Здесь, в уголке Вселенной, в сонме венер и марсов Наша Земля мерцает, как светлячок во тьме... Есть на планете город с многоэтажной массой, Где в лабиринте улиц в доме на сто семей Я подыскал обмен.
Скромная "распашонка" виделась мне просторной, В ней оставляло солнце всюду следы лучей. Их становилось больше с каждой открытой шторой. Солнечный зайчик, робко встретив меня "Ты чей?", Млел на моём плече...
Пара восточных окон – с видом на супермаркет. Маркет совсем не супер, просто назвали так. В западных окнах осень бродит с мольбертом в парке – То золотит берёзы, то шебуршит в кустах, Будит уснувших птах.
Город-гигант с востока слышен в трамвайном лязге, Гомоне людных улиц, вое чумных сирен. Глянешь на запад – мама счастье везёт в коляске, Зиму весна сменяет, буйно цветёт сирень Здесь, в уголке Вселенной...
Маруся
Интересно было читать. Понравились «уголок» и «сонм» - большое в малом, изменение точки зрения в зависимости от того, откуда смотришь.) Понравилась «многоэтажная масса». Спорный, наверное, образ, но мне пришёлся по душе. Поворот на обмен очень понравился! Маркет, который не супер, тоже очаровал.) Но… «земля, как светлячок во тьме» – не оценила. А сонм марсов и венер не сияет? Потом представила осень, которая мольберт за собой таскает. И, не выпуская его из рук, то берёзы золотит, то в кустах шебуршит…)) И очень много получилось западов и востоков. Начинаешь думать, что автор какой-то особый смысл в это вложил, если так акцентирует, но после прочтения смысл так и не расшифровывается. Концовка, по-моему, просела.
Елена Шилова
Не раскрыта тема севера и юга) Шучу, конечно, востока и запада вполне достаточно для контраста, а квартира с окнами на четыре стороны света – это уже буржуйство) Если серьезно, то мне кажется несколько громоздкой вторая половина первой строфы. Она и по смыслу довольно тяжелая (многоэтажная масса – это надо как-то переварить, а тут еще и лабиринты, и сто семей), и по синтаксису труднопроходимая. В общем, давит всячески, а удлинение стандартного катрена пятой строкой этот эффект только усугубляет. И не сразу понимаешь смысл этого хвостика – «я подыскал обмен». Чего и на что? Дальше становится понятно, что речь про квартирный обмен, но такая трактовка порождает новые вопросы. «Город-гигант с востока слышен в трамвайном лязге» - тут маленько царапает амфиболия – то ли город-гигант с востока (и тогда кажется, будто герой не в этом городе живет, а к западу от него), то ли слышен с востока. Понятно, что по смыслу второе, но из-за порядка слов считывается сначала первое. В остальном очень симпатичная и живая зарисовка, по общему настроению светлая, хотя контраст тоже хорошо выписан. Только чумные сирены кажутся уж очень художественным преувеличением.
Murrgarita
О городе, в котором есть всё, стихи, в которых есть всё. Простые славные стихи. Простые – это не обидно. Я где-то прочла (и согласилась от всей души), что высшее умение в стихосложении – написать просто, ясно, прозрачно, без суесловия, наворотов и выкрутасов. Это нужно уметь, и такое умение дорогого стоит. Наверное, если спросить читателей, что понравилось больше всего, для каждой строки найдётся у кого-то доброе слово. Мне вот многоэтажная масса не нравится совсем, а особенно понравился солнечный зайчик, млеющий на плече.
2. Королева, танцуй
Королева, не плачь, танцуя на потеху толпе порочной! "Мы - и бог, и закон!" - ликует чернь, восставшая этой ночью. Не дрожи на ветру нагая, вспоминай, как рабы зверели, Как забили, смеясь, ногами дочку, спавшую в колыбели.
Поцелуи дари убийцам, торопливо меняй партнёров, отирая платочком лица, – всё закончится очень скоро. Отдавайся блудливой стае – душегубам, ворам и прочим, – В онемевшей руке сжимая заражённый чумой платочек.
В страстном танце кружись босая. Надо всех до утра пометить! Ночь возмездия истекает. Всё закончится на рассвете. Пусть хохочет клошар беззубый, с детской шейки сорвавший крестик. Нынче имя твоё – Гекуба. Мать безумная в танце мести.
Маруся
Ого, какие рваные котятки тон задают! На втором катрене вспомнился парфюмер со своим платочком. Но там это было так.., ах, так… Нет, слёзы не потекли, ладони в кулаки не сжались. Некоторые моменты показались более комичными, чем наоборот.
Елена Шилова
Хоррор, конечно, но мне нравится) Мне кажется, тут размер очень удачно выбран, он реально тащит за собой, как будто в быстром танце. Так что сгущение красок и пафос (толпа порочная, ночь возмездия и т. п.) уже не кажутся чрезмерными – в описанной истории так и должно быть, ярко и с размахом. А уменьшительные суффиксы – «платочек, шейка, крестик» - дополнительно работают на нагнетание жути.
