Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1179]
Миниатюры [1163]
Обзоры [1461]
Статьи [472]
Эссе [212]
Критика [100]
Сказки [254]
Байки [54]
Сатира [33]
Фельетоны [13]
Юмористическая проза [174]
Мемуары [53]
Документальная проза [84]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [27]
Фантастика [166]
Мистика [95]
Ужасы [11]
Эротическая проза [9]
Галиматья [310]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [12]
Литературные игры [42]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2517]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [119]
Анонсы и новости [109]
Объявления [105]
Литературные манифесты [262]
Проза без рубрики [493]
Проза пользователей [146]
Путевые заметки [26]
ФРАГМЕНТАРНЫЕ ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ ПРИЗНАНИЙ В ЛЮБВИ
Обзоры
Автор: stroler
"Это было так давно, что грустить уже смешно".
Этой цитатой из песенки, которую пел Юрий Никулин на слова из... повести Анатолия Гладилина, я бы описал свои воспоминания о временах своего первого студенчества (позднее было второе, не менее прекрасное, в другом вузе и в другом городе - Москве), когда я был членом литературного объединения НЭТИ (Новосибирского электротехнического института), руководил которым мой старший брат, и, готовясь провести в техническом (!!!) вузе Первый День поэзии НЭТИ (потом ещё 9 таких Дней мы проводили ежегодно) , мы разослали приглашения участвовать в нём многим поэтам страны.
Первый отклик мы получили из Москвы, от известного поэта Николая Асеева. Он прислал стихи - свои и пушкинские, вложенные в письмо, в котором, в частности, писал:
«Конечно, писать стихи, хотя бы и плохие, всё же лучше, чем напиваться до бесчувствия. Но ведь писать стихи – ещё не значит понимать поэзию… Любят процесс писания стихов, но не так охотно учатся читать стихи, а это тоже требует большого умения»
Эти слова Н.Н.Асеева я процитировал однажды и в Литсети. Не буду утверждать, что именно они стали триггером появления в ней игры "Я вас читал, читаю и буду читать" . Но игра такая появилась, а за ней вторая, в которой "снежками"- словами из стихов запускались воспоминания о любимых стихах каждого игрока, созданных уже не участниками Литсети, а профессиональными поэтами.
Сейчас, когда игра окончена и можно без спешки, спокойно прочитать весь её плейлист, содержащий 642 комментария, в большинстве которых публиковались полюбившиеся игрокам стихи почти сотни поэтов - от классиков золотого ХIХ века А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева и Е.А.Баратынского, А.М.Жемчужникова и И.А.Крылова - до лучших поэтов едва ли не всех десятилетий ХХ-го и ХХI-го, и лишь недавно впервые нами прочитанной современницы Евгении Беркович.
О многих поэтах, любимых другими, признаться, я до участия в этой игре даже не слышал. О том же говорят и другие участники игры. Теперь - буду следить и читать. И это первый из неё радующий вывод.
Второй. Имхо, нечто подобное надо в Литсети проводить чаще.
Участников было немного. И не потому, что скорость заданий и ответов на них порой напоминала игру в пинг-понг - были и многочасовые паузы. И не потому, что "снежки - текущие слова" задавались трудные - я несколько раз задавал в качестве "снежков" односложные и однобуквенные слова : "И", "А", "ОН", "НА" - редкие стихи обходятся без них, в том числе ваши любимые... Вас кто-то опередил? - так проставьте тут же и своё любимое!..Я ждал длинных списков наконец-то дождавшихся своего часа любимых стихов. Но, увы, - народ безмолствовал..А почему ? Для меня сие осталось загадкой.

«И если есть на свете бог, / То это ты – Поэзия.» - написал в 1946 году поэт Михаил Дудин. Это стихотворение никто не вспомнил в числе своих любимых, хотя и «бог» и другие подходящие слова были. Так что же, прав был поэт, дав этому стихотворению вещее название – «Стареют ясные слова»? Не могу сказать, что М.Дудин входит в круг моих любимых поэтов, но этот стих в памяти с годами не стирается.
