Мы называли его Маленьким Принцем, хотя на принца он походил меньше всего. Тощий и кривобокий, и ходил чудно — одной ногой шагал, другую приволакивал. Да и с головой у него было не в порядке. - Я, - говорил он всем, кто соглашался слушать, а таких с каждым разом находилось все меньше и меньше, - хранитель. И дед мой всю жизнь прожил хранителем, и отец — это у нас в семье наследственное. Передается от отца к сыну». Если вы имели глупость спросить, кто такой хранитель — бегите, пока Маленький Принц не сел на своего любимого конька. Иначе он заболтает вас до смерти. - Когда Бог творил Землю, - примется он рассказывать и, если вы не успели удрать, вцепится вам в рукав мертвой хваткой, - он все хорошо продумал. Весь механизм, и как солнце встает, а потом опять садится, и как звезды загораются, и как весна приходит после зимы, и приливы-отливы морские, и фазы луны. И как яблоки зреют, и снег идет, и гусеницы превращаются в бабочек, и птицы высиживают птенцов. Все должно было происходить автоматически и в правильном порядке. Так говорил Маленький Принц, и, если в этом месте вы начинали смеяться, лицо его кривилось, точно от боли, и щеку сводил тик. - Да, вот как Бог создал Землю! - говорил он, захлебываясь слюной, и от волнения получалось очень громко. Почти крик выходил. - Придумал так, что лучше и не надо. Но потом что-то разладилось. Земля-то старая, и механизм, что ей управляет — старый. Теперь, чтобы день начался, надо нажимать на аварийную кнопку. Тогда шторки поднимаются и становится светло, и просыпается солнце, птицы поют... Она, эта кнопка, специально сделана на случай, если что-то заест, а не затем, чтобы пользоваться ей постоянно. Но если по-другому никак не работает, приходится все время давить на кнопку, правда? Давить и давить — пока рука не отсохнет. Самое смешное, что у Маленького Принца, и в самом деле, была сухая рука. Поэтому даже те, кто до этого сохранял серьезность — усмехались, а девчонки прыскали в кулак. - Звезды выключить — кнопка! Туман разогнать — кнопка! Или, наоборот, облака собрать в кучу, чтобы пошел дождь. Кнопка! Да без нее ни один цветок не раскроется! Глаза продрать не успею, а уже бегу — нажимать. На пять минут опоздаешь, и люди поймут, что-то в мире не так. Сломалось. А понять они не должны. Начнется паника. Вот и кручусь, и отец мой так крутился, и дед, и прадед. В общем, «проснулся утром — убери свою планету, иначе она вся зарастет баобабами». Звали его по-настоящему то ли Карл, то ли Клаус, а то и вовсе Клод, какое-то стариковское имя, провонявшее нафталином. И, под стать имени, одежда, словно вынутая из бабкиного сундука, висела на нем, как на пугале. - И это чучело — хранитель какого-то вселенского движка? - хохотали мы. - Клаус, а Клаус, а где она, твоя кнопка? Маленький Принц напускал на себя таинственный и печальный вид. - Не разглядите ни за что. Нужно знать, где она, а вы понятия не имеете и не понимаете, как все в мире устроено. Я и отец мой знали, а больше никто. Посмотрите, - он складывал обе ладони лодочкой, указывая ими куда-то вниз, себе под ноги, - вся Земля полая. А внутри у нее — рычаги и шестеренки. Как в часах, только сложнее. И кнопка — там же. Она маленькая и невзрачная. Надо, чтобы кто-то пальцем ткнул, иначе не заметишь. Он так и пыжился, стараясь показать, какая на нем лежит ответственность. Топал ногой в разношенном ботинке, так, что из-под его подметок летела пыль, и видны становились контуры продолговатой чугунной крышки с надписью: «гидрант». Таких люков было полно по всей улице. Совсем крошечных, не более десяти сантиметров в поперечнике, и маленьких, и больших, в которые вполне мог бы спуститься человек. В «гидрантах» прятались водопроводные краны — я сам видел, как их доставали во время дорожных работ, в маленьких люках — провода и розетки, а большие, очевидно, вели в канализационные шахты. Получалось, что улица и в самом деле полая изнутри, начиненная всяким оборудованием, и Маленький Принц в какой-то мере оказывался прав. Конечно, над ним издевались, как всегда глумятся над такими, как он. Мелюзга — чаще, а старшие ребята — изощреннее. Вымазать мелом дверь, которая болталась на одной петле и не запиралась — видно, и красть у бедолаги было нечего — или позвонить в звонок и убежать — это забава для первоклашек. Оставить