3. Собирайся
Собирайся, пора. Здесь тебе больше нечего делать. А родным и друзьям непременно приснишься к утру. Попрощаешься там... Выбирайся тихонько из тела. Этот путь позади. Не дрожи, словно лист на ветру — наш Судья справедлив, а ещё — милосерден без края. Он добрейшей души... человек, но конечно же строг. Вот трусиха. Смотри: я без боли тебя забираю. Это многое значит. Ну что, понимаешь намёк? Как там дальше? Ну как... это "дальше" конечно же будет. Любопытная ты. Всё узнаешь. Сначала на Суд. На старуху с косой не похожа? Смешные вы, люди... Нет пути в никуда, все дороги куда-то ведут. Смерти нет, поняла? Будет просто дорога другая. Ты шестую прошла и подходишь к началу седьмой. Ад и рай — в головах. А в дороге — ни ада, ни рая. Вот, когда осознаешь — вернёшься... пожалуй, домой. Там встречаются все. Вместе ждут остальных запоздавших. И спокойно прядут бытия непрерывную нить.
Новый путь начинать в одиночестве было бы страшно. Я затем и пришла, чтоб немного тебя проводить.
Маруся
Не верю в перерождение, поэтому строки о том, что «ты шестую прошла…» и т.д., для меня – ни о чём. В остальном - интересная работа. Доходчивый, доверительный текст. Веришь ему? Если хочешь, то веришь. Образ смерти достаточно обаятелен. Рифмы хорошие. Но… чего-то не хватает…
Елена Шилова
Я, видимо, слишком много читала подобных стихотворений в жанре «разговоры по душам» в формате А4. Ну и про жизнь после смерти тоже. Здесь не хватило какой-то изюминки – сюжетной ли, образной, звуковой – которая позволила бы довольно водянистому тексту, состоящему из расхожих сентенций, придать внутренней глубины. Чтоб он не утекал сквозь пальцы, а что-то после себя оставлял в душе. Смерть симпатичная, да, но этого маловато.
4. Узел Вселенской Связи
— Вы позвонили на Узел Вселенской Связи. После сигнала задайте предельно чётко Главный вопрос в одной лаконичной фразе. И ожидайте в течении часа отклик. Наш оператор свяжется с Вами лично. При философских и нестандартных вопросах — Мы высылаем подробную методичку «Как разрубать узлы, если сам их создал».
Спел мелодично сигнал неземную песню — Надо вопрос задавать, а о чём — забыла! Мне, вроде, нужен с утра был обычный слесарь… Я ведь на узел горячей воды звонила.
Маруся
Прелесть! Кратко, внятно, неожиданно по сюжету, интересно по рифмовке. Подкупает на раз!
Елена Шилова
Меня изрядно озадачила сама формулировка «Вы позвонили на узел», и из-за этого я весь оставшийся текст пыталась понять, что с ней не так. Не поняла, но ощущение, что по-русски оно как-то иначе должно звучать, не покидает) Ну и другие обороты «Задайте вопрос в одной фразе», «спел мелодично сигнал песню», «узел горячей воды» - тоже царапают. Вроде милый такой сюр – возможно, как раз из-за вот этих выкрутасов, но мне сложно отключить внутренний редактор)
5. Феличита-ааа
В ноябре заливали отцы во дворе каток: выносили «что бох послал — выпить и закусить», матерились беззлобно-весело под шумок, возводя, всем миром счастливую дворовую жизнь. Мы смотрели с гордостью на отцов, как они отстраивают забор, параллелограммный — к доске доска, заливают первый лёд и каток, уже завтра, будет совсем готов. Но малы коньки (даже без носка). Без коньков зимой — разве это жизнь? За окном сибирский морозный ноябрь, и рыдает, внутри меня, будущий фигурист... Мама с телефоном, по всем друзьям: «Лида, а у вас нет малых коньков? Да, размер, где-то тридцать два... Тридцать шесть? Пойдёт... если что, наденет с тройным носком». Мчу до Майлаховских. Второй подъезд. Мне выносят Майечкины коньки — белые, фигурные, прекрасные, как мечта. «Ой, тёть-Лид, спасибо!»... «Ладно, беги!» И дуэт итальянский поёт мне: «Феличита-ааа!»
Маруся
И снова море обаяния.)) В моём детстве этого не было, но читаю стих и картинку вижу во всех подробностях, будто вот так всё и было со мной на самом деле! Даже параллелограммный забор не смущает – детское ощущение, что я умнее взрослых, плюс желание это показать… - вопчем, нормальненько всё получилось.)
Елена Шилова
А тут я внутренне боролась с ритмом, рифмовкой и пунктуацией. На первые два пункта в итоге удалось забить, но последний все же добил) Сама зарисовка очень живая, такая прям с натуры писаная, тройной носок в 36 размер – нормаха, параллелограммный забор, вот это все. Но хочется все-таки чуточку причесать.
6. На том мосту, где чёрная волна
В мостах войны нам нет нужды Михаил Дудин
На том мосту, где чёрная волна, Алесь и Янка молча расходились... Кричала выпь - и падала ветла на берег левый, выстеленный илом. Смешливый Янка, сдержанный Алесь, один с Будённым, с белыми братушка; а в детстве рядом - в праздник и в болезнь, одни на братьев санки и подушка. На берег правый капала смола... Алесь и Ян расстреливали жалость. Луна слепая путалась в стволах, пока от хаты матушка бежала...
Маруся
Эмоции – да! Но, по мне, текст они не спасают. Простите, автор, но… Третья строка – такое впечатление, что ветла падает от крика выпи. Откуда смола взялась на правом берегу? Откуда она капает, когда Алесь Ян расстреливают жалость? Про матушку вообще молчу. Ну честно, эх… (((
Елена Шилова
Я когда-то это стихотворение уже комментировала, с тех пор изменилось только то, что теперь я с самого начала воспринимаю «Янка» как мужское имя. А так повторюсь: нравится лаконичность изложения, подчеркивающая трагичность сюжета, и финал, не нравится «братушка».
