Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:
Хотя , скорей всего, верлибром можно назвать только первый клаптик. В остальных хоть какое-то подобие ритма прослеживается. Так что точно - не верлибр.
Вы подняли очень интересную тему, Мира. Но с Вашего позволения, отвечу чуть позже, не хочется суматошно писать. Стихотворение очень понравилось, хотя вторая строфа немного уводит в сторону, на мой взгляд, "размазывает" ощущения. Но это - немного и на уровне личного восприятия.
Пока скажу, что "отсутствие ритма в верлибрах" - очень распространённое заблуждение! Всё с точностью до наоборот (должно быть), иначе стихотворение "развалится". Ведь верлибр - всё-таки поэзия, а не проза. Ладно, сейчас дела подраскидаю и вернусь.
Глупо, безрадостно, коптя,как свеча сгорают.... лучшие. Им бы спасать вселенную, открывать миры, защищать любимую, а судьба предлагает сажать картошку.
Я набело душу свою От смрада избитых фраз, от слов приторно-липких Мою! Сдираю обертки дежурных слов, безлично-холодных"Здравствуй", ненужно-пустых " Как дела?"... Бросаю! Где в этом ворохе немых букв, летящих со скоростью света, Где Я, где Ты,облаченные в плоть? Пусто! Нету! Листаю книги, словари, Роюсь в душе неистово! Найти!Сказать! Господи помоги! Быть услышанной!
В зале ожидания счастья Нервно куря сигарету, Играя в рулетку чужими сердцами, Теребя кольцо на руке, Уговаривая себя не сдаться, Заливая ожидание очередной чашкой кофе, Где взять силы не уехать На мигающей фарами очередной привычке?
Потом пришло понимание, что верлибр, если конечно в моем случае это действительно он, это способ самовыразиться без умения. Для меня верлибр, как абстракционизм в живописи - желание рисовать есть, даже талант смешивать краски есть, а вот композиции никто не научил. Кстати последний образец я потом пробовала привести в стихотворную форму.
Меряя мыслями зыбкими зал ожиданья когда-то возможного счастья, делая ставки от скуки, играя чужими сердцами в дыму сигаретном, сдаться трусливо себе запрещая и вечность цедя вместе с горечью кофе - где же взять силы спиной повернуться к мигающим фарам постылой привычки?..
Мне даже показалось, что у меня получилось и сказать, то что хотела и соблюсти каноны, но пришел умник и сказал: "если отвлечься от эмоционально-смысловой составляющей стихо(где, по-моему, больше эмоции превалируют), то выбранная Вами структура ритмики стиха(семистопный дактиль с хорейным окончанием) без цезуры, воспринимается(по крайней мере мною) затянутой. И ещё чуть подпортил спондей (хоть и на первой позиции) в третьем стихе. А троп "мигающие фары постылой привычки" мне понравился!" ... и мне стало и скучно, и грустно и я сделала еще одну попытку.
Меряя мыслями зыбкими зал ожиданья когда-то возможного счастья, делая ставки от скуки, играя чужими сердцами в дыму сигаретном, сдаться трусливо себе запрещая, мешая лед вечности с горечью кофе - где же взять силы спиной повернуться к мигающим фарам постылой привычки?
Больше не было ни комментов, ни желания править.
Хотя , скорей всего, верлибром можно назвать только первый клаптик. В остальных хоть какое-то подобие ритма прослеживается. Так что точно - не верлибр.
Существует по крайней мере два распространённых заблуждения.
1. Верлибр может написать любой дурак, поскольку размерность не регламентирована и рифмы не нужны.
2. Ритмический рисунок в верлибре отсутствует, поэтому можно писать, как заблагорассудится.
Конечно, так писать можно. Но получится то, о чём Пушкин в шутку сказал:
"Послушай, дедушка, мне каждый раз, Когда взгляну на этот замок Ретлер, Приходит в мысль: что, если это проза, Да и дурная?"
Если проводить аналогии с живописью, между прочим, Пабло Пикассо писал прекрасные картины и в стиле реализма. С этого, собственно, он и начинал. И законов гармонии, композиции, цветопередачи тоже никто не отменял. Поэтому каждый дурак абстракцию, может, и нарисует. И получит, извиняюсь, хрень. И будет выдавать её за эпатажный андеграунд. И дураки найдутся, которые это у себя на стенку в горошек повесят по велению моды. Но хрень от этого хренью быть не перестанет. Любое произведение искусства - это мастерство, помноженное на труд.
