жениха-то, война-блядь-война, ша дочурка, - домой!)

Будут танцы назло, вопреки, в слëзы, вдребезги, словно в отместку.
Будет Сонькина мать до утра, до угара курить на крыльце.
И бросать-поднимать и разглаживать-комкать (паскуда-повестка!)
Задремав, просыпаться и снова дремать, изменяясь в лице.

Нет бараков, двора, сада, дружбы людей, тем кто есть - неповадно,
Поделиться с соседом последним, жить бедно, играть в домино,
Всей святой беднотой и соседним двором танцевать на веранде.
Драться, падать-вставать рядом с другом за правду единой стеной.

На вокзале окликнуло эхо: очки, инструмент, звуки танго
Подошёл, кинул в кепку, как - водится (здравствуй, я жив, не погиб.
Здравствуй-здравствуй пацан), - он из наших, он видел горящие танки,
В темноту протянул мне жилястую руку, он помнит своих.

Елена Шилова:
Сначала было сложно вникать в текст – все-таки очень длинные строки без цезуры в середине, да еще потерянный знак препинания после слепого... Но потом удалось поймать ритм не танго, но вальса. Все равно осталось ощущение, что много лишних слов, но когда этот круговорот уже затянул в себя, громоздкие фразы перестают казаться таковыми.
Много деталей, много очень искренних, живых эмоций, как будто старый черно-белый фильм смотришь (кроме эпизода с матом, вот тут пленку зажевало). Где черт бы с ним, с сюжетом, главное – атмосфера. И я уже почти готова была проникнуться и растрогаться, но тут внезапно наступил финал. Который требует расшифровки и включения мозга, а в таком тексте это категорически вредно. В общем, опять стало сложно. И невнятно.

Маруся:
Тоже история, что приятно. Первые три катрена - на ура! Потом пошёл поток сознания. И если четвёртое четверостишье я ещё смогла понять, то в пятом запуталась окончательно.(( И "жилястая" рука смутила. "Жилистую" знаю (с ударением на первый слог). "Жилястую" (с ударением на второй слог) не знаю.

====================================

5. Вверх по цепи (триптих с Р. S.)

Кошкино золото

Как роса на траву выпадают из августа числа,
До небес не без умысла тайно сплетая тропинку цепи.
Доплетусь не спеша до словесного скрытого смысла;
То ли жёлтый кирпич, то ли красны-…
-е петли заросшей тропы.

Напевая про то, что мурлыкать сподручней молчанья,
Старый дуб обходя, попадаю калимбой в загадочный ритм.
И под взглядом русалки (в сердце скальпель обсидиана!)
Принимаю за чистое золото к ней поманивший пирит.

По рисовым зёрнам яблок

Вереницей дней сложилась цепь.
Вправо, влево оплетает кругом.
Звяканье при шаге – звеньев степ,
Будто борозда идёт за плугом.

Под аккордов дивный перестук
В пену облаков вошла Венера.
Яблоки на дубе не растут.
Но в любви…
не умирает вера.

Там, где ворон в вышине

Не смотри на грай:
- Ни к чему!
- На кой!
У любви сейчас только ты и я.
Нежность моя – леденец за твоей щекой,
Недоступный для воронья.

Не доступный для их вранья.

Р.S.
На краю лета


Словно локон кончик лета намотаю
Скоро осень! Скоро осень золотая –
Золотою цепью шелкопряда
Рядом с летом, рядом с летом, рядом.
Оттолкнётся и взлетит над лесом стая,
Но пока, пока на юг не улетает.
Приземлится в ягодной опушке
Там русалка. Там русалка… Пушкин.
Развалился, разомлел, лежу вальяжно.
Край у лета, край…
Теперь уже неважно.

* Кошкино золото - вкрапления некоего вида слюды (флогопит), часто путают с золотом дураков, но эти народные названия обозначают разные минералы (золото дураков - пирит и марказит).

Елена Шилова:
Местами мне прям очень понравилось (третья часть особенно), но местами кажется уж слишком экспериментально-надуманным. Калимба, скальпель обсидиана, соседство степа с плугом... Видимо, я слишком консервативна для такой эклектики. Но, с другой стороны, приятно посмотреть, как автор играет в пространстве собственного текста и кайфует от этого.

Маруся:
Слишком много намёков и мелких подробностей, которые для автора - зарубки событий, образов, воспоминаний. А для читателя - больше на тайнопись похоже.(( Эмоциональное послевкусие: светлые и слегка грустные воспоминания... О чём? О любви, дружбе, товариществе. И ещё о том, что Пушкин - это наше фсё.))

====================================

6. бестолковая рыба

Город не верит в жизнь, потому что мёртв.
/В городе дождь. Маруся/


Гулкое стонет море, волны сжирают небо,
солнце, деревья, дворик, дом, что казался крепким.
Соль разъедает кожу, лёгкие рвутся с треском —
Тонем. Спастись не сможем. Сдохнем и не воскреснем.

Рвётся наружу слово, горькой солёной правдой —
Как умирать хреново… Боже, верни мне жабры...
Если помочь не хочешь — сделай контрольный выстрел!
Благословляю точность, в самом высоком смысле.

Рыбы плывут неслышно. Рыбы глядят смущённо.
Сапиенс стать не вышло. В стадии эмбриона
спутались хромосомы, в жалкое сбились стадо,
предначертав нам кому и механизм распада.

Гулкое море нежно вновь поглотило сушу.
Глупая эта рыба
прежде имела душу.

Елена Шилова:
Люблю про рыбов, да-да)
Процесс обратной эволюции показан зримо и жутковато. Единственное, что напрягает, – сдача интриги в самом начале. После строчки «Тонем. Спастись не сможем. Сдохнем и не воскреснем», где приведены аж четыре плачевных варианта (а там выше еще легкие рвались и прочий апокалипсис творился), в принципе понятно, что ничего хорошего не произойдет. Вот вообще. Никак.
И да, действительно не происходит. Сдохнут вообще все, даже рыбы. Если б не финал, который все вытягивает, было бы совсем скучно.
В общем, сам стиш неплохой, просто его драматургия разошлась с моими хотелками)

Виктория Дворецкая:
Рыбу эту я где-то читала, скорее всего в которыбьем конкурсе) Нравится настроение, нагнетающее такое. Короткие резкие фразы подчеркивают настроение: читаешь и хочется читать дальше. «Сдохнем и не воскреснем» - в принципе, когда дохнут, не воскресает никто.. Почти)) Но настроение начинает передаваться именно с неё. Не очень зашло «предначертав» и вообще строка с механизмом распада вся, искусственная какая-то.

