Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Почти пасторально о Тихоне Петровиче
Рассказы
Автор: Ди


Одинокий, молчаливый Тихон жил на краю села, в брошенной с войны избе.
Говорили, что вся его семья погибла, а сам он вернулся контуженным. Потом отошёл, понемногу, даже пастухом его работать поставили, хотя так и остался немного туговат на ухо. Однако, не сильно ему глухота досаждала, что надо — слышал.
Жёстким он был, но по своему разумению, справедливым: уж если кого возненавидел — то за дело, бесповоротно, раз и навсегда. Ненавидел за малейшие признаки малодушия или при одном подозрении. Сплюнет, посмотрит зло, и уж более не подойдёт. Бывало, он подолгу не показывался из дому, а тут оделся не в рабочее, вышел.
Тут бабы его и заприметили:
— Глянь, а? Глянь, наш Филин видно в гости собрался: и оделся, и подпаясался! Никак свататься пошёл!
Подруженьки в хохот. А Тихон идёт себе, не глядит.
— Ты, Филин, скажи, как ожениться соберёшься, я тебя в список ожидания внесу! — не унимается Любка, суматошная, острая на язык баба. Ничто её не уймёт. Даже похоронка на мужа. Закрылась в избе, поревела два дня в голос — и опять за своё. Раньше Тихона побаивалась, а теперь как с цепи сорвалась.
Наклонился Тихон резко, схватил камень, но не шибко большой — и по голяхам бабам.
Визг, смех, возмущённые крики, пальцы у виска. Больше всех Любка не унималась, даже побежала вдогонку, камень бросила, да не попала.
Тихон слышал, как он о землю ударился: маленький, легкий.

Плюнул Тихон и пошёл. Даже ненавистного взгляда не кинул: что с неё взять? Баба.
Бабы тихонько постояли, судача ему в след и больше задирать не стали. Кто ж его знает, что он там думает? Голова — что колода, мыслей — без брода.
Кто бы мог подумать, что Любка скрытно бегать к нему станет!
Да только шила в мешке не утаить, прознали в селе. Как-то при перебранке стыдить стали, гулящей обругали. Любка тогда виду не показала, а стала с тех пор ходить к нему в открытую. Так и стали жить на два дома. У Любки-то мама старая, больная дома доживала. Куда её в другозьбу переть? Или мужика чужого к ней, сердешной, вести?
Как сошлись Любка с Тихоном — оба посмирнели, но не сразу. Бывало, напьётся он, и давай с топором бабу по всему двору гонять.
Слушал, слушал их сосед, и пришёл поговорить, покуда беды не случилось.
Время выбрал такое, когда полюбовники в ссоре были. Тихона нигде видно не было, вот и пришёл сосед поговорить, но не к его избе, а с её стороны улицы, походом — остановился.
— Здравствуй, хозяйка, - Любе говорит, — пришёл вот, тебя проведать, как ты жива-здорова, а то не равён час, Тихон тебя приговорит, с топором бегаючи.
— Э-эх, - да много ли ты о нём понимаешь! — укоризненно покачала головой Любка и отмахнулась. — Он там сейчас переживает, небось...
— А чего ему сделалось? Никак сам себя обухом хватил?! — щурит глаза сосед, посмеиваясь.
— Да нет. Пришла я к нему в избу как-то зимой, бумагу с почты принесла, а он на полу лежит. Всё ли ладно, думаю? Зашла, посмотрела, а он спит. Стала его будить, тронула за плечо, позвала, гляжу, — пьянёхонек!
— Велика беда напиться! Эка невидаль.
— Напиться-то немудрено, да он так напился, что до беспамятства, так, что век не разнять. Ничего не чует. Ну, думаю, пускай проспится хорошо, а тут он поворачивается и говорит внятно так, глаз не открывая: «Эх, Васенька, ты, Васенька... И ты меня оставил...» и так мне его жалко стало — аж до слёз. Вот я и стала к нему приходить. То приберусь, то остирну чего, на речку снесу. Он всё гнал меня от себя, как собаку, но терпел мой язык долго. А потом за топор и схватился.
— А кто это — Васенька?
— Да, кот его. Ещё осенью ушёл — и с концами... Так, что душа у Тихона нежная...
— Это потому он за тобой с топором бегает?
— Так это он для виду, а догонит, прижмёт о стену, как кочет налетит, и тогда уж даёт жару!
— Может, Архипыча позвать, утихомирить?
— Милицию призвать? Зачем? Нам и без него хорошо!
— Ну, я думал бьёт он тебя, раз, говоришь, даёт жару. А ты в этом смысле... Не обижает, значит?
— Нет, милуется...
— Так зачем же орать-то, перед этим, и с топором бегать? Неужто такие страсти? — с досадою говорит сосед. Видать наболело ему, — Вся деревня теперь знать должна, чем вы там занимаетесь, и когда?
— А не будет теперь топора. — мечтательно говорит Любка, — Скажу ему, что ты обо всём спрашивал, и теперь знаешь всё.
— А ну как за мной теперь бегать станет? — испугался сосед.
Зря, между прочем, испугался.
С тех пор Тихон больше, и вправду, за Любкой с топором не бегал.
Даже не берусь гадать, чем он заменил сию романтическую прелюдию.
А как померла у Любки мать — так он и вовсе на свою сиротинку дышать боялся. Но и ему видно ласки досталось. Стали сельчане на его лице замечать мимолётную улыбку, такую, как солнышко в ненастный день: проглянет — и скорее опять спрячется. А величали его теперь с Любкиной подачи стали Тихоном Петровичем.