7. Живая мишень
На снегу кувыркаются волки, превратившись в живую мишень... В. Высоцкий
Волк с давних пор является врагом человека. Мудрость
Погасла, Серый, твоя луна, лежишь ты тряпкой в седой траве, не надо больше дышать, линять, скулить о чём-то, во сне реветь, тобой не будут пугать детей, доярок с фермы... Такой расклад: тебя не пустят на сочный стейк, но в область точно пошлют доклад; там кто-то важный поднимет бровь, погладит папку с приказом "5" - в седые травы ударит кровь: команда будет в твоих стрелять. Такой вот, волчий, у вас билет, такой вот, волчий, у нас закон - и месяц, годы, десятки лет идёт охота, идёт загон...
Маруся
Первые три строки просто шикарные! Как бы и всё.
Елена Шилова
Меня смущают рев во сне (двояко можно прочитать, к тому же с образом волка не вяжется вообще, а человека в нем еще не видно), «сочный стейк» (не вяжется ни с чем вообще) и «бровь-кровь». Ну и второй эпиграф я бы убрала, какой-то он, мягко говоря, слишком очевидный. Хотя Высоцкий тоже и без эпиграфа вспоминается. «Команда будет в твоих стрелять» - из-за порядка слов считывается не как «будет команда "стрелять"», а как «некая команда людей будет стрелять». А так выбран удачный, рваный ритм, благодаря которому в тексте есть нерв, хорошо обыграны повторы. Метафоричность темы и ее реализации тоже нравится.
8. "Может встал не с той ноги я..."
Может встал не с той ноги я И поэтому с утра Донимает аллергия На прекрасное вчера.
Весь покрыт гусиной кожей И чешусь я, вспомнив что День вчерашний был хороший, А сегодняшний - не то.
Первых утренних движений, (Через силу, кое-как) Серенада раздражений Раздражает натощак.
Я, как истинный бездельник Обречённый жить в делах - Каждый новый понедельник С тихим ужасом в глазах.
И страдаю от тоски я - Пять кошмарных впереди. На вчерашний аллергия Тихо в памяти зудит.
Может стать мне как отшельник, Всю неделю превратя В бесконечный понедельник, Неподатливый страстям.
И не будет аритмии После праздных выходных. И исчезнет аллергия В многотрудный днях моих.
Только схватит лень за глотку И заставит эти пять По утрам терпеть часотку, Чтобы после наверстать.
С ленью вовсе не враги мы, А старинные друзья. Молча терпим аллергию, Раз уж без неё нельзя.
Маруся
Нравятся короткие строки, нравится лёгкость повествования, нравится улыбательный посыл, но… чё ж так затянуто а?!)) И подрихтовать надо. Сюжет незатейливый, образность и рифмы тоже не фонтанируют, так надо чем-то ещё брать читателя за горло! Отточенностью каждой фразы, например. Чтобы ни капли воды, чтобы каждое слово так нарисовано было, что не сотрёшь! Ага?)
Елена Шилова
«Им бы понедельники взять и отменить» (с), ну да, ну да) А также вторники, среды, четверги и пятницы до вечера. Довольно улыбательно, но не без огрехов. Где-то выпадают слова и препинаки, усложняя восприятие текста, где-то их, напротив, слишком много (серенада движений или раздражений?), да еще и «многотрудных» превращается в «многотрудный». Все это создается неряшливое впечатление, которое усугубляется на протяжении текста. В общем, хочется частично перевести количество в качество (чтоб зацепок поменьше, а иронии побольше).
9. Девочка из белой тишины
Девочка из белой тишины. Тихая, прозрачная как мысли. Ей о вечно-белом снятся сны. В них ей легче, чем при этой жизни.
Белые халаты и зима в мире сердца. Снег лежит на крышах. Не сошла, а вышла из ума. Временно... Чтоб боль ни знать, ни слышать...
Белый снег танцует за окном. И мороз на стёклах пишет письма. Белая палата, жёлтый дом - для души израненной прописка.
Белый голубь веры - улетел. Онемело сердце в миг разлуки. Белые таблетки. Ангел бел. Белая рубашка держит руки.
Белые полёты наяву для неё теперь недостижимы. Белые виски - глаз синеву оттеняют в строгости режима.
Девочка из белой тишины. Тихая, прозрачная как мысли. Завтра - ей пятнадцать. Будут сны, дни из света - после белой жизни.
Маруся
Ой, с одной стороны, очень классное стихотворение! Тут и котятки порваны в меру, и белый цвет обыгран в каждом катрене, но… Сюжет от меня ушёл. Почему всё так печально? В чём причина временного (!) помешательства? Что так на девочку повлияло? Хоть бы намёк какой… И не хватает эмоций. И слово «временно» покоробило – какая-то расчётливость в этом что ли. А поскольку, кроме девочки никто в тексте больше не фигурирует, получается, что расчётливость исходит от неё. И здесь: «…чтоб боль ни знать, ни слышать…», - по-моему, «не» должны быть, а не «ни». И т.д.
Елена Шилова
Интересный эффект, когда очень давно знакомое стихотворение перечитываешь свежим взглядом. И оно оказывается лучше, чем я помнила) Ну, то есть, я все равно недолюбливаю такие жалостливые истории, в которых читатель просто обязан посочувствовать герою, а иначе он бревно равнодушное. Но здесь меня покоробили только «душа израненная», «миг разлуки» и ангел. Как-то они кучно собрались в одном месте, вызвав передоз альбомности. А в остальном – действительно белый, воздушный, прозрачный текст, излучающий хрупкость и болезненность. Мелкие зацепки по технике есть, но чего уж ворошить сложившееся и давнишнее стихотворение. «Не сошла, а вышла из ума. Временно...» - вот это понравилось.