Маруся:
Тот самый случай, когда, фиг его знает, о чём это стихотворение, но перечитывать хочется.) Нравится обилие свистяще-шипящего в тексте: слышится шипение морской пены, всплески волн... Нравится отсутствие внутренней рифмы в заключительных двух строчках - моментально переключает внимание читателя в другую плоскость. Царапка: "Тонем. Спастись не сможем", - язык чуть заплёлся.))

====================================

7. Любовь зла

Зачахла пальма, фикус болен и кактус месяц не полит. В магнитофоне Дитер Болен поёт давно забытый хит. Твоё нутро на ключ закрыто, вход в душу строго воспрещён; слов недостаток, чувств избыток, не веришь в Бога, не крещён. Хоть молод, но – обрюзгший, дряхлый и ждёшь когда придёт она. Встречал её небритой ряхой, напившись пива допьяна.Она достойна жить в Милане, а ты дешёвый и простой, ждёшь, что водичка в ржавом кране святой заменится водой. С тобой – страдальцем от безделья идти согласна под венец, союз скреплённый лишь постелью, всегда имел худой конец. В твой дом несли добро, культуру – она филолог, ты плейбой. Ей Достоевский, Чехов – гуру, ты не читал и чёрт с тобой. Любимчик был у папы с мамой, свой эгоизм давал взамен; таких мужчин зачем-то дамы возносят ввысь на постамент. Хам, сердцеед, фан мазохизма, не бизнесмен и не спортсмен, своей особенной харизмой брал души женщин крепко в плен. Она всегда бывала рядом, за нотой «ре» шла нота «ми», кормила сладким виноградом, мечтав обзавестись детьми. И вот пришла с тобой проститься, в ответ бубнишь обрывки строк. Как отпустить на волю птицу? Слова – не в тему и не впрок. Кто будет вечером готовить, и делать чувственный массаж? Был не роман, всего лишь повесть,ты в ней статист, как персонаж. Блуждают мысли – дверь открыта. Завёл «В контакте» новыйНИК, и у разбитого корыта сидишь, как пушкинский старик – поникший весь и неуклюжий, без приставаний и без фраз, и поздно в цель палить из ружей и завоёвывать Кавказ.Совсем один – вино в стакане; твердишь: «Ушла и Бог с тобой»... Вода в текущем ржавом кране не станет чистой и святой. В магнитофоне Дитер Болен поёт забытые хиты. Зачахла пальма, фикус болен и кактус сохнет без воды…

Елена Шилова:
Неплохой образчик стихотворного потока сознания на популярную тему «она филолог, ты плейбой» («она принцесса, ты бродяга», «она отличница, ты гопник» и т. п.) Не ранний Оберемок, конечно, но читается довольно живо. Есть откровенно проходные строчки, но они умело разбавлены удачными находками, поэтому в целом текст не расползается, даже несмотря на избыточность и разнородность. По-хорошему, его бы как-то разбить на абзацы, по возможности почистив от холостых прокрутов вроде «своей особенной харизмой брал души женщин крепко в плен». В этой фразе, например, сразу два плеоназма, а вся целиком она просто развернуто повторяет прозвучавшее ранее «плейбой». Конечно, при выжимке есть риск потерять необходимую для мыслепотока естественность, даже небрежность, но тут точно есть, чем пожертвовать. При этом и читаться станет легче, и резонировать сильнее.
Можно, разумеется, и оставить все как есть, но учесть на будущее)

Виктория Дворецкая:
Перечитала это стихотворение несколько раз. Раньше его не читала, но ощущение дежавю не покидает, и я даже знаю откуда оно)… Нет к автору тут без претензий, просто был у меня один достаточно хорошо знакомый автор, который писал подобную любовную лирику. Вот Дитеры Болены с прочими музыкантами и закольцованные А4 – это прям дежавю-дежавю)) Да и я когда-то давно таким грешила, было дело, да…
По данному произведению – ну, раз дежавю, то без эмоций не оставило и попадет в шорт однозначно. Ощущение, что написано из нескольких прям хороших моментов, которые потом разбавились просто текстом. Обычным. То есть как invite – просто добавь воды. Есть прямо удачные мысли и слова, от которых кайфуешь и читать хочется дальше (как начало, например), но нутро закрытое на ключ далее - вообще не нравится.. И т.д. Выделила красным крутые моменты… Зеленым – то, что не нравится вообще. Круто про Достоевского и Чехова и дальше по тексту – как пушкинский старик. Переплетаются смыслы, и это работает. А вот «давать эгоизм», «фанма зохизма» «брать крепко в плен», ноты, завоевание Кавказа, НИК, написанный как аббревиатура и т.д. и т.п. – это всё не работает, это портит… И я не понимаю, как вообще в одном стихотворении это уживается – настолько крутые для любовной лирики в таком формате вещи, и то, с чем эти крутые вещи перемежаются... Если есть вопросы, потом можно пообщаться подробнее)

Маруся:
Почему А4? Из достоинств: 1) Хорошие рифмы. Иногда, прям, вкусняшки.)) 2) История, а не описательное чёнить. Иначе не дочитала бы стока много буков.)) 3) Ироничность, лёгкость повествования. 4) Ещё нравится, как автор последовательно раскрывает тему. Из цапапок: "Кактуссохнет" - заплетается язык. Может, просто местами слова поменять? "Вржавом", "ждёшьчто" - тоже самое - язык вязнет. "Мечтав" - почему-то такая форма слова мне не легла на слух. (

====================================

8. Зонтик

......................Мы поплывем в твоем зонтике.
...........................Винни-Пух


Кажется, дождь собирается. Стало темно.
Небо гудит, как с ума посходившие пчёлы.
Эта игра перестала казаться весёлой.
Рушится мир, как цепочка костей домино.

Речка покинула ложе, ревёт и бурлит,
И ледяная вода подбирается к окнам.
Шарик зелёный становится мутно-болотным,
Мёд приключений горчит и почти ядовит.

а мы с тобой раскроем зонт
и поплывём за горизонт
сквозь бурю дождь грозу и шквал
не страшен нам девятый вал
мы поплывём ветрам назло
туда где тихо и тепло
а если очень захотеть
то зонтик может полететь
и он легко утащит нас
с тобой куда-нибудь на марс
где нет ни бед ни злых людей
и сроду не было дождей

Кажется, дождь собирается. Спи, дорогой.
Ветер шумит беспокойно. Тревожно... И всё же —
Видишь, наш зонтик лежит возле двери в прихожей?
Что б ни случилось, он будет всегда под рукой.


Елена Шилова:
Знакомое стихотворение, но на балу я его как-то не очень распробовала. Потом при чтении обзоров и комментариев все же вникла в задумку, но для этого потребовалось перечитать, причем не раз. Теперь да - вижу, что это такая попытка успокоения не столько ребенка, сколько себя на краю отчаянья. В таком контексте переход на песенку-бормоталку в середине текста не выглядит странным. В общем, чем больше читаю, тем оно тяжелей и понятней. Но при разовом и/или беглом прочтении все это легко проскочить, увы.