И ещё вопрос – кого мы считаем поэтами-классиками ХХ-го века? Сколько их, овеянных славой и нашей многомиллионной любовью? И все ли равны из памятного снимка на обложке "Огонька" – Евтушенко,Вознесенский, Окуджава, Рождественский? (Стихи всех четверых, как показала игра, входят в число любимых, плюс стихи несравненной Беллы Ахмадулиной). Или классиками пока являются лишь их предшественники – Маяковский, Есенин, Вертинский, Ахматова и Гумилёв? И уж конечно, классиком в поэзии является Иосиф Бродский.
Мы живём в эпоху существования подлинных поэтических вершин и наблюдаем зарождение новых. Но часто нас радуют и честные зелёные пригорки.
Упомянутый выше Николай Асеев называл себя «лириком по самой строчечной сути». Этим определением до сих пор охотно пользуются отечественные литературоведы. Но, призывая нас уметь читать стихи, он сам, бесспорно, был таковым умельцем. Именно он открыл в слесаре-электромонтажнике Невского машиностроительного завода и заочнике филологического факультета ЛГУ будущего «Поэта №1», как называла Виктора Соснору в письмах к нему Лиля Юрьевна Брик.
Нина Королёва вспоминала: «Вот что написал мне А. С. Штейнберг: "Я вспоминаю, как Слуцкий радостно цитировал Асеева, позвонившего ему, чтобы поблагодарить за визит молодых поэтов, которых ему Б. А. послал: "Все – очень интересные, а Соснора – Лермонтов!"
Чутьём на истинную поэзию обладают не только поэты. Мой брат Евгений не был поэтом, но именно он, будучи ещё студентом факультета журналистики КазГУ, во времена гонения на Б.Л.Пастернака «заработал» статью о себе в республиканской газете под названием «С позиций... Пастернака?» , получил строгий выговор и чуть не лишился университетского диплома.
Позднее он «открыл» поэта в приезжем в Иркутск пареньке Анатолии Кобенкове и стал редактором его первой книжечки стихов.Через годы о Кобенкове заговорили как о «лучшем поэте Сибири».
А вот другой пример. Мой друг и товарищ по литобъединению НЭТИ, студент Евгений Шурыгин, никогда не писавший ни стихов, ни прозы, но знающий огромное число стихов наизусть, впервые послушав на Днях поэзии НЭТИ Виктора Соснору, у которого к тому времени вышла лишь вторая тоненькая книжка стихов «Триптих», написал для институтской многотиражки «Энергия» удивительную для студента-«технаря» статью « В.Соснора - как я его понимаю». Оттиск статьи есть в Интернете - http://sosnora.ru/pressa/shurigin1.jpg.
Какое всё это имеет отношение к прошедшей игре в любимые стихи? Самое прямое. Вот цитата из этой статьи:
«Взгляды В. Сосноры, казалось бы, исключительно просты. Он находит что-то близкое в каждом поэте и отвергает сочинителей, не имеющих к поэзии отношения: Осадов, Кобзев, Марков и т. д. (Осадов, пожалуй, скорее полезен как эталон непоэзии).»
Быть может, кого-то смущает искажённая фамилия «Осадов»? В научной статье «Сибирские поэтические турне Виктора Сосноры. 1960-е годы», https://cyberleninka.ru/article/n/sibirskie-poeticheskie-turne-viktora-sosnory-1960-e-gg написанной двумя соавторами-исследователями И.Е.Лощиловым (Институт филологии СО РАН), Новосибирск, Россия) и Т.В. Соснорой (Независимый исследователь, Санкт-Петербург, Россия) также приводится эта цитата, а в сноске к ней пояснение:
39. Написание «Осадов» носило явно намеренный и издевательский характер. В статье о судьбе ЛИТО НЭТИ Шурыгин писал фамилию правильно: «Можно бы говорить об Асадове, но мало места, а зла много. Он почитаем, его переписывают, зал на его выступлениях переполнен. Читают "Как только разжались объятья.", и так далее. Это не дурной вкус, это совершенное отсутствие вкуса» .
