Одинокий, молчаливый Тихон жил на краю села, в брошенной с войны избе.
Говорили, что вся его семья погибла, а сам он вернулся контуженным. Потом отошёл, понемногу, даже пастухом его работать поставили, хотя так и остался немного туговат на ухо. Однако, не сильно ему глухота досаждала, что надо — слышал.
Жёстким он был, но по своему разумению, справедливым: уж если кого возненавидел — то за дело, бесповоротно, раз и навсегда. Ненавидел за малейшие признаки малодушия или при одном подозрении. Сплюнет, посмотрит зло, и уж более не подойдёт. Бывало, он подолгу не показывался из дому, а тут оделся не в рабочее, вышел.
Тут бабы его и заприметили:
— Глянь, а? Глянь, наш Филин видно в гости собрался: и оделся, и подпаясался! Никак свататься пошёл!
Подруженьки в хохот. А Тихон идёт себе, не глядит.
— Ты, Филин, скажи, как ожениться соберёшься, я тебя в список ожидания внесу! — не унимается Любка, суматошная, острая на язык баба. Ничто её не уймёт. Даже похоронка на мужа. Закрылась в избе, поревела два дня в голос — и опять за своё. Раньше Тихона побаивалась, а теперь как с цепи сорвалась.
Наклонился Тихон резко, схватил камень, но не шибко большой — и по голяхам бабам.
Визг, смех, возмущённые крики, пальцы у виска. Больше всех Любка не унималась, даже побежала вдогонку, камень бросила, да не попала.
Тихон слышал, как он о землю ударился: маленький, легкий.
Плюнул Тихон и пошёл. Даже ненавистного взгляда не кинул: что с неё взять? Баба.
Бабы тихонько постояли, судача ему в след и больше задирать не стали. Кто ж его знает, что он там думает? Голова — что колода, мыслей — без брода.
Кто бы мог подумать, что Любка скрытно бегать к нему станет!
Да только шила в мешке не утаить, прознали в селе. Как-то при перебранке стыдить стали, гулящей обругали. Любка тогда виду не показала, а стала с тех пор ходить к нему в открытую. Так и стали жить на два дома. У Любки-то мама старая, больная дома доживала. Куда её в другозьбу переть? Или мужика чужого к ней, сердешной, вести?
Как сошлись Любка с Тихоном — оба посмирнели, но не сразу. Бывало, напьётся он, и давай с топором бабу по всему двору гонять.
Слушал, слушал их сосед, и пришёл поговорить, покуда беды не случилось.
Время выбрал такое, когда полюбовники в ссоре были. Тихона нигде видно не было, вот и пришёл сосед поговорить, но не к его избе, а с её стороны улицы, походом — остановился.
— Здравствуй, хозяйка, - Любе говорит, — пришёл вот, тебя проведать, как ты жива-здорова, а то не равён час, Тихон тебя приговорит, с топором бегаючи.
— Э-эх, - да много ли ты о нём понимаешь! — укоризненно покачала головой Любка и отмахнулась. — Он там сейчас переживает, небось...
— А чего ему сделалось? Никак сам себя обухом хватил?! — щурит глаза сосед, посмеиваясь.
— Да нет. Пришла я к нему в избу как-то зимой, бумагу с почты принесла, а он на полу лежит. Всё ли ладно, думаю? Зашла, посмотрела, а он спит. Стала его будить, тронула за плечо, позвала, гляжу, — пьянёхонек!
— Велика беда напиться! Эка невидаль.
— Напиться-то немудрено, да он так напился, что до беспамятства, так, что век не разнять. Ничего не чует. Ну, думаю, пускай проспится хорошо, а тут он поворачивается и говорит внятно так, глаз не открывая: «Эх, Васенька, ты, Васенька... И ты меня оставил...» и так мне его жалко стало — аж до слёз. Вот я и стала к нему приходить. То приберусь, то остирну чего, на речку снесу. Он всё гнал меня от себя, как собаку, но терпел мой язык долго. А потом за топор и схватился.
— А кто это — Васенька?
— Да, кот его. Ещё осенью ушёл — и с концами... Так, что душа у Тихона нежная...
— Это потому он за тобой с топором бегает?
— Так это он для виду, а догонит, прижмёт о стену, как кочет налетит, и тогда уж даёт жару!
— Может, Архипыча позвать, утихомирить?
— Милицию призвать? Зачем? Нам и без него хорошо!
— Ну, я думал бьёт он тебя, раз, говоришь, даёт жару. А ты в этом смысле... Не обижает, значит?
— Нет, милуется...
— Так зачем же орать-то, перед этим, и с топором бегать? Неужто такие страсти? — с досадою говорит сосед. Видать наболело ему, — Вся деревня теперь знать должна, чем вы там занимаетесь, и когда?
— А не будет теперь топора. — мечтательно говорит Любка, — Скажу ему, что ты обо всём спрашивал, и теперь знаешь всё.
— А ну как за мной теперь бегать станет? — испугался сосед.
Зря, между прочем, испугался.
С тех пор Тихон больше, и вправду, за Любкой с топором не бегал.
Даже не берусь гадать, чем он заменил сию романтическую прелюдию.
А как померла у Любки мать — так он и вовсе на свою сиротинку дышать боялся. Но и ему видно ласки досталось. Стали сельчане на его лице замечать мимолётную улыбку, такую, как солнышко в ненастный день: проглянет — и скорее опять спрячется. А величали его теперь с Любкиной подачи стали Тихоном Петровичем.