То же самое касается и верлибров. Абсолютное большинство выдающихся верлибров написано авторами, прекрасно владеющими классическими системами стихосложения. И на самом деле написать стоящий верлибр не проще, а гораздо сложнее, чем, скажем, стихотворение в силлабо-тонике. По сути своей верлибр - не упрощение, а усложнение стихотворной формы. С одной стороны, верлибр освобождает автора от "цепей" строгой размерности и рифмы. Но размерность и рифма - есть поэтические приёмы, с помощью которых стихотворение связывается в единое целое и ему придаётся бОльшая художественная выразительность. А значит, жертвуя одними средством выражения и связанности, совершенно необходимо компенсировать их более полной и мощной реализацией других. Иначе стихотворение начнёт разваливаться, будет серым и неинтересным. Так ради чего приносится эта жертва? Во-первых, убирая рифмы и размерность, мы приближаем стихотворение к разговорному языку, делаем его более естественным. Но и язык должен быть не "языком родных осин", а таким, что "словно реченька журчит". Во-вторых, без "оков" рифм и размерности автор может более ярко, полно и точно выразить свои мысли и чувства, реализовать потенциал, соответственно - повысить художественную ценность произведения. В верлибре каждое слово должно быть на своём месте и нести смысловую или эмоциональную нагрузку. И наконец, ритм в верлибрах не просто нужен, а в отсутствие рифм и размерности начинает играть одну из ключевых ролей и в качестве "цемента" стихотворения, и в качестве средства выразительности. Другое дело, что ритмический рисунок в верлибре сложный и и разнообразный. Проводя аналогии, верлибр - это импровизация, требующая и слуха, и опыта, и мастерства. А научиться "играть гаммы" в строгой размерности - дело, на самом деле, не хитрое, достаточно немного потренироваться.
Ну, вот, как-то так. Извиняюсь за "лекцию", Мира. Просто подсел на своего конька.
Ну, а что касается "умников", дающих грамошные советы. Что я могу сказать? Мудёр, мудёр матёрый человечище, ежели даже не знает, что такое цезура и как её найтить. Таких непременно нужно первым долгом посылать до Парнасу на сивом Пегасе.
А спасибо тебе за лекцию. Очень толково. Вот теперь чешу свою головушку и понимаю хоть что-то про верлибры. Вот скажи, это верлибр?
Я завтра... Я подумаю от этом завтра. О том, что мы не будем больше вместе... О том, что сказка и не досказалась... О том, что "может быть когда-нибудь" уже не будет. Сегодня? Да. Спокойно выпью чаю, одену теплые носки и, закрыв двери к себе, в себя и даже в вечность, я лягу навзничь... Потолок такой красивый, когда его ты видишь дни и ночи.
Я бы не сказал, что это чистый верлибр, Мира. Начало-то "верлибристое", а дальше ты автоматически и машинально на отработанную классику стараешься перестроиться. Некоторые стихи (строчки) написаны у тебя чистой силлабо-тоникой:
"О том, что мы не будем больше вместе... О том, что сказка и не досказалась... Сегодня? Да. Спокойно выпью чаю когда его ты видишь дни и ночи."
Классический пятистопный ямб.
Да и в других строчках ямб использован. Мне кажется, что это стихотворение будет выигрышней смотреться, если привести его к общей форме разностопного ямба. Ну, вообще на верлибр достаточно трудно бывает перестроиться. Это должно само прийтить, в голове перещёлкнуться.