Картина: «От своего двора»
Худ. Кабачек Леонид Васильевич (1924-2002)
Опубликовано: 17/02/19, 16:28 | Последнее редактирование: Алекс_Фо 22/11/20, 07:44 | Просмотров: 699 | Комментариев: 21
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Огромное количество лишних запятых делают текст сложночитаемым :(
Спотыкает на каждом шагу :(
aleker  (17/11/20 15:18)    


Ну, это довольно распространённый грех, да?)))
Laura_Li  (17/11/20 15:27)    


Увы
aleker  (17/11/20 15:30)    


и ах)
Laura_Li  (17/11/20 15:39)    


Да, у меня такое бывает)
Если напишу то, чем хочется поделиться — спешу выложить, а потом вычитывать уже труднее — глаз замыливается, к сожалению.
Ди  (18/11/20 21:04)    


Позволю себе дать Вам совет.
На сайте много людей, готовых помочь, подправить, посодействовать.
Много филологов и других представителей подобных страшных профессий. :)
Выберите себе помощника, который просто будет просматривать Ваш текст перед публикацией.
aleker  (18/11/20 21:07)    


Спасибо, совет хороший:)
Боюсь, что начну досаждать кому-нибудь этим)

Если что заметите — пишите! wink ))
Ди  (18/11/20 21:35)    


Рассказ с хитринкой, с юморком. Я легко могу представить, как за хорошим столом да за дружеской беседой, кто-то начинает травить байку о странностях деревенской любви. Серьёзно рассказывает, а слушатели понимают все условности, театральность сельских традиций, посмеиваются, комментируют всяк на свой лад.

Кричит Любка, дразнится – это она внимание Тихона привлекает, да и Тихон понарошку сдачи даёт. Стала Любка бегать к Тихону, и вроде как, осуждают её сельчане (а как же! положено!), но и простили быстро, понимали и про бабскую долю безмужнюю, и про маму её старенькую. А уж спектакль с топором чистой воды представление на публику! Видно, не хотел Тихон признаваться перед сельчанами, что забыл траур свой, полюбил Любку. А раз уж все узнали, то и прекратил спектакли устраивать.
В рассказе много просторечий, поговорки, которые, на мой взгляд, только украшают его, расцвечивают, придают особый колорит.
Вот такая вот нестандартная пастораль получилась. И она нравится мне)
Пелагея  (17/11/20 13:55)    


