Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Завтра - 6
Миниатюры
Автор: БПК
От скалы — к стене

Самым несчастливым видом визуального искусства в будущем мне видится живопись. По сравнению с графикой, скульптурой или декоративно-прикладным искусством живопись стала наиболее доступным видом деятельности массы людей, при этом теряя в весе – истории создания, замыслу и смыслах. Слишком много вторичного, переписанного, многажды виденного.
В невеселом результате (сдвиге балансов) живопись может соперничать с фотографией, которая сейчас, в большинстве случаев, не зависит никак от создателя. В помощь фотографу все больший набор приложений и технических достижений, легкость в использовании и видимость самостоятельности при получении результата. Псевдоавторство. Но "народная" фотография на много и не претендует. Так, – оставить памятные вешки, зафиксировать момент и присутствие автора в одно время и одном месте с объектом или субъектом.
Другое дело – живопись. Даже художник с профессиональным образованием может быть легко околдован технологиями, позволяющими с помощью программ изменить работу за считанные секунды, перекрасить, придать новый вид без каких- либо усилий с его стороны. Нет, я вижу и плюсы, которые, в моем понимании, относятся к этапу поиска художником идеи или колорита. Ну, правда, зачем в ХХI веке бумагу переводить на кроки, поиски цветовой гаммы. Также речь не веду о дизайне, он широко шагает в ногу со временем.
Я " болею" за живопись в традиционном понимании. Не созданную на планшете с виртуальными кисточками и красками, с заданными параметрами. Где габариты не зависят от экрана: отход от него не требуется; или, как в миниатюрной живописи, напряжения и концентрации. Достаточно пользоваться лупой и масштабом. Ремесло не важно; владение кистью, живописными приемами не требуется. Все решает "машина".
В чем я вижу главную проблему? Из-за массовости и легкодоступности инструментария появляется иллюзия собственного мастерства, ремесленничества, которое не может возникнуть просто от использования компьютерных средств.
Зато "на выходе" расширяется возможность пропиарить среднее, протолкнуть никудышное, пристроить ненужное. Потому что не специалисту сложно определить уровень, значимость живописного произведения. Отсутствует многоступенчатость. А без многослойного письма глубины произведения не возникнет. Речь – не об идейной глубине, а о воздействии на зрителя работы с помощью прозрачности, наложения слоев, и всего того, что сложно объяснить словами и терминами, понимание чего приходит с выучкой и насмотренностью.
Что касается глубины идей, кажется, что после грандиозного ХХ века (от импрессионизма и конструктивизма до поп-арта) ничего не возникнет в живописи принципиально нового. Останется перепев и "перепись" старого.
В писательском ремесле можно легко дилетанта ткнуть в ошибки, показать недостатки и научить, если он обучаем. В живописи сегодня такого нет, каждый может писать, как он видит и может, и слова поперек не скажешь. По массовости охвата она сейчас приближается, наверное, к вышивке. Такому распространению способствуют и различные курсы, психологические, в том числе. Привлекаются в армию любителей "пописа'ть" новые члены. "Дизайнерша", без какого-либо профильного образования, владелица бутика, не сумев отбить вложенные деньги, уходит из модельного бизнеса, чтобы создать новый: "пишет" с помощью компьютерных программ яркие ("вырви глаз") полотна. И заводит собственный сайт с гордым: художник.
Куда потом денется лавина подобных работ? Как-то мне рассказали об очень старенькой женщине, родственники ее разбирали антресоли и кладовку старой квартиры, забитые вещами. Больше всего их поразили большие, аккуратно перевязанные коробки, на которых было написано: "Ненужное! Не выбрасывать!"
Нет вы не подумайте, что я против современного искусства. Я за новые формы, как и за следование традициям. И не веду речь о невозможности или ненужности творчества, вообще, или такого – домашнего – для себя и родных, по типу вышивания крестиком или выжигания по дереву. Пусть пишут кисточки всеми красками в руках у всех страждущих. Я – о перспективах традиционной живописи, которых не вижу.
С приходом новых технологий расширяется возможность знакомства с высшими достижениями человечества и в искусстве. Можно часами виртуально бродить по музеям. Эффект, конечно, не тот, какой можно получить, увидев работы воочию. Но если знать, что никогда не сможешь увидеть, воздействие возрастает.
Длинный путь в искусстве, в тысячелетия, прошли люди, начиная с наскальной живописи и заканчивая нынешним веком. Огромное впечатление производит виртуальное путешествие по пещерам с первобытными наскальными росписями. Во мне объединяются радость от экспрессии подкрашенных охрой рисунков древних умельцев с трепетом перед их создателями. Когда же я вижу современную живопись, часто неумелую, или профессиональную, но глубоко вторичную, или расположенную в неуместных местах, вплоть до туалета элитного заведения, то становится грустно.
Есть ли выход из тупика, или я просто не вижу двери в стене?
Опубликовано: 18/10/20, 22:08 | Просмотров: 404 | Комментариев: 10
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Живопись? Умрет? Вы действительно верите в то, что технология убьет в ребенке желание нарисовать солнце и маму? Поверьте, желание рисовать карандашами и красками не умрет от того, что появились компьютерные раскраски, так же как не умрет настоящая поэзия из-за того, что любой желающий может "слепить" стишок подставляя готовые рифмы и считая слоги в каком-нибудь " Рифмоплёте" или еще в чем-нибудь.