Когда это писалось, Арчи, я вообще не имела никакой техники. Это был третий "прорыв плотины" - я снова стала записывать свои эмоции. Я и сейчас считаю, что не пишу стихи, а записываю настроения.Даже переводы, я впускаю чужое стихотворение в себя и разрешаю ему там жить. Когда начинаю чувствовать, как ЛГ, оно само просится наружу и вот тогда я начинаю его писать. Тщательно, как бусины на нитку, собирая слова, не противоречащие чувству. Знаешь, я всегда завидовала умению видеть в поэзии структуру. А я до сих пор ямб с хореем путаю. Мне всегда трудно классифицировать то, что я написала. Как-то я решила разобраться с твердыми формами и написать сонет, чисто в учебных целях. Благо в тот момент все мои друзья развлекались " сонетом Цурэна". Первая попытка - 15 строк ( не 12 и не 16, а именно 15) и мне до зубовного скрежета жалко каждое слово. Вторая попытка, спустя год в следующее пришествие Цурэна, была уже более-менее читабельна. Даже муж сказал, что вполне пристойно, но... меня с дуру понесло на Неогранку. Та давно не было так весело. Конечно, я переписала сонет и он стал лучше, если честно, но спустя какое-то время в старых черновиках я обнаружила пару сонетов, написанных совершенно естественным образом, без кесарево сечения. А верлибр - это реально интересно. Дай мне тему - я попробую. А то напишу очередное страдание "Терезы-Батисты, уставшей воевать".
И еще, расскажи мне, пожалуйста, когда мысль записывают в одну строку, но она пульсирует, как это называть? Вот пример:
"Он ушел? Оттолкнулся мыслью от ненужных уже забот? Или просто свел счеты с жизнью, завершив обратный отсчет? Есть ли разница в том и этом: просто "жив", или просто "жил"? Может знает теперь ответы? .. только детство всё пахнет хлебом, мятой, папиным табаком и слезятся глаза от света в том туннеле, которым ...вслед за ним мы теперь идем..."
Это называется формат А4, Мира. Сравнительно новая форма записи стихотворения, теория на этот счёт пока разработана слабо. Но видел интересную статью здесь на эту тему, щас притащу...
"Когда это писалось, Арчи, я вообще не имела никакой техники. Это был третий "прорыв плотины" - я снова стала записывать свои эмоции."
Давай всё-таки уточним. Техника и знание теории стихосложения - вещи разные. Техника приходит с опытом, и даже не зная теории, опытный автор интуитивно использует те технические приёмы и средства, которые имеют такие страшные названия. Но знать основы теории стихосложения очень полезно - это систематизированный классифицированный накопленный опыт поколений. В то же время (если ты тоже не пишешь по специальному заданию, например, на конкурс) автор почти никогда не задаётся мыслью "а вот напишу-ка я четыре строфы разностопным ямбом с опоясывающей рифмовкой, чередующимися женскими и мужскими клаузулами, парочкой эллипсов, анакрузой в чётных стихах, эпикрузой во втором стихе третьей строфы, спондеем в четвёртом стихе первой строфы и пиррихиями в первом и четвёртом стихе четвёртой строфы" Как пришло - так пришло, на интуитивном уровне.
"Благо в тот момент все мои друзья развлекались " сонетом Цурэна"."
Есть такой. "Как лист увядший падает на душу..." "каклист" - неблагозвучие. Но АБС простительно, они всё-таки прозаики.
"Первая попытка - 15 строк ( не 12 и не 16, а именно 15) и мне до зубовного скрежета жалко каждое слово. Вторая попытка, спустя год в следующее пришествие Цурэна, была уже более-менее читабельна."
А нужно 14 строк, если классическая форма сонета. Но тренировка на твёрдых формах - вещь пользительная.
"но... меня с дуру понесло на Неогранку. biggrin biggrin biggrin biggrin Та давно не было так весело."
Ващет коммент того "умника" - действительно ржачный. Я конечно тоже теорию знаю по верхам.
Но представить себе семистопный дактиль с хорейным окончанием без цезуры... я стока не выкурю!
Таких деятелей вагон на самом деле. Слышали звон... и вумничают, щёки раздувая.
Можешь спросить у него при случае, какие бывают цезуры, и, в частности, что такое свободная цезура. Когнитивный диссонанс гарантирован!
"А верлибр - это реально интересно. Дай мне тему - я попробую. А то напишу очередное страдание "Терезы-Батисты, уставшей воевать"."
Да здесь вагон всяких конкурсов, Мира. Выбирай задание на вкус. Если только конкурсы не специализированные по форме.