Маруся:
Эпиграф настраивает на улыбку. ) Рифмы местами вкусные. ) Припев кажется простеньким, но концовочка его про Марс и "сроду не было дождей" - цепляет и запоминается. Не поняла, почему в припеве нет препинаков. Чтобы отделить от остального текста? Но он жеш и без того выделяется сменой ритма и рифмовки. Разве этого мало? Послевкусие: всё будет хорошо. Страшно вокруг и мир сильнее нас, но мы рядом, мы любим и мы поддержим друг друга.

====================================

9. Папе

Все говорят, что я так на тебя похожа!
Даже характер такой… Вспоминаешь, пап?
Как отморозку могла засветить по роже,
Как побеждала свой страх – с побелевшей кожей –
И никогда не могла оценить масштаб

Наших потерь… И сейчас не умею. Странно…
Тот, с отстранённым взглядом, совсем не ты.
Сердце саднит непрерывно – сплошная рана.
Как мне тебя отвоёвывать у тумана?
Как за болезнью твои разглядеть черты?

Был, как подросток, всегда худощав и ловок,
Быстрый, свободный, как ветер в сухих степях…
Ты и сейчас иногда сквозь тяжёлый морок
Не замечаешь судьбой занесённый молот,
Грезишь о чём-то на скомканных простынях.

Выбросить к чёрту часы… Укротить минуты.
Мы ведь с тобой повоюем? Нет, я не пла…
Ты далеко. У тумана свои маршруты.
Смерть приготовила чай из цветков цикуты.
«Завтра» – как комната,
Выжженная дотла.

Елена Шилова:
А вот тут финал очень сильный, просто удар под дых. Он искупает все сомнительные моменты, где чаша весов порой склоняется к «не верю» - в стихотворениях на подобные темы это почти неизбежно. Остальной текст просто хороший, без озарений, но благодаря финалу он становится пронзительным и цельным.

Виктория Дворецкая:
Я его помню, читала ранее. Но память плохая и я не помню, кто автор… Финал с первого раза наизусть запомнила... Рада встретить тут, в конкурсе. Очень сильное стихотворение и не только эмоционально. Ни одного лишнего слова, фальши для рифмы и прочего – всё на нервах и всё на своих местах.
Автора пошла смотреть, не выдержала)) И уже запомнила) Спасибо

Маруся:
Интересная схема рифмовки. Хорошие прочные рифмы - стихотворение не распадается, напряжение не ослабевает. Тема горькая и болючая, но раскрыта очень достойно, без излишней эмоциональности. Концовка не перетягивает внимание читателя на себя, но ставит хорошую такую точку в повествовании, в эмоциях, в жизни. Важно, что название задаёт тон, который выдержан во всём произведении. То есть, здесь не о том, как мне плохо и больно, а именно ему - папе - свои последние слова, мысли, чувства... Чтобы не ранить, не привлечь к себе его внимание, но поддержать, проводить, принять случившееся...

====================================

10. Источник

В бетонной башне - разве это счастье?
Поэтому я здесь, в лесном краю,
живу отшельником-энтузиастом
и дань глубинке русской отдаю.
Любуюсь земляничным горизонтом
на берегу поленовской Оки,
внизу желтеют пляжные затоны
и лунные оладьи-островки.
Спускаюсь по крутой тропинке влево,
под ленточек цветочные узлы,
к источнику славянской Параскевы
в корнях у нестареющей ветлы.
Я умываюсь стужей, как придётся,
она стекает вниз по бороде,
а в это время утреннее солнце
вынашивает счастье на воде.


Елена Шилова:
Так получилось, что у меня в файле большая часть текста оказалась на одной странице, а финальные две строки – на другой. И я, откровенно говоря, обломалась, их дочитав, потому что предвкушала еще минимум столько же, уж больно живой и колоритный рассказ разворачивался. Захотелось возопить: «И чо?! И всё?» К тому же странная формулировка «вынашивает счастье НА воде» очень смущает. Но черт с ней, с формулировкой, если беда в том, что эти строки в принципе не воспринимаются как финал. Умылся – это ж начало дня, а дальше-то что? Интрига...
«Живу отшельникОм-энтузиастом» - я довольно лояльна к пиррихиям, но не настолько.
Земляничный горизонт, лунные оладьи-островки – очень здорово.

Виктория Дворецкая:
Финал прощает все огрехи, которые чувствуются. И ритм негладкий ( а в такой форме должен быть) и инверсии не всегда к месту и режут глаз… Но образность красивая и финал – супер! Я бы поправила кое-где… возможно… для красоты ещё большей))

Маруся:
Я бы это стихотворение поместила в рубрику "медитативная поэзия".) Послевкусие спокойное и приятно улыбчивое.

====================================

11. Русская рулетка

Дорога - мой кумир. Затягивают знаки
в высокий сумрак гор, подальше от ГАИ.
Всё то, что впереди, мой чистый лист бумаги,
мои колокола, и паперти мои.

Из тьмы течёт асфальт - из чёрной долгой скуки.
Обочины молчаньем полночи полны.
Когда нет никого, сюда приходят звуки
с обратной стороны пинкфлойдовской луны.

Вот так покой Земли крадут чужие луны.
Они волшебны, но безжалостны всерьёз.
И парочка колёс, Сансары и Фортуны,
в сто раз ценней четвёрки джиповских колёс,

когда стальным аллюром, шины в пыль стирая,
октановый табун рванётся вгорячах
на чёртов перевал (а может, в кущи рая?).
Ох, этот спор за жизнь с дорогой по ночам

напрасный и лихой, как русская рулетка.
Нет, я с судьбой “на вылет” больше не игрок -
давлю на тормоза, тянусь за сигареткой.
Не сотвори себе кумира из дорог.


Елена Шилова:
С цезурой беда. Ритм выдержан, но некоторые слова рвутся в самых неподходящих местах. Не очень удачным показался первый катрен – обилие служебных слов, повторение «мой-мои-мои», странный перечень сравниваемых понятий. Вот строчка «Из тьмы течёт асфальт - из чёрной долгой скуки» - уже классная, как и пинкфлойдовская луна, и пара колёс, и антураж в целом. Ну и радует, что ЛГ все-таки не проиграл в русскую рулетку. Но не радует, что мысль про рулетку размазана переносом между двумя последними катренами.
В общем, технически чуток докрутить можно, но образность и драйв уже есть.

