– Привет, чемпион! Как будем завтра день рождения справлять? – спросил отец Вовку прямо с порога. И всё-то отцу надо! Отстал бы лучше с такими вопросами, своими делами занялся! «Привет, чемпион, привет, чемпион!» Какой из Вовки чемпион?! Отец думает: отдал сына в секцию вольной борьбы – Вовка оттуда чемпионом вышел! Ага, как бы не так! На первом занятии ещё ничего: только устал крепко. А вот на втором случилось то что случилось: когда все эти наклоны-приседы-скрутки на разминке делали, Вовка не утерпел и пукнул. Вроде тихонечко, да оно и понятно: ведь поел в обед плотно – первое, второе и компот, и потом – грушу – в сумку мама положила – вот и результат. И сдерживался, как мог сдерживался, а все всё равно услышали: кривляться начали, носы закрывать... Он, Вовка, и так особой смелостью и ловкостью не мог похвастаться, а с тех пор совсем оробел: началось такое... Пацаны дразнят, издеваются: то выкинут его брюки в раздевалку к девчонкам, то в сумку ему грязной туалетной бумаги натолкают... Вовка давно уже на занятия в секцию не ходит. Послоняется по городу отведённое время и – домой. Слоняться последнее время не хочется: погода-дрянь, но отец после ночной смены – дома, сразу спросит: почему не на секции? Мать поздно с работы приходит. Она вечером его школьными уроками интересуется. У них так заведено. Дисциплина. Чтобы из Вовки сделать настоящего мужика. Заведено. Только, видать, «криво вставлено» – так отец шутит, если дело не по-правильному идёт.
Вовка устал врать. А тут ещё этот чёртов день рождения! Вовке бы честно сказать отцу, почему он секцию бросил, и что ему туда больше ходу нет. Но как скажешь? Не может он такого сказать. Пусть само как-нибудь. Лучше он побродит. Это – «малый сабантуй». Так отец говорит, когда перетерпеть можно. – Сын, одиннадцать лет – это дата! Это сто́ит со своими спортивными друзьями отметить. Предлагаю устроить в секции после занятий чаепитие вместе с товарищами по команде! Вот я тебе и торт заказал. – Отец открыл дверку холодильника и вынул торт: большой, с завитушками из воздушного крема и блестящей шоколадной цифрой «одиннадцать» посередине. В другой ситуации Вовка бы обрадовался, прыгал до потолка! У них в семье торты только по праздникам: дисциплина питания – так отец говорит. А тут... Вовке самое время признаться, он уже и слова приготовил – а, будь что будет! Отец его не бьёт. Зато говорит: «Бить тебя некому!» Но от этого – ещё стыдней. Но тут отец начал вслух мечтать, планы строить: какой он, Вовка, молодец у него растёт, какое у него спортивное будущее – прямо как в кино! Вовка смотрит на счастливое лицо отца и язык у него не поворачивается на горькую правду.
Назавтра, сразу после школы, натянув на себя «жёлтую майку лидера» и новый, только что подаренный родителями спортивный костюм, Вовка получил из отцовых рук упакованный торт, пакет с одноразовой посудой и сменную обувь положил в сумку и побрёл на секцию. Он так решил. Ради отца. Ну, мало ли, что больше месяца не ходил! А теперь – будет! Теперь – день рождения, теперь у него торт – на всех... Вовка сел в автобус и вышел на нужной остановке, но тут в его голове с новой силой затрепыхалась мысль: вот они, спортивные друзья называются, ему грязной туалетной бумаги в сумку, а он им – торт... И ведь ничего не переменится – только хуже будет: засмеют ещё сильнее! И какой же он после этого настоящий мужик, если такое прощать за-просто-так станет?! Так что бросил – и бросил. И возврата нет. Нет возврата. И Вовка "перерешил" – свернул в безлюдный угол сквера, сел на сырую холодную лавку под голым каштаном, а торт поставил рядом. Что с ним делать, с тортом-то? Выкинуть – жалко, домой нести – так там гости, родственники собрались праздновать... А тут он, именинник, с тортом вернулся – здрасьте-пожалста! И тогда уже перед всеми придётся оправдываться... – не-е-е-т, такого счастья Вовке не надо! Он распаковал торт, вынул белую пластмассовую ложку из пакета и стал есть. Есть было трудно. Во-первых – холодно, во вторых – много. То, что «во вторых» было ещё хуже, чем то, что «во-первых». Это Вовка понял, когда съел примерно четвертину. Захотелось пить, и лучше бы – горячего чаю, но чаю не было – был один торт. И Вовка продолжил есть так, яростно запихивая куски в рот, с трудом глотая и снова запихивая. В это время из кустов вышла тощая псина и по-собачьи вежливо попросилась "к столу". Вовка был рад, насколько он мог радоваться в настоящий момент: «Ну, Дружок, опаздываешь! Тут пир горой! Мне сегодня – одиннадцать лет! Я расту настоящим мужиком, и вырасту, так и знай, и пусть они там без меня – герои и чемпионы, обвешенные медальками! Я и без этого, и без них вырасту! Ешь-ешь, угощайся за моё здоровье. Жаль, чаю нет, но тебе и не надо. Бесчайное у нас с тобой, Дружок, чаепитие!» Собака уплетала бисквит, а Вовка собрал в ладонь дождевых капель с ветки и «по-собачьи» слизал их. Собака ела, а Вовка говорил – он рассказывал всю свою жизнь, свои мечты, но не так, как пишут в школьных сочинениях на тему "как я провёл лето" и "кем я хочу стать", а без прикрас, без желания получить пятёрку, или даже четвёрку. Может, и тройки бы за такие истории не поставили, может, даже выгнали бы из класса – а, ерунда! Зато всё это – чистая правда. Такой он, Вовка, уродился – не киношный, не чемпионистый – ну так что ж! Зато решительный и гордый, из такого может в будущем получиться настоящий мужик.