на пороге целлофановый пакет с водой — тоже много ума не надо. Мы умели штуки покруче. Петер, к примеру, подходил этак небрежно, с серьезным лицом, когда чудик сидел на лавочке у своего дома, и спрашивал: - Не подскажете, который час? У Маленького Принца отчего-то были сложные отношения со временем. Оно его пугало, почти вгоняло в ступор. Он застывал столбом и, бледнея, кренился, как дерево в бурю. Губы начинали дрожать, перекашивалась щека, и весь его облик, и без того уродливый и кривой, уродовался и кривился еще больше. На невинный вопрос о времени он или не отвечал ничего или — невпопад — цедил, сквозь зубы: - Поздно. Мы с Аникой давились от хохота, а Петер подчеркнуто вежливо переспрашивал: - Что? Который, говоришь, час? А, Карл? Тогда этот кретин принимался смешно мотать головой, как будто в уши ему зудел целый рой голодных комаров. Иногда я садился рядом с Маленьким Принцем на скамеечку и, притворяясь взволнованным, шептал: - Клаус, ну, по секрету? Где твоя кнопка? А то вдруг с тобой что-нибудь случится — и мир пропадет без солнца? - Со мной? - пугался он. - Нет, не должно! - А вдруг? Тогда этот придурок Клод смотрел на меня долгим, прозрачным взглядом, и глаза его становились, как морская вода, синими и пустыми. - А вдруг? - повторял он растерянно. - Нет, не хорошо. Кнопку я получил от отца, который ее получил от моего деда, значит, я должен передать ее моему сыну. И тут, из-за угла, как чертенята из табакерки, выныривали Петер и Аника, и мы, втроем, хохотали: - У тебя никогда не будет сына, Клаус! Посмотри на себя в зеркало! Но самую забавную шутку выдумала Аника. Она пекла для Карла пирожки со всякой гадостью — просто заворачивала в кусок готового теста что-нибудь несъедобное: бумагу, например, или опилки, и запекала в духовке. Маленький Принц съедал все. Не думаю, что он был такой уж голодный, в конце концов, ему платили какое-то пособие по инвалидности. Скорее, он считал невежливым отказываться от угощения. А может, не хотел огорчать Анику. Морщился, но ел. - Сожрал! - прыскала в кулак Аника, как только мы скрывались за углом и Карл-Клаус-Клод не мог нас больше услышать. - А что там было? - интересовался Петер. - Наверное, его мама в детстве учила не выбрасывать еду, - добавлял я. - Да угольки, - хихикала Аника. - У нас вчера пицца в плите сгорела, подчистую. - То-то вкусно! - потешались мы с Петером. - Сухая трава, - говорила она в другой раз. - Тупой мерин сожрал сено. Вот дебил! Ничего бы, наверное, не случилось, если бы однажды, незадолго до рождества, Маленький Принц не разозлил Анику. - Бедная девочка, никто тебя не любит, - пробормотал он, откусив очередной пирожок. Клаус, вероятно, хотел сказать, что некому было научить ее готовить, но Анику и в самом деле никто не любил. Она жила в приемной семье, и неродные папа-мама получали за ее воспитание деньги. Так что Аника взбесилась. - Ну, я ему покажу! Я завтра так-о-е испеку! - грозилась она, и глаза ее недобро блестели. Стоял бесснежный, холодный декабрь, и Клаус-Клод сидел у дверей своего дома, постелив на скамейку газету. Мы подошли гурьбой — мерзлая земля хрустела под ногами — и Аника протянула ему свою выпечку. Завернутое в кусок теста подгоревшее нечто, оно еще хранило, казалось, домашнее тепло, и Маленький Принц благодарно взял его двумя руками. - Спасибо, - он откусил примерно треть и проглотил, не пережевывая, как пеликан глотает рыбу. - Горячий! Хорошо зимой, согревает... А, знаете, я передумал, друзья. Я покажу вам кнопку. Вам троим. Вдруг сына у меня не будет, и мало ли что. Мы с Петером так и покатились со смеху. Но не смеялась Аника, а Клод отчего-то сник и, застонав, схватился за живот. - Поздно, - проскрипел он, хотя никто не спрашивал, который час, и, согнувшись в три погибели, уполз домой. Мы переглянулись. - Что это он? - недоуменно спросил Петер. - Живот прихватило? - Ребята, - сказала Аника, и голос ее морозно звенел, - я ему стекло насыпала в пирожок. Утром стакан разбила, случайно, а осколки смешала с хлебными крошками и... - Зачем?! - одновременно закричали мы с Петером. - Я не знала, что он сразу проглотит. Думала, откусит и язык обрежет... Она беспомощно пожала плечами. - Может, в больницу позвонить? - предложил я. – Пусть скорую за ним пришлют. А то помрет еще. - Да ну, - отмахнулся Петер. - Ты