"а вот напишу-ка я четыре строфы разностопным ямбом с опоясывающей рифмовкой, чередующимися женскими и мужскими клаузулами, парочкой эллипсов, анакрузой в чётных стихах, эпикрузой во втором стихе третьей строфы, спондеем в четвёртом стихе первой строфы и пиррихиями в первом и четвёртом стихе четвёртой строфы" Я половины слов не знаю. Конечно, когда меня достают заумью, я открываю Квятковского и читаю, пытаясь разобраться. Но ты абсолютно прав, что ставить себе такие задачи, вряд ли кто в здравом уме будет. Кстати с "каклистом" я в конце концов разобралась и выкинула его на фиг. Дурная фонетика. Да и сама фраза "как лист упавший падает на душу" несколько кособока что ли? Получился "осенний сонет" и тему эту для себя я закрыла. Листом осенним падает на душу признанье торопливое твоё. Своим же я покой твой не нарушу - молчать о главном требует чутьё.
Не пробил час полуночных касаний, и рано нам сжигать себя в огне спешащих рук, и губ, и придыханий - но в мыслях я с тобой наедине.
Молчанье - ожиданий суть нагая. Но время, насладясь своей игрой, прорвет плотину и, триумф скрывая, я …уступлю, кивая головой.
Ведь, чтобы стать частицею твоей, не нужно мне словесных векселей…
Не хочется больше его кромсать. Уж какой есть...хотя, урок был интересный.
А верлибрами ты меня зацепил. Даже начала кое-что писать для себя. На конкурс вряд ли пойду. Я хожу на них крайне редко и не потому, что меня там бьют и пинают. Бывает, что и места какие-то дают. Наверное, во мне сдох спортивный азарт. Да и темы зачастую мне совершенно чужды. Или мое прочтение темы чуждо организаторам. Так, что я попробую написать верлибр и тебе покажу, ага?
"Получился "осенний сонет" и тему эту для себя я закрыла."
Классический английский шекспировский. Местоимений, правда, многовато. Ну, если совсем строго подходить, то и слова не должны повторяться, и пиррихиев (пропусков ударных) быть не должно. Но на этом никто не заморачивается на самом деле.
А верлибры пробуй, да.
"Глупо, безрадостно, коптя,как свеча сгорают...." - это стихотворение очень даже верлибр. И ритмический рисунок хороший, без сбоев.
Собственно, по моим наблюдениям, больше всего косяков и проблем у авторов возникает именно с ритмом.
УУУУУУУУ! Я чувствую себя побрившимся греком... Верлибр. Видимо так же , как и сонет,должен рождаться сам, потому что он такой в зародыше. Все попытки написать без рифм пока разбиваются в пыль. Сползаю Порыла свои "Странные стихи" - это кучка, в которую я складываю все, чему не нахожу названий. Вряд ли это верлибр, но а вдруг?
Меня нет. Даже след удалить можно тряпкой. Так легко.
Пепел слов. Отраженье в стекле скрыть под краской. Что с того?
Эхо снов... Долгий взгляд на прощанье ...дорога. Звон в ушах.
Перестук. Да оставленный волос лежит одиноко, и седеет,
Если Квятковский мне не изменяет, у тебя белый стих (с подсознательной попыткой зарифмовать, есть случайные рифмы), записанный в основном в виде трёхстиший разностопным урегулированным анапестом (чередование стопы анапеста/трёхстопного анапеста с наращением эпикрузы на последнем слоге (на один слог)/стопы анапеста).
Только в самом конце ты попробовала размерность нарушить, но... всё равно анапест получился.
А вообще, не мучай себя. Оно действительно должно само придти. Я, например, верлибров не пишу. А когда пробовал пару раз, было так: рождается мысль, образ, эмоция, пытаешься запихнуть всё это в силлабо-тоническую форму, а оно не запихивается. Не хочет, и всё тут. Ерунда получается, либо коряво, либо что-то важное теряется. И вот тогда, намучившись, пробуешь хотя бы мысли и ощущения записать, чтобы не забыть и отложить на потом. Записываешь и чувствуешь, что ведь ритм какой-то пошёл, стихотворно так получается. И пишется верлибр.
не буду пока. Я сейчас в себе коплю прозу. Мне скоро к барьеру. не хочется наложать. Но из моих потуг верлибровых кажется что-то рождается силабо-тоническое.