Собака облизала донышко коробки, по-собачьи прихорошилась, ещё немного послушала – из вежливости, и ушла. А именинник всё ещё выхаживал положенное время по скверу, собирая мокрые каштаны и прицельно швыряя их по металлическим мусорным урнам в виде пингвинов, стараясь попасть по белому «пузу».
Гости были уже в сборе, но виновник торжества с порога сказался усталым, принял подарки, выпил шесть полных чашек чаю кряду и пошёл в свою комнату. – Ну, укатали мне внука, укатали! – возмутился дед. – Перетренировался, по всему понятно! Где это видано – так вот без сил падать?! Я бы, не откладывая, завтра же к тренеру сходил! Не дело – так пацана гробить. Им только результаты давай! А здоровье?! Здоровье ни за какие медальки не купишь. Гости поели, негромко поговорили и разошлись.
Вовка ничего этого не слышал. Он спал.
На следующий день отец встретил Вовку, пришедшего из школы, странным долгим взглядом, без привычных свойских шуток: – Ну, здравствуй, сын. Расскажи-ка мне: как прошло вчерашнее чаепитие? – А не было чаепития. Не пошёл я. Бросил. – Бросил – понимаю. Не понимаю, почему от чужих людей узнаю об этом. Отец помолчал, нервно, до хруста разминая пальцы рук, потом добавил: – А скажи ты мне, пожалуйста, куда ты торт подевал? – Съел. – Один?! – Сначала – один, а потом собака пришла. – Ну, если собака – уже лучше. – отец помолчал, подбирая слова, но ничего лучше не надумал, чем спросить: – Ты скажи мне, сын, как дальше-то жить будем? – Жить будем, – ответил Вовка, – и в настоящего мужика вырасту. Не сомневайся. – Повернулся и пошёл в свою комнату.
Мне рассказ понравился, но сама уже много лет занимаюсь единоборствами и точно скажу - в таких видах спорта не задерживаются люди, которые ведут себя, как Вовкины товарищи по секции. Наоборот, тренировки формируют у мальчишек настоящий мужской характер и правильное отношение к жизни. И никто не будет издеваться из-за такой ерунды. И жаль, что парень бросил.
Я бы сказала, что это рассуждения не об этом самом рассказе, а о том, о чём Вы сами могли бы написать рассказ. И тут - обычная ошибка рассуждения: на этом месте несогласия Вы уже не читаете, а СОЗДАЁТЕ СВОЙ СЮЖЕТ, и - прости-прощай автор вместе со своими героями.
Так часто читают: не по-моему пошёл сюжет - значит, это неправильный рассказ. (Это я не о Вас, Таня, это из жизненного опыта)
И, скажете, что единоборцы - это дрессированные игрушечные котики, мягкиедобрыеипушистые?? Посмотрите, какие комменты хотя бы на "боевых ботаниках" - а Вы говорите "не задерживаются"... Нет, есть и другие - высокие, благородные. Всякие есть.
Простите, но было бы весьма неправильно требовать от пацана (а ГГ у нас все же пацан) академической правильности, а если бы Автор употребил фразу "он пошёл в секцию на занятия вольной борьбы" или типа того - это было бы фальшиво. Тысячи мальчишек и девчонок ходят "на секцию" и их родители говорят так же. Вот если бы мальчик был профессорским сынков и бабушка ежедневно стелила белую крахмальную скатерть перед тем, как накрыть стол к обеду - " в секцию" было бы уместно.
А эта история тем и хороша, что там нет фальши. Каждое слово честное.