10. Открываться любви и не помнить зла
А в глазах твоих – сакуры нежный цвет, А в моих – бесконечной аллеи даль. Вечность знает все тайны ушедших лет. И горчинкой на сердце – любви миндаль. А вокруг – лепестков облетевших боль. В их дыхании сонном – смертельный ритм. В кронах сакуры древней – шумит прибой. Ветер листьям о времени говорит. Ворожит потихоньку поток минут И баюкает жизни, струясь тепло. Миллионы соцветий легко уснут. Нам увидеть их сказочность повезло. Забрели мы случайно в вишнёвый сад, Оказавшись у времени на краю. Здесь волшебные слышатся голоса Райских птиц, что, скрываясь в листве, поют Сладко-дрёмную песню про жизнь и смерть. От которой густеет в коре смола. Мы познали урок: «В каждом миге – сметь открываться любви и не помнить зла».
Маруся
Ой, концовочка чуть заумная из-за «сметь открываться», нет? Сакура – это сакура, а вишнёвый сад – это вишнёвый сад. )) Тем более, ещё и аллея присутствует.) Не осознала я боль облетевших лепестков – нигде в душе ничё не ёкнуло. И сонное дыхание лепестков, которым очень больно, тоже не отозвалось. Кстати, потом окажется, что миллионы соцветий легко (!) уснут. А как же невыносимая лепестковая боль? Древняя сакура – тоже странный образ. И смола, по-моему, всё же не в коре густеет… Но, конечно, лирично, мелодично и обаятельно… Как будто подростковое что ли…)
Елена Шилова
Ну, тут я слишком хорошо вижу, откуда растут ноги, вернее, источники вдохновения, поэтому сложно оценивать стихотворение само по себе) Исходнику оно, конечно, уступает. Само по себе – в целом мило, романтишно, но в первой половине изобилует надуманными и противоречащими друг другу красивостями, а во второй – сиропностями. И смола все-таки не в коре, а под ней, нет?
11. Немосковское
Хочется плакать, уткнувшись лицом в январь. Хочется выпить и снегом заесть тоску. Если я в Туле сейчас угоню трамвай, можно ли за ночь на нём прикатить в Москву?
Выпью — и славно! Коньяк шелковист на вкус, с лёгкой горчинкой в желудок скользит бальзам. Мне бы насытиться мёдом из божьих уст, чтобы тебя не искали мои глаза.
Мне, тонкокожей, отчаянно жмёт развод. Виски, коньяк, лимончелло... А я — трезва. Ты не вернёшься ни в гавань мою, ни в порт. В нас, одиноких, не верит твоя Москва.
От незакрытых гештальтов штормит ковчег, к тварям по паре с похмелья ползёт мигрень. Завтра впускать внутривенно больной четверг, завтра сажать в опустевшей душе женьшень...
Маруся
Чтобы попасть из Тулы в Москву, надо угонять электричку, а не трамвай. Правда-правда! А почему именно в желудок скользит бальзам? А дальше не пойдёт? Какова его конечная точка скольжения? И много названий напитков. Плюс – мёд. Чуть царапает. Типа, учусь на бармена, много чё знаю. А эффект должен быть другим: мне плохо, пытаюсь алкоголем притупить боль… Из хорошего: классное стихотворение! Родное, понимаемое, чуть дураковатое в самом замечательном смысле этого слова. Концовка отличная!
Елена Шилова
Женьшень был внезапен) Метафора-то понятна, но для все-таки требует обдумывания, что в финале не есть хорошо, он должен сразу считываться. В остальном – очень искреннее, эмоциональное, алогично-женское в хорошем смысле. Раздрай передан очень натурально. Верю)
Murrgarita
Любовная поэзия, кажется, истоптала все возможные пути, от страстей в клочья, до жалобных стенаний, а в этом стихотворении тонко выдержана горечь разлуки и осознание, что придётся жить дальше, как бы ни было тошно и больно. Но…
12. Бестолковое
Бабье лето тянется застенчиво к сентябрём пылающей щеке: безоглядно любящая женщина в паутинно-шёлковом платке.
Тёплых дней надкусанное яблоко пахнет солнцем северных широт, беспокойством птиц и нежным мятликом.
У меня в стакане – бергамот, у меня в душе – непокаяние, бестолковость вымученных слов. С каждым днём становятся туманнее арабески лиственных ковров.
Первый снег прозрачней одиночества. Грудь полна, как небо в ноябре. То весны, то жирной сельди хочется, то конфет и чёрных сухарей.
И когда увижу ночью святочной глаз твоих пронзительную синь, вдруг под рёбра стукнет сильной пяточкой бабьим летом выпрошенный сын...
Маруся
Первое предложение (первый катрен) как-то неправильно построено. Совсем. Запах северного солнца не смогла почувствовать, увы. Также, как и запах беспокойства птиц.) И бергамот прошёл мимо. Чай в стихах немного поднадоел. А в остальном, стихотворение замечательное! С таким удовольствием читала! Спасибо, автор. )
Елена Шилова
Ой, ну это стихотворение я вообще люблю) Оно вроде такое настолько мимимишное, личное, что может показаться чересчур, но при этом и лексически богатое, и образное, и рифмы в нем на высоте. Тот случай, когда эмоция не перекрывает поэзию, а гармонично в ней раскрывается.