Маруся:
Очень хорошая работа! Очень! Единственное, что насторожило, это отсутствие адреналина. Ни скорости, ни резкого торможения... Размышления зрелого человека. А название было многообещающим.(

====================================

12. Время дождей и луны

Кто-то ласковый к ветке подвесит луну
для котов и влюблённых, поэтов и сов…
Кот-Неучёный
**********

Так получается – мрачен июльский сплин,
дождь заунывный продрогшую душу мочит.
Взять бы румяное солнце – горячий блин –
съесть с пылу с жару, да с маслицем – хоть кусочек.
В чай подмешать дикий мёд, а ещё закат
рыжий, густой, облепиховый, тёплый-тёплый.
Только печалью горчит одинокий сад,
ветром недружным седой небосклон потрёпан,
солнце украдено тучами-вороньём.
Это ноябрь в беззаботный июль прокрался.
Где же ты, счастье невызревшее моё,
лето, бурлящее в ритме задорной сальсы?
Ныне луна – преогромный чудной светляк –
с ветки свисает, на радость котам и совам.
Бог подарил, или добрый простой чудак
вывесил вдруг вместо солнца в тени сосновой.
Сможет ли свет отражённый хотя б на миг
нам заменить настоящий? – вопрос давнишний.
Значит, так надо… Я выключу свой ночник,
выйду на улицу, буду смотреть на вишни
в каплях прозрачных и, мерно вдыхая стынь,
лунные сказки всю ночь непрерывно слушать.
…Даже земля устаёт от жары пустынь.
Время дождей и луны очищает души.


Елена Шилова:
Признаться, я не очень люблю подобные заявлении в духе Капитана Очевидность: «Так получается – мрачен июльский сплин». Ну как бы да, сплин вообще мрачен. И получается так испокон веков, чего об этом говорить-то лишний раз) Но дальше текст разгоняется, наполняется более живыми и объемными образами, а потом и действиями, и как-то в него потихоньку втягиваешься. Да, тут довольно стандартный набор уютных плюшек – солнце-блин, чай с диким медом, светляки, коты и совы, но как-то оно все так переплетено, что не раздражает чрезмерной мимимишностью.
Действий лично мне хотелось бы побольше, описаний – поменьше, но это уже вкусовщина)

Маруся:
Признаться, чай в стихах уже набил оскомину. Но тем не менее, стихотворение цельное, зримое, запоминающееся. Красивый образный ряд. Название и эпиграф - в тему и к месту. Очень понравилось "невызревшее счастье".) Из минусов: - Глагол "мочит" улыбнул и направил моё восприятие не туда...)) - "Недружный ветер" тоже.) - Почему автор упомянул сальсу, а не польку/летку-енку/степ? - "Давнишний вопрос" тоже смущает. И слово "давнишний" и смысл вопроса. Но, повторюсь, стихотворение очень интересное.

====================================

13. В городе душно…

В городе душно, в объятьях горячего марева
Мается вечер под крышами старых деревьев.
Слива созрела и смотрит глазищами карими.
Варится лето в загадочном солнечном чреве.

Словно купаются в море закатно-розовом
Многоэтажки, огромные серые рыбы.
Окнами- ртами глотая горячий воздух,
Вверх выпускают кольцами белые нимбы.

И занавески, как бабочек крылья цветастые,
Ждут поцелуя от ветра шального и жадного.
В вазах хрустальных скучают махровые астры,
Манит в кафе за углом пряный запах мускатный.

В плавных движениях бармена какая-то магия.
Персиком солнце повисло на окнах и дразнится.
Хочется летом напиться и время оттягивать.
День улетает безжалостно шоколадницей.

Баловень август не жалует город прохладой.
Не за горами сентябрь, он придёт и не спросит.
Светится в огненно-рыжих рябина нарядах.
Сбросила листья, печать наступающей осени.

Елена Шилова:
Неровное стихотворение – есть удачные места, например, первый катрен целиком, а есть – не очень: инверсии («ветра шального и жадного», «бабочек крылья цветастые», «пряный запах мускатный», «улетает безжалостно шоколадницей», «светится в огненно-рыжих рябина нарядах»), банальные эпитеты (см. предыдущие скобки), путаница с клаузулами (то рифма женская, то дактилическая, то вообще разносложная). Обороты типа «какая-то магия» и в прозе использовать надо аккуратно (меня в свое время за многочисленные «каки» и «почемуки» больно пинали), а в поэзии это тем более выглядит транжирством бесценных слогов. Но главная беда тут та же, о которой я писала в комментариях к первым двум стихотворениям и которая в принципе свойственная пейзажной лирике, – композиция. Тут, во всяком случае, есть очевидная последовательность событий, просто так строфы не перетасуешь, но в итоге все снова заканчивается ничем и утекает в никуда. Кто сбросил листья, я так и не поняла из-за препинаков.
Про шоколадницу не слышала, но загуглила. Просветилась, спасибо)

Маруся:
Яркое стихотворение с потрясающей образностью! Но логику некоторых образов лично я не осознала.) Тем не менее, слива с глазищами - прекрасна! Рыбы-дома тоже! Что не легло: - Строка с барменом выбивается из ритма. И так читала, и эдак - всё равно выбивается. - Инверсии в случае с шоколадницей и рябиной - не понравились. - И в строке, где хочется напиться летом, время у глаголов идёт вразнобой. Но пройти мимо этого стихотворения невозможно - жаркое, сочное, пряное...)

====================================

14. Каховка

Локальный потоп – не всемирный потоп,
Чужая беда далека-далека...
Река омывала свои берега
И к морю катилась в режиме нон-стоп.
Песчаные кручи пестрели от гнёзд,
Где чайки-кричайки растили птенцов,
Которые клювы тянули на зов,
Поднявшись во весь незначительный рост.
Мамаши детей научить бы смогли
С ветрами в полёте справляться легко,
Обкрадывать сонных зевак-рыбаков,
Чудные узоры чертить на мели.
Смогли бы... Но плакали в голос, когда
Потоп говорливые гнёзда накрыл.
Под крыльями цвета потёртых ветрил
Бурлит потерявшая разум вода...


Елена Шилова:
Ну, тут текст на уровне, поэтому придираться буду к мелочам, которые на таком уровне критичны)
Чайки-кричайки нравятся. Только у меня почему-то ласточки перед глазами – привыкла, что именно они строят гнезда в отвесных песчаных берегах, сама этим летом наблюдала и фотографировала. Но это не придирка, а так, мысли вслух.
Категорически не нравится река, катящаяся в режиме нон-стоп, и незначительный рост. Ну вот не отсюда лексика, вообще не отсюда... Хотя тут в целом изложение довольно сухое, много глаголов и конкретных деталей, мало эпитетов, но к финалу все-таки поэзия берет верх над журналистикой. А вот тут реально как будто читаешь «руководство по взращиванию птенцов-чаек».
Еще смутили ветрила. В воображении нарисовались лопасти ветряных мельниц – но это ж ветряки, а ветрила – это паруса, тут я сходство нахожу с трудом.
«Река омывала свои берега» - традиционный вопрос от члена жюри – а могла омывать чужие?
В остальном стихотворение неплохое, злободневное и поэтому горькое, но вот чего-то не хватает. То ли эмпатии, то ли, наоборот, отстраненности.