Девчонка так ждала зиму,вдыхая безбрежность зноя... В вульгарность вспотевших улиц входила легко, не ноя... Ведь где-то, на грани были:метели, снега и вьюги, подарки под елкой, сани...а жаркие оплеухи присыпанных пылью будней - лишь вольность, сюр, не реальность.
А ночью в бреду июльском,прижавшись к окну безвольно, скользила по льду стекольном и думала, как привольно вдыхать запорошенный иней...
я так давно не писала своё, что боюсь не сказать того, что хочется и поэтому еще не дописала И ты будешь смеяться вчера попробовала сделать перевод по мотивам верлибром. Рифмы пугала рыком и прогоняла. А сегодня боюсь смотреть на то, что я начудила
Напомни купить тебе плед, чтобы в те времена, когда время затопчет мой след, он ложился на плечи, колени и душу твою, как руки мои. Тишины не нарушив, я буду сидеть, привалившись спиной к твоей памяти и тихо скрестись ноготками, соскребая былые мечты… Прости. А пока… можно я спрячу под пледом себя, слушая, как ты читаешь стихи?
Но с Вашего позволения, отвечу чуть позже, не хочется суматошно писать.
Стихотворение очень понравилось, хотя вторая строфа немного уводит в сторону, на мой взгляд, "размазывает" ощущения. Но это - немного и на уровне личного восприятия.
Пока скажу, что "отсутствие ритма в верлибрах" - очень распространённое заблуждение! Всё с точностью до наоборот (должно быть), иначе стихотворение "развалится". Ведь верлибр - всё-таки поэзия, а не проза.
Ладно, сейчас дела подраскидаю и вернусь.
Мира, а Вы верлибры не пробовали писать?
Глупо,
безрадостно,
коптя,как свеча сгорают....
лучшие.
Им бы спасать вселенную,
открывать миры,
защищать любимую,
а судьба предлагает сажать картошку.
Я набело душу свою
От смрада избитых фраз,
от слов приторно-липких
Мою!
Сдираю обертки дежурных слов,
безлично-холодных"Здравствуй",
ненужно-пустых " Как дела?"...
Бросаю!
Где в этом ворохе немых букв,
летящих со скоростью света,
Где Я, где Ты,облаченные в плоть?
Пусто! Нету!
Листаю книги, словари,
Роюсь в душе неистово!
Найти!Сказать! Господи помоги!
Быть услышанной!
В зале ожидания счастья
Нервно куря сигарету,
Играя в рулетку чужими сердцами,
Теребя кольцо на руке,
Уговаривая себя не сдаться,
Заливая ожидание очередной чашкой кофе,
Где взять силы не уехать
На мигающей фарами очередной привычке?
Потом пришло понимание, что верлибр, если конечно в моем случае это действительно он, это способ самовыразиться без умения. Для меня верлибр, как абстракционизм в живописи - желание рисовать есть, даже талант смешивать краски есть, а вот композиции никто не научил. Кстати последний образец я потом пробовала привести в стихотворную форму.
Меряя мыслями зыбкими зал ожиданья когда-то возможного счастья,
делая ставки от скуки, играя чужими сердцами в дыму сигаретном,
сдаться трусливо себе запрещая и вечность цедя вместе с горечью кофе -
где же взять силы спиной повернуться к мигающим фарам постылой привычки?..
Мне даже показалось, что у меня получилось и сказать, то что хотела и соблюсти каноны, но пришел умник и сказал: "если отвлечься от эмоционально-смысловой составляющей стихо(где, по-моему, больше эмоции превалируют), то выбранная Вами структура ритмики стиха(семистопный дактиль с хорейным окончанием) без цезуры, воспринимается(по крайней мере мною) затянутой. И ещё чуть подпортил спондей (хоть и на первой позиции) в третьем стихе. А троп "мигающие фары постылой привычки" мне понравился!" ... и мне стало и скучно, и грустно
и я сделала еще одну попытку.
Меряя мыслями зыбкими зал ожиданья когда-то возможного счастья,
делая ставки от скуки, играя чужими сердцами в дыму сигаретном,
сдаться трусливо себе запрещая, мешая лед вечности с горечью кофе -
где же взять силы спиной повернуться к мигающим фарам постылой привычки?
Больше не было ни комментов, ни желания править.