Как говорят "тысячи мальчишек, девчонок и их родители" - это одно. А как пишет на русском языке автор - это другое. Обратите внимание, что в рассказе это "на секцию" не в прямой речи (тогда можно было бы ссылаться на "так говорят"), а в словах автора, т. е. должно быть написано по-русски, без просторечий/диалектов. Просторечия автор, конечно, еще мог бы использовать, но не наряду с пафосными выражениями вроде "возврата нет". То есть общий стиль должен быть выдержан.
При чем тут аргументация "нет фальши" (потому, выходит, можно писать небрежно?), вообще не поняла.
Так и я тоже сказала, что рассказ хороший. Но по поводу "не от лица лингвиста" - так любой рассказ (хотя бы и у Чехова/Куприна) не от лица написан. Но лингвистические ляпы (а неправильное использование предлога - это именно ляп и есть) для настоящего писателя недопустимы (Достоевского тут не припоминаем - это надо именно Достоевским стать, чтобы позволить себе однажды описать круглый стол овальной формы).
Тем более что и сама Вика здесь пишет:
Цитата
взгляд зацепляется за уже написанное, находит погрешности - приходится "ремонтировать"
- то есть автор стремится к совершенствованию, и это очень хорошо.
А по поводу "возврата нет" - это уже к Пушкину с его "Е. О.". Вот там совсем не пафосно, потому что в общий стиль попадает.
Познал я глас иных желаний, Познал я новую печаль; Для первых нет мне упований, А старой мне печали жаль. Мечты, мечты! где ваша сладость? Где, вечная к ней рифма, младость? Ужель и вправду наконец Увял, увял ее венец? Ужель и впрям, и в самом деле, Без элегических затей, Весна моих промчалась дней (Что я шутя твердил доселе)? И ей ужель возврата нет? Ужель мне скоро тридцать лет?
Повторюсь: отдельные выражения типа этого вполне могут мелькать в современных рассказах, но не рядом с просторечиями и попросту языковыми ошибками.
Настоящий писатель - это хороший писатель (для настоящего читателя, разумеется, - то есть для человека, который разбирается в литературе, пусть и не профессионально). Именно из них, из настоящих, вырастают классики. Эта оценка тоже нуждается в пояснении? Тогда вот:
Марго, прошу прощения, что вклиниваюсь: а разве в ситуации, описанной в рассказе, именно в указанном моменте, нет пафоса? Когда человек принимает решение, и оно эмоционально, в нём без пафоса - никуда.
К тому же, стиль отличается от приведённого Вами, пушкинского. "И ей ужель возврата нет?" Вот эти "ужели" и делают погоду.
А чем тогда знаменитое: " - ТОМ! - Нет ответа" - не пафосно??
"Нет ответа" - из одного ряда с "нет возврата".
И тут всплыла в сознании табличка: "НЕТ ВЫХОДА". ))))
О, сколько же встаёт запретных выражений ПОД ЗНАКОМ ПАФОСА!!!
Марго, нет, не оставлю без внимания. Мне разобраться надо.
Я и до дискуссии думала об этом.
Смотрите пожалуйста: Отец думает: отдал сына в секцию вольной борьбы – Вовка оттуда чемпионом вышел! - я пишу "в секцию". а вот здесь:...Вовка давно уже на секцию не ходит. Послоняется по городу... предлог "в" у меня доверия не вызывает - вышло "на". Почему так? Я не специалист, не могу понять разницы в этих конструкциях.
О, вдохновение есть, нет времени! И слишком много оплошностей в моей писанине - собираюсь строчить новое, а взгляд зацепляется за уже написанное, находит погрешности - приходится "ремонтировать". Хорошо тем, кто умеет. Я только учусь. Мне трудно )
Вовка - молодец! Не сломался, не потерял веру в себя. Но почему?! Почему так жестоки дети? Возможно, у них еще недостаточно эмпатии, но ведь есть взрослые - учителя, классный руководитель, которые не могут не заметить травлю ребенка. Их задача остановить, объяснить, привлечь родителей виновных. В моём, достаточно далёком, школьном детстве, не было такого. У моих детей такое редко,но встречалось, а сейчас (о чем свидетельствуют периодически всплывающие жестокие видео-ролики) изгои есть почти в каждом классе. Органически не переношу, когда обижают слабых. Ваш рассказ прочитала с большим интересом.
Спасибо, Пелагея, за отзыв! К сожалению, нашла его только сейчас. Собственно, наверное, дело не только в травле, которая, к сожалению, нередкое явление. Родители зачастую видят в ребёнке показательный объект собственной гордости, и плохо разбираются в том, какой он на самом деле и что ему нужно.
Я счастлива, что "попала" в читателя.
И тут - обычная ошибка рассуждения: на этом месте несогласия Вы уже не читаете, а СОЗДАЁТЕ СВОЙ СЮЖЕТ, и - прости-прощай автор вместе со своими героями.