Виктория Дворецкая:
Хорошее и правильное стихотворение. О такой большой беде написано даже без намека на провокацию. Даже с нежностью, переходящей в отчаяние и горе. Пробирает. Браво.

Маруся:
Качественное, мудрое стихотворение. Читатель вправе сам определить, орнитолог он или читает не про птиц. Очень понравились чайки-кричайки. И ещё сонные рыбаки.) Что царапнуло: Фразы: "...Которые клювы тянули на зов..." и "...Мамаши детей научить бы смогли С ветрами в полёте справляться легко...", - звучат как-то неправильно...

====================================

15. Cân y Ddraig

«…удары сердца, хлопки огромных крыльев — драконы, дети ветра и огня, не умирают. Просто однажды последний полет становится бесконечным. И тогда в их глазах отражаются звезды...»
© rain_dog

• • •
Мне рассказать бы красивую сказку.
мне рассказать бы…
да память подводит.
разве под шёпоты вишен и яблонь —
старых проказниц, флиртующих с ветром —
в путаной пряже, гниющей в корзине,
сыщут обрывки,
и свяжут,
и бросят
нити историй похмельные мойры —
сны,
что под утро приходят
и ранят.

там, в этих снах — разогретые камни,
к ним прислоняясь, играю на флейте.
носит сирокко протяжные звуки,
не удержав, над поляной роняет,
топит в аккордах шмелиных оркестров.

стадо сзываю — и между холмами
вдруг появляются серые звери.
взгляды бездонны:
лесные озёра
так же темны, холодны, безмятежны.
скалятся острые зубы в ухмылках,
шерсть на боках и загривках лоснится.

лунные волки,
пастух нерадивый
зря вас позвал под полуденным солнцем.
спрячьтесь скорее в развалинах замка,
позже… всё позже.
Короткие тени
станут длиннее,
потом растворятся.
звёзды, ныряя в озёрные волны,
в свете небесном запутают вёсла
будто бы в сте́блях кубышек и лилий.

утлая лодка,
вожак лунно-волчий,
флейта,
сирокко — задорный попутчик...
что ещё в ночь откровения нужно?

вспомни же,
вспомни:
сгорающий город,
жар,
суховей, обручившийся с дымом,
молния,
боль,
очищающий ливень…

не умирают драконы,
а просто
кто-то однажды летит в бесконечность —
в чьих-то очах отражается берег,
луг,
древний замок
и лунная стая.

тихо,
темно,
непослушные мысли…

Дождь за окном —
неулыбчивый знахарь —
чертит на чёрном пергаменте руны:
может быть кто-то прочтёт и оплачет,
может быть сложит застольную песню.


Елена Шилова:
Красивое)
Реакция дурацкая, но это первое, что приходит на ум. Еще могу добавить – атмосферно, завораживающе и волшебно. Так сплетать слова, так выстраивать переносы, чтоб удержать внимание читателя даже на очень длинных предложениях, да еще и без рифмы, - это надо уметь. Поэтому просто хочется наслаждаться и не вникать.
И это хорошо, потому что, если вникать, то, по большому счету, какой-то оригинальной и реально интересной истории здесь нет – скорее набор образов, которые читатель через собственные ассоциации может интерпретировать как ему угодно. Эдакий конструктор «собери легенду сам». Поскольку я люблю фэнтези, мистику, драконов и вот это все, мне процесс сборки понравился. Читатель незаинтересованный пожмет плечами и пройдет мимо.
В финале вот только чего-то не хватило, вернее, интуитивно ожидалось чего-то другого.

Маруся:
Эпиграф показался многословным и расплывчатым. А вот стихотворение очень обаятельное и мистически-прекрасное!)

====================================

16. Квакучая семья

В укромной заводи у леса
жила квакучая семья.
О ней умалчивала пресса,
и не писала раньше я...

Из близлежащего болота
пришёл к лягушкам водяной:
“Хорош орать, мне спать охота!
Не вам соперничать со мной –

я здесь хозяйствую по праву
и вас зажарю на обед,
а кости выброшу в канаву”.
“А хрен тебе,” – они в ответ.

Тут самый храбрый из лягушек
вмиг превратился в молодца:
“Тебя, сошедшего с катушек,
могу отправить к праотцам.

Ступай-ка на.., и без оглядки!”
Тот понял, что ему пора –
на солнце засверкали пятки.
Лягушки крикнули: “Ура!”

Ну вот и всё. Ликует пресса.
Растёт высокою трава.
Лягушки в заводи у леса
восстановили статус-ква.


Елена Шилова:
Контрастненько на фоне предыдущего)
Но когнитивный диссонанс у меня не от этого, а от того, что до фразы «а хрен тебе» стишок воспринимался скорее как детский. А тут выясняется, что это как бы юмор, по всей видимости. Хотя единственное, что тут смешное (зато действительно смешное, а не пытающееся выглядеть таковым), - это «статус-ква». Хотелось бы все-таки более равномерного распределения шуток по тексту. Ну и в подборке серьезных произведений такое, конечно, смотрится не самым выигрышным образом.

Виктория Дворецкая:
Смешное) Отличается ото всех прочитанных ранее и поднимает настроение. И даже запомнилось спустя время))) Значит в шорт)

Маруся:
Это точно лучшее стихотворение за лето у автора?) Жалко водяного. Лягушки оказались грубыми и жестокосердыми.(( Но концовочка вполне себе состоялась. )

====================================

17. Слушая мир

Когда превращается в тыкву карета,
а внутренний демон и ангел в раздоре,
прошу я совета у встречного ветра
и мудрого моря,
у кошки лежащей на дюне прогретой,
у снов, что слетаются к детской кроватке.
Я слушаю мир, не дающий ответов,
чтоб стало понятней,
как мне разобраться в пришедшем сегодня
и чем я готова рискнуть послезавтра.
А если искомый ответ не приходит —
иду, там где даты
распяты на камне и смотрят с укором
на тех, кто не помнит, что время конечно...
И вновь возвращаюсь за помощью к морю —
оно человечней.
То штормом пугает и криками чаек,
то раны залижет, то гонор остудит,
то слушает молча, то в спину толкает:

вперёд, мол, ты сдюжишь!
Когда я в прибое ответы расcлышу,
в себе разберусь и расставлю все точки,
тогда уж никто не скомандует: "Тише",
где мне надо громче!