Хотя , скорей всего, верлибром можно назвать только первый клаптик. В остальных хоть какое-то подобие ритма прослеживается. Так что точно - не верлибр.
Существует по крайней мере два распространённых заблуждения.
1. Верлибр может написать любой дурак, поскольку размерность не регламентирована и рифмы не нужны.
2. Ритмический рисунок в верлибре отсутствует, поэтому можно писать, как заблагорассудится.
Конечно, так писать можно. Но получится то, о чём Пушкин в шутку сказал:
"Послушай, дедушка, мне каждый раз,
Когда взгляну на этот замок Ретлер,
Приходит в мысль: что, если это проза,
Да и дурная?"
Если проводить аналогии с живописью, между прочим, Пабло Пикассо писал прекрасные картины и в стиле реализма. С этого, собственно, он и начинал. И законов гармонии, композиции, цветопередачи тоже никто не отменял. Поэтому каждый дурак абстракцию, может, и нарисует. И получит, извиняюсь, хрень. И будет выдавать её за эпатажный андеграунд. И дураки найдутся, которые это у себя на стенку в горошек повесят по велению моды. Но хрень от этого хренью быть не перестанет. Любое произведение искусства - это мастерство, помноженное на труд.
То же самое касается и верлибров. Абсолютное большинство выдающихся верлибров написано авторами, прекрасно владеющими классическими системами стихосложения. И на самом деле написать стоящий верлибр не проще, а гораздо сложнее, чем, скажем, стихотворение в силлабо-тонике.
По сути своей верлибр - не упрощение, а усложнение стихотворной формы.
С одной стороны, верлибр освобождает автора от "цепей" строгой размерности и рифмы. Но размерность и рифма - есть поэтические приёмы, с помощью которых стихотворение связывается в единое целое и ему придаётся бОльшая художественная выразительность. А значит, жертвуя одними средством выражения и связанности, совершенно необходимо компенсировать их более полной и мощной реализацией других. Иначе стихотворение начнёт разваливаться, будет серым и неинтересным.
Так ради чего приносится эта жертва? Во-первых, убирая рифмы и размерность, мы приближаем стихотворение к разговорному языку, делаем его более естественным. Но и язык должен быть не "языком родных осин", а таким, что "словно реченька журчит". Во-вторых, без "оков" рифм и размерности автор может более ярко, полно и точно выразить свои мысли и чувства, реализовать потенциал, соответственно - повысить художественную ценность произведения. В верлибре каждое слово должно быть на своём месте и нести смысловую или эмоциональную нагрузку.
И наконец, ритм в верлибрах не просто нужен, а в отсутствие рифм и размерности начинает играть одну из ключевых ролей и в качестве "цемента" стихотворения, и в качестве средства выразительности. Другое дело, что ритмический рисунок в верлибре сложный и и разнообразный. Проводя аналогии, верлибр - это импровизация, требующая и слуха, и опыта, и мастерства. А научиться "играть гаммы" в строгой размерности - дело, на самом деле, не хитрое, достаточно немного потренироваться.
Ну, вот, как-то так.
Извиняюсь за "лекцию", Мира. Просто подсел на своего конька.
Что я могу сказать? Мудёр, мудёр матёрый человечище, ежели даже не знает, что такое цезура и как её найтить. Таких непременно нужно первым долгом посылать до Парнасу на сивом Пегасе.
Я завтра... Я подумаю от этом завтра.
О том, что мы не будем больше вместе...
О том, что сказка и не досказалась...
О том, что "может быть когда-нибудь" уже не будет.
Сегодня? Да. Спокойно выпью чаю,
одену теплые носки и, закрыв двери
к себе,
в себя
и даже в вечность, я лягу навзничь...
Потолок такой красивый,
когда его ты видишь дни и ночи.
Это верлибр?
Начало-то "верлибристое", а дальше ты автоматически и машинально на отработанную классику стараешься перестроиться.
Некоторые стихи (строчки) написаны у тебя чистой силлабо-тоникой:
"О том, что мы не будем больше вместе...
О том, что сказка и не досказалась...
Сегодня? Да. Спокойно выпью чаю
когда его ты видишь дни и ночи."
Классический пятистопный ямб.
Да и в других строчках ямб использован.
Мне кажется, что это стихотворение будет выигрышней смотреться, если привести его к общей форме разностопного ямба.