Картина: «От своего двора»
Худ. Кабачек Леонид Васильевич (1924-2002)
Опубликовано: 17/02/19, 16:28 | Последнее редактирование: Алекс_Фо 22/11/20, 07:44
| Просмотров: 752 | Комментариев: 21
Спотыкает на каждом шагу :(
Если напишу то, чем хочется поделиться — спешу выложить, а потом вычитывать уже труднее — глаз замыливается, к сожалению.
На сайте много людей, готовых помочь, подправить, посодействовать.
Много филологов и других представителей подобных страшных профессий. :)
Выберите себе помощника, который просто будет просматривать Ваш текст перед публикацией.
Боюсь, что начну досаждать кому-нибудь этим)
Если что заметите — пишите! ))
Кричит Любка, дразнится – это она внимание Тихона привлекает, да и Тихон понарошку сдачи даёт. Стала Любка бегать к Тихону, и вроде как, осуждают её сельчане (а как же! положено!), но и простили быстро, понимали и про бабскую долю безмужнюю, и про маму её старенькую. А уж спектакль с топором чистой воды представление на публику! Видно, не хотел Тихон признаваться перед сельчанами, что забыл траур свой, полюбил Любку. А раз уж все узнали, то и прекратил спектакли устраивать.
В рассказе много просторечий, поговорки, которые, на мой взгляд, только украшают его, расцвечивают, придают особый колорит.
Вот такая вот нестандартная пастораль получилась. И она нравится мне)
И хитрость есть, и юмор, про который пишете, а точнее, как говорят в народе, история эта — «и смех и грех».))
Юмор, вообще, очень присущ деревенскому социуму, иногда думаю, что у него некоторые функции религии, например, по поддержанию морали на селе, (и не только))
Но за всем этим хотелось показать отношения между людьми в заданных обстоятельствах, чувства, которые они испытывают, как-то выражают и проявляют.
Пастораль, если ее рассматривать ближе, не будет столь уж поэтично и прилизанно выглядеть.
Но цель была не в этом.
Откуда берётся любовь? От чего возникает, и каковы у неё шансы сбыться в таких обстоятельствах, далёких от идеальных?
Реальности пасторальной, может быть, по духу, но вполне себе человеческой: со слабостями, несовершенством, и т.д.
Я отвечала на этот вопрос в данном, конкретном случае.
Знаете, раньше, в старших классах, не понимала Шолохова. Это к слову, раз уж его упоминали, (хотя и не вы, конечно).
Мне казалось: ни одного «положительного» героя, неотёсанность, запутанность, непроявленность или неочевидность чувств и мотивов героев...
Одни эмоции...
Мне не были симпатичны его герои, не были понятны. О чем вообще пишут авторы, когда хватаются за перо? Много о чем.
Неосознанность, прорыв в самоосознание, или — ... не прорыв. О хаосе и гармонии, которая из него складывается.
А шутовство и трагичность всегда рядом, это да))
Извините, я кажется не только вам ответила, как собиралась(( ))
Случайно так вышло))
С уважением,
Елена
В небольшой рецензии не расскажешь всего, о чём думается после прочтения рассказа, но в основном, я, кажется, правильно поняла Вашу задумку)
Рада была такому прочтению.
Слово "пастораль" там, всё-таки, не в прямом значении, на что указывает "почти" ))
Во-вторых, да, пасторальными называют произведения искусства, воспевающие спокойный, размеренный и красочный сельский быт. И в начале своего зарождения жанр традиционно имел идиллистическое содержание, но слияние жанров ещё никто не отменял. Хотя, даже шутовской, публичный скандал с топором вряд ли можно назвать потрясением, стал бы Тихон так подставляться, если бы на самом деле недоброе замыслил? И Любка – бабёшка не из глупых, автор придала ей обычных, стандартных бабьих черт. Для обоих горемык такое сожительство и являлось счастливой идиллией. Притёрлись, примагнитились, зажили, как голубки.
Никаких тезисов, лично я, здесь не обнаружила. А вот отношение к человеческому достоинству, очевидно, от унижения до уважения, от безысходности до целенаправленности, от нетерпимости к сдержанности, и от озлобленности до любви, да. А разве это не миссия любви – менять людей? При чём здесь плавность? Пути Господни неисповедимы. Всяк к любви своей дорогой идёт, бывает, и через такие ухабы, жуть...
Вы высказали мнение о жанре, в котором автор не писала)
Меня удивила ваша категоричность к автору:
Пастораль - это жанр, который поэтизирует простую сельскую жизнь. Здесь как-то не чувствуется.
То есть, получается, что ваша оценка основана на том, что вы сами себе придумали, в каком жанре пишет автор, искали приметы этого жанра и выявили, что рассказ данному жанру не соответствует)))
Даже при всём том, что соответствует, в действительности-то)
Мда...
Спасибки за "отличную"!
Ещё не мешало бы проверить правильность расстановки запятых - лишнюю заметил.
Секретом осталось и то, куда Тихон таки ходил, вырядившись, как на парад?)
А куда ходил, — так в Сельсовет, скорее всего.
Не пойдёт же в рабочем. Бумаги какие-нибудь подписать позвали, или ещё что))
Пришел, умылся, поел, рубаху переодел и пошёл.