Елена Шилова:
Еще одно бальное)
Кое-где есть не очень удачные переносы, при такой ритмике укороченная строка – это способ поставить яркую точку, а тут она порой превращается в запятую. В остальном – без каких-то уникальных находок, но хорошее благодаря настроению, осмысленности, жизнеутверждающему финалу. Ну и да, море как живая, думающая, сочувствующая и склонная к человечности сущность – очень нравится.

Маруся:
Отличная работа! Но заключительные две строки чуть шероховаты. Сделать бы их более внятными).

====================================

18. Всё будет хорошо...

Всё будет хорошо! Конечно!
Кто б сомневался... Мы б того..
Все будем жить почти что вечно. Ах, это скучно? Ничего!
Зато спешить не надо, в топку бросая груды дел и тел. Сегодня наступил на пробку, а завтра в космос улетел.

Не делайте глаза коровьи - не будет повода для слёз, когда отличное здоровье и нет причин для глупых грёз - успеть доделать, сомневаясь, кому твои труды нужны. И время есть грешить, не каясь.
Вот только б не было войны...

Не к месту глупая бравада. Бросаешь камни - собирай! Затворены ворота ада, запаянны ворота в рай. Господь расставил все акценты и встряски больше не нужны. Спокойно капают проценты. Вот только б не было войны...

Мы сможем всё! Преодолеем!
И вопреки, наперекор, застрянем в эре Водолея, вести неспешный разговор о бесконечности вселенной, как для неё мы все важны. О смысле - вечном и нетленном. Вот только б не было войны...

Мечты, мечты! Но так прекрасно об этом тихо помечтать, когда всё зыбко и неясно, когда придётся умирать. Когда вселенной недоступность терзает разум наш во снах. Когда людская правит глупость. Когда кругом идёт война...


Елена Шилова:
Запаяны.
Еще один поток сознания, но в этот раз совсем без изюма – просто перечисление весьма очевидных мыслей. Да еще и напичканное грамматическими (либо просто банальными) рифмами. Не хватает нерва, личного восприятия автора, каких-то узнаваемых, но в то же время штучных деталей.

Маруся:
Идея не нова, но имеет место быть. Я бы здесь пошалила и убрала знаки препинания.)) Концовка очень понравилась!

====================================

19. Шахматы

Смерть... Разоренье… Победа уже близка…
И о потерях противника, между делом…
Мир чёрно-бел, словно шахматная доска.
То, что вчера было чёрным, считают белым.

Чёрные вороны скорчились над доской:
Движут фигурки клювами, будто зерна.
Что для них пешка с предсмертной ее тоской?
Белое солнце для пешек зияет чёрным.

- Я же живая! В живое стрелять нельзя!
- Плачь и молись! Но молитвы твои напрасны!
Ворон, осклабясь, склёвывает ферзя:
Чёрное, белое, - все заливает красным.

Елена Шилова:
Быть может, местами слишком патетичное («молитвы твои напрасны»), но в целом хорошее, емкое и вневременное стихотворение. Лишней мишуры в нем нет, как нет завуалированных намеков, спекуляций и попыток привязаться к текущей реальности, чтоб выдать злободневочку.

Маруся:
Грамотное, сильное, эмоциональное стихотворение. Нравится то, как автор использует знаки препинания: в первом катрене многоточия - недосказанность, недопонятость; во втором - осмысление, осознание; в третьем - эмоциональный всплеск/крик. Нравится переход цвета, усиливающий напряжение текста - от белого, к чёрному, от чёрного к красному. Царапки: "Яжеживая" - звучание так себе.( И не понятно почему буква "ё" пишется то с двоеточием наверху, то без него. )

====================================

20. Рыбье счастье

Палевый закат в реке полощется,
гонит под коряги карасей.
Заячьи хвосты белеют в рощице,
видно, не успели обрусеть.

Я плыву несмелой белорыбицей,
блекнет в лунном свете чешуя.
Из-под тучи звёзды тихо сыплются,
выполнить желание сулят.

Я плыву себе – желать мне нечего,
рыбье счастье выпало сполна.
Трижды, рыбаками незамеченной,
ускользнуть позволила волна.

А в четвёртый раз прозрачной девицей
вынырну у лодочки твоей.
Если на таких, как я, не женятся,
плюнь… и белорыбицу убей.


Елена Шилова:
Ну, я уже говорила, что люблю рыбов и мистику, а тут просто комбо. Вроде бы такой простой, прозрачный текст, а переливается, бежит, увлекает по течению, как настоящая река. Вот оно, умелое обращение с хореем и дактилической рифмой) Ну и смысловая составляющая аналогично: симпатичная пейзажка вдруг оборачивается тревожной и загадочной историей, в которой понимание ускользает, как там самая белорыбица. Вроде бы уже вот-вот, а потом перечитываешь и думаешь – ну не, а может, вот это имел в виду автор, надо еще перечитать. Легкость слога оборачивается ощущением хрупкости и быстротечности жизни. Многогранное и переливчатое, но в любом случае эмоционально близкое.

Виктория Дворецкая:
После финала вспомнила, что до этого уже читала и всё равно захотелось еще раз перечитать) Простой вариант Русалочки) Без принцев, титулов и замка. Рыбаки и рыбки. Крутое, очень. Прозрачная девица хорошо вписывается в образ белорыбицы, так и рисуется картинка худой блондинки с фарфоровой кожей… И техникой и эмоциями крутое...

Маруся:
Вкусные рифмы, интересный сюжет, зачаровывающая образность, неожиданный яркий финал! В общем, фаворит.))

====================================

21. Не спеша сооружу прощальный ужин...

Ощущение настойчиво таранит:
Скоро выйду на финальную прямую.
Понимаю, что черта́ не за горами,
Но неясно мне, зачем и почему я.

Хорошо, когда на это нет ответа.
Можно, словом поиграв, себя утешить.
Мол, закат лишь предвкушение рассвета…
Аргументы у схоластики всё те же.

Но в пространстве зазеркальном, я надеюсь,
Получу заветный ключ от тайной двери.
А за ней метаморфоза в Хомо Деус,
Там уже неотличимы “знать” и “верить”.

А до этого продолжу бить баклуши...
Вечер свой я проведу легко и праздно.
Не спеша сооружу прощальный ужин
И вином его украшу темно-красным.


Елена Шилова:
Вечная тема – принятие собственной смертности и умение наслаждаться жизнью до последнего. Вроде бы простые стихи, без изысков, но подкупают разливающимися в них спокойствием и прикладной житейской мудростью. Финальная строчка хороша, глубока.