Ну, вообще на верлибр достаточно трудно бывает перестроиться. Это должно само прийтить, в голове перещёлкнуться.
Знаешь, я всегда завидовала умению видеть в поэзии структуру. А я до сих пор ямб с хореем путаю. Мне всегда трудно классифицировать то, что я написала. Как-то я решила разобраться с твердыми формами и написать сонет, чисто в учебных целях. Благо в тот момент все мои друзья развлекались " сонетом Цурэна". Первая попытка - 15 строк ( не 12 и не 16, а именно 15) и мне до зубовного скрежета жалко каждое слово. Вторая попытка, спустя год в следующее пришествие Цурэна, была уже более-менее читабельна. Даже муж сказал, что вполне пристойно, но... меня с дуру понесло на Неогранку. Та давно не было так весело. Конечно, я переписала сонет и он стал лучше, если честно, но спустя какое-то время в старых черновиках я обнаружила пару сонетов, написанных совершенно естественным образом, без кесарево сечения. А верлибр - это реально интересно. Дай мне тему - я попробую. А то напишу очередное страдание "Терезы-Батисты, уставшей воевать".
"Он ушел? Оттолкнулся мыслью от ненужных уже забот? Или просто свел счеты с жизнью, завершив обратный отсчет? Есть ли разница в том и этом: просто "жив", или просто "жил"? Может знает теперь ответы? .. только детство всё пахнет хлебом, мятой, папиным табаком и слезятся глаза от света в том туннеле, которым ...вслед за ним мы теперь идем..."
Сравнительно новая форма записи стихотворения, теория на этот счёт пока разработана слабо.
Но видел интересную статью здесь на эту тему, щас притащу...
Вот:
http://litset.ru/publ/7-1-0-23
Давай всё-таки уточним. Техника и знание теории стихосложения - вещи разные. Техника приходит с опытом, и даже не зная теории, опытный автор интуитивно использует те технические приёмы и средства, которые имеют такие страшные названия.
Но знать основы теории стихосложения очень полезно - это систематизированный классифицированный накопленный опыт поколений. В то же время (если ты тоже не пишешь по специальному заданию, например, на конкурс) автор почти никогда не задаётся мыслью "а вот напишу-ка я четыре строфы разностопным ямбом с опоясывающей рифмовкой, чередующимися женскими и мужскими клаузулами, парочкой эллипсов, анакрузой в чётных стихах, эпикрузой во втором стихе третьей строфы, спондеем в четвёртом стихе первой строфы и пиррихиями в первом и четвёртом стихе четвёртой строфы" Как пришло - так пришло, на интуитивном уровне.
"Благо в тот момент все мои друзья развлекались " сонетом Цурэна"."
Есть такой.
"Как лист увядший падает на душу..."
"каклист" - неблагозвучие. Но АБС простительно, они всё-таки прозаики.
"Первая попытка - 15 строк ( не 12 и не 16, а именно 15) и мне до зубовного скрежета жалко каждое слово. Вторая попытка, спустя год в следующее пришествие Цурэна, была уже более-менее читабельна."
А нужно 14 строк, если классическая форма сонета. Но тренировка на твёрдых формах - вещь пользительная.
"но... меня с дуру понесло на Неогранку. biggrin biggrin biggrin biggrin Та давно не было так весело."
Ващет коммент того "умника" - действительно ржачный.
Я конечно тоже теорию знаю по верхам.
Но представить себе семистопный дактиль с хорейным окончанием без цезуры... я стока не выкурю!
Таких деятелей вагон на самом деле. Слышали звон... и вумничают, щёки раздувая.
Можешь спросить у него при случае, какие бывают цезуры, и, в частности, что такое свободная цезура. Когнитивный диссонанс гарантирован!
"А верлибр - это реально интересно. Дай мне тему - я попробую. А то напишу очередное страдание "Терезы-Батисты, уставшей воевать"."
Да здесь вагон всяких конкурсов, Мира. Выбирай задание на вкус. Если только конкурсы не специализированные по форме.
Кстати с "каклистом" я в конце концов разобралась и выкинула его на фиг. Дурная фонетика. Да и сама фраза "как лист упавший падает на душу" несколько кособока что ли? Получился "осенний сонет" и тему эту для себя я закрыла.