Murrgarita
Интересное стихотворение. Очень женское. Время идёт, бабье лето – осень – первый снег – и неожиданные приметы, то ли счастливые, то ли горестные… И это хорошо, что не "неожиданный конец", так утомили эти все "неожиданные концы". Ожидаемый и желанный.
13. На развалинах
…В другой раз поднимались они в Йерушалаим. …Когда дошли до Храмовой горы, увидели лисицу, выбегающую из руин Святая Святых [Храма]. Вавилонский Талмуд, трактат «Макот»
Если пророки сами себе не верят, Что остаётся делать безгласным нам? Десять частей прекрасного — полной мерой, Девять частей от меры пришлось на Храм.
Время пришло лихое — как предсказали: Храм разорённый пуст, осквернён навек. Был здесь Ковчег Завета и в нём Скрижали. Рабби Акива, помнишь — здесь был Ковчег!
Лисы в руинах шастают, пасть раззявив, В месте, куда чужой заходить не мог… — Если дурные сны обернулись явью, — Добрые тоже сбудутся, дайте срок!
Маруся
Не затянуто, не перемудрено. Как же это приятно!) Концовочка – вишенка на торте!
Елена Шилова
Финал показался неубедительным. Стилистически выпадает, да еще и прямая речь внезапно, при том, что остальной текст отстраненно-описательный, с нужной степенью строгости, уместной для мифологической поэзии. А тут какая-то слишком оптимистичная наивность внезапно пролезла. Остальное нравится, особенно как использованы повторы – действительно работают на усиление.
14. Ночью лунной
Полночь. Кошки на душе скребутся, Будто задолжал им сто рублей. Полная Луна немытым блюдцем, Позабытым в спешке на столе.
Эх, стащить бы с неба эту плошку Да отчистить, не сочтя за труд, Молока налить голодным кошкам — Станут сыты, когти уберут,
Замурлычут, пропадут во мраке. Будет ночь добра и хороша. Кошки на душе… пускай — собаки! Главное, что есть она — душа.
Маруся
Можно придраться по мелочам. Например, это как же плошка-Луна загажена, что её, не просто помыть, но оТчистить надо!)) И т.д. Не хочется придираться.)
Елена Шилова
А вот тут финал хороший) Но блюдце и плошка – это все же совсем разные посудины. А кошки вряд ли будут скрестись ради денег. Вот если б колбасы задолжал – другое дело. В целом приятное незатейливое стихотворение, но это та простота, которая подкупает.
Murrgarita
И вот ещё одно простое стихотворение: общеизвестный фразеологизм, образ луны–блюдца/плошки и непринуждённый поворот к главной мысли стиха. Всё просто, так просто, что понадобился конкурс незамеченных стихов, чтобы его разглядели.
15. Бел-горючее
Глухая чужеземная тоска звенит внутри, тебя не отпуская, и ты идёшь по лезвию, по краю – чужому краю – сам себе дикарь. Когда твой дом не дом тебе, не храм (за тридевять земель – почти у чёрта), так хочется от крыш и улиц мёртвых уплыть к святым кисельным берегам: туда, где стынет камень бел-горюч – начало всех начал и откровений, где горлинка-заря в одно мгновенье рождает озорной червонный луч, а воды рек живительно-светлы,не скрыты за обманчивым туманом, – прильнуть, припасть к земле обетованной сухой душой, истлевшей до золы. И слушать, слушать молча тишину густых небес языческих, сварожьих, прочувствовав нутром сполна (до дрожи) славянский дух, разлитый по всему пространству первобытному, и стать – вне времени, вне жизни быстротечной – разрыв-травой, Смородинкою-речкой, далёким отголоском птичьих стай. И смолкнет чужеокая тоска – бесовская, тягучая, чумная – в купальском солнце ласкового края, растает в белопенных облаках. И заново появится в груди желанье видеть близкое, родное в чужих глазах, подёрнутых враждою, и лицах незнакомых. Погляди! – душа летит в расплёсканную синь – три дня ей петь на воле песни ирьи. а после… после – пепел вместе с пылью. …Душа уже не сможет без Руси.
Маруся
Последнее слово я не поняла… Других претензий нет. Удивительно красивое стихотворение! Где-то в словах можно «нье» на «ние» заменить, но… можно и не менять.)) Наслаждение от прочтения!
Елена Шилова
Меня малость скрючило от избытка лепоты и пасторали на строках про горлинку-зарю и живительно-светлых водах рек, но в остальном хорошее стихотворение, текучее, атмосферное, все узнаваемые мифологические элементы плотно нанизаны на нить повествования. Финал с разбега пришибает пафосом, но если вдумчиво перечитать и вспомнить, что ЛГ у нас где-то на чужбине шатается и тоскует, то понятно, к чему такая адресная конкретика.
…задержись на мосту, на краю посиди один, сквозь резные балясины на́ воду погляди — закружи́т-унесёт мысли горькие плёс речной, канут в омуте грех мимовольный с ничьей виной. крепким элем из липовой фляги тоску залей, покопайся в котомке, достань пеклеванный хлеб… • • • …не вколачивал сваи, надёжностью дорожа, по напла́вам да бродам — дорогами куража — куролесил, не ведал ни страха, ни маеты, оставлял «на потом» тёплый дом, безопасный тыл. молодой, безрассудный, продался за полцены, променял тихий дол — на распутья чужой войны, разнотравье степное — на спор не твоих богов, бушевавший в краю неприветливых берегов... • • • ...табуны серых туч ветер за́ море отогнал. горше воя и визга кромешная тишина — перестали мунхарпы и флейты плести мотив.