Слава Богу, что стихотворение «Ночь», начинающееся строкой «Как только разжались объятия» никто в игре не привёл в качестве любимого. Но два стиха «эталона непоэзии» Э.Асадова всё же нашли своих поклонниц. Осуждать их за это не хочу и не стану. Но и поддержать не могу. С уважением относясь а фронтовому прошлому Э.А.Асадова, в оценке его поэтического творчества я целиком на стороне В.Сосноры и Е.Шурыгина.
Кто-то напомнит мне известные строки насчёт того, что «у поэтов есть такой обычай – в круг сойдясь, оплёвывать друг друга». Да, есть тому примеры. В своё время новосибирский поэт Казимир Лисовский (кстати участник 1-го Дня поэзии НЭТИ) опубликовал в местной газете стихи со сдедующими строчками:
«И поэзии, народу верной, Не нужны, как накипь или ржавь, Формалистский бред хлыщей манерных, Пошлость вознесенских, окуджав», где фамилии поэтов намеренно и издевательски были написаны с маленькой буквы. И что же? Мало кто помнит сейчас К.Лисовского , певца сибирской природы и «яркой, мудрой и весомой речи Первого секретаря ЦК», а стихи Вознесенского и Окуджавы любят и помнят многие, что лишний раз показала игра "Я вас читал, читаю и буду читать". А пошлость и поэзия Окуджавы и Вознесенского – понятия несовместимые. Чего нельзя сказать об Э.А.Асадове, которому досталось «на орехи» не только от поэта. И не устану удивляться: почему любитель и страстный коллекционер записей песен А.Вертинского Казимир Лисовский так ополчился на возродившего традиции авторской песни Булата Окуджаву?

В.А.Соснора писал: «Поэтика — это метрика. Не музыка, не будешь же читать стихи и держать в зубах кларнет-пистон. Для чтения нужен открытый рот, а не сжатый. Чтецы-поэты исполняли себя под кифару: рот свободный, звуковой, а руки заняты, отмечая ритм (оттеняя) струнами. Партитура стиха сложнее музыкальной фразы. Это греки, мелодекламация. Не певцы, кифара — вспомогательный инструмент, так сценичней, на публику, амфитеатр. Ни Архилох, ни Пиндар, ни Коринна никогда не стояли на состязаниях поэтов без кифары. Но это и называлось «состязания поэтов». Не кифаредов. Кифареды выступали с пением, голосовым, виртуозы.»
Кифары современных поэтов сменили гитары. И неудержимо хотелось подпевать, читая всеми любимые тексты Булата Окуджавы и Влалимира Высоцкого, Новеллы Матвеевой и Алексанлра Дольского...И песен не под гитару –
Александра Вертинского, Виктора Сосноры, Юрия Левитанского... А мне ещё - и вновь под струнный звон - приведенные и не приведенные в игре песни Вильяма Озолина, Роальда Добровенского...
Самого Виктора Соснору можно было бы отнести к виртуозам – кифаредам.О магии его невероятного, музыкального чтения стихов не раз написано самыми разными его слушателями, включая и меня. Сам он, уже физически потеряв слух, в интервью «Литгазете» писал: «Вообще, я себе выдумал легкий вариант пове(д)ения: пение без гитары. Так сказать, поющий глухой. Бьет наповал безошибочно. Это хорошая роль: она избавляет от ненужных бесед и обсуждения "судьбоносных" вопросов.»
На этом, пожалуй, и поставлю точку.

Когда я уже готовился отправить эти обзорные заметки, от ПКП пришло сообщение:
Внимание, конкурс! (ПКП) 25/02/25
Продолжаем? wink
И условия очередного «конкурса» под названием «"Я вас читал, читаю и буду читать - 3"»
Опубликовано: 25/02/25, 14:16 | Последнее редактирование: stroler 25/02/25, 23:43 | Просмотров: 148
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]