Да, Пелагея, верно подметили: в деревне есть некоторая театральность, церемониальность, эти все формулы, когда «люди добрые!», и «...при всём честном народе». И «что люди о тебе скажут» — из этой же области. Психология человека, который, чтобы не сделал, — всегда на виду: деревня же маленькая, все обо всех и всё знают. Но не всегда: в душу ведь не влезешь. А она есть.
И хитрость есть, и юмор, про который пишете, а точнее, как говорят в народе, история эта — «и смех и грех».))
Юмор, вообще, очень присущ деревенскому социуму, иногда думаю, что у него некоторые функции религии, например, по поддержанию морали на селе, (и не только))
Но за всем этим хотелось показать отношения между людьми в заданных обстоятельствах, чувства, которые они испытывают, как-то выражают и проявляют.
Пастораль, если ее рассматривать ближе, не будет столь уж поэтично и прилизанно выглядеть.
Но цель была не в этом.
Откуда берётся любовь? От чего возникает, и каковы у неё шансы сбыться в таких обстоятельствах, далёких от идеальных?
Реальности пасторальной, может быть, по духу, но вполне себе человеческой: со слабостями, несовершенством, и т.д.
Я отвечала на этот вопрос в данном, конкретном случае.
Знаете, раньше, в старших классах, не понимала Шолохова. Это к слову, раз уж его упоминали, (хотя и не вы, конечно).
Мне казалось: ни одного «положительного» героя, неотёсанность, запутанность, непроявленность или неочевидность чувств и мотивов героев...
Одни эмоции...
Мне не были симпатичны его герои, не были понятны. О чем вообще пишут авторы, когда хватаются за перо? Много о чем.
Неосознанность, прорыв в самоосознание, или — ... не прорыв. О хаосе и гармонии, которая из него складывается.
А шутовство и трагичность всегда рядом, это да))
happy
Извините, я кажется не только вам ответила, как собиралась(( biggrin ))
Случайно так вышло))
С уважением,
Елена
Ди  (19/11/20 09:49)    


Спасибо, что поделились Вашими размышлениями о селе,о любви,о том, как Вы понимаете "пастораль".
В небольшой рецензии не расскажешь всего, о чём думается после прочтения рассказа, но в основном, я, кажется, правильно поняла Вашу задумку)
Пелагея  (19/11/20 12:05)    


Да. Огромное спасибо! smile
Рада была такому прочтению.
Слово "пастораль" там, всё-таки, не в прямом значении, на что указывает "почти" ))
Ди  (19/11/20 14:29)    


От любви да ненависти один шаг. Сложный характер у героя. За котом плачет, на жену с топором. В целом рассказ не плавный, напоминает набор тезисов. В селах люди ближе к природе и чувствуют не так, как в шумных городах. И это слышно в их разговорах, наблюдениях. Это можно было показать, чтобы усилить эффект присутствия. Пастораль - это жанр, который поэтизирует простую сельскую жизнь. Здесь как-то не чувствуется.
Гелия_Алексеева  (16/11/20 09:52)    


А вот не соглашусь, Гелия, с таким безапелляционным заключением. Во-первых, где вы увидели, что автор обозначил своё произведение жанром – пастораль? Здесь рассказ, в название которого присутствует эпитет "почти пасторально" И, в целом, написанное – целиком и полностью соответствует этому почти)
Во-вторых, да, пасторальными называют произведения искусства, воспевающие спокойный, размеренный и красочный сельский быт. И в начале своего зарождения жанр традиционно имел идиллистическое содержание, но слияние жанров ещё никто не отменял. Хотя, даже шутовской, публичный скандал с топором вряд ли можно назвать потрясением, стал бы Тихон так подставляться, если бы на самом деле недоброе замыслил? И Любка – бабёшка не из глупых, автор придала ей обычных, стандартных бабьих черт. Для обоих горемык такое сожительство и являлось счастливой идиллией. Притёрлись, примагнитились, зажили, как голубки.
Никаких тезисов, лично я, здесь не обнаружила. А вот отношение к человеческому достоинству, очевидно, от унижения до уважения, от безысходности до целенаправленности, от нетерпимости к сдержанности, и от озлобленности до любви, да. А разве это не миссия любви – менять людей? При чём здесь плавность? Пути Господни неисповедимы. Всяк к любви своей дорогой идёт, бывает, и через такие ухабы, жуть...
Laura_Li  (17/11/20 15:14)    