Листом осенним падает на душу
признанье торопливое твоё.
Своим же я покой твой не нарушу -
молчать о главном требует чутьё.
Не пробил час полуночных касаний,
и рано нам сжигать себя в огне
спешащих рук, и губ, и придыханий -
но в мыслях я с тобой наедине.
Молчанье - ожиданий суть нагая.
Но время, насладясь своей игрой,
прорвет плотину и, триумф скрывая,
я …уступлю, кивая головой.
Ведь, чтобы стать частицею твоей,
не нужно мне словесных векселей…
Не хочется больше его кромсать. Уж какой есть...хотя, урок был интересный.
А верлибрами ты меня зацепил. Даже начала кое-что писать для себя. На конкурс вряд ли пойду. Я хожу на них крайне редко и не потому, что меня там бьют и пинают. Бывает, что и места какие-то дают. Наверное, во мне сдох спортивный азарт. Да и темы зачастую мне совершенно чужды. Или мое прочтение темы чуждо организаторам. Так, что я попробую написать верлибр и тебе покажу, ага?
Классический английский шекспировский.
Местоимений, правда, многовато. Ну, если совсем строго подходить, то и слова не должны повторяться, и пиррихиев (пропусков ударных) быть не должно. Но на этом никто не заморачивается на самом деле.
А верлибры пробуй, да.
"Глупо,
безрадостно,
коптя,как свеча сгорают...." - это стихотворение очень даже верлибр. И ритмический рисунок хороший, без сбоев.
Собственно, по моим наблюдениям, больше всего косяков и проблем у авторов возникает именно с ритмом.
Так что, пробуй, тебе дано.
Меня нет.
Даже след удалить можно тряпкой.
Так легко.
Пепел слов.
Отраженье в стекле скрыть под краской.
Что с того?
Эхо снов...
Долгий взгляд на прощанье ...дорога.
Звон в ушах.
Перестук.
Да оставленный волос лежит одиноко,
и седеет,
вот так...
как бы...вдруг,
у тебя на глазах.
Атмосферно-чувственное...
Если Квятковский мне не изменяет, у тебя белый стих (с подсознательной попыткой зарифмовать, есть случайные рифмы), записанный в основном в виде трёхстиший разностопным урегулированным анапестом (чередование стопы анапеста/трёхстопного анапеста с наращением эпикрузы на последнем слоге (на один слог)/стопы анапеста).
Только в самом конце ты попробовала размерность нарушить, но... всё равно анапест получился.
А вообще, не мучай себя. Оно действительно должно само придти. Я, например, верлибров не пишу. А когда пробовал пару раз, было так: рождается мысль, образ, эмоция, пытаешься запихнуть всё это в силлабо-тоническую форму, а оно не запихивается. Не хочет, и всё тут. Ерунда получается, либо коряво, либо что-то важное теряется. И вот тогда, намучившись, пробуешь хотя бы мысли и ощущения записать, чтобы не забыть и отложить на потом. Записываешь и чувствуешь, что ведь ритм какой-то пошёл, стихотворно так получается. И пишется верлибр.
Девчонка так ждала зиму,вдыхая безбрежность зноя...
В вульгарность вспотевших улиц входила легко, не ноя...
Ведь где-то, на грани были:метели, снега и вьюги,
подарки под елкой, сани...а жаркие оплеухи
присыпанных пылью будней - лишь вольность, сюр, не реальность.
А ночью в бреду июльском,прижавшись к окну безвольно,
скользила по льду стекольном и думала, как привольно
вдыхать запорошенный иней...
я так давно не писала своё, что боюсь не сказать того, что хочется и поэтому еще не дописала И ты будешь смеяться вчера попробовала сделать перевод по мотивам верлибром. Рифмы пугала рыком и прогоняла. А сегодня боюсь смотреть на то, что я начудила
Напомни купить тебе плед, чтобы в те времена,
когда время затопчет мой след,
он ложился на плечи, колени и душу твою, как руки
мои.
Тишины не нарушив, я буду сидеть,
привалившись спиной к твоей памяти
и тихо скрестись ноготками, соскребая былые мечты…
Прости. А пока…
можно я спрячу под пледом себя,
слушая, как ты читаешь стихи?