боевое безумие мееедленно отпустив, уцелевший, стоишь в голом поле — ни мёртв, ни жив. стяги шквал изорвал, в синем пламени рубежи.
побратимов оплачь, лютых недругов ненавидь — но смотри: одинаково красным из ран кровит, а погибшие воины — там, за одним столом, пьют из братин одних и едят из одних котлов. • • • …задержись на мосту, на краю посиди один, сквозь резные балясины на́ воду погляди — и забьётся, заноет под сеткой рубцов в груди: возвратился с войны… а зачем на неё ходил?
Маруся
Концовка смяла мой восторг!((
Елена Шилова
Продолжаем фольклорить) И герои даже чем-то похожи. Но это более драматическое, нежели описательное, и вообще как-то пожестче, поэтому мне ближе. Показалось, что середина немного провисает – возможно, из-за схемы рифмовки, которая лучше подходит для текстов покороче. Но при повторном, более вдумчивом прочтении, вроде как и ничего.
17. затмение
Эта ночь-без-луны — квинтэссенция всех ночей.
Потеряешься в складках пространства. Никто. Ничей.
Тонкий запах жасмина и влажный тяжёлый дух прелых листьев, в ноздрях поселяясь, зовут, ведут — будто дымка дурмана — под кровлю столетних крон.
Там, в неверном мерцании света семи костров издалёка видны силуэты среди теней да напевы свирели чуть слышатся в тишине.
Устоишь, не погубишь безвременье скверной слов — вдруг легчайшими перьями призрачное крыло невесомо коснётся обветренной кожи щёк. Ляжет небо на плечи расшитым до пят плащом. И, ведомый в пути дерзко выпущенной стрелой, мост минуя, доверчиво ступишь на Авалон.
Ветви яблонь качнутся, уронят к ногам плоды — золотые проекции чёрных портальных дыр, их, не ведая страха, коснёшься едва-едва.
Междумирье сплетая в ажурные кружева, лик Селены, вуалью укрытый до часа икс, прошивает насквозь миллионом острейших игл, оставляет грустить на обочине вещих снов.
Будто важное что-то нечаянно сожжено, и на кончике памяти спутанной… где-то там… ожидает прожорливо темнота.
Маруся
Очень хорошо! Хочется смаковать.)
Елена Шилова
Тут мне не очень нравится «час икс», к тому же рифмующийся с иглами, ну не отсюда, не с Авалона это выражение, и с Селеной оно не монтируется никак. Серединка тоже тягучая из-за обилия перекликающихся эпитетов (легчайшими, призрачное, невесомо, обветренной). В общем, Рагнарёк пришелся по душе больше, хотя я всю эту мистически-мифологическую тематику нежно люблю. Хочется отметить (возможно, уже не в первый раз), как здорово авто умеет работать с переносами)
18. Кто был на фронте
Кто был на фронте, те меня поймут: по огородам, - пробралась в Бахмут, в бродяжке грязной - сразу не признать, - для ваших и для наших я весна. Поверьте мне, я здесь не просто так, на перекрёстке есть сгоревший танк, укрытый снегом мëрзлый уголь рук к обеду бы достать, - будь враг то, друг; возможно мальчик вышел за водой, бежал, стремглав, но встретился с бедой. Она не разбирает, - бьёт под дых, война неравнодушна к молодым. Пора работать, я - хороший знак, о, скольких предстоит мне опознать. От дыма, чада, смрада не легки дела дневные - не до аллергий. Глазницы окон, кладбище домов февраль прикрыл снежком и был таков. Лишь я и солнце, время выживать: в Бахмуте неуместна тишина.
Маруся
В первом предложении не понравилось: кто был, те поймут… Кто были, те поймут. Либо: кто был, тот поймёт. Царапнуло, что не поймут остальные. Почему не поймут? Аллергии тоже царапнули. А есть строки очень мощные, на мой взгляд. Там, где про уголь рук, где война неравнодушна к молодым…
Елена Шилова
Мне не хватило точности в финальной рифме, но вообще это очень сильное стихотворение. Без перехлеста эмоций, пропаганды, пафоса. «Для ваших и для наших», настоящее.
Murrgarita
Весна на войне – тяжёлая тема, но большой плюс этого стихотворения в том, что автор не делит стороны, не хвалит, не клеймит… Боль этой весны – вот правда этого стиха.
19. Ты и я
Я шёл по тропинке лесной я тобою болел Букашка крылатая ныла в тягучей смоле Жужжал у лица плотоядный докучливый гнус Ни мака с утра ни росинки и что ж?! Ну и пусть! "Ау" раздавалось всё дальше - почти не слыхать Лисички стыдливо укрылись под тень лопуха От времени скрыться да так чтоб найти не смогли Тебя и меня и "ау" в капле старой смолы Солнечным лучом Наделяет осень Дремлет паучок В гамаке меж сосен Капельки блестят Драгоценной пылью Разорвать нельзя Перекрёстки линий Я вышел к тебе на "ау" я добычу подал С ладоней стекает лесная грибная вода Пушистая белка сморчок нанизав на сучок Блестит острым глазом под тощим октябрским лучом Скучной чередой Выпавших осадков Зряшное уйдёт Очень может статься Пошлой кутерьме Станем неподсудны Будем песни петь Целоваться будем Мы рядом идём по тропинке куда не видать Деревья-деревья трава по плечо - не беда! Сезон за сезоном пусть солнце по небу юлит Тропинка в лесу ты и я в капле тёплой смолы Зряшной кутерьме Станем неподсудны Будем песни петь Целоваться будем Солнечным лучом Наделяет осень Дремлет паучок В гамаке меж сосен
Маруся
Миленько.)) Бардовскую песню напомнило про солнышко лесное…)
Елена Шилова
"Октябрский" потерял мягкий знак) По форме это похоже на песню. Симпатичное стихотворение – другое определение не подбирается. Вроде бы пейзажка, но живая такая, настроенческая – «у природы нет плохой погоды».
