Это сейчас дети по окончании последнего класса сдают тесты и с сертификатами едут подавать документы в приёмную комиссию, а дальше им остаётся только приятно проводить время в компании друзей и ждать результатов. Конечно, это не исключает каких-то волнительных моментов в процессе ожидания. Но всё же есть разница – ждать дома, какой вердикт вынесет приёмная комиссия или сидеть напротив нескольких преподавателей и пытаться всеми известными способами доказать, что ты знаешь ответы на все вопросы из билета, а также на большинство вопросов заданных сверх тем по нему. Не стану забегать вперёд. По окончании техникума моя попытка поступить в ВУЗ не увенчалась успехом. Если честно, в то время я отнеслась к этому как к лотерейному билету. Подумаешь, с треском провалилась на математике! У меня есть, где работать, а без высшего образования можно прожить. Но время не стоит на месте, через несколько лет работы меня пригласил к себе начальник и сообщил: - Ничего не имею против Вас, как специалиста, но грядёт упорядочение численности. Кто пришёл последним, а это Вы, у того нет шансов задержаться в нашем дружном коллективе. - Позвольте уточнить, а есть ли какая-то возможность остаться? Пётр Архипович перечислил несколько убойных аргументов, но подошёл только один – поступление в ВУЗ по избранной или смежной специальностям. Надо сказать, что в то время в нашем отделе работало более 40 человек, а незаконченное высшее образование имел только один специалист. До вступительных экзаменов оставалось чуть больше месяца. Какие у меня есть шансы, чтобы достойно подготовиться? Практически никаких! Осталось время только для того, чтобы что-нибудь вспомнить по верхам. Чем я безотлагательно и занялась. Предстояло сдать всего лишь три экзамена: математика и русская литература письменно, история устно. Литература – единственный предмет, который не вызывал у меня никакого волнения. С остальным было несколько сложнее. После оконченных подготовительных курсов для первой неудачной попытки поступления имелось несколько неплохих конспектов по математике. С историей же был полный завал. Но отчаиваться – это не моё. Через знакомых отыскала справочник-самоучитель по истории, и, пообщавшись с людьми, имеющими богатый опыт поступлений (тогда многие пытались поступить по несколько раз), решила, что успею с ним познакомиться ближе во время вступительных экзаменов. Человек предполагает, а Бог располагает. Моим планам в отношении истории сбыться не удалось. В день приезда в Гомель на вступительные экзамены я познакомилась с интересным молодым человеком и всё свободное от экзаменов и консультаций время проводила с ним. Но совесть меня мучила и поэтому каждую ночь, перед тем как заснуть я открывала самоучитель и начинала читать тему, размещённую в самом начале – «Первобытно-общинный строй». Так и не удалось мне дочитать до конца эту нудную тему, но время неумолимо и на экзамен по истории я пошла абсолютно, как мне казалось, ничего не зная. Шанс поступить был ничтожно мал – конкурс более 12 человек на место, разве это мыслимо! Поэтому я была спокойна как никогда. Правда, одно обстоятельство существенно поднимало дух: после письменной математики отсеялось большинство абитуриентов. В нашей, самой многочисленной группе, осталось всего 8 человек. Обстановка была какой-то нетипичной для ответственного экзамена: кандидаты в студенты не переставая шутили и смеялись. В аудиторию запустили сразу всех. И правильно, какой смысл оставлять трёх человек под дверью кабинета. Мне достался билет под номером 1. Первым вопросом в билете стоял «Первобытно-общинный строй». Разрешили пользоваться картами и справочниками, но в них были голые даты и направления наступления войск в различные исторические моменты. Это, конечно, было подспорьем, но не помогло бы раскрыть ни одну тему полностью. Через 30 минут было предложено идти отвечать, но желающих не нашлось. Не нашлось их и через 35 минут, все низко склонили головы над листками с ответами и не отрывали от них глаз. И тут прозвучало неожиданно для всех: - Тому, кто пойдёт отвечать первым, добавим полбалла за смелость. Пусть Вас не удивляет такое заявление, поступали мы на заочное отделение, а возраст сдающих был от 22 лет и до – за сорок. Опыт работы есть, а школьная программа благополучно забыта. Меня моментально вдохновила эта фраза и со словами: - На два с половиной балла историю я знаю, плюс ещё полбалла – и экзамен сдан, - пошла отвечать. Моя реплика всех присутствующих рассмешила, напряжение несколько спало, и тут меня понесло. Садясь на стул напротив экзаменаторов, я тихо и доверительно произнесла: - Пожалуйста, не спрашивайте никаких дат, у меня проблема с их запоминанием. Молоденькая аспирантка возмущённо сверкнула глазами, но промолчала. Второй же преподаватель – мужчина средних лет улыбнулся краешком губ и предложил начинать. Возможно, на своём педагогическом веку он видел и не такое, но для меня подобная смелость была непривычной. Всё это придало уверенности и минут пятнадцать я бодро рассказывала о первобытно-общинном строе. Лица представителей кафедры истории не выражали ровным счётом ничего, и я мужественно продолжала повествование. После третий раз произнесенного: - У Вас всё по первому вопросу? – Я сдалась. Со вторым и третьим расправилась уже гораздо быстрее, но лёгкий гул ожидающих ринуться в бой за моей спиной перерос в нездоровое оживление. Уже никто ни к чему в аудитории не готовился, все просто наблюдали и спорили о том, чем же для меня закончится этот злополучный экзамен. Самое интересное началось тогда, когда аспирантка принялась задавать вопросы по темам, которых в билете не было. Но и здесь я проявила недюжинную находчивость. Хорошо запомнился последний вопрос: - Почему и где был подписан Брестский мир? Не моргнув глазом ответила: - Лучше расскажу, почему его аннулировали, - и, не останавливаясь, продолжила отвечать дальше… А хотите узнать, что больше всего поразило на этом экзамене? У меня, действительно, не спросили ни одной даты!!! Промучили около часа, когда пришла пора ставить оценку в экзаменационной ведомости, аспирантка отказалась, мотивируя тем, что я вылечу из универа после первой же сессии: - Моя рука не поднимается рисовать ей три, - возмущённо фыркнула девушка. Моё везение в тот день стало для всех очевидным после того, как у неё нашёлся оппонент. Николай Петрович – председатель экзаменационной комиссии парировал слова коллеги: - Елена Викторовна, такие студенты никогда не вылетают из ВУЗов потому, что им всегда есть, что сказать преподавателю. К тому же на 2,5 балла историю абитуриентка всё же знает. В противном случае не смогла бы продержаться так долго. В общем, он добавил ещё полбалла, и я счастливая вылетела в коридор. Не знаю про других поступающих, но из нашей группы в тот день провалили экзамен три человека. А в понедельник предстояло написать сочинение, и это меня не пугало. В тот день университет я покидала в полной уверенности – все страхи и переживания позади. И на свидание в парк неслась со всех ног студентка первого курса отделения «Экономика и социология труда». После такого невероятного везения ничего непредвиденного со мной произойти уже не могло.
Аглая, самое первое предложение: абитуриентами выпускники школы становятся после подачи документов на поступление в ВУЗ. А у Вас получилось, что они абитуриенты сразу по окончанию школы. Это не так. Может просто на "дети" заменить? Да, есть нюанс (неплохо изложено здесь: https://ru.wikipedia.org/wiki/Абитуриент , но Вы же для русского читателя и на русском языке пишете, верно?
Да, есть нюанс (неплохо изложено здесь: https://ru.wikipedia.org/wiki/Абитуриент , но Вы же для русского читателя и на русском языке пишете, верно?