В дверь кукольной мастерской постучала женщина лет тридцати. - Войдите, - пригласил мастер, окинув ее беглым взглядом. Типичная серая мышка в мешковатых брюках и черной водолазке. Прямые каштановые волосы небрежно зачесаны назад. Усталый взгляд и темная помада на губах. Она втиснулась бочком в широкую дверь, словно не умея оценить расстояние до притолоки, и остановилась, комкая в руках носовой платок. - Это вы продаете говорящих кукол? - Я. Хотите сделать заказ? - Да, хочу. Мастер с улыбкой придвинул к себе бланк и приготовился записывать. - Для маленькой девочки? - Да... неважно... Мне нужна высокая кукла. Она показала рукой примерно восемьдесять сантиметров от пола. - Хорошо. - С каштановыми волосами и зелеными глазами. - Как скажете, - мастер быстро черкнул что-то на листе бумаги. - И с ямочкой на подбородке. - Будет сделано. - И с родинкой на левой щеке. Вот здесь. Большая черная родинка, ну, вот знаете, как будто половинка вишни. Мастер удивленно поднял брови. - С родинкой? - Да, если можно, - робко улыбнулась женщина. - Это очень трудно выполнить? - Ну что вы, совсем нет. Любой каприз за ваши деньги. - И еще, она обязательно должна уметь говорить! Кукольный мастер положил ручку на стол и серьезно посмотрел на клиентку. - Видите ли... Наши куклы — не роботы. У них нет искусственного интеллекта. Максимум что мы можем, это научить их нескольким словам или предложениям, которые они затем будут произносить случайным образом. Например, «мама», или «хочу спать», или «почитай мне сказку». Женщина кивнула: - Меня это устраивает. Вы можете научить куклу фразе: «Я тебя люблю»? - Запросто. Что-нибудь еще? «Ты самая лучшая». «Ты у меня красавица». Что-нибудь в таком духе. - Прекрасно! Ваша дочка будет в восторге. Через три недели он с гордостью вручал клиентке заказ. Женщина быстро взглянула в кукольное лицо и отвернулась. - Упакуйте, пожалуйста, - попросила мастера. Вернувшись домой, она усадила куклу в кресло, покрыв ее ноги пледом, и слегка приглушила свет. В квартире пахло одиночеством и пылью. Жаркий день за окном перетекал в душную ночь. Женщина прошла на кухню и сварила себе кофе, а потом захватила вазочку с печеньем и отнесла все это в гостиную на журнальный столик. Сама присела под торшером, так, что светлое пятно ложилось на столешницу, а лица обеих — ее и куклы — оставались в тени. - Ну что, мама, поговорим? - Я тебя люблю, - сказала кукла. Женщина помолчала, собираясь с мыслями. Неторопливо отхлебнула горячий кофе и поставила чашку на стол. Им предстоял долгий разговор.
Наташа, спасибо! К сожалению, недопонимание с родителями - проблема многих. Но нужно научиться любить себя несмотря ни на что. Об этом, собственно, и рассказик.
Читала с большим интересом, как всегда читаю Ваши рассказы, Джон. Согласна с Мариной: страшно и пронзительно. Но, знаете, что меня царапнуло? Рост куклы. Ну, вот как-то показалось, что тут несоответствие. Если эта кукла - олицетворение мамы, то почему ее рост должен быть примерно 80 сантиметров? Я бы это уточнение вообще убрала из рассказа - он от этого только выиграл бы. Я ведь до конца была уверена, что женщина потеряла дочь и ищет ей замену. Для дочки такой рост был бы логичным, а для мамы - странной и отвлекающей деталью.
Галья, спасибо огромное за отклик! Идея в том, что героиня привыкла преуменьшать свои потребности (так ее воспитала мама), она даже куклу постеснялась заказать такую, как ей нужно - в полный человеческий рост. Ну, и наверное, боялась, что мастер догадается, что кукла предназначается не для ребенка (и этого она стеснялась тоже). Такой вот психологический момент, наверное, не до конца понятный. К тому же, когда кукла сидит, рост не очень заметен, тем более, что ноги прикрыты пледом. Пропорции у кукол обычно не вполне соответствуют нормальным, человеческим, головы большие, поэтому вполне можно подумать, что в кресле сидит взрослая женщина.
Понимаете, Джон, у авторов часто случается ощущение, что их замысел полностью считывается, даже если какие-то детали в тексте опущены или упомянуты вскользь. Ваши пояснения, конечно, дополняют впечатления от рассказа, но без них читателю не догадаться, почему эта странная заказчица просит куклу именно такого роста. Право автора строить свой рассказ так, как он считает нужным, но мне кажется, что повествование нисколько не пострадает, если не конкретизировать именно эту деталь))
Талантливо написано! Несколько предложений - и целая жизнь,
и возможно, моя:))) Спасибо , Джон!
К тому же, когда кукла сидит, рост не очень заметен, тем более, что ноги прикрыты пледом. Пропорции у кукол обычно не вполне соответствуют нормальным, человеческим, головы большие, поэтому вполне можно подумать, что в кресле сидит взрослая женщина.
Право автора строить свой рассказ так, как он считает нужным, но мне кажется, что повествование нисколько не пострадает, если не конкретизировать именно эту деталь))