Маруся:
Первая строка про таран... тарань... Вобщем, первая строка не легла на мою нежную читательскую душу.) А в остальном, хорошая зарисовка адекватного, взрослого человека с нормальным чувством юмора.

====================================

22. хочется лечь на дно

хочется лечь на дно ракушками обрасти
или пройти по площади многолюдной
призраком невидимкой и всех простить
или казнить чтоб снова поверить в чудо
что человек упав животом на дно
тихого моря ракушками обрастая
крылья расправит мокрые за спиной
и улыбнётся вверх в синеву взлетая

Елена Шилова:
Еще одно про море)
И еще одно – с неуловимым, ускользающим смыслом, который подан не в лоб, а улавливается между строк. Нравится закольцованность, и отсутствие знаков препинания вполне уместно здесь. Но вот финал маленько разочаровал, хотелось чего-то такого... менее идиллического, что ли. И более отточенного, а то «вверх в синеву взлетая» - слегка избыточно.

Маруся:
Это точно лучшее за лето?)) Приятный эскиз на утопическую тему.) Отдельное спасибо автору за краткость.)



ШОРТ-ЛИСТЫ ЖЮРИ

Елена Шилова:

Обычно по итогам комментирования у меня в голове шорт собирается сам по себе, в фоновом режиме, но в этот раз автоматика отказала. То ли большинство стихов по уровню где-то в одном диапазоне, то ли голова дырявая. Пришлось отобрать самое-самое.

1 место
20. Рыбье счастье

2 место
3. Милосердие
9. Папе

3 место
15. Cân y Ddraig
17. Слушая мир
19. Шахматы

Виктория Дворецкая:

1 место
9. Папе
14. Каховка
20. Рыбье счастье

2 место
7. Любовь зла

3 место
6. бестолковая рыба
10. Источник
16. Квакучая семья
Опубликовано: 25/09/23, 09:59 | Последнее редактирование: Алекс_Фо 25/09/23, 11:27 | Просмотров: 2404 | Комментариев: 32
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Спасибо жюри!)

А вот 19. Шахматы, - явно недооценён!
Апофис  (28/09/23 16:03)    


Наконец-то я добралась до ЛитСети.))
И не только, чтобы одним глазком посмотреть, но и вторым тоже. )

Во-первых, мой шорт
(да, он уже никчему, но и сделать вид, что его нет тоже не могу. ):

Первое место:

20. Рыбье счастье

---------
Второе место:

6. Бестолковая рыба
9. Папе
11. Русская рулетка
15. Can y Ddraig
17. Слушая мир
18. Шахматы

--------------
Третье место:

З. Милосердие
4. Свои
14. Каховка

============
Во-вторых, на самом деле все мои комментарии к стихотворениям больше по объёму, как минимум, в два раза. Но дело было так: я слишком сильно понадеялась на себя! А надо было, как обычно, довериться другим людям, которые лучше разбираются в технических вопросах.)
tongue smile cool
Вобщем, не смогла сохранить свои комменты к работам авторов и не смогла их вовремя отправить.((
Ну, и на работе выходные у меня отобрали - это ваще была "вишенка" на торте мировосприятия.(
Алексу Фо спасибо за терпение, Тальяне спасибо за помощь с отправкой и спасибо ещё одному человеку, который тоже молодец.))
=======
Если кто-то из авторов пожелает, выскажусь о его работе более развёрнуто.
Вот.)
Маруся  (27/09/23 21:26)    


Жюри спасибо. Кое-какие детали действительно требуют доработки.
aledo  (27/09/23 06:17)    


Елена, Виктория и Маруся еще раз спасибо Вам за детальный разбор. Учел все ваши замечания и немного изменил и подсократил текст. Радикально сложно что-то тут поменять, но кое-что действительно получилось подкорректировать и убрать лишние строки. Стало более читаемо, на мой взгляд. Видимо, много слов не всегда хорошо.)) Посмотрите пожалуйста, как сейчас? Может еще что-то нужно подкорректировать? Вот ссылка: http://litset.ru/publ/3-1-0-75797
aledo  (27/09/23 07:00)    


Спасибо огромное жюри за обзор, за высокую оценку моего стихотворения. Я не хотела об этом писать, правда... Сидело занозой, всё этот взгляд потусторонний, уже чужой вспоминала... А потом вдруг выплеснулось само, как будто не могло быть иначе. Боялась - все будут думать, что я специально хотела слезу вышибить (сама ужасно этого не люблю) и очень рада, что члены жюри и читатели все правильно поняли и почувствовали. Спасибо!
Татьяна_Шкодина  (25/09/23 23:58)    


Татьяна, тема очень сложная. И мне на самом деле очень понравилось, то, как она исполнена.
Спасибо за стихотворение.
Маруся  (27/09/23 21:52)    


Спасибо жюри за разбор!

Как по мне - поток сознания и должен быть прямым и простым, чтобы плывущая по нему лодочка без вёсел не цеплялась за коряги ассонансных рифм и не разбивалась о камни сложных образов.

Нервы, изюминки - всё унесло течением... smile
Метаморф  (25/09/23 18:29)    


Вот жулик!)
Поток авторского сознания должен уносить читателя за собой. Он же поток! tongue smile
Маруся  (27/09/23 21:33)    


Сто процентов tongue
Метаморф  (27/09/23 21:41)    


Спасибо жюри!
Заставили призадуматься. Задам тут пару вопросов, в надежде на то, что кто-то ответит (и не жюри, обычные люди тоже )))
Елен, если глаза подруги заменить на нейтральное что-то, людям, соседям - будет менее драматично или тот же вид, только сбоку и надо думать что-то совсем другое?
Запятая после своего б сама воткнулась незаконно. Даже я не настолько с препинаками не не дружу (хотя есть такое))) Убрала заразу.
Марусь, про эпиграф мне уже пеняли. Я его тоже убрала. Стих-то на эпиграфный конкурс был писан.
А за наплевать-плевать очень спасибо. Упустила. Замылился глаз. Буду думать.
Изрок - это осуждение. Только такое, малость устаревшее и больше деревенское. Плеть осуждения.
А по возрасту я тут не согласная. Восемнадцать скоро. В войну люди духовно взрослели раньше. Тем более в деревне. Это сейчас телом аксклераты, а разумом семилетки.
В общем, спасибище. Часть уже поправила, глаза и наплевати буду думать )
Елена_Лерак_Маркелова  (25/09/23 17:19)    


Я вот что подумала: может этот катрен вообще убрать? Все затыки в нём. Как без него будет, а?

Никуда не деться от шепотков,
поползут, как змеи по всем дворам:
Приключилась с Глашкой она — любовь.
Восемнадцать скоро, пришла пора.

Загорелось сердце — вблизи не стой.
Закусила девонька удила́:
Наплевать на то, что мужик чужой —
своего мальчишку война взяла.