Я полностью уважаю Ваше мнение. Но имею право иметь свое. И от этого произведение хуже не станет, а наоборот при обсуждении проявляются его лучшие достоинства. Вспомните Шолохова. Вот, где сельская жизнь! Колоритная, сочная, в единстве с природой. Нам у него еще учиться и учиться. Но мне больше нравится второй рассказ. Все-таки гораздо ближе к изящной словесности. И о селе можно написать красиво и изящно, не теряя при этом колорит. Спасибо за Ваше мнение!
Гелия_Алексеева  (17/11/20 15:33)    


А вы вспомните Л.Н.Толстого, его Анну Каренину) Его идиллические мотивы, как раз – пастораль, и на фоне этой поэтики эсхатологическая символика. Одно другому не мешало.
Вы высказали мнение о жанре, в котором автор не писала)
Laura_Li  (17/11/20 15:44)    


Если говорить отдельно о рассказах, у каждого есть свои достоинства. Но мне, как читателю, может что-то нравиться, а что-то нет. Или не совсем. Даже если не вдаваться в жанры и пр. На каждое произведение есть свой читатель. И еще раз повторяю, от этого рассказ хуже не станет.
Гелия_Алексеева  (17/11/20 16:00)    


Если говорить отдельно о рассказах и о достоинствах/недостатках их, я бы не стала писать под вашей рецензией.
Меня удивила ваша категоричность к автору:
Цитата

Пастораль - это жанр, который поэтизирует простую сельскую жизнь. Здесь как-то не чувствуется.

То есть, получается, что ваша оценка основана на том, что вы сами себе придумали, в каком жанре пишет автор, искали приметы этого жанра и выявили, что рассказ данному жанру не соответствует)))
Даже при всём том, что соответствует, в действительности-то)
Мда...
Laura_Li  (17/11/20 22:39)    


По мне - так отличная "пасторальность"! (правда, показалась затянутой беседа с соседом... так хотелось, чтобы Тихон (ещё не Петрович) вернулся в её продолжение, ...и взял в руки топорик...........:)
Сергей_Чел  (15/11/20 21:07)    


Сосед осторожный, время правильное выбрал))
Спасибки за "отличную"! smile
Ди  (19/11/20 14:43)    


Неплохая пастораль. Повтор царапнул в самом начале "понемногу-немного". Ну и, при переходе "кто бы знал, что Любка бегать к нему станет" нужен разрыв, пустая строка. Т.к. время прошло между этими событиями.
Ещё не мешало бы проверить правильность расстановки запятых - лишнюю заметил.
Секретом осталось и то, куда Тихон таки ходил, вырядившись, как на парад?)
Danish  (15/11/20 20:21)    


Спасибо! Очень дельные замечания, впрочем, как всегда smile Как только станет возможным, — обязательно подредактирую.

А куда ходил, — так в Сельсовет, скорее всего.
Не пойдёт же в рабочем. Бумаги какие-нибудь подписать позвали, или ещё что))
Пришел, умылся, поел, рубаху переодел и пошёл.
Ди  (18/11/20 21:26)    

Рубрики
Рассказы [1132]
Миниатюры [1144]
Обзоры [1450]
Статьи [457]
Эссе [210]
Критика [97]
Сказки [246]
Байки [54]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [156]
Мемуары [54]
Документальная проза [84]
Эпистолы [25]
Новеллы [65]
Подражания [10]
Афоризмы [25]
Фантастика [162]
Мистика [77]
Ужасы [11]
Эротическая проза [5]
Галиматья [299]
Повести [233]
Романы [75]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [17]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2359]
Тесты [22]
Диспуты и опросы [113]
Анонсы и новости [109]
Объявления [105]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [487]
Проза пользователей [194]