Так часто читают: не по-моему пошёл сюжет - значит, это неправильный рассказ.
(Это я не о Вас, Таня, это из жизненного опыта)
И, скажете, что единоборцы - это дрессированные игрушечные котики, мягкиедобрыеипушистые??
Посмотрите, какие комменты хотя бы на "боевых ботаниках" - а Вы говорите "не задерживаются"...
Нет, есть и другие - высокие, благородные.
Всякие есть.
Спасибо за Ваш отзыв.)
Хотя - в жизни всякое бывает)
Читал раньше. Очень хорошо помню, утащил к себе в избранное ещё тогда.
Я заметила )
http://new.gramota.ru/spravka....8%D1%8E
Ну, или на занятия в секции [вольной борьбы]. А так вышло все равно что ходить на кружок [вязания].
А эта история тем и хороша, что там нет фальши. Каждое слово честное.
При чем тут аргументация "нет фальши" (потому, выходит, можно писать небрежно?), вообще не поняла.
Извините, что не отдельной рецензией. Мне рассказ понравился, особенно просторечиями. И «на кружок» бы зашло, чай, не от лица лингвиста написан.
Тем более что и сама Вика здесь пишет:
- то есть автор стремится к совершенствованию, и это очень хорошо.
Познал я глас иных желаний,
Познал я новую печаль;
Для первых нет мне упований,
А старой мне печали жаль.
Мечты, мечты! где ваша сладость?
Где, вечная к ней рифма, младость?
Ужель и вправду наконец
Увял, увял ее венец?
Ужель и впрям, и в самом деле,
Без элегических затей,
Весна моих промчалась дней
(Что я шутя твердил доселе)?
И ей ужель возврата нет?
Ужель мне скоро тридцать лет?
Повторюсь: отдельные выражения типа этого вполне могут мелькать в современных рассказах, но не рядом с просторечиями и попросту языковыми ошибками.
http://gramota.ru/slovari....A&all=x
Когда человек принимает решение, и оно эмоционально, в нём без пафоса - никуда.
К тому же, стиль отличается от приведённого Вами, пушкинского.
"И ей ужель возврата нет?"
Вот эти "ужели" и делают погоду.
А чем тогда знаменитое:
" - ТОМ! - Нет ответа" - не пафосно??
"Нет ответа" - из одного ряда с "нет возврата".
И тут всплыла в сознании табличка: "НЕТ ВЫХОДА". ))))
О, сколько же встаёт запретных выражений
ПОД ЗНАКОМ ПАФОСА!!!
Спасибо за дискуссию
А если Вам мое замечание по поводу "на секцию" показалось излишним, просто обойдите его стороной.
Успехов Вам!
Мне разобраться надо.
Я и до дискуссии думала об этом.
Смотрите пожалуйста:
Отец думает: отдал сына в секцию вольной борьбы – Вовка оттуда чемпионом вышел! - я пишу "в секцию".
а вот здесь:...Вовка давно уже на секцию не ходит. Послоняется по городу... предлог "в" у меня доверия не вызывает - вышло "на".
Почему так?
Я не специалист, не могу понять разницы в этих конструкциях.
отдал в секцию
не ходит на секцию -
вроде же похоже, но...
поясните, пожалуйста.
Спасибо, Марго.
Вика, отлично написано!
Такие рецензии дают мне надежду, что я не зря по сто раз шлифую тексты.)
спасибо)
Вот пришла - времени наскребла подредактировать тексты, а отредактированное можно и на общее обозрение - пусть читается!
можно ещё кропать))
вдохновения))
И слишком много оплошностей в моей писанине - собираюсь строчить новое, а взгляд зацепляется за уже написанное, находит погрешности - приходится "ремонтировать".
Хорошо тем, кто умеет.
Я только учусь. Мне трудно )
это круто и интересно))
удачи)
Но почему?! Почему так жестоки дети? Возможно, у них еще недостаточно эмпатии, но ведь есть взрослые - учителя, классный руководитель, которые не могут не заметить травлю ребенка. Их задача остановить, объяснить, привлечь родителей виновных.
В моём, достаточно далёком, школьном детстве, не было такого. У моих детей такое редко,но встречалось, а сейчас (о чем свидетельствуют периодически всплывающие жестокие видео-ролики) изгои есть почти в каждом классе.
Органически не переношу, когда обижают слабых. Ваш рассказ прочитала с большим интересом.
К сожалению, нашла его только сейчас.
Собственно, наверное, дело не только в травле, которая, к сожалению, нередкое явление. Родители зачастую видят в ребёнке показательный объект собственной гордости, и плохо разбираются в том, какой он на самом деле и что ему нужно.