Не умрет! Как не умер театр, когда появилось кино. Как не умерло кино, когда появилось телевидение. Человечество просто растёт. Да, да! Растёт, как тот ребенок с кусочком мела, рисующий на асфальте. Учится! И умнеет... Ведь только очень-очень глупый человек будет переставать ходить, если научился ездить на велосипеде... Не ужели Вы всерьез полагаете, что человечество больно деменцией?

Душа болит? Жаль, что вы не видите перспектив. Не уже ли вы не видите, как живопись выходит на улицы? Ведь портрет Бродского на стене дома в Питере это - живопись. Граффити -портрет - новый жанр современного искусства. Да и прочие граффити - это не всегда просто яркие пятна.

В мире очень много дверей. И многие из них выход - нужно просто перестать смотреть под ноги.

_________________________________________________________________________________________

Простите, Вы меня... вдохновили и меня немного "понесло" smile Я думаю, Вы потом прочтете внимательно то, что написали в ленте читатели и немного порежете свое эссе. Ведь самое главное в написании эссе - выразить свое мнение. Вы с этим справились... Не скажу точно, но кажется Ника Турбина однажды сказала, что "эссе - это застывшая в слове эмоция". Вот эмоции мне не хватило, ну и буковок, как по мне, нужно было меньше.
Мира_Ирис  (23/10/20 18:53)    


Мира, спасибо за Ваше мнение.
Было интересно прочесть.
Единственное замечание: у меня, в основном, речь шла не о монументальном искусстве. Первобытную наскальную живопись притянула немного "за уши", признаюсь.
Ну, есть и есть монументалка, пока у общества интерес есть. А граффити - куча видов и имен. Но это больше дизайн всё-таки или современный арт.
Милана_С  (26/10/20 20:28)    


Не знаю, по мне это искусство.

https://external-content.duckduckgo.com/iu....&nofb=1

И вообще-то граффити раньше называли словом фреска. Просто краски изменились и технологии, а суть та же рисунок на стене.
Мира_Ирис  (26/10/20 20:36)    


А кто говорит, что монументалка - не искусство?
В том заведении, которое я закончила, на монументальное отделение конкурс был огромный, поступали по 8-12 лет, мальчиков брали только после армии и уже с бородой и усами)), а девочек не брали совсем.
Милана_С  (27/10/20 23:07)    


Сначала было интересно. Потом научной диссертацией дохнуло :)
Hellin  (21/10/20 22:09)    


Гуля, извини))
Прибереги - от бессонницы))
Милана_С  (26/10/20 20:29)    


biggrin biggrin wink
Hellin  (26/10/20 20:31)    


Рассуждения о живописи понятны, как и мнение автора. Но насколько соответствует этот текст заданию ("А завтpа гpянут метели,
Кому ты будешь нужен зимой?")?
Ирина_Архипова  (20/10/20 20:12)    


Ирина! А в переносном смысле, по-моему, можно соотнести видение автором тревожного будущего настоящей живописи с суровой зимой, где ей(настоящей живописи) всё меньше места.
И, возможно я ошибаюсь, но я восприняла задание этого этапа, как рассуждения о "завтра" в более широком аспекте, а не строго по стихам "А завтра грянут метели, Кому ты нужен будешь зимой".
Пелагея  (21/10/20 13:22)    


Пелагея, спасибо.
Я бы так точно не сформулировала. :)
Милана_С  (26/10/20 20:17)    

Рубрики
Рассказы [1128]
Миниатюры [1108]
Обзоры [1450]
Статьи [458]
Эссе [208]
Критика [98]
Сказки [246]
Байки [53]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [158]
Мемуары [53]
Документальная проза [84]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [10]
Афоризмы [25]
Фантастика [162]
Мистика [77]
Ужасы [11]
Эротическая проза [6]
Галиматья [300]
Повести [233]
Романы [80]
Пьесы [32]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [13]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2373]
Тесты [27]
Диспуты и опросы [114]
Анонсы и новости [109]
Объявления [105]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [488]
Проза пользователей [195]