20. Не судьба
По одним и тем же рельсам поезда летят навстречу, только встретиться не могут, видно, звёзды не сошлись. Не судьба, не суждено им. Смыслам всем противореча, вопреки земным законам, чудом мимо пронеслись. А в вагонах пассажиры – чуть не умерли от страха; кто кричал, а кто молился, кто с испугу водку пил. Есть астролог с редким даром, звать его Кондратий Махов. Звёзды в небе переставил, а назад вернуть забыл.
Маруся
Гы.)) Хорошо ведь, что не сошлись.)) Не затянуто, и это очень радует.)
Елена Шилова
А нигде, собственно, не сказано, что поезда летели навстречу друг другу) Хотя мимо чего они пронеслись тоже не сказано, поэтому будем считать, что страх пассажиров оправдан. «Звёзды не сошлись» и «вопреки земным законом» - так что же все-таки первично, земные законы или небесные? Судя по финалу, все-таки второе, но тогда земные законы вообще не в тему. Если имя астролога что-то означает (по-хорошему, должно бы), я не считала, что. В целом бодренькая и незатянутая зарисовка на популярную железнодорожную тему. Размер удачно выбран, прям как по шпалам текст несется.
21. Молчу. Монолог булгаковской Маргариты
Вблизи камина плечом к плечу сидим часами, и наши тени Друг к дружке жмутся. Молчишь. Молчу. Над нами – брошью паук настенный. В квартире тихо, а за окном хохочет филин. Ну, смейся, смейся! Ехидный ветер с ним заодно – срывает листья, шатает месяц. В столицу скоро придёт зима, а мы продолжим сидеть на койке И будем вместе сходить с ума. В итоге стану сама такой, как... Как ты. За слабость меня прости! Но я устала казаться сильной. Не удаётся тебя спасти, хотя в молитвах совет просила. Не верю мифу, что время – врач, и в помощь свыше уже не верю, Не верю людям, привыкшим врать и рвать подобных себе, как звери: Куда ни ткнёшься – стоит стена, на ней – "паук" мохнолапой брошью... Молчим. Ты болен и я больна. И неизвестно, кто болен больше.
Маруся
Стихотворение отличное! Единственное, что меня царапнуло, это молитвы и миф в одном флаконе.
Елена Шилова
Вот тут финал очень хороший, спасает от проскакивавших в тексте ранее банальностей вроде времени-врача и людей-зверей. Еще простоваты внутренние рифмы, «прости-спасти» как-то вот прям очень в уши бросается. И обращение к месяцу показалось лишним, у героини тут внутренняя драма, а тут какое-то театральное заламывание рук получилось. Молитвы в контексте Маргариты тоже смущают, но, возможно, я чего-то не помню в романе. В остальном – достаточно динамично и эмоционально, чтобы не заскучать, но сполна проникнуться не получилось.
22. Шторм
Безрассудно взлетят парусами шторы, В обжигающем свете, свистящем вихре Мир – причал, беспощадно разбитый штормом, Мир – нелепый и страшный рисунок психа… Лишь эскиз, где намечены судьбы криво. Сатана или Бог здесь раскинул невод? Здесь молитвы сегодня звучат и взрывы, Чёрный дым в невозможно-весеннем небе. А под ним – в глубине, в тесноте убежищ Столько боли и веры, любви и гнева... Но стирает надежду железный скрежет, Пробирается в души и режет нервы. Это смерть на облаву выходит в город, Это долгая, ставшая пыткой тризна, Строй домов обгоревших, застывших гордо, Вечный снег, заметающий дни и жизни. Это мёртвые птицы, ветра и пепел, Это память, в которой как выстрел – имя, Это кровь и руины в твоем Алеппо, Это крылья хранителей над родными. И страшнее сирен – лишь слова проклятий, И засохла нелепая ветка мирта. Под ногами – дороги, камней заплаты И осколки стекла, и осколки мира.
Маруся
Сильное, горькое.
Елена Шилова
Это стихотворение я тоже комментировала когда-то. Да, сильное, хотя и немного зашкаливает местами в плане пафоса. К сожалению, оно с тех пор не потеряло актуальности.
