Это выдержки из моих сетевых писем к участникам поэтического семинара 2011 года. (Я не ведущий, я помощник на подхвате.) Нужно было "разговорить" студентов. В той переписке ответы были по конкретным текстам упражнений, поэтому неинтересны для публикации. А поговорить-поспорить можно, тема перекликается с новым разговором здесь. Да, собственно, и не спор это, мне кажется, что человеку иногда надо сформулировать свои мысли на данный момент жизни, тогда проще и легче двигать к дальнейшим поискам и открытиям.
…Важен автор или не очень? Что может зацепить незнакомого человека, в вашем тексте? Априори каждого интересует только он сам, и другой симпатичен, если точки зрения совпадают. Следовательно, пока вы рассматриваете себя и свою эмоцию, вы никому не интересны, кроме себя и вежливых друзей. А вот когда вы смотрите на мир, в разном настроении, в разных ситуациях, тогда ваши взгляды можно примерить на себя, что интересно окружающим эгоистам. Причем, в этом случае, ваш текст будет несколько отстранен от вас, его редактура (критика) будут не столь болезненны для ранимой поэтической души.
…Разговоры о новом и современном стары как мир. Когда-то один автор написал поэму просторечным языком, другой взял сюжет из жизни простолюдинов, кто-то поиграл словами, кто-то смыслами. Язык меняется, меняются смыслы привычных слов, следовательно, эксперименты будут выглядеть современно. Поэзия, передающая поток сознания тоже не нова – словесная медитация на состояние – психологическая методика. Что первично? Модно, потому что носят или носят, потому что модно? Можно и по истории костюма изучать поэзию, они изменяются со сравнимыми скоростями. И все же не получается в старом платье выглядеть современно, что-то ушло – расцветка, фактура, детали, ритмы, образы, контекст – и уже меняется запах, то ли пыли, то ли свежести. Я в мыслях вернулась к личности, стоящей за выбранным костюмом или за написанным текстом. Как еще определить ценность? И где взять рецепт создания текста, который становится личностью? Забавно, что костюмы ярких личностей тоже становятся индивидуальностями.
…Я, в общем-то, дилетант, и в поэзии и в психологии, не смогу слету процитировать или разобрать досконально текст. Я тоже мыслю чувством, гармонией, а не знаниями. Но через какие-то моменты пришлось пройти самой - обсуждения дивана, намек на возраст, комплексы. … М., я не хотела Вас задеть выражением "игра словами". Мы даже здесь можем увидеть как работают смыслы. Игра очень серьезный процесс. Во многих известных играх закодировано устройство мироздания - домино, карты, шахматы, кости. Это мистика чистой воды. А игры детей? Игра это более чем серьезно. Но , это тоже мой осознанный выбор, я предпочитаю играть с миром. Есть разные методики, но мне ближе такой взгляд.
... играть разными формами необходимо, пусть и в шутку, пусть не серьезно. Но это только так кажется, любая работа мимо не проходит. И в упражнении написанном с холодным сердцем все равно выскочат занозы души. Вот, когда поймаешь, что можно не ждать сильных эмоций и писать, вот тогда меняется отношение к тексту, он из опекаемого ребенка становится другом и партнером. Прозаики изначально не так срастаются с текстами, личные дневники реже выставляют на разбор, чаще - выдуманные миры и ситуации, либо переосмысленные. А у нас что ни стих, то роман, просто лаконичный.
... Я упомянула два разных по жизненной длине повода для стиха. Их (поводов) куча разных. И Паша прав, по большому счету все тектсты о себе, форма исповеди, если хотите. Даже в банальной пейзажной лирике - восхищение миром Божьим в меру способностей, думаю, Ему важна степень искренности, а не техническое исполнение. А осознание себя в мире для меня приходило ступенями, поэтому я так и отвечаю на Ваш вопрос. Я менялась и помню себя разной, похожей, но разной. Для меня часто привычнее анализ собственных ощущений, но не поступков, к сожалению. Также и со словами, это попытка выражения состояний, эмоций, энергий. Поэтому иногда заговоры получаются. Разный уровень игры. И у религий есть разные уровни посвящения. Кто что считает, то его. Опять игра слов получилась - считает - в разных значениях даст разный смысл фразе. На всех лекциях учат читать дополнительные смыслы, так оборотка - вложить разные уровни смыслов в собственный текст. Даже и не предполагая этого, инстинктивно, так тоже бывает. Зато потом автору объяснят, что он очень умный, мелочь, а приятно.
…Я некрещенный человек, который уважает и интересуется разными направлениями. В текстах, по моему, принято писать "Бог" либо "боги". Для меня это скорее правописание, ну, и заочное уважение к верующим. При этом в моем мироздании место для высшего разума (как его ни назови) есть. И от поиска этого высшего никто не освобождается, может мы ищем идеальных себя - по образу... не знаю. Поэтому я и оперирую терминами : посвящение, уровни, мистика, потому, что во всез религиях, направлениях, школах это есть. Истину ищут все и долго ищут, как горизонт. Это все символы, древние, общие, отсюда и смыслы для разных людей похожи. "Мысль изреченная.." - как ни формулируй, все равно не так получается, и снова сначала. Каждый что-то ищет, я ищу в пути радость, но это не значит, что я не серьезна в поиске. И формулировать какие-либо законы я не возьмусь, просто Ваш вопрос важен, вот мы и ответили честно от своих имен. Это правильно для меня, чуть по другому - для Паши. Ваш путь - это Ваш путь, мы можем поделиться пережитым, можем промолчать, но какую-то часть мы идем вместе…
Я пытаюсь научиться разрешать людям быть разными, не всегда получается, вон счас дочерь придет, буду воспитывать по своим убеждениям, и то, что она другая понимаю, но не останавливает. Убрать слова, энергетику оставить - спорить не о чем, появились слова - возник спор. И что это, как не драка малявок в песочнице за правильность постройки песочного города. Игра?
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:
Понравилось - полезное.
Благодарю, что выложили это.
Вот этот вывод считаю важным, особенно для критиконенавистников: "Важен автор или не очень? Что может зацепить незнакомого человека, в вашем тексте? Априори каждого интересует только он сам, и другой симпатичен, если точки зрения совпадают. Следовательно, пока вы рассматриваете себя и свою эмоцию, вы никому не интересны, кроме себя и вежливых друзей. А вот когда вы смотрите на мир, в разном настроении, в разных ситуациях, тогда ваши взгляды можно примерить на себя, что интересно окружающим эгоистам. Причем, в этом случае, ваш текст будет несколько отстранен от вас, его редактура (критика) будут не столь болезненны для ранимой поэтической души. "
Благодарю, что выложили это.
Вот этот вывод считаю важным, особенно для критиконенавистников:
"Важен автор или не очень? Что может зацепить незнакомого человека, в вашем тексте? Априори каждого интересует только он сам, и другой симпатичен, если точки зрения совпадают. Следовательно, пока вы рассматриваете себя и свою эмоцию, вы никому не интересны, кроме себя и вежливых друзей. А вот когда вы смотрите на мир, в разном настроении, в разных ситуациях, тогда ваши взгляды можно примерить на себя, что интересно окружающим эгоистам. Причем, в этом случае, ваш текст будет несколько отстранен от вас, его редактура (критика) будут не столь болезненны для ранимой поэтической души. "