хочешь, чтобы у нас неприятности были? Сам позвонит. Уж телефон-то у него дома есть? - Я не уверен. И не сделают нам ничего. Мы несовершеннолетние. - Пошли отсюда, - разозлился Петер. Он, действительно, развернулся и ушел, а мы с Аникой немного пошатались по улицам. Настроение было испорчено. Мысли все время крутились вокруг Маленького Принца. Хоть и никчемный тип, но и плохого он никому не делал. Не за что было его стеклом кормить. Стоя у соседского палисадника, Аника вдруг расплакалась. - Алекс, а если он, и правда, умрет? Урод этот. Я что, получается, человека убила? - Ну... - я не знал, что сказать ей в утешение. - Ну, и ладно. Может, обойдется как-нибудь. Хочешь, я для тебя зимний цветок сорву? Посреди колкого куста, на гибком, точно резиновом стебельке торчала полусухая роза. - Не надо, она чужая, - Аника вытерла слезы. - Пока, Алекс. До завтра. В декабре дни короткие. Не успеешь оглянуться, как уже стемнело, но этот — съежился как-то удивительно быстро, увял, точно зимняя роза. Закатные оранжевые лучи скользнули по голым верхушкам яблонь, словно попрощались. Зато ночь тянулась и тянулась. Я просыпался, открывал глаза и, видя, что темно, снова засыпал. Каникулы, в школу идти не нужно. Наконец, почувствовал, что выспался, что больше не хочу. Встал и подошел к окну. Темнота. Только за поворотом горел фонарь, и там, где на асфальт падал его свет, улица блестела. И тут зазвонил телефон. - Алекс, - заорал в трубку Петер, - ты знаешь, который час? - Поздно, - буркнул я машинально, - ...э... что? - Полдвенадцатого! - Дня или ночи? Я плохо соображал спросонья. В густом пепельном мраке сиял фонарь. Блестела улица. Мир словно превратился в дом с наглухо закрытыми ставнями. - Дня, идиот! - И что? - Что-что! А то, что нам теперь самим придется искать эту чертову кнопку!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:
Привет, Джон! Прочитала "взахлёб", такой притчевый (впрочем, как всегда у тебя) и удивительно точный рассказ. Теперь вот все и ищем эту кнопку:))) Спасибо, Джон!
Очень интересный рассказ, произвёл впечатление. Не имею ничего против "апокалиптического ужаса" - меня саму часто привлекают подобные сюжеты. Жизнь - глубокая штука, в которой светлые и темные стороны очень тесно переплетены... Как и в самом человеке. Мне понравилась концовка... Не знаю, кто как ее воспринял, но мне она показалась метафоричной - теперь этим детям, причастным к смерти Клауса (или Клода) действительно придется всю жизнь искать в темноте ту кнопку... И не факт, что когда-нибудь найдут.
Дина, спасибо огромное за отклик! А детям - да, придется искать в темноте и не факт, что найдут. Бережнее надо быть с чужой жизнью, потом ведь ничего не исправить.
Почему дети бывают так жестоки? Нет. Не все дети. Обычно находится заводила, который подчиняет себе других. Не в этом главная мысль вашего рассказа. Но именно эти мысли и чувства он вызвал у меня в первую очередь. Возможно потому, что я не переношу, когда обижают слабого.
А сам рассказ, как обычно, написан прекрасно. В очередной раз аплодирую вам!
Пелагея, спасибо большое! Да идея рассказа в другом, а дети и в самом деле бывают жестоки. А почему... Наверное, потому что они ещё социально и нравственно незрелы и в них работают первобытные инстинкты.
Этого я не читала Джон. Новое? Мне всегда любопытно было, как такой светлый лирик, как Вы притягивает настолько апокалипсические сюжеты, при этом описывает весь ужас столь достоверно, что в животе холодеет.
Прочитала "взахлёб", такой притчевый (впрочем, как всегда у тебя)
и удивительно точный рассказ. Теперь вот все и ищем эту кнопку:)))
Спасибо, Джон!
Мне понравилась концовка... Не знаю, кто как ее воспринял, но мне она показалась метафоричной - теперь этим детям, причастным к смерти Клауса (или Клода) действительно придется всю жизнь искать в темноте ту кнопку... И не факт, что когда-нибудь найдут.
Не в этом главная мысль вашего рассказа. Но именно эти мысли и чувства он вызвал у меня в первую очередь. Возможно потому, что я не переношу, когда обижают слабого.
А сам рассказ, как обычно, написан прекрасно. В очередной раз аплодирую вам!
Мне всегда любопытно было, как такой светлый лирик, как Вы притягивает настолько апокалипсические сюжеты, при этом описывает весь ужас столь достоверно, что в животе холодеет.