ЕСЛИ вы с утра проснулись в/не расправленной постели, обнимаете при этом не супругу, а словарь. вместо кошки – томик Даля нежно гладит вам ланиты, на стене, в пыли чернильной, прошлогодний календарь; на работе – неприятность: появилась в личном деле злая рецка-нахлобучка, и ее не удалить. сверхурочную работу зря назвали вы спондеем, ни к чему заумным словом руководство материть; если вы в мужском салоне, покупая свитер зимний, на вопрос красивой тети: «назовите ваш размер?», отвечаете: «анапест. а еще хорей трехстопный, а еще пеон четвертый». и приводите пример; если ваш сынишка-Лешка вместо букв рисует это: «/-/-/-/-», разбирается в цезурах, морду бьет за «калидор». а дочурка ваша, Маша, вместо «тезки и медведей» перечитывает Босха, расширяет кругозор; если вы смотреть не стали фильм «Любовь-морковь» за то, что грамматические рифмы не приемлете ваще… в «Аватаре» – мутный смысл, в «Адмирале» - лишний пафос, а «Малхоланд-драйв» назвали настоящим эМГаТэ; если вы свою соседку, скандалистку тетку Иру, обзываете «стихирой», обзываете любя. потому, что раз в неделю открываете ей двери (ну, короче, адюльтером завершается строка); ТО бессовестную музу сбросьте с шеи и в три шеи прочь гоните из квартиры, пусть ревет себе навзрыд! а затем, не глядя, в зубы двиньте жирному Пегасу: чтобы больше не тревожил стуком собственных копыт. p.s. уважаемый читатель! я ужасно извиняюсь: белый стих – краснею сразу. просто рифмы, паразитки, дербалызнули пивка. и конечно, понимаю: Босх – художник, не писатель, но дочурка – пусть читает… что вам, жалко, в самом деле… ну, короче, все, пока.
Маруся
А-а-а-а-а! Это так прекрасно! Автор, пиши исчё!
Елена Шилова
Ой, а вот это я раньше не встречала. И зря, ибо оно прелестно) И чтение Босха, и словечко «дербалызнули», ну и томик Даля, гладящий ланиты... В общем, изюму много, шалость удалась. Побочный эффект – поняла, что Пегас мой тощ и вообще шляется незнамо где.
2-е место 18. Кто был на фронте, те меня поймут 23. если
3-е место 12. Бестолковое 14. Ночью лунной
________________________________________
Talya Na
1-е место 4. Узел Вселенской Связи 6. На том мосту, где чёрная волна 13. На развалинах 16. from Valhalla with love 21. Молчу. Монолог булгаковской Маргариты 23. если
2-е место 2. Королева, танцуй 11. Немосковское 15. Бел-горючее
3-е место 1. Окна 9. Девочка из белой тишины 12. Бестолковое
________________________________________
Елена Шилова
1-е место 12. Бестолковое 18. Кто был на фронте, те меня поймут
2-е место 16. from Valhalla with love 23. если
3-е место 2. Королева, танцуй 15. Бел-горючее 22. Шторм
________________________________________
Маруся
1-е место 23. если
2-е место 4. Узел Вселенской Связи 13. На развалинах
3-е место 12. Бестолковое 15. Бел-горючее 16. from Valhalla with love
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:
Лена, спасибо за подробный душевный разбор, всегда рад читать.)
Маруся, спасибо) Только вот "Живая мишень", помнится, вам нравилась, даже была в избранном. Первые четыре строки - попадание в сердце... И всё стихотворение очень понравилось. Маруся (29/03/23 15:46) •
И сейчас нравится! А слова: "идёт охота, идёт загон" - уже несколько дней свербят внутри. И начало, повторюсь, потрясающее. А в избранном и теперь стихотворение должно быть. Но и я меняюсь. Мои эмоции меняются. А классный момент в работе так и остался классным.
Жюри, спасибо за ваш титанический труд! (и это сказано без прикола) И я счастлива, что не побили, а даже и местами понравилось:))) А все замечания принимаются безоговорочно.
Спасибо! Хочу только уточнить, что рабби Акива, как собственно, и неназванный рабан Гамлиэль, к которому обращается рабби Акива, — это вполне исторические лица, жившие в 1-2вв нашей эры, еврейские мудрецы. Был ли реальный такой разговор при виде лисицы, бегающей по разрушенному храму? Во всяком случае, спор о пророчествах явно был…
Жюри, спасибо! Елена, вы немного не поняли моё стихотворение. Прочитайте, пожалуйста, внимательно еще раз его, разложите по полочкам все возможные варианты, добавьте в сюжет незримого стрелочника, например, про которого я умолчал, и получится, что ехали они по одним и тем же рельсам по вине Махова и стрелочника, но пронеслись мимо, так как прошлое. настоящее и будущее идет одновременно. Это уже доказано физиками. Значит небесные законы выше физических. Так всегда было и так всегда будет. Тонкая материя имеет больший вес. Но спасибо за объем комментария. Вы как всегда на высоте в своих разборах, но тут не вникли, как мне кажется.
Маруся, спасибо)
Только вот "Живая мишень", помнится, вам нравилась, даже была в избранном.
Первые четыре строки - попадание в сердце...
И всё стихотворение очень понравилось.
Маруся (29/03/23 15:46) •
А слова: "идёт охота, идёт загон" - уже несколько дней свербят внутри.
И начало, повторюсь, потрясающее.
А в избранном и теперь стихотворение должно быть. Но и я меняюсь. Мои эмоции меняются. А классный момент в работе так и остался классным.
То, что мы и наше восприятие меняются, это точно.
(и это сказано без прикола)
И я счастлива, что не побили, а даже и местами понравилось:)))
А все замечания принимаются безоговорочно.
Хочу только уточнить, что рабби Акива, как собственно, и неназванный рабан Гамлиэль, к которому обращается рабби Акива, — это вполне исторические лица, жившие в 1-2вв нашей эры, еврейские мудрецы. Был ли реальный такой разговор при виде лисицы, бегающей по разрушенному храму? Во всяком случае, спор о пророчествах явно был…
Спасибо за отклик.