Отхлебнуть любви хоть один глоток,
чтоб разбавить чёрную непроглядь.
От чужого счастья стащить чуток,
чтоб своё дитё на руках качать.

Ни о чём никто не донёс жене,
словно враз ослепла деревня вся.
...Глашка в город съездила по весне —
от кого, гадайте-ка, на снося́х.
Елена_Лерак_Маркелова  (25/09/23 17:25)    


Я вот перечитала без катрена и задумалась - а что потерялось. Видимо, ничего принципиально важного для раскрытия сюжета. Можно и урезать)
А так да, соседи не так драматичны, как подруга. cool
Елена_Шилова  (26/09/23 16:26)    


Да вот и мне кажется, что от потери этого катрена ничего не меняется особо. Только лишние вопросы отпадают ) Видимо, буду выкидывать ) Спасибо, Лен
Елена_Лерак_Маркелова  (26/09/23 17:11)    


Да, можно и так, хотя изрок мне понравился.) Искала в гугле, но не нашла. Теперь вот знаю, что это за беда.) Классно.)
В убраном катрене были подробности, которые обращали на себя внимание. Теперь, да, и на возрасте особо не акцентируется внимание. Хотя, всё равно немного цепляет. Но, может, только меня.)
Там меня царапнуло не то, что юна слишком для любви, а...
Вобщем, после войны мужчин было мало, семью особо и не создашь, а если свой, любимый/родной погиб, то и вовсе... И ребёночка родить, чтобы одной не маяться - вполне понимаемо.
Но когда понимаешь, что всего 18ть, что "свой" мужчина не погиб, его, как бы и не было, что просто пришло время любить и выбрала мужа подруги, для того, чтобы ребятёнка сделать, то это уже совсем другая история. Совсем.))
Маруся  (27/09/23 21:50)    


biggrin Марусь, так она совсем и другая. Именно о том, что ты сказала. Мужиков нет и вряд ли будут. Поездка в город по тем временам - чудо, которое пару раз в жизни могло случится. Уехать из деревни в поисках судьбы в то время тоже было нереально вообще. Так и было : два - три мужика на всю деревеньку, и дай бог целые. И у них, конечно (что греха таить) выбор ох какой большой. От девок нецелованных до вдовушек. Ты же не думаешь, что они были прямо ангелами и верность нерушимую хранили. Это утопия ) Глашка в восемнадцать лет - цветочек, который сорвать хочется. Промедлит, не даст сорвать - другие цветочки подрастут, а мужиков не прибавится. Тут положительных-то героев как бы и нет ) Но и отрицательных нет... в том-то и дело. Просто та жизнь. Послевоенная.
Елена_Лерак_Маркелова  (28/09/23 18:47)    


Елена_Лерак_Маркелова  (28/09/23 18:48)    


Вот! Теперь по-другому читаю.)
И за ссылку спасибо. smile

Да, ты права тогда полностью. Вопрос т возрасте снимается. Про послевоенную деревню мало что знаю. И почему-то даже не задумывалась никогда. wacko
Маруся  (28/09/23 19:20)    


Послевоенная деревня это голод ( по всей стране), выкуп государством урожая за копейки (чтобы города не загнулись), крестьяне без паспортов, заградпосты на основных дорогах плюс патрули. Фифти/фифти крепостное право. Зато карточную систему отменили раньше англичан.
Когда Хрущёв всё это отменил - целыми деревнями народ в города ломанулся. Пришлось к колхозам пристёгивать совхозы и разрешать единоличные хозяйства (в разумных пределах).
Как-то так...
Метаморф  (28/09/23 23:50)    


Не, это я знаю, Мет.) А вот на тему любови никогда не задавалась вопросом.
wacko
А вообще, дедушка и бабушка у меня деревенские, но после войны переехали жить в областной город. Потом, чуть позже(1949-50г.г.), дедушкины сёстры тоже переехали и поселились поблизости.
Были у них трудности с переездом - не знаю. Меня тогда ещё и в планах не было.))
Маруся  (29/09/23 08:10)    


Самое интересное, что при Хрущёве этот вопрос с паспортами не решился. Полная паспортизация сельского населения началась аж в 1974 году wacko
А ваши предки могли переехать как специалисты. При Сталине же было три путя из деревни: Северные города, лесозаготовки и т.п. и армия dry Ну и режимные предприятия-где угодно
Но у тех же шахтёров, например, паспорта забирали и они были привязаны к этим шахтам до упора.Это при Сталине
Метаморф  (29/09/23 12:30)    


Вспомнилась критикесса на турнире поэтов, сказавшая по поводу "Истории" : "А зачем вешаться было? Могла бы уехать". )))
Елена_Лерак_Маркелова  (29/09/23 18:02)    


Вспомнилась критикесса на турнире поэтов, сказавшая по поводу "Истории" : "А зачем вешаться было? Могла бы уехать". )))

Я ещё двоих Литсетян на этих турнирах нашёл. У Елены Шиловой жёсткий критик был. Не в плане самой критики, а в плане подхода. Видно, что дама опытная в этом деле smile
Метаморф  (29/09/23 20:48)    


в обзор добавлены опоздавшие комментарии Маруси
Алекс_Фо  (25/09/23 11:37)    


Марусе - особо - спасибище! surprised
Кот-Неучёный  (25/09/23 15:59)    


Ага! За опоздание. cry
Маруся  (27/09/23 21:09)    


За ум и красоту! surprised
Кот-Неучёный  (28/09/23 15:43)    


Спасибо жюрям за разборы) wink
Селена  (25/09/23 10:35)    


Спасибо большое, спасибо.
Георгий_Волжанин  (25/09/23 14:12)    


Жюри, спасибо! surprised
Вас читать интересно, как и сами работы,
ну и... поучительно, наверное:))) smile
Кот-Неучёный  (25/09/23 15:58)    


Большое спасибо жюри!
Алекс-Артемьева  (26/09/23 17:50)    


Жюри, спасибо за труд.)
АлексейИрреальный  (27/09/23 08:17)    


Уважаемое жюри, спасибо!
Inna71  (28/09/23 07:46)    

Рубрики
Рассказы [1130]
Миниатюры [1108]
Обзоры [1450]
Статьи [457]
Эссе [209]
Критика [99]
Сказки [246]
Байки [52]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [157]
Мемуары [53]
Документальная проза [84]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [10]
Афоризмы [25]
Фантастика [162]
Мистика [79]
Ужасы [11]
Эротическая проза [6]
Галиматья [301]
Повести [233]
Романы [81]
Пьесы [32]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [12]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2378]
Тесты [27]
Диспуты и опросы [115]
Анонсы и новости [109]
Объявления [105]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [488]
Проза пользователей [195]